Учет ремонта и других улучшений арендованного имущества

Принятые в оперативную аренду основные фонды зачисляются арендатором на забалансовый счет 001 "Арендованные основные средства" по балансовой стоимости, указанной в акте приема-передачи (форма N 03-1) и копии инвентарной карточки (выписки из инвентарной книги) арендодателя (см. п.6 Инструкции N 128). При передаче объекта получатель представляет арендодателю, а арендодатель при возврате представляет арендатору доверенность на получение ценностей. Пример ведения арендатором забалансового счета 001 приведен в следующей таблице.

Таблица 1

Счет 001 "Арендованные основные средства" за май 1999 г.

+---------------------------------------------------------------------------+
¦ Дебет (поступление) ¦ Кредит (выбытие) ¦
+--------------------------------------------------+------------------------¦
¦Дата ¦Основание¦ Виды ¦Инв.¦Принад- ¦Коли-¦Сумма¦Дата ¦Осно- ¦Коли-¦Сумма¦
¦ ¦ ¦основных¦ N ¦лежность¦чест-¦ ¦ ¦вание ¦чест-¦ ¦
¦ ¦ ¦ средств¦ ¦ ¦ во ¦ ¦ ¦ ¦ во ¦ ¦
+-----+---------+--------+----+--------+-----+-----+-----+------+-----+-----¦
¦02. ¦Договор ¦Здание ¦965 ¦ООО ¦ ¦ ¦30. ¦Акт N3¦ 1 ¦16800¦
¦01.97¦N 1 , Акт¦склада ¦ ¦"Август"¦ 1 ¦16800¦05.99¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦N 1 от ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦02.01.97 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+---------+--------+----+--------+-----+-----+-----+------+-----+-----¦
¦01. ¦Договор ¦Автомо- ¦309 ¦ООО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦03.99¦N 4 Акт ¦биль ¦ ¦"Круг" ¦ 1 ¦10000¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦N 2 от ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦01.03.99 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------------------------------+

Итого по счету на 01.05.99 - 26 800 грн.

Итого по счету 01.06.99 - 10 000 грн.

По записям в дебете этого счета видно не только, какие основные фонды взяты в аренду, но и от кого они получены, т.е. перед каким предприятием возникло обязательство по возврату арендованных фондов. Также и кредит счета показывает не только, какие арендованные фонды выбыли из предприятия, но и перед каким арендодателем в результате возврата этих фондов уменьшилось обязательство.

Принятые в аренду основные фонды учитываются по инвентарным номерам арендодателя. Забалансовый счет 001, как и другие забалансовые счета, не корреспондирует с другими счетами бухгалтерского учета. Он ведется по так называемой простой системе учета. Все операции по счету 001 фиксируются не двойной записью, а односторонней - только по дебету или кредиту счета.

При возврате объекта арендодателю бухгалтерия арендатора на основании акта приема-передачи списывает стоимость объекта с забалансового учета (счет 001), извлекает из картотеки соответствующую инвентарную карточку (выписку) и сохраняет вместе с актом приема-передачи (п.7 Инструкции N 128).

Если по условиям договора арендатору разрешено производить улучшения арендованных основных фондов (достройку, дооснащение, реконструкцию и модернизацию), то в соответствии с п.10 Инструкции N 128 такие расходы учитываются как капитальные вложения (Дт сч. 33) и после завершения таких работ зачисляются в состав собственных основных фондов записью по дебету счета 01 "Основные средства". Необходимо уточнить, что согласно п.14.4 Инструкции N 159 улучшения на сч.01 учитываются под названием "Ремонтные затраты...(наименование объекта аренды основных фондов)".

Изменение характеристики и стоимости возвращаемого объекта арендодатель по данным арендатора заносит в инвентарную карточку, инвентарную книгу или другой реестр аналитического учета основных фондов.

Пунктом 8.7 статьи 8 Закона о прибыли разрешено отнесение к валовым расходам отчетного года любых расходов, связанных с улучшением основных фондов в пределах 5% совокупной балансовой стоимости групп основных фондов на начало отчетного года. При этом подразумеваются расходы по улучшению как собственных основных фондов предприятия, так и арендованных (см. письмо Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности от 11.05.98 г. N 06-10/309).

Закон о прибыли под общим понятием "улучшение основных фондов" подразумевает не только достройку, дооборудование, реконструкцию и модернизацию, но и текущий и капитальный ремонты. В то же время в бухгалтерском учете они учитываются отдельно. Так, затраты на ремонты учитываются по дебету сч.03 (соответствующие субсчета). После окончания ремонтных работ и на основании Акта приемки-передачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма N ОЗ-2) такие затраты списываются с кредита сч.03 в дебет счетов:

а) 20, 23, 24, 25, 26, 44 - в размере 5% от балансовой стоимости групп основных фондов на начало года (с включением в валовые расходы);

б) 86 "Амортизационный фонд" - на оставшуюся сумму, - всеми предприятиями, кроме малых. Одновременно указанная сумма отражается по дебету сч. 01 "Основные средства" и кредиту сч. 85 "Уставный фонд".

Малые предприятия сумму превышения, указанную выше, списывают в дебет сч. 01 "Основные средства" с отражением источника финансирования (Дт 81, 87, 96, 98 Кт 88) и последующим начислением амортизации.

Затраты на достройку, дооборудование, реконструкцию и модернизацию основных фондов, т.е. собственно "улучшения", учитываются на сч.33 "Капитальные вложения". Следует отметить, что ни в п.13 Инструкции N 159, ни в п.10 Инструкции N 128 не предусматривается "двухканального" распределения затрат на улучшения. Такие затраты в полном объеме должны списываться в Дт сч. 01 "Основные фонды". По мнению автора, на основании п.8.7 ст.8 Закона о прибыли при распределении суммы затрат, подлежащих включению в валовые расходы (лимитных 5%), необходимо учитывать как затраты, собранные по дебету сч.03 , так и затраты, собранные на сч.33. При этом бухгалтеру необходимо следить, чтобы не произошло двойное уменьшение базы налогообложения. Если часть затрат на улучшение отнесена на валовые расходы, то она не должна увеличить балансовую стоимость основных фондов и не подлежит амортизации.

При возврате объекта аренды арендодателю его стоимость увеличивается на стоимость его улучшений с учетом начисленного износа и отражается:

- в порядке, предусмотренном для учета приобретения и продажи основных фондов, - если арендодатель возмещает стоимость улучшений арендатору. При этом продажа может быть осуществлена как с прибылью, так и с убытком;

- в порядке, предусмотренном для учета бесплатного получения и передачи основных фондов, - если стоимость улучшений арендодателем не возмещается.

Согласно подпункту 4.1.6 Закона о прибыли бесплатно полученные товары (работы, услуги)(в данном случае - улучшения) являются валовым доходом арендодателя и отражаются в бухгалтерском учете в составе доходов от внереализационных операций. При этом увеличение стоимости основных фондов у арендодателя не увеличивает сумму амортизации, так как им не понесены затраты на улучшение. Особенностью бесплатной передачи будет еще и то, что согласно п.4.2. Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" исчисление НДС в этом случае должно производиться исходя из обычной цены, и у арендатора возникает налоговое обязательство, а у арендодателя не возникает право на налоговый кредит, так как не произведена оплата.

Теперь перейдем непосредственно к конкретному вопросу.

Предприятие в 1997 году заключило договор аренды помещения под офис. В этом же году был произведен текущий ремонт помещения, стоимость затрат отнесена на счет 01/1, в течении 1997-1998 гг. начислялся износ основных фондов 1 группы. С 1 января 1999 года договор аренды был расторгнут. Каким образом правильно отразить в налоговом и бухгалтерском учете списание этих основных фондов и их износ?

К сожалению, в вопросе не указано, предусматривал ли договор аренды проведение ремонта арендатором. Также не указано, будет ли арендодатель возмещать стоимость произведенного ремонта. Поэтому мы предлагаем вам рассмотреть оба возможных варианта как для государственных, так и для малых предприятий, а также исходить из того, что ремонт был разрешен договором.

Условия примера. Балансовая стоимость переданного в аренду помещения, которое используется в хозяйственной деятельности, - 16800 грн.

Расходы по ремонту помещения, понесенные арендатором в соответствии с договором аренды, составили

- услуги сторонней организации - 675 грн., кроме того, НДС - 135 грн.

- работы, выполненные собственными силами, - 205 грн., в том числе материалы - 150 грн. (без НДС); зарплата - 40 грн.; начисления на зарплату 15 грн.

За время действия договора аренды на ремонтные затраты начислена амортизация в размере 10 грн.

Балансовая (остаточная) стоимость основных фондов арендатора на начало отчетного года составляет 2000 грн. Включению в валовые расходы на протяжении года подлежит сумма улучшений, не превышающая 100 грн.

Расчет: 2000 х 5 : 100 = 100 грн.

Вариант 1: арендодатель возмещает стоимость ремонта арендатору.

Согласно дополнительному соглашению к договору затраты арендатора на ремонт помещения возмещаются арендодателем в размере 800 грн., кроме того, НДС - 160 грн.

Учет ремонтных затрат, а также операций по возврату объекта аренды арендодателю в связи с окончанием срока договора рассмотрены в таблице 2:

Таблица 2.

+---------------------------------------------------------------------------+
¦ N ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦опера-¦ Содержание операции ¦ Дт ¦ Кт ¦Сумма,¦
¦ ции ¦ ¦ ¦ ¦ ед. ¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦ У арендатора (до окончания срока договора аренды) ¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦ 1. ¦Отражены расходы по ремонту, произведенному ¦ 03 ¦60 ¦ 675 ¦
¦ ¦подрядной организацией ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ 2. ¦Отражен налоговый кредит по НДС ¦ 68 ¦60 ¦ 135 ¦
+------+----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ 3. ¦Произведена оплата подрядчику ¦ 60 ¦51 ¦ 810 ¦
+------+----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ 4. ¦Переданы со склада материалы для выполнения ¦ 03 ¦05 ¦ 150 ¦
¦ ¦ремонта* ¦ 18 ¦18 ¦-150 ¦
+------+----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ 5. ¦Начислена заработная плата работникам, ¦ 03 ¦70 ¦ 40 ¦
¦ ¦производящим ремонт арендованного помещения ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ 6. ¦Начислены сборы на социальное страхование ¦ 03 ¦69 ¦ 15 ¦
+------+----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ 7. ¦Стоимость оконченного ремонта списывается: ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ ¦а) у предприятий государственной формы ¦ 20(44) ¦03 ¦ 100 ¦
¦ ¦собственности; ¦ 01/1 ¦85 ¦ 780 ¦
¦ +----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ ¦б) у малых предприятий: ¦ 20(44) ¦03 ¦ 100 ¦
¦ ¦ 2000 х 5% = 100 грн. ¦ 01/1 ¦03 ¦ 780 ¦
+------+----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ 8. ¦Отражен источник финансирования: ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ ¦а) у предприятий государственной формы ¦ 86 ¦03 ¦ 780 ¦
¦ ¦собственности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ ¦б) у малых предприятий: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +----------------------------------------------+--------------+------¦
¦ ¦- на сумму неиспользованного сальдо по сч. 02;¦ без ¦ 80 ¦
¦ ¦ ¦ проводки ¦ ¦
¦ +----------------------------------------------+--------------+------¦
¦ ¦- на превышающую сумму ¦81,96,98¦ 88 ¦ 700 ¦
+------+----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ 9. ¦Начислена амортизация арендатором на созданный¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦объект основных фондов (780 грн.)**: ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ ¦а) у предприятий государственной формы ¦ 20... ¦ 86 ¦ 10 ¦
¦ ¦ собственности; одновременно ¦ 86 ¦ 02/1¦ 10 ¦
¦ +----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ ¦б) у малых предприятий ¦ 20... ¦ 02/1¦ 10 ¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦ У арендатора (после окончания срока договора аренды) ¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦10. ¦Возвращение объекта аренды арендодателю ¦ ¦ 001 ¦ 16800¦
+------+----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦11. ¦На продажную стоимость реализуемых улучшений ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(стоимость ремонта с НДС): ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ ¦а) у предприятий государственной формы ¦ 76 ¦ 85 ¦ 960 ¦
¦ ¦собственности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ ¦б) у малых предприятий ¦ 76 ¦ 46 ¦ 960 ¦
+------+----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦12. ¦Начисление налогового обязательства по НДС: ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ ¦а) у предприятий государственной формы ¦ 85 ¦ 68 ¦ 160 ¦
¦ ¦ собственности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ ¦б) у малых предприятий ¦ 46 ¦ 68 ¦ 160 ¦
+------+----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦13. ¦Списание первоначальной стоимости: ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ ¦а) у предприятий государственной формы ¦ 85 ¦01/1 ¦ 780 ¦
¦ ¦ собственности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ ¦б) у малых предприятий ¦ 46 ¦01/1 ¦ 780 ¦
+------+----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦14. ¦Списывается сумма начисленного износа ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(амортизации): ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ ¦а) у предприятий государственной формы ¦02/1 ¦ 85 ¦ 10 ¦
¦ ¦ собственности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ ¦б) у малых предприятий ¦02/1 ¦ 46 ¦ 10 ¦
+------+----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦15. ¦Прибыль отнесена на финансовые результаты с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отражением в составе валовых доходов ***: ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ ¦а) у предприятий государственной формы ¦ 48 ¦ 80 ¦ 30 ¦
¦ ¦ собственности; ¦ 85 ¦ 48 ¦ 30 ¦
¦ +----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ ¦б) у малых предприятий ¦ 48 ¦ 80 ¦ 30 ¦
¦ ¦ ¦ 46 ¦ 48 ¦ 30 ¦
+------+----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦16. ¦Поступила оплата от арендодателя ¦ 51 ¦ 76 ¦ 960 ¦
+---------------------------------------------------------------------------+

* Если при приобретении стоимость материалов отнесена на валовые расходы, то при составлении квартальной декларации о прибыли предприятия, в частности приложения N 1 "Сведения о балансовой стоимости материальных ресурсов и малоценных предметов", предприятию необходимо стоимость материалов (150 грн.) вычесть из суммы, отраженной в графе "Остаток на начало периода". Эта операция позволит откорректировать валовые расходы в сторону уменьшения. Основанием является п.1.4 "Порядка ведения учета прироста (убыли) балансовой стоимости покупных товаров (кроме активов, подлежащих амортизации, ценных бумаг и деривативов), материалов, сырья (топлива), комплектующих изделий и полуфабрикатов на складах, в незавершенном производстве и остатках готовой продукции (в том числе малоценных предметов на складах)", утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 11.06.98 г. N 124.

** Амортизация начисляется со следующего квартала. Согласно пункту 3.1 Закона о прибыли на сумму амортизационных отчислений уменьшается сумма скорригированного валового дохода отчетного периода налогоплательщика (арендодателя).

***Согласно подпункту 8.4.3 Закона о прибыли сумма превышения выручки от продажи над балансовой стоимостью отдельного объекта основных фондов группы 1 (в примере - 30 грн.) включается в валовые доходы налогоплательщика. При продаже без прибыли операция N 15 отсутствует.

В таблице N 3 рассмотрены бухгалтерские записи, которые производятся арендодателем при возврате помещения и приобретении объекта основных фондов под названием "Затраты на ремонт арендованного помещения".

Таблица 3

+---------------------------------------------------------------------------+
¦ N ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦опера-¦ Содержание операции ¦ Дт ¦ Кт ¦Сумма,¦
¦ ции ¦ ¦ ¦ ¦ ед. ¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦ У арендодателя (после окончания срока договора аренды) ¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦ 1. ¦Подписан акт приема-передачи объекта аренды ¦ 01/1 ¦01/1А¦16800 ¦
+------+----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ 2. ¦Стоимость проведенного арендатором ремонта ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦присоединена к стоимости объекта основных ¦ 01/1 ¦ 76 ¦ 800 ¦
¦ ¦фондов группы 1 (получена накладная) ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ 3. ¦Отражена сумма переданного износа по ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦приобретенным ремонтным затратам ¦ 01/1 ¦ 02 ¦ 10 ¦
+------+----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ 4. ¦Отражена сумма налогового кредита по НДС ¦ 68 ¦ 76 ¦ 160 ¦
¦ ¦(получена налоговая накладная) ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ 5. ¦Отражение источника финансирования: ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ ¦а) у предприятий государственной формы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦собственности: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ ¦- на сумму остатка по сч.86; ¦ 86 ¦ 85 ¦ 600 ¦
¦ +----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ ¦- на недостающую сумму; ¦ 81 ¦ 85 ¦ 200 ¦
¦ ¦ ¦(87,98) ¦ ¦ ¦
¦ +----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ ¦б) б) у малых предприятий: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +----------------------------------------------+--------------+------¦
¦ ¦- на сумму неиспользованного остатка по сч. 02¦ без ¦ 600 ¦
¦ ¦(составлена бухгалтерская справка); ¦ проводки ¦ ¦
¦ +----------------------------------------------+--------------+------¦
¦ ¦- на сумму, превышающую неиспользованный ¦ 81 ¦ 88 ¦ 200 ¦
¦ ¦остаток по сч.02: (780 - 600 = 180 грн.) ¦(87,98) ¦ ¦ ¦
¦ ¦(см.стр.900 формы N 1 "Баланс предприятия" ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и пп.2.56 Инструкции N 139) ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ 6. ¦Произведена оплата арендатору ¦ 76 ¦ 51 ¦ 960 ¦
+---------------------------------------------------------------------------+

Вариант 2: арендатор передает объект аренды арендодателю без возмещения стоимости достройки, т.е. бесплатно.

Бухгалтерские записи у арендатора до окончания срока договора аналогичны записям в 1-м варианте (см. табл. 2). Учет у арендатора и арендодателя при возврате объекта аренды рассмотрен в таблице 4.

Таблица 4

+---------------------------------------------------------------------------+
¦ N ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦опера-¦ Содержание операции ¦ Дт ¦ Кт ¦Сумма,¦
¦ ции ¦ ¦ ¦ ¦ ед. ¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦ У арендатора (после окончания срока договора аренды) ¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦ 1. ¦Возвращение объекта аренды арендодателю ¦ ¦ 001¦16800 ¦
¦ ¦(в части балансовой стоимости) ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ 2. ¦На сумму, указанную в первичных документах на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦безвозмездную приемку-передачу: ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ ¦а) у предприятий государственной формы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦собственности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ ¦- на сумму первоначальной стоимости ¦ 85 ¦01/1 ¦ 780 ¦
¦ +----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ ¦- на сумму, отраженную в документах приема- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦передачи (остаточная стоимость - 770 грн. ¦ 76 ¦ 85 ¦ 924 ¦
¦ ¦плюс НДС - 154 грн.); ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ ¦- то же в соответствии с п.16.4 ¦ 85 ¦ 76 ¦ 924 ¦
¦ ¦Инструкции N 159; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ ¦- на сумму начисленного износа; ¦ 02/1 ¦ 85 ¦ 10 ¦
¦ +----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ ¦- отражены налоговые обязательства по ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦безвозмездной передаче (согласно п.16.7 ¦ 85 ¦ 68 ¦ 154 ¦
¦ ¦Инструкции N 159); ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ ¦- отражен источник начисления налоговых ¦81,87,98¦ 85 ¦ 154 ¦
¦ ¦обязательств; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ ¦б) у малых предприятий: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ ¦- на сумму первоначальной стоимости; ¦ 46 ¦ 01 ¦ 780 ¦
¦ +----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ ¦- на сумму, отраженную в документах приема- ¦ 76 ¦ 46 ¦ 924 ¦
¦ ¦передачи (с НДС); ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ ¦- то же в соответствии с п.16.4 ¦ 88 ¦ 76 ¦ 924 ¦
¦ ¦Инструкции N 159; ¦(81,98) ¦ ¦ ¦
¦ +----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ ¦- на сумму начисленного износа; ¦ 02/1 ¦ 46 ¦ 10 ¦
¦ +----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ ¦- отражены налоговые обязательства ¦ 46 ¦ 68 ¦ 154 ¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦ У арендодателя (после окончания срока договора аренды) ¦
+---------------------------------------------------------------------------¦
¦ 1. ¦Подписан акт приема-передачи объекта аренды ¦ 01/1 ¦01/1А¦ 16800¦
+------+----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ 2. ¦Стоимость проведенного арендатором ремонта ¦ 48 ¦87,88¦ 924 ¦
¦ ¦присоединена к стоимости здания и отнесена ¦ 01/1 ¦48 ¦ 924 ¦
¦ ¦на валовые доходы (п.3.9 Инструкции N 139)* ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------------------------------+--------+-----+------¦
¦ 3. ¦Отражена сумма переданного износа ¦ 01/1 ¦ 02/1¦ 10 ¦
+---------------------------------------------------------------------------+

* В дальнейшем арендодатель на сумму бесплатно полученных основных фондов (в примере - 924 грн.) амортизацию не начисляет, т.к. не имеет расходов на улучшения, которые в соответствии с пп. 8.1.2 Закона о прибыли подлежат амортизации.

Перечень документов:

1. Инструкция N 128 - Инструкция по бухгалтерскому учету арендных операций, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 25.07.95 г. N 128, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом от 06.03.98 г. N 50

2. Инструкция N 159 - Инструкция по бухгалтерскому учету балансовой стоимости групп основных фондов, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 24.07.97 г. N 159, с изменениями и дополнениями.

3. Закон о прибыли - Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции от 22.05.97 г. N 283/97-ВР, с изменениями и дополнениями.

4. Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. N 168/97-ВР.

5. Инструкция N 139 - Инструкция о порядке заполнения форм годового бухгалтерского отчета предприятия, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 18.08.95 г. N 139.