КОНСУЛЬТИРУЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СТАТИСТИКИ УКРАИНЫ

Использование путевых листов

В адрес Госкомстата Украины продолжают поступать письма с просьбой разъяснить те или иные положения Инструкции о порядке изготовления, хранения, применения единой первичной транспортной документации для перевозки грузов автомобильным транспортом и учета транспортной работы, утвержденной приказом Минстата Украины и Минтранса Украины от 07.08.96 г. N 228/253 и зарегистрированной Минюстом Украины 28.08.96 г. N 483/1508 (далее - Инструкция). Обобщив эти вопросы, Госкомстат Украины предоставляет следующую консультацию.

О применении путевых листов

Основная группа вопросов связана с тем, кто должен применять в учетной практике путевой лист грузового автомобиля и в каких случаях его применять не следует. В соответствии с п.2.1 Инструкции "перевозчики, эксплуатирующие грузовые автомобили, - собственные или арендованные (без водителя) - обязаны при выпуске автомобиля на линию выдать водителю оформленный путевой лист соответствующей типовой формы". И далее: "Эксплуатация грузового автомобиля без путевого листа утвержденной формы запрещается" Это требование, как и выполнение всех положений Инструкции "обязательно для всех субъектов предпринимательской деятельности, учреждений и организаций - юридических и физических лиц - независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности". Указанное требование не распространяется на автомобили других типов (автобусы, специальные и т.д.), а также на грузовой автотранспорт индивидуальных владельцев.

О применении товарно-транспортной накладной

Наиболее типичными являются вопросы о том, в каких случаях необходимо оформление товарно-транспортной накладной, в каких случаях эта процедура не обязательна и как быть, если внедрение в учетную практику товарно-транспортной накладной требует дополнительных затрат времени и не предусмотрено действующим на предприятии программным обеспечением оформления первичных документов на ПЭВМ. Ответ на этот вопрос содержит п.2.2 Инструкции: "Перевозка грузов автомобильным транспортом как на коммерческой основе, так и для собственных нужд осуществляется только при наличии оформленной соответствующим образом товарно-транспортной накладной типовой формы, которая прилагается к путевому листу. Это требование распространяется на все виды перевозок грузов автомобильным транспортом независимо от условий оплаты за его работу (сдельная, почасовая, покилометровая, другая) и видов перевозок (внутригородская, пригородная, междугородная)". Таким образом, товарно-транспортная накладная оформляется в обязательном порядке на каждую партию отправляемого товара (груза), даже при условии, что эта операция может потребовать дополнительного времени и внесения дополнений и изменений в программное обеспечение по оформлению документов на отгрузку товара. Указанное требование не распространяется на товар, купленный у физического лица, покупка которого оформлена чеком электронно-кассового аппарата, на оформление перевозки личных вещей физического лица автомобилями индивидуальных владельцев или автотранспортом предприятия (в последнем случае оформляется квитанция на оплату транспортных услуг).

Многочисленной является группа вопросов, связанная с оформлением перевозки товаров, имеющих подробную номенклатуру, насчитывающую 20 позиций и более, что типично для предприятий пищевой, фармацевтической промышленности, предприятий торговли и т.д. Указанная ситуация предусмотрена п.2.5 Инструкции, а именно: "В тех случаях, когда в разделе "Сведения о грузе" товарно-транспортной накладной невозможно перечислить все названия и характеристики предъявленных к перевозке товарно-материальных ценностей, к товарному разделу товарно-транспортной накладной прилагаются - как неотъемлемая ее часть - соответствующим образом специализированная форма товарной накладной (сертификат или другая форма первичного учета), которая используется предприятием для оформления операций по передаче товарно-материальных ценностей. При этом в товарном разделе товарно-транспортной накладной делается соответствующая отметка; товарно-транспортная накладная без приложенной накладной специализированной формы считается недействительной и не может быть использована для расчетов с грузоотправителями и грузополучателями, а также для учета выполненных объемов перевозок и начисления заработной платы водителю". Таким образом, оформление товарно-транспортной накладной обязательно, и в указанных случаях грузоотправителям необходимо внести в имеющееся программное обеспечение дополнения и обеспечить машинное оформление не только сертификатов и товарных накладных, но и товарно-транспортной накладной типовой формы N 1-ТН.

Следующая группа вопросов связана с тем, кто должен оформлять товарно-транспортную накладную На практике часто возникают случаи, когда грузополучатель вывозит получаемый груз собственными автомобилями (самовывозом) или нанимает автомобили для перевозки в автопредприятиях (т.е. является заказчиком автотранспорта); при этом предприятие-грузоотправитель отказывается оформлять отправку груза товарно-транспортной накладной формы N 1-ТН. Такие действия грузоотправителя являются нарушением п.2.3 Инструкции, в котором сказано, что: "Товарно-транспортная накладная типовой формы N 1-ТН - это единый первичный документ, являющийся основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя при перевозке грузов в пределах Украины, а также для их складского, оперативного и бухгалтерского учета; она оформляется грузоотправителем на каждую ходку автомобиля и для каждого грузополучателя отдельно". В тех случаях, когда грузоотправитель не выполняет требования Инструкции, грузополучатель может приобрести резерв бланков указанной формы, и при получении товара самовывозом оформить товарно-транспортную накладную на вывозимый груз.

И, наконец, вопросы о применении талона заказчика - в каких случаях он применяется. Талон заказчика типовой формы N 1-ТЗ применяется при работе автомобиля с применением почасовой оплаты за транспортные услуги. В соответствии с п.З.б Инструкции талон заказчика служит для выполнения взаиморасчетов между заказчиком и перевозчиком за выполненную транспортную работу как дополнение к путевому листу и товарно-транспортной накладной и не заменяет (исключает) их применение. Таким образом, этот документ первичного учета не обязателен при выполнении перевозок собственным автотранспортом предприятия для нужд своего производства.

О.В. ГОЛУБ
Начальник Управления
статистики услуг, транспорта и связи