Заполняем справку о суммах выплаченных доходов и удержанных
с них налогов физических лиц, предоставляемую по форме N 8-ДР
Налогоплательщики Украины уже третий год предоставляют в органы налоговой службы сведения по форме N 8-ДР о суммах доходов, выплаченных физическим лицам, и удержанных с них суммах подоходного налога.
Уже с первого отчетного периода, за который предоставлялась эта справка, бухгалтеры поняли, что простая с виду форма не так уж просто заполняется.
Поняли это и разработчики, которые периодически вносят корректировки в порядок заполнения этой отчетности. Однако можно предположить и одновременно убедиться на практике, что основной по этому вопросу документ - Порядок заполнения и предоставления юридическими лицами всех форм собственности и физическими лицами - субъектами предпринимательской деятельности справки ф. N 8-ДР, утвержденный приказом ГНАУ от 30.12.97 г. N 473 (в редакции от 06.01.99 г. N 10, далее - Порядок N 473), не дает ответов на многие конкретные вопросы налогоплательщиков. Для получения ответов на ряд таких вопросов определенный интерес, например, представляет письмо ГНАУ от 07.04.99 г. N 5265/7/29-0119 (далее - письмо N 5265), на которое мы будем ссылаться.
Исходя из вышеизложенного, предлагаемый материал призван оказать бухгалтерам практическую помощь в заполнении этой формы отчетности.
Общие требования к заполнению справки:
- справка предоставляется в органы налоговой службы ежеквартально до 15 (включительно) числа месяца, следующего за отчетным периодом (п.4.1 Порядка N 473);
- информация предоставляется за отчетный период, то есть не нарастающим итогом (п.2.5 Порядка N 473);
- справка заполняется машинописным текстом без исправлений и уточнений, с указанием порядкового номера страниц (п.2.2 Порядка N 473);
- при наличии компьютерной техники информация предоставляется в виде файла, который передается в электронном виде и в виде распечатанной копии (п.2.3 Порядка N 473);
- производится сквозная нумерация каждой из заполняемых строк (пп.2.6.10 Порядка N 473);
- справка составляется только на физических лиц, которым в установленном порядке присвоен идентификационный номер. На лиц, которые не имеют указанного номера, предоставление справки возможно только в случае, если они уволились, выехали из Украины или умерли и при этом не имели идентификационного номера (ответ на вопрос N 55 в письме N 5265). К указанным лицам относятся также граждане, которые в связи со своими религиозными или другими убеждениями отказываются от принятия идентификационного номера и официально уведомляют об этом государственные органы (предусмотрено Законом Украины от 16.07.99 г. N 1003-XIV "О внесении изменений в Закон Украины "О государственном реестре физических лиц налогоплательщиков и других обязательных платежей"). На других лиц, которые по каким-либо причинам номеров не имеют, сведения по форме N 8-ДР не предоставляются, при этом у них некоторые налоговые органы на местах требуют сдать информационную справку, которая прилагается к форме N 8-ДР.
Физические лица, о доходах которых представляются сведения:
- работники предприятия. Информация предоставляется на всех физических лиц, которые состояли с налогоплательщиком в трудовых отношениях, независимо от получения ими дохода в отчетном периоде (п.2.1 Порядка N 473). В реквизите "Работало в штате" проставляется наибольшая из месячных за отчетный период (на первое число месяца) численность штатных работников учетного состава юридического или физического лица - субъекта предпринимательской деятельности. В пп.2.6.4 Порядка N 473 предусмотрено, что среднесписочная численность определяется в соответствии с Инструкцией по статистике численности работников, занятых в народном хозяйстве Украины, утвержденной приказом Министерства статистики Украины от 07.07.95 г. N 171. При этом в подпункте 1.14 данной Инструкции указано, что для вычисления среднесписочной численности работников предлагаются два варианта: среднесписочная численность штатных работников списочного состава и среднесписочная численность всего персонала в эквиваленте полной занятости. В Порядке N 473 не указано, каким из возможных вариантов следует воспользоваться при заполнении справки. Принципиальное отличие одного варианта от другого для целей заполнения формы N 8-ДР заключается в том, что в первом случае (когда рассчитывается численность списочного состава) в составе численности, например, не учитываются такие категории работников, как находящиеся в отпусках по беременности и родам; в дополнительном отпуске по уходу за ребенком до достижения им соответствующего возраста; находящиеся в отпуске без сохранения или с частичным сохранением заработной платы (по инициативе администрации, по семейным обстоятельствам или по другим уважительным причинам в случаях предусмотренных законодательством). Если учесть, что одной из основных целей, которая преследуется при получении сведений из показателей рассматриваемой формы отчетности, является информация о доходах физических лиц по основному месту работы (так как от этого зависит размер подоходного налога), можно предположить что при определении численности работников как для заполнения реквизита "Работало в штате", так и для определения перечня тех лиц, сведения о которых отражаются в справке, необходимо использовать вариант расчета среднесписочной численности всего персонала в эквиваленте полной занятости, при котором, в частности, учитываются и вышеназванные категории работников;
-учредители (участники) хозяйственных обществ. Сведения предоставляются на учредителей хозяйственных обществ, которым производились выплаты в отчетном периоде (п.2.1 Порядка N 473). Дополнительная информация содержится в ответе на вопрос N 11 в письме N 5265, в соответствии с которым на предприятии, не имеющем работников, справка должна заполняться и на не получающих доходы учредителей;
- совместители. В реквизите "Работало по совместительству" проставляется количество физических лиц, работавших по совместительству (кроме внутренних совместителей, то есть граждан, совмещающих должности по основному месту работы) (пп.2.6.5 Порядка N 473);
- физические лица, получающие выплаты по договорам гражданско-правового характера. В реквизите "Работало по совместительству" также проставляется количество физических лиц, работавших по договорам гражданско-правового характера (пп.2.6.5 Порядка N 473);
- частные предприниматели. Выплаты, которые производятся частным предпринимателям, отражаются непосредственно в строках справки. Включение частных предпринимателей в реквизит "Работало по совместительству" Порядком N 473 не предусмотрено. Поскольку предприниматели вступают с субъектами предпринимательской деятельности в гражданско-правовые отношения, сведения о них также логичнее включать в реквизит "Работало по совместительству".
Сумма дохода, которая включается в справку
В графе 3 "Сумма выплаченного дохода" за отчетный квартал отражается сумма дохода, фактически выплаченного в отчетном квартале, независимо от периода, в котором он был начислен, и без вычета подоходного налога и сборов на пенсионное страхование и на страхование на случай безработицы (пп.2.6.12 Порядка N 473).
Если заработная плата выплачивалась нерегулярно, частями за предыдущие налоговые периоды, в графе 3 указывается частично начисленная и фактически выплаченная часть заработной платы, с которой удержан подоходный налог. Также на это следует обратить внимание и тогда, когда заработная плата выплачивается вовремя, однако ее получение осуществляется в следующем после отработанного месяце, то есть если этот месяц включается в следующий квартал, эта выплата отражается в справке такого следующего квартала. Соответственно, и суммы подоходного налога с начисленной, но не выплаченной зарплаты отразятся в справке того квартала, в котором она будет выплачена, а налог перечислен в бюджет.
В справку включаются доходы как подлежащие налогообложению, так и те, с которых подоходный налог и другие удержания не производятся. Все выплаты следует рассматривать с учетом видов доходов (согласно кодам, указанным в соответствующем Справочнике, который прилагается к Порядку N 473, далее Справочник видов доходов) и в разрезе лиц, их получающих.
По физическим лицам, которые являются работниками предприятия, доходы должны вноситься в справку отдельно по каждому лицу и по отдельным строкам под следующими кодами признаков доходов:
01 - "Доход по основному месту работы". Учитывая, что перечень таких доходов достаточно обширен и, помимо основной и дополнительной заработной платы, в него включаются другие выплаты, при определении их видов можно воспользоваться пп.8.2 Инструкции о подоходном налоге с граждан, утвержденной приказом Главной государственной налоговой инспекции Украины от 21.04.93 г. N 12 (далее - Инструкция о подоходном налоге). Так, к доходу, полученному по месту основной работы, в частности, относятся: стоимость продукции, выданной в порядке натуральной оплаты; отпускные или компенсация за не использованный отпуск; выплаты за внутреннее совмещение должностей и по договорам гражданско-правового характера (кроме аренды, которая выделена под отдельным кодом), одноразовая помощь, которая выплачивается работникам, выходящим на пенсию (такая выплата, по сути, не считается материальной помощью, и, в соответствии со ст.15 Закона Украины от 16.12.93 г. N 3721-XII "Об основных положениях социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине", налогообложению не подлежит);
03 - "Материальная помощь", которая, помимо денежных выплат, может включать и другие материальные и социальные блага в их стоимостном выражении;
04 - "Дивиденды", если работник одновременно является учредителем;
05 - "Доход, полученный через комиссионную торговлю", если такое физическое лицо - комитент работает у субъекта предпринимательской деятельности - комиссионера;
06 - "Доходы по договору аренды имущества", если арендодатель - работник предприятия, в том числе, если вознаграждение по договору выплачивается в размере соответствующим образом рассчитанных амортизационных отчислений;
07 - "Другие виды доходов", в том числе не включенные в строку 01 "Доход по основному месту работы". При определении перечня таких доходов можно воспользоваться Инструкцией по статистике заработной платы, утвержденной приказом Министерства статистики Украины от 11.12.95 г. N 323, которыми, в частности, являются: вознаграждения по итогам работы за год и за выслугу лет, плата за обучение в учебных заведениях детей работников, стоимость путевок на лечение и отдых, уплата за работников квартирной платы и коммунальных услуг и др.;
08 - "Суммы, получаемые работником на возмещение ущерба, причиненного им увечьем или другим повреждением здоровья". По физическим лицам совместителям доходы должны вноситься отдельно по каждому лицу и по отдельным строкам под следующими кодами признаков доходов:
02 - "Доход по неосновному месту работы", в том числе основная и дополнительная заработная плата и другие выплаты, которые могут осуществляться физическим лицам, находящимся в трудовых отношениях с субъектом предпринимательской деятельности, за выполнение трудовых обязанностей;
03 - "Материальная помощь", которая может быть выплачена совместителю на общих основаниях;
04 - "Дивиденды", если совместитель одновременно является учредителем;
05, 06, 07, 08 - соответствующие доходы с учетом вышеприведенных особенностей.
По гражданам, получающим вознаграждение по договорам гражданско-правового характера доходы должны вноситься отдельно по каждому лицу и по отдельным строкам под следующими кодами признаков доходов:
02 - "Доход по неосновному месту работы", если это вознаграждение по договорам поручения, подряда (аналог - трудовое соглашение), купли-продажи, авторскому договору и др.;
05 - "Доход, полученный через комиссионную торговлю";
06 - "Доходы по договору аренды имущества".
По гражданам, которые являются учредителями (участниками), доходы должны вноситься отдельно по каждому лицу и по отдельным строкам под следующими кодами:
02, 05, 06, 07, если такие граждане вступают с налогоплательщиком в гражданскоправовые отношения;
04 - "Дивиденды".
По гражданам, которые являются субъектами предпринимательской деятельности, доходы должны вноситься отдельно по каждому лицу и по отдельным строкам под следующими кодами признаков доходов:
05 - "Доход, полученный через комиссионную торговлю";
06 - "Доходы по договору аренды имущества";
07 - "Другие виды доходов", например, вознаграждение по договорам поручения, подряда, купли-продажи, авторскому договору и др.
Таким образом, в соответствии с пп.2.6.16 Порядка N 473 по каждому физическому лицу заполняется столько строк, сколько видов доходов оно имеет, а о каждом виде дохода необходимо заполнить только одну строку с обязательным заполнением графы "Идентификационный номер".
Сумма налога, которая подлежит удержанию и отражению в справке
В графе 4 справки отражается сумма фактически удержанного подоходного налога. При этом его удержание для целей заполнения справки имеет ряд особенностей, в том числе по следующим кодам доходов:
01 - "Доход по основному месту работы". Учитывая, что форма N 8-ДР является квартальной, а подоходный налог в соответствии с действующим законодательством удерживается из месячного совокупного дохода, проверить правильность удержания этого налога в случаях, когда он удерживается по основной шкале ставок на основании данных, которые отражаются в графе 4, не представляется возможным;
02 - "Доход по неосновному месту работы". Проверить правильность удержания налога можно в случаях, когда доходы облагаются по ставке 20%, даже если размер таких доходов неодинаков в отдельных месяцах квартала;
03 - "Материальная помощь". Подоходный налог с этой выплаты не удерживается в пределах двенадцати минимальных заработных плат, что в настоящее время составляет 888 гривен. Если размер материальной помощи превышает указанный размер, налог с разницы логичнее отразить в графе 4 по этой же строке. Однако, как правильно указано в примечании 2 к Справочнику видов доходов, в случае сложности выделения части подоходного налога, который приходится на превышающую необлагаемый размер часть материальной помощи (это связано с особенностью исчисления налога с совокупного месячного дохода), допускается в строке вида дохода "Материальная помощь" в графе 4 "Подоходный налог" проставлять цифру "0", а в зависимости от того, по какому месту работы выплачивалась материальная помощь, в строках вида "Доход по основному месту работы" или "Доход по неосновному месту работы" указывать общую сумму подоходного налога, удерживаемого с учетом материальной помощи;
04 - "Дивиденды". В соответствии с Законом Украины от 13.02.98 г. N 129/98-ВР "О внесении изменений в Декрет Кабинета Министров Украины "О подоходном налоге с граждан" с 1 января 1998 года суммы дивидендов не включаются в совокупный доход, если с них был удержан налог на дивиденды в соответствии с Законом Украины "О налогообложении прибыли предприятий". Как указано в примечании 1 к Справочнику видов доходов, в соответствующей строке, в которой проставляются доходы, с которых не удерживается подоходный налог, в графе 4 проставляется цифра "0";
05 - "Доход, полученный через комиссионную торговлю". В соответствии с действующим порядком удержание подоходного налога с доходов от реализации товаров, принадлежащих гражданам - не субъектам предпринимательской деятельности, через комиссионную торговлю не производится. Под действующим порядком следует понимать п.12 Инструкции о подоходном налоге и письмо ГГНИУ от 04.12.95 г. N 10-214/10-5773 "О некоторых вопросах налогообложения", в котором даны соответствующие разъяснения по этому вопросу. Если же комитентом является субъект предпринимательской деятельности, то есть частный предприниматель, с его дохода подоходный налог тем более не удерживается. В любом случае по строке с кодом дохода 05 в графе 4 проставляется "0";
06 - "Доходы по договору аренды имущества". Вознаграждение, выплачиваемое физическим лицам в виде арендной платы, является достаточно распространенной в настоящее время выплатой. При этом если физическое лицо арендодатель, является субъектом предпринимательской деятельности, о чем у него имеются соответствующие документы, арендатор в соответствии с п.12 Инструкции о подоходном налоге при выплате арендной платы налог не удерживает. Если физическое лицо - арендодатель не является субъектом предпринимательской деятельности, арендатор при осуществлении выплаты обязан удержать подоходный налог. В случае, если гражданин-арендодатель не состоит в трудовых отношениях с арендатором, налог удерживается по ставке 20 процентов, а если состоит, то есть является работником арендатора, то у налогоплательщиков возникает вопрос: как удерживается подоходный налог - по основной шкале ставок или в размере 20 процентов.
Однозначного ответа на этот вопрос нет, и аргументы можно привести в пользу обоих вариантов. Так, в соответствии с п.8 Инструкции о подоходном налоге в совокупный налогооблагаемый доход включаются полученные по месту основной работы (службы, учебы) доходы за выполнение трудовых обязанностей, в том числе по совместительству, за выполнение работ по договорам подряда и т. п. При этом под выполнением трудовых обязанностей следует понимать выполнение гражданином работ по конкретной специальности, квалификации, должности на основании заключенного им трудового договора (контракта) с предприятием, учреждением, организацией независимо от формы собственности.
Поскольку выплата вознаграждения по договору аренды не связана с выполнением арендодателем трудовых обязанностей, включать такие доходы в совокупный доход работника формально не следует, хотя в перечень выплат (состав совокупного дохода), указанных в пп.8.2 упомянутой Инструкции, входят доходы граждан, полученные по месту основной работы на основании договоров гражданско-правового характера, к которым относятся и договоры аренды.
Таким образом, однозначный вывод по данному вопросу сделать трудно, но можно предположить, что удерживать подоходный налог по ставке 20% у источника выплаты в конечном итоге более предпочтительно для самого арендодателя, так как у него появляется возможность по итогам отработанного года до 1 марта следующего года предоставить в налоговую инспекцию по месту проживания декларацию о сумме полученного совокупного дохода. При этом сумма полученного дохода может быть уменьшена на сумму расходов, связанных с его получением. Например, при сдаче квартиры в аренду такими расходами могут быть квартирная плата, коммунальные платежи, плата за электроэнергию и другие документально подтвержденные расходы. На основании таких расчетов в совокупный доход будет включаться не сумма всего вознаграждения (выручки), а сумма фактически полученного от данной операции дохода - разница между общей суммой вознаграждения и расходами, понесенными по данной операции. Удерживать подоходный налог по вышеописанному варианту также безопаснее в силу неоднозначной трактовки налоговыми органами действующего законодательства;
07 - "Другие виды доходов". В зависимости от того, кому такие доходы выплачиваются, определяется и размер подоходного налога. Например, доходы работников, состоящих в трудовых отношениях, подлежат обложению по основной шкале ставок подоходного налога, доходы лиц, не состоящих в штате, облагаются по ставке 20 процентов, а доходы частных предпринимателей при наличии подтверждающих этот статус документов обложению не подлежат;
08 - "Суммы, получаемые работником на возмещение ущерба, причиненного ему увечьем или другим повреждением здоровья". В соответствии с пп."л" п.1 ст.5 Декрета Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. "О подоходном налоге с граждан" (далее - Декрет о подоходном налоге) данная выплата не включается в совокупный налогооблагаемый доход граждан.
Отражение в справке льгот по подоходному налогу
В соответствии с пп.2.6.20 Порядка N 473 в графе 8 "Вид льготы по подоходному налогу" отражается вид льгот согласно Справочнику, приведенному в приложении к указанному Порядку (далее - Справочник видов льгот).
Прежде чем остановиться на каждом виде льгот, следует отметить, что в Справочник видов льгот к таковым включены как льготы предоставляемые определенным категориям физических лиц, действительно фигурирующим в Декрете о подоходном налоге, так и виды выплат, которые не включаются в совокупный доход и льготами фактически не являются. Так:
- под кодами от 01 до 07 приведены льготы, которые в соответствии с Декретом о подоходном налоге таковыми и являются. Указанные льготы предоставляются физическим лицам только по основному месту работы, и их коды согласно Справочнику видов льгот могут быть проставлены только в строках с кодами дохода 01 "Доходы по основному месту работы" или 07 "Другие виды доходов";
- под кодами от 20 до 30 приведены "льготы", которые отнесены к таковым только для целей заполнения формы N 8-ДР, а на самом деле являются выплатами, не включаемыми в совокупный налогооблагаемый доход в соответствии с п.1 ст.5 Декрета о подоходном налоге. При этом такие выплаты выбраны из общего числа им подобных по принципу, не поддающемуся логическому объяснению. Эти "льготы", как конкретно обозначенные - 22 "Стоимость путевок :" или 23 "Плата за обучение детей :", так и обобщенные под кодом 30 "Другие виды льгот" (см. п.1 ст.5 Декрета о подоходном налоге), под обложение подоходным налогом не подпадают независимо от того, по какому месту работы они выплачивались, и могут быть проставлены в строках с кодом дохода 01 "Доходы по основному месту работы", 02 "Доходы по неосновному месту работы " или 07 "Другие виды доходов".
Такая группировка несовместимых понятий вносит определенную сложность, связанную с правильным отражением данных в справке. Подпункт 2.6.20 Порядка N 473 предусматривает при наличии у физического лица ряда "комбинированных" льгот определенный порядок заполнения формы, который заключается в следующем:
- для работников предприятия: если физическое лицо имеет право на льготу по одному из кодов 01-07 (предоставление льгот по нескольким основаниям в соответствии с пп.6.4 п.6 Инструкции о подоходном налоге не допускается) и ему производились выплаты, не включаемые в совокупный доход, которые отнесены к видам "льгот" под кодами 20-30, то в основной строке с кодом дохода 01 или 07 проставляется код льготы от 01 до 07 с заполнением всех граф этой строки и одна или несколько строк для отражения выплат по кодам "льгот" от 20 до 30 с заполнением граф: 1 "Идентификационный код"; 2 "Сумма выплаченного дохода"; 5 "Признак дохода" и 8 "Признак льготы по подоходному налогу";
- для совместителей: этой категории физических лиц не могут быть предоставлены льготы под кодами от 01 до 07. В основной строке с кодом дохода 02 "Доход по неосновному месту работы" или 07 "Другие виды доходов" проставляются коды "льгот" от 20 до30;
- для участников (учредителей): этой категории физических лиц могут быть предоставлены льготы по кодам от 01 до 07, если созданное ими предприятие является для них основным местом работы с таким же порядком заполнения строк, как и для обычных работников предприятия (см. выше), в противном случае указанные льготы на них не распространяются. Если этой категории граждан производятся выплаты под кодами "льгот" от 20 до 30, то эти коды проставляются в строках с признаком дохода 02 или 07;
- другие категории физических лиц: частным предпринимателям, гражданам, выполняющим работы (услуги) по договорам гражданско-правового характера, и физическим лицам, не состоящим в каких-либо отношениях с предприятием, льготы по кодам от 01 до 07 без нарушения действующего законодательства предоставлены быть не могут. Выплаты, подпадающие под "льготы" по кодам от 20 до 30, теоретически могут быть осуществлены (например, пенсионерам бывшим работникам предприятия), и коды тогда должны проставляться в строках с признаком дохода 02 или 07.
Как было указано ранее, под выплаты, приведенные под кодом 30 "Другие виды льгот", подпадают выплаты, предусмотренные п.1 ст.5 Декрета о подоходном налоге. К ним, в частности, относятся:
- пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, пособие по уходу за ребенком, другие выплаты на детей;
-пособие на погребение, которое предоставляется как за счет Фонда социального страхования, так и за счет средств юридических и физических лиц;
-алименты, пенсии;
-доходы от реализации личного имущества граждан;
- доходы от реализации гражданами выращенной сельскохозяйственной продукции;
- проценты по вкладам в банках и по государственным ценным бумагам.
У налоговых органов нет однозначного мнения по поводу отражения или неотражения в форме N 8-ДР перечисленных выплат, что, например, следует из ответа на вопрос N 43 в письме N 5265, в котором отвечающие считают, что сведения о доходах, выплаченных населению при закупке сельскохозяйственной продукции по причине неудержания с них подоходного налога, в справку не включаются. Однако, если следовать предложенной логике, в справку также не нужно включать и другие выплаты, предусмотренные п.1 ст.5 Декрета о подоходном налоге, например, стоимость путевок или обучения детей, но эти выплаты имеют персональные коды 22 и 23, соответственно, и их проставление в Порядке N 473 четко регламентировано. Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что пока налоговые органы будут изучать особенности удержания подоходного налога, налогоплательщикам безопаснее включать в форму N 8-ДР все выплаты, которые производились физическим лицам в том или ином налоговом периоде за который представляется отчетность. Если такие выплаты трудно идентифицировать, в соответствии с предложенными в Порядке N 473 видам доходов или льгот, для них есть универсальные коды 07 "Другие виды доходов" и 30 "Другие виды льгот".
Случаи, когда графах справки проставляется цифра "0"
В соответствии с пп.2.6.21 Порядка N 473 в случае отсутствия у работающих лиц доходов в отчетном периоде графы 1 и 2 справки заполняются в обычном порядке, а в графах 3, 4 и 8 проставляется цифра "0".
Учитывая, что в Порядке N 473 к отдельным видам доходов отнесены выплаты, которые можно одновременно считать льготными, т.е. это материальная помощь, дивиденды, возмещение ущерба за повреждение здоровья, то в соответствии с примечанием 1 к Справочнику видов доходов в графе 4 также проставляется цифра "0". Ноль в этой графе проставляется и при осуществлении других льготируемых выплат (путевки, плата за обучение детей, закупка сельхозпродукции и т.п.), при осуществлении выплаты дохода, полученного через комиссионную торговлю, при выплатах частным предпринимателям.
Отражение в справке результатов перерасчета подоходного налога
По окончании отчетного года на каждом предприятии по каждому физическому лицу, имевшему постоянное место работы на конец года на данном предприятии, должен быть произведен перерасчета подоходного налога. И у бухгалтеров при заполнении справки по форме N 8-ДР за первый квартал может возникнуть закономерный вопрос о необходимости включения в эту форму отчетности сведений об указанном перерасчете. Учитывая, что перерасчет подоходного налога производится за прошедшие периоды, по которым уже предоставлялись сведения по рассматриваемой форме, на первый взгляд может показаться, что сведения о перерасчете не имеют прямого отношения к данным о налоге, удержанном из доходов физических лиц, выплаченных в первом квартале. Однако справка N 8-ДР является такой формой отчетности, из которой, помимо других данных, налоговые органы получают сведения о суммах подоходного налога, фактически поступивших в бюджет. А поскольку итоги годового перерасчета влияют на сумму подоходного налога (как правило, за январь и в целом за первый квартал), отражение таких сведений в форме N 8-ДР необходимо для предоставления достоверной информации. При этом размер подоходного налога, удержанного в январе, корректируется на результат перерасчета подоходного налога по конкретному физическому лицу, а в графе 4 формы отражается итоговая сумма налога, фактически перечисленная в бюджет в первом квартале. Аналогичное мнение по этому вопросу изложено в ответе на вопрос N 12 в письме N 5265.
Заполнение справки частными предпринимателями
В соответствии с п.2.6.20 Порядка N 473 справка по форме N 8-ДР заполняется физическими лицами - субъектами предпринимательской деятельности на общих основаниях, с учетом особенностей, изложенных в данном материале, на всех граждан, которые находились с ними в трудовых отношениях.
Внесение исправлений в форму
Механизм внесения исправлений в форму N 8-ДР предусмотрен разделом 3 Порядка N 473 и заключается в следующем.
Если необходимо сделать некоторые корректировки в первоначально предоставленной и принятой справке, то необходимо предоставить две справки, одна из которых изымает ошибочную информацию, а вторая - вносит правильную информацию. В случае самостоятельного обнаружения ошибок юридическим или физическим лицом - субъектом предпринимательской деятельности эти две справки предоставляются по мере возникновения необходимости, но не позднее окончания квартала, следующего за отчетным. В случае обнаружения ошибок органами государственной налоговой службы эти две справки представляются юридическим или физическим лицом - субъектом предпринимательской деятельности в двухнедельный срок после получения уведомления об обнаружении ошибок.
В справке, изымающей ошибочную информацию (корректировочная справка), в правом верхнем углу на первом листе делается надпись "Изъятие".
Корректировочная справка предоставляется на основании информации из копии первоначально предоставленной справки и уведомлений об обнаруженных ошибках, которые отправляются органами государственной налоговой службы юридическому или физическому лицу - субъекту предпринимательской деятельности.
Для изъятия ошибочных строк предоставляется корректировочная справка с заполнением всех граф тех строк, которые необходимо изъять.
Для внесения изменений в строки первоначально предоставленной справки необходимо изъять эти строки согласно п.3.4 Порядка N 473, то есть представить корректировочную справку на них, и дополнительно - еще одну порцию первичной справки без надписи "Изъятие", в которой правильно ввести необходимые строки. Эти две справки, относящиеся к внесению изменений, должны быть скреплены вместе. Для введения пропущенных строк предоставляется дополнительная порция первичной справки без надписи "Изъятие".
