Увага! Це є застаріла редакція документа. На останню редакцію

ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ

УКАЗ

О мерах по обеспечению наполнения
Государственного бюджета и усилению
финансово-бюджетной дисциплины

Исходя из настоятельной необходимости остановки кризисных процессов в экономике, создания условий для своевременной выплаты заработной платы, стипендий, пенсий, других социальных выплат, рационального использования бюджетных средств, в целях усиления финансово-бюджетной дисциплины, руководствуясь частью второй статьи 102 Конституции Украины ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Кабинету Министров Украины обеспечить до 10 марта 1997 года создание в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе временных комиссий по вопросам обеспечения своевременности уплаты налогов, внесения других обязательных платежей и эффективного использования бюджетных средств во главе с Председателем Совета министров Автономной Республики Крым, председателями соответствующих местных государственных администраций и координацию деятельности указанных временных комиссий.

2. Установить, что расходование средств органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, другими организациями, которые финансируются за счет Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым, местных бюджетов (далее - бюджетные организации), осуществляется на основании их смет доходов и расходов, которые утверждаются в установленном порядке не позднее месячного срока после утверждения соответствующих бюджетов.

Установить, что сметы доходов и расходов бюджетных организаций, а также их штатные расписания утверждаются:

министерств и других центральных органов исполнительной власти Украины, областных. Киевской и Севастопольской городских государственных администраций - Кабинетом Министров Украины после предварительной экспертизы Министерства финансов Украины;

министерств и ведомств Автономной Республики Крым, районных, районных в городах Киеве и Севастополе государственных администраций, управлений, отделов, других структурных подразделений областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций соответственно Советом министров Автономной Республики Крым, областными. Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями после предварительной экспертизы соответственно Министерством финансов Автономной Республики Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских финансовых управлений:

управлений, отделов, других структурных подразделений районных, районных в городах Киеве и Севастополе государственных администраций-соответственно районными, районными в городах Киеве и Севастополе государственными администрациями после предварительной экспертизы районных, районных в городах Киеве и Севастополе финансовых органов;

других бюджетных учреждений и организаций - руководителями вышестоящих отраслевых организаций;

бюджетных учреждений и организаций, которые не имеют вышестоящей отраслевой организации, - районными государственными администрациями, а в городах Киеве и Севастополе - Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями.

Кабинету Министров Украины определить в недельный срок порядок составления и утверждения смет доходов и расходов бюджетных организаций, а также их штатных расписаний.

Финансирование бюджетных организаций, которые не имеют утвержденных в установленном порядке смет доходов и расходов, не осуществляется.

Возложить на Министра финансов Украины, руководителей соответствующих финансовых органов персональную ответственность за утверждение смет доходов и расходов бюджетных организаций в установленном порядке.

3. Установить, что до утверждения соответствующего бюджета финансирование бюджетных организаций осуществляется согласно установленным на основе проектных показателей лимитам финансирования в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины.

4. Кабинету Министров Украины, Совету министров Автономной Республики Крым, органам исполнительной власти обеспечить до 10 марта текущего года утверждение временных смет доходов и расходов на первый квартал текущего года в соответствии со статьей 1 Закона Украины "О порядке финансирования расходов из Государственного бюджета Украины в 1997 году до принятия Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 1997 год" и установленных лимитов финансирования.

5. Установить, что бюджетные организации используют средства для осуществления выплат и платежей в следующей очередности:

заработная плата и приравненные к ней платежи;

оплата питания и медикаментов;

оплата коммунальных услуг;

другие платежи.

Органам исполнительной власти разработать комплекс конкретных мер по погашению задолженности по заработной плате, пенсиям, стипендиям, другим социальным выплатам предприятиями, учреждениями и организациями, относящимся к сфере их управления, обеспечив использование в первоочередном порядке на эти выплаты не менее 75 процентов имеющихся бюджетных средств.

Возложить персональную ответственность за разработку и неуклонное выполнение мер, указанных в части второй этой статьи, на руководителей органов исполнительной власти.

Бюджетным организациям направлять внебюджетные средства, остатки и поступления в другие фонды, в том числе валютные, на выплату заработной платы и приравненных к ней платежей.

Рекомендовать органам местного самоуправления направлять внебюджетные средства местных советов, организаций коммунальной собственности, остатки и поступления в другие фонды, в том числе валютные, на выплату заработной платы и приравненных к ней платежей, а также использовать средства для осуществления выплат и платежей в соответствии с частями первой и второй этой статьи.

6. Запретить бюджетным организациям:

расходовать средства на цели, не предусмотренные утвержденными сметами доходов и расходов, и сверхлимитное использование бюджетных ассигнований. Персональную ответственность за соблюдение этого требования возложить на руководителей и главных бухгалтеров соответствующих бюджетных организаций;

размещать за счет соответствующего бюджета заказ на продукцию, работы и услуги, финансирование которых не предусмотрено соответствующими бюджетами или утвержденными в установленном порядке сметами доходов и расходов.

Руководителям бюджетных организаций обеспечить строгое соблюдение лимитов ассигнований, определенных в установленном порядке.

Кабинету Министров Украины, Совету министров Автономной Республики Крым, органам исполнительной власти принять в установленном порядке меры по освобождению от должностей руководителей и главных бухгалтеров бюджетных организаций в случае нарушения ими требования, предусмотренного абзацем вторым части первой этой статьи, с привлечением их к ответственности, предусмотренной законодательством.

7. Установить, что сметы доходов и расходов предприятий государственной и коммунальной собственности согласовываются с органами исполнительной власти, уполномоченными управлять соответствующим имуществом, и порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины.

8. Органам и должностным лицам, которые в соответствии со статьей 2 настоящего Указа утверждают сметы доходов и расходов, обеспечить в месячный срок утверждение отчетов о выполнении смет за 1996 год, включая отчеты о поступлении и расходовании средств внебюджетных и других фондов.

9. Установить что средства на финансирование капитальных вложений, предусмотренные в бюджетах всех уровней для предприятий, учреждений и организаций негосударственной формы собственности, могут предоставляться таким предприятиям,учреждениям и организациям только на условиях кредита с выплатой процентов на уровне учетной ставки Национального банка Украины с применением коэффициента 1,2 или при условии передачи соответственно в государственную, коммунальную собственность эквивалентной полученным средствам доли (пая, акций) в установленном фонде получателя средств.

10. Органам исполнительной власти включать в контракты с руководителями предприятий, учреждений, организаций, относящимся к сфере их управления:

условия относительно выполнения предприятиями, учреждениями, организациями обязательств по уплате налогов, внесению других обязательных платежей в бюджеты и выплате заработной платы работникам или соблюдения согласованного графика погашения соответствующей задолженности, предусматривая, что невыполнение этих условий является основанием для расторжения контрактов;

условия относительно обязательного согласования с органами, уполномоченными управлять соответствующим имуществом, смет доходов и расходов предприятий, учреждений, организаций.

11. Предложить Национальному банку Украины ввести порядок, согласно которому до полного погашения плательщиками задолженности по взносам в Пенсионный фонд Украины коммерческие банки принимают от плательщиков этих взносов платежные поручения на перечисление средств в Пенсионный фонд Украины по согласованию с органами Фонда правильности указанных в поручениях сумм.

В случае необеспечения коммерческими банками перечисления взносов в Пенсионный фонд Украины во время выдачи средств на выплату заработной платы эти банки уплачивают за счет собственных средств в Пенсионный фонд Украины сумму, которая равна неуплаченному взносу, а в случае неосуществления распределения сумм обязательных платежей между бюджетами в установленном порядке эти банки по решению Кабинета Министров Украины лишаются права на обслуживание бюджетов.

12. Предложить Национальному банку Украины при участии Кабинета Министров Украины доработать Основные направления денежно-кредитной политики на 1997 год и представить их на утверждение в установленном порядке.

13. Рекомендовать Высшему арбитражному суду Украины принять меры по ускорению рассмотрения арбитражными судами дел о банкротстве, возбужденных по заявлениям государственных налоговых администраций.

14. Государственной таможенной службе Украины разработать порядок учета физических лиц, которые пересекают таможенную границу Украины и представляют грузовые таможенные декларации относительно ввезенного имущества, и обеспечить ежемесячное представление соответствующей информации Государственной налоговой администрации Украины.

15. Кабинету Министров Украины:

разработать и осуществить комплекс мер по погашению заемщиками задолженности перед Государственным бюджетом Украины по иностранным кредитам, которые предоставлялись под гарантии Кабинета Министров Украины, внести изменения в порядок предварительного рассмотрения материалов и процедуры предоставления гарантий Кабинетом Министров Украины, предусмотрев повышение ответственности Министерства финансов Украины;

рассмотреть вопрос о сокращении перечня межправительственных комиссий и численности представителей украинской стороны;

ввести регулирование фондов оплаты труда на предприятиях-монополистах;

определить порядок утверждения титульных списков на строительство объектов, осуществляемое с привлечением бюджетных средств или средств предприятий государственной собственности, предусмотрев особенности утверждения этих списков в зависимости от важности, видов и стоимостных показателей объектов строительства;

рассмотреть вопрос о введении залога в случае временного ввоза на территорию Украины транспортных средств;

упорядочить режим беспошлинной торговли в целях предотвращения возможных злоупотреблений в этой сфере;

рассмотреть вопрос о возможности сокращения количества пунктов пропуска через государственную границу Украины в местах осуществления международных сообщений и в случае необходимости принять соответствующие меры;

подготовить при участии Национального банка Украины проект законодательного акта относительно порядка уступки требования и перевода долга во время осуществления внешнеэкономической деятельности в целях предотвращения уклонения от уплаты налогов;

подготовить предложения о внесении изменений и дополнений в законодательство относительно повышения роли арбитражных судов в защите интересов бюджетов, имущественных прав бюджетных организаций;

рассмотреть вопрос о расширении презумпционного налогообложения предпринимательской деятельности физических лиц - предпринимателей и субъектов малого предпринимательства с введением фиксированных ставок налогообложения в зависимости от объемов оборота по результатам деятельности, а также относительно возможности введения налога с оборота на отдельные виды предпринимательской деятельности и в случае необходимости подготовить проект соответствующего нормативно-правового акта;

ввести при участии Национального банка Украины до 1 июня 1997 года ежедневный сбор информации о поступлении отдельных налогов, сборов и других обязательных платежей в сводный бюджет Украины с выделением информации о поступлениях в Государственный бюджет Украины, определить при участии Национального банка Украины порядок сбора такой информации;

ввести, начиная с мая 1997 года, ежемесячную отчетность бюджетных организаций, а также государственных предприятий, предприятий, учреждений и организаций негосударственной формы собственности, которым предоставляются бюджетные средства, о расходовании этих средств;

обеспечить ежемесячный анализ поступлений общегосударственных налогов, сборов и других обязательных платежей, взимаемых на территории соответствующих административно-территориальных единиц, с представлением необходимых данных Государственной налоговой администрации Украины;

обеспечить в трехмесячный срок после утверждения соответствующих бюджетов проверку государственной контрольно-ревизионной службой соблюдения финансово-бюджетной дисциплины бюджетными организациями, соблюдения утвержденных в установленном порядке смет доходов и расходов, а также предприятиями, учреждениями и организациями негосударственной формы собственности - получателями бюджетных средств и рассмотреть результаты такой проверки;

ввести ежегодное проведение таких проверок;

принять, меры по реформированию системы государственного управления путем сокращения количества существующих министерств, других центральных органов исполнительной власти, переориентации деятельности органов исполнительной власти по функциональному принципу с их соответствующим укрупнением;

принять меры по сокращению численности работников аппаратов органов исполнительной власти не менее чем на 25 процентов, для чего в месячный срок:

- пересмотреть структуру аппаратов министерств, других центральных органов исполнительной власти, их предельную численность и фонды оплаты труда работников этих аппаратов;

- представить предложения относительно структуры местных государственных администраций, предельной численности и фондов оплаты труда их работников, а также типовых штатов и условий оплаты труда аппарата городских и районных в городах (кроме городов Киева и Севастополя), сельских и поселковых советов, их исполнительных органов.

16. Пересмотреть до 1 июля 1997 года исходя из возможностей соответствующих бюджетов:

местным государственным администрациям, органам местного самоуправления совместно с Министерством здравоохранения Украины, Министерством образования Украины, Министерством культуры и искусств Украины - сеть и численность работников заведений, учреждений здравоохранения, образования и культуры;

Службе безопасности Украины, Министерству внутренних дел Украины, Министерству обороны Украины, Государственному комитету по делам охраны государственной границы Украины, Государственной таможенной службе Украины, Национальной гвардии Украины - сеть соответствующих бюджетных организаций и численность их работников.

17. Кабинету Министров Украины утвердить до 15 марта 1997 года перечень объектов государственной собственности, которые приватизируются по индивидуальным планам за денежные средства с сохранением льгот трудовым коллективам,предусмотренных статьей 25 Закона Украины "О приватизации имущества государственных предприятий", и обеспечить до 1 июня 1997 года согласование планов приватизации таких объектов.

Фонду государственного имущества Украины до 1 декабря 1997 года обеспечить завершение продажи акций объектов государственной собственности, которые приватизируются по индивидуальным планам за денежные средства, и перечисление средств, которые поступят от их приватизации, в соответствующие бюджеты (за исключением расходов на подготовку и приватизацию указанных объектов).

18. Кабинету Министров Украины представить в Верховную Раду Украины законопроекты относительно:

усиления имущественной, уголовной и административной ответственности за отклонение от уплаты налогов, сборов и внесения других обязательных платежей в бюджеты, за нецелевое использование бюджетных средств;

взимания ввозной пошлины и налога на добавленную стоимость на продукцию, изготовленную из давальческого сырья украинского заказчика, во время ввоза этой продукции на таможенную территорию Украины;

установления минимальной арендной платы за сдачу в аренду жилья, зданий (сооружений) физическими лицами как базы для начисления подоходного налога с граждан;

внесения изменений в Закон Украины "О предпринимательстве" в части упрощения процедуры отмены государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности в случае нарушения ими налогового законодательства;

освобождения от налогообложения доходов физических лиц от осуществления операций с государственными ценными бумагами, приобретенными за наличность;

остановки действия пункта 2 Постановления Верховной Рады Украины от 4 октября 1996 года "О ситуации в агропромышленном комплексе Украины" в части пролонгации долговых обязательств предприятий перед бюджетом, а также Постановления Верховной Рады Украины от 22 ноября 1996 года "О продлении действия статьи 28 Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 1996 год".

19. Министерствам, другим центральным органам исполнительной власти, Совету министров Автономной Республики Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям представлять Министерству финансов Украины ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, информацию о выполнении требований настоящего Указа, а также информацию об использовании остатков бюджетных средств и поступлений в местные внебюджетные фонды.

Министерству финансов Украины обобщать указанную информацию и представлять ее до 20 числа месяца, следующего за отчетным, Кабинету Министров Украины.

20. Кабинету Министров Украины привести свои решения в соответствие с настоящим Указом.

21. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Украины Л.КУЧМА

г.Киев, 28 февраля 1997 года
N 187/97