Увага! Це є застаріла редакція документа. На останню редакцію

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УКРАИНЫ

ПИСЬМО
от 24.01.97 г. N 01-8/23

О некоторых вопросах практики применения отдельных норм
действующего законодательства при разрешении споров

В порядке информация доводятся до сведения ответы Высшего арбитражного суда. Украины на запросы относительно применения отдельных норм действующего законодательства при разрешении споров.

1. Какими законодательными актами следует руководствоваться при определении понятия "дочернее предприятие"?

Действующее законодательство Украины, в том числе Гражданский кодекс Украины, Закон Украины "О предприятиях в Украине", не определяет понятия "дочернее предприятие" и не предусматривает особенностей создания таких предприятий. Следовательно, создание, реорганизация, ликвидация, а также деятельность дочернего предприятия, то есть учрежденного другим ("материнским") предприятием, регламентируются общими нормами Законов Украины "О собственности", предпринимательстве", "О предприятиях в Украине" и др.

2. Вправе ли арбитражный суд возобновить тридцатидневный срок, установленный статьей 24 Закона Украины "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности"?

Установленный статьей 24 указанного Закона тридцатидневный срок для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании решений антимонопольных органов недействительными является процессуальным и поэтому при наличии уважительных причин его пропуска этот срок может быть восстановлен арбитражным судом (статья 53 Арбитражного процессуального кодекса Украины).

3. Могут ли быть субъектами нарушения антимонопольного законодательства предприниматели, которые не занимают монопольного положения на рынке товаров, работ или услуг?

Закон Украины "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности" определяет правовые основы не только ограничения и предупреждения монополизма, но и недопущения недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности и осуществления государственного контроля за соблюдением норм антимонопольного законодательства. В частности, в разделе III Закона очерчен круг действий, которые признаются недобросовестной конкуренцией, а в разделе IV установлена, обязанность предприятий, органов власти и управления представлять по требованию антимонопольных органов соответствующие документы и другую информацию. Совершение таких действий и непредставление, несвоевременное представление или представление заведомо недостоверной информации является нарушением антимонопольного законодательства, влекущим за собой ответственность, установленную разделом V упомянутого Закона.

Такими же нарушениями по этому Закону признаются и неправомерные сделки любых предпринимателей, а не только монополистов.

Следовательно, субъектами нарушения антимонопольного законодательства могут быть не только предприниматели, которые занимают монопольное положение на рынке товаров, работ или услуг.

4. Может ли быть признан недействительным подписанный председателем правления банка кредитный договор, не утвержденный общим собранием акционеров, как это предусмотрено учредительным договором?

В соответствии со статьей 41 Закона Украины "О хозяйственных обшествах" к компетенции общего собрания акционерного общества отнесено не заключение, а утверждение договоров, заключенных на сумму, превышающую указанную в уставе общества. Таким образом, только несоблюдение установленного учредительными документами порядка, по которому необходимо утверждение кредитного договора, подписанного председателем правления банка без нарушения предоставленных ему полномочий, не может быть основанием для признания такого договора недействительным.

5. Каков порядок передачи земельного участка в коллективную собственность коллективному сельскохозяйственному предприятию, если в пределах землепользования коллективного сельскохозяйственного предприятия функционируют два или более сельских Советов народных депутатов?

В соответствии с частью 9 статьи 17 Земельного кодекса Украины передача земельного участка в коллективную собственность коллективным сельскохозяйственным предприятиям, сельскохозяйственным кооперативам, сельскохозяйственным акционерным обществам, в том число созданным на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, осуществляется сельскими, поселковыми, городскими Советами народных депутатов по месту размещения земельного участка на основании ходатайств указанных предприятий, кооперативов или обществ. Каких-либо исключений из этого правила действующее законодательство не содержит.

Что касается Временного порядка проведения работ по выдаче государственных актов коллективным сельскохозяйственным предприятиям, сельскохозяйственным кооперативам, сельскохозяйственным акционерным обществам, в том числе созданным на базе совхозов и других сельскохозяйственных предприятии, на право коллективной собственности на землю, утвержденного приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 15 марта 1995 года N 18 (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Госкомзема от 26.09.96 г. N 83), то арбитражному суду при разрешении спора необходимо применять его с учетом требований части первой статьи 83 Арбитражного процессуального кодекса Украины. В соответствии с этой нормой арбитражный суд отказывает в удовлетворении требований сторон, если эти требования основываются на акте государственного или другого органа, не отвечающем законодательству.

6. Имеет ли право налоговая администрация подать в арбитражный суд заявление об обращении взыскания на имущество недоимщика, если последний своевременно представил в учреждение банка платежные поручения на перечисление причитающихся платежей?

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Декрета Кабинета Министров Украины от 21.01.93 г. N 8-93 "О взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей" в случае, если предприятие или организация своевременно представили в учреждение банка платежные поручения на перечисление причитающихся платежей, распоряжения о бесспорном взыскании сумм недоимки не выдаются. Однако это обстоятельство не лишает налоговую администрацию права подать в арбитражный суд заявление об обращении взыскания на имущество недоимщика, если на его счете отсутствуют необходимые средства.

7. Какие средства следует считать полученными без достаточных оснований и подлежащими взысканию с предприятия торговли в доход государства по искам налоговых органов?

Средства, полученные без достаточных оснований, которые в соответствии с пунктом 11 статьи 10 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине" (в редакции Закона Украины от 24.12.93 г.) подлежат взысканию в доход государства, - это сумма стоимостных показателей торгового оборота, то есть все полученные средства, которые и являются санкцией, за нарушение правил торговой деятельности, в частности, осуществление такой деятельности без лицензии.

8. Включаются ли в налогообложение оборота при уплате налога на добавленную стоимость средства, полученные владельцем лицензионного склада за оформление товаров работниками таможни и перечисленные ей как таможенные платежи?

В соответствии со статьей 2 Декрета Кабинета Министров Украины "О налоге на добавленную стоимость" плательщиками этого налога являются субъекты предпринимательской деятельности, которые осуществляют от своего имени производственную или другую предпринимательскую деятельность на территории Украины, то есть производство продукции, выполнение работ, предоставление услуг в целях получения прибыли.

Таким образом, если эти средства получены не за предоставление услуг владельцем лицензионного склада, а уплачены за соответствующее оформление товаров работниками таможни и перечислены ей как таможенные платежи, они не могут быть включены в налогооблагаемый оборот при уплате налога на добавленную стоимость.

9. В каких случаях предприятие, уволившее работника, должно возместить службе занятости расходы, связанные с повышением квалификации или получением смежных профессий уволенным лицом?

Закон Украины "О занятости населений", в частности, абзац второй пункта 3 статьи 26, не ограничивает круг причин, по которым работник не имел возможности повысить свою квалификацию или получить смежную профессию, какими бы то ни было объективными или субъективными факторами. Эта норма содержит и другое условие, при наличии которого расходы, связанные с переподготовкой или повышением квалификации работника, возлагаются на уволившее его предприятие, а именно: если для трудоустройства гражданина такое обучение действительно необходимо.

Следовательно, предприятие, с которого уволен работник, должно возмещать указанные расходы и в том случае, когда, например, уволенное лицо на предыдущем месте работы повышало свою квалификацию в установленный Законом срок, но для нового трудоустройства необходимо овладение другой профессией (см, также абз. 3 части первой статьи 24 упомянутого Закона).

В соответствии с пунктом "Д" статьи 3 Положения о государственной службе занятости, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 24.06.91 г. N 47 (с последующими изменениями и дополнениями), эта служба осуществляет подбор и направление на предприятия работников необходимых специальностей и контроль за их трудоустройством. Для выполнения этой обязанности служба занятости изучает процессы, происходящие на рынке труда (статья 2 указанного Положения).

Исходя из этого, служба занятости обязана организовывать профессиональную подготовку или переподготовку граждан с учетом спроса на тех или иных специалистов с дальнейшим трудоустройством последних.

Следовательно, если лицо по направлению службы занятости приобрело специальность, не имеющую спроса на рынке труда, а поэтому и не трудоустроено службой занятости, последняя не может претендовать на возмещение израсходованных на обучение средств.

Однако в каждом конкретном случае спор подлежит разрешению с учетом всех обстоятельств дела и собранных доказательств.

10. Подлежат ли рассмотрению арбитражными судами заявления о понуждении бюро технической инвентаризации выдать регистрационное удостоверение?

Поскольку Положением о БТИ на последнее возложена обязанность выдавать регистрационные удостоверения на приобретенные предприятием помещения, заявление о понуждении БТИ выдать регистрационное удостоверение подлежит рассмотрению арбитражным судом на общих основаниях.

11. С какого момента возникает право собственности на знак для товаров и услуг?

В соответствии со статьей 5 Закона Украины "Об охране прав на знаки для товаров и услуг" право собственности на знак удостоверяется соответствующим свидетельством. Поэтому только с момента выдачи свидетельства Украины на знак для товаров и услуг у его владельца возникает исключительное право пользоваться и распоряжаться знаком и требовать устранения любых посягательств на свои права как владельца свидетельства.

Что касается правового режима приоритета заявки, то он определен статьей 9 упомянутого Закона.

12. Имеет ли право арбитражный суд уменьшить подлежащую уплате кредитору неустойку в связи с тяжелым финансовым положением должника?

В части второй статьи 205 Гражданского кодекса Украины, в которой говорится о праве арбитража или третейского суда уменьшать в исключительных случаях подлежащую уплате кредитору неустойку, отсутствует ссылка на тяжелое финансовое положение должника как на основание для уменьшения неустойки. Не содержит такого основания и Арбитражный процессуальный кодекс Украины.

Поэтому арбитражному суду следует применять пункт 3 части второй статьи 83 Арбитражного процессуального кодекса Украины только в действительно исключительных случаях.

13. Может ли быть субъектом банкротства потребительское общество?

Согласно пункту 1 статьи 18 Закона Украины "О потребительской кооперации" (в редакции Закона Украины от 14.10.92 г. N 2687-XII) реорганизация и ликвидация потребительского общества осуществляется в случае его банкротства по решению арбитражного суда.

Следовательно, потребительское общество может быть субъектом банкротства.

14. Являются ли исполнительными документами распоряжения налоговой администрации на бесспорное списание в бюджет пени, предусмотренной постановлением Верховной Рады Украины от 25.06.93 г. "О нормативе обращения платежных документов в Украине"?

По правилам, установленным Инструкцией N 7 "О безналичных расчетах в хозяйственном обороте Украины", утвержденной постановлением Правления Национального банка Украины от 2 августа 1996 года, платежные документы на бесспорное списание средств в случаях, предусмотренных законодательством, принимаются банковскими учреждениями независимо от наличия средств на счетах плательщиков, а в случае отсутствия соответствующих сумм такие документы учитываются на внебалансовом счете N 9929 и оплачиваются банками в принудительном порядке.

Таким образом, указанные платежные документы, в том числе распоряжения налоговых администраций, на основании которых осуществляется бесспорное списание в бюджет вышеуказанной пени, приобретают статус исполнительных документов и должны учитываться арбитражным судом при решении вопроса о возбуждении дела о банкротстве.

15. Вправе ли кредитор выдвинуть дополнительные требования "должнику в порядке, предусмотренном статьей 10 Закона Украины "О банкротстве", если должник перечислил основную задолженность, но не перечислил начисленные проценты на сумму долга?

15. Если действующим законодательством кредитору предоставлено право начислять проценты на сумму долга, перечисление основной задолженности не даст оснований считать должника свободным от долгов, а кредитор вправе выдвинуть дополнительные требования к должнику в порядке, предусмотренном статьей 10 Закона Украины "О банкротстве".