Практические рекомендации по инвестированию за пределы Украины

Интернационализация экономической и финансовой жизни, открытие границ движению капиталов создают новые перспективы для экономического развития предприятий.

Экспорт капиталов является одним из видов внешнеэкономической деятельности, которым могут заниматься в Украине субъекты этой деятельности. Закон Украины "О внешнеэкономической деятельности" от 16 апреля 1991 года определяет экспорт капитала как вывоз за пределы Украины капитала в любой форме (валютных средств, продукции, услуг, работ, прав интеллектуальной собственности и других неимущественных прав) с целью получения прибыли от производственной и других форм хозяйственной деятельности.

Приобретая за границей основные фонды, нематериальные активы, корпоративные права и ценные бумаги, человек или предприятие осуществляет зарубежную инвестицию. Заниматься такой деятельностью можно только при соблюдении определенных правил, установленных действующим законодательством.

В соответствии с украинским законодательством инвестировать за границу можно как имущественные права и имущество, так и валютные ценности.

Инвестирование имущественных ценностей

Указом Президента Украины "Об инвестировании имущественных ценностей резидентами за пределами Украины" от 13 сентября 1995 года установлено, что резиденты могут инвестировать имущественные ценности за границу Украины с целью:

- внесения в уставные фонды предприятий, созданных за границей;

- закрепления за филиалами, представительствами и другими обособленными подразделениями для выполнения возложенных на них задач.

Исключением из числа имущественных ценностей, которые можно инвестировать, является сырье, комплектующие изделия и запасные части, товары народного потребления. Не могут также инвестироваться товары, которые в соответствии с действующим законодательством отнесены к высоколиквидным и относительно которых предусмотрено лицензирование, квотируемые или специальный режим.

Инвестируемые имущественные ценности подлежат оценке в иностранной конвертируемой валюте, но только на основании цен международных рынков.

Этим Указом предусмотрена возможность продажи инвестированных имущественных ценностей (это тот же экспорт товаров, но несколько нестандартный). При этом выручка в иностранной валюте, полученная в результате их продажи, подлежит зачислению на счета резидентов в уполномоченных банках в сроки выплаты задолженности, указанные в контрактах, но не позднее 90 дней с момента подписания акта или другого документа, удостоверяющего продажу ценностей. Если же этот срок будет нарушен, к резиденту будет применена санкция (хотя в Указе об этом ничего не упоминается и вполне возможны варианты) в размере 0,3 процента за каждый день просрочки от суммы неполученной выручки в иностранной валюте, пересчитанной в гривни по обменному курсу НБУ на день возникновения задолженности (Закон Украины "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте" от 23 сентября 1994 года).

Инвестирование имущественных ценностей за пределы Украины подлежит лицензированию. Выдачу индивидуальных лицензий на проведение такого инвестирования осуществляет МВЭСторг Украины. Согласно Положению о порядке выдачи индивидуальных лицензий на осуществление резидентами имущественных инвестиций за пределами Украины, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 19 февраля 1996 года, для получения таких лицензий резиденты представляют МВЭСторгу следующие документы:

- письмо-обращение с обоснованием необходимости осуществления имущественных инвестиций за пределы Украины;

- нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности в случае, если юридическое или физическое лицо является таковым;

- нотариально заверенную копию учредительных документов юридического лица (устава, учредительного договора, положения);

- согласия соответствующих органов государственной исполнительной власти или другого уполномоченного органа, если за пределы Украины инвестируется имущество, которое находится в государственной собственности;

- справку банковского учреждения, в котором открыт счет резидента;

- документы, подтверждающие стоимость имущественных ценностей в иностранной конвертируемой валюте на основании цен международных рынков;

- расчет сроков, необходимых для реализации имущественных инвестиций за пределами Украины;

- документ, подтверждающий внесение платы за выдачу индивидуальной лицензии;

- документы, свидетельствующие о регистрации (создании) предприятия, филиала, представительства, другого обособленного подразделения в стране местонахождения (выписка из торгового, банковского реестра и др.), и их учредительные документы (устав, учредительный договор, положение и др.). Эти документы должны быть нотариально заверены по месту их выдачи, переведены на украинский язык и легализованы в консульском учреждении Украины, если международными договорами, в которых принимает участие Украина, не предусмотрено другое. Указанные документы могут быть также заверены в посольстве соответствующего государства в Украине и легализованы в МИД Украины.

МВЭСторг должен рассматривать представленные документы не более 15 рабочих дней, после чего принимается решение о выдаче резиденту индивидуальной лицензии или об отказе в ее выдачи. Основанием для отказа в выдаче индивидуальной лицензии является:

- представление документов, свидетельствующих о намерении резидента осуществить имущественную инвестицию, которая не может быть предметом инвестирования в соответствии с требованиями вышеназванного Указа;

- обнаружение в представленных документах недостоверной информации;

- несоответствие представленных документов требованиям законодательства Украины;

- возбуждение против заявителя дела о банкротстве;

- запрещения или ограничения относительно иностранных инвестиций, предусмотренные законодательством страны, куда должны будут инвестироваться имущественные ценности.

Срок действия индивидуальной лицензии определяется МВЭСторгом исходя из необходимых для осуществления имущественных инвестиций за пределами Украины сроков.

Таможенное оформление имущественных ценностей, которые инвестируются за пределами Украины, проводится только при наличии выданной индивидуальной лицензии. К тому же резидент должен знать и учитывать, что Государственная таможенная служба ежеквартально представляет НБУ, МВЭСторгу, Минстату и ГНАУ сведения об оформленных таможенных декларациях по выданным лицензиям.

Резиденты, получившие лицензию, обязаны осуществить декларирование имущественных ценностей путем представления НБУ уведомления о фактически инвестированных имущественных ценностях. Второй экземпляр уведомления с соответствующей отметкой НБУ представляется резидентом МВЭСторгу. Кроме этого, резиденты, инвестирующие имущественные ценности за пределы Украины, обязаны представлять ГНАУ декларацию с указанием в ней всех поступлений в иностранной валюте, полученных в результате инвестирования. Второй экземпляр декларации с соответствующей отметкой ГНАУ представляется резидентом МВЭСторгу.

Инвестирование валютных ценностей

Что касается инвестирования валютных ценностей за границу, то в этом случае необходимо руководствоваться не вышеназванным Указом (его действие не распространяется на инвестирование валютных ценностей за пределы Украины), а Декретом Кабинета Министров Украины "О системе валютного регулирования и валютного контроля" от 19 февраля 1993 года. Им предусмотрена возможность проведения инвестирования за границу, в том числе путем приобретения ценных бумаг. Однако это опять же разрешено делать только при наличии индивидуальной лицензии. Если операция будет проведена без лицензии, то к резиденту Национальным банком может быть применена штрафная санкция в размере инвестированных валютных средств, пересчитанных в гривни по обменному курсу НБУ на день осуществления такой операции.

В соответствии с Инструкцией НБУ "Об условиях предоставления Национальным банком Украины индивидуальных лицензий на осуществление инвестиций за пределы Украины" от 5 января 1994 года резиденты могут осуществлять инвестиции за пределы Украины путем:

- участия в предприятиях, которые создаются совместно с иностранными юридическими и физическими лицами;

- приобретения пая в действующих иностранных предприятиях или приобретения в собственность действующих иностранных предприятий целиком;

- создания за границей предприятий, полностью принадлежащих украинским инвесторам, а также открытия за границей филиалов и других обособленных подразделений;

- приобретения движимого и недвижимого имущества, других имущественных прав, а также любых прав интеллектуальной собственности;

- приобретения за границей и в Украине акций, облигаций, других ценных бумаг иностранных государств, фирм, банков и др., выраженных в иностранной валюте, за исключением ценных бумаг и корпоративных прав, полученных физическими лицами - резидентами как подарок или наследство;

- в других формах, которые прямо не запрещены действующим законодательством Украины и страны инвестиций.

Этой Инструкцией определено, что право на получение индивидуальной лицензии имеют резиденты Украины - юридические лица, а также физические лица, зарегистрированные как предприниматели в соответствии с Законом Украины "О предпринимательстве" от 7 февраля 1991 года. Однако в Декрете Кабинета Министров Украины "О системе валютного регулирования и валютного контроля" этот список (хотя и не явно) значительно длиннее, в частности, за счет обыкновенных физических лиц.

Инвестиции в денежной форме за границу должны осуществляться резидентами исключительно в безналичной форме.

Учет валютных средств, которые находятся за пределами Украины в виде инвестиций, а также доходов от иностранных инвестиций ведется резидентами на соответствующих счетах бухгалтерского учета (например, 52, 58 и т.д.).

Национальный банк своей Инструкцией от 24 декабря 1993 года "О порядке предоставления индивидуальных лицензий на осуществление инвестиций за пределы Украины" утвердил перечень документов, необходимых для рассмотрения ходатайств резидентов о получении индивидуальных лицензий. Резиденты представляют региональным управлениям НБУ следующие документы:

1) письмо-обращение на имя Председателя Правления НБУ с указанием цели и суммы инвестиции;

2) нотариально заверенную копию свидетельства о регистрации резидента юридического лица;

3) нотариально заверенные копии устава и учредительного договора резидента - юридического лица;

4) нотариально заверенное свидетельство о регистрации резидента физического лица как предпринимателя;

5) Согласие соответствующего министерства или ведомства на осуществление резидентом инвестиции за границу (для' государственных предприятий и организаций);

6) заключение регионального подразделение валютного контроля НБУ и налоговой администрации об отсутствии нарушений резидентом действующего валютного и налогового законодательства;

7) легализованные документы:

- копию свидетельства о регистрации нерезидента в стране инвестиций;

- копию устава и учредительного договора предприятия-нерезидента;

- копию законодательства конкретной страны о режиме иностранных инвестиций;

8) справку уполномоченного банка о наличии валютного счета резидента и наличии заявленной суммы собственных средств на нем для осуществления инвестиции;

9) нотариально заверенную справку аудиторской организации о финансовом положении резидента на последнюю отчетную дату;

10) расчеты окупаемости (экономическое обоснование проекта);

11) справку уполномоченного банка о названии банка нерезидента и его местонахождении, реквизиты расчетного счета, на который осуществляется перевод валютных средств.

Инвесторы должны также обратить внимание на разъяснение НБУ от 27 октября 1994 года N 19019/2542. Им, в частности, предусмотрено, что в случае приобретения за пределами Украины движимого или недвижимого имущества, имущественных прав или прав интеллектуальной собственности резиденты дополнительно представляют в региональные управления НБУ легализованные копии договоров о приобретении указанного имущества или прав интеллектуальной собственности. Кроме этого, в случае приобретения за пределами Украины иностранных ценных бумаг, перечисленных в статье 1 Декрета Кабинета Министров Украины "О системе валютного регулирования и валютного контроля", резиденты дополнительно представляют в региональные управления НБУ легализованные копии проспектов эмиссии ценных бумаг, утвержденных уполномоченным органом страны эмитента.

Основанием для отказа в выдаче индивидуальной лицензии на осуществление инвестиции за границу могут быть:

1) неудовлетворительное финансовое положение резидента;

2) отсутствие заключения или негативное заключение регионального управления НБУ;

3) решения соответствующих органов о невозможности или экономической либо геополитической нецелесообразности осуществления инвестиций резидентами в конкретную страну;

4) запрещения или ограничения относительно иностранных инвестиций, предусмотренные действующим законодательством конкретной страны;

5) отсутствие в законодательстве страны инвестиций правовых гарантий относительно-неприкосновенности иностранных инвестиций и беспрепятственности их репатриации;

6) состояние платежного баланса Украины как в целом, так и в разрезе отдельных стран;

7) другие основания, предусмотренные действующим законодательством Украины.

При отсутствии оснований для отказа Национальный банк должен выдать резиденту лицензию на осуществление инвестиции за границу. Однако в данном случае необходимо всех предостеречь, так как п.2.5 упомянутой Инструкции говорит о том, что в случае изменения валютного законодательства Украины НБУ имеет право пересмотреть условия индивидуальной лицензии, которая предоставлена резиденту.

Если у резидента уже стоит вопрос о реинвестировании полученной прибыли, то он должен учитывать, что в соответствии с разъяснением НБУ от 2 ноября 1994 года N 19010/2589 перед тем как реинвестировать валютные средства за пределами Украины, Национальный банк должен рассмотреть, по сути дела, заново все документы, предусмотренные Инструкцией НБУ от 24 декабря 1993 года "О порядке предоставления индивидуальных лицензий на осуществление инвестиций за пределы Украины".

Налоговые аспекты

Рассматривая вопрос о целесообразности осуществления инвестирования за границу, резидент должен учитывать различные налоговые аспекты такой операции.

Последней редакцией Закона Украины "О системе налогообложения" от 18 февраля 1997 года установлено, что сумма дохода или прибыли, полученной юридическими лицами, их филиалами, отделениями за границей, включается в совокупную сумму дохода (прибыли), которая подлежит налогообложению в Украине, и учитывается при определении размера налога. Подтверждая это положение, Закон Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 22 мая 1997 года вместо термина "совокупная сумма дохода (прибыли)" применяет "валовой доход", в который включается общая сумма дохода налогоплательщика от всех видов деятельности, полученного (начисленного) в течение отчетного периода в денежной, материальной или нематериальной формах как на территории Украины, ее континентальном шельфе, исключительной (морской) экономической зоне, так и за ее пределами. Сумма налогов на прибыль, полученную из иностранных источников, которые уплачены субъектами предпринимательской деятельности за границей, зачисляется во время уплаты ими налога на прибыль в Украине. При этом зачислению подлежит сумма налога, рассчитанная по правилам, установленным Законом Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий".

Размер зачисленных сумм налога на прибыль из иностранных источников в течение налогового периода не может превышать суммы налога, подлежащей уплате в Украине таким резидентом - плательщиком налога на прибыль в течение такого периода.

Обязательно резиденту следует обратить внимание на то, что зачисление уплаченных за таможенной границей Украины сумм налога на прибыль производится при условии представления письменного подтверждения налогового органа другого государства относительно факта уплаты такого налога и при наличии международного договора Украины об устранении двойного налогообложения доходов, ратифицированного Верховной Радой Украины.

Не подлежат зачислению в уменьшение налоговых обязательств следующие налоги, уплаченные в других странах:

налог на капитал (имущество) и прирост капитала;

почтовые налоги;

налоги на реализацию (продажу);

другие непрямые налоги независимо оттого, попадают ли они под категорию подоходных налогов, облагаются ли отдельными налогами согласно законодательству иностранных государств;

суммы налога, уплаченные из пассивной прибыли (дивидендов, процентов, страхования, роялти).

Особо следует подчеркнуть, что дивиденды, получаемые от нерезидентов, в отличие от полученных от резидентов. включаются в валовой доход плательщика налога на прибыль.

Порядок налогообложения доходов, полученных физическим лицом резидентом из-за границы, мало чем отличается от описанного выше. В соответствии с Декретом Кабинета Министров Украины от 26 декабря 1992 года "О подоходном налоге с граждан" доходы, полученные за пределами Украины гражданами с постоянным местом проживания в Украине, включаются в состав совокупного дохода, который подлежит налогообложению.

Суммы налога, уплаченные за границей с полученных доходов гражданами с постоянным местом проживания в Украине, зачисляются при уплате ими подоходного налога в Украине. При этом размер зачисляемых сумм налога с доходов, уплаченных за пределами Украины, не может превышать суммы подоходного налога, которая подлежит уплате этими лицами здесь.

Зачисление уплаченных за пределами Украины сумм налога производится только в случае письменного подтверждения налоговым органом соответствующего государства факта уплаты налога и при наличии международного договора об устранении двойного налогообложения доходов.