Увага! Це є застаріла редакція документа. На останню редакцію

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УКРАИНЫ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 5 марта 1998 года N 01-8/80

О Законе Украины
"О торгово-промышленных палатах в Украине"

В связи с принятием Верховной Радой Украины Закона "О торгово-промышленных палатах в Украине" (далее - Закон) Высший арбитражный суд Украины считает необходимым обратить внимание арбитражных судов на содержание отдельных норм этого Закона.

Всоответствии со статьей 1 Закона Торгово-промышленная палата является негосударственной, неприбыльной, самоуправляющейся организацией, объединяющей юридических лиц, созданных и действующих в соответствии с законодательством Украины, и зарегистрированных в качестве предпринимателей граждан Украины и их объединения.

Торгово-промышленная палата приобретает статус юридического лица со дня ее государственной регистрации, которая производится в следующем порядке:

Торгово-промышленной палаты Украины - Министерством юстиции Украины; Торгово-промышленной палаты Автономной Республики Крым - Главным управлением юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым; других торгово-промышленных палат - соответственно областными, Киевским и Севастопольским городскими управлениями юстиции. Изменения в уставе торгово-промышленной палаты подлежат регистрации в порядке, предусмотренном для государственной регистрации торгово-промышленной палаты (статья 9 Закона).

По смыслу пункта 7 статьи 9 Закона основаниями к отказу государственной регистрации торгово-промышленной палаты могут служить исключительно нарушение установленного действующим законодательством порядка создания такой палаты или несоответствие ее устава законодательству Украины.

В случае несогласия с отказом в государственной регистрации или нарушения регистрирующим органом предусмотренного пунктом 3 статьи 9 Закона срока рассмотрения заявления о регистрации торгово-промышленной палаты учредители не лишены права обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации или о понуждении соответствующего государственного органа осуществить регистрацию.

Решение соответствующего органа о регистрации торгово-промышленной палаты, местонахождение которой за пределами подведомственной этому органу территории, может быть признано недействительным как принятое с превышением компетенции соответствующего органа.

Названное решение может быть признано недействительным также по иску органа, который осуществляет государственную регистрацию, или заинтересованного юридического лица при наличии ранее зарегистрированной в пределах одной административно-территориальной единицы торгово-промышленной палаты (статья 5 Закона). Ответчиками в таком споре должны быть учредители торгово-промышленной палаты.

Согласно статье 10 Закона деятельность торгово-промышленной палаты прекращается путем ее ликвидации, которая производится по решению учредителя торгово-промышленной палаты или по решению ее высшего руководящего органа, а также на основании решения суда в случаях и порядке, установленных законодательством Украины. Однако действующее законодательство таких случаев относительно торгово-промышленной палаты не предусматривает.

При решении вопросов, связанных с прекращением деятельности торгово-промышленной палаты, следует руководствоваться общими правилами, установленными статьей 37 Гражданского кодекса Украины, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 10 Закона и соответствующими нормами устава торгово-промышленной палаты.

Членами торгово-промышленной палаты могут быть только юридические лица, созданные и действующие в соответствии с законодательством Украины, и зарегистрированные в качестве предпринимателей граждане Украины и их объединения (статья 7 Закона). Прибыль, получаемая торгово-промышленной палатой, между ее членами не распределяется. Кроме того, торгово-промышленная палата не отвечает по обязательствам своих членов, равно как члены торгово-промышленной палаты не отвечают по ее обязательствам (статья 1 Закона).

Всоответствии со статьей 11 Закона торгово-промышленные палаты имеют право, в частности, создавать, реорганизовывать и ликвидировать предприятия и другие организации с целью выполнения своих уставных задач.

Торгово-промышленная палата не отвечает по обязательствам созданных ею предприятий и других организаций, также как предприятия и другие организации не отвечают по обязательствам торгово-промышленной палаты (статья 1 Закона).

Статьей 11 Закона предусмотрено право торгово-промышленной палаты создавать по инициативе участников спора третейские суды, отраслевые или территориальные комитеты (советы) предпринимателей, целевые секции специалистов-консультантов. Поскольку в Украине отсутствует законодательный акт, который регулировал бы деятельность третейского суда, на территории Украины в части, не противоречащей Конституции и законам Украины, действует Положение о третейском суде для разрешения хозяйственных споров между объединениями, предприятиями, организациями и учреждениями, утвержденное постановлением Государственного арбитража при Совете Министров СССР от 30 декабря 1975 года N 121 (с последующими изменениями и дополнениями).

При решении вопроса о порядке исполнения решений третейских судов следует учитывать Разъяснение президиума Высшего арбитражного суда Украины от 17 февраля 1997 года N 02-5/57 "Об исполнении решений третейских судов".

Торгово-промышленные палаты могут выполнять и другие, кроме указанных в статье 11 Закона, функции, не противоречащие законодательству Украины (абзац шестнадцатый этой статьи). В частности, Торгово-промышленная палата Украины выполняет на коммерческой основе по заявкам заинтересованных предприятий, организаций, объединений, фирм и частных лиц независимую экспертизу количества, качества, комплектности товаров (под словом "товар" подразумеваются также продукция, сырье), определение их стоимости, а также проведение экспертизы происхождения экспортных товаров, экспертизы соответствия товара коду Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (пункт 1.1 Инструкции о порядке проведения экспертиз в торгово-промышленных палатах Украины, утвержденной решением президиума Торгово-промышленной палаты Украины, протокол от 10.06.92 г. N 76). При разрешении споров арбитражным судам следует оценивать соответствующие акты экспертизы наряду с другими доказательствами по делу.

В собственности торгово-промышленной палаты могут находиться строения, сооружения, оборудование, транспортные средства, деньги, ценные бумаги и другое имущество, необходимое для выполнения уставных задач.

Перечень источников формирования имущества определен пунктом 2 статьи 12 Закона.

Имущество торгово-промышленных палат используется для обеспечения их уставной деятельности (пункт 3 статьи 12). Следовательно, в случае заключения торгово-промышленной палатой сделок, противоречащих установленным целям ее деятельности (статья 3 Закона), такие сделки могут признаваться недействительными на основании статьи 50 Гражданского кодекса Украины.

При выходе или исключении в соответствии с уставом из состава членов торгово-промышленной палаты членские взносы не возвращаются и претензии на часть имущества торгово-промышленной палаты не удовлетворяются. Имущество и средства торгово-промышленной палаты в случае выхода или исключения из состава ее членов разделу не подлежат (пункт 3 статьи 12 Закона). В связи с этим, а также с учетом того обстоятельства, что Закон не предусматривает прекращения деятельности торгово-промышленной палаты путем реорганизации, а следовательно, и правопреемственности относительно ее имущества, у арбитражных судов отсутствуют правовые основания для удовлетворения исков, связанных с истребованием части имущества торгово-промышленной палаты в этих случаях.

Согласно пункту 5 статьи 13 Закона при Торгово-промышленной палате Украины действуют Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия. Деятельность этих организаций регулируется Законом Украины "О Международном коммерческом арбитраже" от 24.02.94 г.