КОНСУЛЬТИРУЕТ ГНИ В Г. ДНЕПРОПЕТРОВСКЕ

ВОПРОС: Изъятие документов на предприятии: кем, как, за что?

ОТВЕТ: Законом Украины "О государственной налоговой службе" (п.6 ст.11), с изменениями и дополнениями, предусмотрено, что органы государственной налоговой службы имеют право изымать (с оставлением копий) у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении) объектов налогообложения, неуплате налогов, других платежей и изымать у граждан - субъектов предпринимательской деятельности, нарушающих порядок осуществления предпринимательской деятельности, регистрационные удостоверения или специальные разрешения (лицензии: патенты и прочее) с последующей передачей материалов о нарушении органам, выдавшим эти документы.

Во исполнение п.6 ст.11 вышеназванного Закона Государственная налоговая администрация Украины Приказом от 01.07.98 г. N 316 утвердила Инструкцию о порядке изъятия должностными лицами органов государственной налоговой службы Украины у предприятий, учреждений и организаций документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) объектов налогообложения, неуплате налогов и других платежей, которая зарегистрирована в Министерстве юстиции Украины 18 декабря 1998 г. под N 802/3242 (далее - Инструкция).

Рассмотрим отдельные положения данной Инструкции.

1. С какой целью изымаются документы?

Изъятие документов (с оставлением копий), свидетельствующих о сокрытии либо занижении объектов налогообложения, неуплате налогов, других платежей или сокрытии других объектов от налогообложения является мерой принудительного лишения предприятий, учреждений и организаций возможности пользоваться указанными документами.

2. Могут ли изыматься документы на предприятиях, учредителями (соучредителями) которых являются нерезиденты?

Действие Инструкции распространяется на предприятия, учреждения и организации (далее - предприятия) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, включая предприятия с участием иностранных юридических и физических лиц.

3. На основании каких документов представители налоговых служб осуществляют изъятие?

Если во время проверки предприятия установлен факт сокрытия (занижения) объектов налогообложения, неуплаты налогов и других платежей, то изъятие документов производится на основании письменного мотивированного постановления.

При проведении изъятия документов должностное лицо органа государственной налоговой службы предоставляет руководителю предприятия постановление об изъятии документов.

В постановлении указывается полное название предприятия, его адрес, причина, по которой документы изымаются, перечень изымаемых документов, а также указывается должность, фамилия, имя, отчество лица, которому поручается произвести изъятие документов.

В случае отказа от добровольной выдачи документов они изымаются должностным лицом налоговой службы при участии представителей налоговой милиции.

4. Какие документы могут быть изъяты на предприятии?

Изъятию у предприятий подлежат:

а) первичные документы - это письменные свидетельства, подтверждающие и фиксирующие хозяйственные операции, включая разрешения и распоряжения владельца предприятия (администрации) на их проведение;

б) денежные документы, учетные регистры в виде ведомостей, ордеров, книг, журналов, машинограмм и т.д., которые предназначены для хронологического, систематического или комбинированного накопления, группирования и обобщения информации из первичных документов, принятых к учету;

в) сметы, декларации и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет;

г) другие справочные материалы и расчеты.

Не изымаются документы, содержащие сведения, определенные в законодательном порядке такими, которые составляют государственную тайну.

5. Какие документы должны находиться на предприятии взамен изъятых?

Вместо изъятых документов в делах предприятий остаются их копии и протокол изъятия документов или, в соответствующих случаях, опись документов.

Составляет опись документов, изъятых из дел, должностное лицо органа государственной налоговой службы, опись заверяется подписями главного бухгалтера или других должностных лиц предприятия и должностного лица органа госналогслужбы.

Кроме того, в присутствии представителя предприятия должностное лицо налоговой службы, осуществляющее изъятие, снимает копии с изымаемых документов. На документах указывается основание и дата изъятия. Если руководитель предприятия отказывается от получения копий изымаемых документов, должностное лицо налоговой службы отражает этот факт в протоколе.

В этом случае, если на предприятии остается только опись документов, то копии изъятых документов предоставляются предприятию не позднее 3 суток со дня изъятия.

6. Как быть в случае, если на предприятии отдельные документы утеряны и не могут быть представлены для изъятия?

Если во время проверки должностные лица предприятия заявили о пропаже (потере, уничтожении и т.п.) документов, то руководитель предприятия на основании письменного приказа или устного распоряжения назначает комиссию по расследованию причин потери документов.

По результатам проведенного расследования комиссия составляет акт, который утверждается руководителем предприятия. Копия акта передается должностному лицу налоговой службы, осуществляющему изъятие документов.

Должностное лицо налоговой службы имеет право пригласить для участия в работе комиссии представителей правоохранительных органов и государственного пожарного надзора системы органов внутренних дел.

7. Должны ли изъятые документы возвращаться на предприятие?

Да. По решению руководителей органа госналогслужбы изъятые документы возвращаются на предприятие под расписку о получении документов курьером или высылаются по почте.

В случае, если изъятые документы предприятий передаются подразделениям налоговой милиции или другим правоохранительным органам, в протоколе и описи это отражается соответствующей записью.

Алла ПАСЕЧНИК,
Управление по работе с налогоплательщиками