Комментарий к Закону N 1587-111 от 23 марта 2000 года
Контрольные марки для ауди- и видеопродуции.
Со дня официального опубликования этот Закон вступает в силу (официально опубликован 26 апреля 2000 года в газете "Урядовий кур'єр" N 77). С даты вступления в силу Закона ведут отсчет еще два чрезвычайно важных для всех, чей бизнес связан с аудио- или видеопродукцией, срока. Первый, девяностодневный, заканчивается 25 июля 2000 года. Второй, сто восьмидесятидневный, - 23 октября 2000 года. Но перед тем как объяснить важность этих дат для хозяйствующих субъектов, рассмотрим Закон подробнее.
Необходимость его в правовом пространстве Украины очевидна, поскольку Закон "направлен на развитие законодательства Украины об авторском праве и смежных правах, выполнение международных обязательств Украины по защите интересов лиц, имеющих эти права, защиту прав и интересов лиц, занимающихся распространением экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, и потребителей". Какие же права будет защищать новый Закон и каким образом планируется это осуществлять?
Общеизвестно, что видео- и аудиорынок Украины насыщен контрафактной и пиратской продукцией. Так, по данным международных экспертиз, в Украине ежемесячно тиражируется около 5 миллионов видеокассет, из которых более 90% выпускается с нарушением авторских прав. Ежемесячные убытки правовладельцев при этом достигают 4-5 миллионов долларов. По оценке Международного союза интеллектуальной собственности убытки, нанесенные украинскими аудиопиратами индустрии звукозаписи, в 1998 году превысили 126 млн. долларов. И это не удивительно: если себестоимость легально изготовленного компакт-диска составляет около 10 долларов, из которых приблизительно половина - авторский гонорар и выплаты за авторское право, то себестоимость нелегально изготовленного компакт-диска - менее 2 долларов.
Механизм защиты авторских прав на аудио- и видеорынке Украины до сегодняшнего дня опирался на аттестаты на право импорта, экспорта, оптовой и розничной торговли аудиовизуальными произведениями и экземплярами фонограмм. Нормативной базой, регулировавшей порядок выдачи таких аттестатов, были: Указ Президента Украины N 491/98 от 20 мая 1998 года "Об упорядочении торговли некоторыми подакцизными товарами, связанными с использованием аудиовизуальных произведений и экземпляров фонограмм" и принятое согласно этому Указу постановление Кабинета Министров Украины N 1302 от 17 августа 1998 года "Об утверждении Порядка выдачи аттестатов на право импорта, экспорта, оптовой и розничной торговли аудиовизуальными произведениями и экземплярами фонограмм" (с изменениями и дополнениями от 27 октября 1999 года, далее - постановление).
Аттестат удостоверял законность и правомерность использования аудиовизуального произведения и экземпляра фонограммы и выдавался при условии предоставления вместе с другими документами (заявления, нотариально удостоверенная копия свидетельства о государственной регистрации, справки районной налоговой инспекции о взятии на учет и т.п.) и документами, которые "подтверждают, что импортируемая продукция или продукция, которая экспортируется, будет реализоваться при наличии у импортера или экспортера разрешения лиц, имеющих авторское право и смежные права на использование (воспроизведение и/или опубликование) этих произведений и фонограмм" (п.5 постановления).
Законом вводится новый механизм защиты прав авторов и других правовладельцев - маркировка контрольными марками. Контрольная марка - это "специальный знак, удостоверяющий соблюдение авторских и смежных прав и дающий право на распространение, в том числе путем импорта, оптовой и розничной торговли экземпляров аудиовизуальных произведений или фонограмм на территории Украины и их экспорта" (ст.2 Закона).
Итак, если раньше, в "аттестатные" времена, свидетельство правомерности использования экземпляров (аттестат) было "обособлено" от каждого экземпляра (видеокассеты, компакт-диска, аудиокассеты и т.п.), то теперь каждый экземпляр несет на себе знак правомерности использования, поскольку "на упаковку каждого экземпляра аудиовизуального произведения или фонограммы, которые импортируются в Украину или экспортируются из Украины, или воспроизводятся и распространяются в Украине, наклеивается <...> контрольная марка (маркировка экземпляров), являющаяся самоклеющимся голограммным знаком, внешняя сторона которого имеет специальную защиту" (ст.3 Закона). Необходимо отметить, что "распространение на территории Украины или экспорт с таможенной территории Украины не маркированных контрольными марками экземпляров аудиовизуальных произведений или фонограмм, подлежащих маркировке в соответствии с этим Законом, запрещается" (ст.4 Закона).
Возникает вопрос, в каких же случаях экземпляры не подлежат маркировке? Согласно цитированному Закону это:
1) экземпляры, на которых осуществлена запись кратких отрывков аудиовизуального произведения или фонограммы либо кратких отрывков нескольких аудиовизуальных произведений или фонограмм, если такая запись сделана с целью рекламы этих аудиовизуальных произведений или фонограмм;
2) экземпляры, на которых записаны события, имеющие личный характер (семейные праздники), если такие экземпляры распространяются среди участников этих событий;
3) экземпляры, изготовленные субъектом предпринимательской деятельности на оборудовании, являющемся его собственностью (или находящемся в его владении или пользовании), по заказу другого юридического лица только при соблюдении всех условий, предусмотренных ст.10 Закона, а именно:
- заказ выполняется на основании договора подряда (заказа) из первичных материалов, их компонентов или сырья, принадлежащих заказчику или полностью оплаченных заказчиком;
- все первичные материалы (в том числе и передаваемые электронным способом) являются собственностью заказчика, независимо от того, переданы они заказчиком или изготовлены исполнителем в пределах и во исполнение заказа;
- все экземпляры, изготовленные на заказ, передаются заказчику и не используются исполнителем для продажи в качестве продукции его собственного производства;
- авторские и смежные права на экземпляры аудиовизуальных произведений и фонограмм принадлежат заказчику и не переходят к исполнителю заказа;
- право собственности на экземпляры аудиовизуальных произведений или фонограмм принадлежат заказчику, отвечающему за использование авторских и смежных прав относительно этих аудиовизуальных произведений или фонограмм перед третьими лицами;
- экземпляры, изготовленные на заказ, вывозятся за пределы таможенной территории Украины без их распространения в Украине при наличии законных оснований;
- вывоз экземпляров, изготовленных на заказ, из таможенной территории Украины осуществляется непосредственно без передачи прав владения, пользования этими экземплярами третьим лицам;
4) экземпляры, которые перевозятся транзитом через таможенную территорию Украины.
Более того, даже хранение немаркированных аудиовизуальных произведений и фонограмм регламентировано Законом: оно может осуществляться "исключительно воспроизводителями или экспортерами этих экземпляров" (ч.1 ст.11 Закона).
Таким образом, когда Закон начнет действовать, на рынке Украины все экземпляры аудиовизуальных произведений и фонограмм должны быть только маркированными. Какой же порядок получения контрольных марок? Самым важным нововведением Закона является требование к заявителю, желающему получить определенное количество контрольных марок, предоставлять оригиналы авторских договоров, лицензионных соглашений или договоров (контрактов) или других правоучредительных документов, "которыми подтверждается наличие у заявителя авторских или смежных прав на аудиовизуальные произведения или фонограммы и в которых указываются разрешенные способы использования аудиовизуальных произведений или фонограмм" (ст.7 Закона).
И наконец, о "ближайших" практических моментах комментируемого Закона, Прежде всего следует обратить внимание на то, что обязательное применение контрольных марок вводится не сразу после вступления в силу Закона, а постепенно - в течение 180 дней с даты его опубликования (26 апреля 2000 г.). То есть еще некоторое время импорт, экспорт, оптовая и розничная торговля могут осуществляться при наличии аттестатов без обязательного наклеивания контрольных марок.
Этапы постепенного введения контрольных марок и предельные сроки применения аттестатов при осуществлении импорта, экспорта, оптовой и розничной торговли приведены в таблице.
Таблица
+-------------------------------------------------------------------------+
¦Продолжи- ¦26.04.-25.07.2000 ¦ 26.07.-23.10.2000 ¦ С 24.10.2000... ¦
¦тельность ¦ ¦ ¦ ¦
¦этапа ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------¦ ¦ ¦ ¦
¦Субъект ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------------------------------------¦
¦ Условие проведения деятельности ¦
+-------------------------------------------------------------------------¦
¦Импортер ¦Аттестат ¦Аттестат или контро- ¦Контрольная марка ¦
¦ ¦ ¦льная марка ¦ ¦
+-----------+------------------+-----------------------+------------------¦
¦Экспортер ¦Аттестат ¦Аттестат или контро- ¦Контрольная марка ¦
¦ ¦ ¦льная марка ¦ ¦
+-----------+------------------+-----------------------+------------------¦
¦Оптовик ¦Аттестат ¦Аттестат или контро- ¦Контрольная марка ¦
¦ ¦ ¦льная марка ¦ ¦
+-----------+------------------+-----------------------+------------------¦
¦Розничный ¦Заверенная копия ¦Заверенная копия ¦Контрольная марка ¦
¦торговец ¦аттестата импор- ¦аттестата импортера ¦ ¦
¦ ¦тера или оптовика,¦или оптовика, от ¦ ¦
¦ ¦от которого ¦которого получен ¦ ¦
¦ ¦получен товар ¦товар или контрольная ¦ ¦
¦ ¦ ¦марка ¦ ¦
+-------------------------------------------------------------------------+
С 24 октября 2000 года вступят в силу изменения в Кодексе Украины об административных правонарушениях, в частности статья 164-9 "Незаконное распространение экземпляров аудиовизуальных произведений или фонограмм", согласно которой незаконным считается "Распространение экземпляров аудиовизуальных произведений или фонограмм, упаковки которых не маркированы контрольными марками или маркированы контрольными марками, имеющими серию, которая не соответствует носителю этого экземпляра, или номер, не соответствующий данным Единого реестра получателей контрольных марок" (пп.3 п.4 ст.14 Закона). Санкции, предусмотренные данной статьей, - штраф от 10 до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан с конфискацией незаконно распространяемых (то есть немаркированных или маркированных не теми марками) экземпляров. В случае повторного, в течение года, привлечения к административной ответственности по этой статье, предусмотрен штраф от 50 до 200 не облагаемых налогом минимумов с конфискацией незаконно распространяемых экземпляров.
Будем надеяться, что вновь принятый Закон начнет действовать - и Украина будет выведена из "Специального перечня 301", куда она попала как один из наиболее быстро растущих производителей и экспортеров пиратской продукции в Восточной и Центральной Европе.
