Расчет налога с владельцев транспортных средств в 1999 году
ВОПРОС: 1. Фермерское хозяйство приобрело в 1992 году списанный автомобиль КАЗ. Его починили и использовали в пределах фермы, поскольку для далеких поездок автомобиль был непригоден. Уже более двух лет автомобиль неисправен и не ремонтируется из-за отсутствия средств на ремонт. Нужно ли уплачивать налог с владельцев транспортных средств за автомобиль, который уже 2 года не эксплуатируется?
2. Нужно ли уплачивать налог с владельцев транспортных средств за 1998 год за автомобиль, приобретенный в октябре 1998 года? В статье 6 Закона о налоге с владельцев транспортных средств указано, что налог рассчитывается на основании отчетных данных о количестве транспортных средств по состоянию на 1 января текущего года, а в статье 5 определено, что налог уплачивается перед регистрацией. Как правильно произвести расчет и уплату налога?
3. Предприятие 18.02.98 г. представило расчет налога с владельцев транспортных средств в налоговую инспекцию. Техосмотр был проведен 23.06.98 г., соответственно налог уплачен во II квартале согласно представленному расчету. Перерасчет налога представлен в налоговые органы 14.08.98 г., тогда же перечислена разница между суммами налога по ранее сданным расчету и перерасчету. При проверке налоговой инспекцией предприятие оштрафовано на 50% от суммы налога по перерасчету, а главный бухгалтер оштрафован на 85 грн. Просим дать разъяснение по этому вопросу.
4. Дата проведения технического осмотра транспортных средств предприятия приходится на первые дни II квартала (2 апреля). Налог с владельцев транспортных средств уплачен 30 марта 1998 года и рассчитан по курсу ЭКЮ на первый день I квартала 1998 года, то есть квартала, в котором произведена уплата налога. Налоговая администрация требует, чтобы предприятие пересчитало сумму налога по курсу ЭКЮ на 1 апреля. Правомерны ли такие требования?
5. Являются ли объектами налогообложения транспортные средства, используемые только на территории предприятия?
1.Если автомобиль числится на балансе фермерского хозяйства и зарегистрирован в ГАИ как принадлежащий этому хозяйству, налог с владельцев транспортных средств все равно должен быть уплачен. Наличие транспортного средства у предприятия проверяется налоговыми инспекциями на основании данных бухгалтерских отчетов, отчета об автотранспорте ф. N 1-тр(авто) с приложением N 1 к этой форме, представляемого органам государственной статистики, инвентарной карточки учета основных средств (ф. N ОС-6), журнала учета движения основных средств (транспорта), технических документов в отделе главного механика, актов на списание автотранспортных средств (ф. N ОС-4), актов инвентаризации основных средств и др.
Кроме того, автомобиль должен ежегодно проходить технический осмотр в сроки, определенные графиком ГАИ. Согласно пункту 4.8 Рекомендаций при невозможности доставки транспортного средства на место технического осмотра (из-за неисправности или по иным причинам) в установленный срок его владелец уплачивает налог на общих основаниях, а документ об уплате налога предъявляет ГАИ вместе с письменным заявлением о невозможности представления транспортного средства для технического осмотра. Если предприятие по какой-либо причине не произвело осмотр в срок, предусмотренный утвержденным графиком, оно должно вовремя уведомить налоговую администрацию о переносе срока прохождения техосмотра. В утешение можно отметить, что плательщики налога привлекаются к его уплате не более чем за два предыдущих года.
В соответствии со статьей 3 Закона о налоге с владельцев транспортных средств суммы налога зачисляются в бюджеты местного самоуправления. В то же время сельские, поселковые, городские советы могут устанавливать дополнительные льготы по налогообложению в пределах сумм, поступающих в их бюджеты (ст. 1 Закона о системе налогообложения). Поэтому у налогоплательщиков есть теоретическая возможность установить для себя дополнительные льготы по налогу с владельцев транспортных средств.
Если в хозяйстве не планируется дальнейшее использование неисправного автомобиля, лучше его продать или ликвидировать (в случае ликвидации необходимо учитывать нормы статьи 8 Указа Президента Украины от 07.08.98 г. N 857/98 "О некоторых изменениях в налогообложении", с изменениями и дополнениями).
2.Для начала разделим понятия уплаты и расчета налога. Уплата налога с владельцев транспортных средств в данном случае осуществляется перед регистрацией автомобиля в органах ГАИ. Такая уплата производится за 1998 год. В пункте 6.2 Рекомендаций указано: "Юридические лица, которые приобрели транспортные средства в течение года, уплачивают налог в полном размере... Если предприятие в течение текущего года приобрело транспортные средства и уплатило налог перед их регистрацией, оно обязано представить расчет суммы налога по этим транспортным средствам в 10-дневный срок в налоговую администрацию".
Таким образом, расчет налога за 1998 год должен быть представлен в налоговые органы в течение 10 дней после его уплаты. Расчет налога за 1999 год нужно сдать до 15.03.99 г., а уплату налога за 1999 год произвести перед техническим осмотром.
Поскольку предприятие, приобретая автомобиль в конце года, обязано уплатить налог за весь год, предпочтительнее его приобретать и регистрировать в начале следующего года.
3.Налог с владельцев транспортных средств уплачивается налогоплательщиками перед проведением техосмотра. Поскольку техосмотр был проведен во II квартале, то уплачивать налог следовало во II квартале, исходя из ставок, рассчитанных по валютному (обменному) курсу НБУ на 01.04.98 г. Согласно пункту 6.4 Рекомендаций если технический осмотр проводится в следующие кварталы (после первого, в котором был составлен расчет налога), то предприятие обязано провести перерасчет налога в соответствии с новым курсом НБУ. При этом указано, что такой перерасчет нужно представить в налоговую инспекцию в течение первого месяца квартала, в котором будет проведен техосмотр. В данном случае перерасчет налога необходимо было представить в течение апреля.
Следовательно, при проверке налоговая инспекция руководствовалась Рекомендациями и статьей 7 Закона о налоге с владельцев транспортных средств, которой, в частности, предусмотрено, что за непредставление, несвоевременное представление налоговым органам расчетов и других документов, необходимых для начисления и уплаты налога, плательщики уплачивают в бюджет дополнительно 50 % подлежащих уплате сумм налога. В самом Законе о налоге с владельцев транспортных средств не предусмотрено представление перерасчета сумм налога в определенные сроки, но статья 6 этого Закона определяет, что налогоплательщики - юридические лица представляют в налоговую инспекцию расчет суммы налога "в порядке и в сроки, определенные налоговыми органами.., но не позднее 15 марта...". В своих Рекомендациях налоговая администрация уточнила срок представления перерасчета налога, но ведь этот расчет должен быть представлен после 15 марта! Трудно предположить, как будут развиваться события, в случае если предприятие вдруг решит оспаривать решение налоговой инспекции в арбитражном суде. Если принять во внимание только Рекомендации, то предприятие оштрафовано обоснованно, а если только нормы Закона о налоге с владельцев транспортных средств, - основания для применения штрафа сомнительны.
Что касается административного наказания главного бухгалтера, то оно может быть применено к должностным лицам в соответствии с теми же Рекомендациями, то есть обоснованность обоих видов взысканий одинакова.
4.Нет, не правомерны. Основным документом, которым следует руководствоваться при исчислении и уплате налога с владельцев транспортных средств, является Закон о налоге с владельцев транспортных средств.
В статье 5 этого Закона указано, что налог уплачивается перед регистрацией, перерегистраций или техническим осмотром транспортных средств. Владельцы транспортных средств обязаны предъявлять органам Государственной автоинспекции (ГАИ) платежные поручения или квитанции об уплате налога. В противном случае технический осмотр или регистрация не производится. То есть предприятия вынуждено произвести предоплату налога, чтобы вовремя пройти технический осмотр. По какому курсу ЭКЮ нужно было рассчитывать налог в таком случае?
Обратимся к статье 6 Закона о налоге с владельцев транспортных средств: "Налог уплачивается в валюте Украины и рассчитывается по валютному (обменному) курсу Национального банка Украины на первый день квартала, в котором осуществляется уплата налога, и остается неизменным в течение квартала".
Очевидно, в данном случае налог должен рассчитываться по курсу ЭКЮ на 1 января потому, что, во-первых, уплата налога произошла в 1 квартале, а, во-вторых, курс ЭКЮ на 1 апреля еще не был известен.
Статья 6 Закона уточняет: "...и остается неизменным в течение квартала". Означает ли это, что по окончании квартала уплаченная сумма налога может измениться? Вряд ли. Ведь речь идет не об уплате, а о расчете налога, по которому предприятия представляют отчет в налоговую администрацию ежегодно до 15 марта. Расчет производится по транспортным средствам, числящимся на балансе предприятия по состоянию на 1 января. Естественно, курс ЭКЮ (а в 1999 году - курс ЕВРО) применяется также по состоянию на 1 января. Если предприятие проходит технический осмотр транспортных средств в 1 квартале, суммы уплаченного и начисленного по расчету налога совпадают. Если предприятие проходит технический осмотр и уплачивает налог с владельцев транспортных средств после 1 квартала, то его сумма рассчитывается по курсу ЭКЮ (в 1999 году - по курсу ЕВРО) на первый день соответствующего квартала. Одновременно предприятие представляет в органы государственной налоговой администрации перерасчет налога.
Однако в рассматриваемом случае нет оснований для перерасчета и доплаты налога, так как уплата произведена в I квартале.
Возникает вопрос: "А если бы курс ЭКЮ снизился в I квартале, требовали бы от предприятия перерасчет налога с владельцев транспортных средств? Или бюджет возместил бы разницу?"
Вероятно, нет.
Судя по письмам читателей, иногда работники налоговых служб настаивают на перерасчете налога, если предприятие уплатило налог в последние дни предыдущего квартала, а технический осмотр провело в текущем квартале. Некоторые предприятия, уступив требованиям налоговых органов, производят такой перерасчет. Хотелось бы отметить, что отнесение доплаты по налогу к составу валовых расходов необоснованно, так как Законом о налоге с владельцев транспортных средств это не предусмотрено.
5.Согласно статье 2 Закона о налоге с владельца транспортных средств "транспортные средства грузовые, самоходные, используемые на заводах, складах, в портах и аэропортах для перевозки грузов на короткие расстояния, - код 87.09" не являются объектами налогообложения.
В Гармонизированной системе описания и кодирования товаров под кодом 87.09 значатся только грузовые и самоходные транспортные средства. не оборудованные подъемными и погрузочными устройствами. Но в соответствии со статьей 2 указанного Закона от налогообложения освобождены все транспортные средства, которые подпадают под описание кода 87.09:
- транспортные средства грузовые электрические (код 87.09 11);
- транспортные средства грузовые прочие (код 87.09 19);
- части чугунные или стальные литые (код 87.09 90) и пр.
На основании данных технического паспорта транспортного средства необходимо определить, можно ли отнести такое транспортное средство к коду 87.09 или оно является объектом налогообложения как автомобили грузовые (код 87.04).
Если речь идет об автомобилях-самосвалах, предназначенных для использования вне дорожной сети (код 87.04 10), или автомобилях грузовых с двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем (двигателем, использующим топливо с низким цетановым числом, код 87.04 21)), или автомобилях грузовых с двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием (код 87.04 31), то такие транспортные средства являются объектами налогообложения, даже если они используются на территории предприятия.
Автомобили грузовые (код 87.04) подлежат обязательной государственной регистрации в органах ГАИ, разрабатывающих график прохождения технического осмотра.
Механические транспортные средства, не подлежащие государственной регистрации, согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 21.10.93 г. N 873 "Об утверждении Правил государственной регистрации и учета автомобилей самоходных машин и колесных тракторов, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов, прицепов, полуприцепов, мотороллеров и мотоколясок", с изменениями и дополнениями, подлежат ведомственной регистрации и учету. Ведомственная регистрация осуществляется, например, Государственным комитетом Украины по надзору за охраной труда - для крупнотоннажных автомобилей, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Украины - для тракторов и сельскохозяйственной техники, эксплуатируемых о улично-дорожной сети, и т.д. В этом случае технический осмотр проводится органом, зарегистрировавшим транспортное средство.
Электрокары, автопогрузчики, электропогрузчики не являются объектами налогообложения, в то время как другие транспортные средства, подпадающие под определение кода 87.09, могут облагаться налогом с владельцев транспортных средств. Это происходит в том случае, если транспортные средства периодически покидают территорию завода (склада, порта) и участвуют в уличном дорожном движении. Такой транспорт должен быть зарегистрирован. Он подлежит техническому осмотру, а следовательно, облагается налогом.
