ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ
ПИСЬМО
от 19.07.99 г. N 10606/7/15-1117
О некоторых вопросах организации взимания налога на прибыль
Во исполнение поручения КМУ от 16.06.99 г. N 5407/96 относительно обеспечения строгого контроля уплаты налогов согласно нормам действующего законодательства и в целях предотвращения потерь бюджета ГНА Украины проанализировала уровень платежной дисциплины плательщиков налога на прибыль - юридических лиц, которые имеют обособленные структурные подразделения без указанного статуса, в частности, национальной акционерной компании "Нефтегаз Украины", национальной акционерной энергетической компании "Энергоатом", государственных предприятий "Укртелеком" и их филиалов, и сообщает следующее.
Подпунктом 2.1.3 ст.2 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" (с внесенными изменениями) определено, что налогоплательщиками являются филиалы, отделения и другие обособленные подразделения налогоплательщиков (далее - филиалы), указанных в подпункте 2.1.1 этого пункта, не имеющих статуса юридического лица, расположенные на территории иной, чем такой налогоплательщик, территориальной общины.
Одновременно абзацем пятым этого подпункта определено, что ответственность за своевременное и полное внесение налога в бюджет территориальной общины по местонахождению филиала несет налогоплательщик юридическое лицо, в составе которого находится такой филиал.
Учитывая изложенное, действующим налоговым законодательством четко определено, что налогоплательщик - юридическое лицо, независимо от того, принял он решение относительно консолидированной уплаты налога или решил, что подчиненные ему структурные подразделения будут самостоятельно уплачивать указанный налог, несет ответственность за своевременное и полное поступление в бюджет налога на прибыль.
Таким образом, исходя из вышеприведенного, органы государственной налоговой службы имеют все основания для проведения мер принудительного взыскания налога на прибыль к предприятиям - юридическим лицам, в случае если подчиненные им филиалы имеют задолженность перед бюджетом по указанному налогу, поскольку в соответствии со статусом юридические лица являются беспрекословными собственниками всей продукции, произведенной их структурными подразделениями, которые не имеют такого статуса.
Одновременно ГНА Украины направляет к сведению и для использования в работе письмо от 13.04.99 г. N 421/3/15-1111. Указанные в письме предложения были поддержаны КМУ, который своим поручением от 03.05.99 г. N 4639/58 обязал НАК "Нефтегаз Украины" срочно оформить и представить налоговым органам соглашения на весь объем отпущенной в 1 квартале 1999 года структурными подразделениями без статуса юридического лица продукции (товаров, работ, услуг) для обеспечения выполнения обязательств перед бюджетом по налогу на прибыль по юридическим лицам, которые входят в систему НАК "Нефтегаз Украины", и в целом по НАК "Нефтегаз Украины".
Таким образом, в случае отказа предприятиями, входящими в состав НАК "Нефтегаз Украины", представить все необходимые расчетные документы, которые свидетельствуют о полученной ими прибыли, налоговым органам, исходя из валовых доходов и валовых расходов, необходимо начислить налог на прибыль согласно действующему налоговому законодательству и обратить взыскание указанного налога на юридических лиц.
О результатах проведенной работы и случаях отказа предприятиями, которые входят в состав НАК "Нефтегаз Украины" и НЭК "Энергоатом", представлять налоговым органам необходимые расчетные документы, информировать о таких фактах ГНА Украины по форме согласно приложению (не публикуется).
Что касается уплаты налога на прибыль обособленными структурными подразделениями, входящими в состав таких предприятий, как "Укртелеком", то необходимо руководствоваться следующим.
Подпунктом 2.1.3 ст.2 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" (с внесенными изменениями) определено, что налогоплательщиками являются филиалы, отделения и другие обособленные подразделения налогоплательщиков, указанных в пп.2.1.1 этого пункта, не имеющих статуса юридического лица, расположенные на территории иной. чем такой налогоплательщик, территориальной общины.
Втаких случаях решение об уплате консолидированного налога на прибыль может быть принято только юридическим лицом.
Таким образом, принятые в 1999 году решения относительно консолидированной уплаты налога на прибыль на уровне областных предприятии, которые входят в состав предприятия "Укртелеком" и не имеют статуса юридического лица, противоречат действующему налоговому законодательству Украины.
То есть плательщиками налога на прибыль в 1999 году должны быть все обособленные подразделения, входящие в их состав, а именно областные предприятия, районные центры, цеха и т.д.
С учетом изложенного ГНА Украины обязует срочно осуществить проверки относительно начисленных и уплаченных платежей по налогу на прибыль структурными подразделениями, которые входят в состав государственного предприятия "Укртелеком", и в случае доначисления налога на прибыль обратить взыскание по указанному налогу на юридическое лицо.
О результатах проведенной работы информировать ГНА Украины по форме согласно приложению 2 (не публикуется).
Следует также обратить внимание Председателей ГНА в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе на отсутствие надлежащего контроля за формированием валовых доходов и расходов по предприятиям торговли и общественного питания. Как следствие, 90 процентов указанных предприятий по результатам работы за 1 квартал 1999 года отразили в налоговых декларациях отрицательное налоговое обязательство в сумме 5,8 млрд грн., что приведет к уменьшению налогового обязательства в следующих налоговых периодах 1999 года в сумме 1,74 млрд гривень.
В Днепропетровской области почти все предприятия торговли и общественного питания работают убыточно. Заявленное в декларации за 1 квартал 1999 года отрицательное налоговое обязательство составило 1,2 млрд грн. или 21,0 процента к общей сумме по Украине, г.Киев - 2,3 млрд грн. (39,7%), в Донецкой области - 0,56 млрд грн. (9,7%), Киевской области - 0,23 млрд грн. (3,9%).
Основной причиной убыточной деятельности предприятий торговли и общественного питания является реализация товаров по ценам ниже цен приобретения, отнесение на валовые расходы авансовых предоплат за товары, которые еще не поступили и не оприходованы по балансу, при этом такие предприятия не осуществляют корректировку своих расходов согласно п.5.9 ст.5 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий". Установлены неодиночные случаи, когда на валовые расходы относятся отрицательные курсовые разницы по задолженности за кредит.
Исходя из приведенного и в целях усиления контроля за деятельностью предприятий торговли и общественного питания, обязую Председателей ГНА в Автономной Республике Крым, областях, г.Киеве и Севастополе проанализировать за I полугодие 1999 года причины убыточности предприятий торговли и общественного питания по наиболее крупным плательщикам, которые отразили в декларации за I полугодие 1999 года отрицательное налоговое значение, организовать документальные проверки с обязательной проверкой правильности отнесения на валовые расходы предоплат и проведения корректировки расходов в соответствии с п.5.9 ст.5, курсовых разниц по валюте, продажи товаров по ценам ниже цен приобретения, расходов на оплату труда (фактически выплаченных, а не начисленных), долговых обязательств и безнадежной задолженности.
Информацию о результатах осуществления анализа причин убыточности и результатах проверок направить ГНА Украины до 1 октября по форме, которая прилагается (не публикуется).
В связи с резким повышением цен на бензин и нефтепродукты уделить внимание определению валовых расходов предприятиями, осуществляющими производство и продажу бензина и других нефтепродуктов, осуществить проверки правильности корректировки стоимости согласно п.5.9 ст.5 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий". Указанным Законом Украины не предусмотрено отнесение суммы дооценок к составу валовых расходов и в связи с этим Порядок ведения учета прироста (убыли) балансовой стоимости покупных товаров (кроме активов, подлежащих амортизации, ценных бумаг и деривативов), материалов, сырья (топлива), комплектующих изделий и полуфабрикатов на складах, в незавершенном производстве и остатках готовой продукции (в том числе малоценных предметов на складах), утвержденный приказом МФУ от 11 июня 1998 года N 124, зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 3 июля 1998 года N 417/2857, применяется только в части, не противоречащей Закону Украины "О налогообложении прибыли предприятий", а именно: абзац третий пункта 1.4 в части дооценки с целью определения валовых расходов не применяется.
Фактор увеличения цены на бензин и другие нефтепродукты должен привести или к увеличению прибыли предприятий, занимающихся их реализацией, или к увеличению запасов нефтепродуктов на складах этих предприятий. Следует проанализировать эту тенденцию, в частности, на основании Декларации о прибыли предприятия, а также Деклараций об НДС и акцизном сборе.
В случае, если объемы продажи бензина у предприятия не уменьшились, а сумма прибыли осталась на уровне, который был до увеличения цен на нефтепродукты, или предприятие показывает убытки, то в таком случае материалы по проверке предприятия необходимо передать в налоговую милицию и аудит.
О результатах проведенной работы проинформировать ГНА Украины по форме согласно приложению 4 (не публикуется).
Информацию предоставить в форме таблиц и сопроводительного письма до 15 сентября 1999 года и направить ее в адрес Главного управления прямых налогов.
Направляем для сведения и использования в работе письмо Государственной налоговой администрации Украины от 01.06.99 г. N 3132/6/15-1116 относительно включения в валовые доходы нефтегазодобывающих управлений ОАО "Укрнефть" бюджетных средств на финансирование геологоразведочных работ, которые осуществляются за счет государственного бюджета.
И.о. Председателя Ф.ЯРОШЕНКО
