Об основаниях и документальном оформлении
бесспорного взыскания средств налоговыми администрациями

Право на бесспорное взыскание средств, предоставленное налоговым администрациям законодательством реализуется в порядке, изложенном в нескольких нормативных актах. Некоторые требования этих нормативных актов по сути защищают предприятия от необоснованного или ошибочного взыскания средств.

Начнем с требований к заполнению инкассового поручения (распоряжения) о бесспорном взыскании средств, которые содержит Инструкция Национального банка Украины от 02.08.96 г. N 7 "О безналичных расчетах в хозяйственном обороте Украины".

Пунктом 145 Инструкции N 7 установлено, что "в строке "Назначение платежа" инкассового поручения указывается название законодательного акта, которым предусмотрено право бесспорного взыскания средств (его дата, номер и соответствующий пункт) и документ, на основании которого осуществляется взыскание".

В случае, если такие сведения не указаны или указаны неправильно, банк должен возвратить инкассовое поручение без исполнения (см.п.8 Инструкции N 7).

Таким образом, без правильной ссылки на документ, устанавливающий конкретное нарушение, налоговая администрация не может осуществить безакцептное списание средств со счета недоимщика.

Однако не всегда это требование соблюдается на практике. Так, при бесспорном взыскании недоимки по налогам и другим обязательным платежам в инкассовом поручении часто указывается только законодательный акт, которым предусмотрено право бесспорного взыскания недоимки (ст.6 Декрета Кабинета Министров Украины от 21.01.93 г.N 8-93 "О взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей"), и не указывается документ, устанавливающий конкретное нарушение (например, акт проверки), что является основанием для возврата инкассового поручения взыскателю.

При взыскании штрафных санкций законодательным актом, предоставляющем налоговой администрации право бесспорного взыскания, является п.8 ст.Н Закона "О Государственной налоговой службе в Украине". Документом, в котором отражается нарушение и на основании которого может списываться сумма штрафа, является решение руководителя налоговой администрации о применении штрафных санкций за конкретное нарушение налогового законодательства, указанное в акте проверки (см. Инструкцию ГГНИУ от 20.04.95 г. "О порядке применения и взыскания финансовых санкций органами государственной налоговой службы"). Отсутствие в инкассовом поручении ссылки на решение руководителя или ссылка только на акт проверки не дают оснований для безакцептного списания суммы штрафных санкций.

Требования к документам, которые необходимо указать в инкассовом поручении, содержатся также в Инструкции ГГНИУ от 25.03.94 г. N 28 "Об особенностях применения Декрета Кабинета Министров Украины от 21.01.93 г.N 8-93". В пункте 29 этой Инструкции сказано, что "при обращении взыскания на счет дебиторов недоимщика государственная налоговая инспекция обязана указать в инкассовом поручении сумму дебиторской задолженности, номер и дату документов, которые ее подтверждают". Здесь же указано, что такими документами являются акт сверки или акт встречной проверки. При этом дата обращения взыскания на счет дебитора не может превышать месячного срока со дня составления акта, а недоимка с дебитора может взыскиваться только в пределах сумм дебиторской задолженности.

При взыскании пени, начисленной за просрочку оплаты недоимки, помимо законодательного акта и документа, на основании которого осуществляется взыскание пени, к инкассовому поручению необходимо приложить расчет пени (см. п.141 Инструкции N 7 с изменениями от 05.03.97 г.). Это требование особенно актуально ввиду сложившейся практики начисления и взыскания пени. Часто налоговая администрация, оформив проверку соблюдения налогового законодательства и установив в акте проверки недоимку, продолжает после составления акта начисление пени и затем взыскивает сумму пени, большую, чем это отражено в акте проверки. Как известно, от ошибок в расчете не застрахован никто, поэтому требование о предоставлении расчета пени защищает предприятие от необоснованного взыскания пени. К тому же начисление пени сверх сумм, указанных в акте проверки, должно быть отражено в документе, ссылку на который необходимо указать в инкассовом поручении.

Со вступлением в силу Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О системе налогообложения" от 18.02.97 г. не подлежит бесспорному взысканию задолженность по налогам и другим обязательным платежам, обязательность которых не предусмотрена статьями 14 и 15 этого Закона.

На это обстоятельство обращал внимание Высший арбитражный суд Украины в изменениях и дополнениях от 14.05.97 г. "Разъяснения Президиума ВАСУ от 02.05.95 г. "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с признанием недействительными актов государственных налоговых инспекций и обратным взысканием списанных ими в бесспорном порядке сумм". В Постановлении Национального банка Украины от 04.04.97 г. N 83 "О применении положений Закона о внесении изменений в Закон Украины "О системе налогообложения" сказано, что "коммерческие банки и учреждения НБУ обязаны возвратить взыскателям без исполнения расчетные документы на уплату налогов (обязательных платежей), обязательность которых не предусмотрена статьями 14 и 15 этого Закона".

На практике это означает, что выявленная налоговой администрацией, например, недоимка по налогу на доход не может быть в настоящее время списана в безакцептном порядке, так как налог на доход не отнесен к обязательным платежам. Разумеется, если нет основания для взыскания недоимки по налогу на доход, то нет и основания для взыскания пени и штрафных санкций, начисленных на эту недоимку.

В последнее время с принятием новых изменений в законодательстве заметна положительная тенденция, ограничивающая безакцептное списание средств со счетов предприятия. В тоже время, оставшиеся в законодательстве случаи безакцептного списания средств со счетов юридических лиц, целесообразно осуществлять с одинаковыми требованиями к документам, на основании которых осуществляется взыскание.

Так для бесспорного взыскания задолженности по налогам и другим обязательным платежам, пени и штрафных санкций Инструкция N 7 требует в платежном документе на безакцептное списание только ссылку на документ, на основании которого осуществляется бесспорное взыскание, а не приложения этого документа в оригинале. Такое облегченное требование является меньшей гарантией от ошибочного или неосновательного взыскания, чем те требования, которые Инструкция N 7 устанавливает для безакцептного списания средств на основании исполнительного документа суда. В этом случае Инструкция N 7 обязывает любого взыскателя (в том числе и налоговую администрацию) не только указать исполнительный документ суда, на основании которого осуществляется безакцептное списание, но и приложить к инкассовому поручению оригинал исполнительного документа.

Тем не менее и существующие требования к инкассовому поручению налоговой администрации являются определенной гарантией от ошибочного или неосновательного взыскания денежных средств со счета юридического лица.