Документ втратив чиннiсть!

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ УКРАИНЫ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ЦЕНАМИ
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ УКРАИНЫ

от 06.04.92 г.
N 3/30-12/109/03-606/2

( Утратило силу приказом Минэкономики
N 93/141 от 07.07.1998
)

Инструкция по применению экономических санкций
за нарушение порядка установления и применения цен

1. Общие положения

1.1. Действие настоящей Инструкции распространяется на государственные, кооперативные и общественные предприятия, организации и учреждения, а также основанные на других формах собственности, включая совместные предприятия и организации с участием иностранных юридических лиц и граждан (далее предприятия и организации или субъекты предпринимательства), расположенные на территории Украины.

1.2. В соответствии с Законом Украины "О ценах и ценообразовании" необоснованно полученная предприятием, организацией сумма выручки в результате нарушения государственной дисциплины цен подлежит изъятию в доход соответствующего бюджета в зависимости от подчиненности предприятия, организации. Кроме того, во внебюджетные фонды местных советов народных депутатов взыскивается штраф в двукратном размере необоснованно полученной выручки.

1.3. Основанием для применения экономических санкций является получение субъектами предпринимательства необоснованной суммы в результате нарушения порядка установления и применения цен и тарифов, доплат, надбавок, скидок (надбавок), наценок к ним, а также нарушение порядка расчетов при отпуске (приемке) продукции, выполнении работ и предоставлении услуг.

В качестве нарушений порядка установления и применения цен, за которые налагаются и применяются экономические санкции, рассматриваются, в частности:

- непредоставление или предоставление в уменьшенном размере скидок, начисление непредусмотренных наценок (надбавок) к ценам и тарифам;

- применение свободных (договорных) цен и тарифов на продукцию (работы, услуги) при наличии фиксированных или регулируемых;

- применение согласованных с потребителями цен, которые экономических обоснованы материальными, трудовыми и прочими затратами или сформированы с учетом рентабельности, уровень которой превышает предельный;

- завышение или занижение размера налога на добавленную стоимость, акцизного сбора или их невключение в структуру цены, если они предусмотрены действующим законодательством;

- применение цен, наценок, тарифов предприятиями общественного питания, коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения и учреждениями культуры, уровень обслуживания которых не соответствует характеристикам, предусмотренным при установлении регулируемых цен и тарифов;

- взимание субъектами предпринимательства, занимающимися комиссионной торговлей непродовольственными товарами, в свою пользу с комитента завышенного размера комиссионного вознаграждения (сбора) от цены реализации товара;

- включение в стоимость услуг фактически не выполненных работ или выполненных не в полном объеме;

- применение сверх предельного уровня оптово-сбытовых или торговых надбавок к свободным отпускным ценам производителя, а также установленного отдельными нормативными актами конкретного их размера как по видам продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления, так и для отдельных производителей;

- завышение установленных размеров комиссионных вознаграждений за посредническую деятельность.

1.4. Необоснованно полученные субъектами предпринимательства суммы в результате нарушений порядка установления и применения цен подлежат на основании решений, принятых органами государственного контроля за ценами Украины, изъятию в соответствующий бюджет в зависимости от подчиненности нарушителя. Суммы штрафов зачисляются во внебюджетные фонды тех местных советов народных депутатов, на территории которых они расположены.

Указанные в решении суммы перечисляются предприятиями и организациями в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды самостоятельно в десятидневный срок со дня его принятия, а при несвоевременной уплате указанные суммы взыскиваются государственными налоговыми инспекциями в бесспорном порядке.

1.5. Изъятию в бюджет подлежат определенные на основании материалов проверок суммы, полученные в результате нарушений дисциплины цен, независимо от финансового состояния нарушителя и его взаимоотношений с бюджетом.

1.6. Исправление отчетных данных производится в соответствии с установленным органами статистики порядком.

1.7. В случаях, когда факты завышения цен и тарифов субъектом предпринимательства установлены самопроверкой, полученные в результате нарушения суммы подлежат возврату потребителям, а в случае невозможности возврата - вносятся в доход бюджета без уплаты штрафа.

Если факты нарушений устанавливаются финансовыми или другими контролирующими органами, материалы проверок (акты и приложения (другие документы) к ним, подтверждающие факт нарушения или определяющие размер необоснованно полученных сумм и т. п.) направляются органам государственного контроля за ценами для принятия решений о применении экономических санкций.

1.8. Предприятия, организации и другие юридические и физические лица имеют право требовать через арбитражный суд возмещения причиненных убытков в случаях реализации им товаров и услуг с нарушениями требований действующего законодательства независимо от изъятия у нарушителя излишне полученных сумм в бюджет и штрафов.

Ответственность за полноту и своевременность уплаты указанных сумм возлагается на нарушителей государственной дисциплины цен и их должностных лиц. Лица, виновные в нарушении порядка установления и применения цен и тарифов, привлекаются к административной и уголовной ответственности.

2. Исчисление сумм, полученных в результате
нарушения действующего порядка
установления и применения цен

2.1. Необоснованно полученная субъектом предпринимательства сумма, подлежащая изъятию в бюджет, исчисляется в случаях:

- нарушения порядка применения утвержденных централизованно, а также договорных или самостоятельно установленных цен, тарифов, доплат к ним как разница между фактической выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и ее стоимостью по утвержденным или согласованным с заказчиками (потребителями) договорным ценам, тарифам и доплатам к ним в соответствии с нормативными актами;

- неправомерного применения договорных и свободных цен вместо фиксированных или свободных вместо регулируемых - как. разница между фактической выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и стоимостью реализованной продукции (работ, услуг) по ценам, которые должны применяться согласно действующему законодательству;

- применения экономически не обоснованных согласованных с потребителями цен - как разница между фактической выручкой от реализации продукции (работ, услуг) по данным ценам и стоимостью реализованной продукции (работ, услуг) по экономически обоснованным ценам, установленным в соответствии с действующим порядком их установления и применения.

2.2. При установлении фактов применения торговыми организациями при формировании свободных розничных цен на товары народного потребления торговой надбавки, уровень которой превышает предельный, незаконно полученная сумма исчисляется как разница между фактически полученной суммой торговой надбавки с товарооборота в свободных отпускных ценах и суммой торговой надбавки, уровень которой определен в соответствии с действующим порядком формирования свободных розничных цен.

2.3. По фактам нарушения размера комиссионного сбора сумма к изъятию определяется как разница между фактически полученной суммой сбора и суммой сбора, начисленной с товарооборота в ценах реализации в размере, установленном нормативными актами.

3. Порядок взыскания сумм экономических санкций

3.1. Государственная инспекция Украины по контролю за ценами, государственные инспекции цен по Республике Крым, областям, городам Киеву и Севастополю на основании проведенных ими проверок и материалов проверок, осуществленных финансовыми и другими контролирующими органами, принимают решения об изъятии суммы, необоснованно полученной субъектами предпринимательства в результате нарушения действующего порядка установления и применения цен, и "взыскании" штрафа в двукратном размере данной суммы.

Решение составляется по форме N 4 (не приводится) в 5-ти экземплярах, первый из которых направляется государственной налоговой инспекции по местонахождению нарушителя для контроля за поступлением сумм. В случае неисполнения нарушителем решения в течение 10 дней со дня его принятия производится взыскание указанных сумм в бесспорном порядке.

Решения об изъятии в бюджет сумм, полученных в результате нарушения цен, принимаются в том случае, если указанные суммы до начала проверки не были возвращены покупателям (заказчикам) или не внесены в бюджет (началом проверки считается дата, указанная в акте).

При отсутствии собственного расчетного счета у структурной единицы объединения, допустившей нарушение дисциплины цен, изъятие производится с расчетного счета объединения.

Второй экземпляр решения направляется субъекту предпринимательства, у которого изымаются суммы, третий - органам статистики по местонахождению нарушителя для контроля за своевременным и полным исключением изъятой суммы из отчетных данных, четвертый - органу, которому непосредственно подчинен нарушитель, для соответствующего реагирования. Последний экземпляр остается в делах органа государственного контроля, которым принято решение. Орган государственного контроля по ценам снимает решение с контроля после получения от государственной налоговой инспекции информации о взыскании сумм экономической санкции по принадлежности.

3.2. Государственные налоговые инспекции осуществляют контроль за полнотой и своевременностью поступления сумм за нарушение государственной дисциплины цен, а также:

- ведут учет подлежащих изъятию и фактически перечисленных в бюджет сумм, необоснованно полученных в результате нарушения порядка установления и применения цен <...>. Суммы, подлежащие изъятию в бюджет, зачисляются на раздел 12, параграф 25, классификации доходов бюджета;

- взыскивают с предприятий и организаций на основании полученных от органов государственного контроля за ценами решений своевременно не уплаченные в бюджет и внебюджетные фонды местных советов суммы экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен.