ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ

УКАЗ

О Национальной программе борьбы с коррупцией

В целях укрепления правопорядка в государстве, повышения эффективности борьбы с коррупцией и организованной преступностью, обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина и в соответствии с пунктом 1 статьи 106 Конституции Украины постановляю:

1. Утвердить Национальную программу борьбы с коррупцией (прилагается).

2. Кабинету Министров Украины, Координационному комитету по борьбе с коррупцией и организованной преступностью при Президенте Украины обеспечить выполнение Национальной программы.

3. Кабинету Министров Украины:

внести соответствующие коррективы в Комплексную целевую программу борьбы с преступностью на 1996-2000 годы;

осуществить финансовое и материально-техническое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных Национальной программой борьбы с коррупцией.

Президент Украины Л.КУЧМА

г. Киев, 10 апреля 1997 года
N 319/97

УТВЕРЖДЕНО
Указом Президента Украины
от 10 апреля 1997 года N 319/97

Национальная программа борьбы с коррупцией

Несмотря на принятые в последние годы меры по преодолению коррупции, достигнуть заметных сдвигов в этом деле не удалось. Проявления этого явления отрицательно сказываются на обеспечении национальной безопасности государства, вызывают напряжение в обществе. Не устранены причины и условия, способствующие коррупционным проявлениям.

Хотя само понятие коррупции нуждается в более четком определении, законодательство в значительной мере дает возможность вести борьбу с различного рода коррупционными деяниями. Однако Закон Украины "О борьбе с коррупцией" почти не применяется.

Отдельные руководители центральных и местных органов исполнительной власти устранились от выполнения требований законодательства о борьбе с коррупцией.

Деятельность органов исполнительной власти, в том числе правоохранительных, осуществляется без соблюдения принципа распределения функций и ответственности. Подразделения правоохранительных органов часто дублируют друг друга, что приводит к несогласованности и параллелизму в работе.

Из-за ненадлежащих критериев оценки работы налоговые администрации направляют свои усилия в основном на увеличение объема применения штрафных санкций, а не на расширение базы налогообложения и обеспечение полного внесения налогов в бюджет.

В законодательстве о борьбе с преступностью имеются существенные пробелы. В то же время его усовершенствование имеет фрагментарный характер, затягивается принятие новых Уголовного, Гражданского и других кодексов Украины.

В уголовном законодательстве имеются несогласованные меры наказания за похожие преступления, содержится значительное количество их формальных составов, что дает возможность организованным коррупционерам нередко избегать реального наказания.

Проекты нормативно-правовых актов не всегда подвергаются экспертизе с целью оценки криминогенных последствий их применения. Без соответствующих научных криминологических обоснований определяются стратегия и тактика профилактики преступности и коррупции. В практической деятельности правоохранительных органов не хватает методик экономико-правового анализа тенезации и криминализации экономики.

В рассмотрении дел суды допускают волокиту, что снижает оперативность и эффективность правосудия, создает условия для совершения коррупционных деяний. Наличие в уголовно-процессуальном законодательстве норм, регламентирующих освобождение от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, используется работниками правоохранительных органов в коррупционных целях, приводит к нарушениям прав человека.

Отсутствует отчетность по борьбе с коррупцией. Нуждаются в уточнении и согласовании статистические показатели работы правоохранительных органов и судов. Из-за их несогласованности утрачивается главный профилактический фактор - неотвратимость наказания за преступление.

Все это дает возможность преступным элементам длительное время осуществлять свою противоправную деятельность, втягивать в нее новых участников, и прежде всего должностных лиц государственных органов для совершения коррупционных деяний.

В целях преодоления коррупции как общественного зла предусматривается осуществление следующих мероприятий:

I. Профилактические мероприятия

1. Провести до 1 октября 1997 года в органах исполнительной власти аттестацию государственных служащих. По результатам аттестации рассмотреть вопрос об освобождении от должностей государственных служащих, утративших доверие, нарушающих законодательство, поддерживающих связи с уголовными элементами.

Об осуществленных мерах и предложениях по повышению уровня работы с кадрами, усовершенствованию системы профессионального обучения государственных служащих представить информацию Координационному комитету по борьбе с коррупцией и организованной преступностью при Президенте Украины.

Главное управление государственной службы при Кабинете Министров Украины,

министерства,

иные центральные органы исполнительной власти,

местные государственные администрации.

2. Осуществить до 1 сентября 1997 года проверки соблюдения требований статей 1 и 5 Закона Украины "О борьбе с коррупцией" государственными служащими первой, второй, третьей и четвертой категорий. По результатам проверок внести предложения Кабинету Министров Украины.

Главное управление государственной службы при Кабинете Министров Украины,

Генеральная прокуратура Украины,

Министерство внутренних дел Украины,

Служба безопасности Украины

3. Проанализировать внесенные в 1996 году органами дознания и предварительного следствия представления об устранении причин и условий, которые способствовали совершению коррупционных деяний, информации о вмешательстве должностных лиц в ход расследования и судебного рассмотрения уголовных дел и обобщить практику применения Закона Украины "О борьбе с коррупцией".

Материалы о результатах обобщения представить в июле 1997 года на рассмотрение Координационного комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью при Президенте Украины,

Генеральная прокуратура Украины,

Служба безопасности Украины,

Министерство внутренних дел Украины,

Государственная налоговая администрация Украины,

Главное контрольно-ревизионное управление Украины,

Верховный Суд Украины (с согласия)

4. По итогам инвентаризации военно-технического имущества и оружия проверить до 1 сентября 1997 года в Вооруженных Силах Украины законность их реализации, полноту поступления и целевое использование полученных средств. О результатах проверки и предложениях доложить Президенту Украины.

Генеральная прокуратура Украины,

Служба безопасности Украины,

Министерство внутренних дел Украины,

Министерство финансов Украины,

Генеральная военная инспекция при Президенте Украины,

Министерство обороны Украины

5. Организовать до 1 июля 1997 года проверки выполнения требований постановлений Кабинета Министров Украины от 21 февраля 1997 года "Об утверждении Положения о порядке составления единой сметы доходов и расходов бюджетного учреждения, организации". Обобщенные результаты проверок и предложения представить Кабинету Министров Украины.

Министерство финансов Украины,

Государственная налоговая администрация Украины.

6. Изучить до 1 августа 1997 года состояние соблюдения законодательства в сфере приватизации объектов государственной и коммунальной собственности в городах Киеве, Симферополе, Севастополе и областных центрах Украины. Материалы об обнаруженных нарушениях направлять правоохранительным органам.

Координационный комитет по борьбе с коррупцией и организованной преступностью при Президенте Украины при участии Генеральной прокуратуры Украины

7. Осуществить до 1 июля 1997 года мероприятия по усовершенствованию использования бюджетных и внебюджетных средств судами и органами юстиции.

Министерство юстиции Украины,

Министерство финансов Украины

8. Внести до 1 мая 1997 года предложения об усовершенствовании системы регистрации и обнародования нормативно-правовых актов как на общегосударственном уровне, так и на уровне местных государственных администраций.

Министерство юстиции Украины

9. Предложить Верховному Суду Украины провести изучение и обобщение судебной практики по применению законодательства о борьбе с коррупцией и дать разъяснения судам по данному вопросу. 10. Кабинету Министров Украины:

1) рассмотреть до 1 июня 1997 года на отдельном заседании отчеты руководителей министерств, иных центральных органов исполнительной власти о выполнении Законов Украины "О государственной службе" и "О борьбе с коррупцией". Под персональную ответственность руководителей министерств, иных центральных органов исполнительной власти обеспечить неуклонное выполнение требований этих законов с целью предупреждения втягивания государственных служащих в совершение правонарушений. Постоянно осуществлять меры по оздоровлению управленческого аппарата. Своевременно реагировать на сообщения граждан и средств массовой информации о незаконных действиях работников государственных органов, давать им принципиальную оценку.

Во время рассмотрения вопроса о приеме на государственную службу знакомить кандидатов с требованиями Законов Украины "О государственной службе" и "О борьбе с коррупцией" в части ограничений, связанных с прохождением государственной службы;

2) определить до 1 июня 1997 года целесообразность предоставления подразделениями Государственной таможенной службы Украины, Министерства внутренних дел Украины, включая Государственную службу охраны, платных услуг юридическим и физическим лицам и принять меры по наведению порядка в данной сфере;

3) изучить во втором квартале 1997 года вопрос о целесообразности создания в системах Службы безопасности Украины и Министерства внутренних дел Украины специальных подразделений борьбы с коррупцией;

4) ввести до 1 августа 1997 года институт представителей правоохранительных органов за границей для координации действий с правоохранительными органами и спецслужбами иностранных государств в сфере борьбы с преступностью и коррупцией;

5) рассмотреть до 1 июня 1997 года вопрос об освобождении органов налоговой службы от выполнения несвойственных функций, в частности в отношении приема ими квартальной бухгалтерской отчетности предприятий, с целью усиления их контроля за достоверностью налоговых деклараций юридических лиц и изучения первичных бухгалтерских документов конкретных плательщиков налогов. Подготовить соответствующие предложения об изменениях и дополнениях к действующему законодательству;

6) разработать до 1 июля 1997 года механизм запрета или ограничения создания при судах, правоохранительных органах, органах исполнительной власти различного рода фондов и получения ими материальной помощи от хозяйствующих субъектов;

7) определить до 1 августа 1997 года порядок получения судами, органами юстиции, правоохранительными органами средств из местных бюджетов;

8) ввести до 1 июня 1997 года на государственных предприятиях и в учреждениях конкурсный порядок заключения договоров о приобретении имущества и получении услуг на сумму свыше 10 тысяч гривень;

9) организовать до 1 сентября 1997 года с участием Генеральной прокуратуры Украины проверки соблюдения законодательства и уставных требований объединениями граждан в отношении занятия ими предпринимательской деятельностью;

10) разработать до 1 июля 1997 года комплекс мер по усовершенствованию организации финансового контроля в Украине.

II. Организационно-правовые мероприятия

11. Разработать и представить до 1 декабря 1997 года на рассмотрение Кабинета Министров Украины проект концепции борьбы с коррупцией в Украине на 1998-2005 годы.

Министерство юстиции Украины,

Генеральная прокуратура Украины,

Служба безопасности Украины,

Министерство внутренних дел Украины,

Главное управление государственной службы при Кабинете Министров Украины

12. Представить до 1 ноября 1997 года Кабинету Министров Украины проекты:

1) законов Украины о внесении изменений и дополнений в Законы Украины "О государственной службе", "О борьбе с коррупцией", "О статусе народного депутата Украины", в которых предусмотреть:

перечень возможных субъектов коррупционных деяний;

условия признания противоправным деянием получение должностным лицом вознаграждения, подарка, услуги и др.;

границы участия субъектов применения закона в реализации их корпоративных прав;

случаи неприменения депутатского и судейского иммунитета за преступления, связанные с коррупцией;

порядок увольнения государственных служащих первой и второй категорий с должностей в связи с совершением коррупционных деяний;

механизм сообщения, регистрации, проверки и рассмотрения фактов коррупционных деяний;

перечень должностей, кандидаты на занятие которых подлежат обязательной специальной проверке, и порядок ее осуществления в отношении лиц, уже занимающих эти должности;

конкретизацию ответственности руководителей органов исполнительной власти за бездеятельность в борьбе с коррупцией в подведомственных им структурах;

2) Кодекса поведения государственного служащего.

Министерство юстиции Украины,

Генеральная прокуратура Украины,

Министерство внутренних дел Украины,

Служба безопасности Украины,

Главное управление государственной службы при Кабинете Министров Украины,

Академия правовых наук Украины

13. Подготовить и внести до 1 августа 1997 года в установленном порядке предложения об изменениях действующего законодательства по вопросам:

1) декриминализации и смягчения наказаний за нетяжкие преступления;

2) отмены положений, предусматривающих возможность закрытия уголовного дела на стадии досудебного следствия по нереабилитирующим основаниям, предварительное рассмотрение дела судьей единолично;

3) установления нормы, согласно которой принцип определения окончательной меры наказания путем поглощения менее сурового наказания более суровым не применяется к лицам, совершившим тяжкие преступления, в том числе в составе организованных групп;

4) определения понятий групповой и организованной преступности, коррупционных деяний;

5) установления ответственности за отмывание средств, нажитых незаконным путем, принятие вознаграждения субъектами коррупционных деяний, экспертом, переводчиком, опосредствованное взяточничество;

6) определения подследственности коррупционных деяний;

7) определения понятий вознаграждения в значительных, крупных и особо крупных размерах, полученного субъектами коррупционных деяний;

8) установления ответственности руководителя и главного бухгалтера субъектов хозяйствования всех форм собственности в случае нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств.

Министерство юстиции Украины,

Генеральная прокуратура Украины,

Министерство внутренних дел Украины,

Служба безопасности Украины,

Академия правовых наук Украины

14. С целью предупреждения волокиты в процессе предварительного расследования и судебного рассмотрения уголовных дел изучить до 1 мая 1997 года вопрос о целесообразности введения в уголовном процессе так называемого судебного компромисса, обязательного предварительного слушания судом уголовных дел о преступлениях, связанных с совершением коррупционных деяний, изменения форм досудебного следствия в сторону упрощения его процедуры.

Согласованные предложения представить Координационному комитету по борьбе с коррупцией и организованной преступностью при Президенте Украины.

Министерство юстиции Украины,

Генеральная прокуратура Украины,

Министерство внутренних дел Украины,

Верховный Суд Украины (с согласия),

Академия правовых наук Украины

15. Завершить в апреле - июне 1997 года разработку в новой редакции проектов Законов Украины "О судоустройстве", "О статусе судей", "О квалификационных комиссиях, квалификационной аттестации и дисциплинарной ответственности судей судов Украины", "Об органах судейского самоуправления", предусмотрев в них нормы по предупреждению коррупционных деяний со стороны судей.

Министерство юстиции Украины

16. С целью предупреждения коррупции подготовить до 1 октября 1997 года проекты законодательных актов о введении единых государственных реестров физических и юридических лиц, прав на недвижимое и движимое имущество, имеющее индивидуальные признаки.

17. Внести до 1 июля 1997 года на рассмотрение Кабинета Министров Украины проекты законодательных актов об усовершенствовании механизма информирования банковскими учреждениями правоохранительных органов о финансовых операциях юридических и физических лиц.

Министерство юстиции Украины,

Национальный банк Украины,

Генеральная прокуратура Украины,

Министерство внутренних дел Украины,

Служба безопасности Украины,

Государственная налоговая администрация Украины

18. Проанализировать до 1 июля 1997 года вопрос введения анонимных валютных счетов. В случае необходимости представить предложения о внесении изменений в Указ Президента Украины от 1 августа 1995 года N 679 "Об открытии анонимных валютных счетов физических лиц (резидентов и нерезидентов)".

Министерство юстиции Украины,

Национальный банк Украины,

Министерство внутренних дел Украины,

Служба безопасности Украины,

Государственная налоговая администрация Украины

19. Провести до 1 июля 1997 года комплексный анализ порядка использования государственными предприятиями бюджетных и внебюджетных средств и осуществления контроля за его соблюдением. По результатам внести соответствующие предложения на рассмотрение Кабинета Министров Украины.

Министерство финансов Украины,

Главное управление Государственного казначейства,

Национальный банк Украины,

Главное контрольно-ревизионное управление Украины,

Государственная налоговая администрация Украины,

Генеральная прокуратура Украины

20. Изучить до 1 августа 1997 года состояние законодательного обеспечения введения таких институтов независимого финансового контроля, как аудит, кризисное управление, налоговые консультанты, оценщики имущества и др. Принять меры по усовершенствованию независимой системы финансового контроля с целью усиления имущественной и дисциплинарной ответственности представителей этой системы по результатам их деятельности, в том числе за подтверждение достоверности, полноты и соответствия законодательству финансовой отчетности.

Министерство финансов Украины,

Государственная налоговая администрация Украины,

Фонд государственного имущества Украины

21. Изучить до 1 июля 1997 года международный опыт реформирования государственного управления, в частности, по вопросам борьбы с коррупцией, для чего использовать возможности сотрудничества с соответствующими международными организациями. По результатам внести предложения Кабинету Министров Украины.

Министерство юстиции Украины,

Министерство внутренних дел Украины,

Служба безопасности Украины,

Генеральная прокуратура Украины,

Главное управление государственной службы при Кабинете Министров Украины

22. Обеспечить до 1 мая 1997 года введение механизма декларирования доходов государственных служащих и иных лиц в соответствии с Законом Украины "О борьбе с коррупцией".

Постоянно осуществлять проверки достоверности налоговых деклараций государственных служащих.

Государственная налоговая администрация Украины,

Главное управление государственной службы при Кабинете Министров Украины

23. Кабинету Министров Украины:

1) внести до 1 мая 1997 года предложения о дополнении проекта Закона Украины "О нормативно-правовых актах" положениями о введении криминологической экспертизы проектов нормативно-правовых актов;

2) во время осуществления реформирования системы управления, реструктуризации органов исполнительной власти по функциональному принципу обратить внимание на необходимость:

распределения контрольных полномочий указанных органов;

сокращения системы разрешений на осуществление отдельных видов деятельности;

ротации определенных категорий государственных служащих, работающих на должностях в местных органах исполнительной власти свыше пяти лет;

усиления контроля со стороны Министерства юстиции Украины за деятельностью юридических служб в системе органов исполнительной власти.

III. Информационно-аналитическое обеспечение
борьбы с коррупцией и связанной с ней преступностью

24. С целью обеспечения реальной оценки состояния борьбы с преступностью и коррупцией и своевременного принятия соответствующих мер по улучшению работы государственных органов в этом деле разработать:

единую методологию ведения статистики о состоянии преступности. Ввести статистические показатели состояния борьбы с преступностью и раскрытия преступлений (в том числе в отношении организованных преступных группировок), которые бы основывались на фактах, установленных приговором суда, а не на промежуточных показателях работы оперативных служб и следствия;

статистическую отчетность о применении законодательства о борьбе с коррупцией.

Представить до 1 сентября 1997 года на рассмотрение Кабинета Министров Украины проект концепции реформирования судебной статистики.

Министерство статистики Украины,

Генеральная прокуратура Украины,

Министерство юстиции Украины,

Служба безопасности Украины,

Министерство внутренних дел Украины

25. С целью повышения эффективности деятельности Государственной налоговой администрации Украины и Главного контрольно-ревизионного управления Украины пересмотреть до 1 августа 1997 года показатели оценки их работы, которые бы стимулировали профилактику финансовых нарушений, увеличение объема уплаты налогов.

Государственная налоговая администрация Украины,

Главное контрольно-ревизионное управление Украины,

Министерство юстиции Украины

26. Кабинету Министров Украины:

1) определить до 1 июня 1997 года перечень центральных органов исполнительной власти, которые обязаны представлять отчеты о применении Закона Украины "О борьбе с коррупцией", и внести предложения об установлении ответственности за непредставление или несвоевременное представление таких отчетов;

2) рассмотреть до 1 июля 1997 года вопросе создании при Министерстве юстиции Украины службы криминологической экспертизы проектов нормативно-правовых актов;

3) организовать до 1 августа 1997 года разработку системы статистических показателей, характеризующих теневую экономику, и методик экономико-правового анализа условий тенезации и криминализации народного хозяйства и отдельных его отраслей;

4) утвердить до 1 октября 1997 года единую методологию ведения государственной статистики о состоянии преступности и борьбе с коррупцией;

5) завершить до 1 января 1998 года переход Украины на международную систему учета и статистики.

Глава Администрации Президента Украины Е. КУШНАРЕВ