Дорожный сбор: правомерность начисления пени

ВОПРОС: Налоговая инспекция проводит на нашем предприятии проверку за 1998 г. и 1999 г. по отчислениям на ремонт и реконструкцию дорог. Устанавливает несвоевременную оплату Сбора (платежные поручения выставлены в срок, но не оплачиваются из-за наличия картотеки) и недочисление Сбора в размере 150 грн.

Имеет ли право ГНИ начислять пеню и применять финансовые санкции по данному сбору, если с 01.01.2000 г. данный Сбор отменен?

ОТВЕТ: Пунктом 2 "Заключительных положений" Закона Украины "Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины" (в редакции от 16.12.97 г., с последующими изменениями и дополнениями, далее - Закон) предусмотрено, что он вступает в силу с 01.01.2000 г. Частью 3 ст.3 Закона определено, что доходная часть создаваемого в составе Государственного бюджета Украины Государственного дорожного фонда Украины "формируется за счет поступлений в полном объеме от акцизного сбора и ввозной пошлины на нефтепродукты, акцизного сбора и ввозной пошлины с импортируемых на таможенную территорию Украины транспортных средств и шин к ним, других поступлений в Государственный бюджет Украины, определяемых Законом Украины о Государственном бюджете Украины на текущий год:" и некоторых иных источников. Закон не предусматривает обязанности налогоплательщиков отчислять средства (обязательный сбор) на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог. Но такая обязанность налогоплательщиков существовала по 31.12.99 г. включительно.

Декретом Кабинета Министров Украины от 21.01.93 г. "О взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей" предусмотрено, что "после окончания установленных сроков уплаты соответствующих платежей невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени: (Как видно из приведенной нормы, пеня начисляется независимо от срока выставления неплатежного поручения.) Пеня из сумм недоимки начисляется из расчета 120 процентов годовых учетной ставки Национального банка Украины от суммы недоплаты, рассчитанной за каждый день просрочки платежа" (ст.4 "Определение недоимки и пени за несвоевременную уплату налогов и неналоговых платежей"). Это же положение отражено в разделах IV и V Инструкции "Об особенностях применения Декрета Кабинета Министров Украины от 21 января 1993 года N 8-93 "О взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей" (с последующими изменениями и дополнениями), утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 02.11.93 N 84

Кроме того, абз.1 п.7 ст.11 Закона Украины от 04.12.90 г. "О государственной налоговой службе в Украине" (с последующими изменениями и дополнениями) налоговым органом предоставлено право по результатам проверки применять к предприятиям финансовые санкции за недочисление суммы обязательного платежа.

Из содержания вопроса можно сделать вывод, что, упоминая об отмене вышеуказанного сбора с 01.01.2000 года, она имеет в виду конституционное положение о том, что законы обратной силы не имеют, кроме случаев, когда они смягчают ответственность. Действительно, ч.1 ст.58 Конституции Украины предусматривает, что законы и иные нормативноправовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица. Однако право толкования Конституции является исключительной прерогативой Конституционного суда Украины (ст.147 Конституции). Решением от 09.02.99 г. N 1-РП/99 Конституционный суд Украины дал следующее толкование ч.1 ст. 58 Конституции: "Положение части первой статьи 58 Конституции Украины о том, что законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица, следует понимать так, что оно касается человека и гражданина (физического лица)". Это "решение : является обязательным к исполнению на территории Украины, окончательным и не может быть обжаловано".

Таким образом, действия налоговых органов в описанной Вами ситуации являются, по нашему мнению, правомерными.