Увага! Це є застаріла редакція документа. На останню редакцію

ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ

ЗАКОН

О Национальном совете Украины по вопросам
телевидения и радиовещания

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Украины, Законом Украины "О телевидении и радиовещании" и иными законодательными актами Украины определяет правовые принципы деятельности Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания (далее - Национальный совет), его статус, компетенцию, полномочия, функции и порядок их осуществления.

Раздел I

Общие положения

Статья 1. Статус Национального совета Украины по вопросам
телевидения и радиовещания

Национальный совет является конституционным постоянно действующим вневедомственным государственным органом, подотчетным Верховной Раде Украины и Президенту Украины.

Национальный совет создается в целях обеспечения свободы слова и массовой информации, прав и законных интересов потребителей (телезрителей и радиослушателей), производителей и распространителей массовой звуковой, визуальной, аудиовизуальной информации и данных, разработки и осуществления государственной политики лицензирования телерадиовещания, рационального использования природно ограниченного радиочастотного ресурса государства, реализации и контроля за соблюдением законодательства Украины в сфере телевидения и радиовещания.

Национальный совет действует в интересах общества и является самостоятельным в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины и законами Украины.

Национальный совет является юридическим лицом, имеет свою печать со своим наименованием и изображением Государственного Герба Украины.

Статья 2. Основные задачи Национального совета

Основными задачами Национального совета являются:

защита прав граждан на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений, предусмотренных Конституцией Украины, законодательными актами в сфере аудиовизуальных средств массовой информации;

обеспечение выполнения телерадиоорганизациями требований действующего законодательства Украины в сфере телевидения и радиовещания, рекламы, авторского права и смежных прав и контроль за его соблюдением;

участие в реализации государственной политики в сфере телевидения и радиовещания;

разработка и осуществление государственной политики лицензирования телерадиовещания;

контроль за формированием, рациональным размещением и выполнением государственного заказа Национальной телекомпании Украины, Национальной радиокомпании Украины и другим телерадиоорганизациям;

обеспечение государственной поддержки аудиовизуальных средств массовой информации Украины в их становлении и развитии;

рассмотрение в установленном порядке заявлений телерадиоорганизаций на получение лицензий;

выдача на конкурсной основе лицензий на вещание, кабельное вещание, ретрансляцию, проводовое (кабельное) вещание; контроль за соблюдением телерадиоорганизациями условий лицензии;

гармоническое распределение и контроль за эффективным использованием радиочастотного ресурса государства исходя из интересов общества, личности и национальных телерадиоорганизаций;

применение в пределах своих полномочий мер административного характера в отношении телерадиоорганизаций - нарушителей действующего законодательства Украины;

содействие деятельности и развитию национальных телерадиопроизводителей и объединяющих их организаций в их становлении и развитии, создании национальной конкурентоспособной продукции и освоении новых рынков ее реализации, вхождению Украины в мировое информационное пространство;

осуществление государственной регистрации аудиовизуальных средств массовой информации (телерадиоорганизаций) как субъектов информационной деятельности;

недопущение монополизации аудиовизуальных средств массовой информации;

защита телерадиоорганизаций от давления властных структур, а также политических, религиозных, финансовых и экономических кругов общества;

прогнозирование включения отечественных аудиовизуальных средств массовой информации в мировое информационное пространство, их перехода к международным (европейским) стандартам и содействие этому;

анализ развития телекоммуникационной ситуации в стране и в мире, разработка и представление предложений по совершенствованию действующего законодательства о телевидении и радиовещании;

содействие сбалансированному наполнению телерадиоканалов информационными, культурологическими, просветительскими и развлекательными программами;

организация социологических исследований о популярности и качестве созданных телерадиоорганизациями (телерадиопроизводителями) Украины программ и передач;

организация повышения профессионального уровня работников аппарата Национального совета и телерадиоорганизаций;

содействие телерадиоорганизациям в организации и проведении конкурсов культурно-просветительских передач по определению лучших оригинальных передач и содействие телерадиоорганизациям в разработке и реализации программной политики, отвечающей национальным интересам Украины;

организация проведения научно-технических, технологических и иных исследований по проблемам деятельности аудиовизуальных средств массовой информации и содействие их техническому развитию;

поддержка контактов с аналогичными учреждениями других стран, специализирующихся в сфере аудиовизуальных средств массовой информации;

анализ предложений и замечаний телезрителей и радиослушателей о деятельности телерадиоорганизаций Украины, разработка и принятие соответствующих мер;

определение порядка использования телерадиоорганизациями Украины европейских и иных зарубежных программ в соответствии с международными нормами и действующим законодательством Украины.

Обеспечение в соответствии с мировыми стандартами развития, качественного состояния телевидения и радиовещания, роста профессионального, художественного, морально-этического, эстетического и экологообразовательного уровня программ и передач телерадиоорганизаций, защита национальной безопасности Украины в информационной сфере является приоритетом деятельности Национального совета.

Статья 3. Законодательство Украины о Национальном совете

Национальный совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Украины, Законом Украины "О телевидении и радиовещании", настоящим Законом, иными актами законодательства.

Статья 4. Принципы деятельности Национального совета

Деятельность Национального совета основывается на принципах законности, идеологического и политического плюрализма, соблюдения общепризнанных норм морали, гласности, коллегиальности, объективности, научности и компетентности, соблюдения международных обязательств Украины в сфере информационного обмена, полноты и всестороннего рассмотрения дел и обоснованности принятых им решений.

Национальный совет не может уполномочить члена Национального совета, аппарат Национального совета либо любое иное формирование или лицо выполнять функции, возложенные на Национальный совет.

Раздел II

Состав национального совета и порядок
его формирования

Статья 5. Состав Национального совета

Национальный совет состоит из восьми лиц:

четыре члена Национального совета назначаются Верховной Радой Украины и четыре члена Национального совета - Президентом Украины.

Полномочия члена Национального совета начинаются с момента его назначения и продолжаются четыре года, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Одно и то же лицо не может быть членом Национального совета более чем два срока подряд.

Статья 6. Назначение членов Национального совета Верховной
Радой Украины

Верховная Рада Украины назначает членов Национального совета путем голосования.

Предложения в отношении кандидатур на должность членов Национального совета вносит Председатель Верховной Рады Украины по представлению соответствующего комитета Верховной Рады Украины с учетом предложений депутатских групп (фракций) Верховной Рады Украины и объединений граждан.

Назначенными на должности членов Национального совета считаются кандидаты, набравшие при рейтинговом голосовании наибольшее число голосов народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады Украины. Если несколько кандидатов набрали одинаковое число голосов, превышающее необходимое число членов Национального совета, в отношении этих кандидатов проводится повторное рейтинговое голосование.

По результатам голосования Председателем Верховной Рады Украины подписываются постановления о назначении членов Национального совета.

Статья 7. Назначение членов Национального совета Президентом
Украины

Президент Украины проводит консультации с Премьер-министром Украины и руководителями соответствующих министерств в отношении кандидатур на должность членов Национального совета.

Назначенным на должность члена Национального совета Президентом Украины считается лицо, о назначении которого издан соответствующий указ Президента Украины.

Статья 8. Ротация членов Национального совета

По представлению Председателя Верховной Рады Украины или Президента Украины осуществляется ротация части состава членов Национального совета.

Одновременной ротации могут подлежать лишь два члена Национального совета от части состава Национального совета, назначенной Верховной Радой Украины, и два члена Национального совета от части состава Национального совета, назначенной Президентом Украины.

Статья 9. Член Национального совета

Члены Национального совета назначаются из числа квалифицированных специалистов в области журналистики, юриспруденции, телерадиовещания, управления, представителей науки, культуры, искусства.

Членом Национального совета может быть назначен гражданин Украины, не достигший на момент назначения общеустановленного пенсионного возраста и владеющий государственным языком Украины.

На членов Национального совета распространяется правовой статус государственных служащих.

Должность члена Национального совета относится к первой категории государственного служащего.

Все члены Национального совета с момента назначения работают в Национальном совете на постоянной основе.

Член Национального совета по поручению председателя Национального совета осуществляет подготовку вопросов на его рассмотрение и обязан принимать участие во всех заседаниях Национального совета и исполнять обязанности, возложенные на него Национальным советом.

Член Национального совета имеет право:

предлагать включить в повестку дня заседания Национального совета вопросы, относящиеся к компетенции Национального совета;

выступать на заседаниях Национального совета и высказывать предложения по обсуждаемым вопросам;

осуществлять контроль за деятельностью телерадиоорганизаций в соответствии с действующим законодательством Украины.

За членом Национального совета по истечении срока его полномочий, а также в случае их досрочного прекращения по личному заявлению об отставке сохраняется право на возвращение на прежнюю должность, а в случае невозможности этого (ликвидация предприятия, учреждения, организации, сокращение должности или численности работников и т.п.) - право на предоставление Государственной службой занятости другой равноценной работы с его согласия.

Время выполнения членом Национального совета своих полномочий засчитывается в общий, непрерывный стаж работы по специальности.

Статья 10. Досрочное прекращение полномочий члена
Национального совета

Полномочия члена Национального совета досрочно прекращаются в случае:

подачи личного заявления об отставке;

прекращения гражданства Украины;

нарушения им требований, предусмотренных статьей 11 настоящего Закона;

вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении его;

невозможности исполнять свои обязанности по состоянию здоровья в течение шести и более месяцев;

признания его в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;

ротации;

злоупотребления служебным положением;

выражения недоверия Верховной Радой Украины назначенному ею члену Национального совета или Президентом Украины назначенному им члену Национального совета.

Национальный совет может поставить перед Верховной Радой Украины или Президентом Украины вопрос о досрочном прекращении полномочий члена Национального совета в случае, если член Национального совета не принимает участия в заседаниях Национального совета без уважительных причин в течение двух месяцев.

Полномочия члена Национального совета прекращаются в случае его смерти.

В случае досрочного прекращения полномочий члена Национального совета соответственно Верховная Рада Украины или Президент Украины в месячный срок назначают нового члена Национального совета.

Статья 11. Требования к члену Национального совета

Члены Национального совета на время исполнения своих служебных обязанностей не могут занимать какие-либо должности в государственных и негосударственных органах, организациях, учреждениях и на предприятиях, получать вознаграждения и разовые гонорары за другую работу, кроме научной и творческой, быть учредителями (соучредителями) телерадиоорганизаций.

Члены Национального совета прекращают членство в политических партиях, не могут иметь представительский мандат, принимать участие в какой-либо политической деятельности.

Не может быть членом Национального совета гражданин, имеющий судимость за совершение умышленного преступления, если эта судимость не погашена и не снята в установленном законодательством порядке.

Не допускается членство в Национальном совете пайщика или акционера теле- или радиовещательной компании.

Назначение члена Национального совета возможно лишь при условии подписания им обязательства о том, что его личные интересы не могут вступать в конфликт с принципами деятельности Национального совета.

Статья 12. Председатель Национального совета

Председатель Национального совета избирается тайным голосованием членами Национального совета по общему представлению Верховной Рады Украины и Президента Украины.

Кандидатуру председателя Национального совета письменно согласовывают Президент Украины и Председатель Верховной Рады Украины.

Если в течение месяца с начала функционирования Национального совета или с появлением вакансии на должность председателя Национального совета не предложена согласованная кандидатура на должность председателя Национального совета или председатель Национального совета не избран в соответствии с частью первой настоящей статьи, кандидатура на должность председателя Национального совета определяется рейтинговым голосованием в Верховной Раде Украины или Президентом Украины при непринятии решения в установленный срок Верховной Радой Украины.

Председатель Национального совета:

организует деятельность Национального совета и его аппарата;

осуществляет руководство подготовкой вопросов к рассмотрению;

вносит на рассмотрение Национального совета вопросы повестки дня;

председательствует на заседаниях Национального совета;

созывает внеочередные заседания Национального совета по требованию Верховной Рады Украины, Президента Украины, по собственной инициативе или по требованию не менее трех членов Национального совета;

представляет Верховной Раде Украины и Президенту Украины ежегодный отчет о деятельности Национального совета;

представляет Национальный совет в органах государственной власти и местного самоуправления и в отношениях с физическими и юридическими лицами в Украине и за границей;

издает приказы и распоряжения, не противоречащие решениям Национального совета;

подписывает совместно с ответственным секретарем решения Национального совета;

подписывает лицензии на телерадиовещание;

представляет Украину в международных организациях по вопросам, касающимся телевидения и радиовещания;

принимает участие в заседаниях Кабинета Министров Украины, Государственной комиссии по вопросам связи и радиочастот и Совета регионов по вопросам, касающимся телевидения и радиовещания;

заключает соглашения с физическими и юридическими лицами для обеспечения деятельности Национального совета;

осуществляет иные полномочия и функции в соответствии с действующим законодательством Украины и регламентом Национального совета.

Председатель Национального совета может требовать от любой телерадиоорганизации Украины предоставления материалов, документов и другой информации, необходимой для осуществления контроля за соблюдением телерадиоорганизациями требований действующего законодательства Украины и условий лицензии.

Председатель Национального совета подотчетен Национальному совету.

Председатель Национального совета является распорядителем бюджетных ассигнований на содержание и обеспечение деятельности Национального совета и, на основании решений Национального совета, внебюджетных средств, иных средств, поступивших на счет Национального совета из источников, не запрещенных действующим законодательством.

Увольнение председателя Национального совета в течение срока его полномочий осуществляется:

по собственному желанию;

в случае принятия соответствующего решения Национальным советом;

по решению соответственно Верховной Рады Украины на основании представления Президента Украины;

в случае совершения им преступления или грубого нарушения служебных обязанностей;

в связи с невозможностью исполнения обязанностей по состоянию здоровья.

При наличии письменного заявления председателя Национального совета он может быть освобожден от занимаемой должности, что не лишает его полномочий члена Национального совета.

Досрочное прекращение полномочий председателя Национального совета осуществляется:

по собственному желанию, с чем письменно согласились Верховная Рада Украины и Президент Украины;

по инициативе соответственно Председателя Верховной Рады Украины от имени Верховной Рады Украины или Президента Украины;

в случаях, предусмотренных статьей 11 настоящего Закона.

В случае прекращения полномочий председателя Национального совета выборы на эту должность осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Не допускается избрание председателя и первого заместителя председателя Национального совета из состава членов Национального совета, назначенных только Верховной Радой Украины или только Президентом Украины.

Статья 13. Первый заместитель, заместитель председателя
Национального совета и ответственный секретарь
Национального совета

Первый заместитель, заместитель председателя и ответственный секретарь Национального совета избираются из числа членов Национального совета путем тайного голосования на срок их полномочий в соответствии с основными направлениями деятельности Национального совета.

Первый заместитель замещает председателя Национального совета в случае его отсутствия или невозможности осуществлять им свои полномочия.

Заместитель замещает председателя и первого заместителя председателя Национального совета в случае их отсутствия или невозможности осуществления ими своих обязанностей.

Первый заместитель, заместитель председателя и ответственный секретарь Национального совета подотчетны Национальному совету.

При наличии просьбы первого заместителя, заместителя председателя или ответственного секретаря Национального совета и в случаях, предусмотренных статьями 10 и 11 настоящего Закона, они могут быть освобождены от занимаемых должностей.

В случае прекращения полномочий первого заместителя, заместителя председателя или ответственного секретаря Национального совета выборы на эти должности осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Статья 14. Представительства (представители) Национального
совета в областях (регионах)

В целях координации деятельности местных телерадиоорганизаций и обеспечения исполнения законодательства Украины в области телевидения и радиовещания, нормативных актов Национального совета в Автономной Республике Крым, областях Украины, городах Киеве и Севастополе создаются представительства Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания.

Представительства Национального совета в областях (регионах) возглавляет представитель Национального совета в области (регионе).

Представитель Национального совета представляет интересы Национального совета в области (регионе).

Представители Национального совета в областях (регионах) назначаются на должность на конкурсной основе решением Национального совета по представлению его председателя путем тайного голосования по списку в порядке, установленном Национальным советом, сроком на три года с дальнейшим продолжением контракта.

Представитель Национального совета в области (регионе) является государственным служащим и не может занимать любую другую оплачиваемую должность, быть учредителем (соучредителем) телерадиоорганизаций, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской и творческой.

Представитель Национального совета в области (регионе) должен быть гражданином Украины, иметь высшее образование, владеть государственным языком Украины и быть специалистом в сфере телерадиоинформационных отношений.

Положение о представительствах (представителе) в области (регионе) принимается Национальным советом.

Статья 15. Аппарат Национального совета

В целях осуществления систематического анализа состояния телерадиоинформационного пространства Украины, развития телевидения и радиовещания, практики исполнения телерадиоорганизациями действующего законодательства Украины в сфере телерадиовещания, подготовки аналитических, информационных и других материалов, проектов актов Национального совета, систематической проверки исполнения нормативных актов субъектами телерадиоинформационных отношений Украины создается аппарат Национального совета.

Аппарат Национального совета осуществляет организационное и материально-техническое обеспечение деятельности Национального совета.

Права, обязанности и ответственность работников аппарата Национального совета определяются Законом Украины "О государственной службе" и положением об аппарате Национального совета, которое принимается Национальным советом.

Прекращение полномочий членов Национального совета не является основанием для расторжения трудовых соглашений с работниками аппарата Национального совета.

Аппарат Национального совета возглавляет ответственный секретарь, избираемый из числа членов Национального совета.

Основными структурными подразделениями Национального совета являются: секретариат; областные (региональные) представительства; юридическая, лицензионная, научно-техническая, контрольно-аналитическая и радиочастотная службы.

В соответствии с организационно-правовым уровнем Национального совета и функциями, возложенными на него настоящим Законом, категории должностей работников аппарата Национального совета приравниваются к должностям работников аппарата Верховной Рады Украины, Администрации Президента Украины, аппарата Кабинета Министров Украины.

Статья 16. Рабочие группы Национального совета

Национальный совет может создавать рабочие группы и комиссии под руководством членов Национального совета для подготовки проектов решений по вопросам, отнесенным к их компетенции, группы экспертов, консультантов с привлечением на договорной основе ученых и специалистов (в том числе из иностранных государств) для выполнения задач, возложенных на Национальный совет, которые утверждаются Национальным советом.

Положение о рабочих группах принимается Национальным советом.

Раздел III

Компетенция, полномочия и функции
Национального совета

Статья 17. Компетенция Национального совета

К компетенции Национального совета относится:

контроль за соблюдением законодательства в области телевидения и радиовещания Украины;

участие в реализации государственной политики в сфере телевидения и радиовещания и концепции развития телерадиоинформационного пространства Украины;

обеспечение прав граждан и защита интересов национальных телерадиопроизводителей.

Статья 18. Государственная политика в отношении телевидения и
радиовещания

Национальный совет принимает участие в реализации государственной политики в области телевидения и радиовещания, которая определяется законами Украины.

Национальный совет разрабатывает и осуществляет государственную политику по лицензированию телерадиовещания.

Статья 19. Концепция развития телерадиоинформационного
пространства Украины

Национальный совет принимает участие в разработке концепции развития телерадиоинформационного пространства Украины, координирует эту разработку и обеспечивает ее реализацию.

Статья 20. Международная деятельность Национального совета
в сфере телевидения и радиовещания

Национальный совет по согласованию с Верховной Радой Украины и Президентом Украины принимает участие в заключении межгосударственных соглашений, разработке международных проектов и программ, а также осуществляет сотрудничество с государственными органами и неправительственными организациями по вопросам телевидения и радиовещания.

Статья 21. Нормативные документы (акты) Национального
совета

Национальный совет в соответствии с действующим законодательством Украины в пределах своих полномочий принимает решения, разрабатывает положения, правила и инструкции, организует и контролирует их выполнение, издает рекомендации.

Национальный совет обобщает практику применения законодательства по вопросам, входящим в его компетенцию, разрабатывает предложения по его совершенствованию, принимает участие в разработке предложений к проектам актов законодательства, регулирующих вопросы телерадиоинформационных отношений, и вносит их в установленном порядке.

Национальный совет в пределах своих компетенции и полномочий принимает решения, регламентирующие организацию его внутренней работы в соответствии с действующим законодательством Украины.

Национальный совет может совместно с органами государственной исполнительной власти издавать совместные акты.

Решения Национального совета, принятые в пределах его полномочий, обязательны для органов местной власти и самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и граждан.

Положения, правила и инструкции, разработанные и утвержденные решением Национального совета в пределах его компетенции, обязательны для выполнения телерадиоорганизациями.

Исключение составляют положения, правила и инструкции, которые утверждаются или согласовываются в порядке, установленном настоящим Законом и Законом Украины "О телевидении и радиовещании".

Статья 22. Порядок лицензирования телерадиовещания

Национальный совет выдает телерадиоорганизациям на конкурсной основе лицензии на вещание, кабельное вещание, ретрансляцию, проводовое (кабельное) вещание и время вещания.

Порядок выдачи лицензий определяется Законом Украины "О телевидении и радиовещании" и положением о порядке лицензирования телерадиовещания, которое разрабатывается Национальным советом и подлежит регистрации в Министерстве юстиции Украины.

Положение о порядке лицензирования телерадиовещания публикуется в средствах массовой информации.

Лицензия Национального совета является единственным и достаточным документом, предоставляющим телерадиоорганизации право вещания согласно условиям, указанным в лицензии. Телерадиоорганизации не подлежат иным специальным регистрациям, кроме регистрации в качестве субъекта хозяйственной деятельности, предусмотренной действующим законодательством Украины, и регистрации в качестве субъекта информационной деятельности, предусмотренной настоящим Законом и Законом Украины "О телевидении и радиовещании".

Каждая телерадиоорганизация Украины вносится в Государственный реестр телерадиоорганизации Украины.

Статья 23. Порядок использования каналов вещания

Использование каналов вещания определяется исключительно законами.

Национальный совет разрабатывает правила использования каналов вещания в соответствии с действующим законодательством Украины и международными нормативно-правовыми актами, ратифицированными Украиной.

Правила использования каналов вещания публикуются в средствах массовой информации.

Статья 24. Организация проведения конкурса на получение лицензии

Национальный совет разрабатывает и утверждает положение об условиях конкурса на получение лицензии и публикует его в средствах массовой информации.

Статья 25. Государственный реестр телерадиоорганизаций Украины
и единый банк данных телерадиоорганизаций Украины

Национальный совет самостоятельно ведет Государственный реестр телерадиоорганизаций Украины и создает единый банк данных телерадиоорганизаций Украины.

Правила ведения Государственного реестра телерадиоорганизаций Украины и единого банка данных телерадиоорганизаций Украины определяются Национальным советом.

Статья 26. Правила документирования, формирования, учета и
хранения временного архива и архивного фонда
телерадиоорганизаций

Национальный совет определяет правила документирования, формирования, учета и хранения копий (записей) переданных программ и передач, временного архива и архивного фонда телерадиоорганизаций в соответствии с действующим законодательством Украины.

Статья 27. Стандарты, тарифы и расценки

Национальный совет определяет:

стандарты и нормы технического качества телерадиопрограмм и оборудования;

размеры денежного (лицензионного) сбора за выдачу лицензий, которые перечисляются в Государственный бюджет Украины и указываются в нем отдельной строкой и используются в соответствии с возложенными на Национальный совет настоящим Законом задачами на развитие отечественного телевидения и радиовещания в порядке, определенном Национальным советом по согласованию с Министерством финансов Украины согласно действующему законодательству Украины;

максимально предельные тарифы на аренду технических средств вещания;

минимальные уровни расценок за рекламу, распространяемую по общенациональным и общественному каналам вещания по согласованию с Министерством финансов Украины.

Национальный совет устанавливает по согласованию с Министерством финансов Украины предельные размеры расценок за рекламу, распространяемую по общенациональным и общественному каналам вещания.

Национальный совет выдает лицензии на ретрансляцию программ и передач иностранных телерадиоорганизаций.

Финансирование социально важных телерадиопрограмм национальных телерадиопроизводителей и объединяющих их организаций осуществляется за счет средств лицензионного фонда Национального совета.

Статья 28. Распределение полос радиочастот

Национальный совет координирует с Главным управлением по вопросам радиочастот при Кабинете Министров Украины распределение полос радиочастот, выделенных для телерадиовещания, создание и использование радиочастотных средств вещания.

Национальный совет в пределах распределенных полос радиочастот осуществляет надзор за соблюдением установленного порядка использования радиочастотного спектра, радиоэлектронных средств и систем кабельного телевидения, норм радиоизлучения и допустимых индустриальных помех радиоприему.

Статья 29. Национальный архив и музей телевидения и
радиовещания Украины

Национальный совет создает и содержит Национальный архив и музей телевидения и радиовещания Украины.

Положение о Национальном архиве и музее телевидения и радиовещания Украины утверждается Национальным советом.

Статья 30. Наблюдательные и контрольные функции Национального совета

Национальный совет осуществляет контроль (надзор) за:

соблюдением действующего законодательства в области телевидения и радиовещания субъектами правоотношений Украины;

соблюдением телерадиоорганизациями условий лицензии;

распределением и эффективным использованием радиочастотного ресурса для нужд телерадиовещания;

соблюдением телерадиоорганизациями требований действующего законодательства Украины об иностранном инвестировании;

соблюдением телерадиоорганизациями порядка вещания во время выборов и референдумов;

соблюдением стандартов и норм технического качества телерадиопрограмм;

соблюдением телерадиоорганизациями действующего законодательства Украины о рекламе, авторском праве и смежных правах, государственном языке, спонсорской деятельности.

Статья 31. Ежегодный отчет Национального совета о своей
деятельности

Национальный совет ежегодно, не позднее 1 ноября, представляет Верховной Раде Украины и Президенту Украины отчет о своей деятельности.

Ежегодный отчет Национального совета должен быть передан Верховной Раде Украины не позднее чем за 15 дней до его рассмотрения на заседании Верховной Рады Украины.

В случае неутверждения ежегодного отчета Национального совета Верховной Радой Украины и Президентом Украины рассматривается вопрос о выражении недоверия председателю Национального совета или всему его составу, что влечет их отставку.

В случае отставки председателя Национального совета в связи с выражением ему недоверия досрочно прекращаются его полномочия как члена Национального совета.

До избрания нового председателя Национального совета исполнение его обязанностей возлагается на первого заместителя председателя Национального совета.

Национальный совет, отставка которого принята Верховной Радой Украины и Президентом Украины, по их поручению продолжает исполнять свои обязанности до назначения нового состава Национального совета.

Ежегодный отчет Национального совета, утвержденный Верховной Радой Украины и Президентом Украины, подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации.

Статья 32. Права Национального совета и применяемые им санкции

Национальный совет имеет право:

осуществлять проверку деятельности телерадиоорганизаций относительно условий и порядка использования каналов вещания;

получать от всех телерадиоорганизаций документы, сведения и положения об их деятельности в соответствии с действующим законодательством Украины, а также ежегодное аудиторское заключение о хозяйственной деятельности;

рассматривать дела о нарушении телерадиоорганизациями действующего законодательства Украины и условий, указанных в лицензии, и, в зависимости от тяжести нарушения, повторяемости и степени потенциальной опасности, принимать по результатам рассмотрения следующие меры наказания:

объявлять предупреждение (срок для исправления нарушений - не более одного календарного месяца);

применять штрафные санкции (норма применяется после вынесенной ранее меры наказания; размер штрафа не может превышать 25 процентов размера денежного (лицензионного) сбора, уплаченного соответствующей телерадиоорганизацией); штраф не налагается, если после выявленного нарушения прошло больше года; доходы от штрафа поступают в Государственный бюджет Украины;

временно (сроком до двух месяцев) приостанавливать действие лицензии (применяется после вынесенной ранее меры наказания, кроме случаев нарушения требований части второй статьи 2 Закона Украины "О телевидении и радиовещании");

подавать в суд дела о лишении лицензии телерадиоорганизаций, если телерадиоорганизация после вынесенного предупреждения и одной из указанных мер наказания продолжает нарушать действующее законодательство и условия, указанные в лицензии;

передавать дела о нарушении законодательства о телевидении и радиовещании на рассмотрение прокуратуры, суда и арбитражного суда.

Национальный совет разрабатывает и организует выполнение мер, направленных на предупреждение нарушения законов о телевидении и радиовещании.

Решение Национального совета о применении санкций к телерадиоорганизациям может быть обжаловано в судебном порядке.

Раздел IV

Обеспечение прав телезрителей и радиослушателей
и защита национальных телерадиопроизводителей

Статья 33. Обеспечение прав телезрителей и радиослушателей

Национальный совет в пределах своих полномочий обеспечивает права телезрителей и радиослушателей, предусмотренные действующим законодательством Украины.

Телезрители и радиослушатели имеют право обращаться в Национальный совет с советами, предложениями, замечаниями и жалобами.

Национальный совет обязан в определенный законодательством срок дать адресату аргументированный ответ.

Национальный совет ежемесячно должен осуществлять анализ советов, предложений, замечаний и жалоб граждан о деятельности телерадиоорганизаций и принимать практические меры для выяснения сути проблем и преодоления недостатков в удовлетворении потребностей граждан на получение необходимой им информации.

Национальный совет систематически информирует граждан Украины о своей деятельности в газетах "Голос України, "Урядовий кур'єр" и других средствах массовой информации.

Национальный совет организует проведение исследований аудитории или иные социологические исследования по проблемам развития телевидения и радиовещания, а также опрос аудитории о популярности и качестве созданных телерадиоорганизациями программ или передач.

Статья 34. Защита интересов национальных
телерадиопроизводителей

Национальный совет осуществляет защиту интересов национальных телерадиопроизводителей в соответствии с действующим законодательством Украины.

Национальный совет содействует привлечению иностранного инвестирования в национальное телерадиопроизводство Украины.

Национальный совет организует проведение творческих семинаров, направленных на улучшение деятельности телерадиоорганизаций, оказывает консультативную помощь.

Раздел V

Организация деятельности национального совета

Статья 35. Регламент Национального совета

Внутренние вопросы деятельности Национального совета, порядок делопроизводства, требования к аппарату Национального совета и правила внутреннего распорядка определяются регламентом Национального совета, утверждаемым Национальным советом.

Статья 36. Заседания Национального совета

Исключительно на заседаниях Национального совета рассматриваются вопросы:

обсуждения проектов законов и иных нормативных актов и разработка предложений по совершенствованию действующего законодательства Украины в сфере телевидения и радиовещания;

утверждения регламента Национального совета, положений, рекомендаций, правил и инструкций;

утверждения ежегодного отчета о деятельности Национального совета;

выдачи лицензий на вещание, лицензий на ретрансляцию, лицензий на кабельное вещание, лицензий на проводовое вещание;

применения предупреждений, временного приостановления действия лицензии и представления в суд дел об аннулировании лицензии в случае нарушения телерадиоорганизациями действующего законодательства Украины, условий лицензии;

планирования работы Национального совета;

утверждения штатного расписания аппарата Национального совета и положений о его структурных подразделениях;

внесения телерадиоорганизаций в Государственный реестр телерадиоорганизаций Украины;

определения размера денежного (лицензионного) сбора за лицензии;

определения стандартов и норм технического качества телерадиопрограмм;

определения максимально предельных тарифов на аренду технических средств вещания;

определения предельных размеров расценок за рекламу, распространяемую по общенациональным и общественному каналам вещания;

определения порядка использования средств, которые хранятся на текущем счету "Суммы по доверенности" Национального совета.

Все заседания Национального совета, на которых рассматриваются вопросы лицензирования или применения санкций (наказания), являются открытыми и проводятся при условии, обеспечивающем присутствие всех заинтересованных сторон, указанных влекущей повестке дня заседания.

Решение Национального совета считается принятым, если протокол с этим решением был подписан в ходе заседания всеми членами Национального совета, принимавшими участие в голосовании.

Заседание Национального совета является правомочным, если на нем присутствуют не менее шести членов Национального совета.

Раздел VI

Финансирование и взаимодействие с органами
государственной власти

Статья 37. Финансирование и материально-техническое
обеспечение Национального совета

Финансирование, обеспечение транспортными и материально-техническими средствами Национального совета и его представительств в областях (регионах) осуществляются за счет средств Государственного бюджета Украины и за счет средств, поступающих на текущий счет "Суммы по доверенности" Национального совета в пределах 20 процентов суммы, поступившей за год.

Суммы расходов на финансирование Национального совета отражаются в Государственном бюджете Украины отдельной строкой.

Статья 38. Запрет на вмешательство в деятельность
Национального совета

Любое вмешательство в деятельность Национального совета не допускается и влечет ответственность согласно действующему законодательству Украины.

Статья 39. Взаимодействие Национального совета с другими
органами государственной власти

Национальный совет в своей деятельности взаимодействует с органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления и их структурами, а также с соответствующими органами иностранных государств.

Органы государственной исполнительной власти, органы местного самоуправления и их структуры, все телерадиоорганизации, независимо от форм собственности, обязаны руководствоваться нормативными актами Национального совета в части деятельности телерадиоорганизации и предоставлять по письменному решению Национального совета информацию, документы и материалы, необходимые Национальному совету для исполнения своих обязанностей.

Статья 40. Местонахождение Национального совета

Местонахождением Национального совета является город Киев.

Раздел VII

Заключительные положения

Статья 41. Заключительные положения

Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования. Кабинету Министров Украины в трехмесячный срок привести действующее законодательство Украины в соответствие с настоящим Законом.

Президент Украины Л. КУЧМА

г. Киев, 23 сентября 1997 года
N 538/97-ВР