Об неуплате НДС
Приказом Государственной налоговой администрации Украины от 25.01.99 г. N 43 внесены изменения и дополнения в Положение о Реестре плательщиков налога на добавленную стоимость (далее - Положение). Предыдущая редакция Положения, утвержденная приказом ГНАУ от 27.05.97 г. N 149, основывалась на положениях ст.9 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. N 168/97-ВР (далее - Закон о НДС). Новая редакция разработана в связи со вступлением в силу с 1 октября 1998 года Указа Президента Украины "О некоторых изменениях в налогообложении" от 07.08.98 г. N 857/98 (далее Указ). Итак, изменения такие:
1. Уточнено, что для регистрации действующего лица как плательщика налога на добавленную стоимость необходимо, чтобы оно было взято на учет в органе государственной налоговой службы по его местонахождению или месту жительства. Для вновь созданных субъектов предпринимательской деятельности подача заявления для регистрации как плательщика НДС осуществляется одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет. При этом обязательно будет проведена проверка регистрационных данных из Единого банка данных о налогоплательщиках - юридических лицах или Реестра физических лиц налогоплательщиков (учредители, местонахождение, виды деятельности, подчиненность, форма собственности, организационно-правовая форма).
Напоминаем, что заявление о взятии на учет как плательщика НДС вновь созданные предприятия должны подать не позднее двадцатого календарного дня с момента регистрации в органах местной государственной власти, а действующие лица - не позднее двадцати календарных дней после окончания месяца, в котором был достигнут объем облагаемых операций, т.е. 1200 необлагаемых минимумов доходов (н.м.д.) граждан (в настоящий момент - 20400 грн.).
2. Указано, что лицам, ответственным за удержание и внесение в бюджет сумм налога во время исполнения договоров о совместной деятельности, а также постоянным представительствам нерезидентов в Украине присваивается 9значный индивидуальный налоговый номер (для обычных юридических лиц он содержит 12 знаков). Также необходимо помнить, что при осуществлении совместной деятельности Свидетельство выдается только на период действия договора.
3. Устранены требования о месте хранения оригинала Свидетельства и конкретных местах размещения его копий (на специальной табличке, витрине и т.п.), определенные п.11 предыдущей редакции Положения. Теперь необходимо руководствоваться только положениями Закона о НДС, в соответствии с которыми копии Свидетельства должны быть удостоверены налоговым органом и размещены в доступных для обозрения местах в помещениях налогоплательщика и во всех его обособленных подразделениях.
4. Определены условия снятия лиц с регистрации как плательщиков НДС в соответствии с требованиями Указа. Ранее, то есть до 1 октября 1998 года, порядок аннулирования Свидетельства определялся пп.9.6 ст.9 Закона о НДС в случаях, если:
- вновь созданный субъект предпринимательской деятельности по итогам работы за 12 календарных месяцев с момента его создания имел объем налогооблагаемых операций менее чем 600 н.м.д. граждан;
- зарегистрированное в течение 24 календарных месяцев в качестве налогоплательщика лицо имело за последние 12 текущих календарных месяцев объем налогооблагаемых операций менее чем 600 н.м.д. граждан;
- зарегистрированное в качестве налогоплательщика лицо прекращает деятельность согласно решению о ликвидации такого налогоплательщика.
С 1 октября 1998 года исключение налогоплательщика из Реестра и аннулирование Свидетельства осуществляется с учетом требований части пятой ст.14 Указа. Теперь лица, зарегистрированные как плательщики налога, в том числе такие, которые зарегистрированы по собственному желанию или как вновь созданные, зарегистрированные до вступления в силу этого Указа, могут быть сняты с регистрации как плательщики НДС не ранее чем через 24 календарных месяца после такой регистрации, если они за последние 12 текущих календарных месяцев имели объем налогооблагаемых операций меньший, чем 1200 н.м.д. граждан.
Для определения конкретного срока, с которого предприятие или предприниматель сможет не платить НДС, необходимо произвести простые расчеты. Прежде всего необходимо отсчитать 24 месяца с момента регистрации. Несмотря на то, что регистрация плательщиков происходила, в основном, до 1 июля 1997 года, а также в течение всего третьего квартала 1997 года, точкой отсчета, по нашему мнению, является 1 октября 1997 года - дата вступления в силу Закона о НДС. Соответственно, 24 календарных месяца истекут 30 сентября 1999 года. И только с 01.10.99 г. в случае, если за период с 1 октября 1998 года по 30 сентября 1999 года объем налогооблагаемых операций составил менее 20400 грн., плательщик НДС может быть снят с учета. Для лиц, зарегистрировавшихся плательщиками НДС после 01.10.97 г., необходимо отсчитать 24 месяца от даты такой регистрации. Итак, с условиями мы разобрались.
Теперь разберемся с документами, необходимыми для аннулирования Свидетельства. Статьей 9 Закона о НДС определены только порядок и сроки подачи заявления о регистрации, то есть о постановке на учет, а также указано, что форма такого заявления устанавливается центральным налоговым органом Украины. Подача плательщиками заявления о снятии с регистрации ни Законом о НДС, ни Указом не предусмотрена.
Тем не менее, еще в первоначальной редакции Положения ГНАУ разработала также и форму заявления об исключении плательщика НДС из Реестра (форма N 3-Р). Такое превышение полномочий можно понять - ни налоговики, ни плательщики просто морально не подготовлены к автоматическому снятию с учета и аннулированию Свидетельства. В новой редакции Положения его разработчики пошли еще дальше. Теперь плательщик налога на добавленную стоимость, который может быть снят с регистрации на основании положений части пятой ст.14 Указа, должен подать заявление о снятии с учета установленной формы в 10-дневный срок после окончания 24-месячного срока с момента регистрации. В случае непредоставления такого заявления плательщик с регистрации не снимается и считается добровольно зарегистрированным!!! Воистину, кто не успел - тот опоздал. Возможность сняться с регистрации появится у "опоздавшего" только по истечении следующих 24 календарных месяцев.
Не будем много говорить о незаконности такой "добровольной" регистрации. Просто советуем Вам подать заявление о снятии с учета в требуемые сроки. Тем более что плательщики с малыми оборотами вряд ли способны финансировать защиту своих прав в суде. Со своей стороны редакция обязуется в сентябре 1999 года напомнить читателям о возможности снятия с регистрации.
5. Изменены сроки внесения дополнений к регистрационному заявлению в случае перерегистрации плательщика в органах государственной регистрации (например, при изменении его местонахождения (места жительства)). Если раньше налоговые органы необходимо было уведомить в течение 10 дней, то теперь этот срок продлен до 20 дней. В случаях, когда изменение данных не требует государственной перерегистрации (например, изменение учредительных документов), то дополнительное регистрационное заявление подается в налоговую инспекцию, как и ранее, в 10-дневный срок.
6. В соответствии со ст.15 Указа к субъектам предпринимательской деятельности, которые обязаны, но не осуществляют регистрацию в течение установленных сроков, применяются финансовые санкции.
