Особенности ведения
бухгалтерского учета в малых предприятиях

Малыми считаются предприятия с количеством работающих до 50 человек и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 1 млн. грн. Приказом Минфина Украины N 112 от 31.05.1996 г. были утверждены "Указания о составе и порядке заполнения учетных регистров малыми предприятиями". Они предусматривают, что ответственность за организацию ведения бухгалтерского учета возлагается на руководителя. Бухгалтерский учет могут осуществлять бухгалтерия, бухгалтер или специальная организация. Ведение бухгалтерского учета на предприятии, а также документооборот должны соответствовать "Положению о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете", утвержденном приказом Минфина N 88 от 24.05.1995 г. Предприятие может использовать любые регистры, приспособив их к специфике своей деятельности, но при этом должны быть соблюдены следующие принципы:

- единая методологическая основа (двойная запись);

- взаимосвязь данных аналитического и синтетического учета;

- накопление и систематизация данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля, а также для составления и представления бухгалтерской отчетности и декларации по налогообложению.

К этапам учета относятся:

- перенос сведений из первичных документов в регистры;

- сплошное документирование всех хозяйственных операций;

- использование данных регистров внутри предприятия и для внешних пользователей;

- составление бухгалтерской отчетности.

В указаниях четко определено, какие предприятия могут использовать упрощенную форму учета. К ним относятся предприятия с простым технологическим процессом производства продукции, которые осуществляют в месяц не более 300 хозяйственных операций. В постановлении же четко сформулировано, какие счета необходимо использовать для ведения учета на малых предприятиях.

Счет 01 "Основные средства" используется также и для учета нематериальных активов. Счета 05, 06, 07, 08, 10, 12 соединены, товарно-материальные ценности отражаются на счете 05. Возврат МБП из эксплуатации на склад и оприходование по остаточной стоимости отражаются записью: Дт 05-Кт 20.

Операции по учету расходов, связанных с производством, которые отражаются на счетах 20, 21, 23, 25, 26, 28, 30, 44, учитываются на счете 20 "Основное производство".

Учет расходов на производство продукции ведется по элементам расходов, видам продукции в разрезе производственного подразделения. Для учета готовой продукции выделен счет 40 "Готовая продукция". Учет отгрузки и реализации продукции отражается на счете 46 "Реализация".

Счета 76,59,66,71,73 отражаются на счете 76 "Расчеты с дебиторами и кредиторами", долгосрочные и краткосрочные вложения - на счете 58 "Финансовые вложения", прибыль и убыток, использование прибыли - на счете 80. В Указаниях отмечено, что направляемая малым предприятием чистая прибыль на создание фондов отражается на Кт 88. Счет 88 используется для отражения изменений стоимости имущества, дооценки товарно-материальных ценностей, бесплатно полученного имущества. Счета 82 и 93 не используются. Капитальные вложения отражаются на счете 33. Расходы по приобретенным основным средствам отражаются записью Дт 01 - Кт 33.

Износ начисляется по Дт 20 - Кт 02.

Упрощенная форма бухгалтерского учета может применяться по:

а) простой форме;

б) с использованием регистров учета.

А. В Указаниях предусмотрено, какие предприятия могут использовать простую форму учета. К ним относятся малые предприятия, которые осуществляют в месяц не более 100 хозяйственных операций, не связанных с большими материальными затратами. При простой форме учета регистрация первичных учетных документов, определение себестоимости и финансового результата ведется в одном бухгалтерском реестре: "Книга учета хозяйственных операций" по форме N К-1. Наряду с книгой учета хозяйственных операций, по оплате труда и расчетов с бюджетом, по подоходному налогу малое предприятие ведет Ведомость учета по заработной плате N В-8. Книга учета хозяйственных операций содержит все применяемые на малом предприятии бухгалтерские счета, является комбинированным регистром аналитического и синтетического учета. Книга должна быть пронумерована и прошнурована. На последней странице записывается количество листов и удостоверяется подписями руководителя и главного бухгалтера, скрепляется печатью. Книга открывается записью остатков на начало года по каждому виду средств и источников и имеет вид:

 +--------------------------------------------------------------------------+
¦ N п/п ¦Наименование¦ Сумма ¦ Наименование ¦ Наименование ¦ и т. д. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ счета ¦ счета ¦ ¦
+-------+------------+-------+--------------+--------------+---------------¦
¦ ¦ ¦ ¦ Дт ¦ Дт ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ Кд ¦ Кт ¦ ¦
+--------------------------------------------------------------------------+

Операция Дт 46 - Кт 20 именуется "Списаны расходы на производство реализованной продукции". Дт 46 - Кт 80 или Дт 80 - Кт 46 "Финансовый результат". В конце месяца суммируются обороты, по каждому счету записывается остаток.

Б. Малые предприятия, в которых больше 100 хозяйственных операций, ведут бухгалтерский учет с использованием следующих регистров:

Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (износа) - форма N В-1;

Ведомость учета производственных запасов, готовой продукции и товаров форма N В-2;

Ведомость учета расходов на производство - форма N В-3;

Ведомость учета денежных средств и фондов - N В-4;

Ведомость учета расчетов и других операций - N В-5;

Ведомость учета реализации - форма N В-6;

Ведомость учета расчетов с поставщиками - форма N В-7:

Ведомость учета заработной платы - форма N В-8;

Ведомость (шахматная) - форма N В-9.

Каждая ведомость применяется для учета операций по одному из используемых счетов бухгалтерского учета. Сумма по любой операции записывается в двух ведомостях одновременно. Остатки средств в отдельных ведомостях должны сопоставлять с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были сделаны записи.

Данные о финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия за месяц со всех ведомостей переносятся в Ведомость формы N В-9, на основании которой составляется оборотная ведомость.

Оборотная ведомость применяется для составления бухгалтерского баланса.

В Указаниях также приведено назначение каждой ведомости:

а) форма N В-1 используется для записей учета основных средств по каждому объекту отдельно и начисления амортизационных отчислений с нарастающим итогом. Данные о начисленной сумме амортизации отражаются также в Ведомости N В-3 и В-4. Аналитический учет основных средств должен вестись с использованием формы 03-6 "Инвентарная карточка учета основных средств", 03-8 "Карточка учета движения основных средств", 03-9 "Инвентарный список основных средств". На основании данных карточек заполняется Ведомость учета основных средств формы N В-1.

Начисление износа с 01.07.97 г. осуществляется в соответствии с "Изменениями и дополнениями Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" N 283/97-ВР от 22.05.97 г. по каждой группе. Издержки, связанные с улучшением основных фондов, включаются в размере 5% совокупной балансовой стоимости группы на начало отчетного года в валовые издержки. Расходы свыше этой суммы относятся на увеличение балансовой стоимости группы;

б) форма N В-2 признана для синтетического и аналитического учета производственных запасов, готовой продукции и товаров, отраженных на счетах "Материалы" и "Готовая продукция", где отдельно по производственным запасам и готовой продукции ведется учет в разрезе наименований и мест хранения ценностей;

в) данные об отпуске материалов и продукции в производство и реализацию записываются из ведомостей по формам N В-3 "Учет расходов на производство" или N В-6 "Учет реализации".

Ведомость учета расходов на производство (форма N В-3) применяется для синтетического и аналитического учета расходов на производство продукции и расходов по капитальным вложениям, которые учитываются соответственно на счетах "Основное производство" и "Капитальные вложения". Для учета издержек производства (обращения) и капитальных вложений открываются ведомости формы N В-3. Для ведения налогового учета валовых издержек ведомость пока не разработана.

Расходы по дебету счета "Основное производство" корреспондируют с кредитом разных счетов на основании данных, содержащихся в других ведомостях (N В-2, В-4, В-5 и др.), и отдельных первичных документах.

В одной ведомости можно вести отдельный учет расходов на производство продукции по их видам и на управление производством (общехозяйственные расходы). В конце месяца подсчитываются все расходы и сумма расходов на управление распределяется по видам изготовленной продукции или полностью списывается на расходы реализованной продукции. В этом случае записи итоговой суммы ведутся способом сторно в строке "Всего расходов на управление (накладные расходы)" и включаются по строкам (объектам) учета расходов произведенной продукции, списание расходов на реализованную продукцию относится в дебет счета "Реализация".

После определения расходов на готовую продукцию рассчитывается их фактическая стоимость, которая списывается с кредита счета "Основное производство" в дебет соответствующих счетов по направлениям использования продукции: на склад (счет "Готовая продукция"), в реализацию (счет "Реализация") и др. Расходы, относящиеся на незаконченную продукцию, учитываются на счете "Основное производство" в разрезе производства (видов продукции) как незавершенное производство.

Остатки незавершенного производства на начало месяца показываются в ведомости согласно соответствующим данным ведомости N В-3 за прошлый месяц,а остаток на конец месяца определяется по актам инвентаризации незавершенного производства или по учетным ценам;

г) ведомость учета денежных средств и фондов (форма N В-4) применяется для учета средств и фондов, учет которых ведется на балансовых счетах "Износ (амортизация) имущества", "Касса", "Расчетный счет", "Валютный счет", "Прибыли и убытки", "Уставный фонд", "Фонды специального назначения".

Ведомость учета расчетов и других операций (форма N В-5) используется для учета операций на счетах: "Другие счета в банках", "Финансовые вложения", "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", "Расчеты с бюджетом", "Расчеты по страхованию", "Фонды специального назначения", "Краткосрочные займы банка".

Поступление и выбытие наличности учитывается в соответствии с Постановлением НБУ N 334 от 13.10.97 г. "О внесении изменений и дополнений к "Порядку ведения кассовых операций в народном хозяйстве Украины", утвержденным постановлением Правления НБУ от 2.02.1995 г. N 21.

Записи операций по счету "Прибыли и убытки" в ведомости формы N В-4 осуществляются в следующем порядке. Сальдо на начало отчетного месяца записывается развернуто: по кредиту - сумма прибыли, которая отражается по видам с начала года, по дебету - сумма ее использования по направлениям. В таком же порядке записываются операции текущего месяца, которые связаны с формированием финансового результата: по дебету - убытки от реализации и расходы по внереализационным операциям, а по кредиту - прибыль от реализации и доходы от внереализационных операций. В конце месяца подводится итог "Всего" и выводится общий финансовый результат за месяц. После этого отражаются операции по видам использования прибыли за месяц;

д) Ведомость учета реализации (форма N В-6) малые предприятия используют для учета реализации и расчетов с покупателями, а также определения финансовых результатов по кассовому методу и методу начислений. Записи в ведомостях делаются позиционным способом по каждому счету, покупателю, виду продукции.

В графах "Направлено на продажу продукции отчетного месяца" отражается себестоимость отгруженной продукции с кредита счетов учета производственных запасов или расходов на производство и ее стоимость по продажным ценам согласно счету, который предъявлен покупателю.

На предприятиях, использующих Ведомость формы N В-6, финансовый результат от реализации продукции определяется по данным графы "По продажным ценам" и "Фактической себестоимости".

В случае, когда фактическая себестоимость реализованной продукции подсчитывается не за каждым ее видом, а в целом за месяц, она определяется как итог суммы фактической себестоимости, остатка на начало месяца и отгруженных за текущий месяц материальных ценностей, за исключением фактической себестоимости, которая не оплачивается на конец месяца.

Фактическая себестоимость продукции, не оплаченная на конец месяца, подсчитывается как произведение ее стоимости по отпускным ценам на процент, определенный как отношение суммы фактической себестоимости продукции на начало месяца и отгруженной за месяц к ее стоимости по отпускным ценам.

В конце месяца записи в Ведомость (шахматная) форма N В-9 производятся из данной ведомости только в части стоимости реализованной продукции из графы "По продажным ценам" (Кт46). Выявленный финансовый результат в ведомости формы N В-6 по оплате в графе "Прибыль за месяц" используется для записей в Ведомость формы N В-4 операций по счету "Прибыли и убытки". Дебетовое сальдо по счету "Реализация" отражает остаток отгруженной продукции, которая не оплачена покупателями и заказчиками на конец месяца;

е) Ведомость учета расчетов с поставщиками (форма N В-7) используется для учета расчетов с поставщиками, которые учитываются на счете "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". В Ведомости по кредиту счета "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" позиционным способом записываются данные с акцептованных счетов поставщиков за выполненные работы и услуги, а также за полученные материальные ценности. По дебету счета отражаются операции по оплате счетов поставщиков и подрядчиков;

ж) Ведомость учета заработной платы (форма N В-8) используется для учета расчетов с работниками и служащими по оплате труда, которые учитываются на счете "Расчеты по оплате труда". По данным ведомости N В-8 определяются суммы обязательных отчислений на социальные нужды. Данные этой ведомости используются для записей по кредиту счетов "Расчеты по страхованию", "Расчеты с бюджетом" и "Расчеты с различными дебиторами и кредиторами" в графе "Кредит" ведомости формы N В-5, в графе "Дебет" ведомости формы N В-3 "Учет затрат на производство";

з) Ведомость (шахматная) форма N В-9 применяют малые предприятия в том случае, когда используются регистры учета. Ведомость открывается на каждый месяц и используется для записей данных по дебету и кредиту каждого счета ведомостей. В ведомости по вертикали записывается счет по нарастающей, а по горизонтали - в порядке увеличения номеров ведомостей.

По мнению автора, какая бы форма учета не применялась на предприятии, она должна отражать всю его хозяйственно-финансовую деятельность с учетом действующего законодательства.