О налогообложении прибыли предприятий

ВОПРОС: 1. Фирма получила безвозвратную финансовую помощь (денежные средства) от гражданина, который не зарегистрирован как субъект предпринимательской деятельности. Согласно прежней редакции Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" эта помощь не облагалась налогом на прибыль. А что изменилось с 1 июля 1997 года?

2. На предприятии в 1997 году применяется кассовый метод определения реализации. 26 мая 1997 года предприятие отгрузило на сумму 3 700 грн. товар, плата за который поступит, согласно договору, в августе 1997 года. Как отразить эту операцию в июле 1997 года в связи с принятием нового Закона?

3. Фирма арендует у физического лица персональный компьютер для производственных нужд. Куда отнести арендную плату по такому договору с 1 июля 1997 года?

4. Наша фирма арендует жилое помещение (квартиру) у гражданина, используя его как офис. Включается ли арендная плата по такому договору в валовые расходы?

5. Какие налоги включаются в состав валовых расходов предприятия с 01.07.97 г.?

6. В соответствии с новым Законом Украины "О налоге на добавленную стоимость" предприятие может зарегистрироваться в налоговой администрации как плательщик НДС. Плата за регистрацию - 17 грн. Куда отнести данную сумму?

7. Сотруднику нашего предприятия пришло приглашение из Франции на участие в конференции. Тема конференции совпадает с тематикой нашей производственной деятельности. Можно ли затраты на такую командировку отнести к валовым расходам?

8. Куда отнести с 01.07.97 г. комиссионные, уплаченные коммерческому банку, за покупку (продажу) иностранной валюты?

9. Куда отнести с 01.07.97 г. сумму, причитающуюся таможенному брокеру, при оформлении продукции на экспорт?

10. По бартерному договору с украинской фирмой предприятие в июле получило товары на сумму 8 700 грн., а отгрузка будет осуществлена только в октябре. Как отразить в налоговом учете III квартала 1997 года эту операцию?

11. Один из двух учредителей нашего предприятия является также учредителем другой фирмы. Являются ли наше предприятие и эта фирма "связанными лицами"?

12. На валютный счет предприятия 8 июля 1997 года поступило 5 780 долларов США как предоплата по договору купли-продажи. Предприятие продало эти доллары 12.07.97 г. На полученные гривни оно в августе приобретет товар и отправит его на экспорт в октябре. Каким образом отразить эти операции для расчета авансовых платежей в июле?

ОТВЕТ: 1.1 июля 1997 года вступил в действие Закон Украины от 22.05.97 г. N 283/97-ВР "О внесении изменений в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" (далее - Закон), нормами которого эта сумма включается в объект налогообложения. А именно: пункт 4.1.6 Закона гласит, что в состав валовых доходов включаются суммы безвозвратной финансовой помощи, полученной налогоплательщиком в отчетном периоде, за исключением случаев, когда такая безвозвратная финансовая помощь получается неприбыльными организациями в порядке, определенном пунктом 7.11 Закона, или такие операции осуществляются между налогоплательщиком и его обособленными подразделениями, не имеющими статуса юридического лица.

Таким образом, безвозвратная финансовая помощь в виде денежных средств, полученная предприятием от физического лица, с 1 июля 1997 года облагается налогом на прибыль.

Для целей налогообложения с июля 1997 года любое из событий, которое произошло ранее, то ли отгрузка продукции, то ли поступление денежных средств на расчетный счет - предоплата, увеличивает валовые доходы предприятия (пп. 11.3.1 Закона). Но в соответствии с пунктом 22.14 Закона "датой увеличения валовых доходов налогоплательщика для товаров (работ, услуг), отгруженных (выполненных, оказанных) до вступления в силу Закона, по которым не проведена оплата их стоимости покупателями, является дата зачисления средств на расчетный счет налогоплательщика в оплату таких товаров (работ, услуг), кроме налогоплательщиков, применяющих порядок, по которому выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется по стоимости отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), указанных в оформленных для оплаты покупателем расчетных документах".

Таким образом, эта операция для целей налогообложения будет отражаться только в августе 1997 года, когда денежные средства поступят на расчетный счет предприятия.

Согласно пункту 1.18 Закона, который вступил в действие с 1 июля 1997 года, "лизинговая (арендная) операция - хозяйственная операция физического или юридического лица (арендодателя), предусматривающая передачу основных фондов или земли в пользование другим физическим или юридическим лицам (арендаторам) под процент и на определенный срок. ...

Лизинговые (арендные) операции осуществляются в виде оперативного лизинга (аренды), финансового лизинга (аренды), возвратного лизинга (аренды), аренды земли и аренды жилых помещений", и в соответствии с пунктом 5.5.1 Закона "в состав валовых расходов включаются любые затраты, связанные с выплатой или начислением процентов по долговым обязательствам (в том числе по любым кредитам, депозитам или в виде арендной платы) в течение отчетного периода, если такие выплаты или начисления осуществляются в связи с ведением хозяйственной деятельности налогоплательщика".

Таким образом, с 1 июля 1997 года арендная плата, выплачиваемая физическому лицу за персональный компьютер, используемый для производственных нужд предприятия, включается в валовые расходы.

Аренда жилых помещений - одна из разновидностей лизинговых (арендных) операций (п. 1.18 Закона Украины от 22.05.97 г. N 283/97-ВР "О внесении изменений в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий"). Согласно пункту 18.5 Закона "Аренда жилых помещений - это хозяйственная операция, предусматривающая предоставление жилого дома или квартиры ее собственником в пользование другому физическому или юридическому лицу на определенный срок или бессрочно, для целевого использования и за арендную плату... Величина арендной платы, уплачиваемой юридическими лицами, регулированию не подлежит.

Порядок осуществления операций по аренде жилых помещений устанавливается Кабинетом Министров Украины в соответствии с положениями Жилищного кодекса Украины".

А в состав валовых расходов арендная плата включается на основании подпункта 5.5.1 Закона.

В состав валовых расходов предприятия на основании пункта 5.2.5 Закона включаются "суммы внесенных (начисленных) налогов, сборов (обязательных платежей), установленных Законом Украины "О системе налогообложения", за исключением налогов и сборов, предусмотренных подпунктами 5.3.3, 5.3.4, и пени, штрафов, неустоек, предусмотренных подпунктом 5.3.5 статьи 5".

Исходя из вышеизложенного с учетом Закона Украины от 18.02.97 г. N 77/97-ВР "О внесении изменений в Закон Украины "О системе налогообложения" и подпунктов 5.3.3, 5.3.4 и 5.3.5 Закона в состав валовых расходов включаются следующие налоги и сборы (обязательные платежи):

- налог на добавленную стоимость, в том случае если он входит в цену приобретенных товаров (работ, услуг), стоимость которых относится к валовым расходам и предприятие не зарегистрировано как плательщик налога на добавленную стоимость. В других случаях НДС не включается в состав валовых расходов;

- акцизный сбор, если он входит в цену приобретенных товаров (работ, услуг), стоимость которых относится к валовым расходам предприятия;

- пошлина;

- государственная пошлина;

- плата (налог) за землю.

Для налогоплательщиков, основной деятельностью которых является производство сельскохозяйственной продукции, в состав валовых расходов включается плата за землю, которая не используется в сельскохозяйственном обороте, а сумма начисленного налога на прибыль уменьшается на сумму налога за землю, которая используется в сельскохозяйственном обороте;

- рентные платежи:

- налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов;

- сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета;

- сбор за специальное использование природных ресурсов;

- сбор за загрязнение окружающей природной среды;

- сбор в Фонд для осуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения;

- сбор на обязательное социальное страхование;

- сбор на обязательное государственное пенсионное страхование;

- сбор в Государственный инновационный фонд;

- отчисления и сборы, предусмотренные Законом Украины "Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины";

- налог с рекламы;

- коммунальный налог;

- гостиничный сбор;

- сбор за припарковку автотранспорта;

- рыночный сбор:

- сбор за право использования местной символики;

- сбор за право проведения кино- и телесъемок:

- сбор за проведение местного аукциона, конкурсной распродажи и лотерей;

- сбор за проезд по территории приграничных областей автотранспорта, который следует за границу;

- сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг.

Всоответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 09.06.97 г. N 540 "О мерах в связи с введением в действие Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" стоимость бланков регистрационного заявления и свидетельства о регистрации устанавливается в размере одного не облагаемого налогом минимума доходов граждан и возмещается налогоплательщиками.

Согласно подпункту 5.4.7 Закона "любые затраты на приобретение лицензий и других специальных разрешений, выданных государственными органами на ведение хозяйственной деятельности, включая плату за регистрацию предприятия в органах государственной регистрации, кроме затрат на приобретение торговых патентов, установленных Законом Украины "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности", включаются в валовые расходы предприятия.

Да, можно. На основании подпункта 5.4.8 Закона "любые затраты на командировки могут быть включены в состав валовых расходов налогоплательщика при наличии подтверждающих документов относительно связи такой командировки с основной деятельностью такого налогоплательщика приглашений принимающей стороны, деятельность которой совпадает с деятельностью налогоплательщика; заключенного договора (контракта); других документов, которые устанавливают или удостоверяют желание установить гражданско-правовые отношения; документов, которые свидетельствуют об участии командированной стороны в переговорах, конференциях или симпозиумах, проводимых по тематике, которая совпадает с основной деятельностью налогоплательщика".

Любые затраты, связанные с оплатой услуг других лиц, осуществляющих конверсионные (обменные) операции с иностранной валютой, включаются в валовые расходы предприятия на основании подпункта 7.3.7 Закона.

В соответствии с подпунктом 5.2.1 Закона в состав валовых расходов предприятия включаются "суммы любых расходов, уплаченных (начисленных) в течение отчетного периода в связи с подготовкой, организацией, ведением производства, реализацией продукции (работ, услуг)...".

Поэтому сумма, причитающаяся (или уплаченная) таможенному брокеру за оформление продукции на экспорт (или при получении импортной продукции), относится к валовым расходам предприятия.

Всоответствии с пунктом 1.19 Закона "бартер (товарный обмен) хозяйственная операция, предусматривающая проведение расчетов за товары (работы, услуги) в любой иной форме, нежели денежная, включая любые виды зачета и погашения взаимной задолженности, в результате которых не предусматривается зачисление средств на счета продавца для компенсации стоимости таких товаров (работ, услуг)". Так как предприятие получило товар по бартерному договору в июле 1997 года, то, согласно подпункту 11.3.4 Закона, в июле же и будет увеличен валовой доход на сумму 8 700 грн., так как "датой увеличения валового дохода в случае осуществления бартерных (товарообменных) операций считается какое-либо из событий, произошедших ранее:

или дата отгрузки товаров, а для работ (услуг) - дата фактического представления результатов работ (услуг) налогоплательщиком;

или дата оприходования товаров, а для работ (услуг) - дата фактического получения результатов работ (услуг) налогоплательщиком".

А вот валовые расходы, согласно подпункту 11.2.3 Закона, будут увеличены только в октябре 1997 года на эту же сумму - 8 700 грн.

Всоответствии с пунктом 1.26 Закона "связанное лицо - лицо, соответствующее какому-либо из нижеприведенных признаков:

... физическое лицо или члены семьи физического лица, которые осуществляют контроль над налогоплательщиком. ...

Под осуществлением контроля подразумевается владение непосредственно или через большинство связанных физических или юридических лиц наибольшей долей (паем, пакетом акций) уставного фонда налогоплательщика, или управление большинством голосов в руководящем органе такого налогоплательщика, или владение долей (паем, пакетом акций) не меньше 20 процентов от уставного фонда налогоплательщика.

Для физического лица общая сумма владения долей уставного фонда налогоплательщика (голосов в руководящем органе) определяется как общая сумма корпоративных прав, принадлежащая такому физическому лицу, членам семьи такого физического лица и юридическим лицам, которые контролируются таким физическим лицом или членами его семьи".

Таким образом, ваше предприятие и другая фирма являются "связанными лицами".

После вступления в силу Закона с 01.07.97 г. налоговый учет операций с расчетами в иностранной валюте изменился (будет ли изменен бухгалтерский учет таких операций - пока не известно). Для того чтобы разобраться в поставленном вопросе, следует выделить несколько этапов:

I этап

На валютный счет предприятия 08.07.97 г. поступило 5 780 долларов США.

Курс НБУ на 08.07.97 г. - 1,85 за 1 доллар США.

Поскольку в соответствии с подпунктом 11.3.1 пункта 11.3 Закона датой увеличения валового дохода предприятия считается та, которая приходится на налоговый период, в течение которого происходит какое-либо из событий, случившихся ранее: или дата зачисления средств от покупателя (заказчика) на банковский счет налогоплательщика для оплаты товаров (работ, услуг), подлежащих реализации, или дата отгрузки товаров, то в июле увеличивается валовой доход предприятия. Величина, на которую он увеличивается, определена подпунктом 7.3.1 Закона, а именно: на сумму дохода, полученного в иностранной валюте в связи с продажей товаров (работ, услуг) в течение отчетного периода, пересчитанную в гривни по официальному валютному (обменному) курсу Национального банка Украины, который действовал на дату получения (начисления) таких доходов и который подлежит пересчету в связи с изменением обменного курса гривни в течение такого отчетного периода.

То есть валовой доход предприятия в июле увеличивается на сумму 10 693 грн. (5 780 долларов США х 1,85).

Балансовая стоимость полученной иностранной валюты также составляет 10 693 грн. (пп. 7.3.1 Закона).

Сумма кредиторской задолженности также составляет 10 693 грн. (пп. 7.3.3 Закона).

II этап

Например, 12.07.97 г. предприятие продало 5 780 долларов США по курсу 1,83 и заплатило комиссионные банку в размере 107 грн.

В этом случае в июле валовой доход предприятия увеличивается на сумму гривен, полученных от покупателя иностранной валюты (пп. 7.3.5 Закона), т.е. на 10 577 грн. (5 780 долларов США х 1,83), а валовые расходы - на сумму балансовой стоимости проданной валюты (10 693 грн.) и сумму комиссионных, уплаченных банку за продажу валюты (согласно пп. 7.3.7 Закона), т.е. на сумму 107 грн.

Полный валовой доход за июль по этим операциям:

10 697 грн. + 10 577 грн. = 21 274 грн.

Валовые расходы составят:

10 697 грн. + 107 грн. = 10 804 грн.

Налогооблагаемая прибыль по этим операциям для расчета авансовых платежей за июль:

21 274 грн. - 10 804 грн. = 10 470 грн.

Исходя из подпункта 7.3.6 Закона при закрытии отчетного периода кредиторская задолженность в иностранной валюте пересчитывается в гривни по официальному валютному (обменному) курсу Национального банка Украины, действовавшему на последний рабочий день отчетного периода (например, в данном случае курс НБУ составит 1,86). При этом положительная разница включается в валовые доходы, отрицательная - в валовые расходы налогоплательщика-кредитора.

В данном случае в конце отчетного периода валовой доход увеличится на сумму:

5 780 долларов США х (1,86 - 1,85) = 57,8 грн.