Увага! Це є застаріла редакція документа. На останню редакцію

ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ

УКАЗ

Онекоторых мерах по дерегулированию
предпринимательской деятельности

В целях уменьшения вмешательства государственных органов в предпринимательскую деятельность и в соответствии с пунктом 4 раздела XV "Переходные положения" Конституции Украины постановляю:

1. Установить, что органы исполнительной власти, уполномоченные от имени государства осуществлять проверку финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности (в дальнейшем - контролирующие органы), проводят плановые и внеплановые выездные проверки.

2. Плановой выездной проверкой считается проверка финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности, которая предусмотрена в плане работы контролирующего органа и проводится по местонахождению такого субъекта или по месторасположению объекта собственности, в отношении которого проводится такая плановая выездная проверка. Плановая выездная проверка проводится по совокупным показателям финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности по письменному решению руководителя соответствующего контролирующего органа не чаще одного раза в календарный год в пределах компетенции соответствующего контролирующего органа.

Запрещается проведение плановых выездных проверок по отдельным видам обязательств перед бюджетами, кроме обязательств по бюджетным ссудам и кредитам, которые гарантированы бюджетными средствами.

Право на проведение плановой выездной проверки субъекта предпринимательской деятельности предоставляется лишь в том случае, когда ему не позднее чем за десять календарных дней до дня проведения указанной проверки направлено письменное уведомление с указанием даты ее проведения.

3. Внеплановой выездной проверкой считается проверка, которая не предусмотрена в планах работы контролирующего органа и проводится при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

а) по результатам встречных проверок выявлены факты, свидетельствующие о нарушении субъектом предпринимательской деятельности норм законодательства;

б) субъектом предпринимательской деятельности не представлены в установленный срок документы обязательной отчетности;

в) выявлена недостоверность данных, заявленных в документах обязательной отчетности;

г) субъект предпринимательской деятельности подал в установленном порядке жалобу о нарушении законодательства должностными лицами контролирующего органа во время проведения плановой или внеплановой выездной проверки;

д) в случае возникновения потребности в проверке сведений, полученных от лица, имевшего правовые отношения с субъектом предпринимательской деятельности, если субъект предпринимательской деятельности не представит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос контролирующего органа в течение трех рабочих дней со дня получения запроса;

е) проводится реорганизация (ликвидация) предприятия.

Внеплановые выездные проверки по основанию, определенному в пункте "е" части первой настоящей статьи, проводятся лишь органами государственной налоговой службы и органами контрольно-ревизионной службы в пределах их полномочий.

Внеплановая выездная проверка может осуществляться и на основании решения Кабинета Министров Украины.

4. Вышестоящий контролирующий орган может по собственной инициативе проверить достоверность заключений нижестоящего контролирующего органа путем проверки документов обязательной отчетности субъекта предпринимательской деятельности или заключений акта проверки, составленного нижестоящим контролирующим органом. Вышестоящий контролирующий орган вправе принять решение о повторной проверке субъекта предпринимательской деятельности лишь в том случае, когда в отношении должностных или служебных лиц контролирующего органа, проводивших плановую или внеплановую проверку указанного субъекта, начато служебное расследование или возбуждено уголовное дело. Государственная налоговая администрация Украины вправе принять решение о проведении повторной проверки субъекта предпринимательской деятельности в случае, если такое решение оформляется приказом за подписью ее Председателя.

5. Контролирующими органами, которые имеют право проводить плановые и внеплановые выездные проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности, являются:

а) органы государственной налоговой службы - относительно уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты и государственные целевые фонды, неналоговых платежей;

б) таможенные органы относительно уплаты ввозной пошлины, акцизного сбора и налога на добавленную стоимость, взимаемых в случае ввоза (пересылки) товаров на таможенную территорию Украины в момент пересечения таможенной границы;

в) органы государственного казначейства, государственной контрольно-ревизионной службы и органы государственной налоговой службы в пределах их компетенции - относительно бюджетных ссуд, ссуд и кредитов, гарантированных средствами бюджетов, целевого использования дотаций и субсидий, других бюджетных ассигнований, средств внебюджетных фондов, а также надлежащего выполнения государственных контрактов, проавансированных за счет бюджетных средств.

Указанные в настоящей статье контролирующие органы имеют право проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности лишь в пределах их компетенции, определенных в части первой настоящей статьи.

Осуществление плановых и внеплановых выездных проверок по вопросам, определенным в части первой настоящей статьи, други ми государственными органами запрещается.

Плановые выездные проверки проводятся всеми контролирующими органами одновременно в день, определенный органом государственной налоговой службы. Порядок координации проведения таких проверок устанавливается Кабинетом Министров Украины.

6. Установить, что решения об изъятии документов первичного учета, приостановлении операций на счетах в учреждениях банков других финансово-кредитных учреждениях, а также запрещении отчуждения имуществе субъекта предпринимательской деятельности в связи с нарушением налогового, бюджетного или валютного законодательства могут приниматься лишь органами государственной налоговой службы, а в случаях, определенных таможенным законодательством, - таможенными органами.

7. Рекомендовать предприятиям, учреждениям и организациям всех форм собственности ведение журналов посещения их и их структурных подразделений представителями контролирующих органов с обязательных указанием в этих журналах сроков и цели посещения, должности и фамилии представителя, который обязательно ставит свою подпись в этом журнале. Отказ представителя контролирующего органа поставить подпись в журнале является основанием для недопущения его к проведению проверки.

О факте этого отказа субъект предпринимательской деятельности сообщает письменно в трехдневный срок контролирующему органу, в котором работает такой представитель. Форма и порядок ведения журнала устанавливаются Государственным комитетом Украины по вопросам развития предпринимательства.

8. Установить, что нормативно-правовые акты контролирующих органов, регламентирующие порядок проведения проверок субъектов предпринимательской деятельности, согласовываются с Государственным комитетом Украины по вопросам развития предпринимательства.

9. Внеплановые проверки соблюдения субъектами предпринимательской деятельности пожарной безопасности не проводятся, если субъект предпринимательской деятельности заключил договор страхования гражданской ответственности перед третьими лицами относительно возмещения последствий возможного ущерба. В таком случае ущерб, нанесенный третьим лицам в связи с нарушением субъектом предпринимательской деятельности требований пожарной безопасности, компенсируется в полном объеме страховой компанией.

10. Установить, что государственные органы по делам защиты прав потребителей осуществляют внеплановую проверку деятельности субъектов предпринимательской деятельности исключительно на основании полученных от потребителей жалоб о нарушении такими субъектами требований законодательства по защите прав потребителей.

Жалоба потребителя должна быть подана в письменном виде и содержать сведения о его фамилии, имени, отчестве, местожительстве, серии и номере паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, а также данные о товаре, при продаже которого были нарушены права потребителя. Органы по делам защиты прав потребителей не имеют права разглашать указанные сведения о подавшем жалобу потребителе.

11. Органы, осуществляющие регистрацию субъектов предпринимательской деятельности или выдающие лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности, а также выдающие другие разрешения, предусмотренные законодательством, не могут ставить в качестве условия регистрации или выдачи лицензий, других разрешений отчисление средств в пользу каких-бы то ни было бюджетных или внебюджетных фондов, учреждений, предприятий, организаций или отдельных лиц.

12. Товары (продукция), кроме продуктов питания, качество и соответствие которых подтверждено сертификатами, выданными за пределами Украины, согласно международным стандартам ISO и другим международным стандартам, не требуют повторной сертификации в Украине. Перечень международных стандартов определяется Кабинетом Министров Украины.

13. Индикативные или обычные цены на товары (работы, услуги) для применения их в налоговых или таможенных целях устанавливаются на основании статистической оценки уровня цен реализации таких товаров (работ, услуг) на внутреннем рынке Украины, которая проводится уполномоченным государственным органом в определенном им порядке. Индикативные или обычные цены не могут устанавливаться органами исполнительной власти, которые используют их для начисления и взимания налогов и сборов (обязательных платежей) и неналоговых платежей, кроме случаев отсутствия статистических данных об уровне цен на отдельные виды товаров (работ, услуг).

14. Органы исполнительной власти не могут принимать решения о введении любых запретов или ограничений предпринимательской деятельности, если полномочия на введение таких запретов или ограничений прямо не предусмотрены законодательством.

15. Ограничения в сроках и основаниях проведения проверок субъекта предпринимательской деятельности, определенные настоящим Указом, не распространяются на проверки, проводимые по личной просьбе субъекта предпринимательской деятельности, или проверки, проводимые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

16. Возложить на Кабинет Министров Украины предоставление официальных разъяснений относительно настоящего Указа

17. Настоящий Указ вступает в силу в порядке, предусмотренном пунктом 4 раздела XV "Переходные положения" Конституции Украины.

Президент Украины Л.КУЧМА

г.Киев, 23 июля 1998 года
N 817/98