Отчисления в государственные
целевые и внебюджетные фонды Украины
В финансовую систему Украины входит группа денежных фондов, ведущая роль среди которых отводится Пенсионному фонду Украины, Фонду социального страхования Украины, Фонду содействия занятости населения, Фонду для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения и ряду других.
Денежный фонд как звено финансовой системы представляет собой совокупность отношений по формированию, распределению и расходованию средств фондов. Поэтому не следует отождествлять денежные фонды с тем или иным органом управления, хотя некоторые из них совпадают по названию. Например, Пенсионный фонд и Фонд социального страхования существуют и как денежные фонды, и как органы управления. Однако таких органов управления не имеют Фонд содействия занятости населения и Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения. Распоряжаются средствами этих фондов соответственно государственная служба занятости (ст. 22 Закона Украины "О занятости населения") и Министерство по делам защиты населения от последствий аварии на Чернобыльской АЭС* (в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 15 июня 1994 г. N 424).
/ В соответствии с Указом Президента Украины "Об изменениях в системе центральных органов исполнительной власти Украины" от 26 июля 1996 г. N 596/96 это министерство преобразовано в Министерство Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций. /
С 1 января 1996 г. средства всех фондов (кроме Пенсионного фонда и Фонда социального страхования), созданных в соответствии с законами Украины и нормативными актами органов исполнительной власти Украины, предусматривая лось согласно п.10 Постановления Верховного Совета Украины "Об основных положениях налоговой политики и налоговой реформе в Украине" от 13 декабря 1995 г. N 466/95 включать в Государственный бюджет Украины и местные бюджеты. Однако Постановлением Верховного Совета Украины "О введении в действие Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 1996 год" от 22 марта 1996 г. были внесены изменения в эти положения (п.13) и определено, что средства Пенсионного фонда, Государственного инновационного фонда, Фонда охраны труда и Фонда для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения, а также специальных фондов, созданных министерствами, ведомствами, концернами и корпорациями для финансирования отраслевых научно-исследовательских работ, входят в состав доходов и расходов соответствующих бюджетов, но учитываются не на основных, а на отдельных отчетах и используются в соответствии с их целевым назначением.
Основным источником формирования государственных целевых фондов, как правило, являются обязательные отчисления, осуществляемые предприятиями.
Законом Украины "О системе налогообложения" (в редакции от 2 февраля 1994 г.) предусмотрено, что предприятия кроме налогов вносят обязательные платежи в государственные целевые фонды, а именно: в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд содействия занятости населения, Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения, осуществляют отчисления на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог. Кроме того, рядом законодательных актов предусматриваются обязательные отчисления в другие государственные целевые фонды, о которых речь пойдет далее.
Среди платежей, которые в обязательном порядке осуществляют предприятия, особая роль (учитывая их значительный объем) отводится взносам в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.
Создание Пенсионного фонда предусматривалось ст. 8 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 5 ноября 1991 г. (вступил в действие с 1 января 1992 г.), в которой было определено, что он является самостоятельной финансово-банковской системой, которая формируется за счет средств, отчисляемых предприятиями и организациями (в том числе и теми, которые используют труд граждан по соглашениям гражданско-правового характера) на социальное страхование?, страховых взносов граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, обязательных страховых взносов граждан, а также средств Государственного бюджета Украины.
С 1 января 1992 г. размер взносов на социальное страхование определялся в соответствии с п.2 Постановления Верховного Совета. Украины "О порядке введения в действие Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 6 декабря 1991 г. Так, тариф взносов на социальное страхование для хозрасчетных предприятий и организаций независимо от форм собственности и хозяйствования, общественных объединений, граждан-предпринимателей, которые используют наемный труд, составил 61 %, а для бюджетных учреждений, организаций, неприбыльных общественных объединений - 37 % от фонда оплаты труда. Эти средства распределялись между Пенсионным фондом и Фондом социального страхования, в пропорциях, определенных Кабинетом Министров Украины.
С 1 января 1992 г. по 1 апреля 1992 г. 91,6% общей суммы начисленных взносов направлялось в Пенсионный фонд и 8,4 % - в Фонд социального страхования. Бюджетные учреждения, неприбыльные общественные объединения, а также общественные организации инвалидов и пенсионеров, их предприятия направляли в эти фонды соответственно 86 и 14% (Постановление Кабинета Министров Украины "О распределении отчислений на социальное страхование в 1992 году" от 21 января 1992 г. N 23).
Такие же пропорции были установлены этим Постановлением и для граждан, которые занимаются предпринимательской деятельностью, основанной на личной собственности и исключительно на их труде, а также для адвокатов. Для этой категории плательщиков с 1 января 1992 г. общий размер отчислений на социальное страхование составил 10 % от суммы дохода (п. 2 Постановления Кабинета Министров украины от 21 января 1992 г. N 23).
Начиная с 1 января 1992 г все работающие граждане были привлечены к уплате обязательных взносов в Пенсионный фонд в размере 1 % заработной платы. Этот размер отчислений остался неизменным и по сегодняшний день.
С 1 апреля 1992 г. были частично изменены тарифы взносов. Для хозрасчетных предприятий и организаций независимее от форм собственности и хозяйствования, общественных объединений, граждан-предпринимателей, использующих наемный труд, они были уменьшены с 61 до 37 % от фонда оплаты труда (Постановление Верховного Совета Украины "О порядке введения в действие Закона Украины "О налогообложении доходов предприятий и организаций" от 21 февраля 1992 г.).
Начиная с 1 апреля 1992 г. Постановлением Кабинета Министров Украины "О внесении изменений в Постановление Кабинета Министров Украины от 21 января 1992 г. N 23 "О распределении отчислений на социальное страхование в 1992 году" от 4 апреля 1992 г. N 177 были изменены пропорции распределения отчислений между фондами - в Пенсионный фонд поступало 86% общей суммы начисленных взносов на социальное страхование, в Фонд социального страхования -14 % (колхозы, в том числе рыболовецкие, направляли взносы в централизованный фонд социального страхования колхозников).
Порядок и размеры отчислений на социальное страхование были изменены со 2 июля 1993 г. в соответствии с Постановлением Верховного Совета Украины "О порядке введения в действие Закона Украины "О внесении изменений и дополнений в Закон Украины "О пенсионном обеспечении" от 17 июня 1993 г. (с изменениями от 22 октября 1993 г.). Так, был расширен объект платежа для предприятий, объединений граждан, граждан-предпринимателей, использующих наемный труд. К этой категории плательщиков взносы стали начислять не только на фонд оплаты труда, но и на иные выплаты, в том числе и в натуральной форме, которые подлежат обложению подоходным налогом с граждан (кроме-вознаграждений, выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, а также выплат в соответствии с перечнем видов оплаты труда и иных выплат, на которые не начисляются страховые взносы, не учитываемые при определении среднемесячного заработка для исчисления пенсий).
Взносы для общественных организаций пенсионеров и инвалидов, предприятий, учреждений и учебных заведений, созданных за счет средств этих организаций для решения их уставных задач, а также предприятий, где инвалиды (составляют более 50% общей численности работающих, установлены в размере 5 % фонда оплаты труда (это положение осталось неизменным и по сегодняшний день).
Гражданам, которые занимаются предпринимательской деятельностью, основанной на личной собственности и на исключительно их труде, адвокатам отчисления были определены только в Пенсионный фонд - 9% суммы дохода (размер отчислений изменен с 26 февраля 1996 г.). Также только в Пенсионный фонд осуществляют отчисления предприятия из суммы вознаграждений, выплачиваемых гражданам по договорам гражданско-правового характера - 33,3 % от суммы вознаграждения.
В течение 1994-1995 гг. отчисления на социальное страхование осуществлялись в размерах, предусмотренных Постановлением Верховного Совета Украины от 17 июня 1993 г. Действие этого Постановления в указанный период было продлено в соответствии с Постановлением Верховного Совета Украины "О размере обязательных взносов на социальное страхование на 1994 год" от 24 февраля 1994 г. и Законом Украины "О Государственном бюджете Украины на 1995 год" от 6 апреля 1995 г. (ст. 16). Частично действие этого Постановления продлено и на 1996 г. - в соответствии с Законом Украины "О Государственном бюджете Украины на 1996 год" от 22 марта 1996 г.
Частичные изменения в порядок и размеры начислений страховых взносов, действовавших со 2 июля 1993 г., были внесены Постановлением Верховного Совета Украины от 7 февраля 1996 г. "О внесении изменений в Постановление Верховного Совета Украины "О порядке введения в действие Закона Украины "О внесении изменений и дополнений в Закон Украины "О пенсионном обеспечении" (вступил в действие 26 февраля 1996 г.) Этим Постановлением был значительно увеличен (с 9 до 33,6%) размер отчислений в Пенсионный фонд от дохода граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, а также адвокатов, их помощников, частных нотариусов и других граждан, деятельность которых основана на частной собственности физического лица и исключительно на их труде. Более широкое определение дано и объекту начислений взносов для предприятий. Начисления осуществляются на фонд оплаты труда, включая все затраты на оплату труда независимо от источника финансирования, которые определяются в соответствии с нормативными актами о составе средств, направляемых на указанные цели, а также иных выплат, в том числе в натуральной форме, подлежащих обложению подоходным налогом с граждан (это не касается вознаграждений, выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера).
Перечень средств, включаемых в фонд оплаты труда, определен в Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Министерства статистики Украины от 11 декабря 1995 г. N 323 (введена в действие с 1 января ,1996 г.).
Страховые взносы не начисляются на определенную группу.выплат, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Украины "Об утверждении нормативных актов по вопросам пенсионного обеспечения" от 12 октября 1992 г. N 583. Этим Постановлением был установлен Перечень видов оплаты труда и других выплат, на которые не начисляются страховые взносы и которые не учитываются при определении среднемесячного заработка для исчисления пенсий. В этот Перечень в течение 1993 - 1995 гг. неоднократно вносились изменения, представленные ниже, и он включает:
- компенсацию за неиспользованный отпуск;
- выходное пособие при увольнении;
- различные виды денежного пособия, которые даются как материальная помощь (исключены Постановлением Кабинета Министров Украины "Вопросы социального страхования" от 2 июня 1993 г. N 398);
- компенсационные выплаты (суточные по командировкам и выплаты вместо суточных);
- стоимость бесплатно представленных некоторым категориям работников квартир, коммунальных услуги-топлива, проездных билетов или сумму средств для их возмещения;
- стоимость выданной спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, мыла, моющих и обезвреживающих средств, молока и лечебно-профилактического питания;
- стоимость рациона бесплатного коллективного питания, представляемого в случаях, предусмотренных законодательством (исключена Постановлением Кабинета Министров Украины "вопросы социального страхования" от 2 июня 1993 г. N 398);
- дотации на обеды, стоимость путевок в санатории и дома отдыха за счет фонда социального развития (фонда потребления) (исключены Постановлением Кабинета Министров Украины "Вопросы социального страхования" от 2 июня 1993 г. N 398);
- суммы возмещения затрат и иных компенсаций в связи с переводом, принятием или направлением рабочих и служащих на работу в другую местность;
- доплаты и надбавки к заработной плате вместо суточных в случаях, когда постоянная работа происходит в пути или имеет разъездной характер, или в связи со служебными поездками в пределах обслуживаемых участков;
- заработная плата за дни работы без вознаграждения за труд (субботники, воскресники и т.д.), которая перечисляется в соответствующий бюджет или на благотворительные цели;
- суммы возмещения вреда, нанесенного работнику увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с выполнением им своих трудовых обязанностей;
- поощрительные выплаты (включая премии) в связи с юбилейными датами, днем рождения, за долголетнюю и безупречную трудовую деятельность, активную общественную работу и в других аналогичных случаях, которые осуществляются за счет заработной платы (единого фонда оплаты труда) (исключены Постановлением Кабинета Министров Украины "Вопросы социального страхования" от 2 июня 1993 г. N 398);
- денежные вознаграждения за призовые места на соревнованиях, смотрах, конкурсах и т.д. (исключены Постановлением Кабинета Министров Украины "Вопросы социального страхования" от 2 июня 1993 г. N 398);
- стипендии, выплачиваемые предприятиями и организациями слушателям подготовительных отделений, студентам, аспирантам, направленным на обучение с отрывом от производства;
- пособие, выплачиваемое за счет предприятия, учреждения, организации молодым специалистам во время отпуска после окончания высшего или среднего специального учебного заведения;
- вознаграждения, выплачиваемые гражданам предприятиями, учреждениями, организациями за выполнение работ по соглашениям гражданско-правового характера (исключены Постановлением Кабинета Министров Украины "О внесении изменений в Перечень видов оплаты труда и других выплат, на которые не начисляются страховые взносы и которые не учитываются при определении среднемесячного заработка для исчисления пенсий" от 4 августа 1993 г. N 599);
- доходы в виде дивидендов по акциям и другие доходы, полученные в результате распределения прибыли (дохода) предприятий, учреждений и организаций (включены в Перечень Постановлением Кабинета Министров Украины "О дополнении Перечня видов оплаты труда и других выплат, на которые не начисляются страховые взносы и которые не учитываются при определении среднемесячного заработка для исчисления пенсий" от 11 ноября 1994 г. N 767; исключены из Перечня Постановлением Кабинета Министров Украины "О ежемесячных компенсационных выплатах некоторым категориям пенсионеров" от 8 февраля 1995 г. N 104; восстановлены в Перечне Постановлением Кабинета Министров Украины "О дополнении Перечня..." от 6 ноября 1995 г. N 886 и изложены в следующей редакции: "Доходы граждан от владения корпоративными правами (полученными дивидендами)".
Инструкция о порядке исчисления и уплаты страховых взносов предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами в Пенсионный фонд, а также учета поступления и расходования его средств, утвержденная Постановлением Пенсионного фонда от 10 июня 1994 г. N 5-5 (зарегистрирована в Министерстве юстиции Украины 9 сентября 1994 г. N 217/427), дает более широкий перечень видов оплат, на которые не начисляются страховые взносы, включая в него:
- компенсационные выплаты, которые выплачиваются гражданам в соответствии с Законом Украины "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы" от 1 июля 1992 г. (на оздоровление, при увольнении, на питание, вознаграждение за выслугу лет, различные виды пособий на детей);
- пособие семьям с детьми, выплачиваемое из государственного и местных бюджетов в соответствии с Законом Украины "О государственной помощи семьям с детьми" от 21 ноября 1992 г.;
- выплаты из средств Фонда социального страхования и Пенсионного фонда (кроме средств, направленных на оплату труда).
Ранее были приведены размеры распределения отчислений на социальное страхование между фондами на 1992 г. Начиная с 1 мая 1993 г., в Пенсионный фонд поступает 88 % от общей суммы начисленных взносов и 12% - в Фонд социального страхования (Постановление Кабинета Министров Украины "Вопросы социального страхования" от 2 июня 1993 г. N 398).
В 1996 г. средства распределяются на основании Постановления Кабинета Министров Украины "О распределении отчислений на социальное страхование на 1996 год" от 28 декабря 1995 г. N 1055.
Взносы на социальное страхование уплачиваются предприятиями одновременно с получением в банке средств на выплату заработной платы. В случае нарушения сроков уплаты взимается пеня в размере 0,3% из суммы недоимки за каждый день просрочки в соответствии с Декретом Кабинета Министров Украины "О взыскании не уплаченных в срок налогов и неналоговых платежей" от 21 января 1993 г. N 8-93. Нормы Декрета конкретизированы в Инструкции о взыскании не внесенных в срок обязательных страховых взносов и других платежей в Пенсионный фонд, утвержденной постановлением правления Пенсионного фонда от 26 сентября 1995 г. N 6-5.
Следует отметить, что в случае сокрытия или занижения размера взносов к плательщикам применяются бесспорное взыскание (если речь идет о предприятиях) средств и финансовые санкции, предусмотренные Законом Украины "О государственной налоговой службе в Украине" от 24 декабря 1993 г. (ст. 11)- штраф в двукратном размере к начисленной по результатам проверки сумме платежа, а при повторном в течение года нарушении штраф в пятикратном размере
К гражданам бесспорное взыскание не применяется, а средства взимаются только по решению суда или по исполнительным надписям нотариусов.
С целью улучшения работы по регистрации плательщиков, исчислению и обеспечению уплаты страховых взносов в Кодексе Украины об административных правонарушениях в соответствии с Законом Украины "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Украины" от 13 июля 1995 г. была изложена в новой редакции ст. 165(1). Штраф в размере от одного до пяти необлагаемых налогом минимумов взимается в случаях уклонения граждан-предпринимателей, адвокатов от регистрации как плательщиков страховых взносов за сокрытие (занижение) должностными лицами предприятий фонда оплаты труда, гражданами-предпринимателями и адвокатами сумм дохода, из которых начисляются взносы, за несвоевременное представление или непредставление бухгалтерских отчетов, за нарушение сроков перечисления взносов. Повторное в течение года нарушение влечет наложение штрафа в размере от трех до восьми необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Предприятиям и организациям всех форм собственности, осуществляющим предпринимательскую деятельностью сфере агропромышленного комплекса и имеющим просроченную задолженность по платежам в Пенсионный фонд Украины, Кабинет Министров Украины своим Постановлением "О мерах по погашению задолженности по обязательным платежам в Пенсионный фонд за счет продукции собственного производства и имущества" от 2 августа 1996 г. N 890 предоставил право погашать эту задолженность путем передачи товаров собственного производствам иного имущества управлению "Укргосресурссырье" Министерства сельского хозяйства и продовольствия для последующей их реализации согласно заключенным договорам по согласованию с местным органом Пенсионного фонда.
Законом Украины "О занятости населения" от 1 марта 1991 г. N 803-XII было предусмотрено создание нового звена финансовой системы Украины - Государственного фонда содействия занятости населения (далее - Фонд).
Цель создания Фонда - финансирование предусмотренных программами занятости населения мероприятий по профессиональной ориентации населения, профессиональному обучению освобождаемых работников и безработных, содействие в их трудоустройстве и выплате пособия по безработице, предоставление беспроцентной ссуды безработным для занятия предпринимательской деятельностью, создание и развитие учебно-материальной базы, информационно-вычислительных центров, центров профориентации, подготовки и обучения работников и т. д.
Одним из основных источников формирования Фонда законодатель определяет обязательные взносы предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, которые занимаются производственно-хозяйственной или коммерческой деятельностью.
Размер взносов в Фонд устанавливается Верховным Советом Украины при ежегодном утверждении Государственного бюджета.
В течение 1991-1996 гг. размер отчислений колебался от 0,6 до 3% от фонда потребления (оплаты труда) (табл. 1).
Таблица 1
+---------------------------------------------------------------------+
¦Время действия¦ Размер отчислений ¦ Название нормативного акта ¦
+--------------+-----------------------+------------------------------¦
¦С 22 марта ¦0.6% от фонда ¦П. 2 Постановления Верховного ¦
¦1991 г. ¦оплаты труда ¦Совета Украинской ССР "О по- ¦
¦ ¦ ¦рядке введения в действие За- ¦
¦ ¦ ¦кона Украинской ССР "О заня- ¦
¦ ¦ ¦тости населения" N 804-XII ¦
+--------------+-----------------------+------------------------------¦
¦1992 г. ¦3 % от фонда по- ¦П. 14 Постановления Верховно- ¦
¦ ¦требления (осво- ¦го Совета Украины "О порядке ¦
¦ ¦бождены сельско- ¦введения в действие Закона Ук-¦
¦ ¦хозяйственные ¦раины "О налогообложении до- ¦
¦ ¦предприятия) ¦ходов предприятий и организа- ¦
¦ ¦ ¦ций"от 21 февраля 1992 г. ¦
¦ ¦ ¦N 2147-XII ¦
+--------------+-----------------------+------------------------------¦
¦1993 г. ¦Сохранен размер ¦П. "д" ст. 6 Закона Украины ¦
¦ ¦отчислений, дей- ¦"О Государственном бюджете ¦
¦ ¦ствовавший в ¦Украины на 1993 год" от ¦
¦ ¦1992 г. ¦9 апреля 1993 г. N 3091-XII ¦
+--------------+-----------------------+------------------------------¦
¦1994 г. ¦Обязательные ¦Ст. 19 Закона Украины "О Госу-¦
¦ ¦взносы осущест- ¦дарственном бюджете Украины ¦
¦ ¦вляются в поряд- ¦на 1994 год" от 1 февраля ¦
¦ ¦ке и размерах, ¦1994 г. ¦
¦ ¦установленных в ¦ ¦
¦ ¦1992 г. ¦ ¦
+--------------+-----------------------+------------------------------¦
¦С 1 декабря ¦1 % от фонда по- ¦Абзац 2 п. 2 Указа Президента ¦
¦1994 г. ¦требления ¦Украины "О некоторых мерах по ¦
¦ ¦ ¦поддержанию предприятий, уч- ¦
¦ ¦ ¦реждений, организаций в усло- ¦
¦ ¦ ¦виях либерализации цен" от ¦
¦ ¦ ¦28 декабря 1994 г. N 812/94 ¦
+--------------+-----------------------+------------------------------¦
¦С 21 апреля ¦2 % от фонда по- ¦Ст. 21 Закона Украины "О Госу-¦
¦1995 г. ¦требления ¦дарственном бюджете Украины на¦
¦ ¦ ¦1995 год" от 6 апреля 1995 г. ¦
+---------------------------------------------------------------------+
Затраты по уплате взносов в Фонд относятся на себестоимость продукции (работ, услуг).
При утверждении Государственного бюджета Украины на 1996 г. законодатель, к сожалению, не предусмотрел в законе о.бюджете размера отчислений в Фонд в 1996 г., как это требует действующее законодательство (а именно, п.2 Постановления Верховного Совета Украины "О порядке введения в действие Закона Украины "О занятости населения" от 1 марта 1991 г.).
В связи с этим возникает вопрос: в каких размерах правомерно осуществлять отчисления предприятиям в Государственный фонд содействия занятости населения в течение 1996 г.?
Некоторые авторы, ссылаясь на то, что действие ст. 21 Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 1995 год" не было продлено на 1996 г., утверждают, что взносы в фонд в этом году должны составлять 1%, как это было до принятия Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 1995 год" т. е. на основании Указа Президента Украины "О некоторых мерах по поддержанию предприятий, учреждений организаций в условиях либерализации цен" от 28 декабря 1994 г. N 812. Однако этот пункт Указа был не приостановлен, а он утратил силу с 21 апреля 1995 г. И нет никаких оснований возвращаться к нему сегодня. Поэтому, по нашему мнению, целесообразно устанавливать взносы в размерах, определенных Законом Украины "О Государственном бюджете Украины на 1995 год".
Относительно льгот, то они предоставляются сельскохозяйственным предприятиям. Эта льгота действовала до 1 января 1995 г. и восстановлена Законом Украины "О внесении дополнений к ст. 22 Закона Украины "О занятости населения" от 14 февраля 1996 г. N 47/96.
Кроме того, Инструкцией о порядке поступления, учета и расходования средств Государственного фонда содействия занятости населения (утверждена приказом Министерства финансов Украины, Министерства труда Украины и Национального банка Украины от 20 июня 1991 г. N 141612/12-506/180100 изменениями от 20 июля 1993 г.) предусматривается, что к уплате взносов не привлекаются (п. 2.2): бюджетные учреждения в части бюджетных ассигнований; научные, проектные и конструкторские учреждения в части.затрат на оплату труда за счет бюджетных средств; предприятия обществ слепых и глухих; предприятия, на которых 50 % работающих составляют инвалиды: предприятия, основанные пенсионерами и на которых работает 100 % пенсионеров; социально-культурные заведения, которые содержатся за счет профсоюзного бюджета и доходов от реализации путевок, отчислений от прибыли предприятий, на балансе которых они состоят; правления общественных организаций, создаваемые за счет членских и благотворительных взносов предприятий, граждан; творческие союзы Украины, а также предприятия и организации, созданные ими для выполнения уставных задач.
Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения как самостоятельное звено финансовой системы был создан в соответствии с Постановлением Верховного Совета Украины "О прогнозе Республиканского бюджета Украины на I квартал 1992 года" от 20 декабря 1991 г. N 2006-XII.
Фонд формируется за счет обязательных взносов предприятий и хозяйственных организаций независимо от их подчиненности и формы собственности.
Объект платежа определяется как фактическая сумма затрат предприятия на оплату труда. Состав затрат определяется (с 1 января 1996 г.) в соответствии с Инструкцией по статистике заработной платы, утвержденной приказом Министерства статистики Украины от 11 декабря 1995 г. N 323.
Размер отчислений в Фонд ежегодно утверждается Верховным Советом Украины. На сегодняшний день предприятия осуществляют взносы в размере 12% от фонда оплаты труда.
Размеры взносов в Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения в течение 1992 - 1996 гг. представлены в табл. 2.
Таблица 2
+---------------------------------------------------------------------+
¦Время действия¦ Размер отчислений ¦ Название нормативного акта ¦
+--------------+-----------------------+------------------------------¦
¦С 1 января ¦ 19% от фонда оплаты ¦П.4 Постановления Верховного ¦
¦1992 г. по ¦ труда ¦Совета Украины "О прогнозе ¦
¦1 марта ¦ ¦Республиканского бюджета Укра-¦
¦1992 г. ¦ ¦ины на 1 квартал 1992 года" от¦
¦ ¦ ¦20 декабря 1991 г. N 2006-XII ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦С 1 марта ¦ 12% от фонда оплаты ¦П.13 Постановления Верховного ¦
¦1992 г. ¦ труда ¦Совета Украины "О порядке ¦
¦ ¦ ¦введения в действие Закона ¦
¦ ¦ ¦Украины "О налогообложении ¦
¦ ¦ ¦доходов предприятий и органи- ¦
¦ ¦ ¦заций" от 21 февраля 1992 г. ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦На 1993 г. ¦ 12% от фонда оплаты ¦П."д"ст.6 Закона Украины "О ¦
¦ ¦ труда ¦Государственном бюджете Украи-¦
¦ ¦ ¦ны на 1993 год" от 9 апреля ¦
¦ ¦ ¦1993 г. ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦На 1994 г. ¦ 12% от фонда оплаты ¦Ст. 18 Закона Украины "О Госу-¦
¦ ¦ труда ¦дарственном бюджете Украины на¦
¦ ¦ ¦1994 год" от 1 февраля 1994 г.¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦На 1995 г. ¦ 12% от фонда оплаты ¦Ст. 23 Закона Украины "О Госу-¦
¦ ¦ труда ¦дарственном бюджете Украины на¦
¦ ¦ ¦1995 год" от 6 апреля 1994 г. ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦На 1996 г. ¦ 12% от фонда оплаты ¦Ст. 21 Закона Украины "О Госу-¦
¦ ¦ труда ¦дарственном бюджете Украины на¦
¦ ¦ ¦1996 год" от 22 марта 1996 г. ¦
+---------------------------------------------------------------------+
До 1 июля 1996 г. были освобождены от внесения платежей:
- предприятия угольной промышленности;
- предприятия, добывающие железную и марганцевую руду подземным способом и строящие шахты;
- предприятия и организации, осуществляющие работы в Тюменской области, по затратам на оплату труда за работы, выполняемые в Тюменской области;
- предприятиям хозяйственные организации независимо от их* подчиненности и форм собственности по затратам на оплату труда их работников, отнесенных к категории 1 и 2 лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы (с 1 января 1995 г.);
- научно-производственное объединение "Східний гірничо-збагачувальний комбінат" (г. Желтые Воды Днепропетровской обл.);
- предприятия (объединения) и организации Украинского общества слепых и Украинского общества глухих, где инвалиды составляют более 50% общей численности работающих в основном производстве;
- социально-культурные заведения, которые содержатся расчет профсоюзного бюджета и доходов от реализации путевок, отчислений от прибыли организаций, на балансе которых они находятся;
Н. ПРИШВА,
канд. юрид. наук,
Киевский национальный университет
им. Тараса Шевченка
