Новые бланки
Введение одного из двух бланков строгой отчетности перенесено с 1 марта на 1 апреля.
Типовые формы первичного учета N КО-1 "Приходный кассовый ордер" и N М-20 "Накладная на отпуск товарно-материальных ценностей" как формы строгой отчетности, а также Инструкция о порядке изготовления, хранения и применения этих форм были утверждены приказом Госкомстата "Об утверждении типовых форм первичного учета и Инструкции о порядке их изготовления, хранения и применения" от 27 июля 1998 года N 263 (зарегистрирован в Минюсте 12 августа 1998 года). Указанные документы должны были вступить в действие 1 марта 1999 года.
Вроде, всё законно
Не может не радовать, что приказ был подписан и зарегистрирован за шесть месяцев до его введения (мы уже привыкли, что все приказы и указы вводятся в действие с момента опубликования, через месяц после подписания, а то и задним числом). Но, несмотря на это, введение приказа в действие застало многих врасплох. Форма "Приходного кассового ордера" используется предприятиями с 1 марта, как и должно быть. А вот купить бланк "Накладной на отпуск ТМЦ" еще на прошлой неделе было невозможно. И выполнить приказ Госкомстата было невозможно. Именно поэтому Госкомстат издал еще один приказ от 25.02.99 г. N 76, которым перенес срок введения в действие "Накладной на отпуск ТМЦ" на 1 апреля 1999 года (на момент подачи материала, 4 марта, приказ еще не был зарегистрирован в Минюсте).
Но нас не мог не заинтересовать вопрос: "Почему приказ подписан Госкомстатом, а не Минфином ?". Ответ на этот вопрос отчасти содержится в ст. 12 Закона Украины "О государственной статистике". Согласно этому Закону, органы государственной статистики обязаны: "утверждать формы, программы и инструкции государственных статистических наблюдений и типовые формы первичной учетной документации, необходимой для их проведения".
Уже сейчас, когда бухгалтеры и менеджеры реально оценили ситуацию, стало ясно, что основная проблема - это увеличение трудоемкости работы бухгалтеров. Хотя и бланки тоже стоят недешево: до 1 грн. за три штуки в Киеве. Можно предположить, что в других местах их стоимость может быть еще большей.
Где эти бланки неприменимы?
Следующая проблема новых бланков - это полная непригодность использования "Накладной на отпуск ТМЦ" для некоторых отраслей.
Так, фармацевтические предприятия раньше использовали накладную, утвержденную Министерством здравоохранения, на основании которой можно было контролировать процент торговой надбавки. Теперь, как поделился с нами своими выводами один менеджер, работающий в этой отрасли, придется делать три вида накладных:
накладную на отпуск ТМЦ на бланке строгой отчетности (3 экземпляра);
накладную по форме Минздрава на обычном листе (2 экземпляра);
налоговую накладную (2 экземпляра).
Но это без учета товарно-транспортной накладной (4 экземпляра), которая тоже считается бланком строгой отчетности. Как видим, достаточно трудоемкое и к тому же дорогое удовольствие. Можно было бы сделать для фармацевтов отдельный бланк.
Но, по информации Министерства статистики, не только для фармацевтов, но и для других отраслей этот бланк не всегда подходит. Пока бланки для отдельных отраслей готовиться не будут, но сама форма "Накладной на отпуск ТМЦ", возможно, будет усовершенствована путем добавления пустых граф, которые каждое предприятие сможет использовать по-своему. Остается ждать.
Ещё проблемы
Третья "непонятка", касающаяся опять-таки "Накладной на отпуск ТМЦ", относится к количеству выписываемых бланков. В Инструкции Госкомстата от 27 июля 1998 года сказано, что первый экземпляр выдается предприятию-получателю, второй остается на складе предприятия-поставщика, а третий передается пропускному пункту для контроля за вывозом ТМЦ за пределы территории предприятия. Но в действительности эти "пределы территории предприятия" очень часто заканчиваются офисом и складом, и третий бланк попросту не нужен, а платить нужно за все. Как сказал один старый практик: "И зачем она нужна в трех экземплярах. Если разобраться: один - покупателю, один - продавцу, а третий кому? Они считают, что ими будут пользоваться только на заводах. Для выезда можно просто сделать ксерокопию или пропуск выписать".
Четвертая проблема тоже связана с "Накладная на отпуск ТМЦ" и касается программного обеспечения. Большая часть предприятий пользуется бухгалтерскими и менеджерскими программами, которые соединяют выписку первичных бланков и сам учет. Можно поступить двумя способами:
1) заполнять накладные дважды: один раз на компьютере - для учета, второй раз вручную - на бланках строгой отчетности;
2) попросить разработчиков программы сделать дополнение и сразу распечатывать набранную информацию на бланк.
Но, разработка дополнения к программе будет стоить определенную сумму. Кроме того, нужно время, чтобы все это сделать, а образца бланка пока нет.
Ещё раз о цене
Уделим немного внимания "Приходному кассовому ордеру". Никто не видит целесообразности этой замены. В приказе Госкомстата N 263 сказано, что оба бланка вводятся "в целях усиления контроля за соблюдением кассовой дисциплины, наличием, движением и хранением товарно-материальных ценностей и предотвращения злоупотреблений в финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и хозяйствования". В принципе, кассовую дисциплину никто и никогда не нарушал - нет смысла. Если предположить, что это дополнительный контроль над торговыми точками для более полного поступления выручки в кассу предприятия, а затем на расчетный счет, то эта цепочка достаточно хорошо контролируется обязательным использованием кассовых аппаратов, которые обмануть значительно сложнее. И сам собой напрашивается вопрос: "Кому это выгодно?" Один из опрошенных бухгалтеров ответил: "Непонятно, кого они контролируют. Это просто дает заработать государству при печатании бланков и фирмам-посредникам, ими торгующими.
Наконец, еще раз вспомним о денежных затратах. Стоимость одного "Приходного кассового ордера" составляет сейчас, в среднем, 15-20 коп. Приходный кассовый ордер составляется в одном экземпляре и используется в основном в розничных предприятиях для сдачи налички из торговых точек в кассу предприятия или для получения "налички" из банка. Раньше, когда бланк был простой (не строгой отчетности), он стоил 2 коп. Сейчас стоимость бланка уже, в принципе, может отразиться на стоимости товаров. В любом случае - это необоснованные накладные расходы. Иными словами, за бланки вновь заплатит конечный потребитель - мы с вами.
Все это в еще большей мере относится к "Накладной на отпуск ТМЦ" ( 1 грн. за комплект). Введение нового бланка "Накладной на отпуск ТМЦ" особенно невыгодно для предприятий, торгующих мелким оптом (небольшие оптовые наценки - 10-20% и сумма продажи - до 100-200 грн.).
Остается утешиться лишь тем, что ГНАУ к приказу Госкомстата не имеет, по крайней мере прямого, отношения. Это дает некоторую надежду, что за несвоевременное введение новых бланков хотя бы налоговики, возможно, штрафовать не будут. А органы статистики всегда были к предприятиям достаточно лояльны (за что мы им очень благодарны).
