НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК УКРАИНЫ
ПИСЬМО
от 24.09.97 г. N 13-110/1945-6961
Разъяснения
Нацбанка Украины относительно применения
п. 5 Декрета Кабинета Министров Украины
"О системе валютного регулирования и контроля"
На многочисленные вопросы относительно применения статьи 5 Декрета Кабинета Министров Украины "О системе валютного регулирования и валютного контроля" относительно выполнения поручений резидентов по перечислению за границы Украины денежных средств в виде штрафных санкций за невыполнение условий внешнеэкономических контрактов, которые устанавливаются ответственными сторонами на договорных основаниях, Национальный банк Украины разъясняет.
Согласно п. 4 а ст. 5 Декрета Кабинета Министров Украины "О системе валютного регулирования и валютного контроля", операции по осуществлению платежей в иностранной валюте, которые осуществляются резидентами за пределы Украины на выполнение обязательств в этой валюте перед нерезидентами относительно продукции, услуг, работ, прав интеллектуальной собственности и других имущественных прав, за исключением оплаты валютных ценностей, индивидуальной лицензии не требуют.
Покупка иностранной валюты на оплату штрафных санкций, которые предусмотрены во внешнеэкономических контрактах за невыполнение резидентами условий этих контрактов, является покупкой иностранной валюты на оплату имущественных прав, и потому такая операция индивидуальной лицензии также не требует.
Считаем, что основанием для перерасчета денежных средств за пределы Украины в этом случае является соответствующий внешнеэкономический контракт.
Что касается меры ответственности за несвоевременное выполнение денежных обязательств, то для решения этого вопроса в первую очередь необходимо определить, законодательство какой страны следует применять для каждого конкретного внешнеэкономического договора. Если применяется законодательство Украины, то статьей 3 Закона Украины "Об ответственности за несвоевременное выполнение денежных обязательств" от 22.11.96 г. N 543/96 установлен максимальный размер соответствующей пени не более двойной учетной ставки Национального банка Украины, которая действовала в период, за который уплачивается пеня.
Следует также отметить, что в статье 58 Гражданского кодекса Украины предусмотрено: "Если соглашение составлено с целью сокрытия другого соглашения (мнимое соглашение), то применяются правила, которые регулируют соглашение, которое стороны действительно имели в виду". То есть если судом (случай с перерасчетом за пределы Украины штрафных санкций по контракту) будет определен факт наличия мнимого соглашения, которое скрывает, например, по договору купли-продажи получение у нерезидента кредита в иностранной валюте или перерасчет за пределы Украины денежных средств без наличия индивидуальной лицензии Национального банка Украины, то к нарушителям валютного законодательства будут применяться те финансовые санкции, которые предусмотрены статьей 16 Декрета Кабинета Министров Украины "О системе валютного регулирования и валютного контроля", а именно: "за осуществление операций с валютными ценностями, которые требуют получения лицензии Национального банка Украины согласно п. 4 статьи 5 этого Декрета, без получения индивидуальной лицензии Национального банка Украины - штраф в размере, эквивалентном сумме указанных валютных ценностей, перерассчитанной в валюте Украины по обменному курсу Национального банка Украины на день осуществления таких операций".
Обращаем внимание на то, что выяснение вопросов относительно возможного умышленного невыполнения внешнеэкономических договоров с целью перечисления за пределы Украины дополнительных денежных средств, то есть наличия мнимого соглашения, не относится непосредственно к компетенции каких-либо банковских учреждений. Указанные обстоятельства могут быть установлены лишь судом или правоохранительными органами.
Владимир Бондарь, первый заместитель председателя Правления НБУ