Служебная инструкция
к Соглашению о международном

пассажирском сообщении
(СИ к СМПС)

(с изменениями и дополнениями на 30 мая 1999 года)

1. Общие положения

1. Настоящая Служебная инструкция является инструкцией для работников железных дорог, участвующих в Соглашении о международном пассажирском сообщении, и не регулирует взаимоотношений между пассажирами или отправителями и получателями товаробагажа, с одной стороны, и железными дорогами, с другой стороны.

2. При перевозке пассажиров, багажа и товаробагажа в настоящем сообщении применяются:

1) Соглашение о международном пассажирском сообщении (СМПС);

2) Согласованные пассажирские тарифы:

3) Настоящая Служебная инструкция;

4) Правила пользования вагонами в международном сообщении (ППВ);

5) Пограничные железнодорожные соглашения, действующие между железными дорогами граничащих стран;

6) Правила о расчетах в международном пассажирском и железнодорожном грузовом сообщении.

3. При отсутствии необходимых указаний в настоящей Служебной инструкции и в руководствах, перечисленных в пункте 2, применяются внутренние правила, действующие на железных дорогах, участвующих в сообщении.

4. Перевозки пассажиров, багажа и товаробагажа в международном сообщении совершаются от и до станций, указанных в применяемых тарифах, однако часть станций, приведенных в таблицах расстояний, приема к отправлению и выдачу товаробагажа не производят. Такие станции отмечены знаком "*".

2. Документы на проезд пассажиров

1. Документами на право проезда пассажиров являются:

1) купонная книжка на проезд отдельных лиц или на групповой проезд, оформляемая ручным или электронным способом;

2) картонный билет на проезд отдельных лиц.

2. Дополнительными документами могут быть:

1) плацкарты на проезд отдельных лиц или на групповые поездки, оформляемые ручным или электронным способом;

2) доплатная квитанция на уплату разницы стоимости проезда, оформляемая ручным или электронным способом;

3) контрольные купоны к бланковым билетам-купонам для групповой поездки.

Перечисленные документы в пунктах 1 и 2 должны отвечать образцам, установленным в Приложении 2.

Билеты-купоны, плацкарты и другие проездные документы предназначены для продажи их в направлениях, указанных в применяемых тарифах.

Нумерация проездных документов устанавливается внутренними правилами дороги выдачи документов.

3. Купонная книжка.

Купонная книжка состоит из обложки и соответствующих проездных документов:

Обложка купонной книжки изготовляется из плотной бумаги белого цвета. Размер обложки, оформляемый ручным способом 105х148 мм, электронным способом - 192 х 86 мм.

На второй, третьей и четвертой страницах обложки помещаются выдержки из условий проезда в международном сообщении. Обложки купонных книжек печатаются отдельно и только при выдаче вшиваются в нее соответствующие проездные документы.

Нумерация на обложке купонной книжки проставляется по усмотрению каждой железной дороги.

На обложках купонных книжек указывается полное название железных дорог выдачи купонной книжки, а на билетах-купонах наименование железных дорог указывается следующими условными обозначениями:

Азербайджанской Республики ................................................... AZ

Республики Албания ................................................................... HSH

Республики Беларусь.................................................................... ВС

Республики Болгария.................................................................... BDZ

Социалистической Республики Вьетнам.................................... DSVN

Грузии ............................................................................................ GR

Республики Казахстан .................................................................. KZH

Китайской Народной Республики................................................ KZD

Корейской Народно-Демократической Республики .................. ZC

Кыргызской Республики .............................................................. KRG

Латвийской Республики................................................................ LDZ

Литовской Республики.................................................................. LG

Республики Молдова..................................................................... CFM

Монголии ....................................................................................... MTZ

Республики Польша........................................................................ РКР

Российской Федерации.................................................................. RZD

Словацкой Республики.................................................................. ZSR

Республики Таджикистан.............................................................. TDZ

Туркменистана ............................................................................... TRK

Республики Узбекистан ................................................................ UTI

Украины.......................................................................................... UZ

Чешской Республики .................................................................... CD

Эстонской Республики................................................................. EVR

4. Билет-купон с напечатанными данными

Для проезда одного пассажира от и до пунктов, между которыми имеется большой пассажиропоток, могут применяться билеты-купоны, содержащие все данные, напечатанные типографским способом.

Билет-купон с напечатанными данными изготовляется из специальной белой бумаги с водяными знаками и фоновой сеткой светло-розового цвета. Размер билетов-купонов 105х148 мм. Билеты-купоны, как правило, изготовляются без корешка. Если, однако, требуют этого внутренние правила железных дорог, билеты-купоны с напечатанными данными могут изготовляться с корешком из бумаги белого цвета.

На корешке билета-купона по диагонали печатается на языке страны выдачи билета слово "корешок".

Бланковые билеты-купоны печатаются отдельно:

для проезда в одном направлении;

для проезда туда и обратно.

5. Бланковый билет-купон

Бланковый билет-купон, оформляемый электронным способом, печатается для проезда туда и обратно. Билет изготовляется в одном экземпляре размером 192 х 86 мм на белой бумаге с водяными знаками и нанесенной фоновой сеткой розового цвета.

Бланковые билеты-купоны изготовляются размером 105х148 мм без указания в них печатным способом количества пассажиров, наименования станции отправления и назначения, пути следования, стоимости проезда одного пассажира, общей суммы, взысканной за билет в тарифной валюте и в валюте страны выдачи билета и номеров контрольных купонов, выданных участникам групповой поездки.

Бланковый билет-купон для проезда в одном направлении, а также для проезда туда и обратно, состоит из двух частей: корешка из белой бумаги и билета-купона из специальной белой бумаги с водяными знаками и фоновой сеткой светло-розового цвета.

Корешок и билет-купон имеют один и тот же номер.

6. Картонные билеты

Картонные билеты изготовляются размером 31 х 57 мм из картона белого цвета с черной надписью. Картонные билеты могут изготовляться для 2-го класса коричневого и для 1-го класса зеленого цвета.

7. Плацкарты

Плацкарты для проезда одного или нескольких пассажиров изготовляются размером 105х148 мм.

ДСВН, КЖД и ЗЧ изготовляют плацкарты из двух частей:

1) корешка плацкарты, остающегося у организации, выдавшей плацкарту;

2) плацкарты, выдаваемой пассажиру и предназначенной для проводника спального вагона.

Остальные страны Соглашения изготовляют плацкарты из трех частей:

1) корешка плацкарты, остающегося у организации, выдавшей плацкарту;

2) плацкарты, выдаваемой пассажиру и предназначенной для проводника спального вагона;

3) квитанции плацкарты, которая остается у пассажира после окончания поездки.

Бланки плацкарт изготовляются на специальной белой бумаге с водяными знаками и фоновой сеткой светло-зеленого цвета.

Бланки квитанций плацкарт изготовляются на белой бумаге без водяных знаков с нанесением сетки светло-зеленого цвета.

Корешок плацкарты изготовляется на белой бумаге без водяных знаков и фоновой сетки.

Плацкарта, квитанция плацкарты и корешок имеют одинаковый типографский номер.

Бланковые плацкарты для проезда пассажиров в спальных вагонах изготовляются без указаний в них станций отправления и назначения, пути следования, класса вагона, категории места и стоимости за одного пассажира.

Плацкарта, оформляемая электронным способом, изготовляется в одном экземпляре размером 192 х 86 мм из белой бумаги с водяными знаками и нанесенной фоновой сеткой бежевого цвета.

Плацкарты для проезда в спальных вагонах от и до станции, между которыми имеется большой пассажиропоток, изготовляются, как правило, с печатным обозначением железной дороги, наименования предприятия спальных вагонов, наименования станций отправления и назначения, пути следования, класса вагона и категории места и стоимости за одного пассажира.

Кроме того, на плацкартах ниже названий станций отправления и назначения печатаются слова "или обратно".

Плацкарты изготовляются железными дорогами для продажи в своих пунктах выдачи и проводниками своих вагонов.

В случае проезда пассажира внутри одной страны в спальном вагоне прямого международного сообщения, принадлежащем другой стране, применяются проездные документы формы, установленной на железной дороге следования, и плацкарты, как правило, формы, установленной СМПС, с зачеркиванием знака международного сообщения "MC".

По согласованию отдельные железные дороги могут применять плацкарты внутреннего сообщения или специального образца.

8. Доплатная квитанция

Доплатная квитанция изготовляется размером 105х148 мм и состоит из двух частей: корешка на белой бумаге и доплатной квитанции на специальной белой бумаге с водяными знаками, с защитной сеткой голубого цвета. На корешке доплатной квитанции по диагонали печатается на языке страны выдачи слово "корешок".

Доплатная квитанция, оформляемая электронным способом, изготовляется в одном экземпляре размером 192 х 86 мм из белой бумаги с водяными знаками и нанесенной фоновой сеткой зеленого цвета.

9. Контрольные купоны.

Контрольные купоны к бланковому билету-купону для проезда группы пассажиров печатаются на белой бумаге или картоне размером 31х57 мм.

3. Выдача проездных документов

1. Общие положения.

Документы на проезд продаются в железнодорожных кассах и пунктах продажи.

При заполнении проездных документов данные вписываются на русском языке латинскими буквами шариковой ручкой или при помощи печатающего устройства, если это не противоречит внутренним правилам. По договоренности между отдельными железными дорогами данные могут вписываться на русском языке. Никакие пометки, подчистки, исправления в билетах не допускаются. Проездные документы с исправлениями и помарками перечеркиваются по диагонали и прикладываются к отчету как испорченные.

В случае продления срока годности билета, начальник станции должен на обратной стороне билета-купона, плацкарты или картонного билета сделать отметку от руки или при помощи штемпеля следующего содержания: "Срок годности билета продлен до...". Указанная отметка заверяется подписью и штемпелем станции.

2. Купонная книжка.

Купонная книжка может быть выдана для проезда в одном направлении или для проезда "туда и обратно".

При выдаче купонной книжки на ее обложке проставляются следующие данные: общая стоимость проезда в валюте страны выдачи купонной книжки, штемпель организации, выдающей купонную книжку с датой выдачи.

При выдаче билета-купона на проезд "туда" на обложке купонной книжки в графах, относящихся к сроку годности, вычеркивается цифра "4", при выдаче билета-купона на обратный проезд или билета-купона на проезд "туда и обратно" вычеркивается цифра "2".

Проездные документы, включаемые в обложку купонной книжки, должны быть расположены, соблюдая очередность использования их. Плацкарты и доплатные квитанции должны включаться после билета-купона, к которому они принадлежат.

Билеты-купоны оформляются следующим образом:

1) при выдаче купонной книжки для проезда "туда и обратно" с билетом-купоном с напечатанными данными, в обложку купонной книжки включаются два билета-купона. На билете-купоне, предназначенном для проезда "туда", вычеркивается слово "обратно". На билете-купоне, предназначенном для проезда "обратно", вычеркивается слово "туда". В билетах-купонах с напечатанными данными проставляется штемпель организации, выдавшей билет, с указанием даты выдачи.

При выдаче на проезд ребенка билета-купона с напечатанными данными, изготовленного с корешком, в графе "скидка" указывается размер скидки, определенной тарифом, а в графе "удостоверение" - слово "ребенок". На таком же бланке билета-купона оформляется проезд взрослого пассажира или студента;

2) бланковые билеты-купоны заполняются под копирку.

При выдаче бланкового билета-купона на проезд в одном направлении корешок остается в пункте выдачи билета и прикладывается к отчету, билет-купон включается в обложку купонной книжки и выдается пассажиру.

При выдаче бланкового билета-купона на проезд "туда и обратно" корешок остается в пункте выдачи билета и прикладывается к отчету, билет-купон включается в обложку купонной книжки и выдается пассажиру.

При выдаче бланкового билета-купона на проезд "туда и обратно", применяемого только для проезда в одном направлении, неиспользованные графы противоположного направления перечеркиваются по диагонали.

В бланковых билетах-купонах следующие данные заполняются от руки:

количество пассажиров (цифрами и прописью);

наименование станции отправления и назначения;

путь следования;

стоимость проезда за общий путь следования одного пассажира и общая стоимость в тарифной валюте и в валюте страны выдачи;

в соответствующих случаях размер скидки, номер удостоверения и номера контрольных купонов, выданных участникам групповой поездки;

3) наименование станции назначения вписывается в графу, где указан класс вагона, в котором должна производиться перевозка. Графа с обозначением класса, который не будет использован, перечеркивается по диагонали;

4) при выдаче бланкового билета-купона на проезд ребенка в графу "скидка" вписывается размер скидки, определенный тарифом, а в графу "удостоверение" - слово "ребенок".

При выдаче бланкового билета-купона для проезда студентов, учеников и организованной группы в графу "скидка" вписывается размер скидки, а в графе "удостоверение" указывается номер удостоверения учебного заведения или ученического билета, а для организованных групп - слово "группа".

При выдаче бланкового билета-купона сопровождающему слепого (человеку или собаке) в графе "скидка" указывается размер скидки, в графе "удостоверение" - "provodnik".

При выдаче бланкового билета-купона индивидуальным пассажирам (до 9 человек) в направлении туда и обратно в графе "скидка" указывается размер скидки, в графе "удостоверение" - "туда и обратно".

Железные дороги, которые при оформлении проезда групп и индивидуальных пассажиров в направлении "туда и обратно" используют отдельные бланки билетов-купонов для каждого направления, на билете "обратно" в верхней части указывают номер билета-купона, выданного для проезда "туда";

5) В бланковых билетах-купонах, оформляемых электронным способом, при помощи печатающего устройства заполняются следующие данные:

В верхнем левом поле:

- начальная и конечная дата срока годности билета;

В верхнем среднем поле:

- количество человек (только цифрами);

- другие специальные указания;

В верхнем правом углу:

- наименование станции выдачи билета;

- дата (число, месяц, год) и время выдачи билета;

- номер кассы, выдавшей билет;

- количество пассажиров (только цифрами), указанное в средней части.

В средней части:

- в левой части - станция отправления и назначения при поездке "туда", в правой части - станция отправления и назначения при поездке "обратно". Если поездка оформляется только в одном направлении, одна из указанных частей не заполняется и зачеркивается;

- маршрут поездки.

В нижней части:

- в нижнем левом углу и средней части указывается размер установленных скидок и их условное обозначение, приведенное в Приложении 3 (к 3).

- в нижнем правом углу указывается общая стоимость билета в национальной валюте;

6) если пассажир желает следовать на отдельных участках в вагонах разных классов, то ему выдается на весь путь следования билет-купон, годный для проезда в вагоне низшего класса, а разница в стоимости проезда в вагоне высшего класса взыскивается отдельно по доплатной квитанции;

7) пассажиру, приобретающему в пункте первоначального отправления билет только на обратный проезд, выдается билет-купон для проезда в одном направлении.

В этом случае пассажиру может выдаваться также бланковый билет-купон на проезд "туда и обратно", оформленный в соответствии с подпунктом 2);

8) пассажиру, следующему различными видами транспорта, в обложку купонной книжки включаются отдельные бланковые билеты-купоны на соответствующие участки пути следования по железным дорогам. Стоимость проезда исчисляется отдельно за каждый участок, указанный в данном билете-купоне;

9) если пассажир проезжает какой-либо участок дважды, то в данном бланковом билете-купоне указывается дважды последняя станция участка, по которому проезд осуществляется дважды. Стоимость проезда определяется за фактически проследованное расстояние без перелома тарифа в пункте, указанном дважды в билете-купоне;

10) если бланковый билет-купон выдается для проезда в специальном поезде, вагоне или автомотрисе, то на обороте корешка и бланкового билета-купона, по возможности при помощи штемпеля, указываются следующие данные:

для специальных поездов - специальный поезд, номер;

для специальных автомотрис - специальная автомотриса, количество мест;

для специальных вагонов - класс вагона и категория места и количество двух-, трех- и четырехосных вагонов.

Если пассажирам для проезда в специальных поездах, автомотрисах и в вагонах вместе с групповым проездным билетом выдаются относящиеся к нему индивидуальные проездные билеты, то номера последних указываются в групповом проездном билете;

11) если этого требуют внутренние правила данных дорог, то на обороте корешков билетов-купонов указывается пунктом выдачи путь следования и стоимость проезда одного пассажира в тарифной валюте отдельно за проезд по железным дорогам каждой страны, а также общая стоимость в этой же валюте.

Наименование железных дорог указывается условными обозначениями, перечисленными в  2;

12) при выдаче бланковых билетов-купонов в правом верхнем углу проставляется штемпель организации, выдавшей билет, с указанием даты выдачи;

13) для проезда пассажиров на билет-купон и плацкарту должен быть наложен компостер или штемпель, указывающий номер поезда и дату его отправления.

3. Картонные билеты.

При выдаче картонных билетов на проезд ребенка в возрасте от 4 до 12 лет по линии отреза отделяется отрезок детского билета, который остается в пункте выдачи билета для представления при отчете о продаже.

При выдаче картонных билетов компостером или мастичной печатью обозначается дата его выдачи (день, месяц, год).

На проезд в обратном направлении выдаются картонные билеты на проезд "туда", которые снабжаются на оборотной стороне штемпелем: "На обратный проезд - действителен 4 месяца".

В прямом сообщении между двумя соседними железными дорогами могут также выдаваться картонные билеты, действительные "туда и обратно". Это должно быть согласовано между участвующими железными дорогами.

4. Плацкарты.

Плацкарты выдаются для занятия места в спальных вагонах и в вагонах с местами для лежания. Плацкарты заполняются под копирку. Первая часть корешок остается в пункте выдачи и прикладывается к отчету, а вторая и третья, если применение третьей предусмотрено, включаются в обложку купонной книжки.

Плацкарты оформляются следующим образом:

1) количество пассажиров (числом и прописью), для которых выдана плацкарта, номер билета, номер поезда, вагона и места, плата за одного пассажира, общая сумма, взысканная за плацкарту, сумма комиссионного сбора, дата выдачи и время отправления поезда, наименование железной дороги-собственницы спального вагона, а в бланковой плацкарте - наименование станции отправления и назначения, путь следования, класс вагона и категория места и стоимость вписываются от руки.

Графа "Специальные указания" заполняется в соответствии с внутренними правилами железных дорог.

Если пассажиры в вагоне для лежания пользуются местами для лежания в течение нескольких ночей, то пассажирам на весь путь следования выдается только одна плацкарта.

В графе "Плата за одного пассажира" в скобках указывается число ночей, на которое выдается плацкарта (например, "2 ночи"), стоимость плацкарты на одного пассажира на всю поездку;

2) класс вагона и категория места указываются на плацкарте следующим образом:

для жестких вагонов (2-го класса);

2/0 - открытого типа (без купе);

2/4 - с четырехместными купе;

2/3 - с трехместными купе;

2/2 - с двухместными купе;

2/Т - с местами для лежания;

для мягких вагонов (1-го класса):

1/4 - с четырехместными купе;

1/2 - с двухместными купе;

1/1 - с одноместными купе;

1/Т - с местами для лежания;

3) при заполнении плацкарты в качестве станций отправления и назначения указываются станции, от и до которых следует пассажир в одном и том же вагоне без пересадки;

4) на плацкарте проставляется штемпель места выдачи с датой;

5) при выдаче картонных билетов и плацкарт или только плацкарт, плацкарты помещаются в обложку купонной книжки. В этих случаях на обложке в графе "Общая стоимость" указывается стоимость плацкарты.

При выдаче картонных билетов совместно с плацкартами следует в соответствии со сроком годности картонного билета на обложке зачеркнуть срок годности "2" или "4" месяца. При выдаче только плацкарт срок годности на обложке купонной книжки не указывается;

6) допускается выдача плацкарт без указания номера поезда, вагона и места, даты и времени отправления (плацкарты "ОПЭН"). При выдаче таких плацкарт соответствующие графы плацкарт не заполняются.

При компостировании плацкарты (бронировании спального места) заполняются незаполненные графы.

Для компостирования должны предъявляться действующие купонные книжки или картонный билет и плацкарта "ОПЭН";

7) если пассажир обменивает имеющуюся у него плацкарту для следования в вагоне одной железной дороги на плацкарту для следования в вагоне другой железной дороги, то на отобранной от пассажира плацкарте и квитанции плацкарты, если такая имеется у пассажира, должна быть сделана отметка следующего содержания: "Плацкарта заменена на плацкарту...., действительную в спальный вагон железной дороги...". Эта отметка заверяется подписью и датой.

При проезде в спальных вагонах одного пассажира, занимающего отдельное купе, выдается билет и плацкарта с указанием и оплатой фактического количества мест данного купе, а при проезде в двухместном купе пассажиру выдается один билет первого класса и плацкарта "сингль" или категории 1/1. В верхней части проездных документов делается отметка "проезд одного пассажира";

8) если пассажир совершил поездку в вагоне не той железной дороги, которая указана в плацкарте, то расчет между железными дорогами производится на основании отметки, сделанной проводником на отобранной плацкарте;

9) каждая плацкарта на группу пассажиров может быть выдана для следования группы только в одном и том же вагоне. Плацкарты выдаются лишь на такое количество пассажиров, которое не превышает количество мест в вагоне.

5. Плацкарты, оформляемые электронным способом.

Бланк плацкарты изготовлен из белой бумаги с фоновой сеткой бежевого цвета размером 192х86 мм.

В левом верхнем углу бланк содержит код и условное обозначение железной дороги, выдавшей плацкарту, и номер. Все эти данные нанесены типографским способом.

В верхней средней части печатаются специальные указания.

В правом верхнем углу - информация штемпеля пункта продажи, оформившего плацкарту (заполняется аналогично билету). Дополнительно в нижней строке штемпеля указывается условное обозначение железной дороги-собственницы вагона.

В средней части плацкарты указывается:

- количество забронированных мест;

- наименование категории вагона, в котором предоставлены места;

- название станции отправления и назначения;

- дата и время отправления;

- номер поезда;

- номер и класс вагона;

- номера мест.

Категория вагона указывается:

"Спальный вагон WLB" - жесткий вагон 2-го класса со спальными местами;

"Спальный вагон WLA" - мягкий вагон 1-го класса со спальными местами с четырех- и двухместными купе;

"Вагон с местами для сидения В -вагон с местами для сидения 2-го класса.

Категория мест указывается под словом "купе":

"SINGLE" - мягкий вагон 1-го класса со спальными местами в одноместном купе;

"DOUBLE" - мягкий вагон 1-го класса со спальными местами в двухместном купе;

"Т4" - мягкий вагон 1-го класса (жесткий вагон 2-го класса) со спальными местами в четырехместном купе;

"Т3" - жесткий вагон 2-го класса со спальными местами в трехместном купе;

"Т6" - жесткий вагон 2-го класса с местами для лежания, в шестиместном купе;

"открытое купе" - жесткий вагон 2-го класса со спальными местами открытого типа.

В нижней правой части содержится информация об общей стоимости плацкарты в национальной валюте.

6. Доплатная квитанция.

Доплатная квитанция заполняется под копирку. Первая часть - корешок остается у организации, выдавшей ее, и представляется при отчете о полученных суммах, вторая часть выдается пассажиру.

Доплатная квитанция заполняется следующим образом:

1) доплатная квитанция выписывается отдельно на уплату разницы в плате за проезд и других провозных платежей и отдельно - на уплату разницы в стоимости плацкарты;

2) доплатная квитанция вписывается отдельно для каждого направления проезда. При наличии билета-купона для проезда "туда и обратно" выписываются также отдельные доплатные квитанции для каждого направления проезда. В графе "к билету...." указывается номер билета-купона и условное обозначение "ТО".

В графе "железная дорога" наименование железной дороги вписывается сокращенно в соответствии с  2;

3) в доплатной квитанции на уплату разницы в стоимости плацкарт должно быть указано содержание изменения, а именно, из вагона какого класса или категории и в вагон какого класса или категории совершен переход пассажира. В связи с этим применяются сокращения в соответствии с  3, пунктом 4, подпунктом 2);

4) при оформлении перевозки багажных вагонов, грузовых вагонов, вагонов-ресторанов, следующих в составе специальных поездов, в свободной графе доплатной квитанции вписывается количество вагонов и осей, а при оформлении платы за пробег спальных вагонов в порожнем состоянии в свободной графе доплатной квитанции проставляются вагоно/километры;

5) при оформлении перевозки собак в свободной графе вписывается слово "собака";

6) неиспользованные графы доплатной квитанции перечеркиваются по диагонали;

7) если этого требуют внутренние правила данных дорог, то на обороте корешка доплатной квитанции указываются данные, установленные в пункте 2, подпункте 10) настоящего параграфа.

7. Доплатная квитанция, оформляемая электронным способом.

Бланк доплатной квитанции изготовляется из бумаги белого цвета с фоновой сеткой зеленого цвета размером 192 х 86 мм.

В верхней левой части бланк содержит код и сокращенное обозначение дороги, выдавшей доплату и типографский номер.

В верхней средней части указывается количество человек, на которые оформлена доплата, и типографский номер бланка "билет", к которому она оформлена.

В верхней правой части - информация штемпеля пункта продажи (заполняется аналогично билету).

Левая средняя часть содержит информацию о виде доплаты, знак "1" ставится в той строке, которая соответствует виду доплаты. При оформлении доплаты сразу за повышение класса и изменение маршрута знак "1" будет проставлен в обеих строках.

В правой средней части указываются станции, от и до которых оформлена доплата. Название станции назначения печатается в строке, соответствующей классу вагона, в который оформляется поездка.

Маршрут следования печатается в случае оформления доплаты за изменение маршрута.

В нижней правой части печатается общая стоимость в национальной валюте.

В нижнем левом углу и средней части указывается размер и условное обозначение установленных скидок.

8. Контрольные купоны.

Контрольные купоны выдаются каждому участнику группы в количестве 10 и более человек, за исключением руководителя группы, перевозка которого осуществляется по билету-купону для проезда группы пассажиров.

Контрольные купоны выдаются после заполнения граф, указывающих номер билета-купона и класс вагона. Для проезда "туда и обратно" выдается один контрольный купон для каждого участника групповой поездки. На обороте контрольного купона проставляется штемпель: "туда и обратно".

4. Оформление предварительного заказа
на билеты и плацкарты

Предварительный заказ билетов и плацкарт оформляется железнодорожными кассами или в пунктах продажи билетов по внутренним правилам.

5. Обслуживание спальных вагонов прямого
международного сообщения

1. Вагоны, предоставляемые для прямых международных сообщений, обслуживаются персоналом той железной дороги, которой принадлежат эти вагоны.

Обслуживающий персонал этих вагонов должен владеть одним из языков, т.е. китайским, немецким или русским в пределах своих служебных обязанностей настолько, чтобы он мог дать пассажирам сведения, связанные с их проездом в спальном вагоне.

2. Обслуживающий персонал вагонов при следовании по территории другой страны подчиняется общим таможенным, паспортным и валютным правилам, действующим в этой стране.

Обслуживающий персонал вагонов выполняет железнодорожные правила и инструкции по движению поездов, действующие на дороге следования.

Железная дорога следования спального вагона прямого международного сообщения представляет железной дороге, обслуживающей этот вагон, необходимые правила и инструкции по движению поездов, которые должны выполняться персоналом, обслуживающим вагон в пути следования.

3. Обслуживающий персонал вагонов при исполнении им служебных обязанностей должен иметь маршруты, выданные железной дорогой-собственницей вагонов (Приложение 4), и удостоверение личности с фотографической карточкой владельца удостоверения.

Бланк маршрута изготовляется на двух языках: на языке страны-собственницы вагона, а также на одном из языков, т.е. китайском, немецком или русском.

Если обслуживающий персонал при исполнении служебных обязанностей по каким-либо причинам следует без вагона, начальник станции отправления должен сделать отметку в маршруте с указанием причин следования обслуживающего персонала без вагона. В этом случае обслуживающему персоналу вагонов предоставляется право бесплатного проезда по железным дорогам пути следования данных вагонов с правом занятия отдельного места в спальном вагоне при наличии свободных мест. Основанием для бесплатного проезда служит указанный маршрут.

Вышеуказанные положения применяются соответствующим образом для персонала, обслуживающего вагоны-рестораны.

4. Обслуживающий персонал вагонов по всем вопросам, касающимся экипировки вагонов, подачи служебных телеграмм, оказания медицинской помощи и другим, должен обращаться к дежурному по станции.

5. Местами, не занятыми пассажирами, распоряжается проводник спального вагона.

Незанятым местом считается в спальном вагоне такое место, которое в течение 30 мин после отправления поезда не занято пассажиром, за исключением тех случаев, когда проводник вагона был предупрежден письменно на станции отправления о том, что пассажир займет свое спальное место на другой станции.

6. Проводник должен продавать плацкарты на имеющиеся в вагоне свободные места, а также продукты питания, напитки и другие предметы личного потребления, выдаваемые ему перед отправлением для продажи пассажирам в вагоне.

На основании предъявленной плацкарты проводник вагона должен предоставить пассажиру на время поездки бесплатно постельные принадлежности из расчета один комплект на 5 суток. Плацкарта, остающаяся у проводника вагона, является документом, по которому он отчитывается о количестве использованных пассажирами постельных принадлежностей.

7. В спальных вагонах прямого международного сообщения должны быть вывешены правила внутреннего распорядка, написанные на языке страны дороги-собственницы, а также на двух из языков, т.е. китайском, немецком и русском.

8. В случае отцепки спального вагона от поезда железная дорога, на которой произошла эта отцепка, размещает пассажиров из отцепленного вагона в другие равноценные вагоны, следующие с этим же поездом.

Если не имеется равноценных вагонов, пассажиры должны быть размещены в других вагонах этого же поезда.

9. В том случае, когда на станции отправления или в пути следования спальный вагон одной железной дороги заменяется вагоном другой железной дороги, необходимо руководствоваться следующим:

1) проводник отцепляемого вагона в плацкартах, которые возвращаются пассажирам, и в маршруте, имеющемся у проводника, должен о вынужденной пересадке сделать отметку следующего содержания: "Вагон N.... отцеплен на станции......... числа........ месяца.......... 19... г." и заверить своей подписью.

В карте-диаграмме (дорожной ведомости) или в контрольном листе отмечаются номера плацкарт, возвращаемых пассажирам, и указываются наименования железных дорог, продавших плацкарты;

2) при пересадке пассажира в спальный вагон, предоставленный взамен отцепленного, проводник этого вагона должен на предъявленной плацкарте сделать следующую отметку:

"Плацкарта от станции.............до станции............................ была использована в вагоне железной дороги................................". Указанная отметка заверяется подписью проводника вагона и датой. Плацкарта прилагается проводником вагона к отчету и передается им в Управление своей дороги для производства расчетов;

3) правом на проезд пассажира в вагоне другой железной дороги в этом случае служат билет и плацкарта, приобретенные пассажиром в пункте отправления;

4) часть суммы, вырученной за плацкарту на спальное место отцепленного вагона за непроследованное в этом вагоне расстояние, поступает в распоряжение той железной дороги, в вагоне которой продолжалась поездка. Эта сумма определяется исходя из общей стоимости плацкарты пропорционально тарифным километрам. При этом расчет производится на основании плацкарты, отобранной проводником спального вагона, предоставленного взамен отцепленного;

5) если в исключительных случаях взамен отцепленного спального вагона не может быть предоставлен другой спальный вагон, то проводник отцепляемого вагона поступает в соответствии с подпунктом 1) пункта 9 настоящего параграфа. В этом случае основанием для предъявления пассажиром претензии на возмещение стоимости плацкарты за непроследованное расстояние является возвращенная пассажиру плацкарта с отметками проводника отцепленного вагона, а для расчетов между дорогой-собственницей и дорогой, продавшей плацкарты, является копия маршрута, карты-диаграммы (дорожной ведомости) или контрольного листа.

10. Если в случае двойной продажи мест пассажиру не может быть предоставлено место в спальном вагоне категории, указанной в плацкарте, то пассажиру предоставляется место низшей категории, а при отсутствии места низшей категории, пассажиру может быть предоставлено место высшей категории.

В обоих случаях проводник вагона должен сделать на плацкарте и квитанции плацкарты следующую отметку:

"Двойная продажа мест. Плацкарта от станции......................... до станции ....................... использована в вагоне железной дороги ......................................... категории.......................".

11. Все отметки, которые делаются на плацкарте, должны быть сделаны и на квитанции плацкарты, если такая имеется у пассажира.

12. При следовании спальных вагонов в прямом международном сообщении работа обслуживающего персонала этих вагонов подвергается контролю со стороны контрольных органов железных дорог их следования. Указанный контроль производится в соответствии с "Правилами контроля международных пассажирских поездов и вагонов" (Памятка ОСЖД О-110).

13. При необходимости проводник спального вагона до переезда из одной страны в другую сдает в кассу пограничной станции деньги от проданных им плацкарт и других поступлений, связанных с эксплуатацией спальных вагонов.

По согласованию между заинтересованными железными дорогами указанные деньги могут перевозиться для сдачи на дорогу-собственницу.

14. Деньги сдаются по квитанции формы Приложения 9. Указанная квитанция печатается на языке страны железной дороги-собственницы спального вагона, а также на двух из языков, т.е. китайском, немецком и русском, и выписывается проводником в двух экземплярах. Первый экземпляр квитанции после подтверждения приема денег остается у проводника и сдается им вместе с оправдательными документами Управлению своей железной дороги. Второй экземпляр квитанции остается на пограничной станции, принявшей деньги, и высылается ею не позднее 5-го числа следующего за отчетным месяца в Управление своей железной дороги вместе с отчетом формы, приведенной в Приложении 10.

15. Железные дороги, по которым курсируют спальные вагоны, обеспечивают на пограничных станциях необходимые условия принятия денег и сдачи их по внутренним правилам.

16. Кроме положений, изложенных в настоящем параграфе, обслуживающий персонал железных дорог должен руководствоваться указаниями Правил пользования вагонами в международном пассажирском и железнодорожном грузовом сообщении (ППВ).

6. Контроль пассажирских билетов

1. Проводник спального вагона прямого международного сообщения предъявляет контрольным органам все находящиеся у него проездные документы вместе с картой-диаграммой (дорожной ведомостью), в которую проводником были записаны номера и даты выдачи билетов и остальных проездных документов.

В вагонах с местами для сидения билеты не отбираются и после контроля в пути следования должны быть возвращены пассажиру.

2. Использованные плацкарты сдаются проводниками спальных вагонов при отчете в установленном порядке.

Квитанция плацкарты остается у пассажира.

3. Служебный персонал железных дорог при контроле должен обращать внимание, чтобы билет-купон не отделялся от обложки купонной книжки до окончания поездки пассажира.

4. Проездные документы, вызывающие сомнения в их подлинности, а также содержащие изменения, внесенные лицами, не имеющими права на это, изымаются служебным персоналом в установленном порядке.

Количество пассажиров, следующих по купонной книжке, выданной на проезд группы пассажиров, устанавливается при контроле путем сопоставления числа участников поездки, указанного в купонной книжке, с контрольными купонами, находящимися на руках у пассажиров.

7. Прием багажа к перевозке

1. При выдаче пассажиру багажной квитанции на оборотной стороне предъявленных им билетов ставится штемпель: "Багаж".

Если багаж сдается к перевозке назначением до промежуточной станции, то рядом со штемпелем "Багаж" следует от руки дописать: "сдан до станции................... ".

При предъявлении к перевозке багажа по купонной книжке, выданной на проезд нескольких человек, в багажной квитанции в графе "Предъявлены билеты.............." указывается: Билеты-купоны ............ на............ человек".

2. Одновременно с багажной квитанцией, которая выдается пассажиру, станция отправления должна заполнить под копирку дорожную багажную ведомость, которая сопровождает багаж до станции назначения, и корешок багажной квитанции, оставляемый на станции отправления для приложения к отчету.

В случае, если от пассажира принят к перевозке багаж массой более 100 кг, то перевозка отправки оформляется также одной багажной квитанцией.

Багажная квитанция должна заполняться чернилами или шариковой ручкой, если это не противоречит внутренним правилам, в точном соответствии с требованием граф.

3. Багажная квитанция и дорожная багажная ведомость изготовляются с защитной фоновой сеткой зеленого цвета. Багажная квитанция изготовляется размером 280х210 мм по форме, приведенной в Приложении 2.

4. Работник станции отправления, принимающий багаж, обязан точно установить массу и количество мест багажа, а также состояние его упаковки и удостоверить это своей подписью в документах на перевозку багажа.

Если багаж принят к перевозке с допустимыми неисправностями упаковки или если багаж, допущенный к перевозке без упаковки, принят с незначительными видимыми повреждениями, то об этом работник станции делает отметку в установленном месте на лицевой стороне.

При приеме дипломатического багажа на лицевой стороне документов на перевозку багажа должна быть сделана отметка: "Дипломатический багаж".

Если дипломатическая почта массой до 200 кг оформляется к перевозке в отдельном купе пассажирского вагона, то на дорожной багажной ведомости делается отметка: "Багаж на руках". Эта ведомость следует с багажным раздатчиком, а на пограничных станциях передается дороге другой страны наравне с другими дорожными багажными ведомостями по передаточной ведомости. Корешок багажной квитанции с такой же отметкой остается на станции отправления.

5. При приеме к перевозке багажом велосипедов и других предметов, перевозка которых допускается без упаковки, в документах на перевозку багажа обязательно указываются отличительные признаки этих предметов, как-то: велосипед мужской, дамский или детский и другие, с указанием их номера, если он имеется.

6. В случае объявления ценности багажа, общая сумма объявленной ценности в документах на перевозку багажа должна быть указана прописью в скобках цифрами в тарифной валюте, а в случае объявления ценности отдельных мест, кроме общей суммы объявленной ценности, должна быть указана цифрами объявленная ценность отдельных мест.

Прием багажа к перевозке станция отправления обязана удостоверить наложением календарного штемпеля станции в документах на перевозку багажа в установленном для этого месте.

Внесение каких-либо изменений или поправок в документы на перевозку багажа не допускается.

7. К каждому месту багажа железная дорога должна надежно прикрепить наклейку (являющуюся железнодорожной маркировкой) размером 100х80 мм со следующими данными:

1) буквы "MC";

2) наименование станции и условное обозначение дороги отправления;

3) наименование станции и условное обозначение дороги назначения;

4) номер багажной квитанции;

5) число мест в багажной отправке.

Наклейки изготовляются по образцу, приведенному в Приложении 12, и печатаются на языке страны отправления, а также на двух из языков, т.е. китайском, немецком и русском.

8. Перевозка багажа

1. Багаж, как правило, должен быть отправлен с тем поездом, с которым выезжает пассажир. Если багаж в пути следования подлежит перегрузке в другой поезд, то дальнейшая перевозка его должна производиться согласованными поездами по пути следования пассажира. Если согласованным поездом перевозка багажа не производится или не имеется достаточно времени для перегрузки, то багаж должен быть отправлен с ближайшим поездом, которым производится перевозка багажа.

2. Перегрузка багажа из одного поезда в другой производится без участия пассажира.

3. Дорога отправления, а также транзитные железные дороги обязаны направить багаж через те пограничные станции, которые указаны в перевозочных документах.

4. В случае задержки багажа в пути следования по распоряжению таможенных или других органов, станция, на которой произошла задержка, должна составить коммерческий акт и телеграфно уведомить об этом станцию назначения багажа с указанием причины задержки.

Если в течение 3 месяцев с момента уведомления о задержке багажа таможенными органами от пассажира не поступит никаких указаний, то багаж может быть реализован в соответствии с внутренними правилами.

Во всех случаях задержки багажа в пути следования на оборотной стороне дорожной багажной ведомости должна быть сделана отметка о продолжительности и причине задержки, заверенная подписью агента и штемпелем станции, на которой произошла задержка багажа.

9. Выдача багажа

1. При выдаче багажа данные багажной квитанции должны быть сопоставлены с данными дорожной багажной ведомости.

После выдачи багажа багажная квитанция и дорожная багажная ведомость представляются станцией назначения своей железной дороге.

В случае, когда багаж выдается на промежуточной станции, на билете под штемпелем "Багаж" и в багажной квитанции делается отметка "Багаж выдан на станции................" (указывается название станции).

2. В случае обнаружения излишка массы при выдаче багажа составляется коммерческий акт. Однако плата за перевозку излишней массы багажа с получателя не взыскивается, а должна быть оплачена дорогой, допустившей неправильное взвешивание багажа.

3. Прибытие и выдача багажа удостоверяются станцией назначения наложением календарного штемпеля станции на обороте дорожной багажной ведомости, а выдача багажа, кроме того, удостоверяется таким же порядком на обороте багажной квитанции.

4. В случае неприбытия багажа, о выдаче которого предъявлено требование, станция назначения на обороте багажной квитанции должна сделать отметку: "Багаж не прибыл" и удостоверить эту отметку наложением календарного штемпеля с обозначением даты.

5. Багаж, не востребованный в течение 3 месяцев со дня прибытия, подлежит реализации. Багаж может быть реализован раньше, если в результате длительного хранения снижается ценность багажа или стоимость хранения превышает стоимость багажа. Реализация багажа производится по внутренним правилам.

6. Багаж, прибывший на станцию назначения с опозданием и пересылаемый на основании заявления пассажира на одну из станций, расположенных по пути его следования, отправляется по вновь составляемой досылочной дорожной багажной ведомости. В ней, кроме слова "досылочная", после номера указывается: "к багажной отправке N.............". В этом случае багаж выдается пассажиру на новой станции назначения по первоначальной багажной квитанции.

Таким же порядком пересылается обнаруженный багаж. Однако, если багажная квитанция была сдана пассажиром железной дороге вместе с претензионным заявлением, то багаж выдается без багажной квитанции под расписку.

Багажная квитанция и ее корешок, оставшиеся на станции от вновь составленной досылочной дорожной ведомости, прикладываются к отчету.

7. Если багаж по заявлению пассажира возвращается обратно на первоначальную станцию отправления, то перевозка его оформляется багажной квитанцией.

В верхней части багажной квитанции указывается:

"Первоначальная багажная квитанция N ................".

В графах, предназначенных для провозных плат, делается отметка: "Возврат, провозные платежи взыскать с получателя".

На оборотной стороне новой дорожной багажной ведомости в графе "Платежи, возникшие в пути" указываются провозные платежи на обратную перевозку багажа и расходы, возникшие на железной дороге в связи с возвратом, которые надлежит взыскать с получателя.

8. Пересылка найденных предметов осуществляется в соответствии с Приложением 15.

10. Прием товаробагажа к перевозке

1. Прием к перевозке товаробагажа производится станцией в зависимости от возможности и наличия свободного места в багажном вагоне.

2. Заявление отправителя (если оно требуется внутренними правилами) с просьбой о принятии товаробагажа к перевозке должно храниться в делах станции отправления. При приеме товаробагажа к перевозке на заявлении отправителя указывается номер товаробагажной квитанции и дата отправления.

При приеме к перевозке товаробагажа, принадлежащего пассажиру, который предъявляет билет на проезд, в товаробагажной квитанции в одной из свободных граф, предусмотренных для вписания провозных платежей, делается отметка: "Товаробагаж принадлежит пассажиру, билет..................". Кроме того, на оборотной стороне предъявленного пассажиром билета необходимо наложить и штемпель с надписью "Товаробагаж".

3. Отметка о том, в какую таможню выслано разрешение на вывоз товаробагажа, делается на оборотной стороне дорожной товаробагажной ведомости в графе "Другие отметки".

4. Станция отправления обязана предупредить отправителя о необходимости сдать для отправки вместе с товаробагажом другие документы, требующие для выполнения таможенных и других правил.

Документы, сданные отправителем для отправки с товаробагажом, станция отправления должна прочно прикрепить к дорожной товаробагажной ведомости и проставить на них календарный штемпель станции, а в перевозочных документах сделать отметку о приложении сопроводительных документов.

5. Одновременно с товаробагажной квитанцией, которая выдается отправителю, станция отправления должна заполнить под копирку: дорожную товаробагажную ведомость, которая сопровождает товаробагаж до станции назначения, и корешок товаробагажной квитанции, остающийся на станции отправления для отчета.

6. Товаробагажная квитанция должна заполняться чернилами или шариковой ручкой, если это не противоречит внутренним правилам, в соответствии с требованием граф.

7. Товаробагажные квитанции и дорожные товаробагажные ведомости изготовляются размером 280х210 мм с защитной фоновой сеткой розового цвета по форме, приведенной в Приложении 2.

8. Порядок действий станции отправления по определению массы, количества мест, состояния упаковки товаробагажа, а также при объявлении ценности и удостоверении факта приема товаробагажа к перевозке осуществляется в соответствии с  7.

9. К каждому месту товаробагажа железная дорога должна надежно прикрепить наклейку (являющуюся железнодорожной маркировкой) размером 100х80 мм со следующими данными:

1) буквы "MC";

2) наименование станции и условное обозначение дороги отправления;

3) наименование станции и условное обозначение дороги назначения;

4) номер товаробагажной квитанции;

5) число мест в товаробагажной отправке.

Наклейки изготовляются по образцу, приведенному в Приложении 13, и печатаются на языке страны отправления, а также на двух из языков, т.е. китайском, немецком и русском.

11. Перевозка товаробагажа

1. Товаробагаж должен быть отправлен с тем поездом, на который был оформлен прием к перевозке.

2. Перегрузка товаробагажа в пути следования в случае надобности производится силами и средствами железных дорог и за их счет.

3. Дорога отправления, а также транзитные железные дороги обязаны направить товаробагаж через те пограничные станции, которые указаны в перевозочных документах.

4. В случае задержки товаробагажа в пути следования по распоряжению таможенных или других органов станция, на которой произошла задержка, должна составить коммерческий акт и телеграфно уведомить об этом станцию отправления и назначения товаробагажа с указанием причин задержки.

Во всех случаях задержки товаробагажа в пути следования на оборотной стороне дорожной товаробагажной ведомости должна быть сделана отметка о продолжительности и причине задержки, заверенная подписью агента и штемпелем станции, на которой произошла задержка товаробагажа.

12 Выдача товаробагажа

1. Станция назначения обязана иметь доказательства вручения или посылки уведомления получателю о прибытии товаробагажа.

2. Товаробагаж выдается получателю под расписку в дорожной товаробагажной ведомости после взыскания с получателя платежей, возникших в пути следования и на станции назначения. Станция должна проверить личные документы лица, получающего товаробагаж, и убедиться в том, что товаробагаж выдается получателю, указанному в дорожной товаробагажной ведомости, или по его доверенности, удостоверенной надлежащим порядком.

Необходимые сведения о предъявленных личных документах и адрес лица, получающего товаробагаж, должны быть записаны на обороте дорожной товаробагажной ведомости.

При получении товаробагажа по доверенности на оборотной стороне дорожной товаробагажной ведомости указываются ее номер и дата выдачи. Разовая доверенность отбирается и представляется станцией назначения в установленном порядке при отчете вместе с дорожной товаробагажной ведомостью.

3. Прибытие и выдача товаробагажа удостоверяется станцией назначения наложением календарного штемпеля станции на дорожной товаробагажной ведомости.

4. В случае возникновения препятствия к перевозке или выдаче товаробагажа станция отправления, получив об этом телеграфное сообщение, должна заполнить бланк письменного извещения по форме Приложения 14 и вручить его отправителю для получения от него указаний о том, как поступить с товаробагажом, и сообщить телеграфом станции, на которой произошло препятствие, дату вручения извещения.

В случае, если по указанию отправителя товаробагаж должен быть возвращен на станцию отправления, то он возвращается по вновь составляемой досылочной дорожной товаробагажной ведомости, в которой, кроме слова "досылочная", после номера указывается: "к товаробагажной отправке N......".

13 Порядок действий при засылке багажа и товаробагажа

1. Если багаж или товаробагаж отправлен через пограничную станцию, не указанную в перевозочных документах, то такая отправка считается засылкой.

2. Станция, обнаружившая засылку багажа или товаробагажа, должна направить этот багаж или товаробагаж на станцию назначения по кратчайшему пути через ту пограничную станцию, которая указана в дорожной багажной или товаробагажной ведомости.

3. Станция, досылающая засланные или неправильно отправленные места багажа или товаробагажа, обязана немедленно известить об этом станцию назначения.

14. Досылка бездокументных мест багажа или товаробагажа

1. Бездокументные места багажа или товаробагажа в случае установления их принадлежности досылаются на имя начальника станции назначения, если основная отправка уже передана пограничной станции дороги соседней страны.

Если принадлежность бездокументных мест установлена на станции, включенной в применяемый тариф, то эти места следуют до станции назначения по багажной или товаробагажной дорожной ведомости СМПС, в которой указывается к какой отправке относится досылка.

Если принадлежность бездокументных мест была установлена на станции, не включенной в применяемый тариф, то в этом случае указанные места следуют до пограничной станции по внутренним документам, установленным для этой цели, а далее до станции назначения по багажной или товаробагажной дорожной ведомости СМПС.

К наименованию "Дорожная багажная ведомость" или "Дорожная товаробагажная ведомость" в этих случаях добавляется слово "досылочная".

Багажная или товаробагажная квитанция и их корешки, оставшиеся на станции, направляются своей железной дороге.

При обнаружении бездокументных мест и досылке их составляется коммерческий акт. Один экземпляр коммерческого акта прилагается к досылочной багажной или товаробагажной дорожной ведомости с отметкой в ней этого акта и даты его составления.

2. Перевозка досылок бездокументных мест багажа или товаробагажа производится бесплатно.

3. Досылочная дорожная ведомость направляется своей железной дороге.

4. При утрате дорожной ведомости и невозможности установить принадлежность багажа или товаробагажа с ним поступают в соответствии с внутренними правилами.

15. Маркировка багажа и товаробагажа

1. Кроме ярлыков или бирок, прикрепленных к каждому месту как багажа, так и товаробагажа, после взвешивания наносится железнодорожная марка в виде наклеек, предусмотренных праграфом 7 и праграфом 10.

2. Марка должна быть нанесена несмывающейся краской, чернилами или шариковой ручкой.

16. Коммерческий акт

1. Коммерческий акт составляется, если:

1) имеет место частичная утрата, повреждение или порча багажа или товаробагажа, или упаковка является неудовлетворительной или поврежденной;

2) имеются несоответствия между сведениями, указанными в перевозочных документах, и фактически имеющимся в наличии багажом или товаробагажом в части наименования, массы и количества мест багажа или товаробагажа, а также наименования получателя и станции назначения;

3) отсутствуют перевозочные документы по данному багажу или товаробагажу, или отсутствует багаж или товаробагаж по данным перевозочным документам;

4) станция не может предоставить прибывший багаж или товаробагаж в распоряжение получателя;

5) задерживается перевозка багажа или товаробагажа по распоряжению таможенных или других органов;

6) обнаружены предметы, не допущенные к перевозке багажом или товаробагажом.

2. Коммерческий акт должен составляться железной дорогой немедленно после обнаружения случаев, перечисленных в пункте 1, в пути следования или на станции назначения.

Коммерческий акт составляется отдельно на каждую отправку и подписывается ответственными лицами.

3. Коммерческий акт должен составляться станцией по образцу, приведенному в Приложении 7, а также в точном соответствии с "Пояснениями по заполнению коммерческого акта СМПС/СМГС" (Приложение 8). Станция, составляющая коммерческий акт, обязана сделать отметку на обороте дорожной багажной или товаробагажной ведомости, а при наличии багажной или товаробагажной квитанции - и на обороте этой квитанции; эта отметка заверяется подписью работника станции и наложением календарного штемпеля станции.

4. При установлении утраты, повреждения или порчи багажа или товаробагажа, что произошло или могло произойти из-за поврежденного вагона, составляется, кроме коммерческого акта, и акт о техническом состоянии вагона, согласно образцу и положениям внутренних правил, действующих на железной дороге, установившей повреждение, в таком же количестве экземпляров, как и коммерческий акт, согласно пункту 8. К каждому экземпляру коммерческого акта прилагается по одному экземпляру акта о техническом состоянии вагона.

5. Если по прибытии багажа или товаробагажа на станцию назначения устанавливается нарушение перевозки, о котором уже был составлен коммерческий акт какой-либо предыдущей станцией и если нет противоречий между этим актом и состоянием багажа или товаробагажа, то на станции назначения новый коммерческий акт не составляется. В этом случае в пункте 18 коммерческого акта промежуточной станции, приложенного к перевозочным документам, станция назначения делает отметку: "Состояние багажа (товаробагажа) соответствует коммерческому акту".

6. Если в пути следования было составлено несколько коммерческих актов, в которых не совпадают сведения о состоянии багажа или товаробагажа, то станция назначения должна составить новый коммерческий акт и приложить к имеющимся коммерческим актам.

7. Бланк коммерческого акта печатается на языке страны, в которой используется коммерческий акт, а также на одном из языков (китайском, немецком, русском). Коммерческий акт заполняется на языке страны составления акта. Выходная пограничная станция сдающей стороны обязана сделать перевод данных, помещенных в коммерческом акте, на один из языков (китайский, немецкий, русский), а именно:

- при перевозке в Республику Азербайджан, Республику Албания, Республику Беларусь, Республику Болгария, Грузию, Республику Казахстан, Латвийскую Республику, Литовскую Республику, Республику Молдова, Республику Польша, Российскую Федерацию, Словацкую Республику, Республику Узбекистан, Украину, Чешскую Республику, Эстонскую Республику - на немецкий или русский языки;

- при перевозке в Социалистическую Республики Вьетнам, Китайскую Народную Республику и Корейскую Народно-Демократическую Республику - на китайский или русский языки;

- при перевозке в Монголию или транзитом через нее - на русский язык.

8. Коммерческий акт составляется:

1) в семи экземплярах на пограничных станциях.

При этом:

- два экземпляра прилагаются к перевозочным документам, из них один экземпляр остается на станции назначения, другой выдается получателю под его расписку на том экземпляре коммерческого акта, который остается в делах станции назначения;

- один экземпляр передается в таможнный орган принимающей стороны;

- по два экземпляра получают пограничные станции каждой стороны, из двух экземпляров каждой стороны один экземпляр остается на пограничной станции, а другой экземпляр пограничная станция пересылает своей дороге.

2) в четырех экземплярах на других станциях.

При этом:

- два экземпляра прилагаются к перевозочным документам, из них один экземпляр остается на станции назначения, а другой выдается получателю под его расписку на том экземпляре коммерческого акта, который остается в делах станции назначения;

- два экземпляра остаются на станции, которая составила коммерческий акт, из них один экземпляр станция направляет своей дороге.

9. Первый экземпляр коммерческого акта, составленного на пограничных станциях сдающей и принимающей стороны, остается у сдающей стороны, которая должна произвести расследование по этому акту. При наличии у сдающей стороны возражений по коммерческому акту она должна сообщить их принимающей стороне в 35-дневный срок со дня получения акта. По истечении этого срока коммерческий акт считается принятым.

10. Первый экземпляр коммерческого акта, составленного не на пограничной станции, железная дорога пересылает в 50-дневный срок, считая со дня составления акта, железной дороге, ответственной согласно этому коммерческому акту для расследования. При нарушении этого срока железная дорога, составившая коммерческий акт, несет ответственность за все последствия, которые могут возникнуть из-за несоблюдения этого срока.

11. Если железная дорога, получившая коммерческий акт в соответствии с пунктом 10, установила, что коммерческий акт составлен не в соответствии с "Пояснениями по заполнению коммерческого акта СМПС/СМГС" или из коммерческого акта не усматривается ее ответственность, то она должна возвратить такой коммерческий акт в 35-дневный срок со дня его получения с указанием причин возвращения железной дороге, составившей коммерческий акт, или направить ей свои письменные возражения по данному акту с соответствующим обоснованием.

По истечении этого срока коммерческий акт считается принятым.

17. Проезд пассажиров, передача багажа
и товаробагажа на пограничных станциях

1. Проезд пассажиров, передача багажа и товаробагажа производятся через пограничные станции, указанные в применяемых тарифах.

2. Передача багажа и товаробагажа на пограничных станциях производится по передаточным ведомостям (Приложение 6) с подробной проверкой числа мест, а в случае необходимости и массы в присутствии агентов передачи обеих сторон.

К передаточным ведомостям должны быть приложены перевозочные документы в том порядке, в котором они вписаны в передаточную ведомость.

Сопроводительные документы, которые отправитель приложил к документам на перевозку товаробагажа, вписываются в передаточную ведомость в графе для примечаний.

3. Передаточные ведомости на багаж и товаробагаж составляет сдающая сторона в шести экземплярах, из которых стороны сдающая и принимающая получают по три экземпляра - для станции, железнодорожной администрации и таможенных органов.

Передаточные ведомости на багаж и товаробагаж составляются отдельно и должны иметь самостоятельную и непрерывную нумерацию с начала календарного года.

4. В случаях, указанных в пункте 1 параграф 16, агенты пограничной станции принимающей стороны составляют коммерческий акт в семи экземплярах.

О составлении акта делается отметка в перевозочных документах, а также в соответствующей графе передаточных ведомостей с указанием номера акта и причин его составления.

Багаж или товаробагаж считается переданным в исправности, когда относительно его в передаточной ведомости не сделано никаких оговорок и не приложено никаких актов.

5. В передаточных ведомостях и перевозочных документах на багаж и товаробагаж должна быть обозначена дата сдачи и приема и наложены штемпеля пограничных станций сдающей и принимающей сторон.

6. Пограничная станция принимающей стороны может отказать в приеме багажа или товаробагажа, если:

1) содержание, состояние или упаковка багажа или товаробагажа не допускает дальнейшей его перевозки;

2) багаж или товаробагаж прибыл без перевозочных документов или с документами, имеющими недостатки, не позволяющие дальнейшей его перевозки;

3) масса одного места багажа или товаробагажа превышает норму, установленную в параграфе 1 статьи 15 и параграф 2 статьи 23 СМПС.

В этих случаях пограничная станция сдающей стороны обязана взять обратно непринятый багаж или товаробагаж, если обнаруженные недостатки не будут устранены на месте.

Если пограничная станция принимающей стороны отказывается от приема багажа или товаробагажа, то она обязана составить акт общей формы в соответствии с Приложением 11 с указанием причин отказа в приеме, а также в передаточной ведомости сделать отметку "Акт общей формы....". Акт составляется в трех экземплярах, из которых по одному экземпляру получают сдающая сторона и сторона, отказывающаяся от приема, и один экземпляр прикладывается к сопроводительным документам.

Багаж или товаробагаж, в приеме которого было отказано, возвращается обратно сдающей стороне по новой передаточной ведомости со ссылкой на акт общей формы относительно отказа в приеме.

18. Плата за проезд пассажиров,
перевозку багажа и товаробагажа

1. Плата за проезд пассажиров определяется по таблицам провозных плат, приведенным в применяемых тарифах, путем суммирования ставок за каждую отдельную железную дорогу, участвующую в перевозке.

Кроме платы за проезд, с пассажира должны быть взысканы дополнительные сборы, установленные в применяемых тарифах.

Общие провозные платежи от станции отправления до станции назначения взыскиваются с пассажира пунктом выдачи пассажирских билетов в соответствии с классом вагона и категорией мест.

Если пассажир в пути следования пожелает перейти в вагон высшего класса или высшей категории или изменить путь следования, соответствующая разница в стоимости проезда или стоимости плацкарты взыскивается по доплатной квитанции в железнодорожных кассах или пунктах продажи, расположенных по пути следования.

Стоимость плацкарты за проезд в спальных вагонах прямого международного сообщения или разница в стоимости плацкарты при переходе на место высшей категории может быть взыскана с пассажира в поезде проводником спального вагона.

При необходимости определить плату за проезд между двумя станциями, включенными в таблицы расстояний в применяемых тарифах, но при отсутствии в этих таблицах расстояний перевозки прямого маршрута между пограничной станцией и начальной или конечной станцией маршрута, разрешается определять расстояние на основе данных, имеющихся в других маршрутах по данной станции, но так, чтобы это расстояние было кратчайшим с наименьшим числом пересадок.

2. Плата за перевозку багажа или товаробагажа и дополнительные сборы, указанные в применяемых тарифах, определяются и взыскиваются на станции отправления.

Станция отправления для определения общей суммы провозной платы за перевозку багажа или товаробагажа сначала определяет стоимость провоза 10 кг по таблицам провозных плат применяемых тарифов отдельно для каждой железной дороги, участвующей в перевозке.

Полученные таким образом ставки провозной платы за каждую железную дорогу умножают на количество десятков килограммов с учетом округления общей массы багажа или товаробагажа и вписывают в багажную или товаробагажную квитанцию стоимость перевозки по каждой дороге, участвующей в перевозке, и общую сумму, взысканную с пассажира или отправителя товаробагажа.

В багажной или товаробагажной квитанции сумма объявленной ценности должна быть указана в валюте страны отправления и в тарифной валюте. Сбор за объявление ценности определяется в тарифной валюте, указывается в перевозочных документах, переводится в валюту страны отправления и взыскивается с отправителя.

Сборы за объявленную ценность багажа и товаробагажа объявленной ценностью более 150 швейцарских франков определяются путем умножения ставки сборов за 150 швейцарских франков объявленной ценности (на определенное расстояние) на целое количество 150 франков в сумме объявленной ценности и добавлением ставки, предусмотренной в таблице.

Например: сумма объявленной ценности - 500 швейцарских франков. Для определения общего сбора за объявление ценности ставка за 150 франков умножается на 3 (500 : 150 = 3 + 50 франков) и прибавляется ставка сбора за 50 франков объявленной ценности за данное расстояние.

3. Платежи, возникшие в пути, должны быть вписаны станциями, на которых они возникли, в дорожные багажные или товаробагажные ведомости, заверены календарными штемпелями этих станций и взысканы с получателя багажа или товаробагажа на станции назначения по отдельной квитанции внутреннего сообщения соответствующей железной дороги.

Станция назначения должна взыскать также платежи, возникшие на этой станции.

Если на станции назначения установлено неправильное применение тарифов, обнаружена ошибка в расчете провозной платы или в определении массы, допущенная станцией отправления и вызвавшая недобор платежей, то сумма недобора с получателя багажа или товаробагажа станцией назначения не взыскивается.

19. Претензии

Претензии, возникшие по перевозкам пассажиров, багажа и товаробагажа, регулируются порядком, изложенным в Правилах рассмотрения претензий, возникающих по перевозкам пассажиров, багажа и товаробагажа в международном пассажирском сообщении (Приложение 1).

20. Штемпель

1. Календарный станционный штемпель должен содержать следующее:

1) наименование станции и дороги;

2) число, месяц и год.

2. Штемпель ставится в местах, которые для этого предназначены, или в том месте, где сделаны отметки, которые требуется заверить штемпелем.

3. Оттиск штемпеля должен быть ясным и отчетливым.

Все последствия, которые могут произойти от неясности штемпеля, относятся на ответственность дороги, его наложившей.

4. Исправления в оттиске штемпеля от руки не допускаются. В случае необходимости внесения изменений в оттиск штемпеля или при неясном оттиске первоначальный оттиск перечеркивается и возле него ставится новый.

21. Ведение служебной корреспонденции,
ее перевод и пересылка

1. Служебная корреспонденция ведется от имени железнодорожных учреждений за подписью лиц, уполномоченных на это согласно внутренним правилам.

2. Железные дороги-участницы СМПС ведут между собой переписку на китайском или русском языках. Отдельные железные дороги по согласованию между собой могут вести переписку на других языках.

Железные дороги Китайской Народной Республики и Корейской Народно-Демократической Республики ведут переписку с другими железными дорогами - участниками СМПС на национальных языках с переводом на русский язык.

3. Переписка между пограничными станциями пересылается в прочных конвертах, запечатанных служебной печатью, с четким обозначением адреса и за исходящим номером.

4. Служебная корреспонденция между Комитетом ОСЖД и транспортными министерствами (железнодорожными администрациями) стран членов ОСЖД, а также между этими транспортными министерствами (железнодорожными администрациями) перевозится согласно Памятке ОСЖД 0-113.

22. Перевод перевозочных документов

Документы, относящиеся к перевозке багажа и товаробагажа, а именно: дорожные багажные и товаробагажные ведомости должны переводиться на пограничных станциях принимающей дороги на китайский или немецкий, или русский языки.

23. Передача служебных телеграмм и телефонная связь

1. Передача служебных телеграмм производится согласно Инструкции обмена международными служебными телеграммами по железнодорожным телеграфным линиям связи членов ОСЖД.

2. Телефонные переговоры по железнодорожным линиям ведутся бесплатно.

Приложение 1
(к параграфу 19 СИ к СМПС)

Правила
рассмотрения претензий,
возникающих по перевозкам пассажиров,
багажа и товаробагажа
в международном пассажирском сообщении

I. Претензии к железным дорогам

1. Претензии, возникающие из договора о перевозке пассажиров, багажа и товаробагажа, могут быть предъявлены к дорогам, указанным в Приложении 2 к СМПС.

Дорога, к которой поступила претензия, является регулирующей данную претензию.

2. Железная дорога, регулирующая претензию, должна по возможности точно выяснить существо дела. Она должна установить право претендателя на заявление претензии, наличие всех необходимых документов и проверить соблюдение срока на предъявление претензии в соответствии с требованиями СМПС. Кроме того, указанная дорога должна решить вопрос о том, подлежит ли удовлетворению претензия и кем.

II. Претензии к перевозке багажа и товаробагажа

1. Претензия разрешается регулирующей дорогой самостоятельно, если она отвечает полностью по этой претензии.

Если ответственными по предъявленной претензии являются другие дороги-участницы СМПС, то разрешение претензии проводится в следующем порядке.

При перевозке багажа или товаробагажа между двумя и более странами регулирующая дорога в 30-дневный срок со дня получения претензии направляет копии претензионного заявления со всеми относящимися к нему документами всем железным дорогам, участвующим в данной перевозке, о чем одновременно извещается и претендатель.

Если одна или более дорога, которым направлены претензионные материалы не ответят на претензию в течение 100 дней с момента направления, то регулирующая дорога посылает им напоминание заказным письмом.

Неполучение ответа в течение последующих 30 дней с момента высылки напоминания считается согласием на удовлетворение претензии.

По претензиям о просрочке в доставке багажа или товаробагажа направление копий претензионного заявления не требуется.

Каждая дорога, получившая копию данной претензии, обязана в течение 100 дней с момента направления материалов рассмотреть претензию и дать на нее ответ регулирующей дороге и в копии - остальным дорогам, участвующим в перевозке. В этот же период регулирующая железная дорога информирует участвующие железные дороги о своей степени ответственности по данной претензии. Если при этом дорога, рассматривающая претензию, признает свою ответственность, то признанные суммы включаются в очередную сальдовую ведомость в пользу регулирующей дороги.

Если в результате рассмотрения претензии всеми причастными дорогами окажется, что по обстоятельствам дела невозможно установить ответственную дорогу, а претензия является обоснованной и подлежит удовлетворению, то регулирующая дорога вправе распределить размер возмещения ущерба между всеми дорогами, которые участвовали в перевозке, не исключая и регулирующую дорогу, пропорционально тарифным километрам, фактически пройденным данной отправкой по каждой дороге в отдельности, за исключением тех дорог, которые докажут, что ущерб был нанесен не на их линиях или не по их вине.

Если одна или несколько из причастных дорог дадут позже установленного срока отрицательный ответ, то регулирующая дорога данную информацию к сведению не принимает.

Если одна или несколько из причастных дорог дадут ответ хотя и позже установленного срока, но с признанием претензии, то регулирующая дорога, при необходимости, производит перерасчеты путем включения необходимых сумм в сальдовые ведомости.

2. Пересылка регулирующей дорогой претензии, составленной в соответствии с установленным порядком, по истечении срока 30 дней, указанного в пункте 1 раздела II, не может быть причиной отклонения претензий ответственной дорогой.

3. При рассмотрении претензии регулирующая железная дорога должна требовать представления документов, установленных статьей 38 СМПС.

В случае отсутствия вышеупомянутых документов и представления претендателем иных документов, подтверждающих его право на претензию, вопрос о том, являются ли они достаточными для рассмотрения, решается регулирующей дорогой.

Железная дорога, получившая претензию о возмещении ущерба, должна указать на ней и на всех приложенных документах наименование дороги, дату поступления претензии и номер дела.

В случае поступления от претендателя документов, на которых уже имеются указанные отметки о рассмотрении претензии, регулирующая железная дорога выясняет, какое решение принято по предыдущей претензии.

После рассмотрения претензии регулирующая железная дорога с претензионными документами поступает в соответствии с указаниями  9 или  10 статьи 38 СМПС.

III. Претензии по возврату провозных платежей,
основанные на купонных книжках и картонных билетах

1. Претензии по возврату провозных платежей, основанные на купонных книжках и картонных билетах, регулируются железными дорогами в соответствии со статьями 30 и 38 СМПС.

2. Претензию рассматривает та железная дорога, к которой она поступила от пассажира в соответствии с положениями  2 статьи 38 СМПС.

3. Железная дорога, регулирующая претензию, должна выяснить существо претензии, а также решить вопрос, подлежит ли претензия удовлетворению в соответствии с положениями статьи 30 СМПС.

Если она признает, что претензия подлежит удовлетворению частично или полностью, то соответственно удовлетворяет ее, не запрашивая мнения других железных дорог, за протяженность которых возвращаются платежи по претензии.

Это решение является обязывающим для других железных дорог, участвующих в возврате платежей по претензии.

4. В тех случаях, когда проездные документы, предъявленные для подтверждения претензии, не оформлены в соответствии с положениями статьи 30 СМПС, а из обстоятельств, приведенных в претензионном заявлении, вытекает, что претензия может быть удовлетворена, то регулирующая железная дорога должна получить согласие других причастных железных дорог на удовлетворение претензии в сроки, определенные пунктом 1 раздела II.

IV. Право требования одной железной дороги к
другой возврата выплаченного возмещения

1. Взаимная ответственность железных дорог, а также право требования одной железной дороги возврата выплаченного возмещения регулируются СМПС и Служебной инструкцией к СМПС.

2. Расчеты между железными дорогами по требованиям о возврате выплаченного возмещения ведутся порядком, предусмотренным в Правилах о расчетах в международном пассажирском и железнодорожном грузовом сообщении.

Приложение 2
(к параграфам 2,3 к СИ к СМПС)

Образцы проездных документов

Приложение 3

Условное обозначение установленных скидок
при электронном оформлении проездных документов

Приложение 4
(к паранграфу 5 СИ к СМПС)

Залізниці

Железные дороги ______________________________________________________________________________________________________

Eisenbahnen

  МАРШРУТ N
МАРШРУТ N
FAHRAUFTRAG N ________________ 

Для
Для ____________________________
Fur den 
вагона
вагона ___________________,
Wagen 

що курсуї в по·здў
курсирующего в поезде N ____________ N __________ N ____________
der mit dem Zug 
 
вўд ст.
от ст. ________________________________________________________
vom Bahnhof

до ст. ________________________________________________________
nach Bahnhof
та назад
и обратно
und zuruk 
зал.
der _________ ж.д.
Eisenbahn
зал.
der__________ ж.д.
Eisenbahn


 
Прўзвища осўб службового персоналу
Фамилии лиц служебного персонала
Namen des Bedienungspersonals 
Посада
Должность
Dienctstellung 
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________ 
________________
________________
________________
________________ 

______" __________19









 
Назва та штемпель органўзацў·,
що видала маршрут
Название и штемпель организа-
ции, выдавшей маршрут
Bezeichnung und Stempel
der Organisation, die den
Fahrauftrag ausgestellt hat
______________________________
Пўдпис
Подпись
Unterschrift 

_________________________________________________________________________________________________________________

Маршрут видаїться окремо на кожний вагон
Маршрут составляется отдельно на каждый вагон
Der Fahrauftrag wird fur jeden einzelnen Wagen ausgestellt

Приложение 5

Список наиболее употребляемых отметок,
проставляемых в перевозочных документах на проезд
пассажиров и перевозку багажа и товаробагажа

Приложение 6

Передаточная ведомость по отправкам багажа, товаробагажа

Приложение 7

Коммерческий акт

Приложение 8

Пояснения по заполнению коммерческого
акта СМПС/СМГС

Приложение 9

Квитанция в получении наличных денег
от проводника спального вагона

Приложение 10

Отчет о приеме наличных денег от проводников спальных вагонов

Приложение 11

Акт общей формы

Приложение 12

Наклейка на багаж

Приложение 13

Наклейка на товаробагаж

Приложение 14

Извещение о препятствии к выдаче товаробагажа

Приложение 15
(к параграфу 9 к СИ к СМПС)

Правила
пересылки найденных предметов

1. По просьбе потерявшего или при возможности определения принадлежности, найденные предметы могут быть высланы потерявшему, если этому не препятствуют административные, таможенные, валютные и другие правила.

2. Найденные чемоданы, сумки, картонные коробки и другие предметы следует открыть, чтобы определить их содержимое. Об этом следует составить протокол (акт), в котором должны перечисляться найденные предметы. Одну копию этого протокола (акта) следует направить вместе с найденным предметом.

3. Найденные предметы направляются товаробагажом до ближайшей станции места пребывания пассажира, указанной в ЕМПТ. Во всех трех экземплярах товаробагажной квитанции в графе "Объявленная ценность" должна быть сделана отметка "Находка". К дорожной товаробагажной ведомости, сопровождающей отправку, прилагается товаробагажная квитанция. Пересылка найденных предметов производиться без объявления ценности.

4. За пересылку найденных предметов провозная плата определяется по таблицам плат, установленных ЕМПТ за перевозку товаробагажа, и взыскивается с пассажира на станции назначения.

Взысканная с пассажира провозная плата отчисляется дорогам следования как за товаробагаж, принадлежащий пассажирам.

5. Станция назначения уведомляет немедленно владельца о прибытии найденного предмета. Если получатель, поименованный в дорожной товаробагажной ведомости, не может привести достоверного доказательства, что это его собственность, или если выяснилось, что выслан не тот предмет, или если в течении 20 дней предмет не мог быть выдан, то станция назначения уведомляет об этом станцию отправления и поступает с найденным предметом по внутренним правилам.