ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ
ЗАКОН
О мобилизационной подготовке и мобилизации
Исходя из Концепции обороны и строительства Вооруженных Сил Украины, Закона Украины "Об обороне Украины" и иных законодательных актов Украины настоящий Закон устанавливает правовые основы мобилизационной подготовки и мобилизации, определяет систему и организацию этой работы в стране, обязанности и ответственность органов государственной исполнительной власти, органов местного и регионального самоуправления, а также руководителей предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности за осуществление мобилизационных мероприятий.
Раздел 1. Общие положения
Статья 1. Мобилизационная подготовка народного хозяйства Украины *, Вооруженных Сил Украины и иных воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством Украины **, является составной частью оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное время центральными и местными органами государственной исполнительной власти, органами местного и регионального самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности в целях создания необходимых условий для своевременного проведения мобилизации и обеспечения потребностей государства в особый период и на случай стихийных бедствий, аварий и катастроф.
* Далее - мобилизационная подготовка.
** Далее - Вооруженные Силы Украины и иные войска.
Особый период включает в себя время мобилизационного развертывания народного хозяйства, Вооруженных Сил Украины и иных войск, военное время и частично восстановительный период после окончания военных действий.
Статья 2. Мобилизационная подготовка проводится на плановой основе путем заблаговременного создания устойчивых систем управления и связи, необходимых производственных мобилизационных мощностей, а также специальных формирований и мобилизационных резервов вооружения, военной техники, материальных и продовольственных ресурсов, страхового фонда документации.
Статья 3. Мобилизация является общегосударственным мероприятием, которое должно обеспечить планомерное развертывание Вооруженных Сил Украины и иных войск, перевод народного хозяйства с мирного на военное положение, а также привлечение трудовых и материально-технических ресурсов к ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф в мирное время.
Статья 4. Демобилизация является общегосударственным мероприятием для планомерного перевода народного хозяйства с военного на мирное положение и дальнейшего сокращения Вооруженных Сил Украины и иных войск.
Статья 5. Законодательство о мобилизационной подготовке и мобилизации состоит из настоящего Закона, иных законодательных актов в части обеспечения обороноспособности государства, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Украины по этим вопросам.
Раздел 11. Организация и порядок проведения
мобилизационной подготовки и мобилизации
Статья 6. Мобилизационная подготовка организовывается и проводится согласно настоящему Закону, Положению о мобилизационной подготовке народного хозяйства Украины, иным законодательным и нормативным актам.
Статья 7. Общее руководство мобилизационной подготовкой народного хозяйства Украины возлагается на Кабинет Министров Украины, в Республике Крым - на Совет Министров Республики Крым, в отраслевых и территориальных структурах - на соответствующие центральные и местные органы государственной исполнительной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности - на их руководителей.
Функции по координации, планированию, методологическому и методическому обеспечению мобилизационной подготовки в народном хозяйстве возлагаются на Министерство экономики Украины, а в Вооруженных Силах Украины и иных войсках - на Министерство обороны Украины.
Статья 8. Для непосредственного управления мобилизационной подготовкой и мероприятиями по мобилизации в аппаратах центральных и местных органов государственной исполнительной власти, местного и регионального самоуправления, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности создаются военно-мобилизационные подразделения.
Организационная структура и штатная численность этих подразделений определяются соответствующими руководителями с учетом требований законодательных и нормативных актов по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации, а также объемов мобилизационных задач.
Статья 9. При введении военного положения мобилизация проводится открыто или скрыто.
Решение о проведении открытой мобилизации подлежит незамедлительному оглашению через средства массовой информации,
Решение о проведении скрытой мобилизации доводится по закрытым каналам до руководителей Совета Министров Республики Крым, министерств и других центральных и местных органов государственной исполнительной власти в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины.
В целях ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф в мирное время может проводиться целевая мобилизация.
Вид, объемы и срок проведения мобилизации определяются Президентом Украины.
Раздел 111. Деятельность органов государственной
исполнительной власти, органов местного и регионального
самоуправления и руководителей предприятий, учреждений
и организаций по мобилизационной подготовке
и мобилизации
Статья 10. Верховный Совет Украины формирует и осуществляет законодательное регулирование вопросов мобилизационной подготовки и мобилизации.
Статья 11. Президент Украины:
принимает необходимые меры к обеспечению обороноспособности, в том числе мобилизационной подготовки и мобилизации;
координирует деятельность органов государственной исполнительной власти по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации;
утверждает мобилизационный план Украины на особый период, Положение о мобилизационной подготовке Вооруженных Сил Украины, иных воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством Украины, и о порядке проведения мобилизации.
Статья 12. Кабинет Министров Украины:
организовывает разработку и представляет на утверждение Президенту Украины проект мобилизационного плана Украины на особый период;
утверждает Положение о мобилизационной подготовке народного хозяйства Украины;
определяет источники и порядок финансирования мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации, а также созданию и сохранению мобилизационного резерва материальных ресурсов;
организовывает работу, связанную с бронированием трудовых ресурсов для народного хозяйства и созданием страхового фонда документации, мобилизационных запасов материально-технических ресурсов, продовольствия, вещевого и иного имущества;
утверждает долгосрочные и годовые программы мобилизационной подготовки отраслей народного хозяйства и регионов;
организовывает работу, связанную с подготовкой гражданской обороны к переходу с мирного на военное положение.
Статья 13. Министерство обороны Украины:
разрабатывает и представляет Кабинету Министров Украины проект мобилизационного плана Вооруженных Сил Украины и иных войск;
организовывает разработку схем мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Украины и иных войск, а также специальных отраслевых и территориальных формирований;
планирует и организовывает накопление вооружения и военной техники в неприкосновенном запасе, других материальных ресурсов в мобилизационном резерве Вооруженных Сил Украины, а также мобилизацию и демобилизацию.
Статья 14. Министерства и другие центральные органы государственной исполнительной власти:
планируют и организовывают мобилизационную подготовку соответствующих отраслей, обеспечивают их перевод с мирного на военное положение и устойчивое функционирование в особый период;
организовывают разработку мобилизационных планов на особый период, долгосрочных и годовых программ мобилизационной подготовки соответствующих отраслей, методологическое, методическое и нормативное обеспечение этой работы;
обеспечивают создание объектов и мощностей мобилизационного назначения, страхового фонда документации и мобилизационных запасов материально-технических ресурсов, продовольствия, вещевого и иного имущества.
Статья 15. Совет Министров Республики Крым, местные органы государственной исполнительной власти:
планируют и организовывают мобилизационную подготовку в соответствующих регионах;
организовывают разработку мобилизационных планов на особый период, долгосрочных и годовых программ мобилизационной подготовки регионов;
в пределах своих полномочий обеспечивают выполнение предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности возложенных на них мобилизационных задач;
обеспечивают перевод хозяйства регионов на режим работы в условиях особого периода.
Статья 16. Предприятия, учреждения и организации всех форм собственности:
разрабатывают мобилизационные планы на особый период, долгосрочные и годовые программы мобилизационной подготовки предприятия, учреждения и организации;
создают мощности мобилизационного назначения, страховой фонд документации и запасы материально-технических ресурсов;
обеспечивают выполнение государственных заказов и договоров по вопросам мобилизационной подготовки;
осуществляют переход на режим работы в условиях особого периода.
Статья 17. Сотрудничество Украины с другими государствами по вопросам мобилизационной подготовки осуществляется в части методологического и методического обеспечения этой работы, взаимного снабжения вооружением, военной и наиболее важной гражданской продукцией в соответствии с межгосударственными соглашениями или договорами.
Раздел 1У. Ответственность за нарушение законодательства
о мобилизационной подготовке и мобилизации
Статья 18. Ответственность за состояние мобилизационной подготовки и мобилизационной готовности отраслей народного хозяйства, регионов, предприятий, учреждений и организаций возлагается на руководителей соответствующих центральных и местных органов государственной исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности.
Статья 19. Должностные лица, виновные в нарушении настоящего Закона и иных актов законодательства по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации, несут административную или уголовную ответственность согласно законодательству Украины.
Президент Украины Л. КРАВЧУК
г. Киев, 21 октября 1993 года
N 3543-XII