Увага! Це є застаріла редакція документа. На останню редакцію

ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ

ЗАКОН

О мобилизационной подготовке и мобилизации

Исходя из Концепции обороны и строительства Вооруженных Сил Украины, Закона Украины "Об обороне Украины" и иных законодательных актов Украины настоящий Закон устанавливает правовые основы мобилизационной подготовки и мобилизации, определяет систему и организацию этой работы в стране, обязанности и ответственность органов государственной исполнительной власти, органов местного и регионального самоуправления, а также руководителей предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности за осуществление мобилизационных мероприятий.

Раздел 1. Общие положения

Статья 1. Мобилизационная подготовка народного хозяйства Украины *, Вооруженных Сил Украины и иных воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством Украины **, является составной частью оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное время центральными и местными органами государственной исполнительной власти, органами местного и регионального самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности в целях создания необходимых условий для своевременного проведения мобилизации и обеспечения потребностей государства в особый период и на случай стихийных бедствий, аварий и катастроф.

* Далее - мобилизационная подготовка.

** Далее - Вооруженные Силы Украины и иные войска.

Особый период включает в себя время мобилизационного развертывания народного хозяйства, Вооруженных Сил Украины и иных войск, военное время и частично восстановительный период после окончания военных действий.

Статья 2. Мобилизационная подготовка проводится на плановой основе путем заблаговременного создания устойчивых систем управления и связи, необходимых производственных мобилизационных мощностей, а также специальных формирований и мобилизационных резервов вооружения, военной техники, материальных и продовольственных ресурсов, страхового фонда документации.

Статья 3. Мобилизация является общегосударственным мероприятием, которое должно обеспечить планомерное развертывание Вооруженных Сил Украины и иных войск, перевод народного хозяйства с мирного на военное положение, а также привлечение трудовых и материально-технических ресурсов к ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф в мирное время.

Статья 4. Демобилизация является общегосударственным мероприятием для планомерного перевода народного хозяйства с военного на мирное положение и дальнейшего сокращения Вооруженных Сил Украины и иных войск.

Статья 5. Законодательство о мобилизационной подготовке и мобилизации состоит из настоящего Закона, иных законодательных актов в части обеспечения обороноспособности государства, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Украины по этим вопросам.

Раздел 11. Организация и порядок проведения
мобилизационной подготовки и мобилизации

Статья 6. Мобилизационная подготовка организовывается и проводится согласно настоящему Закону, Положению о мобилизационной подготовке народного хозяйства Украины, иным законодательным и нормативным актам.

Статья 7. Общее руководство мобилизационной подготовкой народного хозяйства Украины возлагается на Кабинет Министров Украины, в Республике Крым - на Совет Министров Республики Крым, в отраслевых и территориальных структурах - на соответствующие центральные и местные органы государственной исполнительной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности - на их руководителей.

Функции по координации, планированию, методологическому и методическому обеспечению мобилизационной подготовки в народном хозяйстве возлагаются на Министерство экономики Украины, а в Вооруженных Силах Украины и иных войсках - на Министерство обороны Украины.

Статья 8. Для непосредственного управления мобилизационной подготовкой и мероприятиями по мобилизации в аппаратах центральных и местных органов государственной исполнительной власти, местного и регионального самоуправления, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности создаются военно-мобилизационные подразделения.

Организационная структура и штатная численность этих подразделений определяются соответствующими руководителями с учетом требований законодательных и нормативных актов по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации, а также объемов мобилизационных задач.

Статья 9. При введении военного положения мобилизация проводится открыто или скрыто.

Решение о проведении открытой мобилизации подлежит незамедлительному оглашению через средства массовой информации,

Решение о проведении скрытой мобилизации доводится по закрытым каналам до руководителей Совета Министров Республики Крым, министерств и других центральных и местных органов государственной исполнительной власти в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины.

В целях ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф в мирное время может проводиться целевая мобилизация.

Вид, объемы и срок проведения мобилизации определяются Президентом Украины.

Раздел 111. Деятельность органов государственной
исполнительной власти, органов местного и регионального
самоуправления и руководителей предприятий, учреждений
и организаций по мобилизационной подготовке
и мобилизации

Статья 10. Верховный Совет Украины формирует и осуществляет законодательное регулирование вопросов мобилизационной подготовки и мобилизации.

Статья 11. Президент Украины:

принимает необходимые меры к обеспечению обороноспособности, в том числе мобилизационной подготовки и мобилизации;

координирует деятельность органов государственной исполнительной власти по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации;

утверждает мобилизационный план Украины на особый период, Положение о мобилизационной подготовке Вооруженных Сил Украины, иных воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством Украины, и о порядке проведения мобилизации.

Статья 12. Кабинет Министров Украины:

организовывает разработку и представляет на утверждение Президенту Украины проект мобилизационного плана Украины на особый период;

утверждает Положение о мобилизационной подготовке народного хозяйства Украины;

определяет источники и порядок финансирования мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации, а также созданию и сохранению мобилизационного резерва материальных ресурсов;

организовывает работу, связанную с бронированием трудовых ресурсов для народного хозяйства и созданием страхового фонда документации, мобилизационных запасов материально-технических ресурсов, продовольствия, вещевого и иного имущества;

утверждает долгосрочные и годовые программы мобилизационной подготовки отраслей народного хозяйства и регионов;

организовывает работу, связанную с подготовкой гражданской обороны к переходу с мирного на военное положение.

Статья 13. Министерство обороны Украины:

разрабатывает и представляет Кабинету Министров Украины проект мобилизационного плана Вооруженных Сил Украины и иных войск;

организовывает разработку схем мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Украины и иных войск, а также специальных отраслевых и территориальных формирований;

планирует и организовывает накопление вооружения и военной техники в неприкосновенном запасе, других материальных ресурсов в мобилизационном резерве Вооруженных Сил Украины, а также мобилизацию и демобилизацию.

Статья 14. Министерства и другие центральные органы государственной исполнительной власти:

планируют и организовывают мобилизационную подготовку соответствующих отраслей, обеспечивают их перевод с мирного на военное положение и устойчивое функционирование в особый период;

организовывают разработку мобилизационных планов на особый период, долгосрочных и годовых программ мобилизационной подготовки соответствующих отраслей, методологическое, методическое и нормативное обеспечение этой работы;

обеспечивают создание объектов и мощностей мобилизационного назначения, страхового фонда документации и мобилизационных запасов материально-технических ресурсов, продовольствия, вещевого и иного имущества.

Статья 15. Совет Министров Республики Крым, местные органы государственной исполнительной власти:

планируют и организовывают мобилизационную подготовку в соответствующих регионах;

организовывают разработку мобилизационных планов на особый период, долгосрочных и годовых программ мобилизационной подготовки регионов;

в пределах своих полномочий обеспечивают выполнение предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности возложенных на них мобилизационных задач;

обеспечивают перевод хозяйства регионов на режим работы в условиях особого периода.

Статья 16. Предприятия, учреждения и организации всех форм собственности:

разрабатывают мобилизационные планы на особый период, долгосрочные и годовые программы мобилизационной подготовки предприятия, учреждения и организации;

создают мощности мобилизационного назначения, страховой фонд документации и запасы материально-технических ресурсов;

обеспечивают выполнение государственных заказов и договоров по вопросам мобилизационной подготовки;

осуществляют переход на режим работы в условиях особого периода.

Статья 17. Сотрудничество Украины с другими государствами по вопросам мобилизационной подготовки осуществляется в части методологического и методического обеспечения этой работы, взаимного снабжения вооружением, военной и наиболее важной гражданской продукцией в соответствии с межгосударственными соглашениями или договорами.

Раздел 1У. Ответственность за нарушение законодательства
о мобилизационной подготовке и мобилизации

Статья 18. Ответственность за состояние мобилизационной подготовки и мобилизационной готовности отраслей народного хозяйства, регионов, предприятий, учреждений и организаций возлагается на руководителей соответствующих центральных и местных органов государственной исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности.

Статья 19. Должностные лица, виновные в нарушении настоящего Закона и иных актов законодательства по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации, несут административную или уголовную ответственность согласно законодательству Украины.

Президент Украины Л. КРАВЧУК

г. Киев, 21 октября 1993 года
N 3543-XII