Регламент
Міжпарламентської Асамблеї держав-учасниць
Співдружності Незалежних Держав
Настоящий Регламент в соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств и Соглашением о Межпарламентской Ассамблее государств-участников Содружества Независимых Государств от 27 марта 1992 года определяет организацию и порядок ее деятельности.
Состав Ассамблеи
Статья 1
1. Межпарламентская Ассамблея состоит из парламентских делегаций государств-участников Содружества Независимых Государств.
2. Верховные Советы (Парламыенты) определяют состав и полномочия парламентских делегаций из числа своих депутатов, а также их руководителей.
3. Парламентские делегации обладают равными правами, а каждая из них имеет один голос.
Организация деятельности
Статья 2
1. Организацию деятельности Межпарламентской Ассамблеи осуществляет Совет Ассамблеи, состоящий из руководителей парламентских делегаций.
Постоянно действующим рабочим органом Совета Ассамблеи является Секретариат Совета Ассамблеи.
2. Межпарламентская Ассамблея проводит очередные пленарные заседания не реже двух раз в год.
Место и время, а также предварительная повестка дня очередного пленарного заседания, как правило, устанавливаются на предшествующем пленарном заседании Ассамблеи. При невозможности провести очередное пленарное заседание в месте и во время, установленные ранее, Председатель Совета Ассамблеи с согласия всех его членов определяет новое место и время его проведения.
3. Внеочередное пленарное заседание Межпарламентской Ассамблеи может быть созвано Советом Ассамблеи.
4. Сообщение о месте и времени проведения пленарного заседания Ассамблеи, а также соответствующие материалы доводятся Председателем Совета Ассамблеи до сведения Сторон Соглашения, как правило, не позднее чем за месяц до начала заседания.
5. Работа Межпарламентской Ассамблеи состоит из пленарных заседаний парламентских делегаций, а также заседаний органов Ассамблеи.
6. Пленарное заседание Межпарламентской Ассамблеи правомочно, если в нем участвует не менее двух третей парламентских делегаций Сторон Соглашения.
Статья 3
1. Межпарламентская Ассамблея формирует из числа представителей парламентских делегаций постоянные и временные комиссии, другие органы для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ее ведению. Для участия в работе комиссий и других органов Межпарламентской Ассамблеи могут привлекаться специалисты и эксперты.
2. Временные комиссии Ассамблеи прекращают свою деятельность после выполнения возложенных на них задач или досрочно по решению Ассамблеи.
3. В период проведения пленарных заседаний или в период между пленарными заседаниями могут проводиться заседания Совета Ассамблеи, а также заседания комиссий и других рабочих органов Ассамблеи и Совета.
4. На период пленарного заседания создается Редакционная комиссия, которая формируется, как правило, на паритетных началах из представителей делегаций.
Статья 4
1. Ассамблея, Совет и другие ее органы проводят, как правило, открытые заседания.
Закрытые заседания Ассамблеи проводятся по предложению делегации постановлением Ассамблеи.
2. Представители средств массовой информации могут присутствовать только на открытых заседаниях.
Повестка дня
Статья 5
1. Проект повестки дня формируется Председателем Совета Ассамблеи на основании предложений Сторон Соглашения и комиссий Межпарламентской Ассамблеи.
2. Парламентские делегации вправе вносить дополнения в проект повестки дня пленарного заседания.
3. Повестка дня утверждается на пленарном заседании Ассамблеи.
Председательствующий
Статья 6
1. Функции председательствующего на пленарном заседании Ассамблеи осуществляют поочередно руководители парламентских делегаций, если не будет принято решение об ином. Очередность определяет Совет Ассамблеи.
2. Председательствующий на пленарном заседании Ассамблеи согласовывает с руководителями парламентских делегаций место и время, а также предварительную повестку дня следующего пленарного заседания.
Председатель Совета Ассамблеи
Статья 7
1. Председатель Совета Ассамблеи избирается членами Совета Ассамблеи тайным голосованием сроком на один год.
2. Председатель Совета Ассамблеи принимает меры по организации работы Ассамблеи и ее органов, проводит заседания Совета Ассамблеи, представляет на утверждение Совета Ассамблеи Положение о Секретариате Совета Ассамблеи и кандидатуру руководителя Секретариата Совета Ассамблеи, подписывает решения Ассамблеи, представляет Ассамблею в отношениях с другими организациями.
Секретариат
Статья 8
1. На время непосредственной подготовки и проведения пленарного заседания Ассамблеи формируется Секретариат пленарного заседания.
2. Секретариат формируется из представителей парламентских делегаций.
3. На Секретариат пленарного заседания возлагается организация подготовки материалов к заседаниям, ведения стенограммы или краткой записи выступлений, оказание помощи председательствующему при определении очередности выступлений и порядка применения положений настоящего Регламента, при регистрации вопросов, справок, сообщений, заявлений и предложений, а также иные обязанности, связанные с обеспечением проведения заседаний.
Права выступающих, порядок ведения,
предложения по процедуре
Статья 9
Представители парламентских делегаций выступают с разрешения председательствующего. В ходе заседаний председательствующий обеспечивает возможность высказать свое мнение всем парламентским делегациям. Прения могут быть прекращены только при соблюдении этого условия.
Статья 10
1. Во время прений на пленарном заседании по одному и тому же вопросу повестки дня каждая парламентская делегация может выступать не более двух раз, если не будет принято иное решение. Если председательствующий на заседании не решит иначе, время одного выступления не должно превышать 10 минут.
2. Предложения по обсуждаемым проектам вносятся в письменном виде в начале заседания либо в устном или письменном виде для внесения в соответствующий текст по мере обсуждения.
Статья 11
1. Представители делегаций, за исключением назначенных докладчиков, выступают в том порядке, в каком они просили слова. Докладчики назначаются решением Совета Ассамблеи и выступают в порядке, определенном в таком решении, либо в порядке, определенном председательствующим.
2. Делегации могут заблаговременно обращаться к председательствующему с письменными или устными заявками с просьбой предоставить слово либо просят предоставить слово непосредственно в ходе заседания.
3. Выступающие могут быть прерваны председательствующим лишь "по порядку ведения".
4. Председательствующий в ходе обсуждения обеспечивает соблюдение Регламента. В случаях, когда выступающий отклоняется от обсуждаемого вопроса, нарушает порядок ведения заседания или допускает некорректные выражения, председательствующий может сделать предупреждение или лишить выступающего слова и предложить парламентской делегации заменить выступающего.
Статья 12
1. В первую очередь слово предоставляется делегациям, желающим предложить:
а) отложить дискуссию;
б) закрыть или отложить заседание;
в) внести любое другое предложение, касающееся ведения заседания.
2. Предложения по вопросам процедуры пользуются приоритетом по сравнению с вопросами по существу, обсуждение которых прерывается на то время, пока рассматриваются вопросы процедуры.
3. Автор предложения по вопросам процедуры кратко излагает мотивы своего предложения, не касаясь существа обсуждаемого вопроса.
4. При обсуждении предложений по вопросам процедуры выступают только делегации - автор предложения и одна делегация, выражающая противоположное мнение, причем ни одна из них не может выступать более 3 минут; после этого на заседании принимается решение.
Принятие решений, кворум
Статья 13
1. Межпарламентская Ассамблея принимает свои решения в форме следующих актов:
заявлений;
обращений;
рекомендаций;
предложений;
меморандумов.
По организационным вопросам Ассамблея может принимать постановления. Межпарламентская Ассамблея разрабатывает рекомендательные, законодательные акты по вопросам, находящимся в сфере общих интересов Сторон Соглашения.
2. Решения Ассамблеи могут приниматься только на ее пленарном заседании.
Статья 14
1. Решения Межпарламентской Ассамблеи по обсуждаемым вопросам принимаются на основе общего согласия (консенсуса). Под консенсусом понимается отсутствие любого официального возражения делегаций, присутствующих на заседании и принимающих участие в обсуждении данного вопроса.
2. Рекомендации, предложения и иные решения, принятые Межпарламентской Ассамблеей, в необходимых случаях направляются Совету глав государств или Совету глав правительств СНГ. Рекомендательные законодательные акты направляются для рассмотрения парламентам Сторон Соглашения.
Рассмотрение рекомендательных
законодательных актов
Статья 15
1. Под рекомендательным законодательным актом понимается примерный законодательный акт, принимаемый Ассамблеей для ориентации согласованной законодательной деятельности Сторон Соглашения.
2. Проекты рекомендательных законодательных актов по решению Межпарламентской Ассамблеи предварительно рассматриваются ее комиссиями. После одобрения соответствующей комиссией или комиссиями по их инициативе Председатель Совета Ассамблеи вносит в проект повестки дня пленарного заседания пункт о рассмотрении и принятии данного акта.
3. Председательствующий на пленарном заседании при определении очередности пунктов повестки дня, как правило, предусматривает приоритетность рассмотрения и принятия актов, если, по его мнению, в повестке дня нет более важных вопросов.
В случае необходимости проекты актов рассматривают на пленарном заседании постатейно.
4. Если в ходе обсуждения на пленарном заседании в проект текста предлагается поправка, имеющая существенное значение, то по предложению любой из делегаций или председательствующего такой проект может направляться на доработку в соответствующую комиссию или комиссии Ассамблеи.
5. Парламентские делегации информируют Ассамблею о результатах рассмотрения их Верховными Советами (Парламентами) рекомендательных актов Ассамблеи.
Наблюдатели
Статья 16
1. С согласия Совета Ассамблеи в работе открытых заседаний Ассамблеи или ее органов могут принимать участие в качестве наблюдателей представители парламентов иных государств-участников Содружества Независимых Государств.
2. На открытых заседаниях могут присутствовать в качестве наблюдателей представители органов Содружества Независимых Государств, государств-участников Содружества, их общественных организаций (объединений).
3. На открытых заседаниях могут также присутствовать в качестве наблюдателей представители органов Содружества Независимых Государств.
Статья 17
1. Наблюдателям, входящим в категорию, упомянутую в пункте 1 статьи 16, председательствующий может предоставить слово в такой последовательности и в такое время, в какое он сочтет это целесообразным.
2. Наблюдателям, не входящим в категорию, упомянутую в пункте 1 статьи 16, также может быть предоставлено слово по просьбе одной из делегаций Сторон Соглашения или по предложению председательствующего.
3. В случае возражений любой из делегаций Сторон Соглашения наблюдатель может быть лишен права выступать на заседании.
Статья 18
Список предполагаемых наблюдателей формируется Председателем Совета Ассамблеи по инициативе участников Соглашения или по просьбе органов и организаций, желающих принять участие в заседаниях Ассамблеи в качестве наблюдателей, и заблаговременно доводится до сведения всех Сторон Соглашения.
Статья 19
Председательствующий на пленарном заседании информирует парламентские делегации о приглашенных на заседание наблюдателях. Наблюдатели не вправе вмешиваться в работу Ассамблеи, обязаны воздерживаться от проявления одобрения или неодобрения, соблюдать установленный порядок.
Языки
Статья 20
1. Официальными языками Межпарламентской Ассамблеи являются государственные языки Сторон Соглашения.
2. Рабочим языком является русский язык, на котором ведется вся документация, кроме случаев, когда принимается иное решение.
Выступление может быть сделано на языке, не являющемся рабочим. В этом случае выступающий должен обеспечить устный перевод на рабочий язык.
Печатные издания
Статья 21
Печатными изданиями Межпарламентской Ассамблеи являются "Информационный бюллетень", журнал "Вестник Межпарламентской Ассамблеи", выпускаемые не реже одного раза в квартал, а также журнал "Диалог".
Финансирование, изменения, хранение
Статья 22
1. Деятельность парламентских делегаций финансируется соответствующими Верховными Советами (Парламентами).
2. Организационное, техническое и иное обеспечение деятельности Межпарламентской Ассамблеи и ее органов финансируется государствами-участниками в размерах, определяемых Советом Межпарламентской Ассамблеи.
3. Изменения в Регламент могут быть внесены на пленарном заседании при условии общего согласия всех Сторон Соглашения.
4. Настоящий Регламент вводится в действие с момента его принятия.
Статья 23
Оригиналы решений Межпарламентской Ассамблеи хранятся в государстве-депозитарии соглашения.
Принят Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств 15 сентября 1992 г.
Дополнен 29 декабря 1992 г., 18 марта 1994 г.
Положение
о постоянных комиссиях Межпарламентской Ассамблеи
Глава I. Состав комиссии
Статья 1
1. Постоянные комиссии Межпарламентской Ассамблеи (в дальнейшем комиссии) формируются Ассамблеей из представителей парламентов государств-участников Содружества Независимых Государств и других государств, подписавших Соглашение о Межпарламентской Ассамблее.
2. Верховные Советы (парламенты) делегируют в каждую из комиссий своих представителей, которые образуют официальное представительство.
3. Представительства каждого из Верховных Советов (Парламентов) обладают в комиссиях равными правами и каждое из них имеет один голос.
Глава II. Организация деятельности
Статья 2
1. Комиссии руководствуются в своей деятельности Уставом Содружества Независимых Государств, Регламентом Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ и настоящим Положением.
2. Комиссии осуществляют предварительные рассмотрения, подготовку вопросов и проектов решений Межпарламентской Ассамблеи для внесения на пленарное заседание Межпарламентской Ассамблеи и в Совет Ассамблеи. Комиссия анализирует и обобщает информацию в сфере своей деятельности, проводит проблемные обсуждения.
3. По итогам работы календарного года в течение первого месяца наступившего года комиссии направляют аналитический доклад о результатах своей деятельности во все Верховные Советы (парламенты) государств-участников СНГ.
Статья 3
1. Организацию деятельности комиссии осуществляют председатель и его заместитель, которые избираются членами комиссии из своего состава и утверждаются Советом Межпарламентской Ассамблеи сроком на один год.
2. Секретарь комиссии утверждается на заседании комиссии из числа работников секретариата Совета Ассамблеи по представлению его руководителя. Секретарь отвечает за подготовку материалов и проектов документов к заседаниям комиссии, информационно-справочное обеспечение и связь между членами комиссии.
3. Комиссия проводит заседания не реже одного раза в квартал. Время, а также предварительная повестка дня очередного заседания, как правило, устанавливаются на предшествующем заседании комиссии.
Внеочередное заседание комиссии может быть созвано ее председателем.
4. Сообщение о месте и времени проведения заседания комиссии и о предварительной повестке дня доводится секретариатом Совета Ассамблеи до сведения членов комиссии, как правило, не позднее, чем за месяц до начала заседания.
5. Заседание комиссий считается правомочным, если в нем приняло участие не менее половины официальных представительств Верховных Советов (парламентов).
Статья 4
Комиссии могут формировать рабочие группы, состоящие из членов комиссий и экспертов.
Статья 5
Комиссия проводит, как правило, открытые заседания. Решение о проведении закрытого заседания принимается в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 9 настоящего Положения.
Глава III. Повестка дня
Статья 6
Повестка дня формируется председателем постоянной комиссии на основании плана ее работы, предложений членов комиссии, секретариата Совета Ассамблеи и утверждается на заседании постоянной комиссии.
Глава IV. Председательствующий
Статья 7
Функции председательствующего на заседании постоянной комиссии осуществляет председатель, а в его отсутствие - заместитель председателя комиссии. В ходе заседания председательствующий обеспечивает возможность высказать свое мнение всем членам постоянной комиссии.
Глава V. Принятие решений
Статья 8
1. Решения комиссии принимаются на ее заседаниях.
2. Проекты рекомендательных законодательных актов после рассмотрения и одобрения постоянной комиссией представляются в секретариат Совета Межпарламентской Ассамблеи для внесения в проект повестки дня пленарного заседания Ассамблеи.
Статья 9
1. Решения комиссии по обсуждаемым вопросам принимаются на основе общего согласия (консенсуса).
Под консенсусом понимается отсутствие любого официального возражения членов постоянной комиссии, представляющих один парламент, присутствующих на заседании и принимающих участие в обсуждении данного вопроса.
2. Решения комиссии по процедурным вопросам принимаются простым большинством голосов лиц, участвующих в заседании.
3. Оригиналы решений комиссии хранятся в секретариате Межпарламентской Ассамблеи.
Глава VI. Наблюдатели, приглашенные и эксперты
Статья 10
1. С согласия председательствующего на заседаниях постоянной комиссии могут присутствовать в качестве наблюдателей представители парламентов иных государств-участников СНГ, представители органов Содружества Независимых Государств, государств-участников Содружества, их общественных организаций (объединений).
2. По решению комиссии на заседаниях могут присутствовать в качестве наблюдателей представители государств, не являющихся участниками Содружества, а также представители общественных организаций этих государств и международных организаций, эксперты и иные приглашенные лица.
3. Представители средств массовой информации могут присутствовать только на открытых заседаниях.
Статья 11
Председательствующий на заседании информирует членов постоянной комиссии о приглашенных на заседание. Наблюдатели и приглашенные участвуют в обсуждении вопросов с разрешения председательствующего и обязаны соблюдать установленный порядок.
Утверждено Постановлением Межпарламентской Ассамблеи от 23 мая 1993 года. Дополнено 18 марта 1994 года
Положение
о секретариате Совета Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников Содружества Независимых Государств
1. Секретариат Совета Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (в дальнейшем - секретариат) создается в целях эффективного обеспечения организации работы Межпарламентской Ассамблеи, ее Совета, комиссий и других органов. Секретариат в своей деятельности руководствуется Уставом СНГ, Регламентом Ассамблеи, решениями Ассамблеи и ее Совета, распоряжениями Председателя Совета, Законодательством Российской Федерации в части взаимоотношений со страной пребывания, настоящим Положением.
2. Секретариат является постоянно действующим рабочим органом Совета Ассамблеи.
Государство пребывания секретариата Совета МПА и принимающие государства предоставляют секретариату все возможности, необходимые для выполнения его функций, обеспечивает неприкосновенность помещений секретариата, иммунитеты и привилегии.
3. Секретариат выполняет следующие функции:
обеспечение связи с парламентами государств-участников СНГ и других стран;
подготовка материалов к заседаниям Ассамблеи, ее Совета и других органов;
информационно-справочное обеспечение Ассамблеи, ее Совета и других органов;
обобщение информации о выполнении решений Ассамблеи, Совета и других органов;
официальная рассылка в Верховные Советы (парламенты) материалов;
формирование архива Ассамблеи; выпуск печатных изданий Ассамблеи; взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам освещения работы Ассамблеи, ее Совета и других органов с межпарламентскими и другими международными организациями, включая направление материалов Ассамблеи;
организация хозяйственного обеспечения деятельности Ассамблеи, ее совета и других органов.
4. Руководство всей деятельностью секретариата осуществляет Генеральный секретарь - руководитель секретариата Совета Межпарламентской Ассамблеи.
Кандидатура Генерального секретаря - руководителя секретариата Совета утверждается Советом Ассамблеи по рекомендации Председателя Совета сроком на 3 года.
5. Генеральный секретарь - руководитель секретариата:
- осуществляет руководство деятельностью секретариата и несет ответственность за выполнение возложенных на него задач;
- без доверенности действуют от имени секретариата перед юридическими лицами и организациями государств-участников Содружества;
- представляет по поручению Совета Ассамблеи его интересы в сношениях с международными организациями;
- организует выполнение секретариатом решений Совета Ассамблеи и поручений его Председателя;
- вносит на рассмотрение Совета Ассамблеи проект сметы расходов на предстоящий год и отчет об исполнении сметы расходов за предыдущий год;
- разрабатывает и утверждает по согласованию с Председателем Совета Ассамблеи структуру и штатное расписание подразделений секретариата;
- утверждает положения, на основании которых действуют подразделения секретариата;
- направляет работу основных подразделений секретариата;
- утверждает перспективный и календарный планы работы секретариата;
- в пределах предоставленных ему настоящим положением полномочий распоряжается имуществом и средствами секретариата, заключает договоры и контракты, в том числе трудовые, выдает доверенности;
- открывает в банковских учреждениях расчетные и другие счета;
- издает распоряжения и приказы, обязательные для всех сотрудников секретариата;
- применяет к сотрудникам секретариата меры поощрения и накладывает на них взыскания;
- выполняет другие функции, возлагаемые на секретариат Советом Ассамблеи и председателем Совета.
6. В состав секретариата Совета МПА входят представители Верховных Советов (парламентов) государств-участников Содружества Независимых Государств, работающие на постоянной основе.
Представители Верховных Советов (парламентов) государств-участников СНГ являются по должности заместителями Генерального секретаря Совета МПА по вопросам взаимодействия с соответствующими парламентами.
Координируют работу представителей Верховных Советов (парламентов) государств-участников СНГ Генеральный секретарь - руководитель секретариата Совета МПА и один из представителей национальных парламентов (дуайен).
Представители Верховных Советов (парламентов) государств-участников СНГ:
- обеспечивают связь своих парламентов с Советом Ассамблеи, ее секретариатом, а также с постоянными и временными комиссиями Межпарламентской Ассамблеи;
- присутствуют на заседаниях Межпарламентской Ассамблеи и ее Совета, постоянных и временных комиссий, участвуют в их подготовке;
- организуют контроль за проведением решений Ассамблеи и ее органов в национальных парламентах;
- в случае отсутствия членов постоянных комиссий от Верховных Советов (парламентов), при наличии полномочий, делегированных Верховными Советами (парламентами) письменно, принимают участие в голосовании по обсуждаемому вопросу.
Представители Верховных Советов (парламентов) государств-участников СНГ в своей деятельности руководствуются Уставом СНГ (997_033 ), Регламентом Межпарламентской Ассамблеи, решениями Ассамблеи и ее Совета, распоряжениями Председателя Совета, Положением о секретариате Совета Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, постановлениями и решениями Верховных Советов (парламентов), также распоряжениями председателей (спикеров) Верховных Советов (парламентов) и Генерального секретаря - руководителя секретариата Совета Межпарламентской Ассамблеи.
7. Секретариат является юридическим лицом, находится на самостоятельном балансе, имеет соотвествующие счета (рублевый и валютный) в учреждениях банка, закрепленное за ним имущество, печать с полным наименованием и другие реквизиты самостоятельного учреждения. Юридический адрес секретариата: 193060, Санкт-Петербург, Шпалерная ул., дом 47 (Таврический дворец).
8. Имущество и средства секретариата отражаются на его балансе и используются в соответствии с действующим законодательством.
9. Деятельность секретариата финансируется Верховными Советами (парламентами) государств-участников МПА в соответствии с принятым Регламентом, а также за счет средств, поступающих по договорам от сдачи в аренду помещений, имущества и иной хозяйственной деятельности, не запрещенной законом.
10. Ликвидация и реорганизация секретариата производится по решению Совета Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств.
Утверждено Постановлением Совета Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств 29 декабря 1992 года. Дополнено 16 апреля 1993 года, 23 мая 1993 года, 8 февраля 1994 года, 8 июня 1994 года.
