Документ втратив чиннiсть!

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 1998 г. N 125
Киев

(Постановление утратило силу на основании Постановления
Кабинета Министров Украины
N 500 від 6 июня 2012
г.)

Об утверждении Положения
о порядке государственного контроля за
проведением переговоров, связанных с
заключением внешнеэкономических договоров (контрактов)
об осуществлении международных передач
товаров военного назначения и двойного использования

Кабинет Министров Украины ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить Положение о порядке государственного контроля за проведением переговоров, связанных с заключением внешнеэкономических договоров (контрактов) об осуществлении международных передач товаров военного назначения и двойного использование (прилагается).

Премьер-министр Украины В.ПУСТОВОЙТЕНКО

Утверждено
постановлением Кабинета Министров Украины
от 4 февраля 1998 г. N 125

Положение
о порядке государственного
контроля за проведением переговоров, связанных с заключением
внешнеэкономических договоров (контрактов)
об осуществлении международных передач
товаров военного назначения и двойного использования

Общая часть

1. Настоящее Положение определяет комплекс мероприятий по государственному контролю за проведением субъектами внешнеэкономической деятельности переговоров с иностранными субъектами хозяйственной деятельности, связанных с заключением внешнеэкономических договоров (контрактов) об:

осуществлении международных передач товаров военного назначения;

экспорте товаров двойного использования государствам, в отношении которых установлено частичное эмбарго на поставки таких товаров.

2. В настоящем Положении приведенные ниже понятия употребляются в следующем значении:

эмбарго (полное или частичное) - запрет (ограничение) экспорта товаров военного назначения или двойного использования в государства, определенные международными организациями, членом которых является Украина, или в отношении которых осуществляется соответствующая национальная политика;

товары военного назначения* - изделия, услуги или технологии военного назначения, что в совокупности или отдельно означают:

а) изделия военного назначения - вооружение, боеприпасы, военная и специальная техника, специальные комплектующие изделия для их производства, взрывчатые вещества, а также материалы и оборудование, специально предназначенные для разработки, производства или использования указанных изделий;

б) услуги военного назначения - предоставление иностранным юридическим или физическим лицам в Украине или за ее пределами услуг в сфере проектирования, разработки, конструирования, изготовления, производства, составления, испытания, ремонта, технического обслуживания, модификации, эксплуатации, демилитаризации, уничтожения, сбыта, приобретения или использования изделий или технологий военного назначения, а также предоставления иностранным лицам соответствующих посреднических услуг, технических данных и технической помощи;

в) технологии военного назначения (далее - технологии) - специальная информация в любой форме (за исключением информации, опубликованной в открытой прессе), необходимая для разработки, производства или использования изделий военного назначения;

товары двойного использования** - отдельные виды изделий, оборудования, материалов, программного обеспечения и технологий, которые, кроме гражданского назначения, могут быть использованы во время разработки, производства или применения товаров военного назначения;

товары - товары военного назначения или двойного использования, которые являются объектом международных передач и подлежат экспортному контролю;

международные передачи товаров - экспорт, импорт товаров военного назначения или двойного использования, их транзит через территорию Украины, а также временный вывоз за пределы Украины или временный ввоз на территорию Украины.

3. Действие настоящего Положения распространяется на проведение переговоров (независимо от места их проведения), связанных с заключением внешнеэкономических договоров (контрактов) об экспорте товаров военного назначения другим государствам, импорт таких товаров в Украину, а также экспорт товаров двойного использования в государства, в отношении которых установлено частичное эмбарго на поставки таких товаров, предоставления посреднических услуг, производственную, научно-техническую и иную кооперацию, демонстрацию экспонатов на международных выставках и ярмарках для рекламирования, проведения испытаний, прибрежную и пограничную торговлю, а также операции обмена товарами, осуществляемые субъектами предпринимательской деятельности в установленном порядке.

4. Действие настоящего Положения не распространяется на проведение переговоров, по итогам которых не планируется заключение внешнеэкономических договоров (контрактов), а также на проведение переговоров, связанных с заключением внешнеэкономических договоров (контрактов), в соответствии с которыми предусматривается:

перемещение товаров военного назначения в связи с мерами, которые проводятся Вооруженными Силами и иными военными формированиями Украины за пределами ее территории или военными формированиями иностранных государств на территории Украины в рамках международных договоров;

транзит товаров военного назначения или двойного использования через территорию Украины;

международные передачи товаров двойного использования, за исключением экспорта товаров двойного использования в государства, в отношении которые установлены полное или частичное эмбарго на поставки таких товаров;

выполнение субъектами внешнеэкономической деятельности работ в рамках международных договоров Украины о производственной и научно-технической кооперации или военно-техническом сотрудничестве;

осуществление субъектами внешнеэкономической деятельности импорта составных частей изделий военного назначения из государств СНГ, а также импорта товаров двойного использования;

осуществление субъектами внешнеэкономической деятельности временного вывоза за пределы Украины или временного ввоза на территорию Украины изделий военного назначения и изделий двойного использования, за исключением их временного вывоза или временного ввоза, связанного с предоставлением услуг военного назначения;

проведение работ, связанных с исследованием и использованием космического пространства в мирных целях, производством и эксплуатацией космической техники гражданского назначения, а также заключением и регистрацией договоров купли-продажи космической техники и технологий гражданского назначения, за исключением экспорта товаров, контролируемых в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 27 июля 1995 г. N 563.

Порядок государственного контроля за проведением
переговоров

5. Порядок государственного контроля за проведением переговоров предусматривает:

получение субъектами внешнеэкономической деятельности заключений Госэкспортконтроля относительно возможности проведения переговоров;

заключение субъектами внешнеэкономической деятельности договоров (контрактов) с иностранными субъектами хозяйственной деятельности с учетом рекомендаций, изложенных в настоящем Положении;

предоставление субъектами внешнеэкономической деятельности в Госэкспортконтроль отчетов об итогах проведения переговоров с иностранными субъектами хозяйственной деятельности;

ответственность субъектов внешнеэкономической деятельности за нарушение установленного порядка проведения переговоров.

6. Не допускается проведение переговоров в отношении:

международных передач ядерного, химического и биологического оружия, а также материалов, оборудования и технологий, специально назначенных для ее создания;

экспорта отдельных категорий товаров военного назначения и двойного использования в государства, в отношении которых установлено полное эмбарго на поставки таких товаров.

7. Перечни государств, в отношении которых установлено полное или частичное эмбарго на поставки товаров военного назначения или двойного использования, а также категории товаров, экспорт которых в указанные государства запрещен или ограничен, доводятся Госэкспортконтролем до соответствующих центральных органов исполнительной власти.

8. Проведение переговоров по экспорту и импорту товаров военного назначения, могут осуществлять субъекты внешнеэкономической деятельности, имеющие соответствующие полномочия на экспорт или импорт таких товаров.

9. Проведение переговоров по экспорту товаров, являющихся материальными носителями информации, отнесенной к государственной тайне, осуществляется в соответствии с законодательством по вопросам охраны государственной тайны.

10. Экспертиза в области экспортного контроля для принятия решений о возможности проведения переговоров по осуществлению международных передач товаров проводится в соответствии с законодательством по вопросам экспортного контроля.

11. Субъекты внешнеэкономической деятельности, нарушающие установленный настоящим Положением порядок осуществления международных передач товаров, несут ответственность в соответствии с законодательством. Порядок получения заключений о возможности проведения переговоров и рекомендации по заключению внешнеэкономических договоров (контрактов).

12. Основанием для проведения переговоров, связанных с заключением внешнеэкономических договоров (контрактов) об осуществлении международных передач товаров, является положительное заключение Госэкспортконтроля, выдаваемое по результатам экспертизы в области экспортного контроля, к проведению которого обязательно привлекается МИД.

Положительное заключение о возможности проведения переговоров может использоваться неоднократно по решению Госэкспортконтроля.

13. Для получения заключения о возможности проведения переговоров субъект внешнеэкономической деятельности направляет в Госэкспортконтроль письмо с кратким изложением цели обращения, к которому прилагает:

заявление типовой формы в трех экземплярах;

письменное согласование министерства или иного центрального органа исполнительной власти, к сфере управления которого он относится.

В случае, если Госэкспортконтролем не осуществлена предварительная экспертиза по товарам, в отношении который планируется проведение переговоров, и субъект внешнеэкономической деятельности в установленном порядке не зарегистрирован Госэкспортконтролем как осуществляющий экспорт, импорт таких товаров, к указанным выше документам прилагаются:

перечень товаров, которые предусматривается экспортировать или импортировать, с кратким описанием назначения и основных технических характеристик каждого наименования товара.

В случае намерения экспортировать технологии или услуги, вместо перечня прилагается аннотированное изложение таких технологий или услуг, которые предусматриваются для передачи, с обязательным указанием их объема, назначения и сферы использования. Перечень товаров или аннотированное изложение технологий или услуг скрепляется подписью руководителя и печатью предприятия, организации и подписью руководителя и печатью военного представительства (если такое представительство есть на предприятии, в организации);

справка о степени секретности сведений, которые составляют государственную тайну и должны быть переданы другой стороне или содержатся в товарах, предусматривающих для экспорта, если они являются материальными носителями информации, которая отнесена к государственной тайне, или о том, что они не составляют государственной тайны. Справка скрепляется подписью руководителя и печатью предприятия, организации, подписью руководителя и печатью ее режимно-секретного органа и подписью руководителя и печатью военного представительства (если такое представительство есть на предприятии, в организации).

Кроме указанных в данном пункте документов, Госэкспортконтроль может востребовать от субъекта внешнеэкономической деятельности дополнительные сведения или иные документы, необходимые для принятия обоснованного решения для оформления заключения.

14. Рассмотрение заявлений, поданных для получения заключений о возможности проведения переговоров, осуществляется Госэкспортконтролем в течение не более чем 15 дней.

В случае когда для принятия решения необходимо согласовать вопросы с министерствами, иными центральными органами исполнительной власти, а также с Правительственной комиссией по политике экспортного контроля, срок рассмотрения заявлений может быть продлен до 30 дней.

В срок рассмотрения заявлений не засчитывается время, необходимое для получения дополнительной информации.

15. Субъектам внешнеэкономической деятельности, которые по результатам переговоров заключают внешнеэкономические договора (контракты) об экспорте товаров, рекомендуется внести в них сведения о:

цели и месте использования товаров;

конечном пользователе товаров;

конечном назначении и количестве товаров;

обязательства иностранного субъекта хозяйственной деятельности о том, что:

полученные из Украины товары не будут реэкспортироваться и не будут передаваться кому-либо, кроме конечного пользователя, без письменного согласия на это экспортера и Госэкспортконтроля;

он предоставит сертификат конечного пользователя, импортный сертификат или иной документ, содержащий гарантии уполномоченного на это государственного органа государства назначения товаров по их конечному использованию.

Указанные обязательства иностранного субъекта хозяйственной деятельности во внешнеэкономический договор (контракт) могут не вноситься в случаях экспорта товаров в государства-участники международных режимов экспортного контроля по перечню, который прилагается к настоящему Положению.

Внешнеэкономический договор (контракт) об экспорте товаров военного назначения через иностранного субъекта хозяйственной деятельности посредника может быть заключен только при наличии у него полномочий на осуществление внешнеэкономических операций с товарами военного назначения, предоставленных уполномоченным на это государственным органом государства, на территории которого зарегистрирован указанный посредник.

В отдельных случаях, по требованию Госэкспортконтроля, во внешнеэкономический договор (контракт) могут быть внесены обязательства иностранного субъекта хозяйственной деятельности о предоставлении экспортеру или соответствующим государственным органам Украины права на проведение проверок использования экспортированных из Украины товаров по назначению, а также предоставления сертификата подтверждения доставки товаров или иного документа, оформленного уполномоченным государственным органом государства назначения товаров, которым подтверждается ввоз товара на территорию этого государства.

В случаях, когда предусматривается экспорт товаров, являющихся материальными носителями информации, отнесенной к государственной тайне, в контракте указывается такая форма доставки, которая обеспечивает постоянную охрану таких товаров до их получения пользователем, а также охрану государственной тайны.

16. Субъект внешнеэкономической деятельности, получивший положительное заключение Госэкспортконтроля о возможности проведения переговоров, в трехдневный срок с начала таких переговоров письменно уведомляет об этом Госэкспортконтроль, а также в 15-дневной срок со дня окончания переговоров или заключения с иностранным субъектом хозяйственной деятельности внешнеэкономического договора (контракта) представляет в Госэкспортконтроль отчет об итогах переговоров и копии заключенного им внешнеэкономического договора (контракта).

* Список товаров военного назначения, международные передачи которых подлежат государственному контролю, утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 8 декабря 1997 г. N 1358 (соответствует военному списку, рекомендованному международным режимом контроля "Вассенаарская договоренность" (далее - ВД).

** Товары двойного использования перечисляются в:

Списке изделий ракетной техники, а также оборудования, материалов и технологий, используемых при создании ракетного оружия, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 27 июля 1995 г. N 563 (соответствует списку, рекомендованному международным режимом контроля ракетных технологий (далее - РКРТ);

Списке ядерных материалов, технологий, оборудования, установок, специальных неядерных материалов, а также оборудования, материалов, и технологий двойного использования, которые касаются ядерной деятельности и могут быть использованы в создании ядерного оружия, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 12 марта 1996 г. N 302 (соответствует списку, рекомендованному международным режимом контроля "Группа ядерных поставщиков" (далее - ГЯП);

Списке отдельных видов изделий, оборудования, материалов, программного обеспечения и технологий, которые могут использоваться для создания вооружения, военной или специальной техники, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 22 августа 1996 г. N 1005 (соответствует списку товаров двойного использования, рекомендованному международным режимом контроля - ВД);

Списке химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы в создании химического оружия, и Списке возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, их генетически измененных форм, фрагментов генетического материала и оборудования и технологий, которые могут быть использованы в создании бактериологического (биологического) и токсического оружия, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 22 апреля 1997 г. N 384 (соответствует спискам, рекомендованным международным режимом контроля "Австралийская группа" (далее - АГ).

Приложение
к Положению о порядке государственного
контроля за проведением переговоров, связанных с
заключением внешнеэкономических договоров
(контрактов) об осуществлении международных передач
товаров военного назначения и двойного использования,
утвержденного постановлением Кабинета Министров
Украины от 4 февраля 1998 г. N125

Перечень
государств-участников
международных режимов экспортного контроля

  +-------------------------------------------------------------------------+
¦ Страна ¦ РКРТ ¦ ГЯП ¦ АГ ¦ ВД ¦
¦ ¦ ¦ ¦ +----------------¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ВС ¦ ТПВ ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+-------+--------¦
¦1. Австралия ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+-------+--------¦
¦2. Австрия ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+-------+--------¦
¦3. Аргентина ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+-------+--------¦
¦4. Бразилия ¦ * ¦ * ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+-------+--------¦
¦5. Бельгия ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+-------+--------¦
¦6. Болгария ¦ ¦ * ¦ ¦ * ¦ * ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+-------+--------¦
¦7. Великобритания ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+-------+--------¦
¦8. Греция ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+-------+--------¦
¦9. Дания ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+-------+--------¦
¦10. Израиль ¦ + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+-------+--------¦
¦11. Исландия ¦ * ¦ ¦ * ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+-------+--------¦
¦12. Ирландия ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+-------+--------¦
¦13. Испания ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+-------+--------¦
¦14. Италия ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+-------+--------¦
¦15. Канада ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+-------+--------¦
¦16. Китай ¦ + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+-------+--------¦
¦17. Корея (Южная) ¦ ¦ * ¦ * ¦ ¦ * ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+-------+--------¦
¦18. Люксембург ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+-------+--------¦
¦19. Нидерланды ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+-------+--------¦
¦20. Германия ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+-------+--------¦
¦21. Новая Зеландия ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+-------+--------¦
¦22. Норвегия ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+-------+--------¦
¦23. Польша ¦ ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+-------+--------¦
¦24. Португалия ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+-------+--------¦
¦25. ЮАР ¦ * ¦ * ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+-------+--------¦
¦26. Россия ¦ * ¦ * ¦ ¦ * ¦ * ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+-------+--------¦
¦27. Румыния ¦ + ¦ * ¦ ¦ * ¦ * ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+-------+--------¦
¦28. Словакия ¦ + ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+-------+--------¦
¦29. США ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+-------+--------¦
¦30. Турция ¦ ¦ ¦ ¦ * ¦ * ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+-------+--------¦
¦31. Венгрия ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+-------+--------¦
¦32. Украина ¦ + ¦ * ¦ ¦ * ¦ * ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+-------+--------¦
¦33. Финляндия ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+-------+--------¦
¦34. Франция ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+-------+--------¦
¦35. Чехия ¦ ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+-------+--------¦
¦36. Швейцария ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+-------+--------¦
¦37. Швеция ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦
+-----------------------------+--------+--------+--------+-------+--------¦
¦38. Япония ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦
+-------------------------------------------------------------------------+

* - страны-участники режимов.

+ - страны, обязавшиеся придерживаться руководящих принципов РКРТ.