О банкротстве предприятий

ВОПРОС: 1. Реалии нашей действительности свидетельствуют о том, что в условиях нестабильности экономики, денежного дефицита, скачков ценовой политики, часто меняющегося законодательства многие предприятия становятся неплатежеспособными и не могут себя защитить. Зачастую такие хозяйствующие субъекты становятся банкротами. Это новое для нашего государства понятие все чаще напоминает о себе судебными процессами, закрывающимися предприятиями, невозвращенными кредитами, потерями рабочих мест для многих наших соотечественников. Практика арбитражного рассмотрения дел о банкротстве предприятий, учреждений, организаций обнажила серьезные пробелы в законодательстве, а также показала отставание общественного сознания (в вопросах банкротства) от потребностей экономики и развития бизнеса в Украине.

Достаточно сказать, что только последние несколько лет количество дел о банкротстве, рассмотренных арбитражными судами, имело тенденцию роста. Если в 1992 году Высшим арбитражным судом было рассмотрено всего 20 дел, в 1993 году - 144, то за первый квартал 1997 года - более 3 000 дел, что почти равно количеству дел, рассмотренных в 1996 году.

Знающие люди говорят, что новое - это хорошо забытое старое, и было бы неплохо нам при разработке своей законодательной базы учитывать все положительное, что выработало человечество.

Зарубежный опыт решения проблем неплатежеспособности предприятий и регламентации процедур их банкротства насчитывает сотни лет. Начиная со средних веков в Европе издается большое количество законодательных актов по данным проблемам. И в настоящее время в развитых странах государство активно вмешивается в регулирование этих процессов.

Реформа французского законодательства о банкротстве 1985 года способствовала тому, что вместо действующих ранее правил об урегулировании проблем пассива предприятий в судебном порядке, ликвидации его имущества была введена процедура судебного восстановления предприятий, предназначенная для их сохранения, поддержания работы и обеспечения занятости, а также для очистки пассива. Кроме того, к физическим и юридическим лицам, использующим штат наемных работников, численностью до 50 человек, и к предприятиям, сумма торгового оборота которых не превышает 20 млн. франков, применяется упрощенная процедура.

В Англии в ходе реформы 1986 года в отношении обанкротившихся компаний введена новая, ранее неизвестная процедура - добровольное урегулирование долгов, при котором возможно открытие процедуры администрирования доходов компании и процедуры управления доходами компании.

Канадским законодательством о банкротстве предусматривается возможность заключения мирового соглашения по предложению банкрота или неплатежеспособного должника. При этом предполагается передача имущества должника в доверительную собственность (траст) должностного лица организации, победившей в конкурсе.

В Законе о банкротстве США 1898 года с последующими поправками предусмотрено наличие специальных судов по банкротству, осуществляющих тщательный анализ положения дел несостоятельной фирмы. В зависимости от состояния дел суд вправе назначить: учет и распределение имущества обанкротившегося предприятия между кредиторами, изыскание для должника возможности начать все сначала или осуществления процедуры "корпоративной реорганизации". Для реорганизации корпорации или фирмы существует специальная процедура судебного попечительства, т.е. назначается специальный чиновник, поверенный или попечитель, и под его руководством создается специальная комиссия, специализирующаяся по проблемам деятельности фирмы. Примечательно, что процедура "корпоративной реорганизации" направлена на поддержку крупных предприятий и фирм, а, для мелких и средних предприятий нередко имеют место случаи, когда долги по решению суда прощаются: если кредиторы не несут больших убытков, если кредиты выдавались под заведомо грабительские проценты, если предприятие-банкрот имеет устойчивые перспективы развития, и т.п. Но если неудачливую фирму вновь постигнет финансовый крах, то она в течение последующих шести лет не имеет права обращаться в суд за помощью по делам о банкротстве.

Проект Закона России "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривает мораторий - новый механизм восстановления платежеспособности должника в период осуществления внешнего управления. В случае моратория приостанавливается реализация судебных решений и иных исполнительных документов о взыскании с должника задолженности, возникшей по обязательствам, срок исполнения по которым наступил до введения моратория. В этот период не будут начисляться финансовые санкции и неустойки.

Ни для кого уже не секрет, что несовершенство многих положений нашего Закона, при наличии даже разъяснения Высшего арбитражного суда об их применении, затрудняет использование Закона на практике.

Нашему законодателю наверняка еще предстоит тщательно разобраться в плюсах и минусах различных систем несостоятельности (банкротства) предприятий и определить, что для нас важнее: мировое соглашение кредитора с должником, в соответствии с которым он получит лишь 15 - 20 центов на 1 доллар долга, обоснованно полагая, что лучше получить хоть что-нибудь, чем не получить ничего ("продолжниковская" система), или "прокредиторская" система, заключающаяся в жестком контроле за сохранностью активов должника и оперативной его ликвидации.

Учитывая, что новое в законодательстве о банкротстве появится еще не скоро, а интерес к данной проблеме, судя по письмам наших читателей, возрастает, рассмотрим некоторые особенности применения Закона Украины "О банкротстве" (далее - Закон) в ответах на их вопросы. Какими нормативными документами регулируются вопросы банкротства предприятий в Украине?

ОТВЕТ: 1. Прежде всего следует иметь в виду, что проблема банкротства в Украине регулируется Законом Украины от 14.05.92 г. N 2343 "О банкротстве". Кроме того, отдельные вопросы регулируются некоторыми другими законодательными актами: Законами Украины от 07.02.91 г. N 698 "О предпринимательстве", от 07.02.91 г. N 697 "О собственности", от 27.03.91 г. N 887 "О предприятиях", от 19.09.91 г. N 1576 "О хозяйственных обществах", от 20.03.91 г. N 872 "О банках и банковской деятельности", от 01.03.91 г. N 803 "О занятости населения", от 10.04.92 г. N 2269 "Об аренде государственного имущества", от 22.05.97 г. N 283 "О налогообложении прибыли предприятий".

Наряду с законами отношения в сфере банкротства определяются и другими нормативными актами, среди которых: Указ Президента Украины от 17.06.96 г. N 435 "О создании Агентства по вопросам предупреждения банкротства предприятий и организаций", постановление Кабинета Министров Украины от 08.02.94 г. N 67 "Положение о порядке проведения санации государственных предприятий", постановление Кабинета Министров Украины от 06.11.95 г. N 891 "Об утверждении Положения о порядке передачи в коммунальную собственность общегосударственного жилищного фонда, находящегося в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий, учреждений, организаций", постановление Кабинета Министров Украины от 25.11.96 г. N 1403 "О Положении о реестре неплатежеспособных предприятий и организаций".

Данный перечень нормативных документов был бы неполным без некоторых кодифицированных документов: Арбитражно-процессуального кодекса Украины (далее - АПКУ), Гражданско-процессуального кодекса Украины (далее - ГПКУ), Уголовного кодекса Украины (далее - УКУ) и Гражданского кодекса Украины (далее - ГКУ), а также Кодекса законов о труде Украины (далее - КЗоТ).

2. Существует ли уголовная ответственность за сокрытие банкротства в Украине?

2. В соответствии с Законом Украины от 28.01.94 г. "О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Украины и Кодекс Украины об административных правонарушениях" Уголовный кодекс дополнен статьями 156/2 "Сокрытие банкротства" и 156/3 "Фиктивное банкротство".

Статьей 156/2 предусмотрена ответственность за умышленное сокрытие гражданином - учредителем или собственником предприятия, а также должностным лицом этого предприятия своей стойкой финансовой несостоятельности путем представления недостоверных сведений, если это нанесло крупный материальный ущерб кредитору. Такого преступление наказывается лишением свободы до двух лет или штрафом до 300 минимальных размеров заработной платы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 5 лет.

Заведомо ложное заявление вышеобозначенных субъектов о финансовой несостоятельности по выполнению требований кредиторов и обязательств перед бюджетом (ст. 156/3) наказывается штрафом от 300 до 500 минимальных заработных плат с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 5 лет. Если эти действия нанесли крупный материальный ущерб кредиторам или государству, - до 3 лет лишения свободы с конфискацией имущества либо без таковой.

3. Какова очередность удовлетворения требований кредиторов?

3. Статьей 21 Закона предусмотрено, что средства, полученные от продажи имущества банкрота, направляются прежде всего на возмещение расходов, связанных с производством по делу о банкротстве в арбитражном суде и работой ликвидационной комиссии, а также функционированием распорядителя имущества и удовлетворением требований кредиторов, обеспеченных залогом.

В первую очередь исполняются обязательства перед сотрудниками предприятия банкрота (за исключением возврата взносов членов трудового коллектива в уставный фонд предприятия либо выплат по акциям трудового коллектива).

Во вторую очередь удовлетворяются требования по государственным и местным налогам и неналоговым платежам в бюджет, а также требования органов государственного страхования и социального обеспечения.

В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов, не обеспеченные залогом.

В четвертую очередь удовлетворяются требования по возвращению взносов членов трудового коллектива в уставный фонд предприятия и выплат по акциям членов трудового коллектива.

В пятую очередь погашаются все остальные требования.

При этом важно иметь в виду, что требования каждой последующей очередности удовлетворяются лишь после полного удовлетворения требований предыдущей.

Кроме того, в случае недостаточности имущества для полного удовлетворения всех требований одной очередности претензии удовлетворяются пропорционально сумме, принадлежащей каждому кредитору.

По общему правилу требования, заявленные после окончания срока, установленного для их подачи, не рассматриваются и соответствующие долги считаются погашенными. Считаются погашенными также требования, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества.

В соответствии со статьей 22 Закона и письмом Высшего арбитражного суда Украины от 16.10.95 г. N 01-8/732 в случае, если имущества банкрота хватило, чтобы удовлетворить все требования кредиторов, он считается свободным от долгов и продолжает свою предпринимательскую деятельность. Арбитражный суд может вынести определение о реорганизации (ликвидации) юридического лица, освободившегося от долгов, только в случаях, когда у него осталось имущественных активов меньше, чем требуется для его функционирования согласно законодательству, или по ходатайству собственников его имущества.

4. Должен ли арбитражный суд, разрешая спор о возмещении ущерба, считать способствующим увеличению размеров убытков то обстоятельство, что кредитор не воспользовался своим правом подать заявление о признании должника банкротом?

4. Закон Украины "О банкротстве" предоставляет право, а не обязывает кредитора обращаться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве. Поэтому если кредитор не воспользовался своим правом, данное обстоятельство нельзя считать свидетельствующим о непринятии мер к уменьшению убытков (согласно письму Высшего арбитражного суда Украины от 07.03.96 г. N 01-8/106).

5. Каков порядок исполнения решения суда по возврату денежных средств физическому лицу из коммерческого банка в случае, когда у банка отозвана лицензия, но банк еще не объявлен банкротом и не создана ликвидационная комиссия?

5. Реализация решения по выданному исполнительному листу, согласно статье 350 ГПКУ, осуществляется судебными исполнителями в районных, городских народных судах. При этом следует иметь в виду, что исполнительный лист необходимо передать, в соответствии с пунктом 8 Инструкции об исполнительном производстве, утвержденной приказом Министерства юстиции СССР от 15.11.85 г. N 22, и статьей 353 ГПКУ судебному исполнителю, состоящему в суде по месту нахождения органа или имущества должника - юридического лица (т.е. судебному исполнителю, состоящему в суде, в юрисдикцию которого входит адрес, указанный в учредительных документах должника или в договоре, либо по месту нахождения кредитной организации, в которой хранятся деньги должника).

Судебный исполнитель реализацию решения начинает с отправления должнику повестки о добровольном исполнении судебного решения (ст. 361, ГПКУ). В случае отказа должника добровольно исполнить судебное решение судисполнитель направляет исполнительный документ в банк, где открыт его корреспондентский счет. Взысканная сумма перечисляется на расчетный счет истца.

6. В установленном порядке арендатор признан банкротом. Каковы последствия данного решения относительно арендуемого имущества?

6. В соответствии со статьями 26, 27, 30 Закона Украины от 10.04.92 г. N 2269 "Об аренде государственного имущества", статьей 15 Закона Украины "О банкротстве" договор аренды прекращается в случае банкротства арендатора. При этом важно иметь в виду, что арендатор, допустивший ухудшение состояния арендованного имущества или его гибель, обязан возместить арендодателю ущерб, если не докажет, что ухудшение или гибель имущества произошли не по его вине.

Кроме того, Законом предусмотрено право арендатора оставить за собой проведенные им улучшения арендованного имущества, осуществленные за счет собственных средств, если они могут быть отделены от имущества без причинения ему ущерба.

Если арендатор за счет собственных средств осуществил с согласия арендодателя улучшение арендованного имущества, которое невозможно отделить от имущества без причинения ему ущерба, арендодатель обязан компенсировать ему указанные средства, если иное не определено договором аренды.

В случае когда улучшение арендованного имущества проведено арендатором без согласия арендодателя и его невозможно отделить без ущерба для имущества, стоимость улучшения компенсации не подлежит.

В случае банкротства арендатора последний отвечает за свои долги имуществом, принадлежащим ему по праву собственности, поэтому удовлетворение исковых требований за счет государственного имущества, переданного арендатору в аренду, невозможно.

7. Вправе ли ликвидационная комиссия требовать от кредитора получения имущества должника вместо денег?

7. Высший арбитражный суд Украины письмом от 30.09.96 г. N 01-8/342 определил, что, исходя из содержания пункта 2 статьи 5 Закона, кредитор обращается с заявлением о признании банкротом должника, который не может удовлетворить признанные им претензии или выплатить долг по исполнительному документу в денежном выражении. Поэтому ликвидационная комиссия не вправе требовать от кредитора получения любого имущества вместо денег. В соответствии со статьей 16 Закона реализация имущества должника возложена на ликвидационную комиссию. Если эта обязанность не исполнена, основания для утверждения ликвидационного баланса отсутствуют. Очередность удовлетворения претензий кредитора определяется статьей 21 Закона.

8.В каком случае арбитражный суд вправе прекратить рассмотрение дела о банкротстве?

8. Арбитражный суд, согласно статье 80 АПКУ, прекращает рассмотрение дела в случае:

- отсутствия предмета спорах;

- когда рассмотрение дела не подлежит решению в арбитражных судах Украины;

- когда есть решение арбитражного суда, который ранее разрешил хозяйственный спор между теми же сторонами, о том же предмете и на тех же основаниях;

- если истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом;

- если заявитель не принял мер доарбитражного урегулирования спора в установленном порядке и возможность такого урегулирования утеряна.

Кроме того, рассмотрение дела прекращается, когда:

- должник не является юридическим лицом, или не включен в Государственный реестр субъектов предпринимательской деятельности, или находится за пределами Украины;

- подано заявление о признании банкротства юридического лица, которое ликвидировано или реорганизовано;

- утверждены условия санации юридического лица - должника в соответствии со статьей 12 Закона;

-утвержден ликвидационный баланс (ст. 22 Закона);

- должник выполнил обязательства перед кредиторами или когда на его заявление кредиторы не выдвинули имущественных претензий (ст. 10 Закона).

9.При наличии каких оснований арбитражный суд оставляет заявление кредитора или должника без рассмотрения?

9. В соответствии со статьей 81 АПКУ и разъяснением Высшего арбитражного суда Украины от 15.04.93 г. N 01-6/481 арбитражный суд оставляет заявление кредитора, должника или лица, желающего принять участие в санации должника, без рассмотрения, если:

а) оно подписано лицом, не имеющим права подписывать его, или лицом, должностное положение которого не определено;

б) заявление отозвано с соблюдением требований статьи 6 Закона;

в) кредитор, по заявлению которого было возбуждено дело о банкротстве, не обратился в учреждение банка за получением с должника задолженности, которая в соответствии с законодательством должна быть получена через банк;

г) кредитор без уважительных причин не представил истребованные арбитражным судом документы, подтверждающие его имущественные требования к должнику.

10.Имеет ли арбитражный суд основания для прекращения дела о банкротстве в случае отсутствия имущества, должника?

10. Руководствуясь статьей 22 Закона и письмом Высшего арбитражного суда Украины от 10.06.96 г. N 01-8/207 "О некоторых вопросах практики применения отдельных норм действующего законодательства при разрешении споров", арбитражный суд в случае, когда ликвидационная комиссия не обнаружила имущества должника, по результатам рассмотрения ликвидационного баланса выносит определение о его утверждении и прекращении дела о банкротстве.

Если при рассмотрении ликвидационного баланса арбитражный суд придет к выводу, что ликвидационная комиссия не исполнила возложенных на нее обязанностей, он вправе назначить новых ликвидаторов.

11. Нужно ли согласие кредитора на реорганизацию или ликвидацию должника, если таковы условия санации и имеется согласие кредитора на перевод долга?

11. В соответствии со статьей 12 Закона Украины "О банкротстве" согласие кредиторов требуется лишь при определении сроков исполнения обязательств санатором и на перевод долга. Поэтому вопросы реорганизации или ликвидации должника не подлежат обязательному согласованию с кредитором. Условия санации, в соответствии с частью 4 данной статьи, утверждаются арбитражным судом.

12. При каких обстоятельствах трудовой коллектив вправе требовать передачи ему обанкротившегося предприятия?

12. Всоответствии с Законом Украины от 25.02.94 г. N 4036-12 "О внесении изменений и дополнений в Закон Украины "О банкротстве", внесшим изменения в статью 12 Закона Украины "О банкротстве", в случае, когда возбуждено производство по делу о банкротстве государственного предприятия, коллектив этого предприятия имеет право требовать передачи ему предприятия в аренду при условии принятия на себя долгов предприятия-должника.

13. Куда относятся денежные средства, полученные предприятием-кредитором после ликвидационной процедуры с банкротом?

13. Приказом Государственной налоговой администрации Украины от 28.07.97 г. N 256 "Об утверждении Порядка уведомления об уменьшении валового дохода по операциям, связанным с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг)" определено, что денежные средства, полученные кредитором-налогоплательщиком вследствие завершения ликвидационной процедуры с предприятием-банкротом, включаются в состав валового дохода и отражаются в соответствующей строке декларации.

Задолженность, которая осталась непогашенной вследствие недостаточности имущества юридического лица, объявленного банкротом в установленном порядке, считается безнадежной и отражается налогоплательщиком в составе валовых расходов.

14. Имеет ли право кредитор или иное заинтересованное лицо отказаться от исполнения полномочий члена ликвидационной комиссии?

14. Высший арбитражный суд Украины в своем разъяснении от 15.04.93 г. N 01-6/481 определил, что в случае уклонения кредиторов, банков, финансовых органов, а также Фонда государственного (коммунального) имущества, если банкротом признано государственное предприятие, от участия в работе ликвидационной комиссии и исполнения полномочий ликвидаторов арбитражный суд вправе, в соответствии со статьей 119 АПК, взыскать с виновного штраф в размере до 50 % от суммы исполнения или 1 000 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

15. Может ли быть субъектом банкротства потребительское общество?

15. Согласно пункту 1 статьи 18 Закона Украины "О потребительской кооперации" реорганизация и ликвидация потребительского общества осуществляются в случае его банкротства по решению арбитражного суда.

Следовательно, по определению Высшего арбитражного суда Украины (письмо от 24.01.97 г. N 01- 8/23 "О некоторых вопросах практики применения отдельных норм действующего законодательства при разрешении споров") потребительское общество может быть субъектом банкротства.

16. Каковы пределы обеспечения имущественных требований кредиторов хозяйственными обществами?

16. Разрешая вопросы о применении к должнику - обществу с ограниченной ответственностью мер обеспечения имущественных требований кредиторов, Высший арбитражный суд Украины в своем разъяснении от 22.11.94 г. N 01-8/847 "О некоторых вопросах практики применения отдельных норм действующего законодательства при разрешении споров" подчеркнул, что при необходимости наложения ареста на имущество должника - общества с ограниченной ответственностью следует учитывать, что его участники несут ответственность только в пределах их вкладов, а не личным имуществом (ст. 50 Закона Украины "О хозяйственных обществах").

В соответствии со статьей 65 Закона Украины "О хозяйственных обществах" участники общества с дополнительной ответственностью отвечают по его долгам своими взносами в уставный фонд, а при недостаточности этих сумм дополнительно принадлежащим им имуществом в одинаковом для всех участников кратном размере к взносу каждого участника.

Если при ликвидации полного общества оказывается, что имеющегося имущества не хватает для уплаты всех долгов, за общество в недостающей части несут солидарную ответственность его участники всем своим имуществом, на которое может быть обращено взыскание. Участник общества отвечает за долги общества независимо от того, возникли они после или до его вступления в общество (ст. 74 Закона Украины "О хозяйственных обществах").

17. Какие существуют гарантии для работников предприятий, учреждений, организаций при их увольнении по причине банкротства хозяйствующего субъекта?

17. Прежде всего следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 40 КЗоТ Украины расторжение трудового договора, заключенного на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия по инициативе собственника или уполномоченного органа возможен лишь в случае изменений в организации производства и труда, в том числе ликвидации, реорганизации или перепрофилирования предприятия, учреждения, организации, сокращения численности или штата работников. По общему правилу не допускается увольнение работника по инициативе администрации, когда он находится в отпуске или в период временной его нетрудоспособности.

Однако это правило не распространяется на работников в случае полной ликвидации предприятия.

За работниками, уволенными с предприятий, учреждений, организаций в связи с их банкротством, сохраняется средняя заработная плата на период трудоустройства, но не более чем на три месяца со дня увольнения с учетом выплаты выходного пособия. В случае если перерыв в работе сотрудника после увольнения не превышает трех месяцев, у него сохраняется непрерывный трудовой стаж (ст. 49/3 КЗоТ).

Важно подчеркнуть, что при отсутствии возможности самостоятельного трудоустройства на работника распространяются гарантии, предусмотренные Законом Украины "О занятости населения".

18. Какие компенсации предусмотрены работникам, уволенным с предприятия по причине его банкротства?

18. Законом Украины от 01.09.91 г. N 803 "О занятости населения" предусмотрено, что государство содействует незанятым гражданам в возобновлении их трудовой деятельности и обеспечивает им различные компенсации:

- выплату стипендий в период профессиональной подготовки или переподготовки и включение данного периода в общий и непрерывный трудовой стаж;

- выплату в установленном порядке пособий по безработице;

- предоставление дополнительной материальной помощи безработному и членам его семьи с учетом лиц преклонного возраста и несовершеннолетних детей, находящихся на его содержании;

- предоставление права на досрочный выход на пенсию за полтора года до установленного законодательством срока лицам предпенсионного возраста, имеющим необходимый общий трудовой стаж.

Всоответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 23.06.93 г. N 472 "Об утверждении Правил возмещения собственником предприятий, учреждений, организаций или уполномоченным им органом ущерба, причиненного работнику повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей" в случае банкротства предприятия без наличия правопреемника возмещение ущерба работнику осуществляет местный орган Фонда социального страхования.