Актуальные аспекты ведения кассовых операций
Постановлением Правления НБУ от 2 февраля 1995 г. N 21 в редакции постановления Правления НБУ от 13 октября 1997 г. N 334 утвержден "Порядок ведения кассовых операций в национальной валюте в Украине". Настоящий Порядок зарегистрирован в Минюсте 4 ноября 1997 года под N 530/2334. Документ вступил в силу через 10 дней после регистрации, т.е. 15.11.97 г. Постановлением Правления НБУ от 22.05.98 г. N 206 внесены существенные изменения в этот Порядок.
Согласно новому Порядку значительно расширены возможности для осуществления расчетных операций между субъектами предпринимательской деятельности. Теперь предприятия и индивидуальные предприниматели имеют полное право осуществлять расчеты между собой, а также с физическими лицами как в наличной, так и в безналичной форме.
Все наличные расчеты предприятий и индивидуальных предпринимателей между собой, а также с гражданами проводятся как за счет средств, полученных в кассе банка, так и за счет выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг). Наличные средства могут быть получены с личных счетов в учреждениях банков в пределах средств, имеющихся на них. Цель получения наличных денежных средств указывается в чеке, при этом не предоставляются оправдательные документы и расчеты. Во время осуществления наличных расчетов обязательным является оформление получателем наличности учетной расчетной документации, которая бы подтверждала осуществление плательщиками расходов наличности.
Однако наличная выручка предприятий не может использоваться для оплаты труда и выплаты дивидендов. Потому что согласно пункту 5 Порядка средства на выплаты, связанные с оплатой труда и выплатой дивидендов (дохода), все предприятия независимо от формы собственности, а также индивидуальные предприниматели должны получать исключительно из касс банков. При этом должна обеспечиваться систематическая и полная уплата налогов и внесение обязательных платежей в государственные целевые фонды в порядке и сроки, определенные действующим законодательством.
Если предприятие использовало наличность из выручки на оплату труда и дивидендов (дохода), то эти средства включаются в фактические остатки наличности в кассе того дня, когда были осуществлены такие выплаты с последующим сравнением полученной суммы с лимитом кассы.
Остановимся на документах, которые подтверждают осуществленные плательщиками расходы наличности.
Во время осуществления наличных расчетов предприятия (индивидуальные предприниматели) - получатели наличного платежа обязаны предоставить предприятиям-плательщикам учетный расчетный документ (налоговую накладную, счет-фактуру, товарный чек, акт выполненных работ, предоставленных услуг и т.п.), которые подтверждали бы осуществленные плательщиками расходы наличности.
Все операции с наличностью осуществляются через кассу. К основным операциям относятся: получение выручки в кассу, получение наличности из банка на выплату зарплаты, хозяйственные нужды, командировки и выдача этой наличности и т.п. Поступление наличности в кассу будет учитываться по Дт 50 "Касса" и кредиту соответствующих содержанию хозяйственной операции счетов. Выдача наличности из кассы отображается по Кт 50 "Касса" и дебету соответствующих счетов.
Во время приема и выдачи наличных средств необходимо придерживаться основного правила: прием и выдача наличности производится только в день составления документов поданной хозяйственной операции.
К основным участникам хозяйственных операций по кассе относятся:
1. Лицо, которое вносит или получает на руки наличность. Этим лицом могут быть: работник предприятия, который делает какой-либо взнос или получает средства; постороннее физическое лицо, которое вносит или получает средства от своего имени и по поручению другого физического или юридического лица.
2. Руководитель предприятия, который несет ответственность за деятельность предприятия перед учредителями, работниками, законодательством и который подписывает бухгалтерские документы.
3. Главный бухгалтер предприятия, который оформляет и проверяет бухгалтерские документы, а также подписывает их.
4. Кассир, который оформляет кассовые документы, регистрирует их, осуществляет погашение оформленных документов по законченным хозяйственным операциям, принимает и выдает наличные средства.
В небольших предприятиях функции главного бухгалтера и кассира очень часто выполняет главный бухгалтер. В этом случае необходимо по приказу назначить главного бухгалтера и разрешить ему выполнять обязанности кассира. Об этом в письменной форме в обязательном порядке должно быть сообщено учреждению банка, которое обслуживает предприятие. Рассмотрим форму приказа о выполнении бухгалтером обязанностей кассира и по какой форме заключается договор о материальной ответственности кассира.
Эти документы имеют следующий вид:
Приказ по предприятию
ПРИКАЗЫВАЮ:
1.Назначить главным бухгалтером с_______________________________________________________________________________________
(Ф.и.о.)
окладом___________ грн. с "________ "_________ 1997 г.
2. Разрешить главному бухгалтеру в связи с малой численностью занятых на предприятии выполнять обязанности кассира с окладом __________грн. с "___" 1997 г.
3. Заключить договор о материальной ответственности с ____________________________________________________________________
(Ф.и.о.)
4. Ознакомить кассира под расписку с должностной инструкцией и "Порядком ведения кассовых операций в национальной валюте в Украине", утвержденным постановлением НБУ N 21 от 02.02.95.
Руководитель
Подпись
Дата
М.П.
Расписка
Я, ___________________, работающий на должности кассира предприятия ____________. даю расписку в том, что я ознакомлен с должностной инструкцией и "Порядком ведения кассовых операций в национальной валюте в Украине", утвержденным постановлением НБУ N 21 от 02.02.95.
Подпись
Дата
Договор о полной индивидуальной ответственности кассира
С целью обеспечения сохранности материальных ценностей, принадлежащих предприятию__________________, руководитель предприятия ______________________________________________________________________________________________________________________,
| (Ф.И.О.) |
действующий на основании полномочий согласно должности, с одной стороны, и кассир ________________________________________,
| ( Ф.И.О.) |
с другой стороны, заключили настоящее соглашение о следующем:
1. Кассир принимает на себя полную материальную ответственность за хранение порученных ему предприятием материальных ценностей и в установленном законом порядке несет ответственность за их сохранность, и в связи с вышеизложенным обязуется:
а) аккуратно относиться к переданным ему на хранение материальным ценностям предприятия, принимать меры по предотвращению убытков и потерь;
б) своевременно сообщать руководителю о каких-либо обстоятельствах, угрожающих сохранению порученных ему материальных ценностей;
в) осуществлять прием и отпуск материальных ценностей по документам, подписанным руководителем и главным бухгалтером;
г) принимать участие в инвентаризации кассы.
2. Руководитель предприятия обязуется:
а) создать материально ответственному лицу необходимые условия для нормальной работы и обеспечения полного сохранения порученных ему материальных ценностей;
б) осуществлять в установленном порядке инвентаризацию материальных ценностей в кассе.
3. В случае необеспечения по доказанной вине материально ответственного лица сохранения порученных ему ценностей определение размеров ущерба, нанесенного предприятию, и его возмещение осуществляются в соответствии с действующим законодательством.
4. Действие настоящего договора распространяется на все время работы _____________ на должности кассира.
| (Ф.И.О.) |
5. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, один из которых хранится у руководителя предприятия, другой - у материально ответственного лица.
6. Реквизиты и подписи сторон договора:
| Кассир | Руководитель предприятия |
| Дата | Дата |
| Подпись | Подпись |
М.П.
Предприятие для осуществления расчетов наличными должно иметь кассу. Кассой называется специально оборудованное и изолированное помещение для приема, выдачи и временного хранения денег. Денежные средства должны храниться в сейфе или в металлическом шкафу. Кассир несет полную материальную ответственность за все принятые им средства и за нанесенный ущерб в связи с их неправильным хранением. Кассы предприятия в случае необходимости могут быть застрахованы страховой организацией. Доступ к помещению кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, запрещается.
Принятие наличности кассами предприятий проводится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или уполномоченным им лицом. О принятии денег выдается квитанция с подписями главного бухгалтера или уполномоченного им лица и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
Все это оформляется следующим образом:
1. Лицо (юридические или физическое), вносящее наличность, предоставляет сопроводительные документы для осуществления данной операции бухгалтеру.
2. Бухгалтер заполняет приходный кассовый ордер и квитанцию к нему, подписывает оба документа, ставит на квитанцию печать предприятия, регистрирует ордер в журнале регистрации.
3. Бухгалтер передает приходный кассовый ордер и сопроводительные документы кассиру (или сам продолжает оформление).
4. Кассир проверяет соответствие сумм наличности по сопроводительным документам, приходному ордеру, квитанции к нему и пересчитывает наличные, которые вносит лицо (юридическое или физическое). Если все суммы совпадают, кассир подписывает приходный ордер, квитанцию к нему и выдает квитанцию на руки лицу, вносящему наличные.
5. Кассир оприходует наличные, регистрирует операцию в кассовой книге, погашает приходный кассовый ордер и предоставленные к нему документы штампом.
6. Бухгалтер отмечает погашенный приходный ордер в журнале регистрации.
Выдача наличных из кассы предприятия осуществляется по расходным кассовым ордерам или по надлежаще оформленным платежным ведомостям. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером предприятия или лицами, уполномоченными ими. К расходным ордерам могут прилагаться заявки на выдачу денег, счета и т.п.
Рассмотрим правила ведения хозяйственных операций по выдаче наличных из кассы.
1. Руководитель совместно с главным бухгалтером определяют содержание хозяйственной операции и необходимость ее проведения с использованием наличности из кассы. Принятое решение оформляется в виде договора, распоряжения, приказа, разрешительной надписи руководителя.
2. Бухгалтер заполняет расходный кассовый ордер, который подписывают руководитель и главный бухгалтер, и регистрирует его в книге регистрации.
3. Кассир принимает расходный кассовый ордер к исполнению, выдает наличные.
4. Кассир погашает расходный кассовый ордер, регистрирует осуществленную операцию в кассовой книге.
5. Главный бухгалтер отмечает расходный кассовый ордер в журнале регистрации как погашенный.
При выдаче денег по расходному кассовому ордеру или документу, заменяющему его, отдельному лицу кассир требует предъявления документа, который удостоверяет личность получателя, записывает наименование и номер документа, кем и когда он выдан и забирает расписку получателя. Расписка в получении денег может быть сделана только собственноручно чернилами или пастой шариковых ручек с указанием полученной суммы. При получении денег по ведомости сумма прописью не указывается. Выдача денег лицам, которых нет в списочном составе предприятия, проводится по расходным кассовым ордерам, выписываемым отдельно на каждое лицо или отдельно ведомостью на основании заключенных соглашений.
Все кассовые ордера до передачи в кассу должны быть зарегистрированы в журнале регистрации кассовых ордеров. Журнал регистрации приходных кассовых ордеров должен состоять из следующих граф:
+------------------------------------------------+
¦Приходный документ¦ ¦ ¦
+------------------¦ Сумма ¦ Содержание ¦
¦ Дата ¦ Номер ¦ ¦ ¦
+-------+----------+-------------+---------------¦
+-------+----------+-------------+---------------¦
+------------------------------------------------+
А журнал регистрации расходных кассовых ордеров имеет следующий вид;
+------------------------------------------------+
¦Расходный документ¦ ¦ ¦
+------------------¦ Сумма ¦ Содержание ¦
¦ Дата ¦ Номер ¦ ¦ ¦
+-------+----------+-------------+---------------¦
+-------+----------+-------------+---------------¦
+------------------------------------------------+
Приходные кассовые ордера и квитанции к ним, а также расходные кассовые ордера и документы, заменяющие их, должны быть заполнены бухгалтерией четко и ясно чернилами или напечатаны на машинке. Никаких подчисток, помарок или исправлений, даже обусловленных, в этих документах не допускается.
Кассовые документы после составления отчета кассира и его обработки в бухгалтерии комплектуются в хронологическом порядке, нумеруются и переплетаются в отдельные папки и хранятся на протяжении 36 месяцев по окончании календарного года материально ответственным лицом, на которое возложена обязанность хранения документов в отдельном сейфе или специальном помещении, которые передаются под охрану.
При заполнении приходных и расходных кассовых ордеров могут иметь место следующие нарушения:
1. Отсутствуют следующие реквизиты:
- название организации, дата осуществления операции;
- корреспондирующий счет, субсчет;
- основание (документы), подтверждающее осуществление операции;
- подписи руководителя и главного бухгалтера;
- номера кассовых ордеров или их неправильное проставление.
Вместо отдельного учета приходных и расходных кассовых ордеров используется сквозная нумерация документов, а необходимо так: нумерация ордеров начинается с начала каждого года с номера "1" по каждому виду ордеров и так до конца года.
2. Отсутствуют необходимые оправдательные документы, прилагаемые к приходным и расходным ордерам (заявления, справки, счета и др.).
3. Приходные и расходные кассовые ордера после получения или выдачи по ним денег подписываются кассиром, а прилагаемые к ним документы погашаются штампом с указанием даты. Однако на практике - документы часто не погашены. Их погашение необходимо для того, чтобы в дальнейшем ими никто не смог воспользоваться для получения денег из кассы повторно.
В новом документе о кассовых операциях значительно расширены положения, касающиеся выдачи наличности подотчет. Выдача наличных из касс предприятия возможна при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданным под отчет суммам. Лица, которые получили наличные под отчет (в том числе на командировки), обязаны предоставить в бухгалтерию предприятия отчет о потраченных суммах. Наличность, выданная под отчет на командировки. но не использованная, должна быть возвращена в кассу предприятия не позднее 3 рабочих дней после окончания командировки, а выданная на все другие цели 10 рабочих дней со дня ее выдачи под отчет и сдана в кассу банка не позднее следующего дня.
Наличность, выданная под отчет, но не использованная и не возвращенная в кассу предприятия на протяжении 10 рабочих дней со дня ее выдачи под отчет (по командировкам - в течение 3 рабочих дней после окончания командировки), начиная со следующего дня после окончания указанных сроков включается в сумму фактического остатка наличности в кассе на конец дня. Полученная в результате сумма сравнивается с установленным лимитом остатка наличных в кассе.
Так как по отношению к наличным расчетам ограничений не существует (кроме расходов на оплату труда и дивидендов), то теперь основным механизмом, определяющим порядок работы с наличными деньгами, является лимит кассы.
Предприятия могут иметь в своей кассе наличность в пределах лимитов остатка наличности в кассе. Лимит кассы - это предельная сумма денежных средств, которая может находиться в кассе предприятия. Банк устанавливает лимит остатка денег в кассе в зависимости от конкретных условий работы предприятия. Все предприятия обязаны в начале года сделать расчет лимита остатка денег в кассе в зависимости от конкретных условий и масштабов работы предприятия и согласовать его с обслуживающим банком. До установления лимита кассы на текущий год и получения его предприятием продолжает действовать лимит предыдущего года.
В случае необходимости лимит кассы может быть изменен на протяжении года. Всю наличность сверх установленных лимитов остатков наличности в кассе предприятия обязаны сдавать для зачисления на расчетный счет в порядке и сроки, согласованные с банком. Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличность сверх установленных им лимитов только для оплаты труда, премий, выплаты помощи по социальному страхованию, пенсий, командировочных, дивидендов и только на срок не более 3 рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка.
Ответственность за неустановление лимитов остатков в кассах предприятий возлагается на учреждения банков. Однако в случае непредоставления предприятием банка заявки-расчета ему устанавливается лимит остатка наличности в кассе в размере одного не облагаемого налогом минимума доходов граждан (17 грн.).
Остановимся на порядке оформления кассовой книги. Предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана печатью (при опечатывании книги мастичной печатью используется клей "Силикатный", "Канцелярский", "Конторский", бумага типа сигаретной, штемпельная краска. Бумага с оттиском печати смазывается с обеих сторон клеем, после опечатывания книги наносится еще один слой клея). Количество листов в кассовой книге удостоверяется подписями руководителя и главного бухгалтера. Исправления запрещены. Сделанные исправления удостоверяются подписями кассира и главного бухгалтера. Записи в кассовой книге проводятся кассиром сразу после получения или выдачи наличных по каждому ордеру или другому документу, заменяющему его. В конце рабочего дня кассир подводит итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию как отчет кассира другой отрывной лист (копию записей Е кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми ордерами.
Выдача денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или другом документе. заменяющем его, в оправдание остатка наличности Е кассе не принимается. Эта сумма считается недостачей и взыскивается с кассира. Наличность, не оправданная приходными кассовыми ордерами, считается излишком кассы и зачисляется в доход.
Приведем пример заполнения кассовой книги.
Допустим, что на предприятии 10 октября имели место следующие операции:
Журнал регистрации хозяйственных операций
+--------------------------------------------------------+
¦N ¦ Дата ¦Содержание операции ¦ Сумма ¦ Дт ¦ Кт ¦
+--+-------+---------------------------+-------+----+----¦
¦1.¦ 10.10.¦ Поступление выручки в ¦ 3000 ¦ 50 ¦ 46 ¦
¦ ¦ ¦кассу ¦ ¦ ¦ ¦
+--+-------+---------------------------+-------+----+----¦
¦2.¦ 10.10.¦ Возврат ¦ 25 ¦ 50 ¦ 71 ¦
¦ ¦ ¦неиспользованной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦подотчетной суммы от ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Кононенко С. П. ¦ ¦ ¦ ¦
+--+-------+---------------------------+-------+----+----¦
¦3.¦ 10.10.¦ Получены деньги из банка ¦ 2500 ¦ 50 ¦ 51 ¦
¦ ¦ ¦на зарплату, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦хозяйственные нужды, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦командировки ¦ ¦ ¦ ¦
+--+-------+---------------------------+-------+----+----¦
¦4.¦ 10.10.¦ Выданы деньги Фроловой О. ¦ 85 ¦ 71 ¦ 50 ¦
¦ ¦ ¦под отчет на канцтовары ¦ ¦ ¦ ¦
+--+-------+---------------------------+-------+----+----¦
¦5.¦ 10.10.¦ Выданы деньги Петренко С. ¦ 200 ¦ 71 ¦ 50 ¦
¦ ¦ ¦на командировки ¦ ¦ ¦ ¦
+--+-------+---------------------------+-------+----+----¦
¦6.¦ 10.10.¦ Выплачена заработная ¦ 2215 ¦ 70 ¦ 50 ¦
¦ ¦ ¦плата работникам ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦предприятия ¦ ¦ ¦ ¦
+--+-------+---------------------------+-------+----+----¦
¦7.¦ 10.10.¦ Деньги, которые сданы в ¦ 3025 ¦ 51 ¦ 50 ¦
¦ ¦ ¦банк ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------------------------+
Заполняем кассовую книгу на основании этих данных
Касса за 10 октября 1997 года Страница 7
+-----------------------------------------------------+
¦ N ¦ От кого получено ¦Корресп.¦ Приход¦Расход¦
¦док. ¦ или кому выдано ¦счет ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------+--------+-------+------¦
¦ ¦ Остаток на начало дня ¦ ¦ 0¦ ¦
+-----+-----------------------+--------+-------+------¦
¦п/о 6¦ Выручка в кассу ¦ 46 ¦ 3000¦ ¦
+-----+-----------------------+--------+-------+------¦
¦п/о 7¦ Кононенко С. П. ¦ 71 ¦ 25¦ ¦
+-----+-----------------------+--------+-------+------¦
¦п/о 8¦ Из банка ¦ 51 ¦ 2500¦ ¦
¦ ¦ по чеку N 546783 ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------+--------+-------+------¦
¦р/о19¦ Фроловой О. ¦ 71 ¦ ¦ 85 ¦
¦ ¦ на канцтовары ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------+--------+-------+------¦
¦р/о20¦ Петренко С. ¦ 71 ¦ ¦ 200 ¦
¦ ¦ на командировку ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------+--------+-------+------¦
¦р/о21¦ Зарплата ¦ 70 ¦ ¦ 2215 ¦
¦ ¦ по ведомости ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------+--------+-------+------¦
¦р/о22¦ Деньги, которые ¦ 51 ¦ ¦ 3025 ¦
¦ ¦ сданы в банк ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------+--------+-------+------¦
¦ ¦ Итог за день: ¦ ¦ 5525¦ 5525 ¦
+-----+-----------------------+--------+-------+------¦
¦ ¦ Остаток на конец дня: ¦ ¦ 0¦ ¦
+-----+----------------------------------------+------¦
¦ ¦Записи в кассовой книге проверил и ¦ ¦
¦ ¦документы в количестве 3 приходных и ¦ ¦
¦ ¦4 расходных ордеров принял ¦ ¦
+-----------------------------------------------------+
Ведение кассовой книги является обязательным для всех предприятий. Хотелось бы обратить внимание еще на то, что в случае большого количества операций по кассе (если их среднедневное количество превышает 10 операций на протяжении операционного дня) удобно пользоваться следующим методом: вместе с кассовой книгой, которая при большом количестве разнообразных операций становится неудобной, но ведение которой является обязательным и форма которой установлена НБУ, можно вести дневник кассира в виде книги или отдельных листов.
Ведение кассовой книги, по сути, проверяется каждый день, поскольку кассир сдает в бухгалтерию страницу кассовой книги (копию) с предоставлением оправдательных документов. При ведении кассовой книги чаще всего встречаются следующие недочеты:
1. Кассовая книга не пронумерована, не прошнурована, количество страниц в кассовой книге не удостоверено подписями руководителя и главного бухгалтера.
2. Встречаются ошибки в подсчете остатков денежных средств на определенное число.
3. Неправильно подкладывается копировальная бумага между первым и вторым экземплярами страниц кассовой книги, т.е. перепутаны первые и вторые экземпляры страниц; а нужно, чтобы первые экземпляры страниц оставались в кассовой книге, вторые экземпляры страниц должны быть отрывными (записаны под копировальную бумагу) и служить отчетом кассира.
Первые и вторые экземпляры страниц должны нумероваться одинаковыми номерами.
4. Не проставляются номера корреспондирующих счетов; корреспонденция счетов, проставленных в кассовой книге, не совпадает с корреспонденцией счетов, проставленных в приходных и расходных кассовых ордерах.
5. Вместо раздельного ведения нумерации приходных и расходных кассовых ордеров используется сквозная нумерация документов.
6. В кассовых отчетах отсутствует подпись кассира, которая подтверждает правильность выдачи денег из кассы по предоставленным в кассу документам и достоверность денежного остатка кассы на конкретное число.
7. Отсутствует подпись бухгалтера, который проверил записи в кассовой книге и в каком количестве получил приходные и расходные кассовые ордера.
Внезапная проверка (ревизия) кассы в целом проводится не реже 1 раза в квартал. Проверка кассы осуществляется по следующей схеме:
1. Издается приказ руководителя о проверке кассы, где определяется состав комиссии.
2. Комиссия начинает проверку кассы без предупреждения.
3. Кассир предоставляет: кассовую книгу; приходные и расходные кассовые документы, находящиеся в обработке; наличность; денежные документы; ценности и бланки строгой отчетности.
4. Все ценности пересчитываются, устанавливается соответствие фактической суммы учетной, проверяются документы.
5. Комиссия составляет акт проверки. Недостачи взыскиваются с кассира на основании заключенного с ним договора о материальной ответственности. Излишки поступают в доход предприятия.
Обратим внимание на основные моменты кассового обслуживания предприятий банками. Взаимоотношения между коммерческими банками и предприятиями строятся на доверительных принципах и осуществляются на платной основе. За кассовое обслуживание коммерческий банк берет плату с клиента в размере фактических расходов банка, но не более 1% от выданной суммы наличных. Необходимо помнить, что предприятия, которые получают наличные из банка, а также если используют наличные из выручки, должны все эти расходы предвидеть в кассовых заявках. Последние сдаются в банки ежеквартально в установленные сроки.
Сдача наличности в банк оформляется расходным кассовым ордером. Потом кассир должен заполнить "Объявление на взнос наличностью", где указываются дата, кто сдает деньги и через какое лицо, банк получателя, получатель, сумма, назначения взноса. Объявление состоит из трех частей: первая остается в банке, вторая - передается кассиру (тому, кто внес), третья (ордер) - возвращается предприятию с выпиской банка после зачисления на расчетный счет.
Остановимся на порядке получения денег из банка. Для своевременного получения в учреждении банка необходимой суммы наличности предприятие должно в установленные банком сроки предупредить (письменно или устно) учреждение банка о сумме средств, предусмотренных для получения. Получение денег из банка осуществляется через кассира (или иное уполномоченное лицо) по денежному чеку, выписанному на его имя. Бланк на получение наличных с расчетного счета предприятия состоит из 3 частей: корешка, самого чека и контрольной марки, которые отделяются одна от другой, Все три части бланка чека имеют одинаковый порядковый номер и один и тот же код, например, чек 00126 N 789547. Корешок чека остается в чековой книжке предприятия, подтверждающий использование чека на определенную сумму. Лицевая сторона чекового корешка заполняется во время выдачи чека на руки кассиру предприятия. На нем указываются сумма к получению наличных в банке, дата выдачи чека кассиру, фамилия кассира. Первая подпись на корешке чека директора, вторая - главного бухгалтера. Кассир, получая чек на руки, отмечает на лицевой стороне его корешка дату получения и ставит свою подпись. Оборотная сторона корешка заполняется бухгалтером после оприходования наличности по кассе с указанием номера приходного ордера и даты оприходования. Использованный чек по его корешку регистрируется в регистре чеков, приходный кассовый ордер - в журнале регистрации ордеров и в кассовой книге. Внимание! Одна и та же дата должна стоять и на корешке чека, и в приходном кассовом ордере, и в его квитанции, и на странице кассовой книги, и в журналах регистрации первичных документов. Денежная чековая книжка хранится под замком.
Для регулирования наличного учета используются финансовые санкции. Согласно Указу Президента Украины "О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности" (с изменениями, внесенными согласно Указам Президента N 173/96 от 11.03.96 г., N 646/97 от 15.07.97 г.. N 949/97 от 03.09.97 г.) для регулирования наличного обращения установлены следующие санкции:
1. За превышение установленных лимитов остатков наличности в кассе (Дт 81 Кт 51, 68) взыскивается двукратная сумма превышения лимита.
2. За неоприходование (неполное оприходование) наличности в кассе (Дт 81 Кт 51, 68) санкция составляет пятикратный размер неоприходованной суммы.
3. За неустановление лимитов остатков касс - в пятидесятикратном размере необлагаемого минимума доходов граждан за каждый случай (последнее касается только банков).
