Научно-правовая экспертиза по
вопросам налогообложения

Запутанность и противоречивость налогового законодательства Украины является существенным препятствием на пути его правильного применения. Помощь в разрешении этой проблемы может оказать научно-правовая экспертиза, проводимая в соответствии с Законом от 10.02.95 г. "О научной и научно-технической экспертизе". Цели и задачи такой экспертизы определены в ст.2 указанного Закона - проверка соответствия объекта экспертизы требованиям и нормам действующего законодательства, объективные и комплексные исследования объекта экспертизы и т.п. Если речь идет о научно-правовой экспертизе, то на практике это разъяснение спорных и неясных вопросов украинского законодательства, оценка обоснованности правовой позиции сторон судебных (арбитражных) споров, оценка с точки зрения соответствия действующему законодательству различных документов (договоров, уставов, контрактов и т.д.) и многое другое. Заключения такой экспертизы носят рекомендательный характер и не обязательны для предприятий, организаций и учреждений, чьи действия, документы и правовые акты стали объектом экспортных исследований.

В соответствии со ст.7 Закона "О научной и научно-технической экспертизе" организации, желающие заниматься подобными экспертизами, должны пройти обязательную государственную сертификацию. В Киеве такой сертификат имеет Институт государства и права НАН Украины. Научно-правовые экспертизы в Институте проводятся непосредственно Советом научно-правовых экспертиз. Довольно часто объектом исследований являются различный спорные вопросы применения налогового законодательства, дается толкование терминам и понятиям, с которыми сталкиваются субъекты налоговых правоотношений. Подобные экспертизы могут проводиться как по заказу соответствующих государственных органов, так и по договорам с любыми предприятиями, организациями, отдельными гражданами.

Предлагаем нашим читателям краткое изложение некоторых экспертных заключений по вопросам налогообложения.

Декрет Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. N 13-92 "О подоходном налоге с граждан" предусматривает обложение сумм доходов получаемых гражданами - учредителями и участниками предприятий в виде дивидендов по акциям и в результате распределения прибыли (дохода) этих предприятий и других корпоративных прав по ставке 15%.

1. Применяется ли данная норма только к обложению доходов граждан от владения корпоративными правами (полученными дивидентами)?

2. Распростаняется ли порядок налогообложения на индивидуальных владельцев частных предприятий или в данном случае суммы, полученные от распределения прибыли, облагаются подоходным налогом в общем порядке?

В процессе проведения экспертизы научным экспертом проанализированы нормативные акты, регулирующие вопросы налогообложения. В частности, были проанализированы положения следующих нормативных актов:

1. Декрет Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. N 13-92 "О подоходном налоге с граждан" (с последующими изменениями и дополнениями).

2. Закон Украины от 28.12.94 г. "О налогообложении прибыли предприятий" (с последующими изменениями и дополнениями).

3. Постановление Кабинета Министров Украины от 12.10.92 г. N 583 "Об утверждении нормативных актов по вопросам пенсионного обеспечения" (с последующими изменениями и дополнениями).

4. Закон Украины от 06.12.91 г. "О пенсионном обеспечении" (с последующими изменениями и дополнениями).

5. Постановление Верховной Рады Украины от 17.06.93 г. "О порядке введения в действие Закона Украины "О внесении изменений и дополнении в Закон Украины "О пенсионном обеспечении".

6. Закон Украины от 27.03.91 г. "О предприятиях в Украине" (с последующими изменениями и дополнениями).

В соответствии с п.4 ст.7 Декрета Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. N 13-92 "О подоходном налоге с граждан", с последующими изменениями и дополнениями, подоходный налог начисляется в источник выплаты в составе совокупного налогооблагаемого дохода по ставке 15% из сумм доходов, получаемых гражданами - учредителями и участниками предприятий в виде дивидендов по акциям и в результате распределения прибыли (дохода) этих предприятий и других корпоративных прав.

Следует отметить, что данная норма сформулирована однозначно и направлена на создание условий для развития предпринимательства в Украине, устанавливая льготный порядок налогообложения учредителей и участников предприятий и держателей акций. При этом из ее текста не следует, что речь идет только о корпоративных правах, что резко сужало бы сферу ее применения и изменяло бы смысл. Напротив, первая часть данной нормы включает в круг субъектов налогообложения всех без исключения учредителей и участников предприятий. Как объект налогообложения четко определяет дивиденды по акциям прибыль (доход) этих предприятий и другие корпоративные права. Указание на "другие корпоративные права", исходя из первой части нормы, совершенно логично расширяет круг объектов налогообложения, поскольку в норме речь идет не только о корпоративных правах. А субъектами этих прав являются как один учредитель, так и несколько, а также участники предприятий.

Таким образом, для данного вида выплат законодатель устанавливает особый режим налогообложения, поэтому неправомерно было бы такой доход владельца частного предприятия облагать подоходным налогом на общих основаниях: по месту основной работы - в составе совокупного налогооблагаемого дохода по базовой ставке п.1 ст.7 Декрета Кабинета Министров Украины "О подоходном налоге с граждан", а не по месту основной работы - по ставке п.3 ст.7 Декрета, т.е. 20%.

Кроме того, данная норма совершенно четко уравнивает в вопросе налогообложения доходы, получаемые в виде дивидендов по акциям и в результате распределения прибыли учредителями предприятий, устанавливая для них одну ставку - 15%. И это справедливо, так как такой доход учредителя или владельца предприятий фактически ничем не отличается по содержанию от доходов по акциям. Ведь выплата дивидендов по акциям это тоже распределение прибыли.