Методические рекомендации
по оформлению раздела "Формирование, регулирование
и защита заработной платы" коллективного договора

Данная консультация преследует цель оказать методическую помощь по разработке проекта коллективного договора и при внесении изменений и дополнений в уже принятые коллективные договоры по разделу "Формирование, регулирование и защита заработной платы"- с учетом положений действующего законодательства.

Коллективный договор (далее - колдоговор), соглашение, в соответствии с Законом N 3356, заключают предприятия, учреждения, организации - юридические лица (далее - предприятия) независимо от формы собственности и хозяйствования, которые используют наемный труд.

На страницах периодических изданий и в настоящее время продолжается дискуссия по поводу того, необходимо ли предприятиям заключать колдоговоры. Наша консультация для тех предприятий, которые сделали свой выбор в пользу заключения колдоговора.

Подготовка проекта колдоговора от сторон, ведущих переговоры по его заключению, требует проведения значительной работы, чтобы принимаемые обязательства содействовали регулированию трудовых отношений и защите социально-экономических интересов работников и собственников предприятия и в то же время не противоречили нормам и принципам действующего законодательства.

В настоящее время не существует общепринятой формы колдоговора. Участники переговоров принимают ее самостоятельно (по договоренности сторон), используя при этом предлагаемые в периодических изданиях различные проекты колдоговора. Его разделы могут иметь разные заглавия, но их содержание должно в обязательном порядке включать ряд вопросов, установленных статьей 7 Закон.) N 3356.

В данной консультации мы рассматриваем раздел колдоговора, который посвящен заработной плате. Условно назовем его "Формирование, регулирование и защита заработной платы". На наш взгляд, этот раздел колдоговора требует особого внимания именно сейчас, когда государство предпринимает попытки стабилизировать экономическую ситуацию и изданием ряда законодательных документов содействует принятию мер по выплате задолженности по заработной плате, компенсации в связи с потерей работником части заработной платы вследствие нарушения сроков ее выплаты и инфляции, по увеличению размера минимальной заработной платы и по созданию условий для увеличения объема фонда оплаты труда.

При подготовке проекта колдоговора по разделу "Формирование, регулирование и защита заработной платы" в обязательном порядке должны быть освещены следующие вопросы:

- нормирование и оплата труда, установление форм, системы, размеров заработной платы и других видов трудовых выплат (доплат, надбавок, премий и т. п.);

- установление гарантий, компенсаций, льгот:

- условия регулирования межквалификационных (междолжностных) отношений.

Предприятия самостоятельно устанавливают и отражают в колдоговоре формы, системы оплаты труда, расценки, тарифную сетку, схемы должностных окладов, условия применения и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и других поощрений, компенсаций и гарантийных выплат. Обязательным условием для любого пункта, принятого в договоре, является то, что он не должен ухудшать положение работников по сравнению с нормами действующего законодательства (ст. 8 - 12 Закона об оплате труда, ст. 17, 19 Закона о предприятиях, а также генеральные, отраслевые и региональные соглашения, действующие в соответствии с Законом N 3356), устанавливающими тарифные сетки и шкалу соотношении должностных окладов, которые являются ориентиром для дифференциации оплаты труда в зависимости от профессии, квалификации работников. сложности и условий выполнения ими работ в отдельных отраслях хозяйствования.

Итак, собственник или уполномоченный им орган устанавливает формы оплаты труда на условиях, определенных колдоговором (соглашением), что предусмотрено статьей 19 Закона N 20. В случае если коллективный договор или соглашение ухудшает положение работников по сравнению с действующим законодательством, такой договор признается недействительным в соответствии с требованиями статьи 5 Закона N 3356.

При подготовке проекта договора следует учесть, что статьей 14 Закона об оплате труда предусмотрена исключительная ситуация, при которой временно, на срок не более шести месяцев, на период преодоления финансовых трудностей предприятие может применять нормы колдоговора, допускающие оплату труда ниже норм, определенных генеральным, отраслевым или региональным соглашением.

Регулирование оплаты труда

Одним из видов государственного регулирования оплаты труда работников предприятий всех форм собственности является установление размера минимальной заработной платы. Законодательно установленный размер минимальной заработной платы представляет собой оплату простой, неквалифицированной работы, ниже которой оплата за выполненную работником месячную, почасовую норму работы (объем работ) в любом случае производиться не может (с 1 января 1999 года минимальный размер заработной платы составляет 74 гривни в месяц).

Кроме того, государством принимаются меры по созданию заинтересованности субъектов хозяйствования в увеличении объема фонда оплаты труда. С 13.07.98 г. вступило в силу Постановление N 1064, которым введены максимальная величина фактических расходов на оплату труда наемных работников, а также суммы облагаемого налогом дохода, совокупного облагаемого налогом дохода (далее - максимальная величина), с которых взимаются сборы в Фонд социального страхования (в том числе в Государственный фонд содействия занятости населения), Пенсионный фонд и Фонд Чернобыля (с 1 января 1999 года в соответствии с Указом N 857 прекращено начисление и взимание сбора в Фонд Чернобыля).

Максимальная величина суммы, с которой взимаются налоги и сборы, установлена в размере 1 000 гривен в месяц на одного работника. Надо полагать, что установленная в настоящее время максимальная величина в 1999 году будет изменяться, так как данным Постановлением предусмотрено осуществить анализ эффективности применения в 1998 году порядка взимания сборов (взносов) в социальные фонды. Министерство финансов Украины совместно с другими заинтересованными центральными органами исполнительной власти обязано было до 1 февраля 1999 года представить Кабинету Министров Украины предложения относительно изменения или сохранения установленной максимальной величины, с которой будут взиматься сборы (взносы) в указанные фонды в 1999 году.

Государством устанавливаются условия и размеры оплаты труда для руководителей предприятий, основанных на государственной, коммунальной собственности, работников предприятий, учреждений и организаций, финансируемых или дотируемых из бюджета. Регулирование фондов оплаты труда работников предприятий-монополистов осуществляется в соответствии с Постановлением N 428 путем ежемесячного внесения в бюджет платежей с суммы превышения фактического фонда оплаты над его расчетной величиной. Перечень предприятий-монополистов утвержден Кабинетом Министров Украины.

Гарантии и компенсации

Осуществляя регулирование оплаты труда работников предприятий всех форм собственности и хозяйствования, государство обеспечивает минимальные гарантии, которые необходимо соблюдать при заключении коллективного договора, а именно:

- установление норм оплаты труда (за работу в сверхурочное время, в праздничные, нерабочие и выходные дни; в ночное время, за время простоя не по вине работника; работников моложе 18 лет при сокращенной продолжительности их ежедневной работы, при изготовлении продукции, оказавшейся браком не по вине работника, и т. п.);

- установление гарантий в оплате труда для работников (оплата ежегодных отпусков; за время выполнения государственных обязанностей; направляемых для повышения квалификации; для переведенных на другую работу в связи с производственной необходимостью; при различных формах производственного обучения, переквалификации или обучении другим специальностям; для доноров, для беременных женщин и женщин, имеющих детей до трех лет; переведенных по состоянию здоровья на более легкую работу);

- установление гарантий и компенсаций для работников, которые трудятся в полевых условиях, имеют разъездной характер работы, для работников в случае переезда на работу в другую местность; направленных в служебную командировку и др.

Все эти гарантии должны быть отражены в коллективном договоре. Стороны, заключающие договор, могут принять решение об увеличении сумм компенсационных выплат, продолжительности предоставляемых отпусков или о предоставлении дополнительных льгот, оказании материальной помощи за счет средств предприятия или профсоюзов.

Непростое финансовое состояние большинства предприятий Украины в настоящее время мало содействует принятию предприятиями на себя дополнительных обязательств и гарантий, которые превышают гарантии, установленные государством. И несмотря на то что статьей 24 Закона об оплате труда установлено, что заработная плата должна выплачиваться регулярно в рабочие дни не реже двух раз в месяц через промежуток времени, не превышающий 16 календарных дней, на практике расчет по заработной плате производится с нарушением сроков, установленных в колдоговоре. Кроме сроков выплаты заработной платы, в договоре необходимо указать, какая система оплаты труда принята на предприятии: авансовая или безавансовая.

На территории Украины заработная плата работникам предприятий выплачивается в денежных знаках, имеющих законное обращение на территории Украины, или банковскими чеками в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины по согласованию с Национальным банком Украины. И только как исключение колдоговором может быть предусмотрена частичная выплата заработной платы натурой (по ценам не ниже себестоимости) в тех отраслях или по тем профессиям, где такая выплата, эквивалентная по стоимости оплате труда в денежном выражении, является обычной или желательной для работников. В том случае, если колдоговором предусмотрена возможность натуроплаты, необходимо учитывать, что Кабинетом Министров Украины принято Постановление N 244, которым установлен перечень товаров, не разрешенных для выплаты заработной платы натурой.

Индексация, корригирование заработной платы и выплата компенсации в связи с потерей работниками части заработной платы вследствие нарушения сроков ее выплаты являются механизмами, позволяющими повысить денежный доход работников, что дает возможность частично или полностью компенсировать им удорожание потребительских товаров и услуг.

Индексация заработной платы проводится на предприятиях в соответствии со статьей 1 Закона об индексации денежных доходов населения, статьей 33 Закона об оплате труда, Постановлением N 663. Индексации подлежат денежные доходы граждан, полученные ими в гривнях на территории Украины и не имеющие разового характера. К ним относятся: оплата труда (денежное обеспечение); суммы компенсации ущерба, причиненного работнику увечьем или другим повреждением здоровья, и т. п.

Корригирование - механизм увеличения заработной платы на соответствующий коэффициент ее повышения, который применяется при исчислении средней заработной платы в соответствии с пунктом 10 Порядка N 100.

Компенсация в связи с утратой работником части заработной платы вследствие нарушения сроков ее выплаты производится соответственно индексу увеличения цен на потребительские товары и тарифов на услуги в порядке, установленном действующим законодательством (ст. 34 Закона об оплате труда, Постановление N 49 и Положение N 1427).

Вышеизложенные механизмы повышения заработной платы должны быть предусмотрены колдоговором.

Системы оплаты труда

Установленные колдоговором формы и системы оплаты труда позволяют регулировать размер заработной платы в зависимости от сложности и условий выполняемых работ, профессионально-технических качеств работника, результатов его труда и хозяйственной деятельности предприятия.

В настоящее время применяется несколько видов систем: повременная, сдельная, подрядная, повременно-премиальная, индивидуальная, аккордная, коллективная и др. Эти системы оплаты труда отличаются друг от друга показателями, применяемыми для измерения труда при определении размеров заработной платы.

Тарифная система оплаты труда является основой организации оплаты труда, позволяет распределять работы в зависимости от их сложности, производить оплату труда с учетом квалификации работников, их разрядов (ст. 96 КЗоТ), что достигается путем применения тарифной сетки, тарифных ставок, схем должностных окладов. По результатам аттестации, в соответствии с частью 6 статьи 96 КЗоТ, собственник или уполномоченный им орган устанавливает должностные оклады. Имеется в виду конкретный размер должностного оклада (в пределах утвержденных минимальных и максимальных размеров должностных окладов), предусмотренный схемой должностных окладов, которая утверждается колдоговором. Изменение по результатам аттестации должностного оклада в сторону понижения может быть предусмотрено колдоговором только при соблюдении требований статьи 103 КЗоТ и статьи 29 Закона об оплате труда, в соответствии с которыми об изменении оплаты труда в сторону ухудшения работник должен быть уведомлен не позднее чем за два месяца до внесения изменения. При использовании сдельной системы оплаты труда или других систем (отличных от тарифной) следует отразить принципы определения квалификационных уровней или балльной оценки труда работников.

При изменении обычных условий труда порядок его оплаты регулируется статьями 103 - 109 КЗоТ. Возможные изменения, а также порядок оповещения работников об этих изменениях следует оговорить в колдоговоре.

Дополнительная заработная плата. Отпуска. Премирование

Один из подразделов колдоговора должен отражать порядок определения дополнительной заработной платы. При подготовке этого подраздела следует руководствоваться статьей 2 Закона об оплате труда, которая дает определение дополнительной заработной платы и в которой перечисляются виды выплат, относящиеся к ней.

Также нельзя не обратить внимание на подраздел колдоговора, в котором отражается порядок предоставления ежегодных и дополнительных отпусков. Приложениями к этому подразделу колдоговора оформляются:

- Перечень должностей и профессий, для которых устанавливается ненормированный рабочий день (с указанием продолжительности дополнительного отпуска для каждой категории таких работников);

- Перечень категорий работников, имеющих право на предоставление отпуска в удобное для них время.

Законом об отпусках, начиная с 1998 года, предусмотрено, что продолжительность дополнительного отпуска определяется предприятием, но не должна превышать 7 календарных дней для работников с ненормированным рабочем днем, а для отдельных категорий работников, списки производств, работ, услуг, профессий и должностей которых утверждены Кабинетом Министров Украины, продолжительность дополнительного отпуска может быть увеличена до 35 календарных дней. Количество дополнительно предоставляемых дней отпуска и порядок его предоставления должны быть зафиксированы в договоре.

На предприятиях, которые имеют рабочие места с вредными и тяжелыми условиями труда, необходимо провести аттестацию рабочих мест на их соответствие нормам охраны труда. Источником финансирования таких работ является фонд оплаты труда предприятия. На основании результатов аттестации в колдоговоре устанавливается продолжительность дополнительного отпуска за работу с вредными и тяжелыми условиями труда.

Законом об отпусках с 1998 года предусмотрена возможность предоставления по инициативе собственника или уполномоченного им органа отпуска без сохранения заработной платы. Порядок предоставления такого отпуска предусматривается в колдоговоре.

Отдельными подпунктами в договоре необходимо отразить социальные отпуска, дополнительные отпуска в связи с учебой, творческие отпуска и др.

Приложением к колдоговору оформляется положение о премировании работников на предприятии. В положении указываются: условия и порядок премирования (премии устанавливаются в процентном отношении к тарифным ставкам (должностным окладам) с учетом надбавок и доплат или без их учета); за счет каких источников производится премирование; максимальная величина премии, выплачиваемая за счет фонда оплаты труда. Положением о премировании регулируется порядок назначения и выплаты всех видов премий, включая и те, которые не связаны с результатами производственной деятельности (например, премии, выплачиваемые в связи с юбилеями).

Колдоговор должен содействовать обеспечению доведения до каждого отдельно взятого работника информации (при условии сохранения им коммерческой тайны) об условиях оплаты труда, порядке выплаты доплат, надбавок, положений о премировании, выплате вознаграждений, других поощрительных компенсационных выплат, а также об основаниях удержаний из них и размерах этих удержаний.

Перечень документов, использованных при подготовке данной консультации

1. Закон о прибыли - Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции от 22.05.97 г., с изменениями и дополнениями.

2. Закон о предприятиях - Закон Украины от 27.03.91 г. N 887-XII "О предприятиях в Украине", с изменениями и дополнениями.

3. Закон об оплате труда - Закон Украины от 24.03.95 г. N 108/95-ВР "Об оплате труда" в редакции Закона Украины от 06.02.97 г. N 50/97-ВР. с изменениями и дополнениями.

4. Закон об отпусках - Закон Украины от 15.11,96 г. N 504/96-ВР "Об отпусках".

5. Закон об индексации денежных доходов населения - Закон Украины от 03.07.91 г. N 1282-XII "Об индексации денежных доходов населения", с изменениями и дополнениями.

6. Закон N 20 - Закон Украины от 23.01.97 г. N 20/97-ВР "О внесении изменений в отдельные законы Украины относительно оплаты труда".

7. Закон N 3356 - Закон Украины от 01.07.93 г. N 3356-XII "О коллективных договорах и (соглашениях", с изменениями.

8. Указ N 857 - Указ Президента Украины от 07.08.98 г. N 857/98 "О некоторых изменениях в налогообложении", с изменениями и дополнениями.

9. КЗоТ - Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г. N 322-VIII, с изменениями.

10. Постановление N 49 - постановление Верховного Совета Украины от 20.02.96 г. N 49/96-ВР "О порядке введения в действие статей 10. 33. 34 Закона Украины "Об оплате труда" и установлении минимального размера пенсии по возрасту".

11. Постановление N 244 - постановление Кабинета Министров Украины от 03.04.93 г. N 244 "О перечне товаров, не разрешенных для выплаты заработной платы натурой", с изменениями и дополнениями.

12. Постановление N 428 - постановление Кабинета Министров Украины от 05.05.97 г. N 428 "О регулировании фондов оплаты труда работников предприятий-монополистов".

13. Постановление N 663 - постановление Кабинета Министров Украины от 07.05.98 г. N 663 "Об утверждении Порядка проведения индексации денежных доходов граждан".

14. Постановление N 1064 - постановление Кабинета Министров Украины от 13.07.98 г. N 1064 "Об установлении максимальной величины фактических расходов субъектов хозяйствования на оплату труда работников, суммы налогооблагаемого дохода (прибыли), совокупного налогооблагаемого дохода, с которых взимаются сборы (взносы) в социальные фонды", с изменениями и дополнениями.

15. Положение N 1427 - Положение о порядке компенсации работникам потери части заработной платы в связи с нарушением сроков ее выплаты. утвержденного постановлением Кабинета Министром Украины от 20.12.97 г. N 1427.

16. Порядок N 100 - Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.95 г. N 100, с изменениями и дополнениями.