К вопросу о взносах на государственное
социальное страхование с сумм материальной помощи
Сразу оговоримся, что вопрос о порядке начисления предприятиями страховых взносов на суммы материальной помощи своим работникам с недавнего времени утратил свое практическое значение. Отныне оказывать материальную помощь, даже в сумме 12 необлагаемых минимумов доходов граждан в год, стало для предприятий невыгодным. Проще выплатить "материальную помощь" как заработную плату, сэкономив при этом значительную часть средств. Связано это с тем, что на суммы материальной помощи (без вычета 12 необлагаемых минимумов доходов граждан) начисляются в полном объеме взносы в Пенсионный фонд. Указание об этом содержалось в письме Пенсионного фонда от 28.05.1996 г. N 04/1148. Письмо было неоднозначно воспринято и вызвало волну эмоциональных статей в прессе. Связано это с тем, что его содержание противоречило действовавшей "Инструкции о порядке начисления и уплаты страховых взносов предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами в Пенсионный фонд Украины, а также учета поступления и расходования его средств", утвержденной Постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 10.06,1994 г. N 5-5, п.п.23,2. которой освобождал суммы материальной помощи, необлагаемые налогом, от взносов в Пенсионный фонд. Конечно, законность распространения взносов на социальное страхование на новый объект весьма сомнительна, тем более, что письмо Пенсионного фонда не является нормативным документом и не было зарегистрировано в Министерстве юстиции. Но назвать такие действия Пенсионного фонда безосновательными также нельзя, поскольку они основываются на действующем законодательстве. Хоть инструкция и нормативный документ, но все же она - акт подзаконный, основывающийся на Постановлении Верховного Совета. Но, безусловно, следуя той логике, что инструкция - не пустой придаток к закону, необходимо было внести в нее изменения.
Объектами отчислений на социальное страхование Постановлением Верховного Совета Украины от 17.06.1993 г. "О порядке введения в действие Закона Украины "О внесении изменений и дополнений в Закон Украины "О пенсионном обеспечении" определены фонд оплаты труда и выплаты, в том числе в натуральной форме, которые подлежат обложению подоходным налогом с граждан (кроме вознаграждений, выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, а также выплат в соответствии с перечнем видов оплаты труда и других выплат, на которые не начисляются страховые взносы и которые не учитываются при определении среднемесячного заработка для исчисления пенсий, утверждаемого Кабинетом Министров Украины). Фонд оплаты труда на момент утверждения Инструкции Пенсионного фонда от 10.06.1994 г. N 5-5 определялся в общих чертах на основании норм Декрета Кабинета Министров Украины от 31.12.1992 г. "Об оплате труда". Как оплату труда Декрет рассматривал только основную и дополнительную заработную плату. Соответственно, и "Инструкция о составе средств, направленных на потребление", утвержденная Приказом Министерства статистики от 27.06.1994 г. N 150, которая содержала перечень конкретных выплат, относившихся к расходам на оплату труда и использовалась для расчета отчислений в Пенсионный фонд, четко различала расходы на оплату труда и денежные выплаты и поощрения (в т. ч. расходы предприятий по предоставлению материальной помощи, трудовых и социальных льгот работникам). Поскольку материальная помощь не относилась к оплате труда и не включалась в совокупный налогооблагаемый доход, на ее сумму не начислялись взносы на социальное страхование. Положение изменилось с принятием 24.03.1995 г. Закона Украины "Об оплате труда" (на смену Декрета Кабмина). Новый закон включил в структуру заработной платы кроме основной и дополнительной заработной платы также и " другие поощрительные и компенсационные выплаты " к которым отнес выплаты в форме вознаграждений по итогам работы за год, премии по специальным системам и положениям, компенсационные и другие денежные и материальные выплаты, которые не предусмотрены актами действующего законодательства, или которые осуществляются сверх установленные указанными актами нормы. Что скрывается под " другими выплатами " и что означает " предусмотрены " сказать трудно. Положительно, данные вопросы - сфера профессионального толкования. Только вот решаются они должностными лицами различных ведомств по - разному. "Инструкция по статистике заработной платы", утвержденная Приказом Минстата от 11.12. 1995 г. N 323, разработанная на основании Закона Украины "Об оплате труда", и которая используется теперь для начисления взносов на социальное страхование, к разряду других поощрительных и компенсационных выплат отнесла также и материальную помощь (вообще любую). Необходимо отметить, что в новой "Инструкции о порядке начисления и уплаты предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами страховых взносов в Пенсионный фонд Украины, а также учета поступления и расходования его средств", утвержденной Постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 06.09.1996 г. N 11-1 суммы материальной помощи исключены из выплат, на которые не начисляются страховые взносы. Позиция же фонда социального страхования по данному вопросу прямо противоположна таковой Пенсионного фонда, хотя объект отчислений в оба фонда один и тот же. Напомним, что согласно Постановлению Кабинета Министров Украины от 28.12.1995 г. N 1055 "О распределении отчислений на социальное страхование в 1996 г." (право устанавливать порядок такого распределения предоставлено Кабинету Министров Постановлением Верховного Совета от 06.12.1991 г, "О порядке введения в действие Закона Украины "О пенсионном обеспечении") плательщики взносов на государственное социальное страхование направляют из общей суммы страховых взносов : в Пенсионный фонд - 88%, в Фонд социального страхования - 12%. В отличие от Пенсионного фонда, Фонд социального страхования твердо придерживается мнения, что необлагаемая сумма материальной помощи свободна от начисления взносов. Так что взносы на социальное страхование фактически производятся в размере 32,56% (только в Пенсионный фонд), а не 37%.
Все сказанное ни в коей мере не может относиться к материальной помощи, оказываемой профсоюзами. На суммы 12 необлагаемых минимумов в год начислений на социальное страхование нет (подоходным налогом они не облагаются, с оплатой труда ничего общего не имеют). Добавим также, что суммы материальной помощи включаются в среднемесячный заработок для расчета пенсий, в который согласно ст. 66 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" входят все виды оплаты труда, с которых производятся отчисления на социальное страхование, кроме выплат одноразового характера, не обусловленных действующей системой оплаты труда (компенсация за неиспользованный отпуск и др.), перечень которых утверждается Кабинетом Министров. Имеется в виду Постановление Кабинета Министров от 12.10.1992 г. N 583 с перечнем видов оплаты труда и других выплат, на которые не начисляются страховые взносы, и которые не учитываются при определении среднемесячного заработка для исчисления пенсий. До 02.06.1993 г. данное Постановление содержало также пункт 3 - "разные виды денежной помощи, выдаваемой как материальная помощь", исключенный Постановлением N 398.
Таким образом, предприятия лишний раз стимулируются к поиску порядка выплаты заработной платы, не столь накладного, как это предлагается законодательством. Впору вспомнить о возможности выплачивать заработную плату под видом выплаты дивидендов. Даже учитывая, что такая выплата запрещена Постановлением Верховного Совета Украины от 24.05.1996 г. N 214/96, установившим, что выплата дивидендов производится один раз в год, многие предприятия благополучно обходят этот запрет. Ведь предоставление ссуд своим работникам никто не запрещал, а погашать их можно и раз в год.
