МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ УКРАИНЫ

ПИСЬМО
N 17-60/29 от 31.05.93
N 07-102 от 31.05.93

Типовой порядок определения норм запасов
товарно-материальных ценностей

Общие положения

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины и Национального банка Украины от 19 апреля 1993 года N 279 "О нормативах запасов товарно-материальных ценностей государственных предприятий и организаций и источниках их покрытия" Министерством экономики Украины вместе с Министерством финансов Украины разработан Типовой порядок определения норм запасов.

Разработка норм и нормативов оборотных средств производится методами прямого расчета по отдельным видам (группам) сырья, материалов и других товарно-материальных ценностей и затрат по каждому элементу оборотных средств, а также в целом по предприятию. Перечень элементов оборотных средств определяется в зависимости от специфики производства и реализации товаров. Нормативы оборотных средств определяются по ценам, которые не включают налог на добавленную стоимость, кроме случаев, когда оплаченный поставщиком сырья, материалов и других товарно-материальных ценностей налог относится на себестоимость продукции (работ, услуг).

При определении норм оборотных средств каждого предприятия необходимо учитывать:

условия снабжения и сбыта;

отдаленность поставщиков от потребителей;

транспортные условия;

время, необходимое для подготовки материалов для использования в производстве, товаров для реализации;

периодичность запуска материалов в производство;

длительность производственного цикла и распределение его между структурными подразделениями производства;

формы расчетов, длительности документооборота.

Для разработки норм оборотных средств на каждом предприятии должны быть созданы комиссии, в состав которых входят специалисты соответствующих отделов, служб и подразделений предприятий.

Разработанные на предприятиях на основе Типового порядка нормы по каждому элементу оборотных средств подаются на рассмотрение и утверждаются соответствующими министерствами, ведомствами по согласованию с Министерством экономики и Министерством финансов Украины.

В случае существенных изменений номенклатуры продукции, условий материально-технического снабжения и сбыта или других причин нормы запасов могут быть уточнены в этом же порядке.

1. Порядок определения норм запасов общих
материальных ресурсов

Расчет норм запасов необходимо разделить на расчет запасов, которые прямо влияют на выполнение договорных обязательств, и на расчет, который не влияет непосредственно на процесс производства и реализации продукции.

К первой части относятся расчеты, связанные со временем, необходимым для подготовки материалов, которые создают материальную основу по выпуску изделий, но не вошли в основные технологические операции.

Расчет этой части нормы запасов осуществляется согласно методическим рекомендациям, которые должны быть разработаны и утверждены:

по предприятиям и организациям, которые основаны на общегосударственной собственности - соответствующими министерствами и ведомствами;

по предприятиям и организациям республиканской (Республика Крым) и коммунальной собственности - государственными администрациями соответствующего уровня.

Ко второй части норм запасов относятся все виды материалов, которые не прошли подготовку по технологическому процессу (материалы в дороге, материалы на операциях по доставке, приемке, складированию, анализу и подготовке материалов к производству).

Норма оборотных средств в части материалов в дороге включает период от даты установленного срока оплаты предприятием платежного поручения до даты прибытия материалов на его склад. Размер этой части в днях определяется следующим образом: на основании договоров поставки устанавливаются поставщики основных материалов, потом в соответствии с фактическими данными за прошлый период или на основании консультаций с транспортными организациями, которые определяют длительность пробега груза от каждого поставщика.

Из этого времени нужно вычесть время почтового прохождения платежного поручения от банка поставщика к банку покупателя, время на обработку документа у поставщика и другое.

В тех случаях, когда один вид материалов поставляют разные поставщики, время нахождения материалов в дороге определяется как средневзвешенная величина.

Если поступление материалов совпадает со сроками оплаты или они прибывают раньше наступления срока оплаты, норма оборотных средств в части материалов в дороге не устанавливается.

В тех случаях, когда основные материалы и покупаемые полуфабрикаты в дороге составляют незначительный удельный вес в суммарных остатках материалов и поступают от значительного количества грузоотправителей, норма оборотных средств в части материалов в дороге может быть рассчитана исходя из фактических данных как средний фактический остаток материалов в дороге.

Указанный остаток подразделяется на фактические однодневные расходы этих материалов в том же году. Полученный остаток в днях берется за норму оборотных средств в части материалов в дороге, в целом по предприятию.

Норму оборотных средств на операциях по доставке, приемке, складированию анализу и подготовке материала для производства можно устанавливать в процентах (от 25 до 50 в зависимости от отрасли) к средним интервалам поставок по каждой группе основных материалов.

2. Порядок определения норм запасов оборотных средств на тару

Расчет норм оборотных средств на тару производится в такой последовательности:

Норма оборотных средств на покупную тару, которая предназначена для упаковки готовой продукции, определяется в установленном порядке для расчета норм оборотных средств на сырье и основные материалы;

норма оборотных средств на тару собственного производства устанавливается исходя из времени от ее изготовления до упаковки в нее готовой продукции, учитывая также время, необходимое на накопление тары для упаковки партии готовой продукции;

норма оборотных средств на тару, которая поступает с сырьем и материалами, но не подлежащая возврату поставщикам, включает время пребывания тары под сырьем и материалами, которое равняется норме оборотных средств на данные ценности, а также время, необходимое на промывку, ремонт и подбор партии тары, если эта тара используется предприятием или подлежит реализации.

На предприятиях, на которых удельный вес запасов тары в общих запасах товарно-материальных ценностей незначителен, нормирование оборотных средств, выделенных для формирования запасов тары проводится исходя из фактических остатков тары. Для этого рассчитывается среднефактический остаток тары исходя из остатков на начало каждого каждого месяца IV квартала прошлого года.

3. Порядок определения норм запасов незавершенного производства

Норма оборотных средств на незавершенное производство определяется делением потребности в оборотных средствах, необходимых для создания запасов полуфабрикатов в производстве, на сумму однодневных затрат на производство.

Потребность в оборотных средствах по запасам полуфабрикатов в целом по предприятию рассчитывается подытоживанием потребности в оборотных средствах на эти запасы, которая рассчитана по каждому цеху. Потребность в оборотных средствах по цеху устанавливается исходя из определения количества полуфабрикатов, которые находятся на всех стадиях производственного процесса в натуральном виде, и их средней цены.

Нормы оборотных средств на незавершенное производство для вспомогательных подсобных производств (цехов) рассчитываются в том же порядке, что и для основного производства, но с учетом особенностей организации производства в каждом из этих цехов.

Средняя норма оборотных средств на незавершенное производство в целом по предприятию определяется делением потребности в оборотных средствах, которая рассчитана по всем цехам, на сумму однодневных затрат на производство продукции.

4. Порядок определения норм запасов готовой продукции

Норма оборотных средств на готовую продукцию определяется временем с момента принятия готовых изделий на склад до сдачи расчетных документов в банк или до оплаты продукции с аккредитива, платежным поручением, векселем, чеком из лимитированной чековой книжки и устанавливается отдельно для готовой продукции на складе и для отгрузки готовой продукции, расчетные документы на которую не сданы в банк.

Норма оборотных средств в днях по готовой продукции, которая находится на складе, определяется минимальным временем, которое необходимо для:

комплектования и накопления продукции до размеров партии, соответствующих заказам или договору, а также до объемов транзитных норм;

подготовки готовой продукции для отгрузки (подбор, сортировка, упаковка и другие операции);

хранения на складе продукции, которая вывозится самими покупателями по договоренности;

транспортировки готовой продукции со склада предприятия до станции железной дороги или пристани, погрузка продукции и передача ее транспортным организациям.

Расчет времени на проведение указанных операций проводится дифференцировано по отдельным видам или группам продукции в зависимости от условий ее приемки, хранения и отгрузки.

Время, которое необходимо для подбора и отгрузки отдельных видов продукции, определяется в соответствии с порядком сдачи продукции на склад и ее отгрузки.

Средняя норма оборотных средств на готовую продукцию на складе в целом по предприятию определяется делением потребности в оборотных средствах на все виды готовой продукции на складе на однодневный выпуск продукции по заводской себестоимости.

Потребность в оборотных средствах на готовую продукцию в целом по предприятию определяется как сумма потребностей в оборотных средствах, которые рассчитаны по каждому изделию.

Норма оборотных средств на время оформления и сдачи в банк расчетных документов устанавливается исходя из анализа фактических данных и принимается к расчету нормы только в пределах срока, установленного обслуживающим банком для принятия платежных поручений, до обеспечения кредита под расчетные документы в дороге.

Эта норма не устанавливается для той части продукции, которая отпускается на условиях предварительной оплаты.

5. Порядок уточнения норм оборотных средств и контроль за их определением

Нормы оборотных средств, как по отдельным видам, группам материальных ценностей, так и по элементам оборотных средств уточняются одновременно с разработкой прогнозов развития предприятия на каждый год.

Нормы оборотных средств подлежат уточнению в случаях существенных изменений показателей, которые положены в основу определения этих норм, в частности:

на основные и вспомогательные материалы, топливо и другие материальные ценности - в случаях изменения: норм запасов, предусмотренных материально-техническим обеспечением, поставщиков, средств перевозок материалов, условий поставки, структуры и цен, потребляемых материалов;

на незавершенное производство - в случаях изменения технологии и организации производства, ассортимента производимой продукции, длительности производственных циклов отдельных видов продукции, введения в действие новых производств и цехов и т.п.;

на готовую продукцию - в случаях изменения условий заказов торговых организаций, сбыта продукции, ее комплектования, упаковки и отгрузки, изменения ассортимента производимой продукции, норм расчетов и др.

Нормы оборотных средств, рассчитанные исходя из анализа фактических остатков материальных ценностей, уточняются в случаях существенных изменений состояний их остатков.

Расчет норм оборотных средств по отдельным видам и группам материальных ценностей, которые подлежат уточнению, проводится в соответствии с указанным Типовым порядком, а также с методическими рекомендациями, утвержденными соответствующими министерствами и ведомствами и государственными администрациями соответствующего уровня.

В случае изменения нормы оборотных средств в днях на отдельный вид или группу материальных ценностей вносятся изменения в днях в утвержденные нормы оборотных средств в целом по элементу. Эта поправка определяется исходя из норм оборотных средств и удельного веса данных материальных ценностей в общей сумме затрат по одноименному элементу оборотных средств. Поправка равна разнице между уточненной и ранее действовавшей нормами оборотных средств по данному виду материальных ценностей, умноженную на удельный вес данный ценностей в общей сумме затрат и деленную на 100.

В случаях изменений структуры затрат материалов или ассортимента производимой продукции, уточнения нормы оборотных средств в целом по элементу проводится исходя из действующих норм на отдельные виды (группы) материалов или продукции и новых значений удельного веса этих материалов (продукции) в общей сумме затрат (выпуска продукции) по прогнозу.

Контроль за определением норм запасов товарно-материальных ценностей на предприятиях и организациях, которые основаны на общегосударственной собственности, осуществляется министерствами и ведомствами Украины, а на предприятиях и организациях республиканской (Республика Крым) и коммунальной собственности - государственными администрациями соответствующего уровня.

Заместитель Министра экономики Украины С.Терехин

Заместитель Министра финансов Украины М.Гончарук