ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ УКРАИНЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О Государственной программе демонополизации
экономики и развития конкуренции

Верховный Совет Украины постановляет:

Представленную Кабинетом Министров Украины Государственную программу демонополизации экономики и развития конкуренции одобрить.

Председатель Верховного Совета Украины И. ПЛЮЩ

г. Киев, 21 декабря 1993 года
N 3757-XII

Одобрена
Постановлением Верховного Совета Украины
от 21 декабря 1993 года N 3757-XII

Государственная программа
демонополизации экономики и развития конкуренции

Общие положения

1. Цель и задачи программы

Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции (далее - Программа) направлена на формирование и развитие конкурентной среды, которая обеспечивала бы эффективное использование общественных ресурсов, свободное вступление на рынок для предпринимателей, свободу потребителей в выборе товаров широкого ассортимента, лучшего качества по более низким ценам.

В Программе определены меры по реализации антимонопольной политики по следующим основным направлениям:

демонополизация экономики;

антимонопольное регулирование;

применение антимонопольного законодательства.

В течение 1993-1995 годов Программа предусматривает решение следующих первоочередных задач:

снижение уровня монополизации и развитие конкуренции на рынке;

защита интересов предпринимателей и потребителей от монопольной деятельности, предупреждение монопольной деятельности и ограничение ее;

создание структуры горизонтальных рыночных связей между хозяйствующими субъектами для обеспечения саморегулирующих механизмов развития экономики;

уменьшение зависимости хозяйствующих субъектов от государственных управленческих структур;

адаптация управленческих кадров государственных предприятий и объединений к работе в новых условиях.

2. Понятия и термины

В Программе употребляются следующие понятия и термины:

антимонопольная политика (демонополизация экономики и развитие конкуренции) - экономическая политика, направленная на предупреждение монопольной деятельности, ее ограничение и прекращение, а также на развитие конкуренции;

монополизированный рынок - рынок в определенных территориальных (от регионального до общегосударственного) и товарных пределах, на котором действует хотя бы одно монопольное образование или существуют барьеры вступления хозяйствующих субъектов на него;

уровень монополизации рынка - совокупная доля монопольных образований на рынке;

эффект масштаба производства - явление, при котором средняя стоимость единицы продукции снижается с увеличением количества единиц выпуска продукции;

естественная монополия - хозяйствующий субъект (отрасль, объединение хозяйствующих субъектов), который благодаря эффекту масштаба производства может удовлетворить весь спрос на рынке с более низкими затратами на единицу продукции, чем два или более хозяйствующих субъектов;

государственные организационные структуры монопольного типа монопольные образования в форме объединений государственных предприятий, созданные, как правило, на основе бывших министерств и наделенные государством полномочиями по осуществлению отдельных функций органов государственной исполнительной власти (управление государственным имуществом, доведение государственного заказа до исполнителей, централизованное распределение ресурсов и т. п.);

барьеры вступления хозяйствующих субъектов на рынок естественно-экономические или искусственно созданные действиями государственных органов либо хозяйствующих субъектов факторы, усложняющие или отдаляющие выход хозяйствующих субъектов на существующий рынок в ситуации, когда предприниматели, уже действующие на этом рынке, получают прибыли более высокие от их возможного уровня в условиях свободной конкуренции (отсутствия барьеров);

олигополистический рынок - рынок, характеризующийся небольшим количеством действующих на нем хозяйствующих субъектов, каждый из которых достаточно независим в установлении цен и объема производства и имеет определенное влияние на рынке;

торгово-промышленные ассоциации - объединения хозяйствующих субъектов, которые не вмешиваются в хозяйственную деятельность своих членов и согласно антимонопольному законодательству не рассматриваются как монопольные образования.

Другие термины употребляются в соответствии со статьей 1 Закона Украины "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности".

3. Принципы осуществления антимонопольной политики

Антимонопольная политика осуществляется на основе:

комплексного введения мер во взаимосвязи с другими направлениями экономической реформы;

дифференцированного подхода к объектам демонополизации с учетом их экономического положения, роли в народном хозяйстве, национальных интересов Украины;

выделения этапов, реализации промежуточных целей и приоритетных задач; координации с соответствующими мерами во внешнеэкономической сфере;

соблюдения действующего законодательства Украины;

обеспечения гласности.

4. Экономические условия и этапы
реализации антимонопольной политики

Меры по демонополизации экономики и развитию конкуренции должны быть адекватными общему состоянию экономики. Поэтому их целесообразно осуществлять поэтапно.

Первый этап во времени совпадает с периодом преодоления инфляционного кризиса и началом стабилизации экономики. Особенность этого этапа - необходимость сочетания мер стабилизационного характера, призванных усилить государственное управление в государственном секторе экономики, с мерами, направленными на осуществление рыночных реформ.

По этой причине работа по демонополизации экономики на первом этапе, особенно в его начале, носит ограниченный характер. Соответствующие меры применяются преимущественно к отдельным монопольным образованиям и рынкам, на которых они действуют. Осуществляются меры для сокращения количества государственных организационных структур монопольного типа. Одновременно разрабатывается необходимая нормативная и институционная база, на основе которой постепенно формируется целостная система демонополизации экономики, антимонопольного регулирования и применения антимонопольного законодательства.

Часть задач по демонополизации экономики и развитию конкуренции на этом этапе будет решаться в ходе приватизации имущества государственных предприятий, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития предпринимательства и привлечения иностранных инвестиций.

Второй этап начинается после начала стабилизации экономики, когда получает развитие рыночная инфраструктура, образуется значительное количество малых и средних предприятий, увеличивается на рынках Украины количество иностранных предпринимателей.

На этом этапе появляется возможность значительно ограничить вмешательство государства в хозяйственную деятельность предпринимателей, завершить ликвидацию или реорганизацию государственных организационных структур монопольного типа, уменьшить количество отраслевых министерств и ведомств. Перечень объектов антимонопольного регулирования постепенно ограничивается только естественными монополиями и рынками, на которых они действуют.

На этом этапе в сферу демонополизации и развития конкуренции включаются такие секторы экономики, как финансово-кредитный, науки и научного обслуживания. Осуществляются меры по созданию новых и демонополизации существующих банковских структур.

I. Субъекты и объекты антимонопольной
политики

1. Субъекты антимонопольной политики

Субъектами демонополизации, антимонопольного регулирования и применения антимонопольного законодательства являются государственные органы, обеспечивающие процесс демонополизации экономики и развития конкуренции:

Верховный Совет Украины принимает законодательные акты по вопросам демонополизации экономики и развития конкуренции, в том числе антимонопольное законодательство; утверждает Государственную программу демонополизации экономики и развития конкуренции;

Президент Украины принимает решения по вопросам демонополизации экономики и развития конкуренции в пределах своих полномочий;

Кабинет Министров Украины обеспечивает разработку Государственной программы демонополизации экономики и развития конкуренции, принимает решения по вопросам обеспечения процесса демонополизации и антимонопольного регулирования; делегирует полномочия по демонополизации и антимонопольному регулированию министерствам, ведомствам, другим центральным, а также местным органам государственной исполнительной власти; устанавливает важнейшие показатели и параметры антимонопольного регулирования;

Антимонопольный комитет Украины принимает участие в разработке Программы и проведении демонополизации отдельных объектов; осуществляет государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, обеспечивает защиту интересов предпринимателей от его нарушений; принимает распоряжения о принудительном разделе монопольных образований в случае их злоупотребления монопольным положением; вносит в соответствующие органы предложения об изменении сферы антимонопольного регулирования;

Фонд государственного имущества Украины, местные органы приватизации осуществляют приватизацию имущества государственных предприятий с учетом требований антимонопольного законодательства и настоящей Программы;

центральные и местные органы государственной исполнительной власти разрабатывают и реализуют меры по демонополизации экономики и развитию конкуренции, которые являются составной частью отраслевых и региональных программ рыночных преобразований; выходят с инициативой по демонополизации конкретных объектов; принимают меры для регулирования соответствующих рынков и деятельности монопольных образований.

Субъектами демонополизации могут также выступать:

руководство и трудовые коллективы предприятий (объединений), которые выходят с инициативой по разукрупнению предприятий (объединений) с целью ликвидации их монопольного положения, создания на основе структурных подразделений (единиц) самостоятельных хозяйствующих субъектов, выхода предприятий из состава объединений;

покупатели, проявляющие инициативу в части приватизации структурных подразделений предприятий, а также структурных единиц объединений, которые не привели свой статус в соответствие с действующим законодательством.

2. Объекты антимонопольной политики

Объектами демонополизации и антимонопольного регулирования являются:

монополизированные рынки в определенных территориальных и товарных пределах;

хозяйствующие субъекты, занимающие монопольное положение на рынках.

Кроме этого, для целей демонополизации объектами могут также быть:

государственные организационные структуры монопольного типа;

центральные органы государственной исполнительной власти, решения или действия которых отрицательно влияют или могут повлиять на конкуренцию.

3. Барьеры вступления хозяйствующих субъектов на рынки

Монополизированные рынки как объекты демонополизации рассматриваются с точки зрения наличия и размеров искусственно созданных барьеров вступления хозяйствующих субъектов на эти рынки, а также иных факторов, ограничивающих конкуренцию.

Искусственно созданные барьеры вступления хозяйствующих субъектов на рынки возникают вследствие дискриминации предпринимателей со стороны органов государственной исполнительной власти, органов местного и регионального самоуправления и антиконкуретных действий хозяйствующих субъектов.

Дискриминацией предпринимателей со стороны органов государственной исполнительной власти, органов местного и регионального самоуправления считается:

запрет и ограничение создания новых предприятий или других организационных форм предпринимательства в любой сфере деятельности, а также установление ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, на производство определенных видов товаров с целью ограничения конкуренции, в том числе за счет введения лицензирования предпринимательской деятельности и установления государственной монополии на определенные ее виды;

принуждение хозяйствующих субъектов к приоритетному заключению договоров, первоочередному снабжению товарами определенного круга потребителей;

принятие решений о централизованном распределении товаров, обеспечивающем монопольное положение на рынке определенным хозяйствующим субъектам;

установление запрета на реализацию товаров, произведенных в одном регионе страны, в другой регион;

предоставление отдельным хозяйствующим субъектам налоговых, кредитных и иных льгот, бюджетных дотаций и субсидий, если это ведет к монополизации рынка определенного товара;

ограничение прав хозяйствующих субъектов по приобретению и реализации товаров, в том числе путем установления квот, лицензий во внешнеэкономической деятельности, таможенных тарифов;

введение ограничений на инвестиции, в том числе иностранные, направленных на монополизацию товарных рынков;

установление других запретов или ограничений в отношении отдельных хозяйствующих субъектов или их групп, что ведет и монополизации рынка определенного товара.

Кроме того, конкуренцию сдерживают:

государственное регулирование цен, тарифов;

неблагоприятные условия для предпринимательской деятельности (большие налоги, неконвертированность национальной валюты) сложности в регистрации предприятий и т. п.);

бюджетное финансирование монопольных образований;

ограниченный доступ на валютный рынок;

недостаточно развитые банковская система и рыночная инфраструктура (транспортная и информационная сеть, складское хозяйство, связь, система товарного и финансового посредничества и т. п.).

К барьерам, возникающим вследствие антиконкурентных действий хозяйствующих субъектов, относятся:

установление контроля над рынками сырья или сбыта;

удержание в течение длительного времени монопольными образованиями цен на товары (услуги, работы) ниже их себестоимости с целью устранения конкурентов, если это не обусловлено повышением эффективности производства или уменьшением спроса на соответствующий товар;

распределение рынков по территориальному принципу, ассортименту товаров, объему их реализации либо закупки или кругу потребителей;

неправомерные сделки между конкурирующими хозяйствующими субъектами, направленные на установление (поддержание) монопольных цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

иные действия, ограничивающие доступ на рынок продавцов, покупателей и других хозяйствующих субъектов.

Естественно-экономические барьеры вступления хозяйствующих субъектов на рынки определяются необратимыми расходами (приобретение лицензий, реклама и т. п.) для вступления на рынки, ограниченными ресурсами и другими объективными причинами.

II. Демонополизация экономики

1. Понятие, цель и задачи демонополизации

Демонополизация экономики - это осуществляемый государством комплекс мер, в том числе принудительных, направленных на снижение уровня монополизации рынков.

Целью демонополизации является создание и усиление конкуренции на рынках. Реализация этой цели предусматривает выполнение следующих задач:

увеличение количества хозяйствующих субъектов, конкурирующих на рынках;

ограничение или прекращение монопольной деятельности хозяйствующих субъектов.

2. Способы демонополизации и меры по их реализации

В зависимости от особенностей монополизированных рынков для целей демонополизации применяются следующие способы:

децентрализация управления;

снижение или снятие препятствий, ограничивающих вступление хозяйствующих субъектов на существующие рынки;

стимулирование вступления на монополизированные рынки новых хозяйствующих субъектов;

раздел государственных монопольных образований;

ликвидация государственных организационных структур монопольного типа,

В соответствии с указанными способами демонополизации Программой предусматривается реализовать следующие меры:

Способ  Меры  
Децентрализация
управления











 
разграничение функций между разными органами государственной исполнительной власти;
ограничение и регламентирование функций цен-
тральных и местных органов государственной
исполнительной власти, органов местного и регионального самоуправления относительно хозяйствующих субъектов;
лишение указанных органов несвойственных им функций, а также права вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий (кроме
случаев, предусмотренных законодательством
Украины);
уменьшение количества отраслевых органов
государственной исполнительной власти 
Снижение или
снятие
препятствий,
ограничивающих
вступление
хозяйствующих
субъектов на
существующие
рынки







 
сокращение перечней товаров, подлежащих в
процессе внешнеэкономической деятельности
квотированию и лицензированию;
сокращение перечня видов предпринимательской
деятельности, лицензируемых или являющихся
государственной монополией;
снижение или отмена таможенных тарифов;
отмена или ограничение налоговых, кредитных и
иных льгот, бюджетных дотаций и субсидий,
предоставляемых монопольным образованиям;
прекращение путем применения антимонопольного законодательства антиконкурентных действий
хозяйствующих субъектов, в результате которых
возникают барьеры вступления на рынки;
иные действия, снимающие ограничения вступления хозяйствующих субъектов на существующие
рынки 
Стимулирование
вступления на
монополизирован-
ные рынки новых
хозяйствующих
субъектов






 
предоставление по решению Кабинета Министров Украины хозяйствующим субъектам, вступающим на монополизированные рынки, налоговых льгот, а также льгот в получения кредитов,государственных заказов, в обеспечении ресурсами, которые централизованно распределяются государством;
поощрение инвестиций, в том числе иностранных,
направленных на снижение монополизации рынков;
создание в процессе конверсии новых предприя-
тий, способных конкурировать с существующими
монопольными образованиями;
иные меры, предусмотренные соответствующими
государственными программами 
Раздел
государственных
монопольных
образований


 
разукрупнение в целях снижения уровня моно-полизации рынка государственных монопольных
образований путем создания самостоятельно дейст-
вующих предприятий на базе структурных подраз-
делений государственных предприятий или объеди-
нений, которые не привели свой статус в соответ-
ствие с действующим законодательством 
Ликвидация
государственных
организационных
структур
монопольного
типа
 
ликвидация государственных организационных
структур монопольного типа как юридических лиц
вообще или с последующим созданием на их базе
новых хозяйствующих субъектов (предприятий).
При этом хозяйствующие субъекты - учредители
структуры сохраняют статус самостоятельных
предприятий 

3. Особенности демонополизации отдельных объектов

Для предупреждения появления монопольных образований в частном секторе экономики, если этого требует структура рынка, приватизация государственных предприятий-монополистов при наличии экономических, технологических и иных условий должна проводиться одновременно с их демонополизацией. В этой ситуации особое значение приобретает четкое взаимодействие Фонда государственного имущества Украины, Министерства экономики и Антимонопольного комитета Украины между собой и с другими центральными и местными органами государственной исполнительной власти.

Раздел и ликвидация монопольных образований осуществляются, как правило, в процессе приватизации имущества государственных предприятий. Если имущество предприятий остается в государственной собственности, эти способы применяются преимущественно в случае передачи имущества в коммунальную собственность или в управление местных органов государственной исполнительной власти, преобразования и перерегистрации существующих объединений государственных предприятий в добровольные объединения (торгово-промышленные ассоциации), а также корпоратизации и коммерциализации.

Меры по стимулированию вступления новых хозяйствующих субъектов на монополизированные рынки осуществляются в течение ограниченного периода, достаточного для закрепления нового хозяйствующего субъекта на рынке. Эти меры не должны приводить к вытеснению с рынка действующих на нем хозяйствующих субъектов.

Как радикальное средство раздел монопольных образований требует взвешенных действий и может быть осуществлен, если:

зафиксировано злоупотребление монопольным положением на рынке соответствующего товара;

вследствие монопольного положения определенного хозяйствующего субъекта возникают барьеры вступления на рынок иных хозяйствующих субъектов;

отсутствует тесная технологическая связь между предприятиями, структурными подразделениями (единицами), входящими в состав хозяйствующего субъекта;

предприятия, структурные подразделения (единицы) самостоятельно производят товары одинаковой потребительской стоимости.

Порядок раздела определяет Антимонопольный комитет Украины совместно с Министерством экономики Украины.

Демонополизация монопольных образований, в которые входят предприятия, подлежащие приватизации по согласованию с Кабинетом Министров Украины, должна проводиться преимущественно путем отделения структурных подразделений (единиц) предприятий (объединений), не имеющих тесной технологической связи с другими подразделениями (единицами), а также путем снижения или снятия барьеров, ограничивающих вступление хозяйствующих субъектов на рынки.

Демонополизации, как правило, не подлежат предприятия (объединения) - монополисты, которые в соответствии с действующим законодательством не приватизируются (за исключением случаев, когда демонополизация может быть проведена путем отделения непрофильных структурных подразделений (единиц) предприятий (объединений), а также снижения или снятия барьеров, ограничивающих вступление хозяйствующих субъектов на действующие рынки).

Во внешнеэкономической деятельности демонополизация будет заключаться в поэтапном переходе преимущественно к тарифному регулированию и снижению таможенных тарифов на импорт относительно внутренних рынков, которые будут подлежать демонополизации в соответствии с решениями Кабинета Министров Украины.

III. Антимонопольное регулирование

1. Цель и задачи антимонопольного регулирования

Под антимонопольным регулированием понимается процесс ограничения монопольной деятельности, предусматривающий непосредственное государственное регулирование на конкретных монополизированных рынках, или деятельности конкретных монопольных образований путем централизованного установления количественные и качественных показателей.

Целью антимонопольного регулирования является защита интересов потребителей и общества в целом от негативных последствий монопольной деятельности конкретных хозяйствующих субъектов.

Для достижения этой цели следует:

обеспечить оптимальный баланс интересов монопольных образований и общества;

предотвратить получение хозяйствующими субъектами сверхприбылей вследствие использования монопольного положения;

обеспечить нормативный уровень качества товаров, производимых монопольными образованиями;

обеспечить необходимые объемы товарного наполнения рынка и доступ всех членов общества к определенным товарам, поставляемым на рынок монопольными образованиями;

регулировать обеспечение товарами специфических групп потребителей и территорий.

Для целей антимонопольного регулирования используются количественные и качественные показатели относительно цен, тарифов, объемов рынка (производства), нормативов качества, стандартов, структуры распределения товаров на рынке, барьеров вступления на рынок и т. п.

2. Способы антимонопольного регулирования

Антимонопольное регулирование осуществляется путем:

установления цен и тарифов (отпускных цен на продукцию предприятия-производителя, предельных уровней цен, торговых, снабженческо-сбытовых надбавок и наценок), предельных нормативов рентабельности;

декларирования изменения цен;

установления стандартов и показателей качества для товаров и услуг;

регулирования объемов рынка (производства);

установления государственного заказа и государственного контракта;

распределения рынков (определения потребителей, поставщиков и т. п.);

тарифного регулирования импорта и экспорта товаров.

3. Порядок осуществления антимонопольного регулирования

Министерство экономики Украины, Министерство статистики Украины и Антимонопольный комитет Украины проводят по соответствующей методике анализ уровней монополизации рынков.

Согласно Декрету Кабинета Министров Украины от 21 января 1993 года N 13-93 "О временном порядке определения перечня предприятий, занимающих монопольное положение на рынке" определяется перечень предприятий, занимающих монопольное положение на рынках.

В порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Украины, определяются объекты антимонопольного регулирования, а также количественные и качественные показатели и параметры, применяемые для регулирования.

По результатам секторного анализа уточняются указанные перечень, показатели и параметры,

IV. Применение антимонопольного законодательства

1. Цель и задачи применения антимонопольного законодательства

Применение антимонопольного законодательства предполагает:

поддержание достигнутого уровня конкуренции и ее защиту на существующих рынках;

защиту интересов предпринимателей и потребителей от монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции.

Реализация этой цели обеспечивается выполнением следующих задач:

предупреждением монополизации рынков;

ограничением и прекращением монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции.

2. Механизм применения антимонопольного законодательства

Предупреждение монополизации рынков путем применения антимонопольного законодательства предусматривает работу по следующим направлениям:

установление контроля за действиями органов государственной исполнительной власти, органов местного и регионального самоуправления, хозяйствующих субъектов, которые могут привести к появлению новых монопольных образований, увеличению доли и усилению влияния на рынке существующих монопольных образований (далее - контроль за слиянием);

осуществление мер, направленных на предупреждение монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции;

установление контроля за действиями органов государственной исполнительной власти, органов местного и регионального самоуправления, которые могут привести к появлению и повышению барьеров вступления хозяйствующих субъектов на рынки.

Ограничение и прекращение монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется Антимонопольным комитетом Украины в процессе реализации соответствующих полномочий, возложенных на него законодательством.

Механизм применения антимонопольного законодательства предусматривает реализацию следующих мер:

Направление   Меры 
Контроль
за слиянием


















 
предоставление Антимонопольным комитетом
Украины заключений на проекты решений органов
государственной исполнительной власти, органов
местного и регионального самоуправления по воп-
росам реорганизации (слияния, присоединения) хо-
зяйствующих субъектов, создания концернов, ассо-
циаций и иных объединений, в том числе в процес-
се приватизации;
согласование с Антимонопольным комитетом Ук-
раины реорганизации (слияния, присоединения)
хозяйствующих субъектов негосударственной фор-
мы собственности, создания их объединений, приоб-
ретение контрольных пакетов акций (паев) хозяй-
ственных обществ, активов хозяйствующих субъек-
тов, получение возможности контролировать их дея-
тельность иным способом;
получение органами государственной исполни-
тельной власти, органами местного и регионально-
го самоуправления, хозяйствующими субъектами
согласия Антимонопольного комитета Украины на
слияние предприятий, учреждений и организаций 
Предупреждение
монопольной
деятельности и
недобросовестной
конкуренции









 
введение учебных программ по антимонопольно-
му законодательству в соответствующих учебных
заведениях и в учреждениях повышения квалифи-
кации специалистов;
подготовка и издание соответствующих норма-
тивно-методических справочников;
предоставление консультаций объединениям
предпринимателей и потребителей;
разъяснение предпринимателям и общественнос-
ти цели, задач, основных положений и механизма
применения антимонопольного законодательства;
координация действий Антимонопольного коми-
тета Украины с другими государственными органа-
ми по вопросам применения антимонопольного за-
конодательства 
Установление
контроля
за действиями
органов
государственной
исполнительной
власти, органов
местного и
регионального
самоуправления,
направленными
на создание
барьеров
вступления
на рынки 
предоставление Антимонопольным комитетом
Украины заключений на проекты решений органов
государственной исполнительной власти, органов
местного и регионального самоуправления по воп-
росам регулирования предпринимательской дея-
тельности;
введение согласно действующему законодатель-
ству порядка согласования с Антимонопольным ко-
митетом Украины и его территориальными управ-
лениями решений соответственно центральных и
местных органов государственной исполнительной
власти, касающихся демонополизации экономики,
развития конкуренции и антимонопольного регули-
рования
 
Ограничение
и прекращение
монопольной
деятельности и
недобросовестной
конкуренции









 
рассмотрение Антимонопольным комитетом Ук-
раины дел о нарушениях антимонопольного зако-
нодательства, в том числе о: злоупотреблениях мо-
нопольным положением, неправомерных сделках,
недобросовестной конкуренции, дискриминации
предпринимателей со стороны государственных ор-
ганов, принудительном разделе монопольных обра-
зований;
принятие Антимонопольным комитетом Украины
мер в пределах действующего законодательства по
наложению на должностных лиц и предпринимате-
лей штрафов;
изъятие незаконно полученной в результате на-
рушения антимонопольного законодательства при-
были и компенсация убытков, причиненных вслед-
ствие такого нарушения 

3. Особенности реализации механизма применения
антимонопольного законодательства

Принудительный раздел монопольных образований независимо от формы их собственности как элемент применения антимонопольного законодательства осуществляется исключительно на основании решений Антимонопольного комитета Украины в соответствии со статьей 16 Закона Украины "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности".

Учитывая, что в течение 1993-1995 годов большинство монопольных образований будет находиться в государственной собственности, в этот период принудительный раздел государственных монопольных образований будет осуществляться, как правило, в пределах процедур, определенных частью второй настоящей Программы.

Принудительный раздел является неоправданным в случае, когда концентрация производства направлена на повышение его эффективности, сохранение и развитие экспортного потенциала государства и когда эффект масштаба производства, несмотря на увеличение рыночной власти хозяйствующего субъекта, ведет к экономии для потребителей и повышению качества продукции.

Минимальные размеры предприятий, учреждений и организаций, на слияние которых необходимо согласие Антимонопольного комитета Украины, устанавливаются Кабинетом Министров Украины по представлению Антимонопольного комитета Украины.

V. Приоритеты и задачи первого этапа
осуществления антимонопольной политики

1. Приоритетные направления демонополизации и
антимонопольного регулирования

На первом этапе в приоритетном порядке подлежат:

демонополизации - монополизированные общегосударственные и региональные рынки, на которых действуют монопольные образования объекты первоочередной приватизации, оказывающие наибольшее влияние на состояние потребительской сферы и одновременно тормозящие экономическое развитие Украины и формирование ее рыночной экономики;

антимонопольному регулированию - естественные монополии, а также монопольные образования, действующие на рынках, где развитие конкуренции существенно тормозится объективными причинами (необходимость защиты национальных интересов Украины, неразвитость рыночной инфраструктуры и т.п.), а также соответствующие рынки.

Для поощрения демонополизации в приоритетных сферах предприятиям, вступающим на монополизированные рынки, а также созданным в результате раздела монопольных образований или раздела путем отделения структурных подразделений (единиц) предприятий (объединений), по решениям Кабинета Министров Украины могут предоставляться налоговые льготы, кредитные квоты, льготные кредиты, ресурсы, которые централизованно распределяются государством, государственные заказы (при условии их применения на соответствующих рынках), оказываться поддержка в проведении конверсии, реконструкции, технического и технологического переоснащения производства и т. п,

2. Задачи первого этапа осуществления антимонопольной политики

1. Отраслевые и региональные особенности демонополизации экономики и развития конкуренции определяются отраслевыми и региональными программами рыночных преобразований, которые разрабатываются отраслевыми министерствами и ведомствами, Правительством Республики Крым, местными государственными администрациями и согласовываются с Антимонопольным комитетом Украины. Эти программы базируются на результатах секторного анализа экономики, который проводится межотраслевыми комиссиями в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Украины.

2. Объектами демонополизации и антимонопольного регулирования для целей отраслевых и региональных программ соответственно являются:

общегосударственные и региональные монополизированные рынки;

отдельные монопольные образования, действующие на этих рынках;

общегосударственные и местные организационные структуры монопольного типа (концерны, корпорации, иные виды объединений);

органы управления экономикой отрасли или региона.

3. Отраслевые и региональные программы рыночных преобразований в части демонополизации и развития конкуренции должны предусматривать:

основные результаты секторного анализа общегосударственного и региональных товарных рынков;

рекомендованные способы и особенности демонополизации, антимонопольного регулирования отдельных объектов на 1993-1995 годы;

задачи по организации процесса демонополизации и развитию конкуренции относительно соответствующих рынков;

задачи по реформированию управления экономикой отрасли или региона с учетом потребности в его децентрализации и уменьшении количества субъектов управления;

задачи по нормативному, информационному и финансовому обеспечению; организационные меры для реализации программ.

4. Указанные программы должны отвечать следующим требованиям:

не противоречить Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции, не вводить дополнительных ограничений по демонополизации и приватизации;

обеспечивать выполнение задач, предусмотренных настоящей Программой.

VII. Международные аспекты
демонополизации экономики и развития
конкуренции

Международное сотрудничество в сфере антимонопольной политики обеспечивается заключением дву- и многосторонних соглашений или присоединением Украины к ним, членством в международных организациях и т. п. и предусматривает:

применение национального антимонопольного законодательства в случае нарушения его хозяйствующими субъектами других стран-торговых партнеров Украины;

соблюдение антимонопольного законодательства других государств субъектами внешнеэкономической деятельности Украины;

снятие барьеров, сдерживающих развитие торговли Украины с другими государствами;

защиту суверенных прав Украины в международной торговле.

Международное сотрудничество в сфере антимонопольной политики будет осуществляться путем:

обмена информацией между антимонопольными органами в пределах, дозволенных национальным законодательством.

уведомления сторон, интересы которых нарушаются, о начале расследования, а также о своей позиции относительно начатого другой стороной расследования;

проведения консультаций на любых стадиях расследования;

создания совместных экспертно-консультативных органов (комиссий, групп и т. п.).

В течение 1993-1994 годов Антимонопольный комитет Украины, Министерство экономики Украины и Министерство внешнеэкономических связей Украины с учетом принципов, определенных настоящей Программой, организуют работу по определению правил и механизма реализации Соглашения о согласовании антимонопольной политики, подписанного Украиной и девятью государствами - членами СНГ, и участвуют в подписании соответствующего документа.

VIII. План мероприятий
по реализации задач государственной программы
демонополизации экономики и развития
конкуренции на 1993-1995 годы

1. Организационные мероприятия по
демонополизации экономики и развитию конкуренции

Содержание
мероприятий 
Ответственные
за выполнение 
Срок
выполнения 
Организация проведения
секторного анализа:
образование межотрасле-
вых комиссий для прове-
дения секторного анализа


 


Минэкономики, Минстат, Фонд
госимущества, Антимонополь-
ный комитет, отраслевые мини-
стерства и ведомства, местные
органы государственной испол-
нительной власти 


июль
1993 г.



 
определение отраслей, в
которых секторный анализ
будет осуществляться пер-
воочередно, и проведение
анализа в этих отраслях
проведение секторного
анализа в других отраслях


 
-"-




-"-



 
сентябрь-
октябрь
1993 г.


ноябрь-
декабрь
1993 г.,
в дальнейшем
постоянно 
Разработка отраслевых рес-
публиканской (Республики
Крым) и региональных про-
грамм рыночных преобразо-
ваний

 
отраслевые министерства и ве-
домства, Совет Министров Рес-
публики Крым, местные орга-
ны государственной исполни-
тельной власти, Минэкономики,
Антимонопольный комитет,
Фонд госимущества, Минстат 
I квартал
1994 г.




 
Формирование Антимоно-
польного комитета и его
аппарата 
Антимонопольный комитет,
Минфин
 
1993 г.

 
Создание территориаль-
ных управлений Антимоно-
польного комитета в облас-
тях, городах Киеве и Сева-
стополе 
Антимонопольный комитет,
Минфин, соответствующие ме-
стные государственные админи-
страции
 
1994 г.



 
Анализ положений по цен-
тральным и местным органам
государственной исполни-
тельной власти и приведение
их в соответствие с требова-
ниями настоящей Програм-
мы и действующего законо-
дательства 
Администрация Президента
Украины, Кабинет Министров
Украины, Антимонопольный
комитет, Минэкономики, Мин-
фин, Минюст, соответствующие
центральные и местные органы
государственной исполнитель-
ной власти 
1993 г.






 
Анализ учредительных до-
кументов концернов, корпо-
раций и других объединений
предприятий в пищевой, пе-
рерабатывающей, местной,
деревообрабатывающей от-
раслях промышленности, в
сфере обслуживания сель-
скохозяйственного производ-
ства, а также принятие мер,
направленных на устранение
элементов монопольной цен-
трализации функций управ-
ления в их деятельности 
Минэкономики, Антимонополь-
ный комитет, Госпищепром,
Минмашпром, Минпром, Мин-
сельхозпрод









 
1993-
1994 гг.











 
Проведение аналогичной
работы в других отраслях
промышленности 
Минэкономики, Антимонополь-
ный комитет, отраслевые мини-
стерства и ведомства 
1994-
1995 гг.
 
Составление и ведение пе-
речня предприятий, зани-
мающих монопольное поло-
жение, и естественных моно-
полий на:
общегосударственных
рынках



региональных рынках

 





Минэкономики, Минстат, Анти-
монопольный комитет, цент-
ральные и местные органы го-
сударственной исполнительной
власти
Антимонопольный комитет,
местные государственные ад-
министрации 




ноябрь
1993 г. и в
дальнейшем
постоянно
I квартал
1994 г.
 
Составление перечня объ-
ектов, подлежащих антимо-
нопольному регулированию,
на:
общегосударственных
рынках
региональных рынках

 




Минэкономики, Минстат, Ан-
тимонопольный комитет
Антимонопольный комитет, ме-
стные государственные адми-
нистрации 




декабрь
1993 г.
II квартал
1994 г.
 
Введение механизма пре-
дупреждения монополизации
рынков 
Антимонопольный комитет

 
январь
1994 г.
 
Введение механизма кон-
троля за соблюдением ан-
тимонопольного законода-
тельства


 
Антимонопольный комитет,
Минэкономики, органы проку-
ратуры, местные государствен-
ные администрации


 
с момента
принятия
Закона Украины
"Об Антимонополь-
ном комитете
Украины" 
Введение механизма
антимонопольного
регулирования


 
Минэкономики, Антимонополь-
ный комитет, Минфин, Нацио-
нальный банк, МВЭС, отрасле-
вые министерства и ведомства,
местные органы государствен-
ной исполнительной власти 
в соответ-
ствии с решениями
Кабинета Министров
Украины

 
Согласование с Антимоно-
польным комитетом Украи-
ны и его территориальными
управлениями нормативных
актов и решений централь-
ных и местных органов госу-
дарственной исполнительной
власти, органов местного и
регионального самоуправле-
ния по вопросам демонопо-
лизации экономики, разви-
тия конкуренции, антимоно-
польного регулирования и
рыночных преобразований 
Антимонопольный комитет,
центральные и местные органы
государственной исполнитель-
ной власти, органы местного и
регионального самоуправления








 
постоянно












 
Создание целевого вне-
бюджетного фонда развития
и защиты конкуренции 
Антимонопольный комитет,
Минфин, Минэкономики
 
1994 г.

 
Разработка механизма
реализации Соглашения
стран СНГ "О согласовании
антимонопольной политики".
заключенного 12 марта 1993
года 
Антимонопольный комитет,
Минэкономики, МВЭС



 
1993 г.




 
Разработка направлений
международного сотрудни-
чества по вопросам введения
антимонопольного законода-
тельства 
Антимонопольный комитет,
Минэкономики, МВЭС


 
1994 г.



 
Разработка (в качестве
пилотного проекта) механиз-
мов реализации Основного
Соглашения Европейской
энергетической хартии в час-
ти демонополизации и раз-
вития конкуренции 
Минэнерго, Минэкономики,
Антимонопольный комитет,
МВЭС, Минфин



 
1993-
1994 гг.




 
Осуществление мониторин-
га процесса демонополиза-
ции. Ежегодный анализ вы-
полнения Программы и оп-
ределение задач по демоно-
полизации экономики и раз-
витию конкуренции на по-
следующий период 
Минэкономики, Антимонополь-
ный комитет, Минстат, Фонд
госимущества, отраслевые ми-
нистерства и ведомства



 
постоянно






 

2. Законодательное, нормативное и методическое обеспечение

Перечень
разрабатываемых актов  
Ответственные за разработку   Срок
разработки  
Срок
утверждения  
Законодательные акты,
принимаемые Верховным Советом Украины 
Закон Украины
"Об Антимонопольном комитете Украины"







Закон Украины
"О недобросовестной конкуренции"
 
Комиссия Верховно-
го Совета Украины
по вопросам эконо-
мической реформы и
управления народ-
ным хозяйством, Ан
тимонопольный ко-
митет, Минэкономи-
ки, Минюст
Антимонопольный
комитет, Минэконо-
мики, Минюст 
представлен








сентябрь
1994 г. 
согласно решению
Верховного Совета
Украины





-"-

 
Нормативные документы,
принимаемые Кабинетом Министров Украины 
Постановление Кабинета
Министров Украины "О порядке осуществления антимонопольного
регулирования деятельности
предприятий-монополистов" 
Минэкономики, Минфин, Национальный банк, Минюст, Ан-
тимонопольный комитет, МВЭС, Гос-комресурсов 
декабрь
1993 г.


 
январь
1994 г.


 
Нормативные документы,
утверждаемые Антимонопольным
комитетом Украины  
Временные правила рассмотрения
заявлений о нарушениях антимонопольного законодательства 
Антимонопольный
комитет, Минюст
 
сентябрь
1993 г.
 
ноябрь
1993 г.
 
Методика определения монопольного положения хозяйствующих субъектов
на рынке товаров 
Антимонопольный
комитет, Минэкономики, Минстат, Минюст 
ноябрь
1993 г.
 
декабрь
1993 г.
 
Порядок рассмотрения заявлений на
получение согласия Антимонопольного комитета Украины на реорганизацию
(слияние, присоединение) хозяйствующих субъектов, создание и ликвидацию
ассоциаций, концернов и других
объединений, приобретение долей
(акций, паев) в уставных фондах
хозяйственных товариществ 
Антимонопольный
комитет, Минэкономики, Минстат, Минюст,
Фонд госимущества




 
декабрь
1993 г.






 
январь
1994 г.






 
Порядок согласования с
Антимонопольным комитетом Украины
и его территориальными управлениями
проектов решений центральных и местных органов государственной исполнительной власти,органов местного и регионального самоуправления по вопросам
демонополизации экономики,
развития конкуренции, антимонопольного регулирования и рыночных преобразований 
Антимонопольный
комитет, Минюст






 
-"-







 
-"-







 
Нормативные документы, утверждаемые
Минэкономики и Антимонопольным комитетом Украины
совместно с другими министерствами и ведомствами  
Положения:
о составлении и ведении
Перечня предприятий, занимающих монопольное положение на рынке 
Минэкономики,
Антимонопольный
комитет, Минстат 
ноябрь
1993 г.
 
декабрь
1993 г.
 
о порядке раздела и ликвидации
монопольных образований 
-"-  январь
1994 г. 
февраль
1994 г. 
о порядке отделения
структурных подразделений (единиц)
предприятий(объединений 

-"-
 

-"-
 

-"-
 
Методика проведения
секторного анализа экономики


 
Минэкономики,
Минстат, Антимонопольный комитет, Фонд госимущества 
июль
1993 г.

 
август
1993 г.

 

3. Информационное обеспечение

Содержание мероприятия  Ответсвенные за выполнение  Срок выполнения 
Анализ системы показателей
хозяйственной деятельности
предприятий, используемых в
процессе антимонопольного ре-
гулирования и применения ан-
тимонопольного законодатель-
ства, внесение в случае необ-
ходимости изменений в формы
существующей статистической
отчетности 
Минстат, Минэкономики,
Антимонопольный комитет







 
1993








 
Создание совместной инфор-
мационной среды органов, осу-
ществляющих антимонополь-
ную политику:
разработка и наполнение ин-
формацией интегрированного
банка данных




разработка прикладного про
граммного обеспечения
создание единой компьютерной сети 
Антимонопольный комитет,
Минэкономики, Минстат, Го-
сударственный таможенный
комитет, Минюст, Фонд го-
сударственного имущества,
Минфин
Антимонопольный комитет,
Минфин




-"-
 
1 квартал
1994 г.




1994 г.




1994-
1995 гг. 
Начало издания государственного информационного бюллетеня
об антимонопольной политике в Украине 
Антимонопольный комитет,
Минэкономики, Госкомиздат, Минсвязи
 
1994 г.


 

4. Научно-исследовательское обеспечение

Подготовка программы науч-
ных исследований по вопросам
демонополизации и введения
антимонопольного законода-
тельства, в которой, в част-
ности, предусмотреть:
изучение социальных, хозяй-
ственных и политических по-
следствий осуществления ан-
тимонопольной политики
организацию мониторинго-
вых исследований и прогно-
зирование развития процесса
демонополизации экономики
и развития конкуренции в
Украине

 
Антимонопольный комитет,
Минэкономики, Минстат,
Академия наук



Минэкономики, Минстат,
Антимонопольный комитет,
ГКНТ, Минтруда

Антимонопольный комитет,
Минстат, Минэкономики,
Минфин, Фонд госимущест-
ва, отраслевые министерства
и ведомства, Совет Минист-
ров Республики Крым, мест-
ные органы государственной
исполнительной власти 
декабрь
1993 г.




постоянно



1994-
1995 гг.





 
Организация конференций,
симпозиумов и постоянно дей-
ствующих семинаров по вопро-
сам антимонопольной политики 
Антимонопольный комитет,
Минэкономики, Минстат,
МВЭС, Академия наук
 
1993-
1995 гг.

 
Создание центра комплекс-
ных исследований и разработок
по вопросам антимонопольной
политики 
Антимонопольный комитет,
Минэкономики, Минфин,
Академия наук
 
1994 г.


 

5. Кадровое обеспечение

Введение в соответствующих
высших учебных заведениях
специальных курсов по вопро-
сам антимонопольной политики 
Минобразования,
Антимонольный комитет,
Минэкономики
 
1994 г.


 
Определение базовых учеб-
ных заведений подготовки и
переподготовки кадров для
антимонопольных органов 
-"-


 
1993 г.


 
Организация стажировки за
границей специалистов антимо-
нопольных органов и централь-
ных органов государственной
исполнительной власти 
Антимонопольный комитет,
Минэкономики, Минфин,
Минстат

 
1993-
1995 гг.


 

6. Финансовое обеспечение

Содержание мероприятия


 
Источник
финансирования

 
Объем финансирования
млн. крб, 
1994 год   1995 год  
Создание и содержание Антимонопольного комитета, его территориальных управлений  -"-
 
в соответствии с
государственным бюджетом 
Информационное обеспечение процесса демонополизации экономики  -"-
 
640
 
840
 
Научно-исследовательское обеспечение и прогнозирование процесса демонополизации экономики  -"-

 
107,1

 
126,2

 
Издание информационного бюллетеня по вопросам реализации антимонопольной политики  -"-

 
20

 
20

 
Кадровое обеспечение  -"-  121  131 

Объемы финансирования будут уточняться по представлению Антимонопольного комитета Украины и Минэкономики Украины при формировании бюджета соответственно на 1994 и 1995 годы.