Субсидия и дотация включаются в валовые доходы
ВОПРОС: 1. Нашей организации выделена из государственного бюджета финансовая помощь, которая, по сути, является субсидией. Включается ли она в базу обложения налогом на прибыль?
2. Советом народных депутатов основана газета. В соответствии с уставным договором должно быть 50% покрытия расходов из бюджета в виде дотаций. Если приобретаются материалы и происходит оплата услуг путем взаимозачета за счет бюджетных дотаций, то необходимо ли эти расходы относить к валовым расходам?
ОТВЕТ: Вопросы, связанные с получением и использованием бюджетных средств, на данный момент недостаточно четко определены нормами действующего законодательства. Чтобы выяснить, относятся ли субсидии (дотации) к валовым доходам субъекта хозяйственной деятельности, в первую очередь дадим их определения.
Субсидия - помощь в денежной или натуральной форме, которая предоставляется за счет средств государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим государствам. Различают прямые и непрямые субсидии. Путем прямых субсидий государство финансирует капитальные вложения в отраслях, развитие которых необходимо для экономики в целом. Прямые субсидии активно используются для финансирования фундаментальных научных исследований и исследовательско-конструкторских работ, внедрения в производство новой техники и переподготовки кадров. Непрямое субсидирование осуществляется, в основном, средствами налоговой и денежно-кредитной политики, а также с помощью механизма ценообразования.
Необходимо понимать отличие субсидий от дотаций. Дотация - это метод регулирования хозяйственной деятельности предприятий и организаций путем выделения средств для сбалансирования доходов и расходов. Применяется для поддержки производства продукции, убыточной для изготовления, но необходимой населению или государству, цены на которую фиксируются государством. Источником дотации выступают государственный бюджет и специальные фонды.
Для определения экономического содержания ассигнований, которые выделяются из бюджета, и их влияния на вопросы налогообложения необходимо обратиться к действующей системе бюджетной классификации, так, согласно приложению N 4 к приказу Министерства финансов Украины от 27.12.99 г. N 314 "О внесении изменений в бюджетную классификацию" капитальные трансферты это неоплаченные односторонние платежи органов управления, которые не ведут к возникновению или погашению финансовых требований. Они предусмотрены для приобретения капитальных активов, компенсации потерь, связанных с повреждением основного капитала, или для увеличения капитала получателей. Капитальными трансфертами считаются и неоплаченные, безвозвратные платежи, которые носят одноразовый и нерегулярный характер как для донора, так и для их получателя (бенефициара).
На данный момент действующим законодательством Украины, а именно законами по вопросам налогообложения, не дано определения термина "бюджетные субсидии" (а также и "дотации").
Что касается вопроса включения в валовые доходы бюджетных субсидий и дотаций, то в пункте 4.1 статьи 4 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 22.05.97 г. N 283/97-ВР (с изменениями и дополнениями, далее - Закон) говорится, что "валовой доход - общая сумма дохода налогоплательщика от всех видов деятельности, полученного (начисленного) на протяжении отчетного периода в денежной, материальной или нематериальной форме.
Подпунктом 4.2.16 пункта 4.2 статьи 4 Закона определено, что не включаются в состав валового дохода какие-либо поступления, прямо определенные нормами этого Закона. Как мы знаем, в Законе ничего не сказано о том, что выплаты или платежи, которые осуществляются за счет бюджетных средств, исключаются из состава валовых доходов (см. пункт 4.2 Закона). Поэтому суммы субсидий и дотаций включаются в состав валовых доходов и подлежат налогообложению. В свою очередь, расходы, осуществляемые за счет таких дотаций (субсидий) будут относиться к валовым расходам.
По мнению автора, невключение таких сумм в валовые доходы привело бы к занижению сумм налогооблагаемого оборота и искажению показателей, характеризующих финансовое положение предприятия.
