О ликвидации предприятия
ВОПРОС: Известно, что создание предприятия - довольно хлопотное и трудоемкое дело, связанное с "хождениями" по многочисленным инстанциям, оформлением десятков документов.
Казалось бы, что ликвидация предприятия не должна представлять особых трудностей. Однако,как показывает практика, и здесь немало проблем. Одной из них является наличие в нормативных актах по вопросам прекращения деятельности предприятий двух понятий - "отмена государственной регистрации" и "ликвидация" субъекта предпринимательской деятельности, а также недостаточно четкое разграничение их особенностей и соотношения между ними.
Так, в ст.26 Положения о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности от 25 января 1996 г. N 125, которая основывается на ст. 8 Закона Украины "О предпринимательстве", говорится, что отмена государственной регистрации является основанием для проведения мероприятий по ликвидации субъекта предпринимательской деятельности. Исходя из смысла этой статьи мероприятия по ликвидации предприятия могут проводиться только после отмены регистрации. Однако эта же статья предусматривает, что вместе с заявлением собственника в орган регистрации должны представляться акт ликвидационной комиссии, справка органов внутренних дел о сдаче печати,справка банка о закрытии счета и пр., т.е. документы, подтверждающие фактическое проведение мероприятий по ликвидации предприятия. Налицо явное противоречие.
Можно предположить, что законодатель под ликвидацией понимает только исключение из Единого государственного реестра предприятий. Однако с этим трудно согласиться, если принять во внимание ч. 2 ст. 26 Положения: "Статуса юридического лица субъект предпринимательской деятельности лишается после осуществления всех мероприятий по ликвидации". И это не просто терминологическая неопределенность. Данное обстоятельство может вызвать определенные трудности при обращении в суд и в некоторых других случаях.
Как же практически осуществляется ликвидация предприятия?
ОТВЕТ: Процедура ликвидации регламентируется многими нормативными актами, в частности: ст. 8 Закона Украины "О предпринимательстве" от 7 февраля 1991 г., статьями 35,36 Закона Украины "О предприятиях в Украине" от 27 марта 1991 г.,статьями 9-22 Закона Украины "О хозяйственных обществах" от 19 сентября 1991 г., Законом Украины "О банкротстве" от 14 мая 1992 г., статьями 25-27 упомянутого Положения о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, статьями 9-23 Разъяснения Президиума Высшего арбитражного суда Украины от 12 сентября 1996 г. N 02-5/334 и пр.
Деятельность предприятия может быть прекращена двумя способами: путем реорганизации (слияния, присоединения, раздела, преобразования) и путем ликвидации.
Процедура ликвидации зависит от оснований ликвидации. Таковыми могут быть:
решение собственника предприятия о ликвидации:
решение суда об отмене государственной регистрации или ликвидации предприятия;
признание предприятия банкротом.
Наиболее простой является процедура ликвидации предприятия по инициативе собственника. В этом случае собственник или уполномоченный им орган принимает решение о ликвидации предприятия, которое оформляется протоколом общего собрания и/или приказом по предприятию. Этим же приказом назначается ликвидационная комиссия (собственник может поручить ликвидацию предприятия его органу управления), определяются порядок и сроки ликвидации, а также срок для заявлений претензий кредиторов. Этот срок не может быть менее 2 мес. с момента объявления о ликвидации.
Дальнейшие действия осуществляет ликвидационная комиссия, в частности:
в трехдневный срок с момента ее назначения помещает в официальной прессе по местонахождению предприятия публикацию о его ликвидации, порядке и сроках заявления кредиторами претензий;
проводит работу по взысканию дебиторской задолженности, выявлению претензий кредиторов с уведомлением последних о ликвидации предприятия и рассчитывается с ними, а также принимает меры по оплате долгов общества третьим лицам.
При решении вопроса о личной имущественной ответственности учредителей следует руководствоваться ст.32 Гражданского кодекса Украины и ст.7 Закона Украины "О собственности", в соответствии с которыми учредители не отвечают по обязательствам предприятия, а оно не отвечает по долгам учредителей. Исключение из этого правила касается имущества учредителей обществ с дополнительной ответственностью, полных обществ и коммандитных товариществ, которые могут нести ответственность личным имуществом;
составляет ликвидационный баланс и представляет его на утверждение собственнику. Достоверность и полнота баланса должны быть проверены аудитором;
производит расчеты с наемными работниками, бюджетом, кредиторами.
Оставшиеся средства распределяются между участниками в соответствии с учредительными документами.
Все расчеты должны быть произведены в течение 6 мес. после публикации объявления о ликвидации предприятия.
В случае возникновения споров по поводу выплаты задолженностей предприятия его денежные средства не подлежат разделу между участниками до разрешения этого спора или получения кредиторами соответствующих гарантий.
В период работы ликвидационной комиссии ликвидируемое предприятие не лишается статуса юридического лица. Одновременно ликвидационная комиссия не является юридическим лицом. Поэтому,если организация-кредитор считает, что ликвидационная комиссия необоснованно отклонила ее требование к ликвидируемому предприятию, она имеет право до исключения предприятия из государственного реестра обратиться в установленном порядке с иском к этому предприятию.
Претензии и исковые заявления, не предъявленные до исключения предприятия из государственного реестра, даже если по ним не истек срок исковой давности, удовлетворению не подлежат.
Это же касается и случаев, когда кредитор не подаст иск в арбитражный суд в течение месяца после получения уведомления ликвидационной комиссии о непризнании претензии (п.3 ст.36 Закона Украины "О предприятиях в Украине").
Как уже отмечалось, если следовать логике Положения, то после создания ликвидационной комиссии, для того чтобы получить законное основание для ликвидации предприятия, надо обратиться в орган регистрации с просьбой об отмене регистрации. Однако ликвидируемое предприятие еще не имеет всех документов, предусмотренных Положением.
В связи с этим на практике утвержденный собственником ликвидационный баланс представляется в налоговую администрацию по месту регистрации субъекта предпринимательской деятельности, которая выдает справку о том, что он снят с учета плательщиков налогов. После этого субъект предпринимательской деятельности обращается в банк с заявлением о закрытии расчетного счета и сдает в органы внутренних дел печать и штампы.
Такую же последовательность действий предусматривает совместное Разъяснение Минэкономики, Минюста, Минфина и Минстата Украины от 16 июля 1996 г. N 17-3-5/93. Однако с юридической точки зрения оно не может отменять или толковать Положение.
И только по завершении всех этих действий субъект предпринимательской деятельности обращается в орган регистрации с заявлением об отмене государственной регистрации, к которому прилагает следующие документы;
акт ликвидационной комиссии;
справку из учреждения банка о закрытии счетов;
справку налоговой администрации о снятии с учета;
публикацию в прессе о ликвидации субъекта предпринимательской деятельности;
справку органа внутренних дел о сдаче печати и штампов;
оригиналы учредительных документов;
свидетельство о государственной регистрации.
На основании этих ликвидационных документов орган регистрации принимает решение об отмене государственной регистрации и направляет в соответствующий орган статистики уведомление об отмене государственной регистрации, на основании которого последний исключает предприятие из Единого государственного реестра предприятий. Именно с этого момента предприятие утрачивает статус юридического лица.
Более сложной является процедура принудительной ликвидации предприятий.
Естественно, суд может принять к рассмотрению вопрос о ликвидации предприятия только при наличии соответствующего иска. Однако при этом надо учитывать одно очень важное обстоятельство. Дело в том, что Разъяснение Президиума Высшего арбитражного суда Украины от 12 сентября 1996г. N 02-5/334 в зависимости от содержания исковых требований выделяет три разновидности исков.
1. Иски и ликвидации предприятий.
Они могут подаваться в арбитражный суд только в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами, со ссылкой на основания, согласно которым соответствующая организация-истец вправе обращаться с иском. Такие основания определены в ст.19 Закона Украины "О хозяйственных обществах", в соответствии с которой общество ликвидируется на основании решения арбитражного суда по представлению органов, которые контролируют деятельность обществ, в случае систематического или грубого нарушения ими законодательства.
При этом следует учитывать, что в соответствии с упомянутым Разъяснением Высшего арбитражного суда Украины систематически нарушающими законодательство считаются такие хозяйственные общества, которые ранее дважды допускали нарушения законодательства и нарушили его вновь, хотя в отдельных случаях, как исключение, систематическим может быть признано и повторное нарушение законодательства.
Грубым же может считаться одноразовое нарушение законодательства, которое свидетельствует о явном и умышленном игнорировании его требований со стороны хозяйственного общества и/или повлекло последствия в виде значительного вреда,причиненного государству, юридическим или физическим лицам.
2. Иски о признании недействительными учредительных документов и решения о создании предприятия.
В таких случаях судом решается спор не о ликвидации предприятия, а о признании недействительными указанных документов. В случае положительного решения такого иска решение суда является для органа регистрации основанием для отмены государственной регистрации предприятия.
Соответствующий иск может быть подан государственным органом, который в соответствии с законодательством осуществляет контроль за деятельностью предприятия, прокурором, органом, который осуществляет государственную регистрацию, а также любым лицом, которое считает, что его права и интересы нарушены в связи с созданием (государственной регистрацией) соответствующего предприятия (например, несоответствие фактическим сведений, содержащихся в учредительных документах).
3. Иски об отмене государственной регистрации.
Они подаются в случае осуществления предприятием деятельности, которая противоречит действующему законодательству, учредительным документам; несвоевременного уведомления субъектом предпринимательской деятельности об изменении своего местонахождения (проживания), что предусмотрено ч.11 ст.8 Закона Украины "О предпринимательстве".
Это следует также из ч.7 ст.18.1 упомянутого Разъяснения Высшего арбитражного суда Украины.Обязанность доказывания обстоятельств, связанных с осуществлением деятельности, которая противоречат учредительным документам, возлагается на истца. Истцом может быть орган, на который возложен контроль за деятельностью предприятий, или иное юридическое лицо.
В спорах, связанных с несвоевременным уведомлением субъектом предпринимательской деятельности об изменении своего местонахождения, истцами могут быть органы регистрации. При этом истец должен представить доказательства того, что субъект предпринимательской деятельности фактически изменил свое местонахождение. Такими доказательствами могут быть акты, составленные работниками органа регистрации; справки жилищно-эксплуатационных органов; справки арендодателей о фактическом отсутствии субъекта предпринимательской деятельности в арендованном помещении; рекламные объявления, транспортные документы и пр.
Принимая решение о ликвидации предприятия,признании недействительными учредительных документов, а также об отмене государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности, суд в резолютивной части решения должен обязать собственника осуществить ликвидацию предприятия в установленном законом порядке.
Копии соответствующих решений суд направляет собственнику предприятия, а также органу государственной регистрации, если он не является стороной в арбитражном процессе.
Таковы основные моменты процедуры ликвидации предприятия. Очевидно, что она довольно сложна и, на наш взгляд, неоправданно запутана. Это в частности объясняется большим количеством нормативных актов, регламентирующих эту процедуру, и наличием противоречий, логических несоответствий между ними.
По нашему мнению, разграничение оснований обращения в суд является надуманным и искусственно запутывает процедуру ликвидации предприятия, поскольку правовые последствия, как правило, одни и те же.
Кроме того, можно сделать вывод, что решение об отмене государственной регистрации может рассматриваться в качестве основания для ликвидации предприятия, как это сформулировано в статьях 25-26 Положения о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, только в тех случаях, когда в орган регистрации представлено соответствующее решение суда. Правда, в такой ситуации необходимо отменить требование об обязательном представлении в орган регистрации документов об осуществлении мероприятий по ликвидации предприятия. В остальных случаях такие мероприятия должны предшествовать отмене государственной регистрации.
