КОНСУЛЬТИРУЕТ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ
Некоторые вопросы по налогообложению
ВОПРОС: 1.Ликвидируемое предприятие во 11 полугодии 1997 года решило реализовать мебель и телефонные аппараты) балансовая стоимость которых на момент ликвидации равнялась нулю. Другого имущества у предприятия нет. Фактически это имущество было реализовано по договорной цене. Подлежат ли налогообложению полученные при этом средства?
2.Кинотеатр получает государственную дотацию на покрытие убытков. Учитывается ли дотация в составе валовых доходов кинотеатра?
3.Освобождается ли от уплаты налога на добавленную стоимость при продаже спирт этиловый, который зарегистрирован как лекарственное средство?
4.Освобождается ли от налога на добавленную стоимость продукция собственного производства предприятий, на которых работают инвалиды?
5.Предприятие-покупатель - плательщик налога на добавленную стоимость, получило товар у предприятия-продавца - плательщика налога на добавленную стоимость. Через некоторое время предприятие-продавец изменило цену отгруженного товара в связи с пересмотром себестоимости. Цена товара увеличилась, о чем было извещено предприятие-покупатель. Предприятиепокупатель уплатило надлежащую сумму предприятию-продавцу. Как правильно оформить эту операцию в налоговом учете?
6.Облагаются ли налогом на добавленную стоимость средства, полученные за выдачу лицензий субъектами предпринимательской деятельности на производство, передачу и поставку электроэнергии?
7.Взимается ли акцизный сбор при изготовлении ювелирных изделий из лома драгоценных металлов, принятого от юридических лиц и населения?
8.Взимается ли акцизный сбор при импорте синтетического этилового спирта из России?
9.Освобождаются ли от уплаты акцизного сбора обороты по реализации автомобиля "РАФ" выпуска 1989 года, бывшего в употреблении?
10.Уплачивается ли акцизный сбор при импорте кофе? Необходима ли справка об освобождении от уплаты акцизного сбора с подакцизного сырья, импортируемого для производства подакцизных товаров?
11.Какими документами подтверждается площадь земельного участка, подлежащая налогообложению ?
12.В соответствии с п.5 ст. 12 Закона от платы за землю освобождаются отдельные категории граждан за земельные участки в границах предельных норм, установленных Земельным кодексом Украины. Какие конкретно предельные нормы (размеры земельных участков) имеются в виду?
13.Кто является плательщиком налога за земельные участки, если они в течение года переходят на правах собственности или пользования от одного плательщика налога к другому?
14.Взимается ли налог за земельные участки, занятые самовольно?
15.Взимается ли налог за земли общего пользования гаражностроительных, дачно-строительных, садоводческих кооперативов ?
16.Кто является плательщиком земельного налога за земельные участки, занятые гаражно-строительными, дачно-строительными, садоводческими кооперативами и с какой площади земельного участка взимается налог, если отдельные члены кооператива освобождаются от уплаты налога?
17.Статьей 12 Закона предусмотрено, что не взимается плата за земельные участки в границах предельных норм, установленных Земельным кодексом Украины, с граждан, которые воспитывают трех и более детей. Какой возраст детей имеется в виду?
18.Как облагаются налогом застроенные территории коллективных сельскохозяйственных предприятий, находящиеся за пределами населенных пунктов?
19.Освобождаются ли пенсионеры от уплаты земельного налога?
20.Кто предоставляет льготы по плате за землю?
21. Кому предоставляется льгота по земельному налогу?
22.Какие земли относятся к землям железнодорожного транспорта и по каким ставкам они облагаются налогом?
23.О превышении каких норм отвода идет речь в п. 9 статьи 7 Закона Украины "О плате за землю"?
24.По каким ставкам облагаются налогом земли, занятые линиями электропередач?
25.Уплачивается ли земельный налог за земельные участки, занятые жилыми и нежилыми помещениями, которые сдаются в аренду коммерческим структурам отечественными заведениями культуры, науки, образования, социального обеспечения, здравоохранения, физической культуры и спорта?
26.Согласно каким документам осуществляется налогообложение земельных участков, если площадь земельного участка, выделенного решением местного Совета, превышает площадь фактически занятого земельного участка (по материалам инвентаризации)?
27.Как облагаются налогом земельные участки, предоставленные на землях водного фонда?
28.Как облагаются налогом земельные участки, предоставленные на землях лесного фонда?
29. Как облагаются налогом земли дорожного хозяйства ?
30.Как облагаются налогом земельные участки торфоместорождений, которые отведены для эксплуатации предприятиям торфодобывающей промышленности?
ОТВЕТ: 1.Согласно п.п.8.2.2 п.8.2 ст.8 Закона Украины от 22.05.97 г "О внесении изменений в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" мебель и телефонные аппараты относятся группе 2 основных фондов.
В соответствии с п.п.8.4.4 п.8.4 ст.8 указанного Закона если сумма стоимости реализации основных фондов групп 2 и 3 равна или превышает балансовую стоимость соответствующей группы, то балансовая стоимость приравнивается к нулю, а сумма превышения включается в валовой доход плательщика налога соответствующего периода и облагается налогом на общих основаниях.
2.В соответствии с п.4.1 ст.4 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" (в редакции от 22.05.97 г.) в состав валовых доходов наряду с общими доходами от реализации товаров (работ, услуг) включаются также доходы из других источников и от внереализационных операций, в том числе в виде безвозвратной финансовой помощи.
Однако поскольку согласно п.1.22 ст.1 этого Закона бюджетные дотации и субсидии не считаются безвозвратной финансовой помощью, государственная дотация кинотеатру на покрытие убытков не включается в состав валовых доходов кинотеатра.
3.Согласно подпункту 5.1.7 статьи 5 Закона Украины от 03.04.97 г. N 168/97-ВР "О налоге на добавленную стоимость" освобождаются от налогообложения операции по продаже лекарственных средств и предметов медицинского назначения, зарегистрированных в Украине в установленном законодательством порядке, в том числе и предоставление услуг по такой продаже аптечными организациями.
Наряду с этим пунктом 5.6 указанного Закона Украины установлено, что освобождения от налогообложения, предусмотренные пунктами 5.1, 5.2 и 5.5 статьи 5, не распространяются на операции с подакцизными товарами.
Согласно приказу Министерства здравоохранения Украины от 17.07.97 г. N 226 "О разрешении медицинского использования лекарственных средств" спирт этиловый зарегистрирован как лекарственное средство и имеет свой регистрационный номер, но поскольку спирт этиловый является подакцизным товаром, на который размер ставки акцизного сбора утвержден Законом Украины от 7 мая 1996 года N 178/96-ВР "О ставках акцизного сбора и ввозной таможенной пошлины на спирт этиловый и алкогольные напитки", а также учитывая вышеизложенное, продажа спирта этилового осуществляется с начислением налога на добавленную стоимость независимо от того, кому реализован спирт и кто является потребителем.
4.В соответствии с подпунктом 5.1.4 статьи 5 нового Закона Украины от 03.04.97 г. N 168/97-ВР "О налоге на добавленную стоимость", который вступил в силу с 01.10.97 г., освобождаются от налогообложения операции по продаже товаров специального назначения для инвалидов в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 1 сентября 1997 года N 982 "Об утверждении перечня товаров специального назначения для инвалидов, операции по продаже которых освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость".
Кроме того, согласно п.п.5.2.1 ст.5 указанного Закона освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость операции по продаже товаров (работ, услуг) собственного производства (за исключением посреднической и рекламной деятельности, игорного бизнеса) предприятиями, которые учреждены всеукраинскими общественными организациями инвалидов и являются их полной собственностью, другим плательщикам налога. Указанная льгота распространяется только на предприятия, на которых численность инвалидов, имеющих там основное место работы, составляет в течение отчетного периода не менее 50 процентов от общей численности работающих и фонд оплаты труда таких инвалидов составляет в течение отчетного периода не менее 40 процентов от суммы общих выплат на оплату труда, включаемых в состав валовых расходов производства (обращения). Предприятие, подпадающее под действие этого пункта, регистрируется в налоговом органе в порядке, предусмотренном для плательщиков налога, и получает право выписки налоговой накладной без начисления налога на добавленную стоимость. Налоговая отчетность таких предприятий осуществляется в порядке, установленном центральным налоговым органом Украины. Порядок отнесения товаров (работ, услуг) к собственному производству устанавливается Кабинетом Министров Украины.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 5 августа 1997 года N 831 "О порядке отнесения товаров (работ, услуг) к собственному производству предприятий, учрежденных всеукраинскими общественными организациями инвалидов" установлено, что к товарам (работам, услугам) собственного производства предприятий, учрежденных всеукраинскими общественными организациями инвалидов и являющихся их полной собственностью, операции по продаже которых в соответствии с подпунктом 5.2.1 статьи 5 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" освобождаются от налогообложения, относятся товары (работы, услуги), на которые указанными предприятиями понесены материальные, трудовые расходы и которые отражаются в ежемесячной государственной статистической отчетности.
Обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии с подпунктом 7.12.1 пункта 7.12 статьи 7 Закона Украины от 22.05.97 г. N 283/97-ВР "О налогообложении прибыли предприятий" освобождается от налогообложения прибыль предприятий, учрежденных всеукраинскими общественными организациями инвалидов и являющихся их полной собственностью, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства (за исключением подакцизных товаров, посреднической деятельности, игорного бизнеса).
Указанная льгота распространяется только на предприятия, на которых количество инвалидов, имеющих там основное место работы, составляет в течение отчетного периода не менее 25 процентов от суммы общих выплат на оплату труда, включаемых в состав валовых расходов. Предприятие, которое подпадает под действие этого подпункта, регистрируется в налоговом органе.
Что касается пересмотра льгот по налогу, то в соответствии с вышеуказанными Законами Украины изменения порядка налогообложения как по налогу на добавленную стоимость, так и по налогу на прибыль, могут осуществляться лишь с внесением изменений в эти Законы.
5.В случае если после продажи произошло изменение цены товаров, то предприятие-продавец должно выписать расчет корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной по форме согласно приложению N 2 к налоговой накладной. Номер расчета корректировки имеет вид дроби, в которой числитель - порядковый номер расчета, а знаменатель - номер налоговой накладной. Порядок заполнения налоговой накладной при увеличении цены ранее полученных товаров и порядок составления расчета корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной определен в Порядке заполнения налоговой накладной, утвержденном приказом Государственной налоговой администрации Украины от 30.05.97 г. N165 и зарегистрированном в Министерстве юстиции Украины 23.06.97 г. N 233/2037.
Указанные корректировки отражаются в Книге учета продаж с положительным значением у продавца и отражаются в Книге учета приобретений у покупателя, то есть у продавца увеличиваются налоговые обязательства, а у покупателя увеличивается налоговый кредит на такую же сумму.
В Книге учета продаж товаров в графе 20 указывается положительное значение суммы, которую покупатель доплачивает продавцу за ранее произведенную продажу товаров. При этом в графе 22 указывается со знаком (+) сумма налога на добавленную стоимость, на которую увеличиваются налоговые обязательства продавца.
В Книге учета приобретений товаров сумма корректировки со знаком (+) указывается в графе 16. На указанную сумму в отчетном периоде увеличивается размер налогового кредита.
Порядок отражения сумм корректировки в Книгах учета приобретений и продаж товаров определен в Порядке ведения Книги учета продаж товаров (работ, услуг) и в Порядке ведения Книги учета приобретений товаров (работ, услуг) соответственно, утвержденных вышеуказанным приказом.
В налоговой декларации увеличение цены у продавца отражается в графе 8, а у покупателя в графе 16. При этом при представлении в государственную налоговую администрацию налоговых деклараций с заполненной 8 или 16 графой, является обязательным составление расчета корректировки сумм налога на добавленную стоимость согласно приложению N 2 к налоговой декларации.
В графе 8 налоговой декларации предприятие-продавец отражает сумму, на которую увеличена цена товара, и сумму налога на добавленную стоимость, на которую увеличивается налоговое обязательство. При этом предприятие-покупатель в графе 16 налоговой декларации имеет право для отражения дополнительно уплаченных средств за товар на увеличение налогового кредита. Порядок заполнения этих граф налоговой декларации и порядок составления расчета корректировки сумм налога на добавленную стоимость указаны в Порядке заполнения и представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденном приказом Государственной налоговой администрации Украины от 30.05.97 г. N 166 и зарегистрированном в Министерстве юстиции Украины 09.07.97 г. N 250/2054.
6.В оответствии с Законом Украины от 03.04.97 г. N 168/97-ВР "О налоге на добавленную стоимость", с учетом внесенных в него изменений, не являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость операции по оплате стоимости государственных платных услуг, предоставляемых физическим или юридическим лицам органами исполнительной власти и местного самоуправления и обязательность получения (предоставления) которых устанавливается законодательством, включая плату за регистрацию, получение лицензии (разрешения) и т.п.
То есть одним из требований относительно освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость является то, что государственные платные услуги предоставляются именно органами исполнительной власти и местного самоуправления, а не любой другой организацией или предприятием.
Согласно подпункту 6.1.1 статьи 6 и пункту 4.1 статьи 4 указанного Закона налог составляет 20 процентов от базы налогообложения и добавляется к цене товаров (работ, услуг), а база налогообложения операций по продаже товаров (работ, услуг) определяется исходя из их договорной (контрактной) стоимости, определенной по свободным или регулируемым ценам (тарифам) с учетом акцизного сбора, ввозной таможенной пошлины, других налогов и сборов (обязательных платежей), за исключением налога на добавленную стоимость, включаемых в цену товаров (работ, услуг) согласно законам Украины по вопросам налогообложения.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что Положением о Национальной комиссии по вопросам регулирования электроэнергетики Украины, утвержденным Указом Президента Украины от 14.03.95 г. N 213/95, установлено что Национальная комиссия по вопросам регулирования электроэнергетики Украины является независимым вневедомственным постоянно действующим органом, а поэтому нормы подпункта 3.2.6 вышеуказанного Закона на нее не распространяются.
7.В соответствии со статьей 3 Декрета Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. N 18-92 "Об акцизном сборе" при уплате акцизного сбора объектом налогообложения являются обороты по реализации произведенных в Украине подакцизных товаров (продукции) путем их продажи, обмена на другие товары (продукцию, работы, услуги), бесплатной передаче товаров (продукции) или с частичной их оплатой.
Согласно п.51 Положения об организации бухгалтерского учета и отчетности в Украине, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 03.04.93 г. N 250 (с учетом изменений и дополнений), давальческое сырье отражается его переработчиками по балансу. То же касается и готовой продукции, изготовленной из него. Поэтому такие операции с юридическими лицами - заказчиками должны отражаться на забалансовых счетах.
В соответствии с п.50 Типовой инструкции по составлению отчетов промышленных предприятий, утвержденной приказом Минстата Украины от 20.07.92 г. N 123, продукция, произведенная предприятием из давальческого сырья и материалов, включается в объем продукции по действующим оптовым ценам по стоимости переработки, то есть без учета стоимости сырья и материалов заказчика - физического лица.
Учитывая вышеизложенное, передача заказчику - физическому лицу ювелирного изделия, изготовленного из его сырья, не является реализацией этого изделия. Акцизный сбор при передаче заказчику таких ювелирных изделий не начисляется и не уплачивается. При этом не имеет значения, изготовлено ли готовое изделие именно из того самого материала, который передал заказчик, или нет. Главное, чтобы сырье, из которого изготовлено ювелирное изделие, имело тот же химический состав, вес, что и передаваемое согласно соответствующему договору (заказу) в переработку, и готовая продукция учитывалась отдельно от той, которая реализуется в свободном обращении.
Таким образом, при обмене ювелирных изделий на лом драгоценных металлов заказчиков (юридических и физических лиц) и соблюдении вышеприведенных требований акцизный сбор не уплачивается. Вставки из недрагоценного металла, используемые при изготовлении этих ювелирных изделий, не являются основным сырьем, и акцизный сбор по ним не взимается, а налог на добавленную стоимость подлежит уплате в установленном порядке.
8.В сответствии с Законом Украины от 07.05.96 г. N 178/96-ВР "О ставках акцизного сбора и ввозной таможенной пошлины на спирт этиловый и алкогольные напитки" акцизный сбор взимается при импорте всех видов спиртов, относящихся к товарным группам 22.07 или 22.08.
Согласно Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности код изделий по Гармонизированной системе описи и кодирования товаров 22.07 и 22.08 включает спирт этиловый как натурального, так и синтетического происхождения.
Таким образом, при ввозе спирта этилового на таможенную территорию Украины взимается акцизный сбор независимо от его происхождения и от того, на какие цели он используется.
9.Согласно статье 3 Декрета Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. N 18-92 "Об акцизном сборе" (с изменениями и дополнениями) акцизный сбор взимается с оборотов по реализации подакцизных товаров (продукции), приобретенных до 1 января 1992 года.
Статьей 4 вышеуказанного Декрета установлено, что при реализации подакцизных товаров, приобретенных до 1 января 1992 года, налогооблагаемый оборот определяется исходя из договорных цен с учетом акцизного сбора.
Законом Украины от 24.05.96 г. N 216/96-ВР "О ставках акцизного сбора и ввозной таможенной пошлины на некоторые транспортные средства и шины к ним" определен перечень подакцизных транспортных средств и установлены фиксированные ставки акцизного сбора согласно кодам изделий по Гармонизированной системе описи и кодирования товаров в ЭКЮ в зависимости от объема цилиндров двигателя.
Учитывая указанное, в соответствии с действующим в настоящее время законодательством при реализации автомобилей предприятиями, приобретенных ими до 1 января 1992 года и на балансе которых они находятся, в цену реализации должен включаться акцизный сбор, исчисленный по установленным фиксированным ставкам в ЭКЮ в зависимости об объема цилиндров двигателя автомобиля. При этом оценочная стоимость автомобиля, дата его изготовления и процент износа при исчислении акцизного сбора не учитываются.
В оответствии со статьей 1 Закона Украины от 18.02.97 г. N 77/97-ВР "О внесении изменений в Закон Украины "О системе налогообложения" ставки, механизм взимания налогов и сборов (обязательных платежей) и льготы по налогообложению не могут устанавливаться или изменяться другими законами Украины, кроме законов о налогообложении. Поэтому вопрос об освобождении от уплаты акцизного сбора оборотов по реализации автомобилей, которые были приобретены до 1 января 1992 года, может быть решен при условии внесения Верховной Радой Украины соответствующих изменений в действующее законодательство.
10.В сответствии с Законом Украины от 11.07.96 г. N 313/96-ВР "О ставках акцизного сбора и ввозной таможенной пошлины на некоторые товары (продукцию)" кофе, который по Гармонизированной системе описи и кодирования товаров определяется кодами 0901 (кофе жареный или нежареный) и 21.01 ЮНО (только растворимый кофе), является подакцизным товаром, и акцизный сбор уплачивается по установленным фиксированным ставкам. При этом импортный кофе подлежит налогообложению при ввозе на таможенную территорию Украины, а кофе, изготовленный на отечественных предприятиях, подлежит налогообложению после его реализации (передачи). Пунктом 4 упомянутого Закона временно, до 2000 года, освобождены от обложения акцизным сбором изготовленные на украинских предприятиях отдельные пищевые продукты, включая и продукты с кодами 09.01 и 21.01 ЮНО. Временное освобождение от обложения акцизным сбором товаров, изготовленных на украинских предприятиях, возможно лишь при подтверждении соответствующими органами того, что указанные товары являются продукцией производства Украины.
Статьей 3 Декрета Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. N 18-92 "Об акцизном сборе" конкретно определено, что обороты по реализации (передаче) подакцизных товаров для производства других подакцизных товаров не являются объектом налогообложения. При этом в соответствии с пунктом 6 Инструкции, утвержденной приказом ГГНИ Украины от 31.05.94 г. N44 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 26.06.94 г. N 140/349, предприятияпроизводители, импортирующие подакцизные товары (продукцию) для производства подакцизных товаров, должны обязательно иметь справку государственной налоговой администрации по местонахождению по форме, определенной приложением N 2 к Инструкции.
11.Основными документами, которые подтверждают площадь налогооблагаемого земельного участка, являются государственный акт на право собственности или постоянного пользования ею и договор об аренде земельного участка земель государственной собственности. В случае их отсутствия площадь земельного участка подтверждается выпиской из земельно-кадастровой книги.
При этом отсутствие государственного акта, удостоверяющего право собственности или пользования земельным участком, не может быть основанием для неуплаты земельного налога исходя из части первой статьи 2 Закона Украины "О плате за землю", которая определяет, что использование земли в Украине является платным. Статья 13 этого же Закона определяет, что основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра, который в соответствии с п. 2 Положения о порядке ведения государственного земельного кадастра, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 12 января 1993 года N 15, с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Украины от 30 января 1997 года N 99, включает данные регистрации права собственности, права пользования землей и договоров на аренду земли, учета количества и качества земель, бонитования грунтов, зонирования территорий населенных пунктов, экономической и денежной оценки земель.
12.В сответствии со ст.67 Земельного кодекса Украины размер земельного участка
а) для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) должен быть не больше:
- в сельских населенных пунктах - 0,25 га;
- поселках городского типа - 0,15 га;
- для членов коллективных сельскохозяйственных предприятий и работников совхозов - 0,25 га;
- в городах - 0,1 га;
б) для индивидуального дачного строительства - 0,1 га;
в) для строительства индивидуальных гаражей - 0,01 га.
Согласно статье 56 Земельного кодекса Украины для ведения личного подсобного хозяйства гражданам по решению соответствующего Совета предоставляются земельные участки в размере до 0,6 га. По решению местного Совета дополнительно могут предоставляться земельные участки в размере до 1 га, а по согласованию с областным Советом - до 2 га.
В соответствии со статьей 57 этого Кодекса для ведения коллективного садоводства кооперативам граждан по решению соответствующего Совета передаются в собственность земельные участки, размер которых не должен превышать 0,12 га на одного члена кооператива.
Размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в пользование, не должны превышать:
для огородничества - 0,15 га;
для сенокоса и выпаса скота - 1 га.
13.В случаях перехода в течение года права собственности или права пользования земельными участками от одного плательщика налога к другому земельный налог начисляется и предъявляется для уплаты первоначальному владельцу земли или землепользователю, начиная с начала года до дня, в котором он утратил право собственности или право пользования земельным участком (включая и этот день), а новому - начиная со дня, следующего за днем возникновения права собственности или права пользования земельным участком.
За земельные участки, перешедшие в наследство, земельный налог взимается с наследников, которые приняли наследство, с момента его открытия. Наследникам, которые приняли наследство до наступления срока налогового учета, налог начисляется с учетом налоговых обязательств наследника.
14.Самовольно занятые земельные участки возвращаются по их принадлежности без возмещения расходов, произведенных за время незаконного пользования. Плательщиками налога при этом выступают юридические или физические лица, на которых оформлены права собственности или права пользования этим земельным участком, а на землях запаса удерживается налог в бесспорном порядке с лица, которое самовольно заняло земельный участок. В соответствии со статьей 115 Земельного кодекса Украины лица, виновные в самовольном занятии земельных участков, несут гражданскую, административную или уголовную ответственность согласно законодательству Украины.
15.Земельный налог с гаражно-строительных, дачно-строительных, садоводческих кооперативов взимается со всей площади земельного участка, включая и земли общего пользования.
16.Плательщиками земельного налога является правление кооператива (общества). Начисление и уплата налога производятся с земельной площади в соответствии с ранее выданным документом при предоставлении земельного участка, за исключением площади земли, занятой членами кооператива, которым Законом Украины "О плате за землю" установлены льготы, с исключением их доли из площади общего пользования.
17.Закон Украины "О государственной помощи семьям с детьми" от 21 ноября 1992 года N 2811-X11 (Ведомости Верховной Рады Украины, 1993 г., N 5), предусматривает государственную помощь для социальной защиты семей с детьми в возрасте до 16 лет (учащихся - до 18 лет), с учетом состава семьи.
С граждан, которые воспитывают трех и более детей, в границах предельных норм, установленных Земельным кодексом Украины, плата за земельные участки не взимается.
18.За земельные участки, находящиеся за пределами населенных пунктов и занятые производственными зданиями и сооружениями, карьерами, полевыми дорогами и водоемами, которые построены хозяйственным способом и используются с целью водозабора или улучшения экологического состояния окружающей среды сельскохозяйственных предприятий, земельный налог взимается согласно статье 6 Закона Украины "О плате за землю" в процентах от средней денежной оценки сельскохозяйственных угодий соответствующего хозяйства.
19.От уплаты земельного налога освобождаются граждане, которым назначена пенсия в соответствии с Законом Украины "О пенсионном обеспечении".
Основанием для предоставления льготы пенсионерам является пенсионное удостоверение. Льгота предоставляется независимо от того, получает пенсионер пенсию или нет.
В сответствии с пунктом 6 статьи 12 Закона Украины "О плате за землю" льгота пенсионерам предоставляется за земельные участки в границах предельных норм, установленных Земельным кодексом Украины.
20.Льготы по плате за землю определены статьей 12 Закона Украины "О плате за землю". Кроме того, Верховный Совет Автономной Республики Крым, областные, городские, поселковые и сельские Советы могут устанавливать льготы по плате за землю за счет средств, зачисляемых на их специальные бюджетные счета.
21.Льготы по плате за землю предоставляются физическим и юридическим лицам в соответствии со статьей 12 Закона Украины "О плате за землю" по земельным участкам, предоставленным в собственность, постоянное или временное пользование, площади которых подтверждаются государственными актами, договорами на право временного пользования (в том числе на условиях аренды), выписками из земельно-кадастровой документации.
22.Земельные участки железнодорожного транспорта, которые заняты полосой отведения (статья 6 Закона Украины от 4 июля 1996 года N 273/96-ВР "О железнодорожном транспорте") и состав которых определен статьями 22 и 23 Закона Украины от 10 ноября 1994 года N 232/94-ВР "О транспорте", облагаются налогом независимо от назначения сооружений и предприятий железной дороги:
в пределах населенных пунктов - в соответствии с п.10 статьи 7 Закона Украины "О плате за землю";
за пределами населенных пунктов - в соответствии с пп. 2, 3 статьи 8 этого Закона.
За земельные участки, не включенные в полосу отведения и на которых расположены объекты железнодорожного транспорта (служебные и жилищные строения, торговые, культурно-бытовые и другие сооружения), плата взимается в размерах, установленных Законом Украины "О плате за землю", в зависимости от того, к какой категории земель они отнесены.
23.Нормой отведения выступает документально оформленный размер отведенного земельного участка.
Земельный налог за часть площадей, которые превышают размер отведенного участка, в пределах населенных пунктов уплачивается в пятикратном размере суммы земельного налога (пункт 9 статьи 7 Закона Украины "О плате за землю").
24.Согласно статье 69 Земельного кодекса Украины земли, занятые линиями электропередач, относятся к землям транспорта, связи и другого назначения.
Земли транспорта, связи и другого назначения в пределах населенных пунктов облагаются налогом по ставкам населенных пунктов.
Плата за земли транспорта, связи и другого назначения, которые находятся за пределами населенных пунктов, взимается в размере 5 процентов от денежной оценки единицы площади пашни по области.
25.В сответствии с п. 9 статьи 12 Закона Украины "О плате за землю", если предприятия, учреждения и организации, которые пользуются льготами по земельному налогу, сдают во временное пользование (аренду) земельные участки, строения или их части, то налог за земельные участки, строения или их части, переданные во временное пользование, уплачивается предприятиями, являющимися арендодателями, в установленных размерах на общих основаниях.
26.В сответствии со статьей 19 Земельного кодекса Украины предоставление земельного участка осуществляется по решению местных Советов после разработки проекта отведения и переноса его границ в натуру (на местность).
Изъятие земельных участков производится с согласия владельцев земли и землепользователей на основании решения местных Советов.
Если на основании материалов инвентаризации площадь фактически занятого земельного участка уменьшилась, то материалы инвентаризации необходимо юридически оформить в порядке, установленном действующим законодательством.
До юридического оформления материалов инвентаризации налогообложению подлежит вся площадь земельного участка, закрепленная за предприятием.
27.Земельные участки под водоемами в пределах населенных пунктов, предоставленные для производства рыбной продукции, облагаются земельным налогом в размере 25 процентов от ставок населенного пункта. Земельные участки, находящиеся за пределами населенных пунктов и занятые производственными, культурно-бытовыми, жилыми зданиями и сооружениями, которые находятся на землях водного фонда, облагаются налогом по ставке 0,3 процента от денежной оценки единицы площади пашни по области.
Земельные участки, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей на землях водного фонда, облагаются налогом в соответствии со статьей 6 Закона Украины "О плате за землю".
28.В пределах населенных пунктов
Налог за земельные участки, предоставленные для нужд лесного хозяйства, взимается в виде составляющей части платы за использование лесных ресурсов.
Налог за земельные участки, предоставленные для нужд лесного хозяйства и занятые производственными, культурно-бытовыми зданиями, хозяйственными строениями и сооружениями, уплачивается в размере трех процентов от суммы земельного налога, исчисленного по соответствующей ставке населенного пункта.
За земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей на землях лесного фонда, земельный налог взимается в соответствии со статьей 6 Закона Украины "О плате за землю".
За пределами населенных пунктов
Налог за земельные участки, предоставленные на землях лесного фонда, на которых производятся вырубки главного пользования и вырубки, связанные с ведением лесного хозяйства, взимается как составляющая платы за использование лесных ресурсов, устанавливаемой лесным законодательством.
Налог за земельные участки, входящие в состав лесного фонда и занятые производственными, культурно-бытовыми, жилыми зданиями и хозяйственными строениями и сооружениями, взимается в размере 0,3 процента от денежной оценки единицы площади пашни по области.
Земельные участки, предоставленные на землях лесного фонда для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей, облагаются налогом в соответствии со статьей 6 Закона Украины "О плате за землю".
29.Земли, находящиеся под автомобильными дорогами общего пользования, которые предоставляются дорожным хозяйствам в соответствии с действующим законодательством Украины и учет которых ведется землеустроительными службами, освобождаются от уплаты земельного налога в соответствии со статьей 12 Закона Украины "О плате за землю". За все другие земельные участки, находящиеся в пользовании указанных хозяйств, земельный налог взимается на общих основаниях.
30.Налогообложение земельных участков предприятий торфодобывающей промышленности осуществляется в соответствии с частью первой статьи 8 Закона Украины "О плате за землю".
В составе земельных участков под торфоместорождениями, отведенных для эксплуатации предприятиям торфодобывающей промышленности, облагаются налогом только площади, которые находятся в стадии рекультивации, и площади, которые непосредственно используются в технологическом процессе добычи торфа.
Площади, находящиеся в стадии подготовки для непосредственного технологического использования, не облагаются налогом.
Классификация площадей земельных участков торфоместорождений производится по фактическому их состоянию, которое удостоверяется местными органами Госкомзема Украины.
Разъяснения некоторых вопросов по неналоговым платежам
ВОПРОС: 1.Необходимо ли предприятию - изготовителю ликеро-водочной и винодельческой продукции, имеющему лицензию на ее производство, иметь лицензию на право розничной торговли алкогольными напитками?
2.Нужна ли лицензия на осуществление розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами физическому лицу, которое зарегистрировано как субъект предпринимательской деятельности в сфере производства и осуществляет реализацию собственной продукции на рынках или через собственные торговые точки?
3.Чем следует руководствоваться при определении термина "торговое место" и при проверках соблюдения Закона Украины от 19.12.95 г. N 481/95-ВР "О государственном регулировании производства и торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями" для определения необходимого количества лицензий магазину, осуществляющему торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями в нескольких отделах магазина?
4.Нужны ли специальные разрешения (лицензии) на розничную реализацию лекарственных средств аптекам (их структурным подразделениям)?
5.Какова периодичность проведения переоценки торговой организацией нереализованного конфискованного, бесхозного и другого имущества, перешедшего в собственность государства?
6.Какая существует нормативная база лицензирования предпринимательской деятельности по предоставлению услуг по обслуживанию и ремонту транспортных средств?
7.В компетенцию какого органа входит установление платы от лиц, помещенных в медицинские вытрезвители?
8.На основании каких законодательных документов применяются и взимаются финансовые санкции органами госналогадминистрации?
9.Кто и каким образом должен определять статус бесхозного имущества?
10.В каком случае строения передаются бесплатно в коммунальную собственность?
11.Сколько раз в год представляется плательщиком налога расчет платы за использование радиочастот в адрес государственных налоговых администраций и государственных инспекций связи?
12.Какие пользователи радиочастотного ресурса относятся к плательщикам сельской местности?
Как определить, на кого распространяется в сельской местности плата в размере 10 процентов от установленной ставки?
13. Какие применяются меры воздействия на плательщиков, неуплачивающих плату за использование радиочастот ?
14.Кому поручено контролировать поступление платы за использование радиочастотного ресурса?
15. Каким образом и кто разрабатывает перечень пользователей радиочастотного ресурса?
16.Кто должен выявлять нарушителей требований по использованию радиочастотного ресурса и безлицензионного их использования?
17.Каков порядок реализации конфискованной, бесхозной, в виде кладов наличной иностранной валюты и такой, за которой не обратился собственник до конца срока хранения, унаследованной, по праву наследства перешедшей в собственность государства или по дарственной в его пользу?
18.Изменилась ли система взимания платы за государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности?
19.В каком порядке распределяются средства за выдачу специальных разрешений (лицензий) на право розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями?
ОТВЕТ: 1.Субъекты предпринимательской деятельности, которые получили лицензии на производство алкогольных или табачных изделий, осуществляют поставку (реализацию) этой продукции предприятиям оптовой и розничной торговли и другим украинским потребителям без лицензий на оптовую торговлю только в пределах объемов собственного производства в соответствии с п.10 Временной инструкции о выдаче лицензий на право осуществления оптовой торговли алкогольными напитками и табачными изделиями, утвержденной приказом МВЭСторга Украины от 19.06.96 г. N 313/1338.
2.Согласно ст.4 Закона Украины "О предпринимательстве" от 07.02.91 г. N 698-X11 торговая деятельность как физическими, так и юридическими лицами в сфере розничной торговли и общественного питания по реализации продовольственных и непродовольственных товаров, алкогольных напитков без специального разрешения (лицензии) запрещена.
3.При определении термина "торговое место" надо руководствоваться письмом ГНА Украины от 06.03.97 г. N 23-3214/10-1664. При проверках по вопросам соблюдения субъектом предпринимательской деятельности требований Закона Украины от 19.12.95 г. N 481/95-ВР "О государственном регулировании производства и торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями" необходимо руководствоваться вышеупомянутым Законом.
4.Согласно Правилам розничной реализации лекарственных средств, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 12 мая 1997 года N 447 "Об упорядочении деятельности аптечных учреждений и утверждении Правил розничной реализации лекарственных средств", (п.5 разд.2) хозяйствующие субъекты осуществляют розничную реализацию лекарственных средств при наличии у них специального разрешения (лицензии) на определенный вид деятельности.
5.Если сданный на комиссию товар не реализован в течение установленного срока реализации (60 календарных дней), цена его понижается согласно приказу Министерства внешних экономических связей и торговли Украины от 08.07.97 г. N 342 "О внесении изменений и дополнений в Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденные приказом МВЭС от 13.03.95 г. N 37".
6.В настоящее время этой базой является постановление Кабинета Министров Украины от 17 мая 1994 года N 316 "Об утверждении Положения о порядке выдачи субъектам предпринимательской деятельности специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности", с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Кабинета Министров от 04.03.96 г. N 280 "О внесении дополнения в пункт 1 Положения о порядке выдачи субъектам предпринимательской деятельности специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности".
7.Установление платы входит в компетенцию органов местных государственных администраций согласно п.12 постановления Кабинета Министров Украины от 25.12.96 г. N 1548 "Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских Советов относительно регулирования цен (тарифов)".
8.Во исполнение Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине" ГНА Украины своим приказом от 20.04.95 г. утвердила Инструкцию о порядке применения и взыскания финансовых санкций органами ГНА, зарегистрированную в Минюсте Украины 06.05.95 г. N 127/663.
9.Статус бесхозного имущества устанавливается Инструкцией "О порядке выявления и учета бесхозного имущества" от 17.12.87 г. N 112, изданной Минфином Украины на основании ст. 137 Гражданского кодекса Украины.
Порядок реализации бесхозного имущества регламентируется постановлением Кабинета Министров Украины от 06.07.92 г. N 375 "Об утверждении порядка учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозного имущества, имущества, на правах наследства перешедшего в собственность государства, и кладов".
10.Согласно п.п."а" п. 16 Инструкции о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозного имущества, имущества, на правах, наследства перешедшего в собственность государства, и кладов от 08.06.93 г. N 20, строения (в том числе жилые дома), сооружения и их части бесплатно передаются в коммунальную собственность, если иное не предусмотрено законодательством.
11.Расчет размера платы за использование радиочастот представляется ежемесячно плательщиками:
в Государственную инспекцию радиосвязи, которая в свою очередь должна согласно выданной лицензии проверить правильность отражения в расчете следующих показателей:
- вид связи, для которого используются радиочастоты (пункт 1);
- размер ежегодной ставки платы (пункт 2);
- полосу частот, которую занимает предприятие (пункт 3);
- сумму ежегодной ставки за год (пункт 4). В случае внесения изменений и уточнений в пункты 1-4 расчета государственным инспекциям электросвязи необходимо сообщить об этом соответствующим государственным налоговым администрациям;
в Государственную налоговую администрацию по месту их регистрации в целях обеспечения контроля за своевременностью, полнотой и принадлежностью поступления в бюджет платы за использование радиочастот (письмо ГНА Украины от 16.01.97 г. N 18-0311/10-335).
12.По согласованию с Министерством связи Украины плательщики, на которых может распространяться плата в размере 10 процентов от установленной ставки, будут определяться при выдаче лицензий, а также указываться в самой лицензии. То есть Министерство связи Украины при выдаче лицензий будет однозначно определять плательщиков сельской местности, а также бюджетных пользователей, на которых распространяется плата в размере 25 процентов от установленной ставки платы за использование радиочастот.
13.Если плата за использование радиочастот от пользователей перестала поступать в бюджет, то государственные налоговые администрации совместно с государственными инспекциями радиосвязи должны выявлять причины задержки или невнесения платы для того, чтобы было основание для применения мер воздействия (административной ответственности - наложение административного штрафа, передача материалов в судебные органы и начисление пени на суммы недоимки согласно приказу Министерства финансов Украины от 10.02.97 г. N 27 "О внесении изменений в Инструкцию об особенностях применения Декрета Кабинета Министров Украины от 21 января 1993 года N 8-93 "О взимании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей", зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 27 февраля 1997 года N 56/1860 и доведенного до сведения государственных налоговых администраций письмом от 28.02.97 г. N 19-0211/ 10-1542).
14.Контроль за поступлением средств от лицензиатов, а также в части ведения учета пользователей радиочастот, являющихся плательщиками, возложен на центр "Укрчастотнадзор" и его подведомственные региональные инспекции радиосвязи (письмо Минсвязи Украины от 16.12.96 г. N 5639). В свою очередь Государственная налоговая администрация Украины в письме от 16.01.97 г. N 18-0311/10-335 также предложила государственным налоговым администрациям в Автономной Республике Крым, областях, гг. Киеве и Севастополе установить контроль за полнотой и своевременностью поступления этой платы.
15. Центр "Укрчастотнадзор" Минсвязи Украины согласно выданным лицензиям составляет перечень плательщиков, которые должны вносить плату за использование радиочастотного ресурса, по территориальному местонахождению плательщика, то есть по городам и районам каждой отдельно взятой области, и сообщает по двум адресам:
- областным госадминистрациям электросвязи;
- областным государственным налоговым администрациям.
16.Государственные инспекции радиосвязи центра "Укрчастотнадзор" обязаны выявлять нарушителей требований по использованию радиочастотного ресурса и безлицензионного их использования с применением к ним штрафных санкций (ст. 164 Административного кодекса Украины). Эта статья - "Нарушение порядка занятия предпринимательской деятельностью" - предусматривает занятие предпринимательской деятельностью без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), если его получение, предусмотренное законодательством, влечет за собой наложение штрафа от трех до восьми не облагаемых налогом минимумов доходов граждан с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой. Законом Украины "О государственной налоговой службе в Украине" в редакции от 24 декабря 1993 года государственным налоговым администрациям не предоставлено право применять финансовые санкции к субъектам предпринимательской деятельности, у которых отсутствуют специальные разрешения (лицензии) на отдельные виды деятельности, предусмотренные статьей 4 Закона Украины "О предпринимательстве". При выявлении указанного нарушения государственным налоговым администрациям предоставлено право на основании п.11 статьи 10 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине" подавать в суды и арбитражные суды иски к предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам о взимании в доход государства средств без установленных законом оснований.
В соответствии с п.10 ст. 11 этого Закона государственные налоговые администрации имеют право привлекать к административной ответственности граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без специального разрешения (лицензии).
17.В соответствии с п.1 Положения о порядке доставки, хранения и дальнейшей реализации конфискованной, бесхозной, в виде кладов наличной иностранной валюты и такой, за которой не обратился собственник до конца срока хранения, унаследованной, по праву наследства перешедшей в собственность государства или по дарственной в его пользу, утвержденного приказом Минфина и Нацбанка от 18.12.95 г. N 202/122 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 21 декабря 1995 года N 469/1005, наличная иностранная валюта всех групп классификатора иностранной валюты доставляется в уполномоченные банки, обслуживающие учреждение, которое осуществило вышеуказанную операцию, службами инкассации и перевозок банка или самостоятельно как учреждением, так и физическим лицом.
18.Постановлением КМУ от 21 августа 1997 года N 908 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 3 апреля 1996 года N 406" внесены изменения в систему взимания платы за государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности.
19.Постановлением КМУ от 22 августа 1997 года N 914 "О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления КМУ" с целью упорядочения платы за выдачу специальных разрешений (лицензий) средства, полученные за выдачу лицензий, зачисляются соответственно: 90 процентов - в государственный бюджет, 10 процентов - на счета органов, выдающих лицензии.
