Налогообложение доходов нерезидентов
Полученные нерезидентами доходы, имеющие источник происхождения в Украине, подлежат налогообложению в соответствии со ст.13 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 22.05.97 г. N 283/97-ВР (далее Закон), которая так и называется: "Налогообложение нерезидентов".
Положения этой статьи Закона регламентируют порядок, виды и размеры ставок налогообложения таких доходов, которые получают нерезиденты в Украине от ведения хозяйственной деятельности.
Эта деятельность может проводиться как через постоянное представительство, так и без него.
Если нерезидент осуществляет хозяйственную деятельность в Украине через постоянное представительство, то есть постоянное место деятельности, то ныне действующие положения Закона обязуют его зарегистрировать такое представительство как плательщика налога на прибыль в органах налоговой службы по местонахождению представительства в соответствии с Положением о порядке регистрации и учета постоянных представительств нерезидентов в Украине как плательщиков налога на прибыль (далее - Положение о регистрации), утвержденным приказом ГНАУ от 16.01.98 г. N 23 и зарегистрированным в Минюсте Украины 03.02.98 г. под N 63/2503.
Регистрационный номер постоянного представительства предоставляется налоговым органом по местонахождению, удостоверяется выдачей свидетельства и является единым для всего информационного пространства на время осуществления хозяйственной операции в Украине. Ведение учета результатов своей деятельности в представительстве регламентирует Порядок составления расчета налога на прибыль нерезидента, который проводит деятельность на территории Украины через постоянное представительство, утвержденный приказом ГНАУ от 31.07.97 г. N 274 и зарегистрированный в Минюсте Украины 28.08.97 г. под N 352/2156 (далее - Порядок). Этот Порядок оговаривает, что хозяйственная деятельность нерезидента, осуществляемая через постоянное представительство, - это любая деятельность постоянного представительства, направленная на получение нерезидентом дохода в денежной, материальной или нематериальной формах. Поэтому постоянное представительство как плательщик налога на прибыль обязано вести учет результатов такой деятельности независимо от того, является ли реализация товаров (работ, услуг) полным или частичным выполнением обязательств нерезидентом по заключенным им контрактам и получает ли вознаграждение за реализованные товары (работы, услуги) непосредственно постоянное представительство или нерезидент.
Пунктом 1.12 вышеназванного Порядка предусмотрено, что налогооблагаемую прибыль нерезидента от его хозяйственной деятельности через постоянное представительство составляет разница между определенными валовыми доходами и валовыми расходами. Состав валовых расходов регламентирует Закон. Если расходы, понесенные постоянным представительством в связи с приобретением товаров (работ, услуг), у нерезидента превышают обычные цены, действовавшие на дату такого приобретения, применяется норма пункта 7.4 ст.7 Закона относительно налогообложения операций со связанными лицами.
Закон разрешает нерезиденту определять (п.13.8 ст.13) сумму прибыли, которая подлежит налогообложению, на основании составленного нерезидентом обособленного баланса финансово-хозяйственной деятельности, согласованного с налоговым органом по местонахождению постоянного представительства, в случае, если нерезидент осуществляет свою деятельность не только в Украине, но и за ее пределами и при этом не определяет прибыль от своей деятельности, которую проводит через постоянное представительство в Украине.
Не требуют дополнительной регистрации в налоговых органах как плательщики налога на прибыль - резиденты, которые предоставляют агентские, доверительные, комиссионные и другие подобные услуги по продаже или приобретению товаров (работ, услуг) за счет и в пользу нерезидента (включая заключение договоров с другими резидентами от имени и в пользу нерезидента).
Доходами, полученными нерезидентами согласно п.13.1 ст.13 Закона, которые имеют происхождение из Украины, являются:
а) проценты, которые уплачиваются в пользу нерезидента, в том числе проценты по долговым обязательствам, выпущенным (выданным) резидентом;
б) дивиденды, уплачиваемые (начисляемые) резидентом;
в) роялти, услуги типа "инжиниринг", а также доходы от фрахта;
г) лизинговая (арендная) плата, уплачиваемая (начисляемая) резидентами или постоянными представительствами в пользу нерезидента-лизингодателя (арендодателя);
д) доходы от продажи недвижимого имущества, расположенного на территории Украины и принадлежащего нерезиденту, в том числе имущества постоянного представительства нерезидента;
е) прибыль от осуществления операций по торговле ценными бумагами или другими корпоративными правами, определенная в соответствии с нормами этого Закона;
є) доходы, полученные от осуществления совместной деятельности на территории Украины, доходы от осуществления долгосрочных контрактов на территории Украины;
ж) вознаграждение за осуществление культурной, образовательной, религиозной, спортивной, развлекательной деятельности нерезидентов (или уполномоченных ими лиц) на территории Украины;
з) брокерское, комиссионное или агентское вознаграждение, полученное от резидентов или постоянных представительств других нерезидентов относительно брокерских, комиссионных или агентских услуг, предоставление нерезидентом (или его постоянным представительством) на территории Украины в пользу резидентов;
и) взносы и премии на страхование или перестрахование рисков в Украине (включая страхование рисков жизни) или страхование резидентов от рисков за пределами Украины;
і) доходы в виде выигрышей (призов) в лотерею (кроме государственной), от казино, других игорных мест (домов), расположенных на территории Украины, доходы от организации и проведения игорного бизнеса, лотерей (кроме государственных);
ї) доходы в виде благотворительных взносов и пожертвований в пользу нерезидентов;
й) другие доходы от осуществления нерезидентом (постоянным представительством этого или другого нерезидента) хозяйственной деятельности на территории Украины, за исключением доходов в виде выручки или других видов компенсации стоимости товаров (работ, услуг), переданных (выполненных, предоставленных) резиденту от такого нерезидента (постоянного представительства), в том числе стоимости услуг по международной связи или международному информационному обеспечению.
Доходы, которые имеют источник происхождения в Украине и выплачиваются резидентами или постоянными представительствами нерезидентов в пользу нерезидентов, проводящих хозяйственную деятельность в Украине, облагаются налогом на репатриацию доходов в размере 15 процентов от такого дохода и за счет такой выплаты, если иное не предусмотрено нормами действующих международных соглашений. Эту норму предусматривает п.13.2 ст.13 Закона.
Другими пунктами статьи 13, в частности п.п.13.3, 13.5, 13.6 и 13.7, определены перечень и ставки налогообложения доходов, получаемых нерезидентами через постоянные представительства или в виде пассивных доходов, с которых не уплачивается налог на репатриацию.
Пункт 13.3 оговаривает, что доходы нерезидентов от осуществления портфельных инвестиций в процентные облигации или процентные казначейские обязательства, выпущенные (эмитированные) по решению резидента, в частности уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления (за исключением облигаций внешних государственных займов Украины), и доходы от беспроцентных (дисконтных) облигаций или казначейских обязательств облагаются по ставке 30 процентов.
Причем базой налогообложения от процентных ценных бумаг является доход в виде процентов, а беспроцентных (дисконтных) - прибыль, то есть разница между номинальной их стоимостью, уплаченной (начисленной) их эмитентом, и ценой их приобретения на первичном или вторичном фондовом рынках.
Отдельного внимания заслуживает порядок налогообложения доходов нерезидентов, получаемых по облигациям внутреннего государственного займа, так как по этому вопросу принято постановление Кабинета Министров Украины от 08.05.99 г. N 773 "О частичном погашении и добровольной замене облигаций внутреннего государственного займа 1998 года дополнительного выпуска" (далее - Постановление).
Во исполнение этого Постановления ГНАУ утвердила своим приказом от 17.05.99 г. N 261 Порядок применения международных договоров Украины об избежании двойного налогообложения относительно освобождения (уменьшения) от налогообложения доходов нерезидентов, полученных по облигациям внутреннего государственного займа (далее - Порядок относительно освобождения). Пунктом 1.2 Порядка относительно освобождения определено, что он применяется к нерезидентам, которые имеют право на преимущества в соответствии с международным договором Украины об избежании двойного налогообложения доходов относительно освобождения (уменьшения) от налогообложения доходов нерезидентов, полученных по облигациям внутреннего государственного займа, и не проводят хозяйственную деятельность в Украине через постоянные представительства.
Такие нерезиденты обязаны обратиться в органы государственной налоговой службы с заявлением, составленным по установленной Порядком относительно освобождения форме, об освобождении (уменьшении) от налогообложения доходов нерезидентов, полученных по облигациям внутреннего государственного займа, или с заявлением о возврате налога с доходов нерезидентов, полученных по облигациям внутреннего государственного займа.
Исключением из правил являются доходы нерезидентов, полученные ими с источником происхождения в Украине в виде процентов или дисконта на государственные ценные бумаги, проданные (размещенные) нерезидентом за пределами территории Украины через уполномоченных агентов-нерезидентов, или процентов, уплаченных нерезидентам за полученные Украиной займы (кредиты или государственные внешние заимствования), которые отражаются в Государственном бюджете Украины или смете НБУ и не подлежат налогообложению. Эту норму устанавливает пункт 13.4 Закона.
Оплата стоимости фрахта транспортных средств, выплачиваемая нерезидентам, облагается согласно п.13.5 Закона по ставке 6 процентов у источника выплаты таких доходов и за счет таких выплат.
Пункт 13.6 Закона предусматривает налогообложение доходов нерезидентов, полученных (начисленных) в виде страховых взносов, страховых платежей или страховых премий от перестрахования рисков, в том числе страхования рисков жизни на территории Украины и рисков резидентов за пределами Украины по ставке 15 процентов, а от страхования рисков и страхования рисков жизни на территории Украины, и доходов в виде предоставления рекламных услуг на территории Украины - по ставке 30 процентов у источника их выплаты за счет таких выплат.
Налогообложение доходов нерезидентов, полученных в виде дивидендов, начисленных на корпоративные права, эмитированные резидентами, осуществляется в соответствии с п.13.7 Закона, редакция которого изменена Законом Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины с целью стимулирования инвестиционной деятельности" от 15.07.99 г. N 977-XIV. Новая редакция этого пункта действует с 21.08.99 г. и применяется налогоплательщиками при определении налоговых обязательств за III квартал 1999 г. Ею определено, что доходы нерезидентов, полученные в виде дивидендов, облагаются только по ставке 15 процентов от начисленной суммы выплаты за счет такой выплаты, если иное не предусмотрено вступившими в силу нормами международных соглашений. Уплата налога осуществляется до/или в момент выплаты дивидендов при их репатриации за рубеж, но не позднее сроков перечисления налога на прибыль по результатам того налогового периода, в котором произошло начисление предприятием-эмитентом таких доходов, то есть не позднее 20.01, 20.04, 20.07 и 20.10.
Эмитенту разрешено выплачивать дивиденды нерезиденту пропорционально его доле в уставном фонде за счет прибыли, которая остается в распоряжении такого эмитента после налогообложения.
Поскольку на выплачиваемые нерезиденту дивиденды не распространяются правила, определенные подпунктом 7.8.1, абзацем первым подпункта 7.8.2, подпунктами 7.8.3, 7.8.4 и 7.8.6 ст.7 Закона, то это исключает их налогообложение по ставке 30 процентов и уменьшение на сумму такого налога налоговых обязательств по налогу на прибыль, что имело место в предыдущей редакции. Новая редакция устранила двойное налогообложение дивидендов и уменьшила ставку их налогообложения, добавив при этом, что с них не уплачивается налог на репатриацию.
Как видим из вышеприведенного, доходы нерезидентов, которые имеют источник происхождения в Украине, имеют свои особенности налогообложения. Хотя определено это Законом, но по своей сути налог на доходы нерезидентов является автономным налогом, который уплачивается до/или при осуществлении выплаты доходов и за счет таких выплат (кроме выплат дивидендов, начисленных на корпоративные права) без учета результатов деятельности предприятия.
Пункт 18.1 ст.18 Закона предусматривает верховенство норм международных договоров с целью избежания двойного налогообложения доходов нерезидентов. По этому поводу плательщикам налога с таких доходов важно знать, с какими странами Украина имеет такие соглашения и при каких условиях происходит или не происходит полное или частичное налогообложение доходов нерезидентов.
На взаимоотношения с нерезидентами, находящимися в оффшорных зонах, распространяется действие п.18.3 ст.18 Закона, в котором указано, что "в случае осуществления оплаты товаров (работ, услуг) в пользу нерезидентов, расположенных в оффшорных зонах, или при осуществлении расчетов через таких нерезидентов или через их банковские счета независимо от того, осуществляется ли такая оплата (в денежной или другой форме) непосредственно или через других резидентов или нерезидентов, расходы налогоплательщиков на оплату стоимости таких товаров (работ, услуг) включаются в состав их валовых расходов в сумме, которая составляет 85 процентов оплаченной стоимости этих товаров, работ, услуг". Перечень оффшорных зон ежегодно обнародуется КМУ. Но, учитывая то, что на сегодня такой перечень оффшорных зон КМУ не установил, указанная норма Закона не может использоваться.
С 30 января 1999 г. Законом Украины "О внесении изменения в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 14.01.99 г. N 393-XIV (далее - Закон N 393) изъят второй абзац п.13.9 ст.13 Закона, который запрещал использовать нормы международных соглашений при определении налоговых обязательств по доходам нерезидентов, кроме налога на репатриацию доходов, из-за чего противоречил п.18.1 ст.18 Закона. Вместе с тем Закон N 393 отменяет также несоответствие во времени, поскольку предусматривает, что абзац второй п.13.9 ст.13 не применятся к доходам и расходам, полученным и проведенным с 01.07.97 г. А это дает право налогоплательщикам воспользоваться нормами международных соглашений об устранении двойного налогообложения и обратиться в органы налоговой службы относительно возврата излишне уплаченных сумм налога на доходы нерезидентов, со странами резиденции которых такие соглашения заключены.
Тут целесообразно отметить также и то, что, кроме недостатка изъятого, ст.13 Закона "грешит" нечеткой формулировкой некоторых норм и положений, что приводит к частым спорам между налогоплательщиками и представителями налоговых органов, которые зачастую пользуются правом сильнейшего.
Одним из самых распространенных доходов нерезидентов, которые уплачиваются резидентами или постоянными представительствами в пользу нерезидентов, является лизинговая (арендная) плата.
Закон не определяет, что следует понимать под доходом в виде арендной платы. Интуитивно понятно, что облагаться налогами должна только прибыль, то есть разница между общей суммой арендной платы и ее компенсационной долей. Это следует из самого понятия арендной платы, которая при финансовом лизинге включает в себя часть стоимости объекта лизинга, проценты за пользование кредитом (ведь уплата стоимости объекта лизинга частями - это и есть кредит) и проценты за пользование объектом лизинга. Арендная плата за предоставленные в оперативную аренду основные фонды обязательно предусматривает компенсационную часть в виде суммы амортизации и прибыль (проценты за пользование объектом основных фондов). Но доказать эту простую истину налоговикам при проверках часто не под силу.
К чести ГНАУ, которая хотя и с опозданием на полтора года со времени вступления в силу Закона, но все-таки дала разъяснения по этому поводу в своем письме "Относительно лизинговых платежей" от 11.01.99 г. N 427/7/22-2217, в котором подтвердила, "что налог на репатриацию должен уплачиваться из суммы лизинговой платы, за исключением суммы, которая возмещает при каждом платеже часть стоимости объекта лизинга".
Таким образом, обложению налогом на репатриацию подлежит "чистый" доход, полученный нерезидентами из источника происхождения в Украине. При этом применяется ставка налога в размере 15 процентов, если отсутствуют международные соглашения по вопросам избежания двойного налогообложения.
Резидент и постоянные представительства нерезидентов в Украине обязаны подавать не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в государственный налоговый орган по своему местонахождению отчет об удержании и внесении в бюджет налога на доходы нерезидента. Этого требует утвержденный приказом ГНАУ от 16.01.98 г. N 28 и зарегистрированный в Минюсте Украины 30.01.98 г. под N 56/2496 Порядок предоставления отчетов об удержании и внесении в бюджет налога на доходы нерезидентов.
Данные, подаваемые в отчете, должны соответствовать данным бухгалтерского и налогового учета. Ниже приводим примеры осуществления операций, связанных с выплатой доходов нерезидентам, которые имеют источник происхождения в Украине, только резидентами, так как операции, осуществляемые нерезидентами через постоянные представительства, облагаются налогами в общем порядке.
Компания "Riciti" (далее - нерезидент), резиденция которой расположена в Эстонии, является акционером украинского производственно-технического предприятия (ПТП) "Орион" и владеет его акциями в размере 15 процентов уставного фонда. Согласно протоколу собрания акционеров ПТП "Орион" начислило нерезиденту в сентябре дивиденды пропорционально его доле акций в уставном фонде в сумме 3000 грн., которые выплачены 28 октября.
Нерезидентом передано ПТП "Орион" в финансовый лизинг технологическое оборудование стоимостью 360000 долларов США сроком на 4 года, в оперативную аренду - компьютеры (срок не оговорен) стоимостью 24000 долларов США. Условиями соглашения о финансовом лизинге предусмотрено уплачивать лизинговую плату ежеквартально до 15 числа последнего месяца квартала равными частями, то есть 1/16 стоимости технологического оборудования вместе с процентами: 5 процентов от суммы стоимости как проценты за кредит и 3 процента от этой же суммы как проценты за пользование объектом лизинга.
Условиями оперативной аренды определено, что арендная плата уплачивается арендодателю ежемесячно в размере 50 долларов США, из которых 38 долларов США - это компенсационная часть суммы амортизации и 12 долларов США - как проценты за пользование компьютерами.
Оборудование доставлено арендодателем-нерезидентом на ПТП грузовым транспортом, фрахт которого составляет 2700 долларов США. Средства перечислены нерезиденту в первом месяце квартала.
Между Украиной и Эстонией заключена Конвенция об избежании двойного налогообложения и предупреждении налоговых уклонений относительно налогов на доход и на имущество от 10.05.96 г., ратифицированная Законом Украины "О ратификации Конвенции между Правительством Украины и Правительством Эстонской Республики об избежании двойного налогообложения и предупреждении налоговых уклонений относительно налогов на доходы и на имущество" от 13.09.96 г. N 368/96-ВР.
Согласно особым условиям относительно налогообложения процентов нерезидентов Конвенцией предусмотрено, что такие проценты могут также облагаться налогами в том договорном государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого договорного государства, но если получатель фактически имеет право на проценты, взимаемый налог не должен превышать 10 процентов от валовой суммы таких процентов.
Все вышеперечисленные операции имели место в III квартале до вступления в силу Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины с целью стимулирования инвестиционной деятельности" от 15.07.99 г. N 977-XIV, кроме операций по начислению и выплатам дивидендов.
Тут необходимо отметить, что внесенные Законом Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины с целью стимулирования инвестиционной деятельности" от 15.07.99 г. N 977-XIV (далее - Закон N 977) изменения отменили понятие процентов как платы за использование имущества, полученного в пользование (арендные, в том числе лизинговые и рентные операции), и предусмотрели предоставление основных фондов или земли в пользование физическим либо юридическим лицам (арендаторам) за арендную плату. Таким образом, с 1 июля 1999 года (нормы Закона N 977 применяются при определении налоговых обязательств по результатам того отчетного налогового периода, на который приходится дата вступления в силу этого Закона) арендная плата относится к другим доходам согласно ст.21 вышеупомянутой Конвенции между Правительством Украины и Правительством Эстонской Республики: "...виды доходов резидента договорного государства независимо от источника их возникновения, о котором не идет речь в предыдущей статье настоящей Конвенции, облагаются налогами только в этом государстве", то есть в Эстонии.
По условиям нашего примера у резидента-арендатора и эмитента корпоративных прав ПТП "Орион" приведенные операции* будут отражены на счетах бухгалтерского учета следующими бухгалтерскими записями.
Таблица 1
+----------------------------------------------------------------------------+
¦ N ¦ Содержание операции ¦Корреспонденция¦ Сумма ¦Налоговый учет ¦
¦п/п¦ ¦ бухгалтерских +--------------+---------------¦
¦ ¦ ¦ счетов ¦долл.¦ грн. ¦Валовые¦Валовые¦
¦ ¦ +---------------¦ США ¦ ¦доходы ¦расходы¦
¦ ¦ ¦ Дт ¦ Кт ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+------+--------+-----+--------+-------+-------¦
¦ 1 ¦Начислена лизинговая ¦ 99/2¦ 76 ¦22500¦100012,5¦ - ¦ 8001 ¦
¦ ¦плата по условиям ¦ 20 ¦ 76 ¦1800 ¦8001 ¦ ¦ ¦
¦ ¦соглашения: (360000 / 16)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦[(5 + 3)х22500] долл.США ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+------+--------+-----+--------+-------+-------¦
¦ 2 ¦Начислен налог на ¦ 76 ¦ 68 ¦ 180 ¦800,1 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦репатриацию доходов в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦размере 10 процентов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(1800х10 / 100) долл.США ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+------+--------+-----+--------+-------+-------¦
¦ 3 ¦Перечислено нерезиденту ¦ 76 ¦ 51 ¦24120¦107213,4¦ - ¦ - ¦
¦ ¦(22500+1800)-180 долл.США¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+------+--------+-----+--------+-------+-------¦
¦ 4 ¦Перечислен в бюджет налог¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на репатриацию доходов ¦ 68 ¦ 51 ¦ ¦ 800,1 ¦ - ¦ - ¦
+---+-------------------------+------+--------+-----+--------+-------+-------¦
¦ 5 ¦Начислена арендная плата ¦ 20 ¦ 76 ¦ 50 ¦222,25 ¦ - ¦222,25 ¦
¦ ¦по условиям оперативного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лизинга ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+------+--------+-----+--------+-------+-------¦
¦ 6 ¦Начислен налог на ¦ 76 ¦ 68 ¦ 1,2 ¦ 5,33 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦репатриацию доходов (12 х¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦10 / 100) долл. США ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+------+--------+-----+--------+-------+-------¦
¦ 7 ¦Перечислена арендная ¦ 76 ¦ 51 ¦ 48,8¦ 216,92 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦плата нерезиденту (50 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦1,2) долл. США ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+------+--------+-----+--------+-------+-------¦
¦ 8 ¦Перечислен в бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦налог на репатриацию ¦ 68 ¦ 51 ¦ ¦ 5,33 ¦ - ¦ - ¦
+---+-------------------------+------+--------+-----+--------+-------+-------¦
¦ 9 ¦Начислена нерезиденту ¦ 20 ¦ 76 ¦2700 ¦12001,51¦ ¦12001, ¦
¦ ¦сумма фрахта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 51 ¦
¦ ¦транспортных доходов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+------+--------+-----+--------+-------+-------¦
¦10 ¦Удержан налог с суммы ¦ 76 ¦ 68 ¦ 162 ¦ 720,1 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦фрахта (2700 х 6 / 100) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦долл. США ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+------+--------+-----+--------+-------+-------¦
¦11 ¦Перечислена нерезиденту ¦ 76 ¦ 51 ¦2538 ¦11281,41¦ - ¦ - ¦
¦ ¦стоимость фрахта (2700 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦162) долл. США ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+------+--------+-----+--------+-------+-------¦
¦12 ¦Перечислен налог по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фрахту в бюджет ¦ 68 ¦ 51 ¦ ¦ 720,1 ¦ - ¦ - ¦
+---+-------------------------+------+--------+-----+--------+-------+-------¦
¦13 ¦Начислены нерезиденту ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дивиденды ¦ 81 ¦ 75 ¦ ¦ 3000 ¦ - ¦ - ¦
+---+-------------------------+------+--------+-----+--------+-------+-------¦
¦14 ¦Начислен налог на ¦ 75 ¦ 68 ¦ ¦ 450 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦дивиденды (3000 х 15 / ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦100) грн. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+------+--------+-----+--------+-------+-------¦
¦15 ¦Налог на дивиденды ¦ 68 ¦ 51 ¦ ¦ 450 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦перечислен в бюджет 19 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦октября ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+------+--------+-----+--------+-------+-------¦
¦16 ¦Перечислены нерезиденту ¦ 76 ¦ 51 ¦ ¦ 2550 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦дивиденды на счет, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦который ведется в гривнях¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в сумме (3000 - 450) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------------------+
* Для простоты расчетов будем считать, что курс НБУ составлял 4,445 грн. за 1 доллар США и не изменялся при осуществлении вышеуказанных операций.
Отчет об удержании и внесении в бюджет налога на доходы нерезидентов, сделанный на основании проведенных нами записей, будет иметь следующий вид (единица измерения - в гривнях с одним десятичным знаком (для наглядного примера)).
Таблица 2
+---------------------------------------------------------------------------+
¦ N ¦ Вид дохода ¦ Сумма ¦Нарастаю- ¦Ставка¦Сумма ¦Нарастаю-¦
¦п/п¦ ¦ дохода ¦щим итогом¦налога¦удержан-¦ющим ¦
¦ ¦ ¦ за ¦с начала ¦(%) ¦ного ¦итогом с ¦
¦ ¦ ¦ отчетный¦года ¦ ¦налога ¦начала ¦
¦ ¦ ¦ квартал ¦ ¦ ¦за ¦года ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отчетный¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦квартал ¦ ¦
+---+------------------------+---------+----------+------+--------+---------¦
¦ 5 ¦Оплата стоимости фрахта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦транспортных средств ¦ 12001,5 ¦ 12001,5 ¦ 6 ¦ 720,1 ¦11281,4 ¦
+---+------------------------+---------+----------+------+--------+---------¦
¦ 9 ¦Дивиденды ¦ 3000 ¦ 3000 ¦ 15 ¦ 450 ¦ 2550 ¦
+---+------------------------+---------+----------+------+--------+---------¦
¦12 ¦Налог на репатриацию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦других доходов ¦ 8054,3 ¦ 8054,3 ¦ 10 ¦ 805,4 ¦7248,9 ¦
+---+------------------------+---------+----------+------+--------+---------¦
¦13 ¦Всего ¦ ¦ ¦ х ¦ 1975,5 ¦ ¦
+---------------------------------------------------------------------------+
Дата предоставления отчета "___"____________199_г.
Данные отчета являются основанием для заполнения приложения Р к Декларации о прибыли предприятия, в строку 46 которой переносится итог по ней (в нашем примере - 1975,3 грн., или 2,0 тыс.грн., как требует Порядок заполнения Декларации).
Таблица 3
Обязательства плательщика по удержанию и перечислению в бюджет налога с доходов у источника их выплаты за счет таких выплат
+---------------------------------------------------------------------------+
¦ Показатели ¦Код строки¦За отчетный ¦ Нарастающим ¦
¦ ¦ ¦квартал, ¦ итогом с ¦
¦ ¦ ¦тыс.грн. ¦ начала ¦
¦ ¦ ¦ ¦ отчетного года¦
+-----------------------------------+----------+------------+---------------¦
¦1. Налог с дивидендов, полученных ¦ 46.1 ¦ ¦ ¦
¦резидентами и начисленных на ¦ ¦ ¦ ¦
¦корпоративные права, эмитированные ¦ ¦ ¦ ¦
¦резидентами Украины ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------+----------+------------+---------------¦
¦2. Налог с процентов по операциям ¦ 46.2 ¦ ¦ ¦
¦с бессрочными ценными бумагами, ¦ ¦ ¦ ¦
¦кроме ценных бумаг, удостоверяющих ¦ ¦ ¦ ¦
¦корпоративные права ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------+----------+------------+---------------¦
¦3. Налог с суммы выигрыша: ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------+----------+------------+---------------¦
¦3.1. в лотерею или другие виды игр ¦ 46.3 ¦ ¦ ¦
¦или розыгрышей (кроме государст- ¦ ¦ ¦ ¦
¦венных денежных лотерей) ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------+----------+------------+---------------¦
¦3.2. в казино, бинго, другие игры ¦ 46.4 ¦ ¦ ¦
¦в игорных местах (домах) ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------+----------+------------+---------------¦
¦4. Налог на доходы из источника ¦ 46.5 ¦ 1,5 ¦ 1,5 ¦
¦их происхождения из Украины, ¦ ¦ ¦ ¦
¦полученные теми нерезидентами, ¦ ¦ ¦ ¦
¦которые не проводят хозяйственной ¦ ¦ ¦ ¦
¦деятельности на территории Украины ¦ ¦ ¦ ¦
¦через постоянное представительство ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------+----------+------------+---------------¦
¦5. Налог с дивидендов, начисленных ¦ 46.6 ¦ 0,5 ¦ 0,5 ¦
¦на корпоративные права, эмитиро- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ванные резидентами Украины, ¦ ¦ ¦ ¦
¦полученные нерезидентами ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------+----------+------------+---------------¦
¦6. Всего удержано налогов ¦ 46.7 ¦ 2,0 ¦ 2,0 ¦
¦(сумма строк с 46.1 по 46.6) ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------------------------------+
