Увага! Це є застаріла редакція документа. На останню редакцію

ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ

ЗАКОН

О порядке разрешения
коллективных трудовых споров (конфликтов)

Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы функционирования системы мер по разрешению коллективных трудовых споров (конфликтов) и направлен на осуществление взаимодействия сторон социально-трудовых отношений в процессе урегулирования возникших между ними коллективных трудовых споров (конфликтов).

Раздел 1
Общие положения

Статья 1. Сфера действия Закона

Установленные настоящим Законом нормы распространяются на наемных работников и организации, созданные ими в соответствии с законодательством для представительства и защиты их интересов, и на владельцев предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности, а также на организации владельцев.

Наемный работник - физическое лицо, работающее по трудовому договору на предприятии, в учреждении и организации, в их объединениях или у физических лиц, использующих наемный труд.

Статья 2. Понятие коллективного трудового спора (конфликта)

Коллективный трудовой спор (конфликт) - это разногласия, возникшие между сторонами социально-трудовых отношений, по:

а) установлению новых либо изменению существующих социально-экономических условий труда и производственного быта:

б) заключению или изменению коллективного договора, соглашения;

в) выполнению коллективного договора, соглашения либо отдельных их положений:

г) невыполнению требований законодательства о труде.

Статья 3. Стороны коллективного трудового спора (конфликта)

Сторонами коллективного трудового спора (конфликта) являются:

на производственном уровне - наемные работники (отдельные категории наемных работников) предприятия, учреждения, организации либо их структурных подразделений или профсоюзная либо другая уполномоченная наемными работниками организация и владелец предприятия, учреждения, организации либо уполномоченный им орган или представитель;

на отраслевом, территориальном уровнях - наемные работники предприятий, учреждений, организаций одной или нескольких отраслей (профессий) либо административно-территориальных единиц или профсоюзы, их объединения либо другие уполномоченные этими наемными работниками органы и владельцы, объединения владельцев либо уполномоченные ими органы или представители;

на национальном уровне - наемные работники одной либо нескольких отраслей (профессий) или профсоюзы либо их объединения или другие уполномоченные наемными работниками органы и владельцы, объединения владельцев или уполномоченные ими органы (представители) на территории большинства административно-территориальных единиц Украины, предусмотренных частью второй статьи 133 Конституции Украины.

Уполномоченный наемными работниками на представительство орган является единым полномочным представителем наемных работников до момента прекращения такого спора (конфликта).

Статья 4. Формирование требований наемных работников, профсоюзов

Требования наемных работников на производственном уровне формируются и утверждаются общим собранием (конференцией) наемных работников или формируются путем сбора подписей и считаются действительными при наличии не менее половины подписей членов трудового коллектива предприятия, учреждения, организации или их структурного подразделения. Одновременно с выдвижением требований собрание (конференция) наемных работников определяет орган или лицо, которые будут представлять их интересы.

Требования наемных работников на отраслевом, территориальном или национальном уровнях формируются и утверждаются:

в случаях если интересы наемных работников представляет профсоюз, объединение профсоюзов, - решением выборного органа соответствующего профсоюза, объединения профсоюзов;

в случаях если интересы наемных работников представляют другие уполномоченные ими организации (органы), - конференцией представителей предприятий, учреждений, организаций, избранных собранием (конференцией) работников предприятий, учреждений, организаций, находящихся в состоянии трудового спора (конфликта).

Требования наемных работников, профсоюза или объединения профсоюзов оформляются соответствующим протоколом и высылаются владельцу или уполномоченному им органу (представителю).

Статья 5. Порядок и сроки рассмотрения требований наемных
работников или профсоюза

Владелец или уполномоченный им орган (представитель) обязан рассмотреть требования наемных работников, категорий наемных работников, коллектива работников или профсоюза и уведомить их представителей о своем решении в трехдневный срок со дня получения требований.

Если удовлетворение требований выходит за пределы компетенции уполномоченного владельцем органа (представителя), он обязан выслать их в трехдневный срок со дня получения требований владельцу или в соответствующий вышестоящий орган управления, имеющий право принять решение. При этом срок рассмотрения требований наемных работников каждой инстанцией не должен превышать трех дней.

Общий срок рассмотрения требований и принятия решения (с учетом времени пересылки) не должен превышать тридцати дней со дня получения этих требований владельцем или уполномоченным им органом (лицом) до момента получения наемными работниками или профсоюзом уведомления от владельца или соответствующего вышестоящего органа управления о принятом им решении.

Решение владельца или соответствующего вышестоящего органа управления излагается в письменной форме и не позднее следующего дня высылается уполномоченному представительному органу другой стороны коллективного трудового спора (конфликта) вместе с социально-экономическим обоснованием.

Статья 6. Момент возникновения коллективного трудового спора (конфликта)

Коллективный трудовой спор (конфликт) возникает с момента, когда уполномоченный представительный орган наемных работников, категории наемных работников, коллектива работников или профсоюза получил от владельца или уполномоченного им органа уведомление о полном или частичном отказе в удовлетворении коллективных требований и принял решение о несогласии с решением владельца либо уполномоченного им органа (представителя) или если сроки рассмотрения требований, предусмотренные настоящим Законом, истекли, а ответ от владельца не поступил.

О возникновении коллективного трудового спора (конфликта) орган, представляющий интересы наемных работников или профсоюза, обязан в трехдневный срок письменно проинформировать владельца или уполномоченный им орган (представителя), местный орган исполнительной власти, орган местного самоуправления по месту нахождения предприятия и Национальную службу посредничества и примирения.

Раздел II
Разрешение коллективного трудового спора (конфликта
)

Статья 7. Последовательность рассмотрения и разрешения коллективного
трудового спора (конфликта)

Рассмотрение коллективного трудового спора (конфликта) осуществляется по вопросам, предусмотренным:

пунктами "а" и "б" статьи 2 настоящего Закона,- примирительной комиссией, а в случае непринятия решения в сроки, установленные статьей 9 настоящего Закона,- трудовым арбитражем;

пунктами "в" и "г" статьи 2 настоящего Закона,- трудовым арбитражем.

Статья 8. Примирительная комиссия

Примирительная комиссия - орган, предназначенный для выработки решения, которое может удовлетворить стороны коллективного трудового спора (конфликта), и состоящий из представителей сторон.

Примирительная комиссия создается по инициативе одной из сторон на производственном уровне - в трехдневный, на отраслевом или территориальном уровне - в пятидневный, на национальном уровне - в десятидневный срок с момента возникновения коллективного трудового спора (конфликта) из одинакового количества представителей сторон.

Порядок определения представителей в примирительную комиссию определяется каждой из сторон коллективного трудового спора (конфликта) самостоятельно.

На время ведения переговоров и подготовки решения примирительной комиссии ее членам предоставляется свободное от работы время.

В случае необходимости примирительная комиссия:

вводит в свой состав независимого посредника;

консультируется со сторонами коллективного трудового спора (конфликта), центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и другими заинтересованными органами.

Организационное и материально-техническое обеспечение работы примирительной комиссии осуществляется по договоренности сторон, а если стороны не пришли к согласию - в равных долях.

Статья 9. Порядок разрешения коллективного трудового спора (конфликта)
примирительной комиссией

Стороны коллективного трудового спора (конфликта) обязаны предоставлять примирительной комиссии информацию, необходимую для ведения переговоров.

Члены примирительной комиссии не имеют права разглашать сведения, являющиеся государственной или другой защищенной законом тайной.

Коллективные трудовые споры (конфликты) рассматриваются производственной примирительной комиссией в пятидневный, отраслевой и территориальной примирительными комиссиями - в десятидневный, примирительной комиссией на национальном уровне - в пятнадцатидневный срок с момента создания комиссий. С согласия сторон эти сроки могут быть продлены.

Решение примирительной комиссии оформляется протоколом и имеет для сторон обязательную силу и выполняется в порядке и сроки, установленные этим решением.

После принятия решения о разрешении коллективного трудового спора (конфликта) примирительная комиссия прекращает свою работу.

Статья 10. Независимый посредник

Независимый посредник - определенное по общему выбору сторон лицо, способствующее установлению взаимодействия между сторонами, проведению переговоров, принимающее участие в выработке примирительной комиссией взаимоприемлемого решения.

Статья 11. Трудовой арбитраж

Трудовой арбитраж - орган, состоящий из привлеченных сторонами специалистов, экспертов и других лиц и принимающий решение по существу трудового спора (конфликта).

Трудовой арбитраж создается по инициативе одной из сторон или независимого посредника в трехдневный срок в случае:

непринятия примирительной комиссией согласованного решения относительно разрешения коллективного трудового спора (конфликта) по вопросам, предусмотренным пунктами "а" и "б" статьи 2 настоящего Закона;

возникновения коллективного трудового спора (конфликта) по вопросам, предусмотренным пунктами "в" и "г" статьи 2 настоящего Закона.

Количественный и персональный состав трудового арбитража определяется с согласия сторон.

Председатель трудового арбитража избирается из числа его членов.

В состав трудового арбитража также могут входить народные депутаты Украины, представители органов государственной власти, органов местного самоуправления и другие лица.

Организационное и материально-техническое обеспечение работы трудового арбитража осуществляется по договоренности сторон, а если стороны не пришли к согласию, - в равных долях.

Статья 12. Порядок разрешения коллективного трудового спора (конфликта)
трудовым арбитражем

Коллективный трудовой спор (конфликт) рассматривается трудовым арбитражем с обязательным участием представителей сторон, а в случае необходимости - представителей других заинтересованных органов и организаций.

Трудовой арбитраж должен принять решение в десятидневный срок со дня его создания. По решению большинства членов трудового арбитража этот срок может быть продлен до двадцати дней.

Решение трудового арбитража принимается большинством голосов его членов, оформляется протоколом и подписывается всеми его членами.

Члены трудового арбитража не имеют права разглашать сведения, являющиеся государственной тайной или другой защищенной законом тайной.

Решение трудового арбитража о разрешении коллективного трудового спора (конфликта) является обязательным для исполнения, если стороны об этом предварительно договорились.

Статья 13. Обязанности и права сторон коллективного трудового спора
(конфликта)

Ни одна из сторон коллективного трудового спора (конфликта) не может уклоняться от участия в примирительной процедуре.

Стороны коллективного трудового спора (конфликта), примирительная комиссия и трудовой арбитраж обязаны использовать для урегулирования коллективного трудового спора (конфликта) все возможности, не запрещенные законодательством.

Если примирительные органы не смогли урегулировать разногласия между сторонами, причины разногласий с обоснованием позиций сторон в письменной форме доводятся до сведения каждой из сторон коллективного трудового спора (конфликта). В этом случае наемные работники либо уполномоченный ими орган или профессиональный союз имеют право в целях выполнения выдвинутых требований применять все разрешенные законодательством средства.

Статья 14. Гарантии независимым посредникам, членам примирительных
комиссий и трудовых арбитражей

Независимым посредникам, членам примирительных комиссий и трудовых арбитражей на время работы в примирительных органах, созданных в соответствии с настоящим Законом, гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также на них распространяются гарантии, предусмотренные Кодексом законов о труде Украины для выборных профсоюзных работников, членов советов (правлений) предприятий и советов трудовых коллективов.

Независимому посреднику, члену примирительной комиссии и трудового арбитража оплата труда в размере не менее среднемесячной заработной платы и возмещение расходов, связанных с участием в примирительной процедуре, производятся за счет сторон коллективного трудового спора (конфликта) по договоренности, а если стороны не пришли к согласию - в равных долях.

Статья 15. Национальная служба посредничества и примирения

В целях содействия улучшению трудовых отношений и предупреждения возникновения коллективных трудовых споров (конфликтов), их прогнозирования и содействия своевременному их решению, осуществления посредничества для разрешения таких споров (конфликтов) Президентом Украины создается Национальная служба посредничества и примирения.

Национальная служба посредничества и примирения состоит из высококвалифицированных специалистов и экспертов по вопросам разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов) и имеет свои отделения в Автономной Республике Крым и областях.

Решения Национальной службы посредничества и примирения имеют рекомендательный характер и должны рассматриваться сторонами коллективного трудового спора (конфликта) и соответствующими центральными или местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления.

Национальная служба посредничества и примирения финансируется за счет средств Государственного бюджета Украины.

Положение о Национальной службе посредничества и примирения утверждается Президентом Украины.

К компетенции Национальной службы посредничества и примирения относится:

осуществление регистрации выдвинутых работниками требований и коллективных трудовых споров (конфликтов);

анализ требований, выявление и обобщение причин коллективных трудовых споров (конфликтов), подготовка предложений для их устранения;

подготовка посредников и арбитров, специализирующихся на разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов);

формирование списков арбитров и посредников;

проверка, в случае необходимости, полномочий представителей сторон коллективного трудового спора (конфликта);

посредничество в разрешении коллективного трудового спора (конфликта);

привлечение к участию в примирительных процедурах народных депутатов Украины, представителей государственной власти, органов местного самоуправления.

Статья 16. Взаимодействие Национальной службы посредничества и
примирения со сторонами коллективного трудового спора
(конфликта)

Национальная служба посредничества и примирения по просьбе сторон коллективного трудового спора (конфликта) предлагает кандидатуры независимых посредников, членов трудового арбитража, координирует работу трудового арбитража, направляет своих специалистов, экспертов для участия в работе примирительных органов.

Представители Национальной службы посредничества и примирения могут принимать участие в разрешении коллективного трудового спора (конфликта) на всех его стадиях.

Стороны коллективного трудового спора (конфликта) после соблюдения предусмотренной настоящим Законом примирительной процедуры имеют право обратиться за содействием в разрешении этого спора (конфликта) в Национальную службу посредничества и примирения, которая рассматривает все материалы и в десятидневный срок высылает сторонам свои рекомендации.

Если в требованиях наемных работников или профсоюза содержатся вопросы, решение которых в соответствии с законодательством отнесено к компетенции центральных или местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, Национальная служба посредничества и примирения высылает свои рекомендации вместе с соответствующими материалами руководителям этих органов, которые должны их рассмотреть в семидневный срок и проинформировать о принятых ими решениях стороны коллективного трудового спора (конфликта) и Национальную службу посредничества и примирения.

Раздел III
Забастовка

Статья 17. Забастовка

Забастовка - это временное коллективное добровольное прекращение работы работниками (невыход на работу, невыполнение своих трудовых обязанностей) предприятия, учреждения, организации (структурного подразделения) в целях разрешения коллективного трудового спора (конфликта).

Забастовка применяется как крайнее средство (когда все другие возможности исчерпаны) разрешения коллективного трудового спора (конфликта) в связи с отказом владельца или уполномоченного им органа (представителя) удовлетворить требования наемных работников либо уполномоченного ими органа, профсоюза, объединения профсоюзов или уполномоченного им (ими) органа.

Статья 18. Право на забастовку

Согласно статье 44 Конституции Украины работающие имеют право на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов.

Порядок осуществления права на забастовку устанавливается настоящим Законом.

Забастовка может быть начата, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора (конфликта) или владелец либо уполномоченный им орган (представитель) уклоняется от примирительных процедур или не выполняет соглашения, достигнутого в ходе разрешения коллективного трудового спора (конфликта).

Статья 19. Решение об объявлении забастовки

Решение об объявлении забастовки на предприятии принимается по представлению органа профсоюзной или другой организации наемных работников, уполномоченной согласно статье 3 настоящего Закона представлять интересы наемных работников, общим собранием (конференцией) наемных работников путем голосования и считается принятым, если за него проголосовало большинство наемных работников или две трети делегатов конференции. Решение об объявлении забастовки оформляется протоколом.

Рекомендации об объявлении или необъявлении отраслевой или территориальной забастовки принимаются на отраслевом либо территориальном уровнях на конференции, собрании, пленуме или другом выборном органе представителей наемных работников и/или профсоюзов и высылаются соответствующим трудовым коллективам или профсоюзам.

Наемные работники предприятий отрасли или административно-территориальных единиц самостоятельно принимают решение об объявлении или необъявлении забастовки на своем предприятии.

Забастовка считается отраслевой или территориальной, если на предприятиях, на которых объявлена забастовка, число работающих составляет более половины общего количества работающих соответствующей отрасли или территории.

Никто не может быть принужден к участию или к неучастию в забастовке.

Орган (лицо), возглавляющий забастовку, обязан письменно предупредить владельца или уполномоченный им орган (представителя) не позднее чем за семь дней до начала забастовки, а при принятии решения о забастовке на непрерывно действующем производстве - за пятнадцать дней.

Владелец или уполномоченный им орган (представитель) обязан в кратчайший срок предупредить поставщиков и потребителей, транспортные организации, а также другие заинтересованные предприятия, учреждения, организации о решении наемных работников об объявлении забастовки.

Местонахождение во время забастовки работников, принимающих в ней участие, определяется органом (лицом), руководящим забастовкой, по согласованию с владельцем или уполномоченным им органом (представителем).

В случае проведения собраний, митингов, пикетов вне пределов предприятия орган (лицо), возглавляющий забастовку, должен уведомить о запланированном мероприятии местный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления не позднее чем за три дня.

Статья 20. Руководство забастовкой

Забастовку на предприятии возглавляет орган (лицо), определяемый общим собранием (конференцией) наемных работников при принятии решения об объявлении забастовки.

Отраслевую или территориальную забастовку возглавляет (координирует) орган (лицо), определенный конференцией, собранием, пленумом или другим выборным органом представителей наемных работников, профсоюзных или других организаций работников, уполномоченных представлять соответствующие трудовые коллективы.

Орган (лицо), возглавляющий забастовку, действует во время забастовки в пределах прав, предусмотренных настоящим Законом, информирует работников о ходе разрешения коллективного трудового спора (конфликта).

Полномочия органа (лица) как руководителя забастовки прекращаются, если стороны подписали соглашение об урегулировании коллективного трудового спора (конфликта), а также в случае принятия решения об отмене или о прекращении забастовки.

Статья 21. Заключение соглашения о разрешении коллективного трудового
спора (конфликта), контроль за его выполнением

Во время забастовки стороны коллективного трудового спора (конфликта) обязаны продолжать поиск путей его разрешения, используя для этого все имеющиеся возможности.

Соглашение о разрешении коллективного трудового спора (конфликта) подписывается руководителем или другим полномочным представителем органа, возглавляющего забастовку, и владельцем или уполномоченным им органом (представителем).

Контроль за выполнением условий этого соглашения осуществляется сторонами коллективного трудового спора (конфликта) или уполномоченными ими органами (лицами).

Статья 22. Признание забастовок незаконными

Незаконными признаются забастовки:

а) объявленные с требованиями об изменении конституционного строя, государственных границ и административно-территориального устройства Украины, а также с требованиями, нарушающими права человека:

б) объявленные без соблюдения наемными работниками, профсоюзом, объединением профсоюзов или уполномоченными ими органами положений статей 2,4,6, частей первой и пятой статьи 12, частей первой, третьей и шестой статьи 19 настоящего Закона;

в) начатые с нарушением наемными работниками, профсоюзом, объединением профсоюзов или уполномоченными ими органами требований статьи 20, частей второй и третьей статьи 24 настоящего Закона:

г) объявленные и/или проводимые во время осуществления примирительных процедур, предусмотренных настоящим Законом.

Статья 23. Решение о признании забастовки незаконной

Заявление владельца или уполномоченного им органа (представителя) о признании забастовки незаконной рассматривается в судебном порядке.

Дело по этому заявлению должно быть рассмотрено судом, включая сроки подготовки дела к судебному рассмотрению, не позднее чем в семидневный срок.

Решение суда о признании забастовки незаконной обязывают частников забастовки принять решение о прекращении или отмене объявленной забастовки, а работников начать работу не позднее следующих суток после дня вручения копии решения суда органу (лицу), возглавляющему забастовку.

Статья 24. Случаи, при которых запрещается проведение забастовки

Запрещается проведение забастовки при условиях, если прекращение работниками работы создает угрозу жизни и здоровью людей, окружающей среде или препятствует предупреждению стихийных бедствий, аварий, катастроф, эпидемий и эпизоотий или ликвидации их последствий.

Запрещается проведение забастовки работников (кроме технического и обслуживающего персонала) органов прокуратуры, суда, Вооруженных Сил Украины, органов государственной власти, безопасности и правопорядка.

В случае объявления чрезвычайного положения Верховная Рада Украины или Президент Украины могут запретить проведение забастовок на срок, не превышающий одного месяца. Дальнейшее запрещение должно быть одобрено совместным актом Верховной Рады Украины и Президента Украины. В случае объявления военного положения автоматически наступает запрещение проведения забастовок до момента его отмены.

Статья 25. Разрешение трудового спора (конфликта) в случаях запрещения
проведения забастовки

В случаях, предусмотренных статьей 24 настоящего Закона и если рекомендации Национальной службы посредничества и примирения по разрешению коллективного трудового спора (конфликта) сторонами не учтены, Национальная служба посредничества и примирения обращается с заявлением о разрешении коллективного трудового спора (конфликта) соответственно в Верховный Суд Автономной Республики Крым, областной, Киевский и Севастопольский городской суд.

Статья 26. Обеспечение жизнеспособности предприятия во время забастовки

Владелец или уполномоченный им орган (представитель), местный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления и орган (лицо), возглавляющий забастовку, обязаны принять необходимые меры по обеспечению во время забастовки жизнеспособности предприятия, сохранности имущества, соблюдению законности и общественного порядка, недопущению угрозы жизни и здоровью людей, окружающей природной среде.

Статья 27. Гарантии для работников во время забастовки

Участие в забастовке работников, за исключением забастовок, признанных судом незаконными,не рассматривается как нарушение трудовой дисциплины и не может быть основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности.

По решению наемных работников или профсоюза может быть создан забастовочный фонд из добровольных взносов и пожертвований.

За работниками, не принимавшими участия в забастовке, но в связи с ее проведением не имевшими возможности исполнять свои трудовые обязанности, сохраняется заработная плата в размерах не ниже установленных законодательством и коллективным договором, заключенным на этом предприятии, как за время простоя не по вине работника. Учет таких работников является обязанностью владельца или уполномоченного им органа (представителя).

Статья 28. Последствия участия работников в забастовке

Организация забастовки, признанной судом незаконной, или участие в ней являются нарушением трудовой дисциплины.

Время забастовки работникам, принимающим в ней участие, не оплачивается.

Время участия работника в забастовке, признанной судом незаконной, не зачисляется в общий и непрерывный трудовой стаж.

Раздел IV
Ответственность за нарушение законодательства о коллективных
трудовых спорах (конфликтах)

Статья 29. Ответственность за нарушение законодательства о коллективных
трудовых спорах (конфликтах)

Лица, виновные в нарушении законодательства о коллективных трудовых спорах (конфликтах),несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность согласно законодательству.

Статья 30. Ответственность работников за участие в забастовке,
признанной судом незаконной

Работники, принимающие участие в забастовке, признанной судом незаконной, несут ответственность согласно законодательству.

Статья 31. Ответственность за нарушения законодательства о труде,
условий коллективных трудовых договоров (соглашений),
приведшие к возникновению коллективного трудового спора
(конфликта)

Лица, виновные в возникновении коллективных трудовых споров (конфликтов) или задерживающие выполнение решений примирительных органов, созданных в соответствии с настоящим Законом, а также решений органов исполнительной власти, органов местного самоуправления или их должностных лиц, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, уголовную либо административную ответственность согласно законодательству.

Лица, представляющие интересы сторон и допустившие нарушение положений статей 5,6, частей первой, третьей, четвертой и пятой статьи 9,части пятой статьи 12, части первой статьи 13,частей третьей и четвертой статьи 16, частей пятой, восьмой, девятой статьи 19, части третьей статьи 23, а также должностные лица, допустившие нарушение положений части второй статьи 5, части четвертой статьи 16 настоящего Закона,привлекаются к дисциплинарной или административной ответственности согласно законодательству.

Статья 32. Ответственность за организацию забастовки, признанной судом
незаконной, невыполнение решения о признании забастовки
незаконной

Лица, являющиеся организаторами забастовки, признанной судом незаконной, или не выполняющие решения о признании забастовки незаконной, а также лица, препятствующие прекращению незаконной забастовки, привлекаются к дисциплинарной или административной ответственности согласно законодательству. К указанным лицам не применяются порядок и гарантии, предусмотренные статьями 43 и 252 Кодекса законов о труде Украины.

Статья 33. Ответственность за принуждение к участию в забастовке или
препятствование участию в забастовке

Лица, вынуждающие работников к участию в забастовке или препятствующие участию в забастовке путем насилия или угрозой применения насилия либо путем других незаконных действий, наказание за которые предусмотрено законодательством, привлекаются к уголовной ответственности согласно законодательству.

Статья 34. Возмещение ущерба, причиненного забастовкой

Убытки, причиненные в результате забастовки другим предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, возмещается по решению суда согласно законодательству.

Убытки, причиненные владельцу или уполномоченному им органу (представителю) забастовкой,признанной судом незаконной, возмещаются органом, уполномоченным наемными работниками на проведение забастовки, в размере, определенном судом (в пределах принадлежащих ему средств и имущества).

Владелец или уполномоченный им орган (представитель), нарушивший законы Украины, вследствие чего сложились условия для забастовки, и забастовка закончилась полным или частичным удовлетворением требований наемных работников,компенсирует ущерб участникам забастовки в размере, определенном судом (в пределах принадлежащих ему средств и имущества).

Раздел V
Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.

2. При разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов), возникших до вступления в силу настоящего Закона, применяются нормы законодательства, действовавшие на момент возникновения такого спора (конфликта).

3. Установить, что до приведения законодательства в соответствие с Законом Украины "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)" законы и другие нормативно-правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

4. Кабинету Министров Украины в трехмесячный срок представить в Верховную Раду Украины предложения о приведении законодательных актов Украины в соответствие с настоящим Законом.

5. В течение 1998 года создать Национальную службу посредничества и примирения.

Президент Украины Л.КУЧМА

г. Киев, 3 марта 1998 года
N 137/98-ВР