Увага! Це є застаріла редакція документа. На останню редакцію

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА УКРАИНЫ

РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 06.08.97 г. N 02-5/276

О некоторых вопросах практики
применения Закона Украины "О предпринимательстве
"

В связи с внесением Верховной Радой Украины изменений и дополнений вЗакон Украины "О предпринимательстве" (далее - Закон) и в целях единообразного и правильного его применения Президиум Высшего арбитражного суда Украины считает необходимым дать следующие разъяснения.

1. В соответствии со статьями 1 и 2 Закона субъектами предпринимательства, то есть систематической на собственный риск деятельности по производству продукции, выполнению работ, предоставлению услуг и занятию торговлей с целью получения прибыли могут быть как юридические лица всех форм собственности, так и граждане Украины или других государств за исключениями, предусмотренными этой же статьей 2 Закона.

Разрешая споры, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, арбитражные суды должны исходить из следующего.

1.1. По содержанию части первой статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Украины арбитражному суду подведомственны споры при участии не только субъектов предпринимательской деятельности - юридических лиц, но и граждан, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и в установленном порядке приобрели статус субъекта предпринимательской деятельности.

1.2. В случае, когда из материалов дела будет установлено, что одним из учредителей предприятия, хозяйственного общества и др. (далее предприятие) является физическое лицо, которое Законом или приговором суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью или определенным видом ее, арбитражный суд не вправе, ссылаясь на пункт 1 части второй статьи 83 Арбитражного процессуального кодекса Украины (в дальнейшем АПК) и статью 48 Гражданского кодекса Украины, признавать учредительный договор недействительным полностью или в части, касающейся этого лица. В таких случаях следует выносить отдельное определение в адрес собственников имущества предприятия или уполномоченного ими органа и регистрирующего органа (статья 90 АПК).

1.3. Если вопреки требованиям действующего законодательства, в том числе части третьей статьи 2 Закона иДекрета Кабинета Министров Украины от 31.12.92 г. N 24-92 "Об упорядочении деятельности субъектов предпринимательской деятельности, созданных при участии государственных предприятий", одним из учредителей субъекта предпринимательства окажется государственное предприятие или государственный орган, призванный осуществлять контроль за деятельностью предприятий, арбитражный суд должен со ссылкой на пункт 1 части второй статьи 83 АПК признать недействительным полностью или в части относительно участия такого предприятия или органа в предпринимательской деятельности учредительный договор как противоречащий требованиям Закона (статья 48 Гражданского кодекса Украины).

В подобных случаях также не исключено вынесение отдельного определения по правилам статьи 90 АПК.

2. Закон не ограничивает субъектов предпринимательской деятельности в выборе вида их деятельности за исключениями, предусмотренными статьями 3 и 4 Закона. В этих статьях приведен перечень видов деятельности, предпринимательство в которых не применяется или которые подлежат лицензированию.

Арбитражным судам следует обратить внимание на то, что согласно части третьей статьи 3 Закона определение видов деятельности, которые подлежат лицензированию, каким-либо другим законодательством, кроме этого Закона, не допускается.

Разрешая споры, связанные с лицензированием предпринимательской деятельности, арбитражные суды должны исходить из следующего.

2.1. На основании статьи 4 Закона Кабинет Министров Украины постановлением от 17.05.94 г. N 316 утвердил Положение о порядке выдачи субъектам предпринимательской деятельности специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности (с дальнейшими изменениями и дополнениями).

Этим Положением право выдачи лицензии предоставлено соответствующим министерствам, ведомствам, государственным администрациям и исполкомам местных Советов по перечню, содержащемуся в статье 1 Положения, которые обязаны решить вопрос о выдаче лицензии в течение 30 дней со дня получения заявления или в тот же срок отказать в выдаче лицензии в письменной форме и с приведением оснований отказа.

Если субъект предпринимательской деятельности не согласен с отказом или не получил ответа в установленный законом срок, он имеет право обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения соответствующего органа об отказе в выдаче лицензии или о принуждении выдать лицензию. В последнем случае арбитражному суду следует в решении устанавливать срок для выдачи лицензии. В случае невыполнения этого решения орган, который должен выдать лицензию, может быть привлечен к ответственности, установленной статьей 119 АПК.

2.2. Согласно статье 4 названного выше Положения лицензия на осуществление определенного вида деятельности выдается на срок, определенный органом, который ее выдает, но не менее чем на 3 года. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке, установленном для ее получения. Следовательно, выдача лицензии на срок менее трех лет или отказ в продлении срока действия лицензии предоставляют субъекту предпринимательства право обратиться в суд или арбитражный суд за защитой своих интересов.

В таком же порядке решается вопрос об обоснованности решения Лицензионной палаты при Министерстве экономики Украины или органа, выдавшего лицензию, о приостановке или аннулировании ее в случаях, предусмотренных статьей 5 Положения.

3. Статьей 12 Закона (в редакции Закона Украины от 12.11.96 г.) предусмотрено, что государство гарантирует субъектам предпринимательства всех форм собственности равные возможности доступа к материально-техническим, финансовым, трудовым и другим ресурсам. А при условии поставки предпринимателем товаров (выполнения работ, предоставления услуг) для удовлетворения государственных нужд государство содействует обеспечению его материально-техническими и другими ресурсами.

Согласно статье 15 Закона выполнение работ и поставок для государственных нужд оформляется договорами, которые заключаются субъектом предпринимательства с соответствующим государственным органом. Споры, возникающие в процессе заключения, изменения, расторжения и выполнения таких договоров, разрешаются судом или арбитражным судом на общих основаниях.

Одновременно согласно части пятой статьи 15 Закона (в редакции Закона Украины от 13.07.95 г.) не допускается принятие государственными органами актов, которые определяют привилегированное положение субъектов предпринимательской деятельности одной из форм собственности относительно субъектов предпринимательской деятельности других форм собственности. В случае принятия государственным органом такого акта арбитражный суд на основании части первой статьи 83 АПК должен отказать в удовлетворении требований, основывающихся на этом акте.

4. На основании пункта 1 статьи 21 Закона Украины "О предприятиях в Украине" отношения предприятия с другими предприятиями, организациями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности осуществляются на основе договоров. Субъекты предпринимательства свободны в выборе предмета договора, определении обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений, не противоречащих законодательству Украины.

Разрешая споры, связанные с предпринимательской деятельностью, арбитражный суд должен руководствоваться нормами гражданского законодательства, то есть в зависимости от предмета обязательства взаимоотношения сторон могут оформляться договорами поставки, подряда, купли-продажи и др.

5 .В соответствии со статьей 1 Закона Украины "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности" от 23.03.96 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Украины от 12.07.96 г.) такие виды предпринимательства, как розничная торговля, торговля иностранной валютой и предоставление услуг в сфере игорного бизнеса могут осуществляться только при наличии патента, порядок получения которого установлен этим Законом.

Закон Украины "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности" (далее - Закон о патентовании) не определяет порядок разрешения споров, которые могут возникать в связи, например, с отказом в выдаче патента, его аннулированием и др. Поэтому арбитражные суды должны руководствоваться общими нормами АПК относительно разрешения споров, исходя из субъектного состава участников таких споров.

6. Закон о патентовании требует от субъекта предпринимательской деятельности получения патента на право заниматься розничной торговлей и организацией игорного бизнеса. В соответствии со статьей 4 Закона Украины "О предпринимательстве" эти же виды деятельности должны лицензироваться, то есть субъекты предпринимательства, которые осуществляют такую деятельность, обязаны получить на нее разрешение (лицензию). Исходя из того, что лицензии на осуществление торговой деятельности и игорного бизнеса выдаются соответствующими государственными администрациями или исполнительными органами местных Советов народных депутатов (пункт 19 статьи 1 Положения о порядке выдачи субъектам предпринимательской деятельности специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности в редакции постановления Кабинета Министров Украины от 19.08.96 г. N 975), а патенты - налоговыми органами по месту нахождения субъекта предпринимательской деятельности, следует прийти к выводу, что для осуществления указанных видов деятельности субъект предпринимательства должен иметь как лицензию, так и патент. В случае, когда субъект предпринимательской деятельности имеет структурные (обособленные) подразделения, торговый патент приобретается отдельно для каждого структурного (обособленного) подразделения (торговой точки).

7. В статье 8 Закона приведен исчерпывающий перечень документов, которые представляются для регистрации субъекта предпринимательства. В этот перечень не включены ни лицензия, ни патент на право осуществлять тот или иной вид деятельности. Арбитражные суды, разрешая споры, возникающие в процессе заключения или выполнения договоров, связанных с предпринимательской деятельностью, обязаны проверять ее соответствие действующему законодательству и в случае отсутствия у субъекта предпринимательства патента и лицензии признавать такие договоры недействительными, поскольку они не отвечают требованиям Закона (статья 48 Гражданского кодекса Украины).

Если арбитражный суд установит, что соглашение заключено на такой вид деятельности, предпринимательство в котором не применяется (статьи 3 и 4 Закона), это соглашение следует признать недействительным как противоречащее интересам государства с последствиями, предусмотренными статьей 49 Гражданского кодекса Украины.

8. Закон предусматривает право субъекта предпринимательской деятельности на возмещение убытков, причиненных ему государственными органами, юридическими лицами или гражданами (часть четвертая статьи 12, часть третья статьи 13, часть шестая статьи 15 Закона). Споры о возмещении убытков разрешаются судом или арбитражным судом. Причиненный ущерб подлежит возмещению в полном объеме (статьи 203 и 440 Гражданского кодекса Украины).

9. По вопросам, связанным с применением статьи 8 Закона, следует руководствоваться разъяснениями Президиума Высшего арбитражного суда Украины от 12 сентября 1996 года N 02-5/334 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией предприятий".

10. В связи с изданием настоящего разъяснения считать утратившим силу Инструктивное разъяснение Высшего арбитражного суда Украины от 25 октября 1991 года N 1Р-01-11/2.

Первый заместитель Председателя
Высшего арбитражного суда Украины
Н.ГРЕЧКОВСКИЙ