Импорт и реализация изделий медицинского назначения

Льготы по НДС, лицензирование

Пока действует Декрет "О налоге на добавленную стоимость" от 26.12.92 г. (до опубликования нового Закона) сохраняются и проблемы с толкованием и правильным применением многих его положений, связанных с льготами. Одной из таких проблем остается применение льгот по импорту и последующей реализации товаров медицинского назначения. Так, согласно пп. "т" п.1 ст.5 Декрета от НДС освобождаются изделия медицинского назначения, которые реализуются через аптечные учреждения. Данное общее положение затем было конкретизировано в нескольких подзаконных актах. Так, в пп. "д" п.27 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и акцизного сбора за товары, ввезенные из-за пределов таможенных границ Украины, и товары (работы, услуги), которые экспортируются за пределы таможенных границ Украины, утвержденной приказом ГГНИУ от 31.05.94 г., установлено следующее. От уплаты НДС во время проведения таможенных процедур освобождаются изделия медицинского назначения, которые импортируются исключительно для реализации через аптечные учреждения, специализированные магазины "Оптика", "Медтехника". Данное положение впоследствии неоднократно подтверждалось письмами ГГНИУ, например, от 18.05.94 г., от 29.08.94 г., разъяснениями представителей ГГНИУ в "Вестнике налоговой службы Украины" N 6, 1996 г., ст.38.

Путаницу в этот довольно простой вопрос вносят многочисленные устные разъяснения представителей ГНА на семинарах, суть которых сводится к следующему. Правом на вышеуказанные льготы по НДС при растамаживании пользуются только импортеры - аптечные учреждения, имеющие соответствующий код статистической отчетности. Кроме этого, импортеры должны иметь оптовые склады, специальные лицензии Минздрава Украины и др.

При этом товары медицинского назначения не отделяются от лекарственных средств, хотя речь идет об импортируемой и реализуемой продукции разных видов. Так, перечень именно товаров медицинского назначения можно найти в прейскуранте N 025-1978, утвержденном приказом от 25.04.78 г. Минздрава СССР.

Подобные вышеуказанные ограничения и условия применения льгот для товаров медицинского назначения действующее законодательство не содержит (Декрет "О налоге на добавленную стоимость" и Инструкции к нему). Более того, имеется ряд документов, опровергающих подобную позицию налоговиков, например, письмо Гостаможкома Украины от 13.08.96 г. "О льготах по налогу на добавленную стоимость". Здесь указано, что освобождение от НДС при растамаживании распространяется не только на аптечные учреждения, а и на предприятия всех форм собственности, правда, только при наличии соответствующей лицензии Минздрава. Обязательность такой лицензии не только для лекарственных средств, а и для товаров медицинского назначения представляется спорной.

Другим необходимым условием льготирования согласно вышеупомянутому письму Гостаможкома является также наличие соответствующих контрактов между импортерами и медицинскими, аптечными учреждениями на последующую реализацию товаров медицинского назначения именно данными учреждениями.

Льготы по НДС при растамаживании товаров медицинского назначения подтверждаются также и Временным порядком взимания таможенными органами налога на добавленую стоимость и акцизного сбора при ввозе товаров в Украину (приложение N 2 ), утвержденным письмом Гостаможкома Украины от 27.06.96 г. и некоторыми другими документами.

Следующий аспект данного вопроса - это освобождение от НДС при последующей реализации товаров медицинского назначения самими импортерами соответствующим аптечным учреждениям (после растамаживания). Согласно пп. "т" п.27 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утвержденной приказом ГГНИУ от 10.02.93 г. (с последующими изменениями и дополнениями), письму ГГНИУ от 18.05.94 г. и др. от уплаты НДС освобождаются предприятия, независимо от формы собственности, которые импортировали товары медицинского назначения в Украину и предоставляют услуги по их реализации через аптечные или лечебные учреждения.

Совершенно очевидно, что здесь льготниками выступают импортеры, которые сами аптечными учреждениями не являются, а только предоставляют услуги по реализации через такие учреждения. В противном случае фраза "услуги по реализации через аптечные учреждения" лишается конкретного смысла. Следует, однако, обратить внимание и на то, что Верховная Рада Украины неоднократно указывала на недопустимость предоставления льгот определенным категориям предприятий и ориентировала на льготирование отдельных групп товаров.

Отдельно стоит рассмотреть вопрос о лицензировании оптовой торговли товарами медицинского назначения (вата, термометры и др.). Как уже отмечалось, эти товары не относятся к лекарственным средствам. Исчерпывающий перечень видов предпринимательской деятельности, которые требуют специальных лицензий, содержится в ст.4 Закона от 27.03.91 г. "О предпринимательстве". Действительно, здесь установлено, что торговля (оптовая и розничная ) лекарственными средствами требует специальных лицензий Минздрава и Госкоммедбиопрома Украины. Однако для торговли изделиями медицинского назначения такие лицензии не предусмотрены.

Другое дело, что торговля изделиями медицинского назначения, как и любая другая оптовая или розничная торговля, требует обычных "торговых" лицензий, выдаваемых местными органами власти (Инструкция о порядке выдачи лицензий на осуществление торговой деятельности в сфере оптовой, розничной торговли и общественного питания по реализации продовольственных и непродовольственных товаров, утвержденная приказом Лицензионной палаты при Министерстве экономики Украины и Министерстве внешних экономических связей и торговли Украины от 08.10.96 г.).