КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 декабря 1997 г. N 1352
г.Киев
( Постанова втратила чинність на підставі Постанови КМ
N 825 від 17.05.99 )
О дополнительных мерах по
реализации молодежной жилищной политики
Всоответствии со статьей 10 Закона Украины "О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине" Кабинет Министров Украины ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Положение о порядке предоставления льготного долгосрочного государственного кредита молодым семьям и одиноким молодым гражданам на строительство (реконструкцию) жилья (прилагается).
2. Утвердить состав рабочей группы по вопросам подготовки проектов законов и иных нормативно-правовых актов по внедрению кредитно-финансового механизма для решения жилищной проблемы молодежи (прилагается).
Предоставить руководителю рабочей группы право в случае необходимости привлекать в установленном порядке к подготовке соответствующих нормативно-правовых актов работников центральных и местных органов исполнительной власти, научных учреждений и общественных организаций.
3. Министерству финансов, Министерству экономики, Министерству по делам семьи и молодежи во время доработки проекта Государственного бюджета Украины на 1998 год в комитетах Верховной Ради Украины проработать вопросы о:
возможности выделения 30 млн. гривень для предоставления льготного долгосрочного государственного кредита молодым семьям и одиноким молодым гражданам на строительство (реконструкцию) жилья;
внесении дополнений в подраздел "Молодежные программы" раздела "Социальная защита и социальное; обеспечение" в отношении содержания исполнительных органов фонда содействия молодежному жилищному строительству.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министра Кабинета Министров Украины Толстоухова А.В.
Премьер-министр Украины В.ПУСТОВОЙТЕНКО
Утверждено
постановлением Кабинета Министров Украины
от 3 декабря 1997 г. N 1352
Положение
о порядке предоставления
льготного долгосрочного государственного кредита молодым семьям и одиноким молодым
гражданам на строительство (реконструкцию) жилья
Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Украины "О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине".
Общие положения
1. Термины, которые употребляются в настоящем Положении, имеют следующее значение:
банк-агент (далее - банк) - банк Украины, который обслуживает кредит в процессе строительства (реконструкции) жилья для заемщика и возврат его заемщиком в соответствии с отдельным соглашением, заключенным с Фондом,
исполнительная дирекция фонда (далее - дирекция) - орган, обеспечивающий работу, связанную со строительством (реконструкцией) жилья для молодых семей и одиноких молодых граждан;
процентная ставка за пользование кредитом - три процента годовых суммы кредитной задолженности;
застройщик - молодежный жилищный комплекс, член Всеукраинской ассоциации "Укрмолодежжилье", который строит жилье в соответствии с соглашением с заемщиком;
кредит - сумма средств, выделяемая заемщику для финансирования строительства (реконструкции) жилья сроком до 30 лет с процентной ставкой три процента годовых и подлежащая возврату в бюджет на определенных условиях;
кредитные ресурсы - средства, определенные в государственном бюджете и местных бюджетах для предоставления кредита заемщику;
кредитное соглашение - соглашение, заключенное Фондом и банком с одной стороны и заемщиком - с другой. Такое соглашение определяет условия предоставления кредита заемщику, погашения заемщиком задолженности за кредит и уплаты процентов за пользование им, а также перехода права собственности на построенное (реконструированное) жилье, хозяйственные помещения;
региональное отделение Фонда - его структурное подразделение, которому Фонд делегирует часть своих полномочий и прав в отношениях с юридическими и физическими лицами в процессе строительства (реконструкции) жилья для заемщика;
фонд содействия молодежному жилищному строительству при Минсемьямолодежи (далее - фонд) - распорядитель средств, выделенных для кредитования заемщика.
2. Правом на получение льготного долгосрочного (до 30 лет) государственного кредита пользуются молодые семьи и одинокие молодые граждане (далее - заемщики), которые в соответствии с законодательством признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, а именно:
молодая семья, в которой возраст мужа и жены не превышает 28 лет;
неполная семья, в которой мать (отец) в возрасте до 28 лет включительно имеет несовершеннолетних детей;
одинокие молодые граждане, возраст которых не превышает 28 лет.
3. Кредитование строительства (реконструкции) жилья для молодых семей и одиноких молодых граждан, предусмотренное настоящим Положением, является прямым, адресным (целевым), возвратным и осуществляется в пределах средств, предусмотренных в государственном бюджете (такие средства могут предусматриваться также в местных бюджетах на соответствующий год).
4. Финансирование строительства (реконструкции) жилья за счет кредита начинается банком по письменному распоряжению дирекции при условии предъявления застройщиком следующих документов:
утвержденного архитектурно-планировочного задания (АПЗ) на стройку в целом или на ее пусковой комплекс (многоэтажный жилой дом или его секцию) либо строительного паспорта на строительство (реконструкцию) индивидуального жилого дома усадебного типа;
соглашения между застройщиком и заемщиком на строительство (реконструкцию) жилья за счет кредита при наличии в кредитном соглашении поручения заемщика Фонду о предоставлении последнему права распоряжаться средствами заемщика и контроля за их целевым использованием.
5. Определенные в Положении условия предоставления кредита не распространяются на граждан Украины, которые получают на строительство (реконструкцию) жилья кредиты или банковские займы с льготами за счет бюджетных средств в соответствии с иными законодательными и нормативными актами.
6. Фонд на стадии формирования показателей проекта бюджета на следующий год определяет объем (потребность) в средствах для кредитования заемщиков за счет государственного и местных бюджетов.
7. Обобщенные данные з отношении объема средств для предоставления заемщику кредита из государственного бюджета в установленном порядке представляются Минфину и Минэкономики. Аналогичные данные по кредитованию за счет местных бюджетов представляются соответственно Совету министров Автономной Республики Крым. областным, Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям.
8. Минфин, Минэкономики при формировании показателей государственного бюджета на основании расчетов, представленных фондом, предусматривают в нем объемы кредитования заемщиков с выделением их в бюджетной классификации отдельной строкой.
9. Предусмотренные государственным бюджетом средства для предоставления кредита с поквартальным их распределением Минфин перечисляет Фонду как распорядителю кредита на его счет в Главном управлении Государственного казначейства.
10. Главное управление Государственного казначейства перечисляет средства на соответствующие субсчета Фонда в региональных отделениях казначейства.
11. По распоряжениям Фонда региональные отделения Главного управления Государственного казначейства направляют средства в районные и городские отделения казначейства.
12. Районные и городские отделения Главного управления Государственного казначейства перечисляют средства в соответствующие отделения банка в объемах, определенных Фондом для предоставления кредита заемщикам по спискам, согласованным с органами местного самоуправления.
13. Органы местного самоуправления на уровне области, района, города, поселка городского типа, села всячески содействуют заемщику в жилищном строительстве в соответствии с условиями настоящего Положения, для чего принимают решения о привлечении средств местного бюджета для предоставления кредит) заемщикам при условии контроля фондом их использования в рамках программ, предусмотренных постановлением Кабинета Министров Украины от 28 октября 1996 г. N 1300.
14. Страхование средств кредита осуществляется банком в соответствии с законодательством.
15. Право получения льготного кредита предоставляется заемщику только один раз.
Условия кредитования молодых семей и
одиноких молодых граждан - заемщиков для строительства (реконструкции) жилья
16. Предоставление кредита осуществляется при условии:
нахождения заемщика на очереди на получение жилья по месту регистрации постоянного места жительства (прописки);
проживания в сельских населенных пунктах и пребывания на работе на сельскохозяйственных предприятиях всех форм собственности, перерабатывающих и обслуживающих предприятиях агропромышленного комплекса, функционирующих в сельской местности, в учреждениях и организациях социальной сферы села (при условии отсутствия собственного жилья, перенаселения или аварийного состояния жилья);
подтверждения заемщиком перед Фондом и банком платежеспособности и согласия взрослых членов семьи на участие в финансировании взносов на погашение кредита;
внесения на счет банка 5 процентов стоимости строительства (реконструкции) жилья. Указанную сумму заемщик может внести частями в сроки, предусмотренные условиями кредитного соглашения.
17. Кредит предоставляется банком по месту постоянного жительства (прописки) заемщика з размере не более 95 процентов стоимости строительства (реконструкции) жилья на момент заключения кредитного соглашения на срок до 30 пет с процентной ставкой в размере трех процентов годовых.
18. Заемщику, имеющему одного ребенка, предоставляется беспроцентный кредит; заемщику, имеющему двух детей, кроме того погашается 25 процентов суммы предоставленного кредита: заемщику, имеющему трех детей, - 50 процентов суммы предоставленного кредита.
19. Заемщикам, которые проживают в построенном (реконструированном) жилье в сельской местности, после окончания строительства (реконструкции) погашается 25 процентов суммы кредита, определенного для уплаты, дополнительно к льготам, предусмотренным пунктом 18 настоящего Положения, и при условии их постоянной работы в сельскохозяйственном производстве, перерабатывающей и обслуживающих отраслях агропромышленного комплекса, функционирующих в сельской местности, социальной сфере села и органах местного самоуправления.
20. В соответствии с изменениями статуса и состава семьи заемщика условия предоставления льгот или прекращения действия льгот согласно пунктам 18 и 19 настоящего Положения начинают действовать с даты подтверждения таких изменении документом установленного образца (нотариально заверенная копия), который заемщик в месячный срок обязан представить в дирекцию или региональное отделение Фонда.
21. Сумма кредита исчисляется исходя из нормы 21 кв. метр общей площади жилья на одного члена семьи заемщика и дополнительно 10 кв. метров на семью, а стоимость строительства (реконструкции) одного квадратного метра общей площади жилья не должна превышать определенную среднестатистическую его цену в населенном пункте или регионе, где строится жилье.
22. Стоимость строительства (реконструкции) дополнительной площади жилья и дополнительную стоимость строительства (реконструкции) одного квадратного метра в случае превышения указанных норм заемщик оплачивает за собственный счет в сроки, определенные кредитным соглашением.
23. Стоимость реконструкции одного квадратного метра жилья не может превышать определенной среднестатистической стоимости одного квадратного метра нового строительства жилья в населенном пункте или регионе. Дополнительные средства вносятся заемщиком в сроки, определенные кредитным соглашением.
24. Заемщикам, которые проживают в сельской местности, как исключение, разрешается сооружать дома усадебного типа и надворные хозяйственные помещения собственными силами.
25. Сумма кредита может изменяться в соответствии с изменениями стоимости строительства одного квадратного метра жилья, возникшими за период строительства. В связи с этим выполняются дополнительные расчеты и вносятся изменения в кредитное соглашение.
Порядок оформления и выдачи кредита
26. Выдача кредита на строительство (реконструкцию) жилья осуществляется на основании кредитного соглашения, которое заключается Фондом и банком с одной стороны, и заемщиком с другой, на основе расчетов суммы кредита для заемщика и подтверждения права заемщика на получение кредита.
27. Изменения условий кредитного соглашения и дополнения к нему оформляются дополнительным соглашением между сторонами и являются неотъемлемой частью кредитного соглашения.
28. Для осуществления расчетов по определению суммы кредита заемщику и подтверждения права на его получение заемщик представляет в дирекцию или региональное отделение Фонда следующие документы:
заявление на имя председателя правления Фонда на получение кредита;
для граждан, проживающих в городах и поселках городского типа, справку о сроке нахождения на квартирном учете;
справку о составе семьи (форма 3);
копию свидетельства о браке, паспортные данные;
копию свидетельства о рождении ребенка:
документы, необходимые для определения платежеспособности заемщика (справку с места работы заемщика и членов его семьи с указанием дохода, полученного за предыдущие 12 месяцев, декларацию о доходах), документы, подтверждающие другие доходы и расходы заемщика;
справку из бюро технической инвентаризации о наличии (или отсутствии) частного жилья;
выписку из решения органов местного самоуправления об отводе земельного участка и разрешение на застройку (для заемщиков, которые строят дома усадебного типа и хозяйственные помещения собственными силами).
29. Решение о предоставлении заемщику кредита для строительства (реконструкции) жилья принимает дирекция на основании представленных документов в срок не более одного месяца с даты регистрации заявления заемщика.
30. Общая очередь заемщиков на получение кредита формируется в Фонде или его региональных отделениях по мере регистрации заявлений.
31. В случае отказа в предоставлении кредита дирекция или региональное отделение фонда в месячный срок в письменной форме уведомляет об этом заемщика с обоснованием причин отказа.
32. На основании заключенного кредитного соглашения по распоряжению Фонда средства для предоставления кредита перечисляются Главным управлением Государственного казначейства с казначейского счета Фонда на соответствующий казначейский субсчет Фонда в регионах с последующим перечислением по распоряжению дирекции или регионального отделения Фонда соответствующим отделениям банка на отдельный счет "Средства бюджета для предоставления государственного кредита", который открывается на балансовом счете N740 "Средства долгосрочного кредитования за счет бюджета".
33. После поступления средств банк в течение трех банковских дней открывает заемщику депозитный счет в соответствии с представленным дирекцией списком, уведомив об этом дирекцию или региональное отделение фонда в трехдневный срок.
34. Выдача средств заемщика застройщику осуществляется банком с балансового счета N 778 "Государственным предприятиям, организациям, коллективным сельскохозяйственным предприятиям, переселенцам, членам садовых товариществ и населению на строительство (реконструкцию) жилых домов" в порядке безналичного расчета.
35. Срок использования кредита обусловливается в кредитном соглашении и не должен превышать нормативного срока строительства (реконструкции) жилья со дня первой выплаты банком застройщику средств на строительство (реконструкцию).
36. Финансирование застройщика осуществляется исключительно в безналичном порядке учреждениями банка по распоряжению дирекции или регионального отделения Фонда ежеквартально. Авансирование строительства (реконструкции) жилья осуществляется на уровне не более 50 процентов квартального объема работ.
37. фонд осуществляют оперативный контроль за целевым использованием кредита заемщика. За допущенную задержку выдачи кредита учреждения банка уплачивают штраф за каждый день задержки согласно кредитному договору и законодательству.
38. Оформление, учет и контроль операции по предоставлению и обслуживанию кредита ведется учреждением банка, Фондом, застройщиком и органами Главного управления Государственного казначейства в соответствии с законодательством и соответствующими нормативными актами.
Порядок погашения кредита
и возмещения расходов на его обслуживание
39. Погашение кредита и уплата процентов за пользование им начинается заемщиком через месяц с даты подписания государственной комиссией акта о вводе в эксплуатацию жилого помещения.
40. В соответствии с условиями кредитного соглашения заемщику на период уплаты финансовых обязательств выдаются в установленном порядке соответствующие документы на право проживания его семьи в построенном (реконструированном) жилом помещении.
41. Размер ежеквартального платежа для погашения кредита и уплаты процентов за пользование им определяются дирекцией или региональным отделением фонда и банком путем деления суммы кредита на количество (число) кварталов уточненного срока его предоставления с учетом требований пунктов 18, 19, 25 настоящего Положения. Этот расчет оформляется как приложение к кредитному соглашению и в течение 15 дней после даты подписания государственной комиссией акта о вводе в эксплуатацию здания выдается заемщику.
42. Погашение кредита и уплата процентов за пользование им проводится в определенном банке равными частями ежеквартально до 15 числа месяца, наступающего за отчетным периодом.
43. В течение одного банковского дня банк перечисляет указанные средства в государственный бюджет через районное (городское) отделение Главного управления Государственного казначейства на единый казначейский счет с извещением Фонда о внесенных суммах средств в течение 5 дней со дня перечисления.
44. Не внесенные своевременно платежи перечисляются на счет просроченных займов. За просроченные платежи с заемщика взыскивается пеня в размере, который устанавливаются кредитным соглашением.
45. Средства от погашения кредита, проценты за пользование им и пеня перечисляются в доход бюджета на соответствующий счет.
46. По желанию заемщика может предусматриваться досрочное погашение кредита. Учреждения банка не имеют права препятствовать в предоставлении заемщику права на досрочное погашение кредита и уплату процентов за пользование им.
47. В случае несвоевременного перечисления средств из государственного бюджета финансирование строительства (реконструкции) жилья осуществляется за счет кредитных ресурсов. Для этого фонд резервирует 15 процентов кредитных ресурсов на собственном казначейском счете с обязательным освоением их в определенный период финансирования.
48. Фонд до 25 числа месяца, наступающего за отчетным кварталом, анализирует объем выполненных работ по строительству (реконструкции) жилья, после чего дирекция Фонда направляет в Минфин отчет об использовании кредитных ресурсов.
49. Учреждения банка ежемесячно до 20 числа сообщают Фонду и соответствующим финансовым органам об объемах выданного кредита нарастающим итогом, представляют список получателей, указывают срок погашения кредита, а также информируют о расходах, связанных с предоставлением и обслуживанием кредита.
50. Минфин и органы местного самоуправления по представленных фондом расчетам на возмещение расходов в соответствии с пунктами 18 и 19 настоящего Положения уменьшают размер возврата заемщиками средств за предоставленные кредиты.
51. Расходы на обслуживание кредита и мероприятия по подготовке соответствующих расчетов и пакета документов при предоставлении льгот в соответствии с пунктами 18 и 19 настоящего Положения финансируются за счет кредитных ресурсов в размере трех процентов суммы кредита и перечисляются Главным управлением Государственного казначейства на казначейский счет Фонда одновременно с перечислением средств кредита на строительство (реконструкцию) жилья для заемщиков. В случае предоставления кредита семье, имеющей несовершеннолетних детей, или одинокому молодому гражданину указанные расходы уплачиваются банку за счет собственных средств заемщика. Распределение этих средств между банком и фондом обусловливается кредитным соглашением.
Условия перехода права собственности на построенное
(реконструированное) за счет кредита жилье
и хозяйственные помещения
52. Кредитным соглашением определяются условия перехода права собственности заемщику на построенное (реконструированное) жилье, хозяйственные помещения.
53. До получения права собственности на построенное (реконструированное) жилье и хозяйственные помещения заемщик пользуется и владеет ими без права отчуждения.
Право собственности на построенное (реконструированное) жилье и хозяйственные помещения переходит к заемщику после полного выполнения им срочных финансовых обязательств по кредиту и уплаты процентов за пользование им.
54. Факт выполнения заемщиком финансовых обязательств в соответствии с требованиями пункта 53 настоящего Положения оформляется соответствующим трехсторонним актом участников кредитного соглашения.
55. В соответствие с требованиями пункта 54 настоящего Положения акт дает заемщику право получения свидетельства установленного образца на право собственности на построенное (реконструированное) жилье и хозяйственные помещения.
56. В случае невыполнения заемщиком условий кредитного соглашения Фонд и учреждения банка осуществляют меры по взысканию задолженности и другие действия, предусмотренные условиями кредитного соглашения.
57. В случае отказа заемщика от погашения кредита на любом этапе действия кредитного соглашения последнее расторгается в порядке, определенном кредитным соглашением. При этом в соответствии с условиями кредитного соглашения заемщику возвращается взнос в размере 5 процентов стоимости строительства (реконструкции) жилья и средства, которые он выплатил в порядке возврата кредита.
58. После расторжения кредитного соглашения Фонд имеет право заключить кредитное соглашение с другим заемщиком, который принимает на себя обязательства по дальнейшему погашению кредита с учетом части, уплаченной предыдущим заемщиком вместе со взносом в размере 5 процентов стоимости строительства (реконструкции) жилья.
59. Должностные лица, допустившие нарушение условий настоящего Положения, несут ответственность в соответствии с законодательством.
60. В случае представления заемщиком для получения кредита и предоставления предусмотренных настоящим Положением льгот документов, которые содержат недостоверные данные, к нему применяются санкции. предусмотренные законодательством.
Утверждено
постановлением Кабинета Министров Украины
от 3 декабря 1997 г. N 1352
Состав рабочей группы по вопросам подготовки
проектов законов и иных нормативно-правовых актов по внедрению кредитно-финансового
механизма для решения жилищной проблемы молодежи
ГУСАКОВ Владимир Николаевич - председатель Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики, руководитель рабочей группы
ГРИЩЕНКО Владимир Александрович - председатель правления Государственного фонда содействия молодежному жилищному строительству при Минсемьямолодежи, заместитель руководителя рабочей группы
БЫКОВСКИЙ Владимир Трофимович - заместитель Министра по делам семьи и молодежи.
БОРЗЫХ Александр Иванович - народный депутат Украины (с согласия)
ДРОНЬ Анатолий Андреевич - народный депутат Украины (с согласия)
ЗАВАЛЬНАЯ Инна Игоревна - начальник управления гражданского права Минюста
КИЗИМ Николай Александрович - докторант Харьковского государственного университета, заместитель председателя совета Харьковского акционерного коммерческого земельного банка
КОЛБУШКИН Юрий Петрович - начальник управления финансов, транспорта, связи и сферы услуг Минфина
ЛОТОЦКИЙ Орест Богданович - начальник отдела экономики жилищного и коммунального хозяйства Минэкономики
ОМЕЛЬЧУК Валерий Алексеевич - председатель совета Всеукраинской ассоциации "Укрмолодежжилье" (с согласия)
СОЛЯНИК Тамара Николаевна - заместитель Председателя Национального агентства по реконструкции и развитию
ТЫЧИНА Виктор Григорьевич - заместитель председателя правления Ипотечного банка (с согласия)
ШИМКОВ Иван Степанович - заместитель заведующего отделом Кабинета Министров Украины