документiв в базi
535739
Подiлитися 
  1993-12-231995-02-281999-07-162001-07-112003-05-222003-11-202011-01-132012-04-132012-10-162015-12-252016-10-052017-03-23  

ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ

ЗАКОН

Об авторском праве и смежных правах

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Права, охраняемые настоящим Законом

Настоящий Закон охраняет личные (неимущественные) и имущественные права авторов и их правопреемников, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), и права исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания (смежные права).

Статья 2. Законодательство Украины об авторском праве и смежных правах

Законодательство Украины об авторском праве и смежных правах состоит из настоящего Закона и иных законодательных актов Украины, охраняющих личные (неимущественные) и имущественные права обладателей авторского права и смежных прав.

Статья 3. Применений правил международного договора

Если международным договором, участником которого является Украина, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Украины об авторском праве и смежных правах, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Определение терминов

В настоящем Законе употребляются термины в следующем значении:

автор - физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение;

аудиовизуальное произведение - произведение, которое состоит из набора связанных между собой изображении, создающих ощущение движения, с сопровождающим звучанием или без него, которое можно видеть, а при наличии сопровождающего звучания - слышать. К аудиовизуальным произведениям относятся кинематографические и другие произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографии, - такие как телевизионные и иные способы фиксации изображении с сопровождающим звучанием на магнитных пленках, пластинках, дисках и т. п.;

база данных - совокупность данных, материалов или произведений в машиночитаемой форме;

производитель фонограмм - физическое или юридическое лицо, впервые осуществившее запись любого исполнения или иных звуков на фонограмме;

исключительное право - право, когда ни одно лицо, кроме обладателя авторского права или смежных прав, не может использовать произведение, не имея на то соответствующего разрешения (лицензии), за исключением случаев, установленных настоящим Законом;

исполнитель - актер (театра, кино и т. п.), певец, музыкант, дирижер, танцор или иное лицо, которое исполняет роль, поет, читает, декламирует, играет на музыкальном инструменте либо любым иным способом исполняет произведения литературы или искусства, включая произведения фольклора, а также иные лица, занимающиеся такой же творческой деятельностью, в том числе исполняющие цирковые, эстрадные, кукольные номера;

воспроизведение - изготовление одного или более экземпляров произведения или фонограммы в любой материальной форме, в том числе в звуко- и видеозаписи, а также запись произведения или фонограммы для временного либо постоянного хранения в электронной (включая цифровую), оптической или иной машиночитаемой форме. Экземпляр - это результат какого-либо воспроизведения произведения;

сдача внаем - передача права владения оригиналом или экземпляром произведения либо фонограммы на определенный срок в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды;

компьютерная программа - набор инструкций в виде слов, цифр, кодов, схем, символов или в любом ином виде, выраженных в машиночитаемой форме, и которые приводят ее в действие для достижения определенной цели или результата. Это понятие охватывает как операционную систему, так и прикладную программу, выраженные в исходном или (объектном коде, включая подготовительные материалы и аудиовизуальные отражения, полученные вследствие разработки компьютерной программы. Понятие "компьютерная программа" не распространяется на понятие "база данных";

обнародование произведения - действие, делающее произведение доступным для публики, какими бы средствами это ни достигалось;

опубликование (выпуск произведения в свет) - выпуск в обращение экземпляров произведения или фонограммы с согласия автора либо иного обладателя авторского права и смежных прав в количестве, удовлетворяющем разумные потребности публики путем продажи, сдачи внаем, публичного проката или путем иной передачи права собственности либо права владения экземпляром произведения или фонограммы. Под опубликованием подразумевается также предоставление доступа к произведению, фонограмме через электронные системы информации;

обладатель авторского права и смежных прав - это автор или исполнитель в случаях, когда имущественными правами обладает автор или исполнитель, а также физическое или юридическое лицо, которому были переданы имущественные права;

производное произведение - продукт интеллектуального творчества, основанный на другом существующем произведении (перевод, адаптация, переработка и т. п.). Оригинальность его состоит или в творческой переработке произведения, существовавшего ранее, или в творческом переводе его на другой язык;

продюсер - лицо, которое организует или организует и финансирует постановку аудиовизуальных произведений;

публичное исполнение - подача произведений, исполнений, фонограмм, передач организаций вещания путем декламации, игры, пения, танца и иным способом как непосредственно (в живом исполнении), так и с помощью каких-либо устройств и процессов (за исключением передачи в эфир либо по проводам) в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не принадлежащие к обычному кругу семьи или близких знакомых семьи, независимо от того, присутствуют ли они в одном месте и в одно и то же время либо в разных местах и в разное время;

публичный показ - любая демонстрация оригинала или экземпляра произведений, исполнений, передач организаций вещания непосредственно или на экране с помощью пленки, слайда, телевизионного кадра и т. п. (за исключением передач в эфир либо по проводам) или с помощью иных устройств либо процессов в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не принадлежащие к обычному кругу семьи либо близких знакомых семьи, независимо от того, присутствуют ли они в одном месте и в одно и то же время или в разных местах и в разное время. Публичный показ аудиовизуального произведения означает демонстрацию отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности;

публичное сообщение (сообщение для всеобщего сведения) - такая передача в эфир либо по проводам изображений и (или) звуков произведений, исполнений, фонограмм, передач организаций вещания, когда указанные изображения либо звуки могут быть восприняты лицами, не принадлежащими к обычному кругу семьи либо близких знакомых семьи, в местах, отдаленность которых от места начала передачи такова, что без указанной передачи изображение либо звуки не могут быть восприняты в указанном месте или в местах, независимо от того, могут ли указанные лица принимать изображение либо звуки в одном месте в одно и то же время или в разных местах и в разное время;

репрографическое воспроизведение (репродуцирование) - факсимильное воспроизведение в любом размере (увеличенном либо уменьшенном) оригинала или экземпляра произведения (письменного либо иного графического произведения) путем фотокопирования или другими техническими средствами, иными, чем издание. Репрографическое воспроизведение не включает в себя запись в электронной (включая цифровую), оптической либо иной машиночитаемой форме;

произведение архитектуры - произведение в области искусства сооружения зданий, включающее в себя чертежи, эскизы п модели, а также построенные здания и сооружения, в том числе парковую н ландшафтную архитектуру, планировку городов и т. п.;

произведение прикладного искусства - произведение искусства, включая произведение художественного промысла, созданное ручным или промышленным способом для практического пользования или перенесенное на предметы практического пользования;

фонограмма - исключительно звуковая запись любого исполнения или иных звуков. Граммофонные пластинки, диски, магнитофонные кассеты и другие носители записей являются экземплярами фонограммы.

Раздел II. Авторское право

Статья 5. Охраняемые произведения

1. Настоящим Законом охраняются произведения в области науки, литературы и искусства, а именно:

1) литературные письменные произведения беллетристического, научного, технического или практического характера (книги, брошюры, статьи, компьютерные программы и т. п.);

2) выступления, лекции, речи, проповеди и другие устные произведения;

3) музыкальные произведения с текстом и без текста;

4) драматические, музыкально-драматические произведения, пантомимы, хореографические и другие произведения, созданные для сценического показа;

5) аудиовизуальные произведения;

6) скульптуры, картины, рисунки, гравюры, литографии и другие произведения изобразительного искусства;

7) произведения архитектуры;

8) фотографии;

9) произведения прикладного искусства, если они не охраняются специальным законом о промышленной собственности;

10) иллюстрации, карты, планы, эскизы, пластические произведения, относящиеся к географии, геологии, топографии, архитектуре н другим областям науки;

11) сценические обработки произведений, указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, и обработки фольклора, пригодные для сценического показа;

12) переводы, адаптации, аранжировки, другие переработки произведений и обработки фольклора (производные произведения) без причинения ущерба охране оригинальных произведений, на основе которых созданы производные произведения;

13) сборники произведений, сборники обработок фольклора, энциклопедии и антологии, сборники обычных данных, включая базы данных, другие составные произведения при условии, что они являются результатом творческой работы по подбору, координации или упорядочению содержания без причинения ущерба охране входящих в них произведений;

14) другие произведения.

2. Подлежат охране согласно настоящему Закону как обнародованные, так и необнародованные произведения в области науки, литературы и искусства, независимо от их назначения, жанра, достоинства, объема, цели (образование, информация, реклама, пропаганда, развлечения и т. п.), а также способа воспроизведения, выраженные в устной, письменной или какой-либо иной форме.

Статья 6. Охрана части произведения

Часть произведения, которая может использоваться самостоятельно, включая и оригинальное название произведения, рассматривается как произведение и охраняется настоящим Законом.

Статья 7. Неохраняемые объекты

1. Не охраняются настоящим Законом сообщения о новостях дня или сообщения о текущих событиях, имеющие характер обычной пресс-информации, произведения народного творчества, а также официальные документы (законы, указы, постановления, судебные решения и т. п.), государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки), утвержденные государственными органами.

2. По настоящему Закону охрана не распространяется на какие-либо идею, процедуру, метод, процесс, концепцию, открытие, изобретение, обычные данные, даже если они выражены, описаны, объяснены, проиллюстрированы в произведении и т. п.

Статья 8. Сфера действия Закона

Охрана, предусмотренная настоящим Законом, предоставляется:

1) авторам независимо от гражданства и постоянного места жительства, произведения которых впервые опубликованы или неопубликованы, но находятся в объективной форме на территории Украины;

2) авторам, произведения которых впервые опубликованы в другой стране и в течение 30 дней после этого опубликованы в Украине независимо от гражданства и постоянного места жительства автора;

3) авторам, которые являются гражданами Украины или имеют постоянное место жительства на территории Украины, независимо от того, на какой территории впервые были опубликованы их произведения.

Авторам, независимо от гражданства, произведения которых впервые опубликованы или не опубликованы, но они находятся в объективной форме на территории другого государства, предоставляется охрана в соответствии с международными договорами Украины.

Действие настоящей статьи распространяется и на других обладателей авторского права.

Статья 9. Возникновение и осуществление авторского права

1. Возникновение и осуществление прав, предусмотренных настоящим Законом, не требует выполнения каких-либо формальностей.

2. Обладатель авторского права для оповещения о своих правах может использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из латинской буквы С в окружности-(С), имени (наименования) обладателя авторского права и года первого опубликования произведения.

3. Обладатель авторского права или какого-либо исключительного правомочия на произведение для свидетельства об авторстве на обнародованное либо необнародованное произведение, о факте и дате опубликования произведения или о договорах, затрагивающих права автора на произведение, в любое время в течение срока охраны авторского права может его зарегистрировать в официальных государственных реестрах.

Государственная регистрация осуществляется в соответствии с установленным порядком Государственным агентством Украины по авторским и смежным правам, которое составляет и периодически издает каталоги всех регистраций.

О регистрации прав автора выдается свидетельство. При возникновении спора регистрация признается судом как юридическая презумпция авторства, то есть считается действительной, если в судебном порядке не будет доказано иное.

4. Лицо, владеющее материальным объектом, в котором выражено произведение, не может препятствовать обладателю авторского права в регистрации.

Статья 10. Авторское право и право собственности на материальный
объект, в котором выражено произведение

Авторское право и право собственности на материальный объект, в котором выражено произведение, не зависят друг от друга. Отчуждение материального объекта, в котором выражено произведение, не означает отчуждения авторского права и наоборот.

Статья 11. Автор как первичный субъект авторского права

1. Первичным субъектом, которому принадлежит авторское право, является автор.

2. Автором считается лицо, указанное как автор на экземпляре обнародованного произведения, на рукописи или на оригинале произведения искусства, если в судебном порядке не будет доказано иное.

Статья 12. Соавторство

1. Соавторами являются лица, совместным творческим трудом которых создано произведение. Отношения между соавторами определяются соглашением, заключенным между ними. Право опубликования и иного использования произведения принадлежит в равной степени всем соавторам. Один соавтор не может без достаточных оснований отказать другим в разрешении на опубликование, иное использование или изменение произведения. В случае нарушения совместного авторского права каждый соавтор может доказывать свое право в судебном порядке.

2. Вознаграждение за использование произведения принадлежит соавторам в равных долях, если в соглашении не предусматривается иное.

Статья 13. Личные (неимущественные) права автора

Автору принадлежат следующие личные (неимущественные) права:

1) требовать признания своего авторства, упоминания его имени в связи с использованием произведения, если это практически возможно;

2) запрещать упоминание своего имени, если он как автор произведения желает остаться анонимом;

3) выбирать псевдоним (вымышленное имя) в связи с использованием произведения;

4) противодействовать любому искажению, извращению либо иному изменению произведения или любому иному посягательству на произведение, что может повредить чести и репутации автора;

5) на обнародование произведения.

Статья 14. Имущественные права автора

1. Автору или другому обладателю авторского права принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом.

2. Автору или другому обладателю авторского права принадлежит исключительное право разрешать или запрещать:

1) воспроизведение произведений;

2) публичное исполнение и публичное сообщение произведений;

3) публичный показ;

4) любое повторное публичное сообщение в эфире или по проводам уже переданных в эфир произведений, если оно осуществляется другой организацией;

5) переводы произведений;

6) переработки, адаптации, аранжировки и иные подобные изменения произведений;

7) распространение произведений посредством продажи, отчуждения иным способом или путем сдачи внаем либо в прокат и иной передачи до первой продажи экземпляров произведения;

8) сдачу внаем после первой продажи, отчуждение иным способом экземпляров аудиовизуальных произведений, музыкальных произведений в нотной форме, а также произведений, зафиксированных на фонограмме или в машиночитаемой форме;

9) импорт экземпляров произведений.

Этот перечень не является исчерпывающим.

3. Исключительные права авторов на использование произведении архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства включают в себя и право участия в практической реализации проектов этих произведений.

4. Автор имеет право разрешать или запрещать использовать свое произведение и иными способами.

5. За исключением случаев, предусмотренных статьями 15-19 настоящего Закона, обладатель авторского права вправе требовать выплаты вознаграждения за любое использование его произведения. Вознаграждение может осуществляться в виде единовременного платежа (единовременное вознаграждение), в форме отчислений (процентов) за каждый проданный экземпляр либо каждое использование произведения или состоять из смешанных платежей.

Размер и порядок исчисления авторского вознаграждения за создание и использование произведения устанавливаются в авторском договоре, а также в договорах, заключаемых организациями, которые управляют имущественными правами авторов на коллективной основе, с пользователями.

Кабинетом Министров Украины могут устанавливаться минимальные ставки авторского вознаграждения, индексируемые одновременно) с индексацией минимальных размеров заработной платы.

6. Ограничения имущественных прав, установленные статьями 15-19 настоящего Закона, осуществляются при условии, что они не будут причинять ущерб нормальному использованию произведения и не будут ограничивать необоснованным образом законные интересы автора.

Статья 15. Свободное использование произведения

Без согласия автора или другого обладателя авторского права, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования допускается:

1) использование цитат (кратких отрывков) из опубликованных произведений в объеме, оправданном поставленной целью, включая цитирование статей из газет и журналов в форме обзоров печати, если оно обусловлено критическим, полемическим, научным или информационным характером произведения, в которое цитаты включаются, свободное использование цитат в форме кратких отрывков из выступлений и произведений, включенных в фонограмму или радио- и телевизионные передачи;

2) использование литературных и художественных произведений в объеме, оправданном поставленной целью, в качестве иллюстраций в изданиях, в передачах вещания, в записях звука или изображения учебного характера;

3) воспроизведение в печати, передача в эфир или иное публичное сообщение опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, религиозным вопросам либо переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда право на такое воспроизведение, передачу в эфир и по проводам или иное публичное сообщение специально не запрещено автором;

4) воспроизведение в целях освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, передача в эфир или иное публичное сообщение произведений, увиденных или услышанных в ходе развития таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;

5) издание выпущенных в свет произведений рельефно-точечным шрифтом для слепых;

6) воспроизведение произведений для судебного и административного производства в объеме, оправданном этой целью;

7) публичное исполнение музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний, а также похорон в объеме, оправданном характером таких церемоний;

8) воспроизведение в информационных целях в газетах и других периодических изданиях, передача в эфир или иное публичное сообщение публично провозглашенных речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном поставленной целью;

9) воспроизведение произведения в личных целях на условиях, предусмотренных статьями 16-19 настоящего Закона.

Этот перечень является исчерпывающим, кроме случаев, указанных в статьях 16-19 настоящего Закона.

Статья 16. Свободное воспроизведение библиотеками и архивами
экземпляров произведения репрографическим способом

Допускается без согласия автора или иного обладателя авторского права репрографическое воспроизведение одного экземпляра произведения библиотеками и архивами, деятельность которых не направлена прямо или косвенно на извлечение прибыли, при следующих условиях:

1) в случае, когда воспроизводимым произведением является отдельная опубликованная статья и другие небольшие по объему произведения или отрывки из письменных произведений (за исключением компьютерных программ), с иллюстрациями либо без них, и когда это воспроизведение осуществляется по запросам физических лиц при условии, что:

библиотека и архив имеют достаточно оснований считать, что такой экземпляр будет использоваться в целях образования, обучения и частного исследования;

воспроизведение произведения является единичным случаем и не носит систематического характера;

нет коллективной лицензии (лицензии, предоставленной организацией, управляющей имущественными правами авторов на коллективной основе), которая определяла бы условия изготовления таких экземпляров;

2) в случае, когда воспроизведение осуществляется для сохранения или замены утраченного, поврежденного и непригодного экземпляра данной библиотеки либо архива или для восстановления утраченного, поврежденного или непригодного экземпляра из фонда аналогичной библиотеки либо архива, при условии, что получение такого экземпляра иным путем невозможно, а также когда воспроизведение произведения является единичным случаем и не носит систематического характера.

Статья 17. Свободное воспроизведение экземпляров произведения для обучения

Допускается без согласия автора или иного обладателя авторского права:

1) воспроизведение отрывков из опубликованных письменных произведений, аудиовизуальных произведений и фонограмм в качестве иллюстраций для обучения при условии, что объем такого воспроизведения отвечает указанной цели;

2) репрографическое воспроизведение для аудиторных занятий опубликованных статей и других небольших по объему произведений, а также отрывков из письменных произведений с иллюстрациями или без них учебными заведениями, деятельность которых не направлена прямо или косвенно на извлечение прибыли при условии, когда:

объем такого воспроизведения отвечает указанной цели;

воспроизведение произведения является единичным случаем и не носит систематического характера;

нет коллективной лицензии (лицензии, предоставленной организацией, управляющей имущественными правами авторов на коллективной основе), которая определяла бы условия такого воспроизведения.

Статья 18. Свободное воспроизведение компьютерных программ

1. Без разрешения автора или иного обладателя авторского права на компьютерную программу, если иное не определено в договоре, разрешается осуществлять следующие действия:

1) воспроизведение одного экземпляра компьютерной программы, а также адаптацию компьютерной программы, осуществляемые лицом, являющимся законным собственником экземпляра компьютерной программы:

для использования компьютерной программы на определенном компьютере в соответствии с его назначением;

для архивных целей и для замены законно приобретенного экземпляра компьютерной программы в случае его утраты, повреждения или непригодности.

Указанный экземпляр компьютерной программы или ее адаптация не могут быть использованы для иных целей, чем предусмотрено в настоящем пункте, и подлежат уничтожению в случае, когда продолжение владения компьютерной программой перестает быть законным;

2) воспроизведение в единичном экземпляре для архивных целей и замена законно приобретенного экземпляра компьютерной программы в случае, когда экземпляр утерян, поврежден или стал непригоден.

2. Автор или иной обладатель права на использование экземпляра может без разрешения лица, которому принадлежит право собственности на компьютерную программу, наблюдать, изучать, а также исследовать (проверять) функционирование компьютерной программы с тем. чтобы определить идеи и принципы, лежащие в основе любого элемента компьютерной программы, при условии, что это делается в процессе выполнения любого действия по загрузке, показу, функционированию, передаче или записи в память (сохранению) компьютерной программы.

3. Свободное декомпилирование компьютерной программы допускается для воспроизведения кода и перевода его формы в целях получения информации, необходимой для достижения взаимодействия независимо созданной компьютерной программы с другими компьютерными программами, при условии, что:

1) эти действия осуществляются лицом, владеющим лицензией, или иным лицом, являющимся законным собственником компьютерной программы, или от имени лица, имеющего соответствующие полномочия;

2) информация, необходимая для достижения способности к взаимодействию, не была предварительно известна лицам, о которых идет речь в подпункте 1 настоящего пункта;

3) эти действия ограничиваются только теми элементами компьютерной программы, которые необходимы для достижения способности к взаимодействию.

4. Условия пункта 3 настоящей статьи не допускают, чтобы полученная в результате декомпилирования информация:

1) использовалась с иной целью, кроме достижения способности к взаимодействию независимо созданной компьютерной программы с другими программами;

2) была предоставлена другим пользователям, кроме случаев, когда это необходимо для достижения способности к взаимодействию независимо созданной компьютерной программы с другими программами, или была использована для разработки (совершенствования), изготовления или распространения компьютерной программы, существенно схожей с декомпилируемой компьютерной программой, или была использована любым иным способом, нарушающим авторское право.

5. Условия пунктов 3 и 4 настоящей статьи не должны необоснованным образом причинять ущерб законным интересам лиц, которым принадлежит право на декомпилируемую программу, а также нормальной эксплуатации компьютерной программы.

Статья 19. Свободное воспроизведение в личных целях произведений,
зафиксированных в звуко- и видеозаписях

1. В соответствии с подпунктом 9 статьи 15 допускается воспроизведение исключительно в личных целях произведений, зафиксированных в звуко- и видеозаписях, без согласия автора или иного обладателя авторского права, но с выплатой им вознаграждения.

2. Вознаграждение за воспроизведение указанных в пункте 1 настоящей статьи произведений выплачивается в форме отчислений (процентов) производителями или импортерами оборудования (аудиоаппаратуры, видеомагнитофонов и т. п.) и материальных носителей (звуко- и (или) видеопленки, кассет, лазерных дисков, компакт-дисков и т. п.), используемых для такого воспроизведения.

3. Размер вознаграждения и условия его выплаты определяются на основании договоров между указанными производителями, импортерами и организациями, управляющими имущественными правами на коллективной основе.

Статья 20. Авторское право на произведение, созданное
по договору с автором, работающим по найму

1. Авторское право на произведение, созданное по договору с автором, работающим по найму, принадлежит его автору.

2. Исключительное право на использование такого произведения принадлежит лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если иное не предусмотрено договором.

Размер авторского вознаграждения за создание и использование произведения, созданного по договору с автором, работающим по найму, и порядок его выплаты устанавливаются в договоре между автором и работодателем.

Статья 21. Авторское право на аудиовизуальное произведение

1. Авторами аудиовизуального произведения считаются авторы сценариев, диалогов, музыкальных произведений, специально созданных для данного аудиовизуального произведения, режиссеры-постановщики, художники-постановщики, операторы и другие, если иное не указано в договоре с организацией, осуществляющей производство аудиовизуального произведения, или в договоре с продюсером.

2. Если иное не установлено в договоре, авторы, внесшие вклад или обязавшиеся внести вклад в создание аудиовизуального произведения и передать имущественные права организации, осуществляющей производство аудиовизуального произведения, либо продюсеру, не имеют права возражать против воспроизведения, распространения, публичного сообщения и исполнения, передачи в эфир и по проводам для всеобщего сведения или против любого иного публичного сообщения произведения, а также субтитрования и дублирования его текста, кроме права на публичное сообщение музыкальных произведении, включенных в аудиовизуальное произведение.

3. Авторы, произведения которых вошли как составная часть в аудиовизуальное произведение (как существовавших ранее, так и созданных в процессе работы над аудиовизуальным произведением), сохраняют авторское право каждый на свое произведение и могут самостоятельно использовать его независимо от аудиовизуального произведения в целом, если договором с организацией, осуществляющей производство аудиовизуального произведения, либо с продюсером не предусмотрено иное.

Статья 22. Право доступа к произведению изобразительного искусства

Если при передаче произведения изобразительного искусства в собственность иному лицу автор не уступит свои имущественные авторские права, то он имеет право требовать доступа к этому произведению в целях его использования для воспроизведения (изготовления экземпляров, слайдов, карточек, переработок и т. п.) при условии, что это не затрагивает необоснованным образом законные права и интересы собственника произведения изобразительного искусства. Собственник не может отказать автору в доступе к произведению без достаточных оснований.

Статья 23. Право следования

Автор в течение жизни, а после его смерти наследники в установленный статьей 24 настоящего Закона срок в отношении проданных автором оригиналов произведений изобразительного искусства пользуются неотчуждаемым правом на получение пяти процентов от цены каждой последующей продажи произведения через аукцион, галерею, салон, магазин и т. п., что следует за первой его уступкой, осуществленной автором произведения (право следования).

Сбор и выплата вознаграждения, полученного в результате использования права следования, осуществляются через организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе.

Статья 24. Срок охраны прав авторов

1. Охрана, предоставляемая настоящим Законом, действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, кроме случаев, предусмотренных настоящей статьей.

2. Для произведений, обнародованных анонимно или под псевдонимом, срок охраны истекает спустя 50 лет после того. как произведение было обнародовано. Если взятый автором псевдоним не вызывает сомнения в отношении личности автора или если автор произведения, обнародованного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность в течение 50 лет, применяется срок охраны, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи.

3. Срок охраны произведений, созданных в соавторстве, действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего соавтора. Срок охраны произведений посмертно реабилитированных авторов действует в течение 50 лет после их реабилитации.

4. Авторское право на произведение, впервые опубликованное в течение 30 лет после смерти автора, действует в течение 50 лет с даты его правомерного опубликования.

5. Действие срока охраны, установленного пунктами 1-4 настоящей статьи, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имели место юридические факты, предусмотренные в указанных пунктах.

6. Право авторства, право на имя и право противодействовать искажению, извращению или иному изменению произведения или какому-либо иному посягательству на произведение, что может причинить ущерб чести и репутации автора, охраняются бессрочно.

Статья 25. Переход авторского права по наследству

1. Имущественные права авторов переходят по наследству. Не переходят по наследству личные (неимущественные) права автора.

2. Наследники имеют право защищать авторство на произведение и противодействовать искажению, извращению или иному изменению произведения, а также любому иному посягательству на произведение, что может причинить ущерб чести и репутации автора.

Статья 26. Переход произведений в общественное достояние

1. Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние.

Произведения, которым на территории Украины никогда не предоставлялась охрана, также считаются общественным достоянием.

2. Произведения, ставшие общественным достоянием, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом должно сохраняться право авторства, право на имя, право противодействовать любому искажению, извращению или иному изменению произведения, а также любому иному посягательству на произведение, что может причинить ущерб чести и репутации автора.

3. Постановлениями Кабинета Министров Украины могут устанавливаться случаи выплаты специальных отчислений за использование на территории Украины произведений, ставших общественным достоянием.

Статья 27. Передача (уступка) авторского права

1. Имущественные права могут быть переданы (уступлены) автором или иным обладателем авторского права другому лицу. Автор или иной обладатель авторского права (лицензиар), могут также выдать лицензию другому лицу (лицензиату) на использование произведения в соответствии с такой лицензией. Передача (уступка) авторского права и выдача лицензии оформляются авторским договором.

2. Личные (неимущественные) права автора не могут быть переданы другим лицам.

Статья 28. Право на неисключительную или исключительную лицензию

1. Автору, кроме возможности передачи имущественных прав, принадлежит исключительное право предоставлять другому лицу разрешение на использование произведения одним или всеми известными способами на основании неисключительной или исключительной лицензии.

2. Неисключительная лицензия дает лицензиату право использовать произведение дозволенным способом наравне с автором и другими лицензиатами неисключительной лицензии.

3. Исключительная лицензия дает право только лицензиату использовать произведение дозволенным способом.

4. Право на использование произведения, предусмотренное пунктом 1 настоящей статьи, может быть ограничено в пространстве, по времени и по содержанию.

Статья 29. Договоры на право использования произведений

1. Использование произведения допускается исключительно на основе авторского договора с автором или иным обладателем авторского права, за исключением случаев, указанных в статьях 15-19 настоящего Закона.

2. Авторские договоры должны заключаться в письменной форме, если законодательством об авторском праве и смежных правах не предусмотрено иное.

3. Соответствующими ведомствами совместно с творческими союзами могут составляться примерные авторские договоры.

4. Авторский договор может содержать условия, не предусмотренные примерным договором. Условия договора, ухудшающие положение автора (его правопреемника) по сравнению с положением, установленным действующим законодательством, являются недействительными.

5. Все права на использование произведения, не переданные по авторскому договору, сохраняются за автором.

Статья 30. Заключение и содержание авторского договора

Авторский договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным его условиям (способ использования, размер и порядок выплаты вознаграждения, срок действия договора и использования произведения и т. п.).

Если в течение обусловленного договором срока произведение не будет использовано, автор имеет право требовать возмещения убытков. Условия договора, ограничивающие право автора на создание будущих произведений на данную тему или в этой области, являются недействительными.

Раздел III. Смежные права

Статья 31. Охрана смежных прав

1. Настоящий Закон охраняет смежные права исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания. Охрана смежных прав осуществляется без ущерба охране произведений авторским правом.

2. Исполнители осуществляют свои права при условии соблюдения ими прав авторов исполняемых произведений. Производители фонограмм и организации вещания должны соблюдать права авторов и исполнителей. Организации вещания должны соблюдать права производителей фонограмм, авторов и исполнителей.

3. Возникновение и осуществление смежных прав не требует выполнения каких-либо формальностей. Производители фонограмм и исполнители для оповещения о своих правах могут на всех экземплярах фонограмм или их упаковках использовать знак охраны смежных прав, состоящий из латинской буквы Р в окружности- (Р), имени (наименования) обладателя смежных прав и указания года первой публикации фонограммы.

Статья 32. Критерии для предоставления охраны смежных прав

1. Права исполнителей охраняются в соответствии с настоящим Законом, если:

1) исполнение впервые имело место на территории Украины;

2) исполнение зафиксировано на фонограмме, охраняемой согласно настоящей статье;

3) исполнение, не зафиксированное на фонограмме, включено в передачу организации вещания, охраняемой согласно настоящей статье.

2. Права производителей фонограмм охраняются в соответствии с настоящим Законом, если:

1) производитель является гражданином Украины или юридическим лицом с официальным местонахождением на территории Украины;

2) фонограмма впервые опубликована на территории Украины или опубликована на территории Украины в течение 30 дней со дня ее первой публикации в другом государстве;

3) первая фиксация фонограммы имела место в Украине.

3. Права организаций вещания охраняются настоящим Законом, если они имеют официальное местонахождение на территории Украины и осуществляют передачи с передатчиков, расположенных на территории Украины.

4. Смежные права иностранных юридических и физических лиц охраняются в соответствии с международными договорами Украины.

Статья 33. Права исполнителей

1. Исполнителям принадлежит исключительное право разрешать или запрещать публичное сообщение их исполнений, фиксацию на материальном носителе ранее незафиксированного исполнения и передачу в эфир и по проводам их исполнений, а также воспроизводить, распространять способом первой продажи или иной передачи в собственность либо владение или способом аренды либо проката фонограмм, на которых зафиксировано их исполнение, независимо от первой продажи или иной передачи в собственность либо владение.

2. Исключительные права исполнителей могут передаваться другим лицам на основании договора, в котором определяются способ использования исполнений, размер и порядок выплаты вознаграждения, срок действия договора и использования исполнений и т. п.

3. Исполнителям принадлежат личные (неимущественные) права на имя, на охрану своих выступлений от искажения и на упоминание своего имени в связи с использованием исполнения там, где это возможно.

4. В том случае, когда исполнение используется в аудиовизуальном произведении, считается, что исполнитель передает организации, осуществляющей производство аудиовизуального произведения, или продюсеру все имущественные права на исполнение, если иное не установлено договором.

5. В случае, когда исполнитель при первой фиксации исполнения непосредственно позволит производителю фонограммы ее дальнейшее воспроизведение, считается, что исполнитель передал производителю фонограммы право на ее распространение способом первой продажи или иной передачи в собственность либо владение, а также способом сдачи внаем, в аренду, прокат и иной передачи. При этом исполнитель сохраняет право на получение вознаграждения за указанные виды использования исполнения через организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе.

Статья 34. Права производителей фонограмм

1. Производители фонограмм имеют исключительное право разрешать или запрещать их воспроизведение, распространение экземпляров способом первой продажи, иного отчуждения, а также путем сдачи внаем, а аренду, прокат и другой передачи независимо от первой продажи, а также на переработку, импорт фонограмм.

2. Исключительные права производителей фонограмм могут передаваться другим лицам на основании договора, в котором определяются способ использования фонограмм, размер и порядок выплаты вознаграждения, срок действия договора, использования фонограмм и т. п.

Статья 35. Права организаций вещания

1. Организации вещания имеют исключительное право разрешать или запрещать публичное сообщение своих программ путем их ретрансляции, фиксации на материальном носителе, воспроизведения своих передач, сообщения в эфир и по проводам, публичного сообщения передач в местах с платным входом, а также запрещать распространение на территории Украины или с территории Украины сигнала, несущего программы, распространяющим органом, для которого этот сигнал со спутника не предназначался.

2. Организациям вещания принадлежит право на получение вознаграждения за любое использование их передач.

Статья 36. Ограничение прав исполнителей, производителей
фонограмм и организаций вещания

Допускается при условии, что это не причиняет ущерба нормальному использованию исполнении, фонограмм и передач организаций вещания и не ограничивает необоснованно законные интересы исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания, использование исполнений, фонограмм и программ вещания, их фиксация, воспроизведение, передача в эфир и по проводам и доведение до всеобщего сведения иным способом без согласия исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания и без выплаты вознаграждения в тех же случаях, которые предусмотрены статьями 15-19 настоящего Закона в отношении ограничения имущественных прав авторов литературных и художественных произведений.

Статья 37. Использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях

1. Допускается без согласия производителей фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, и исполнителей, записанных на таких фонограммах, но с выплатой вознаграждения:

1) публичное исполнение фонограммы;

2) сообщение фонограммы в эфир;

3) сообщение фонограммы по проводам.

2. Сбор, распределение и выплата вознаграждения осуществляются одной из организаций, управляющей правами производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе, в соответствии с соглашением между этими организациями. Если данным соглашением не предусмотрено иное, то вознаграждение распределяется между производителем фонограммы и исполнителем поровну.

3. Размер вознаграждения и условия его выплаты определяются соглашением между пользователем фонограммы или объединением таких пользователей, с одной стороны, и организациями, управляющими правами производителей фонограмм и исполнителей, с другой стороны. Размер вознаграждения устанавливается за каждый вид использования фонограммы

Статья 38. Срок охраны смежных прав

1. Имущественные права исполнителей охраняются в течение 50 лет после первой фиксации исполнения или постановки. Личные права исполнителей охраняются бессрочно.

2. Права производителей фонограмм охраняются в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы, а если она не была опубликована, то в течение 50 лет после первой фиксации звуковой записи.

3. Организации вещания пользуются предоставленными настоящим Законом правами в течение 50 лет после первой передачи в эфир или по проводам.

4. Установленные настоящей статьей сроки начинаются с 1 января года, следующего за годом, в котором имели место юридические факты, предусмотренные настоящей статьей.

5. К наследникам исполнителя и правопреемникам производителей фонограмм и организаций вещания переходит право разрешать или запрещать использование исполнения, фонограммы, передачи в эфир и по проводам, а также право на получение вознаграждения в пределах установленной настоящей статьей оставшейся части сроков.

Раздел IV. Коллективное управление имущественными правами

Статья 39. Обеспечение коллективного управления имущественными правами

1. В целях обеспечения имущественных прав авторов и иных обладателей авторского права и смежных прав эти лица могут поручать управление своими имущественными правами на коллективной основе организациям, не имеющим права заниматься коммерческой деятельностью.

Такие организации действуют на основе и в пределах полномочий, добровольно переданных им авторами и иными обладателями авторского права и смежных прав. На их деятельность не распространяются ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством.

2. Допускается образование или отдельных организаций, управляющих разными правами в интересах разных лиц, обладающих имущественными правами, или одной организации, одновременно управляющей авторским правом и смежными правами.

Статья 40. Деятельность организаций, управляющих имущественными
правами на коллективной основе

1. Полномочия на коллективное управление имущественными правами передаются авторами и иными обладателями авторского права и смежных прав непосредственно на основе письменных договоров. По договорам о взаимном представительстве прав и интересов с иностранными организациями осуществляется управление правами обладателей авторского права и смежных прав-граждан Украины за границей и иностранных авторов в Украине.

2. На основе полученных полномочий организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе, предоставляют лицензии пользователям произведений и объектов смежных прав.

Все возможные имущественные претензии обладателей авторского права и смежных прав к пользователям, связанные с использованием лицензий, рассматриваются организациями, предоставляющими такие лицензии.

3. Лица, осуществляющие использование произведений, обязаны предоставлять автору и иным обладателям авторского права и смежных прав, их представителям или организациям, управляющим имущественными правами на коллективной основе, точный перечень и программы публичного использования произведений, исполнений, фонограмм, программ вещания и обеспечивать их заверенным отчетом о полученных прибылях. Они должны выплачивать автору или его представителям вознаграждение в предусмотренный срок и в обусловленном размере.

4. Организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе, имеют право резервировать на своем счету суммы невостребованного вознаграждения, поступившего им от пользователей. После трех лет с момента поступления на счет организации сумм невостребованного вознаграждения эти суммы могут быть использованы для очередных выплат или направлены на иные цели, предусмотренные их уставами, в интересах обладателей авторского права и смежных прав.

Раздел V. Защита авторского права и смежных прав

Статья 41. Нарушение авторского права и смежных прав

1. Воспроизведение, распространение и иное использование, а также ввоз в Украину без разрешения обладателей авторского права и смежных прав экземпляров произведений, фонограмм, программ вещания является нарушением авторского права и смежных прав, что дает основания для судебной защиты.

2. Экземпляры произведений, фонограмм, изготовленных и распространенных с нарушением авторского права и смежных прав, являются контрафактными.

3. Ввоз на территорию Украины экземпляров произведений и фонограмм, охраняемых на территории Украины в соответствии с настоящим Законом, из государства, в котором эти произведения и фонограммы не охранялись или перестали охраняться, признается нарушением авторского права и смежных прав.

Статья 42. Порядок защиты авторского права и смежных прав

Защита личных и имущественных прав обладателей авторского права и смежных прав может осуществляться в порядке, установленном административным, гражданским и уголовным законодательством.

Статья 43. Способы гражданско-правовой защиты авторского права и смежных прав

1. В случае использования чужого произведения без договора с обладателем авторского права и смежных прав, несоблюдения условий использования произведений и объектов смежных прав, нарушения личных и имущественных прав обладатели авторского права и смежных прав могут предъявить иск в суд или арбитражный, третейский суды о восстановлении нарушенных прав путем внесения соответствующих исправлений, публикаций в печати о допущенном нарушении или иным способом.

2. Суд, арбитражный суд имеет право постановить решение или определение о запрещении выпуска произведения, исполнения постановки, фонограммы, передачи в эфир и по проводам, о прекращении их распространения, об изъятии, конфискации всех экземпляров произведения или фонограммы, оборудования и материалов, предназначенных для их изготовления и воспроизведения, если будет достаточно данных о нарушении авторского права и смежных прав.

3. Суд, арбитражный суд может постановить решение об уничтожении или отчуждении всех экземпляров произведения или фонограммы, в отношении которых установлено, что они были изготовлены или распространены с нарушением исключительных прав обладателей авторского права и смежных прав. Это касается всех клише, матриц, форм, оригиналов, магнитных лент, фотонегативов и иных предметов, с помощью которых воспроизводятся экземпляры произведения, фонограммы, программы вещания, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения.

Статья 44. Возмещение убытков за нарушение авторского права и смежных прав

1. Обладатели авторского права и смежных прав могут требовать:

1) возмещения убытков, причиненных им в результате нарушения авторского права и смежных прав, включая упущенную выгоду;

2) изъятия и направления в их пользу доходов нарушителя, полученных им в результате нарушения авторского права и смежных прав, вместо возмещения убытков;

3) выплаты компенсации, определяемой судом, в сумме от 10 до 50000 минимальных размеров заработной платы, установленных законодательством Украины, вместо возмещения убытков или взыскания доходов.

2. Кроме возмещения убытков, взыскания доходов, суд, арбитражный суд за нарушение авторского права или смежных прав взыскивает штраф в размере 10 процентов от суммы, присужденной судом в пользу истца. Сумма штрафов направляется в установленном законодательством порядке в соответствующие бюджеты.

3. Нарушитель авторского права и смежных прав обязан возместить обладателям авторского права и смежных прав моральный ущерб в размере, определяемом судом.

Президент Украины Л. КРАВЧУК

г. Киев, 23 декабря 1993 года
N 3792-XII

^ Наверх
наверх