КОНСУЛЬТИРУЕТ УПРАВЛЕНИЕ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ
И СБОРОВ И НЕНАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ГНА УКРАИНЫ

О плате за землю

ВОПРОС: 1.Можно ли использовать земельные участки, на которых находятся выкупленные здания, сооружения или их части, при отсутствии документов?

2.Каков порядок уплаты земельного налога сельхозтоваропроизводителями?

3.Какими документами подтверждается площадь земельного участка, подлежащего налогообложению?

4.Имеют ли право налоговые органы требовать уплату местного налога, если решение органа местного самоуправления о внедрении этого платежа не было опубликовано в печати?

5.Необходимо ли уплачивать рыночный сбор при условии аренды торгового места на территории рынка?

6.Существуют ли льготы по уплате коммунального налога для предприятий с иностранными инвестициями?

7.Должны ли уплачивать коммунальный налог предприятия, не осуществляющие финансово-хозяйственной деятельности?

8.Должны ли общественные организации уплачивать коммунальный налог, а если должны, то за счет каких средств?

9.Имеет ли право орган местного самоуправления требовать уплату сбора за размещение объекта сферы услуг?

10.Должно ли автотранспортное предприятие уплачивать коммунальный налог, если оно убыточно и получает дотацию из городского бюджета?

11.Нужно ли фермерскому хозяйству получать лицензию, чтобы сдать на предприятие Вторчермета металлолом?

12.При осуществлении розничной торговли хлебобулочными изделиями в киосках необходимо приобретать бесплатный торговый патент. Нужно ли иметь еще и лицензию на розничную торговлю на эти киоски при наличии торгового патента?

13.Предприниматель занимается оптовой продажей упаковочных материалов. Часто предприятия-производители предлагают на условиях бартерного договора свою продукцию (продукты питания, алкогольные напитки). Может ли он в дальнейшем реализовывать полученную продукцию без соответствующих лицензий, если эти операции будут иметь одноразовый характер?

ОТВЕТ: 1.Всоответствии со ст. 30 Земельного кодекса Украины от 13.03.92 г. при передаче предприятиями, учреждениями и организациями зданий и сооружений другим предприятиям, учреждениям и организациям вместе с этими объектами к ним переходит право пользования земельным участком, на котором находятся указанные здания и сооружения.

Согласно ст. 22 Земельного кодекса Украины приступать к использованию земельного участка, в том числе на условиях аренды, до установления границ этого участка в натуре (на местности) и получения документа, удостоверяющего право собственности или право пользования землей, запрещается.

Нарушая ст. 22 Земельного кодекса Украины, предприятия используют земельные участки, на которых находятся выкупленные здания, сооружения или их части, при отсутствии документов, удостоверяющих право собственности или право пользования землей.

Статьей 2 Закона Украины от 19.09.96 г. N378/96-ВР "О плате за землю" определено, что использование земли в Украине является платным.

Кроме того, согласно ст. 14 указанного Закона за земельный участок, на котором расположено здание, находящееся в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому из них пропорционально их доле в собственности на здание.

Поэтому отсутствие документов, удостоверяющих право собственности или право пользования земельным участком, при фактическом использовании земли не освобождает предприятие от уплаты земельного налога.

По данным тематических проверок, из десяти тысяч предприятий и организаций, которые выкупили здания, сооружения (их части) в региональных отделениях Фонда государственного имущества Украины, около трех тысяч не уплачивали земельный налог.

2.Согласно Закону Украины от 19.09.96 г. N 378/96-ВР "О плате за землю" сельскохозяйственные товаропроизводители являются плательщиками платы за землю. На сегодняшний день осуществлена денежная оценка земель сельскохозяйственного назначения и ставки по этим землям установлены с одного гектара в процентах от их денежной оценки отдельно для каждого вида сельскохозяйственных угодий:

для пашни, сенокосов и пастбищ - 0,1 процента;

для многолетних насаждений - 0,03 процента.

Если средняя денежная оценка 1 гектара пашни в Украине составляет 3800 грн., то сельскохозяйственное предприятие уплачивает за 1 гектар налог в размере 3,8 грн. в год.

Товаропроизводители сельскохозяйственной продукции уплачивают земельный налог равными частями в два срока - до 15 августа и 15 ноября.

Этим же Законом предусмотрены льготы по плате за землю. В частности, не взимается плата:

за сельскохозяйственные угодья зон радиоактивно загрязненных территорий и химически загрязненных сельскохозяйственных угодий, на которые введены ограничения по ведению сельского хозяйства;

за земли, находящиеся во временной консервации или в стадии сельскохозяйственного освоения;

за земли государственных сортоиспытательных станций и сортоучастков, используемые для опробования сортов сельскохозяйственных культур;

за земельные участки государственных, коллективных и фермерских хозяйств, занятые молодыми садами, ягодниками и виноградниками до вступления их в пору плодоношения, а также гибридными насаждениями, генофондовыми коллекциями и рассадниками многолетних плодовых насаждений.

Вместе с тем, сельские, поселковые и городские советы могут устанавливать дополнительные льготы по плате за землю за счет средств, зачисляемых на их специальные бюджетные счета.

3.Использование земли в Украине является платным. Плата за землю взимается согласно Закону Украины "О плате за землю", которым определены ее порядок и сроки уплаты, ставки земельного налога, льготы по плате за землю и т. п.

Плательщиками этой платы являются собственники земли и землепользователи, в том числе арендаторы, то есть юридические и физические лица, которым земля передана в собственность или предоставлена в пользование, в том числе на условиях аренды.

Согласно ст. 22 Земельного кодекса Украины приступать к использованию земельного участка, в том числе на условиях аренды, до установления границ этого участка в натуре (на местности) и получения документа, удостоверяющего право собственности или пользования, запрещается. Основными документами, подтверждающими площадь налогооблагаемого земельного участка, являются государственный акт на право собственности или постоянного пользования им и договор об аренде земельного участка.

Пунктом 6 Постановления Верховной Рады Украины от 18.12.90 г. "О земельной реформе" предусмотрено, что граждане, предприятия, учреждения и организации, имеющие в пользовании земельные участки, предоставленные им до введения в действие Земельного кодекса Украины, должны до 01.01.98 г. оформить право собственность или право пользования землей. По истечении указанного срока ранее предоставленное право пользования земельным участком утрачивается.

Поскольку инвентаризация земли в Украине не завершена, не все граждане, предприятия, учреждения и организации оформили право собственности или право пользования землей. Предусматривается продолжение сроков оформления соответствующих документов, удостоверяющих это право.

При этом отсутствие государственного акта, удостоверяющего право собственности или пользования земельным участком, не может быть основанием для неуплаты земельного налога, ввиду того, что использование земли в Украине является платным. При его отсутствии площадь земельного участка подтверждается выпиской из земельно-кадастровой книги. Вместе с тем, ст. 13 Закона Украины от 19.09.96 г. N 378/96-ВР "О плате за землю" определено, что основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра, который согласно п. 2 "Положения о порядке ведения государственного земельного кадастра", утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 12.01.93 г. N15, с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Украины от 30.01.97 г. N 99, включает данные регистрации права собственности, права пользования землей и договоров на аренду земли, учета количества и качества земель, бонировки почвы, зонирования территорий населенных пунктов, экономической и денежной оценки земель.

4.Ранее Законом Украины "О местных советах народных депутатов и местном и региональном самоуправлении" было предусмотрено, что решение совета вступает в силу с момента принятия, если не установлен другой срок его введения. Однако после принятия Верховной Радой Украины 21.05.97 г. Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" решения органов местного самоуправления согласно ст. 56 вступают в силу со дня их официального обнародования, если советом не установлен более поздний срок введения этого решения в действие. Поэтому налоговые органы имеют право требовать уплату местных налогов и сборов только после вступления в силу решения органа местного самоуправления о внедрении платежа.

5.Пунктом 21 Правил торговли на рынках, утвержденных приказом Министерства внешних экономических связей и торговли Украины от 12.03.96 г. N157 и зарегистрированных в Минюсте Украины 25.03.96 г. под N 138/1163, предусмотрено, что рыночный сбор не взимается с сельскохозяйственных предприятий, предприятий торговли, общественного питания, кооперативов, граждан, заключивших с дирекцией рынка договора на аренду помещений и других стационарных пунктов торговли. Согласно п. 3 ст. 15 Закона Украины от 18.02.97 г. N 77/97-ВР "О системе налогообложения" по местным налогам и сборам, в частности по рыночному сбору, механизм взимания и порядок уплаты устанавливаются сельскими, поселковыми и городскими советами. Согласно ст. 1 Закона Украины "О системе налогообложения" и ст. 18 Декрета Кабинета Министров Украины от 20.05.93 г. N 56-93 "О местных налогах и сборах" органам местного самоуправления предоставлено право вводить льготные налоговые ставки или освобождать от уплаты местных налогов и сборов определенные категории плательщиков.

Согласно разъяснению Высшего арбитражного суда Украины от 25.12.96 г. N 01 - 3/431 п. 21 указанных Правил по сути предоставлены дополнительные льготы относительно уплаты рыночного сбора предприятиям, арендующим помещения на рынках. При этом к компетенции Министерства внешних экономических связей и торговли Украины предоставление льгот относительно уплаты местных налогов и сборов действующим законодательством не отнесено. К тому же, рыночный сбор зачисляется в бюджет органов местного самоуправления, а арендная плата поступает арендодателю.

По этому поводу ГНА Украины обратилась в Генеральную прокуратуру Украины с просьбой на основании Закона Украины "О прокуратуре", в порядке надзора за соблюдением требований законов, опротестовать п. 21 Правил торговли на рынках как противоречащий действующему законодательству.

Согласно протесту Генеральной прокуратуры Украины от 17.12.97 г. N 7-496 исх.-97 действие п. 21 Правил торговли на рынках приостановлено как противоречащее требованиям действующего законодательства.

Учитывая это, лица, арендующие торговые места на рынках, должны уплачивать рыночный сбор на общих основаниях, если другое не предусмотрено решением соответствующего органа местного самоуправления.

6.До введения в действие Закона Украины от 19.03.96 г. N 93/96-ВР "О режиме иностранного инвестирования" (т. е. до 25.04.96 г.) существующие предприятия с иностранными инвестициями в соответствии со ст. 31 Декрета Кабинета Министров Украины от 20.05.93 г. N 55-93 "О режиме иностранного инвестирования" освобождались на пять лет от уплаты установленных законодательными актами Украины новых видов налогов в случае если органом местного самоуправления этот платеж не был внедрен до даты принятия указанного Декрета. Поскольку согласно ст. 26 указанного Закона Декрет утратил действие, предприятия с иностранными инвестициями должны уплачивать коммунальный налог на общих основаниях, если другое не предусмотрено соответствующим решением органа местного самоуправления.

7.Действующим законодательством не предусмотрена льгота относительно уплаты коммунального налога предприятиями, не осуществляющими хозяйственной деятельности. В случае если они не освобождены от уплаты этого платежа органом местного самоуправления, то должны уплачивать коммунальный налог на общих основаниях.

8.Всоответствии со ст. 15 Декрета Кабинета Министров Украины от 20.05.93 г. N 56-93 "О местных налогах и сборах" коммунальный налог взимается с юридических лиц, кроме бюджетных учреждений и организаций, планово-дотационных и сельскохозяйственных предприятий. При этом согласно ст. 18 указанного Декрета органы местного самоуправления имеют право вводить льготные налоговые ставки или освобождать от уплаты соответствующего платежа определенные категории плательщиков и предоставлять отсрочку в его уплате. Что касается источника уплаты коммунального налога, то он уплачивается за счет средств общественной организации.

9.Сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг является местным налогом, установленным ст. 15 Закона Украины от 18.02.97 г. N 77/97- ВР "О системе налогообложения". Порядок взимания местных налогов и сборов определен Декретом Кабинета Министров Украины от 20.05.93 г. N 56- 93 "О местных налогах и сборах".

Статьей 17 этого Декрета определен порядок взимания сбора за выдачу разрешения на размещение объектов торговли. Поскольку после внесения изменений в Закон Украины "О системе налогообложения" ст. 17 Декрета не была изменена, вопрос относительно определения механизма исчисления и уплаты сбора в данное время остается не урегулированным.

10.Планово-дотационные предприятия не являются плательщиками коммунального налога. Поэтому автотранспортное предприятие, если оно получает такую дотацию из городского бюджета, уплачивать коммунальный налог не должно.

11.В соответствии с Инструкцией Министерства промышленности Украины о порядке выдачи субъектам предпринимательской деятельности лицензий на сбор, заготовку, переработку, куплю и продажу лома и отходов цветных и черных металлов, утвержденной приказом Лицензионной палаты при Минэкономики от 25.12.95 г. N 5-ЛП, лицензированию не подлежит деятельность граждан и юридических лиц, связанных с продажей на правах собственника технологических отходов, бытового и промышленного лома, цветных и черных металлов, если они образовались в хозяйствах граждан, предприятий, организаций и учреждений. Таким образом, фермерское хозяйство, основным видом деятельности которого является производство сельскохозяйственной продукции, если оно является собственником технологических отходов металлолома, образовавшегося в процессе деятельности хозяйства, имеет право на безлицензионную продажу металлолома.

12.Согласно ст. 4 Закона Украины от 07.02.91 г. N 698-XII "О предпринимательстве", Положением о порядке выдачи субъектам предпринимательской деятельности специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 17.05.94 г. N316, и Инструкцией о порядке выдачи лицензий на осуществление торговой деятельности в сфере оптовой, розничной торговли и общественного питания по реализации продовольственных и непродовольственных товаров, утвержденной приказом Лицензионной палаты при Минэкономики Украины и МВЭСторга Украины от 08.10.96 г. N ЛП-34/652 и зарегистрированной в Минюсте Украины 11.10.96 г. под N 597/1622, субъектам предпринимательской деятельности для осуществления торговой деятельности в сфере розничной торговли и общественного питания по реализации продовольственных товаров (кроме алкогольных напитков и табачных изделий) нужно получать соответствующие лицензии.

Лицензия выдается отдельно на розничную торговлю продовольственными товарами и на торговую деятельность в сфере общественного питания по реализации продовольственных товаров.

В заявлении на получение лицензии необходимо указать перечень территориально отделенных объектов, на которых будет осуществляться заявленная деятельность.

Таким образом, для осуществления розничной торговли продовольственными товарами (в данном случае - хлебобулочными изделиями в киосках) необходимо приобретать лицензию на право осуществления розничной торговли продовольственными товарами, а также копии лицензии на каждый киоск с указанием его местонахождения. Копии лицензии выдаются бесплатно.

Действие лицензии на торговую деятельность в сфере розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами собственного производства распространяется на всю территорию Украины.

13.Согласно ст. 4 Закона Украины от 07.02.91 г. "О предпринимательстве" без специального разрешения (лицензии), выдаваемой Кабинетом Министров Украины или уполномоченным им органом, не может осуществляться торговая деятельность в сфере оптовой, розничной торговли и общественного питания по реализации продовольственных и непродовольственных товаров, алкогольных напитков, табачных изделий.

Порядок выдачи лицензий на право оптовой и розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 13.05.96 г. N 493 "О Временном порядке выдачи лицензий на право импорта, экспорта, оптовой торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями и розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями".

Порядок выдачи лицензий на осуществление торговой деятельности в сфере оптовой, розничной торговли и общественного питания по реализации продовольственных и непродовольственных товаров утвержден приказом Лицензионной палаты при Минэкономики Украины и МВЭСторга Украины от 08.10.96 г. N ЛП-34/652 "О Порядке выдачи лицензий на осуществление торговой деятельности в сфере оптовой, розничной торговли и общественного питания по реализации продовольственных и непродовольственных товаров".

Порядок занятая торговой деятельностью утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.95 г. N108 "О Порядке занятая торговой деятельностью и правила торгового обслуживания населения". Правила розничной торговли алкогольными напитками утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 30.07.96 г. N 854.