Увага! Це є застаріла редакція документа. На останню редакцію

ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ

ЗАКОН

О природно-заповедном фонде Украины

(Внесены изменения Декретом КМУ
N 12-92 от 26.12.9
2 )

Настоящий Закон определяет правовые основы организации, охраны, эффективного использования природно-заповедного фонда Украины, воспроизводства его природных комплексов и объектов.

Природно-заповедный фонд составляют участки суши и водного пространства, природные комплексы и объекты которых имеют особую природоохранную, научную, эстетическую, рекреационную и иную ценность и выделены с целью сохранения природного разнообразия ландшафтов, генофонда животного и растительного мира, поддержания общего экологического баланса и обеспечения фонового мониторинга окружающей природной среды.

В связи с этим законодательством Украины природно-заповедный фонд охраняется как национальное достояние, в отношении которого устанавливается особый режим охраны, воспроизводства и использования. Украина рассматривает этот фонд как составную часть мировой системы природных территорий и объектов, находящихся под особой охраной.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Задачи законодательства Украины
о природно-заповедном фонде Украины

Задачей законодательства Украины о природно-заповедном фонде Украины является регулирование общественных отношений по организации, охране и использованию территорий и объектов природно-заповедного фонда, воспроизводству их природных комплексов, управлению в этой отрасли.

Статья 2. Законодательство Украины
о природно-заповедном фонде

Отношения в области охраны и использования территорий и объектов природно-заповедного фонда, воспроизводства его природных комплексов регулируются Законом Украины "Об охране окружающей природной среды", настоящим Законом и иными актами законодательства Украины.

Статья 3. Классификация территорий и объектов
природно-заповедного фонда Украины

К природно-заповедному фонду Украины относятся:

природные территории и объекты - природные заповедники, биосферные заповедники, национальные природные парки, региональные ландшафтные парки, заказники, памятники природы, заповедные урочища;

искусственно созданные объекты - ботанические сады, дендрологические парки, зоологические парки, парки-памятники садово-паркового искусства.

Заказники, памятники природы, ботанические сады, дендрологические парки, зоологические парки и парки-памятники садово-паркового искусства в зависимости от их экологической и научной ценности могут быть общегосударственного или местного значения.

В зависимости от происхождения, иных особенностей природных комплексов и объектов, объявляемых заказниками либо памятниками природы, цели и необходимого режима охраны:

заказники подразделяются на ландшафтные, лесные, ботанические, общезоологические, орнитологические, энтомологические, ихтиологические, гидрологические, общегеологические, палеонтологические и карстово-спелеологические;

памятники природы подразделяются на комплексные, ботанические, зоологические, гидрологические и геологические.

Законодательством Республики Крым могут быть установлены дополнительные категории территорий и объектов природно-заповедного фонда.

Статья 4. Формы собственности на территории
и объекты природно-заповедного фонда

Территории природных заповедников, заповедные зоны биосферных заповедников, земли и другие природные ресурсы, предоставленные национальным природным паркам, являются собственностью народа Украины.

Региональные ландшафтные парки, зоны - буферная, антропогенных ландшафтов, регулируемого заповедного режима биосферных заповедников, земли и другие природные ресурсы, включенные в состав, но не предоставленные национальным природным паркам, заказники, памятники природы, заповедные урочища, ботанические сады, дендрологические парки, зоологические парки и парки-памятники садово-паркового искусства могут находиться как в собственности народа Украины, так и в других формах собственности, предусмотренных законодательством Украины.

Ботанические сады, дендрологические парки и зоологические парки, созданные до принятия настоящего Закона, не подлежат приватизации.

В случае изменения форм собственности на землю, на которой находятся заказники, памятники природы, заповедные урочища, парки-памятники садово-паркового искусства, собственники земли обязаны обеспечивать режим их охраны и сохранения с соответствующей перерегистрацией охранного обязательства.

Статья 5. Правовые начала функционирования территорий
и объектов природно-заповедного фонда

Задачи, научный профиль, особенности природоохранного режима и характера функционирования природных заповедников, биосферных заповедников, национальных природных парков, региональных ландшафтных парков, заказников, ботанических садов, дендрологических парков и зоологических парков определяются в положениях о них, которые разрабатываются в соответствии с настоящим Законом и утверждаются:

Министерством охраны окружающей природной среды Украины - в отношении территорий и объектов природно-заповедного фонда общегосударственного значения;

Органами Министерства охраны окружающей природной среды Украины на местах - в отношении территорий и объектов природно-заповедного фонда местного значения.

Задачи, особенности природоохранного режима Памятников природы и заповедных урочищ определяются на основе настоящего Закона непосредственно в их первичных учетных документах.

Природные заповедники, биосферные заповедники, национальные природные парки, региональные ландшафтные парки, а также ботанические сады, дендрологические парки, зоологические парки общегосударственного значения являются юридическими лицами.

Ботанические сады, дендрологические парки, зоологические парки местного значения и парки-памятники садово-паркового искусства в соответствии с законодательством Украины могут быть признаны юридическими лицами.

Статья 6. Охрана территорий и объектов, имеющих особую экологическую, научную,
эстетическую, хозяйственную, а также историко-культурную ценность

Территории и объекты, имеющие особую экологическую, научную, эстетическую, хозяйственную, а также историко-культурную ценность, подлежат комплексной охране, порядок осуществления которой определяется положением о каждой из таких территорий либо объектов, которое в соответствии с настоящим Законом и законодательством Украины об охране памятников истории и культуры утверждается Министерством охраны окружающей природной среды Украины и Министерством культуры Украины.

Статья 7. Земли территорий и объектов природно-заповедного фонда

Земли территорий и объектов природно-заповедного фонда Украины, а также земли природных территорий и объектов, имеющих особую экологическую, научную, эстетическую, хозяйственную, а также историко-культурную ценность и являющиеся в соответствии со статьей 6 настоящего Закона объектами комплексной охраны, относятся к землям природоохранного и историко-культурного назначения.

На землях природоохранного и историко-культурного назначения запрещается любая деятельность, которая отрицательно влияет или может отрицательно влиять на состояние природных и историко-культурных комплексов и объектов либо препятствует их использованию по целевому назначению.

Статья 8. Основные средства сохранения территорий
и объектов природно-заповедного фонда

Сохранение территорий и объектов природно-заповедного фонда обеспечивается путем:

установления заповедного режима;

организации систематических наблюдений за состоянием заповедных природных комплексов и объектов;

проведения комплексных исследований с целью разработки научных основ их сохранения и эффективного использования;

соблюдения требований по охране территорий и объектов природно-заповедного фонда при осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, разработке проектной и проектно-планировочной документации, землеустройстве, лесоустройстве, проведении экологических экспертиз;

введения экономических рычагов стимулирования их охраны;

осуществления государственного и общественного контроля за соблюдением режима их охраны и использования;

установления повышенной ответственности за нарушение режима и охраны и использования, а также за уничтожение и повреждение заповедных природных комплексов и объектов;

проведения широкого международного сотрудничества в этой сфере;

проведения иных мероприятий с целью сохранения территорий и объектов природно-заповедного фонда.

Статья 9. Виды использования территорий
и объектов природнозаповедного фонда

Территории и объекты природно-заповедного фонда с соблюдением требований, установленных настоящим Законом и иными актами законодательства Украины, могут использоваться:

в природоохранных целях;

в научно-исследовательских целях;

в оздоровительных и иных рекреационных целях;

в образовательно-воспитательных целях;

для нужд мониторинга окружающей природной среды.

Установленные частью первой настоящей статьи основные виды использования, а также заготовка древесины, лекарственных и иных ценных растений, их плодов, сена, выпас скота, охота, рыболовство и другие виды использования могут осуществляться лишь при условии, что такая деятельность не противоречит целевому назначению территорий и объектов природно-заповедного фонда, установленным требованиям по охране, воспроизводству и использованию их природных комплексов и отдельных объектов.

Статья 10. Права граждан по вопросам охраны и использования
территорий и объектов природно-заповедного фонда

Граждане Украины по вопросам охраны и использования территорий и объектов природно-заповедного фонда имеют право на:

участие в обсуждении проектов законодательных актов по-вопросам развития заповедного дела, формирования природно-заповедного фонда;

участие в разработке и реализации мер по их охране и эффективному использованию, предотвращению отрицательного воздействия на них хозяйственной деятельности;

внесение предложений о включении в состав природно-заповедного фонда наиболее ценных природных территорий и объектов;

ознакомление с территориями и объектами природно-заповедного фонда, осуществление иных видов пользований с соблюдением установленных требований по заповедному режиму;

участие в осуществлении общественного контроля за охраной заповедных территорий и объектов, внесение предложений о привлечении к ответственности виновных в нарушении требований охраны территорий и объектов природно-заповедного фонда.

Законодательством Украины могут быть определены и иные права граждан по вопросам охраны и использования территорий и объектов природно-заповедного фонда.

Раздел II. Управление в области организации, охраны и
использования природно-заповедного фонда

Статья 11. Специально уполномоченный орган государственного управления
в области организации, охраны и использования природно-заповедного фонда

Специально уполномоченным органом государственного управления в области организации, охраны и использования природно-заповедного фонда является Министерство охраны окружающей природной среды Украины.

Для обеспечения государственного управления территориями и объектами природно-заповедного фонда могут создаваться специальные подразделения Министерства охраны окружающей природной среды Украины и его органов на местах.

Статья 12. Управление территориями и объектами
природно-заповедного фонда

Управление природными заповедниками, биосферными заповедниками, национальными природными парками, региональными ландшафтными парками, а также ботаническими садами, дендрологическими парками и зоологическими парками общегосударственного значения осуществляется их специальными администрациями.

Специальные администрации могут создаваться также для управления ботаническими садами, дендрологическими парками, зоологическими парками местного значения и парками-памятниками садово-паркового искусства по решению органов, в ведении которых они находятся.

В состав специальной администрации по управлению территориями и объектами природно-заповедного фонда входят соответствующие научные подразделения, службы охраны, хозяйственного и иного обслуживания.

Управление территориями и объектами природно-заповедного фонда, для которых не создаются специальные администрации, осуществляется предприятиями, учреждениями и организациями, в ведении которых находятся эти территории и объекты.

Статья 13. Участие объединений граждан в управлении территориями
и объектами природно-заповедного фонда

Объединения граждан, уставами которых предусмотрена деятельность в области охраны окружающей природной среды, имеют право на участие в управлении территориями н объектами природно-заповедного фонда путем:

внесения предложений об организации новых территорий и объектов природно-заповедного фонда, обеспечении их охраны, эффективного использования и воспроизводства природных комплексов и объектов;

содействия государственным органам в их деятельности в этой сфере;

участия в установленном порядке в проведении экологической экспертизы объектов, которые отрицательно влияют или могут отрицательно повлиять на состояние территорий и объектов природно-заповедного фонда;

участия в контроле за соблюдением режима таких территорий и объектов;

осуществления в соответствии с законодательством Украины других мероприятий, предусмотренных их уставами.

Раздел III. Режим территорий и объектов
природно-заповедного фонда

Статья 14. Определение режима территорий и
объектов природно-заповедного фонда

Режим территорий и объектов природно-заповедного фонда - это совокупность научно обоснованных экологических требований, норм и правил, определяющих правовой статус, назначение этих территорий и объектов, характер допустимой деятельности в них, порядок охраны, использования и воспроизводства их природных комплексов.

Режим территорий и объектов природно-заповедного фонда определяется в соответствии с настоящим Законом с учетом их классификации и целевого назначения.

Глава 1. Природные заповедники

Статья 15. Статус и задачи природных заповедников

Природные заповедники - природоохранные, научно-исследовательские учреждения общегосударственного значения, которые создаются с целью сохранения в природном состоянии типичных или уникальных для данной ландшафтной зоны природных комплексов со всей совокупностью их компонентов, изучения природных процессов и явлений, происходящих в них, разработки научных основ охраны окружающей природной среды, эффективного использования природных ресурсов и экологической безопасности.

Участки земли и водного пространства со всеми природными ресурсами полностью изымаются из хозяйственного использования и предоставляются заповедникам в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства Украины.

Основными задачами природных заповедников является сохранение природных комплексов и объектов на их территории, проведение научных исследований и наблюдений за состоянием окружающей природной среды, разработка на их основе природоохранных рекомендаций, распространение экологических знаний, содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды и заповедного дела.

На природные заповедники возлагается также координация и проведение научных исследований на территориях заказников, памятников природы, заповедных урочищ в регионе.

Статья 16. Требования по охране природных комплексов
и объектов природных заповедников

На территории природных заповедников запрещается любая хозяйственная и иная деятельность, противоречащая целевому назначению заповедника, нарушающая природное развитие процессов и явлений или создающая угрозу вредного влияния на его природные комплексы и объекты, а именно:

строительство сооружений, путей сообщения, линейных и других объектов транспорта и связи, не связанных с деятельностью природных заповедников, разведение костров, устройство, мест отдыха населения, стоянка транспорта, а также проезд и проход посторонних лиц, прогон домашних животных, передвижение механических транспортных средств, за исключением дорог общего пользования, лесосплав, пролет самолетов и вертолетов ниже 2000 метров над землей, преодоление самолетами звукового барьера над территорией заповедника и другие виды искусственного шумового воздействия, превышающие установленные нормативы;

геологоразведочные работы, разработка полезных ископаемых, нарушение почвенного покрова и гидрологического режима, разрушение геологических обнажений, применение химических средств, все виды лесопользования, а также заготовка кормовых трав, лекарственных и других растений, цветов, семян, камыша, выпас скота, вылов и уничтожение зверей и птиц, нарушение условий их поселения, гнездования, другие виды пользования растительным и животным миром, приводящие к нарушению природных комплексов;

охота, рыболовство, интродукция новых видов животных и растений, проведение мероприятий с целью увеличения численности отдельных видов животных сверх допустимой научно обоснованной емкости угодий, сбор коллекционных и других материалов, за исключением материалов, необходимых для выполнения научных исследований.

Для сохранения и воспроизводства коренных природных комплексов, проведения научно-исследовательских работ и выполнения других задач в природном заповеднике в соответствии с проектом организации его территории и охраны природных комплексов допускается:

выполнение восстановительных работ на землях с нарушенными коренными природными комплексами, а также осуществление мер по предотвращению изменений природных комплексов заповедника вследствие антропогенного влияния - восстановление гидрологического режима, сохранение и восстановление исторически сложившихся растительных сообществ, исчезающих видов растений и животных и т. п.;

осуществление противопожарных и санитарных мероприятий, не нарушающих режим заповедника;

сооружение в установленном порядке строений и других объектов, необходимых для выполнения поставленных перед заповедником задач;

сбор коллекционных и других материалов, выполнение работ, предусмотренных планами долгосрочных стационарных научных исследований, проведение экологической образовательно-воспитательной работы.

Проектом организации территории природного заповедника и охраны его природных комплексов может быть предусмотрено выделение земельных участков для удовлетворения хозяйственных нужд заповедника и его работников в сенокосах, пастбищах, огородах и топливе в соответствии с установленными нормативами.

Проекты организации территории природных заповедников и охраны их природных комплексов разрабатываются специализированными проектными организациями и утверждаются Министерством охраны окружающей природной среды Украины.

В случае срочной необходимости, по ходатайству научно-технического совета природного заповедника с разрешения Министерства охраны окружающей природной среды Украины на территории природного заповедника могут проводиться мероприятия, направленные на охрану природных комплексов, ликвидацию последствий аварий, стихийных бедствий и в других целях, не предусмотренные проектом организации территории природного заповедника и охраны его природных комплексов.

Для ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий, в результате которых возникает прямая угроза жизни людей либо уничтожения заповедных природных комплексов, особо срочные мероприятия осуществляются по решению дирекции природного заповедника.

Глава 2. Биосферные заповедники

Статья 17. Статус и задачи биосферных заповедников

Биосферные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими учреждениями международного значения, которые создаются с целью сохранения в природном состоянии наиболее типичных природных комплексов биосферы, осуществления фонового экологического мониторинга, изучения окружающей природной среды, ее изменений под действием антропогенных факторов.

Биосферные заповедники создаются на базе природных заповедников, национальных природных парков с включением в их состав территорий и объектов природно-заповедного фонда других категорий и иных земель и относятся к всемирной глобальной сети биосферных заповедников.

Статья 18. Структура территории и особенности
управления биосферными заповедниками

Для биосферных заповедников устанавливается дифференцированный режим охраны, воспроизводства и использования природных комплексов согласно функциональному зонированию:

заповедная зона - включает территории, предназначенные для сохранения и восстановления наиболее ценных природных и минимально нарушенных антропогенными факторами природных комплексов, генофонда растительного и животного мира; ее режим определяется в соответствии с требованиями, установленными для природных заповедников;

буферная зона - включает территории, выделенные с целью предупреждения отрицательного воздействия на заповедную зону хозяйственной деятельности на прилегающих территориях; ее режим и порядок создания определяются в соответствии с требованиями, установленными для охранных зон природных заповедников;

зона антропогенных ландшафтов - включает территории традиционного землепользования, лесопользования, водопользования, мест поселения, рекреации и других видов хозяйственной деятельности.

В пределах территории биосферных заповедников могут выделяться зоны регулируемого заповедного режима, в состав которых включаются региональные ландшафтные парки, заказники, заповедные урочища с соблюдением требований по их охране, установленных настоящим Законом.

Статья 19. Особенности деятельности биосферных заповедников

Научные исследования, наблюдения за состоянием окружающей природной среды и иная деятельность биосферных заповедников осуществляются с учетом международных программ.

Глава 3. Национальные природные парки

Статья 20. Статус и задачи национальных природных парков

Национальные природные парки являются природоохранными, рекреационными, культурно-просветительными, научно-исследовательскими учреждениями общегосударственного значения, которые создаются с целью сохранения, воспроизводства и эффективного использования природных комплексов и объектов, имеющих особую природоохранную, оздоровительную, историко-культурную, научную, образовательную и эстетическую ценность.

Участки земли и водного пространства со всеми природными ресурсами и объектами изымаются из хозяйственного использования и предоставляются национальным природным паркам в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства Украины.

В состав территорий национальных природных парков могут включаться участки земли и водного пространства других собственников земли и землепользователей.

На национальные природные парки возлагается выполнение следующих основных задач:

сохранение ценных природных и историко-культурных комплексов и объектов;

создание условий для организованного туризма, отдыха и других видов рекреационной деятельности в природных условиях с соблюдением режима охраны заповедных природных комплексов и объектов;

проведение научных исследований природных комплексов и их изменений в условиях рекреационного использования, разработка научных рекомендаций по вопросам охраны окружающей природной среды и эффективного использования природных ресурсов;

проведение экологической образовательно-воспитательной работы.

Статья 21. Структура территории и требования по охране природных
комплексов и объектов национальных природных парков

На территории национальных природных парков с учетом природоохранной, оздоровительной, научной, рекреационной, историко-культурной и иных ценностей природных комплексов и объектов, их особенностей устанавливается дифференцированный режим по их охране, воспроизводству и использованию согласно функциональному зонированию:

заповедная зона - предназначена для охраны и восстановления наиболее ценных природных комплексов, режим которой определяется в соответствии с требованиями, установленными для.природных заповедников;

зона регулируемой рекреации - в ее пределах проводятся краткосрочный отдых и оздоровление населения, осмотр особо живописных и памятных мест; в этой зоне разрешается устройство и соответствующее оборудование туристских маршрутов и экологических троп; здесь запрещаются рубки леса главного пользования, промышленное рыболовство и охота, иная деятельность, которая может отрицательно повлиять на состояние природных комплексов и объектов заповедной зоны;

зона стационарной рекреации - предназначена для размещения гостиниц, мотелей, кемпингов, иных объектов обслуживания посетителей парка;

хозяйственная зона - в ее пределах проводится хозяйственная деятельность, направленная на выполнение возложенных на парк задач, находятся населенные пункты, объекты коммунального назначения парка, а также земли других собственников земли и землепользователей, включенные в состав парка, на которых хозяйственная деятельность осуществляется с соблюдением общих требований по охране окружающей природной среды.

На территории зоны регулируемой рекреации, стационарной рекреации и хозяйственной зоны запрещается любая деятельность, которая ведет или может привести к ухудшению состояния окружающей природной среды и снижению рекреационной ценности территории национального природного парка.

Зонирование территории национального природного парка, рекреационная и иная деятельность на его территории проводятся в соответствии с Положением о национальном природном парке и Проектом организации территории национального природного парка, охраны, воспроизводства и рекреационного использования его природных комплексов и объектов, утверждаемым Кабинетом Министров Украины.

Статья 22. Рекреационная деятельность на
территории национальных природных парков

Рекреационная деятельность на территории национальных природных парков организуется специальными подразделениями администрации парков, а также другими предприятиями, учреждениями и организациями на основании соглашений с администрацией парка.

Глава 4. Региональные ландшафтные парки

Статья 23. Статус и задачи региональных ландшафтных парков

Региональные ландшафтные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями местного или регионального значения, которые создаются с целью сохранения в природном состоянии типичных или уникальных природных комплексов и объектов, а также обеспечения условий для организованного отдыха населения.

Региональные ландшафтные парки организовываются, как правило, без изъятия земельных участков, водных и иных природных объектов у их собственников или пользователей.

В случае необходимости изъятие земельных участков, водных и иных природных объектов для нужд региональных ландшафтных парков производится в порядке, установленном законодательством Украины.

На региональные ландшафтные парки возлагается выполнение следующих задач:

сохранение ценных природных и историко-культурных комплексов и объектов;

создание условий для эффективного туризма, отдыха и других видов рекреационной деятельности в природных условиях с соблюдением режима охраны заповедных природных комплексов и объектов;

содействие экологической образовательно-воспитательной работе.

Статья 24. Структура территории и требования по охране природных
комплексов и объектов региональных ландшафтных парков

На территории региональных ландшафтных парков с учетом природоохранной, оздоровительной, научной, рекреационной, историко-культурной и иных ценностей природных комплексов и объектов, их особенностей может проводиться зонирование с учетом требований, установленных для территорий национальных природных парков.

Проект организации территории регионального ландшафтного парка, охраны, воспроизводства и рекреационного использования его природных комплексов и объектов, порядок его реализации утверждаются государственным органом, принявшим решение об организации парка.

Глава 5. Заказники

Статья 25. Статус и задачи-заказников

Заказниками объявляются природные территории (акватории) с целью сохранения и воспроизводства природных комплексов или их отдельных компонентов.

Объявление заказников проводится без изъятия земельных участков, водных и иных природных объектов у их собственников или пользователей.

Статья 26. Основные требования относительно режима заказников

На территории заказника ограничивается или запрещается деятельность, противоречащая целям и задачам, предусмотренным положением о заказнике.

Хозяйственная, научная и иная деятельность, не противоречащая целям и задачам заказника, проводится с соблюдением общих требований по охране окружающей природной среды.

Собственники или пользователи земельных участков, водных и иных природных объектов, объявленных заказником, берут на себя обязательства по обеспечению режима их охраны и сохранения.

Глава 6. Памятники природы

Статья 27. Статус и задачи памятников природы

Памятниками природы объявляются отдельные уникальные природные образования, имеющие особое природоохранное, научное, эстетическое и познавательное значение, с целью сохранения их в природном состоянии.

Объявление памятников природы проводится без изъятия земельных участков, водных и иных природных объектов у их собственников или пользователей.

Статья 28. Основные требования относительно
режима памятников природы

На территории памятников природы запрещается любая деятельность, угрожающая сохранению или ведущая к деградации либо изменению первоначального их состояния.

Собственники или пользователи земельных участков, водных и иных природных объектов, объявленных памятниками природы, берут на себя обязательства по обеспечению режима их охраны и сохранения.

Глава 7. Заповедные урочища

Статья 29. Статус и задачи заповедных урочищ

Заповедными урочищами объявляются лесные, степные, болотные и другие обособленные целостные ландшафты, имеющие важное научное, природоохранное и эстетическое значение, с целью сохранения их в природном состоянии.

Объявление заповедных урочищ проводится без изъятия земельных участков, водных и иных природных объектов у их собственников или пользователей.

Статья 30. Основные требования относительно режима заповедных урочищ

На территории заповедных урочищ запрещается любая деятельность, нарушающая естественные процессы, происходящие в природных комплексах, включенных в их состав, в соответствии с требованиями, установленными для природных заповедников.

Собственники или пользователи земельных участков, водных и иных природных объектов, объявленных заповедными урочищами, берут на себя обязательства по обеспечению режима их охраны и сохранения.

Глава 8. Ботанические сады

Статья 31. Статус и задачи ботанических садов

Ботанические сады создаются с целью сохранения, изучения, акклиматизации, размножения в специально созданных условиях и эффективного хозяйственного использования редких и типичных видов местной и мировой флоры путем создания, пополнения и сохранения ботанических коллекций, ведения научной, учебной и образовательной работы.

Ботанические сады общегосударственного значения являются научно-исследовательскими природоохранными учреждениями.

Ботаническим садам местного значения в установленном порядке может быть предоставлен статус научно-исследовательского учреждения.

Участки земли и водного пространства со всеми природными ресурсами изымаются из хозяйственного использования и предоставляются ботаническим садам в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства Украины.

Статья 32. Структура территории и основные требования
относительно режима ботанических садов

На территории ботанических садов запрещается любая деятельность, не связанная с выполнением возложенных на них задач и угрожающая сохранению коллекций флоры.

В пределах ботанических садов для обеспечения необходимого режима охраны и эффективного использования могут быть выделены зоны:

экспозиционная - ее посещение разрешается в порядке, устанавливаемом администрацией ботанического сада;

научная - в состав зоны входят коллекции, экспериментальные участки и т. п., на посещение ее имеют право лишь сотрудники ботанического сада в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а также специалисты других учреждений с разрешения администрации сада;

заповедная - посещение ее запрещается, кроме случаев, когда оно связано с проведением научных наблюдений;

административно-хозяйственная.

Зонирование территории ботанических садов проводится в соответствии с Положением о ботаническом саде и Проектом организации территории ботанического сада, который разрабатывается специализированными научными и проектными учреждениями и утверждается органом, в подчинении которого находится ботанический сад, по согласованию с:

Министерством охраны окружающей природной среды Украины - в отношении ботанических садов общегосударственного значения;

органами Министерства охраны окружающей природной среды Украины на местах - в отношении ботанических садов местного значения.

Глава 9. Дендрологические парки

Статья 33. Статус и задачи дендрологических парков

Дендрологические парки создаются с целью сохранения и изучения в специально созданных условиях разнообразных видов деревьев и кустарников и их композиций для наиболее эффективного научного, культурного, рекреационного и иного использования.

Дендрологические парки общегосударственного значения являются научно-исследовательскими природоохранными учреждениями.

Дендрологическим паркам местного значения в установленном порядке может быть предоставлен статус научно-исследовательского учреждения.

Земельные участки со всеми природными ресурсами изымаются из хозяйственного использования и предоставляются дендрологическим паркам в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства Украины.

Статья 34. Основные требования относительно
режима дендрологических парков

На территории дендрологических парков запрещается деятельность, не связанная с выполнением возложенных на них задач и угрожающая сохранению дендрологических коллекций.

На территории дендрологических парков может быть проведено зонирование в соответствии с требованиями, установленными для ботанических садов.

Проект организации территории дендрологического парка разрабатывается специализированными научными и проектными учреждениями и утверждается органом, в подчинении которого находится дендрологический парк, по согласованию с:

Министерством охраны окружающей природной среды Украины - в отношении дендрологических парков общегосударственного значения;

органами Министерства охраны окружающей природной среды Украины на местах - в отношении дендрологических парков местного значения.

Глава 10. Зоологические парки

Статья 35. Статус и задачи зоологических парков

Зоологические парки создаются с целью организации экологической образовательно-воспитательной работы, создания экспозиций редких экзотических и местных видов животных, сохранения их генофонда, изучения дикой фауны и разработки научных основ ее разведения в неволе.

Зоологические парки общегосударственного значения являются природоохранными культурно-образовательными учреждениями.

Земельные участки со всеми природными ресурсами изымаются из хозяйственного использования и предоставляются зоологическим паркам в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства Украины.

Статья 36. Структура территории и основные требования
относительно режима зоологических парков

На территории зоологических парков запрещается деятельность, не связанная с выполнением возложенных на них задач и угрожающая сохранению благоприятных условий для жизни животных этих парков.

На территории зоологических парков с целью обеспечения выполнения поставленных перед ними задач выделяются зоны;

экспозиционная - предназначена для стационарного содержания животных и использования их в культурно-познавательных целях;

научная - в ее пределах ведется научно-исследовательская работа;

посещение зоны разрешается в порядке, устанавливаемом администрацией парка;

рекреационная - предназначена для организации отдыха и обслуживания посетителей парка;

хозяйственная - зона, где размещаются вспомогательные хозяйственные объекты.

Проект организации территории зоологического парка разрабатывается специализированными научными и проектными организациями и утверждается органом, в подчинении которого находится зоологический парк, по согласованию с:

Министерством охраны окружающей природной среды Украины - в отношении зоологических парков общегосударственного значения;

органами Министерства охраны окружающей природной среды Украины на местах - в отношении зоологических парков местного значения.

Зоологические парки могут организовывать передвижные экспозиции животных, иметь в своем составе подсобные хозяйства, создаваемые для обеспечения животных кормами.

Глава 11. Парки - памятники садово-паркового искусства

Статья 37. Статус и задачи парков-памятников
садово-паркового искусства

Парками-памятниками садово-паркового искусства объявляются наиболее значительные и ценные образцы паркового строительства с целью охраны их и использования в эстетических, воспитательных, научных, природоохранных и оздоровительных целях.

Парки-памятники садово-паркового искусства общегосударственного значения являются природоохранными рекреационными учреждениями.

Объявление парков-памятников садово-паркового искусства проводится с изъятием в установленном порядке или без изъятия земельных участков, водных и иных природных объектов у их собственников или пользователей.

На территории парков-памятников садово-паркового искусства могут проводиться научные исследования.

Статья 38. Основные требования относительно режима
парков-памятников садово-паркового искусства

На территории парков-памятников садово-паркового искусства запрещается любая деятельность, не связанная с выполнением возложенных на них задач и угрожающая их сохранению.

На территории парков-памятников садово-паркового искусства обеспечивается проведение экскурсий и массовый отдых населения, осуществляется уход за насаждениями, включая санитарные рубки, рубки реконструкции и ухода с подсадкой деревьев и кустарников идентичного видового состава, вместо погибших, принимаются меры по предупреждению самосева, сохранению композиций из деревьев, кустарников и цветов, травяных газонов.

На территории парков-памятников садово-паркового искусства может проводиться зонирование в соответствии с требованиями, установленными для ботанических садов.

Содержание и реконструкция парков-памятников садово-паркового искусства проводится по проектам, разрабатываемым специализированными научными и проектными учреждениями и утверждаемым органами, в подчинении которых находятся эти парки, по согласованию с:

Министерством охраны окружающей природной среды Украины - в отношении парков-памятников садово-паркового искусства общегосударственного значения;

органами Министерства охраны окружающей природной среды Украины на местах - в отношении парков-памятников садово-паркового искусства местного значения.

Собственники или пользователи земельных участков, водных и иных природных объектов, объявленных парками-памятниками садово-паркового искусства, берут на себя обязательства по обеспечению режима их охраны и сохранения.

Раздел IV. Охранные зоны территорий и объектов
природно-заповедного фонда

Статья 39. Задачи охранных зон территорий и объектов
природно-заповедного фонда

Для обеспечения необходимого режима охраны природных комплексов и объектов природных заповедников, предупреждения отрицательного воздействия хозяйственной деятельности на прилегающих к ним территориях устанавливаются охранные зоны.

В случае необходимости охранные зоны могут устанавливаться на территориях, прилегающих к отдельным участкам национальных природных парков, региональных ландшафтных парков, а также вокруг заказников, памятников природы, заповедных урочищ, ботанических садов, дендрологических парков, зоологических парков и парков-памятников садово-паркового искусства.

Размеры охранных зон определяются в соответствии с их целевым назначением на основании специальных обследований ландшафтов и хозяйственной деятельности на прилегающих территориях.

Статья 40. Основные требования относительно режима охранных зон
территорий и объектов природно-заповедного фонда

Режим охранных зон территорий и объектов природно-заповедного фонда определяется с учетом характера хозяйственной деятельности на прилегающих территориях, на основе оценки ее воздействия на окружающую природную среду.

В охранных зонах не допускается строительство промышленных и иных объектов, развитие хозяйственной деятельности, которая может привести к отрицательному воздействию на территории и объекты природно-заповедного фонда. Оценка такого воздействия осуществляется на основе экологической экспертизы, которая проводится в порядке, установленном законодательством Украины.

Положения, определяющие режим каждой из охранных зон территорий и объектов природно-заповедного фонда, утверждаются государственными органами, принимающими решения о их выделении.

Охранные зоны территорий и объектов природно-заповедного фонда учитываются при разработке проектно-планировочной и проектной документации.

Раздел V. Научно-исследовательские работы на территориях
и объектах природно-заповедного фонда

Статья 41. Цель научных исследований на территориях
и объектах природно-заповедного фонда

Научно-исследовательская работа на территориях природных заповедников, биосферных заповедников, национальных природных парков, ботанических садов, дендрологических парков, зоологических парков и других территориях и объектах природно-заповедного фонда проводится с целью изучения природных процессов, обеспечения постоянного наблюдения за их изменениями, экологического прогнозирования, разработки научных основ охраны, воспроизводства и использования природных ресурсов и особо ценных объектов.

Статья 42. Основные принципы обеспечения организации научных
исследований на территориях и объектах природно-заповедного фонда

Основные направления научных исследований на территориях природных заповедников, биосферных заповедников, национальных природных парков, ботанических садов, дендрологических парков и зоологических парков определяются с учетом программ и планов научно-исследовательских работ, утверждаемых Академией наук Украины и Министерством охраны окружающей природной среды Украины.

Для ведения научных исследований в составе администрации природных заповедников, биосферных заповедников, национальных и природных парков, а также ботанических садов, дендрологических парков и зоологических парков общегосударственного значения создаются соответствующие научные подразделения, структура, штаты, смета расходов которых утверждаются органами, в подчинении которых находятся указанные объекты природно-заповедного фонда.

В случае необходимости научные подразделения могут создаваться также в составе администраций региональных ландшафтных парков, ботанических садов, дендрологических парков и зоологических парков местного значения, а также парков-памятников садово-паркового искусства.

Научные исследования на территории природных заповедников, биосферных заповедников, национальных природных парков, региональных ландшафтных парков, ботанических садов, дендрологических парков, зоологических парков, парков-памятников садово-паркового искусства могут осуществляться другими научно-исследовательскими учреждениями и организациями на основе единых программ и планов научно-исследовательских работ или специальных соглашений между этими учреждениями, организациями и администрациями государственных заповедников, других территорий и объектов природно-заповедного фонда.

В случае отсутствия администраций ботанических садов, дендрологических парков, зоологических парков местного значения и парков-памятников садово-паркового искусства такие соглашения заключаются заинтересованными научными учреждениями и организациями с органами, в подчинении которых находятся указанные объекты природно-заповедного фонда.

На территории заказников, памятников природы, заповедных урочищ и других территориях и объектах природно-заповедного фонда, где не созданы специальные научные подразделения, исследования организуются природными заповедниками, биосферными заповедниками, национальными природными парками, ботаническими садами и дендрологическими парками общегосударственного значения, расположенными в этих регионах.

Координацию научных исследований на территориях и объектах природно-заповедного фонда Украины осуществляет Академия наук Украины совместно с Министерством охраны окружающей природной среды Украины.

Для решения научных и научно-технических проблем в природных заповедниках, биосферных заповедниках, национальных природных парках, ботанических садах создаются научные или научно-технические советы, в состав которых включаются ведущие научные работники и специалисты. Состав таких советов, их задачи и порядок деятельности определяются органами, в подчинении которых находятся объекты природно-заповедного фонда указанных категорий.

Соответствующие научные и научно-технические советы могут создаваться также при дендрологических и зоологических парках.

Учебно-воспитательная работа учебных заведений на территориях и объектах природно-заповедного фонда проводится на основе соглашений, заключенных с их администрациями или предприятиями, учреждениями и организациями, в подчинении которых находятся указанные территории и объекты.

Статья 43. Летопись природы территорий и объектов
природно-заповедного фонда Украины

Основной формой обобщения результатов научных исследований и наблюдений за состоянием и изменениями природных комплексов, выполненных на территориях и объектах природно-заповедного фонда, является их Летопись природы.

Порядок подготовки и программа Летописи природы для каждой из категорий территорий и объектов природно-заповедного фонда утверждаются Министерством охраны окружающей природной среды Украины совместно с Академией наук Украины.

Материалы Летописей природы территорий и объектов природно-заповедного фонда используются для оценки состояния окружающей природной среды, разработки мер по ее охране, эффективного использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности.

Раздел VI. Экономическое обеспечение организации и
функционирования природно-заповедного фонда

Статья 44. Экономические средства обеспечения организации
и функционирования природно-заповедного фонда

Эффективная организация и функционирование природно-заповедного фонда обеспечиваются на основе использования следующих экономических средств:

экономического обоснования организации и развития природно-заповедного фонда;

экономической оценки территорий и объектов природно-заповедного фонда, ведения их кадастра;

дифференцированного определения источников и нормативов финансирования организации и функционирования природно-заповедного фонда;

предоставления соответствующим предприятиям, учреждениям и организациям, обеспечивающим функционирование природно-заповедного фонда, налоговых и других льгот;

компенсации в установленном порядке ущерба, причиненного нарушением законодательства о природно-заповедном фонде.

Статья 45. Экономическое обоснование и оценка территорий
и объектов природно-заповедного фонда

Экономическое обоснование развития природно-заповедного фонда, а также экономическая оценка природных комплексов и объектов, входящих в его состав, осуществляются в соответствии с кадастром территорий и объектов природно-заповедного фонда на основе специальных методик, утверждаемых Министерством охраны окружающей природной среды Украины.

Статья 46. Финансирование мероприятий по территориям
и объектам природно-заповедного фонда

Финансирование мероприятий по природным заповедникам, биосферным заповедникам, национальным природным паркам, а также ботаническим садам, дендрологическим паркам и зоологическим паркам общегосударственного значения осуществляется за счет государственного бюджета Украины. Для этой цели могут также привлекаться средства республиканского бюджета Республики Крым, местных бюджетов, внебюджетных и благотворительных фондов, средства предприятий, учреждений, организаций и граждан.

Финансирование мероприятий по региональным ландшафтным паркам, а также ботаническим садам, дендрологическим паркам и зоологическим паркам местного значения осуществляется за счет республиканского бюджета Республики Крым и местных бюджетов. Для этой цели могут также привлекаться средства внебюджетных и благотворительных фондов, средства предприятий, учреждений, организаций и граждан.

Расходы, связанные с обеспечением режима охраны заказников, памятников природы, заповедных урочищ и парков-памятников садовопаркового искусства, осуществляются за счет предприятий, учреждений, организаций, других собственников земли и землепользователей, на территории которых они находятся.

При необходимости проведения специальных мероприятий, направленных на предупреждение уничтожения или повреждения природных комплексов территорий и объектов природно-заповедного фонда указанных категорий, могут выделяться средства:

государственного бюджета - для территорий и объектов природно-заповедного фонда общегосударственного значения;

республиканского бюджета Республики Крым и местных бюджетов - для территорий и объектов природно-заповедного фонда местного значения.

Статья 47. Собственные средства объектов
природно-заповедного фонда

Средства (в том числе в иностранной валюте), полученные природными заповедниками, биосферными заповедниками, национальными природными парками, региональными ландшафтными парками, ботаническими садами, дендрологическими парками, зоологическими парками, а также предприятиями, учреждениями и организациями, в подчинении которых находятся территории и объекты природно-заповедного фонда других категорий, от научной, природоохранной, туристско-экскурсионной, рекламно-издательской и иной деятельности в пределах заповедных территорий и объектов, не противоречащей их целевому назначению, являются их собственными средствами. Эти средства не подлежат изъятию и используются для осуществления мер по охране соответствующих территорий и объектов природно-заповедного фонда.

За посещение территорий и объектов природно-заповедного фонда их администрации, а также предприятия, учреждения, организации и граждане, в подчинении которых находятся эти территории и объекты, по согласованию со специально уполномоченными государственными органами могут устанавливать плату.

Статья 48. Экологические фонды объектов
природно-заповедного фонда

Для финансирования природоохранных мероприятий могут создаваться целевые экологические фонды природных заповедников, биосферных заповедников, национальных природных парков, региональных ландшафтных парков, ботанических садов, дендрологических парков и зоологических парков.

В эти фонды поступают:

часть штрафов и денежных взысканий за ущерб, причиненный им в результате нарушения законодательства о природно-заповедном фонде, в размере 70 процентов общей суммы штрафов и денежных взысканий;

средства, полученные от реализации конфискованного или изъятого в соответствии с законодательством имущества, послужившего орудием или предметом экологического правонарушения на их территории;

часть платежей предприятий, учреждений и организаций за загрязнение соответствующих территорий и объектов природно-заповедного фонда, которая определяется на основании эколого-экономической оценки их воздействия на окружающую природную среду;

целевые и другие добровольные взносы предприятий, учреждений, организаций, в том числе международных и зарубежных, и граждан.

Средства указанных экологических фондов могут использоваться лишь для целевого финансирования мероприятий, направленных на обеспечение охраны заповедных природных комплексов и объектов, развитие научных исследований, международного сотрудничества, экологопросветительных работ. Их распределение осуществляется советом фонда, в состав которого включаются представители администрации соответствующих природных заповедников, биосферных заповедников, региональных ландшафтных парков, ботанических садов, дендрологических парков, зоологических парков, а также государственных органов по охране окружающей природной среды, общественных экологических объединений, ведущие научные работники и специалисты. В состав таких советов биосферных заповедников могут включаться представители соответствующих международных организаций, известные зарубежные ученые и специалисты.

Положение об экологических фондах природных заповедников, биосферных заповедников, национальных природных парков, ботанических садов, дендрологических парков и зоологических парков утверждается Министерством охраны окружающей природной среды Украины.

Статья 49. Предоставление налоговых и других льгот

Средства природных заповедников, биосферных заповедников, национальных природных парков, региональных ландшафтных парков, ботанических садов, дендрологических парков, зоологических парков, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан, в ведении которых находятся территории и объекты природно-заповедного фонда других категорий, направляемые на осуществление мер по охране окружающей природной среды, полностью освобождаются от обложения налогами.

Предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам, на землях которых объявлены территории и объекты природно-заповедного фонда, по их ходатайству за счет государственного бюджета, республиканского бюджета Республики Крым и местных бюджетов компенсируются связанные с этим потери сельскохозяйственного, лесохозяйственного и другого производства.

Научно-исследовательские работы на территориях и объектах природно-заповедного фонда облагаются налогом в размере 50 процентов нормативов, установленных для общего налогообложения научно-исследовательских работ.

Средства, переданные предприятиями, учреждениями и организациями в целевые экологические фонды природных заповедников, биосферных заповедников, национальных природных парков, региональных ландшафтных парков, ботанических садов, дендрологических парков и зоологических парков, не облагаются налогом.

Природные заповедники, биосферные заповедники, национальные природные парки, региональные ландшафтные парки, ботанические сады, дендрологические парки и зоологические парки в случае расширения их территорий за счет земель сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других угодий, являющихся государственной собственностью, освобождаются от возмещения связанных с этим потерь сельскохозяйственного, лесохозяйственного и другого производства. При включении в состав их территорий земель, находящихся в коллективной или частной собственности, возмещение связанных с этим производственных затрат осуществляется за счет:

государственного бюджета - для территорий и объектов природно-заповедного фонда общегосударственного значения;

республиканского бюджета Республики Крым, местных бюджетов для территорий и объектов природно-заповедного фонда местного значения.

Для осуществления мер по охране заповедных природных комплексов и объектов природным заповедникам, биосферным заповедникам, национальным природным паркам, региональным ландшафтным паркам, ботаническим садам, дендрологическим паркам, зоологическим паркам, а также предприятиям, учреждениям и организациям, в подчинении которых находятся территории и объекты природно-заповедного фонда других категорий, на льготных условиях могут предоставляться средства республиканского и местных внебюджетных фондов охраны окружающей природной среды.

Природные заповедники, биосферные заповедники, национальные природные парки, региональные ландшафтные парки, ботанические сады, дендрологические парки, зоологические парки освобождаются от уплаты земельного налога. Предприятия, учреждения и организации освобождаются от платы за земли, включенные в состав заказников, памятников природы, заповедных урочищ и парков-памятников садовопаркового искусства.

Законодательством Украины могут быть установлены и другие льготы, направленные на обеспечение формирования и функционирования природно-заповедного фонда.

Статья 50. Экологическое страхование природно-заповедного фонда

Для компенсации вреда, причиненного на территориях и объектах природно-заповедного фонда вследствие стихийных природных явлений или промышленных аварий и катастроф, проводится обязательное государственное или коммерческое экологическое страхование заинтересованных предприятий, учреждений и организаций. В порядке, определяемом законодательством Украины, могут быть установлены и другие вилы страхования природно-заповедного фонда.

Раздел VII. Порядок создания и объявления территорий
и объектов природно-заповедного фонда

Статья 51. Подготовка и подача ходатайств об организации или объявлении
территорий и объектов природно-заповедного фонда

Подготовка и подача ходатайств о создании или объявлении территорий и объектов природно-заповедного фонда могут осуществляться органами Министерства охраны окружающей природной среды Украины, научными учреждениями, природоохранными общественными объединениями или иными заинтересованными предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. Ходатайства подаются в государственные органы, уполномоченные проводить их предварительное рассмотрение.

Ходатайство должно содержать обоснование необходимости создания или объявления территории либо объекта природно-заповедного фонда определенной категории, характеристику природоохранной, научной, эстетической и иной ценности природных комплексов и объектов, предлагаемых для заповедания, сведения о местонахождении, размерах, характере использования, собственниках и пользователях природных ресурсов, а также соответствующий картографический материал.

К ходатайствам прилагаются документы, подтверждающие и дополняющие обоснование необходимости создания либо объявления территорий или объектов природно-заповедного фонда.

Статья 52. Предварительное рассмотрение ходатайств о создании или
объявлении территорий и объектов природно-заповедного фонда

Ходатайство о необходимости создания или объявления территорий и объектов природно-заповедного фонда предварительно рассматривается в месячный срок:

в отношении территорий и объектов общегосударственного значения Министерством охраны окружающей природной среды Украины;

в отношении территорий и объектов местного значения - органами этого министерства на местах.

При одобрении ходатайств Министерством охраны окружающей природной среды Украины и его органами на местах проводится их согласование с собственниками и первичными пользователями природных ресурсов в пределах территорий, рекомендованных для заповедания.

На основании результатов согласования ходатайств Министерство охраны окружающей природной среды Украины обеспечивает разработку специализированными проектными и научными учреждениями проектов создания природных заповедников, биосферных заповедников, национальных природных парков, заказников, памятников природы, парков-памятников садово-паркового искусства общегосударственного значения.

Разработка проектов создания региональных ландшафтных парков, заповедных урочищ, а также заказников, памятников природы и парков-памятников садово-паркового искусства местного значения обеспечивается органами Министерства охраны окружающей природной среды Украины на местах.

Обеспечение разработки проектов создания ботанических садов, дендрологических парков и зоологических парков может быть поручено заинтересованным государственным органам или учреждениям.

Проекты создания территорий и объектов природно-заповедного фонда подлежат государственной экологической экспертизе.

При положительном заключении экологической экспертизы о проектах создания территорий и объектов природно-заповедного фонда все материалы передаются Министерством охраны окружающей природной среды Украины или его органами на местах в государственные органы, уполномоченные принимать решения о создании или объявлении территорий и объектов природно-заповедного фонда.

Статья 53. Принятие решений о создании или объявлении территорий,
объектов природно-заповедного фонда и их охранных зон

Решения о создании и отводе земельных участков природным заповедникам, национальным природным паркам, а также относительно других территорий и объектов природно-заповедного фонда общегосударственного значения принимаются Президентом Украины.

Решение о создании биосферных заповедников принимается Президентом Украины после решения этого вопроса в соответствии с международными соглашениями.

Решение об организации или объявлении территорий и объектов природно-заповедного фонда местного значения и установлении охранных зон территорий и объектов природно-заповедного фонда принимается областными, городскими (городов республиканского подчинения) Советами народных депутатов.

Порядок отвода земельных участков природным заповедникам, биосферным заповедникам, национальным природным паркам, региональным ландшафтным паркам, а также ботаническим садам, дендрологическим паркам, зоологическим паркам и выдачи документов на право пользования землей определяется Земельным кодексом Украины.

Заказники, памятники природы, заповедные урочища, парки-памятники садово-паркового искусства, другие территории и объекты природно-заповедного фонда, создаваемые без изъятия земельных участков, которые они занимают, передаются под охрану предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам органами Министерства охраны окружающей природной среды Украины с оформлением охранного обязательства.

Статья 54. Изменение границ, категории и отмена статуса
территорий и объектов природно-заповедного фонда

Изменение границ, категории и отмена статуса территорий и объектов природно-заповедного фонда производится в соответствии со статьями 51-53 настоящего Закона.

Статья 55. Резервирование ценных для заповедания
природных территорий и объектов

В целях недопущения уничтожения или разрушения в результате хозяйственной деятельности ценных для заповедания природных территорий и объектов до принятия в установленном порядке решений об организации или объявлении территорий и объектов природно-заповедного фонда и выделении необходимых для этого средств проводится их резервирование.

Территории, резервируемые с целью последующего заповедания, остаются в ведении их собственников земли и землепользователей и используются по целевому назначению с соблюдением особых требований охраны окружающей природной среды, определяемых решениями о резервировании. При этом собственникам и пользователям природных ресурсов с целью возмещения убытков, связанных с ограничением хозяйственной деятельности, могут устанавливаться льготы с учетом статьи 49 настоящего Закона.

Решения о резервировании принимаются органами, уполномоченными принимать решения о создании и объявлении соответствующих территорий и объектов природно-заповедного фонда на основе статьи 53 настоящего Закона.

Раздел VIII. Государственный кадастр территорий и
объектов природно-заповедного фонда

Статья 56. Определение государственного кадастра территорий
и объектов природно-заповедного фонда

Государственный кадастр территорий и объектов природно-заповедного фонда является системой необходимых и достоверных сведений о природных, научных, правовых и иных характеристиках территорий и объектов, входящих в состав природно-заповедного фонда.

Статья 57. Назначение государственного кадастра территорий
и объектов природно-заповедного фонда

Государственный кадастр территорий и объектов природно-заповедного фонда ведется в целях оценки состава и перспектив развития природно-заповедного фонда, состояния входящих в него территорий и объектов, организации их охраны и эффективного использования, планирования научных исследований, а также обеспечения государственных органов, заинтересованных предприятий, учреждений и организаций соответствующей информацией, необходимой для решения вопросов социально-экономического развития, размещения производительных сил и в иных целях, предусмотренных законодательством Украины.

Статья 58. Содержание государственного кадастра территорий
и объектов природно-заповедного фонда

Государственный кадастр территорий и объектов природно-заповедного фонда содержит сведения о правовом статусе, принадлежности, режиме, географическом положении, количественных и качественных характеристиках этих территорий и объектов, их природоохранной, научной, образовательной, воспитательной, рекреационной и иной ценности.

Статья 59. Порядок ведения кадастра территорий
и объектов природно-заповедного фонда

Государственный кадастр территорий и объектов природно-заповедного фонда ведется Министерством охраны окружающей природной среды Украины и его органами на местах за счет государственного бюджета.

Для ведения государственного кадастра территорий и объектов природно-заповедного фонда могут привлекаться также средства республиканского бюджета Республики Крым, местных бюджетов и внебюджетных фондов охраны окружающей природной среды.

Первичный учет кадастровых сведений о территориях и объектах природно-заповедного фонда осуществляется администрациями природных заповедников, биосферных заповедников, национальных природных парков, региональных ландшафтных парков, ботанических садов, дендрологических парков, зоологических парков общегосударственного значения, а также предприятиями, учреждениями и организациями, в ведении которых находятся другие территории и объекты природно-заповедного фонда, за их счет.

Формами кадастровой документации являются карточки первичного учета и государственные кадастры территорий и объектов природно-заповедного фонда городов, районов, областей, Республики Крым и Украины.

Содержание кадастровой документации и сроки подачи документов первичного учета определяются Министерством охраны окружающей природной среды Украины.

Раздел IX. Охрана территорий и объектов природно-
заповедного фонда, контроль за соблюдением
их режима

Статья 60. Организация охраны территорий и
объектов природно-заповедного фонда

Охрана природных заповедников, биосферных заповедников, национальных природных парков, региональных ландшафтных парков, а также ботанических садов, дендрологических парков, зоологических парков общегосударственного значения возлагается на службы их охраны, создаваемые в составе администрации заповедных территорий указанных категорий.

Охрана территорий и объектов природно-заповедного фонда других категорий возлагается на предприятия, учреждения и организации, в ведении которых они находятся. При необходимости их охрана может возлагаться на администрации расположенных поблизости природных заповедников, биосферных заповедников, национальных парков и региональных ландшафтных парков.

Местные Советы народных депутатов, местные государственные администрации, исполнительные органы.местного самоуправления содействуют охране и сохранению территорий и объектов природно-заповедного фонда, выполнению возложенных на них задач.

Статья 61. Состав и полномочия служб охраны территорий
и объектов природно-заповедного фонда

В состав служб охраны территорий и объектов природно-заповедного фонда входят руководители администраций природных заповедников, биосферных заповедников, национальных природных парков, региональных ландшафтных парков, ботанических садов, дендрологических парков и зоологических парков общегосударственного значения, работники охраны, а также других подразделений этих администраций. Службы охраны возглавляют руководители администраций территорий и объектов природно-заповедного фонда.

Работники служб охраны территорий и объектов природно-заповедного фонда имеют право:

требовать от граждан и должностных лиц объяснения в связи с нарушением режима территорий и объектов природно-заповедного фонда, их охранных зон;

проверять у граждан и должностных лиц удостоверения на право пребывания, использования природных ресурсов и осуществления другой деятельности в пределах соответствующих территорий и объектов природно-заповедного фонда;

доставлять нарушителей установленного режима с целью установления личности;

составлять протоколы о нарушении требований законодательства, направлять их соответствующим органам для привлечения виновных лиц к ответственности;

изымать у нарушителей предметы и орудия незаконного использования природных ресурсов, транспортные средства, соответствующие документы;

производить личный досмотр лиц, вещей, транспортных средств и проверку орудий и продукции, полученной в результате природопользования;

беспрепятственно посещать предприятия, учреждения, организации, суда и другие транспортные средства в пределах соответствующих территорий, объектов природно-заповедного фонда, их охранных зон для проверки соблюдения законодательства об охране окружающей природной среды и природно-заповедном фонде;

вносить предложения в соответствующие государственные органы о прекращении, приостановлении или ограничении любой деятельности, нарушающей требования законодательства о природно-заповедном фонде, давать обязательные для исполнения предписания с целью устранения нарушений, выявленных в пределах территорий и объектов природно-заповедного фонда,

Работникам службы охраны может быть предоставлено в установленном порядке право ношения формы, а также оружия при исполнении служебных обязанностей.

Законодательством Украины обеспечивается правовая и социальная защита работников службы охраны и других служб, осуществляющих охрану территорий и объектов природно-заповедного фонда.

Статья 62. Государственный контроль за соблюдением режима территорий
и объектов природно-заповедного фонда

Государственный контроль за соблюдением режима территорий и объектов природно-заповедного фонда осуществляется Министерством охраны окружающей природной среды Украины, его органами на местах и другими специально уполномоченными государственными органами.

Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением режима территорий и объектов природно-заповедного фонда определяется законодательством Украины.

Статья 63. Общественный контроль за соблюдением режима территорий
и объектов природно-заповедного фонда

Общественный контроль за соблюдением режима территорий и объектов природно-заповедного фонда осуществляется общественными инспекторами охраны окружающей природной среды, которые проводят свою деятельность в соответствии с Положением об общественном контроле в области охраны окружающей природной среды.

Раздел X. Ответственность за нарушение законодательства
о природно-заповедном фонде

Статья 64. Виды ответственности за нарушение законодательства
о природно-заповедном фонде

Нарушение законодательства Украины о природно-заповедном фонде влечет дисциплинарную, административную, гражданскую или уголовную ответственность,

Ответственность за нарушение законодательства о природно-заповедном фонде несут лица, виновные в:

а) нецелевом использовании территорий и объектов природно-заповедного фонда, нарушении требований проектов создания и организации территорий природно-заповедного фонда;

б) осуществлении в пределах территорий и объектов природно-заповедного фонда, их охранных зон запрещенной хозяйственной деятельности;

в) организации на территориях и объектах природно-заповедного фонда, в их охранных зонах хозяйственной деятельности без предварительного проведения экологической экспертизы или с нарушением ее заключений;

г) непринятии мер по предупреждению и ликвидации экологических последствий аварий и иного вредного воздействия на территории и объекты природно-заповедного фонда;

д) нарушении сроков и порядка рассмотрения ходатайств о создании территорий и объектов природно-заповедного фонда;

е) нарушении требований по использованию территорий и объектов природно-заповедного фонда;

є) превышении допустимых химических, физических, биотических и иных воздействий и антропогенных нагрузок, нарушении требований предоставленных разрешений на использование территорий и объектов природно-заповедного фонда;

ж) порче, повреждении или уничтожении природных комплексов территорий и объектов природно-заповедного фонда и зарезервированных для включения в его состав;

з) самовольном изменении границ, отводе территорий и объектов природно-заповедного фонда для других нужд.

Законодательством Украины может быть установлена ответственность и за иные нарушения законодательства о природно-заповедном фонде.

Статья 65. Особенности применения гражданской ответственности

Размеры вреда, причиненного вследствие нарушения законодательства о природно-заповедном фонде, определяются на основе кадастровой эколого-экономической оценки включенных в его состав территорий и объектов, которая проводится в соответствии с настоящим Законом, и специальных такс, утверждаемых Кабинетом Министров Украины.

Раздел XI. Международное сотрудничество в области
охраны и использования территорий и объектов
природно-заповедного фонда

Статья 66. Основные формы международного сотрудничества в области охраны
и использования территорий и объектов природно-заповедного фонда

Украина участвует в международном сотрудничестве в области охраны и использования территорий и объектов природно-заповедного фонда на основе многосторонних и двусторонних международных соглашений. С этой целью разрабатываются и реализуются международные научные и научно-технические программы, обеспечивается обмен полученной научной информацией, создаются на сопредельных территориях заповедники, национальные природные парки, другие территории и объекты природно-заповедного фонда, организуются совместная подготовка научных работников и специалистов, эколого-воспитательная и издательская деятельность.

Статья 67. Международные договоры в области охраны
и использования территорий и объектов природно-заповедного фонда

Если международным договором, заключенным Украиной, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Украины о природно-заповедном фонде, то применяются правила международного договора.

Президент Украины Л. КРАВЧУК

г. Киев, 16 июня 1992 года
N 2456-XII