ГЛАВНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ УКРАИНЫ

Приложение
к письму Главной государственной налоговой
инспекции Украины
от 10 ноября 1995 г. N 10-321/10-5364

Методическое пособие по вопросам исчисления налога
на добавленную стоимость и акцизного сбора в 1995 году

1. Подлежат ли обложению налогом на добавленную стоимость услуги, оказываемые доверительными обществами?

Операции, осуществляемые доверительными обществами по обращению ценных бумаг (акций, облигаций, сертификатов, векселей и т.п.), включая услуги по их реализации, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость. Что касается других услуг (аренда, лизинг, реклама и информация, обработка данных, прочие у услуги, не связанные с ценными бумагами), то налогообложение их осуществляется на общих основаниях, в соответствии с Декретом Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. N 14-92 "О налоге на добавленную стоимость".2. Уплачивается ли акцизный сбор со стоимости безвозвратной тары, если при растаможивании товара оформляется грузовая таможенная декларация на двух страницах под одним номером и по графам 42 отдельно проставляется стоимость ликеро-водочных изделий и отдельно стоимость тары (бутылки, банки, ящика)?

Исчисление акцизного сбора с импортных ликеро-водочных изделий производится исходя из общей таможенной стоимости с учетом таможенной стоимости безвозвратной тары (бутылки, ящики, банки). В соответствии с Основными правилами классификации по гармонизированной системе описи и кодирования товаров Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности упаковочные материалы и контейнеры, поставляемые вместе с товарами, должны классифицироваться с товарами, если они такого вида, который обычно используется для упаковки таких товаров.

3. Подлежат ли обложению налогом на добавленную стоимость услуги по перевозке пассажиров в автобусах, выполняющих перевозку пассажиров на маршрутах в особом режиме?

Согласно Декрету Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. N 14-92 "О налоге на добавленную стоимость" и дополнениями к нему от 30.04.93 г. N 43-93 "О внесении изменений и дополнений в некоторые Декреты Кабинета Министров Украины о налогах" от налога на добавленную стоимость освобождаются услуги городского пассажирского транспорта. Указанная льгота не распространяется на услуги, предоставляемые пассажирам по их перевозке на такси, маршрутных такси, независимо от типа, марки, количества посадочных мест автомобиля, на котором осуществляется такая перевозка.

4. За какое количество дней необходимо уплатить налоговый кредит за право пользования отсрочкой при уплате налога на добавленную стоимость за импортные светлые нефтепродукты, если в векселе предусмотрен срок на 20 дней, а фактически произведены расчеты с бюджетом раньше?

В случае, если уплата налога на добавленную стоимость производится раньше, чем предусмотрено в векселе на отсрочку уплаты за светлые нефтепродукты, то плата за налоговый кредит производится исходя из фактического количества дней такой отсрочки. (Например, в векселе, взятом на учет государственной налоговой инспекцией, срок отсрочки предусмотрен на 20 дней, а фактически расчеты осуществляются через 12, то сумма налогового кредита определяется исходя из 12 дней).

5. Распространяются ли льготы по налогу на добавленную стоимость, предусмотренные пунктом "с" ст.5 Декрета Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. N 14-92 "О налоге на добавленную стоимость", на субъекты предпринимательской деятельности без создания юридического лица?

Физическое лицо, занимающиеся предпринимательской деятельностью без создания юридического лица, является субъектом предпринимательской деятельности, то есть равноправным плательщиком налога на добавленную стоимость, на которого распространяется налоговая льгота. Поэтому ритуальные услуги, предоставляемые субъектами предпринимательской деятельности без создания юридического лица, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.

6. Подлежат ли обложению налогом на добавленную стоимость и акцизным сбором конфискованное, безхозное, наследуемое имущество, клады и другие ценности, по которым соответствующим решениям конфискуются и передаются для хранения их под таможенным контролем?

В соответствии с подпунктом "б" пункта 6 Инструкции Главной государственной налоговой инспекции Украины от 31.05.94 г. N 44 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и акцизного сбора за товары, ввезенные из-за пределов таможенных границ Украины, и товары (работы, услуги), экспортируемые за пределы таможенных границ Украины" налог на добавленную стоимость и акцизный сбор не уплачиваются с конфискованого, безхозного, унаследованного имущества, кладов и других ценностей, по соответствующим решениям конфискованные и передаваемые для хранения их под таможенным контролем. Объект налогообложения возникает на момент реализации (передачи) такого конфискованого имущества на баланс предприятия, учреждения как основных, так и оборотных фондов по их таможенной стоимости, при ее отсутствии по оценочной стоимости такого имущества, независимо от того факта, кому и на какие цели данное имущество реализуется (передается).

7. Относятся ли на расчеты с бюджетом суммы налога на добавленную стоимость, выделенные в расчетных документах отдельной строкой по материальным ценностям, которые бесплатно или в виде безвозвратной финансовой помощи получены предприятием-потребителем?

В соответствии с Инструкцией Главной государственной налоговой инспекции Украины от 10.02.93 г. N 3 на расчеты с бюджетом относятся только суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные или подлежащие уплате поставщикам за выполненные работы, предоставленные услуги, приобретенные финансовые ресурсы, топливо, приобретенные и введенные в эксплуатацию основные производственные фонды. Учитывая то, сто материальные ценности предприятием-потребителем получены на собственные нужды бесплатно или в виде безвозвратной финансовой помощи, то есть без факта проведения расчетов средствами или товарами (работами, услугами) за эти ценности, то в таких случаях отнесение на расчеты с бюджетом (Д-т ст.68) сумм налога на добавленную стоимость, выделенных отдельной строкой предприятием-поставщиком, не предусмотрено.

8. Подлежит ли обложению налогом на добавленную стоимость средства, полученные предприятием-кредитором за несвоевременную уплату задолженности предприятия-должника согласно п.2 Указа Президента Украины от 16.03.95 г. N 227/95 "О мерах по нормализации платежной дисциплины в народном хозяйстве Украины?

В соответствии с Декретом Кабинета Министров Украины "О налоге на добавленную стоимость" эти средства не включаются в налогооблагаемый оборот для исчисления налога на добавленную стоимость.

9. Подлежит ли обложению налогом на добавленную стоимость частная нотариальная и адвокатская деятельность?

Ст.34 Закона Украины от 02.09.93 г. "О нотариате" и ст.5 Закона Украины от 19.11.92 г. N 2887-XII "Об адвокатуре" предусмотрены виды нотариальных и адвокатских действий, что по своему характеру являются услугами правового характера. Оплата этих услуг и дополнительных услуг правового характера производится по договоренности сторон и подлежит обложению налогом на добавленную стоимость согласно действующему законодательству.

предусмотрены виды нотариальных и адвокатских действий, что по своему характеру являются услугами правового характера. Оплата этих услуг и дополнительных услуг правового характера производится по договоренности сторон и подлежит обложению налогом на добавленную стоимость согласно действующему законодательству.

10. Распространяется ли льгота по налогу на добавленную стоимость, предусмотренная постановлением Верховного Совета Украины от 21.10.94 г. N 223/94-ВР, на продукцию, реализуемую по государственному контракту согласно Указу Президента от 16.01.95 г. N 51/95, производителем которой является консорциум "Укрфитотерапия", Госсадвинпром и Укоопсоюз?

Приложением к постановлению Кабинета Министров Украины от 04.07.95 г. N 490 "О Государственной программе экономического и социального развития Украины на 1995 год" установлены объемы государственного контракта на поставку сельскохозяйственной продукции, исполнителем которого наряду с Минсельхозпромом, Госпищепромом, Украинской академией аграрных наук определен консорциум "Укрфитотерапия" и Госсадвинпром. Поэтому при выполнении требований по реализации продукции по государственному контракту, изложенных в совместном письме Минсельхозпрода от 12.05.95 г. N 37-21-1-12/3073 и Главной государственной налоговой инспекции Украины от 10.05.95 г. N 10-321/10-2059, сельскохозяйственные товаропроизводители при поставке продукции собственного производства консорциума Укрфитотерапия элитных семян лекарственных растений и Госсадвинпрома элитных саженцев плодовых и ягодных культур за счет государственных средств, не уплачивают налог на добавленную стоимость.

11. Кто является плательщиком акцизного сбора по товарам (продукции), изготовленным из давальческого сырья?

В соответствии с Декретом Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. N 18-92 г. "Об акцизном сборе" плательщиками акцизного сбора являются субъекты предпринимательской деятельности - производители подакцизных товаров (продукции), а также субъекты предпринимательской деятельности, импортирующие подакцизные товары. В соответствии с "Положением об организации бухгалтерского учета и отчетности в Украине", утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 3 апреля 1993 года N 250, сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара, используемая для упаковки и транспортировки продукции, другие материальные ресурсы отражаются в учете и отчетности по их фактической себестоимости, а готовая продукция - по фактической производственной себестоимости. Давальническое же сырье отражается вне баланса по ценам, указанным в договоре. Готовая продукция, изготовленная из давальческого сырья, также отражается на забалансовом счете предприятия-переработчика, не является его стоимостью и не может расцениваться как продукция собственного производства. Такие товары являются собственностью субъекта, владеющего давальческим сырьем, а по бухгалтерскому учету и отчетности такие товары отражаются у него как готовая продукция собственного производства. Исходя из изложенного, плательщиком акцизного сбора по продукции, изготовленной из давальческого сырья, является не переработчик, а собственник. Поэтому если удельный вес стоимости сахара в общей стоимости (предусмотренной в контракте) ликероводочных изделий составляет менее 20 процентов, та такая операция не будет являться операцией с давальческим сырьем. Указанная операция будет относится к товарообменным (бартерным) операциям, при которых экспорт (сахар) освобождается от налога на добавленную стоимость (как льготируемая продукция), а импортные ликеро-водочные изделия подлежат обложению акцизным сбором и налогом на добавленную стоимость в установленном порядке.

12. Каков порядок определения готовой продукции, изготовленной из давальческого сырья? Считаются ли ликероводочные изделия изделиями, изготовленными из давальческого сырья, если на их производство экспортирован сахар?

Согласно Закону Украины от 15.09.95 г. N 327/95 "Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях - это операции, связанные с переработкой (обработкой, обогащением или использованием) давальческого сырья независимо от числа заказчиков и исполнителей, а также этапов операций с переработкой ввезенной или закупленной иностранным заказчиком на территорию Украины за иностранную валюту или вывезенной за ее пределы в целях получения готовой продукции. К таким операциям относятся операции, в которых сырье заказчика на конкретном этапе его переработки составляет не менее 20 процентов общей стоимости готовой продукции. Готовая продукция - это продукция, произведенная с использованием давальческого сырья и определенная как конечная в контракте между заказчиком и исполнителем. При этом ведение бухгалтерского учета и отчетности по выпуску продукции из давальческого сырья как у заказчика, так и исполнителя должно соответствовать требованиям действующего законодательства. Поэтому если удельный вес стоимости сахара в общей стоимости (предусмотренной в контракте) ликеро-водочных изделий составляет менее 20 процентов, то такая операция не будет являться операцией с давальческим сырьем. Указанная операция будет относиться к товарообменным (бартерным) операциям, при которых экспорт (сахар) освобождается от налога на добавленную стоимость (как льготируемая продукция), а импортные ликеро-водочные изделия подлежат обложению акцизным сбором и налогом на добавленную стоимость в установленном порядке.

13. Уплачивается ли акцизный сбор с оборотов при последующей реализации автомобилей, по которым в соответствии с постановлением Верховного Совета Украины от 13.07.95 г. N 303 "О стабилизации работы предприятий - производителей легковых автомобилей" предоставлялись льготы по косвенным налогам, если последующая реализация была осуществлена в период, когда льготы утратили силу?

Согласно Декрету Кабинета Министров Украины от 26.12.92 "Об акцизном сборе" плательщиками акцизного сбора являются субъекты предпринимательской деятельности - производители подакцизных товаров и импортеры этих подакцизных товаров. Обороты по реализации автомобилей согласно указанному постановлению в период с 01.07.95 г. по 01.11.95 г. освобождались от обложения налогом на добавленную стоимость и акцизным сбором. Поэтому акцизный сбор предприятием-производителем при реализации этих автомобилей не уплачивался. При последующей реализации этих автомобилей посредником акцизный сбор не уплачивается. Относительно налога на добавленную стоимость, то объектом для его обложения является валовый доход этого предприятия-посредника.

14. В связи с изменениями с 1 января 1995 года источника отнесения стоимости выполнения капитального ремонта, за счет какого источника уплачивается налог на добавленную стоимость: а) начисленный на фактическую стоимость работ по капитальному ремонту, выполненому подрядным способом; б) уплаченный за материалы, использованные при выполнении капитального ремонта хозяйственным способом; в) начисленный на фактическую стоимость работ по капитальному ремонту, выполненную подрядным способом с использованием материалов заказчика?

Поскольку в соответствии с п.38 Инструкции ГГНИ Украины от 10.02.93 г. N 3 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" на расчеты с бюджетом относятся лишь суммы, уплаченные или подлежащие уплате поставщикам за выполненные работы, услуги, приобретенные материальные ресурсы, топливо, стоимость которых согласно действующему законодательству относится на издержки производства и обращения, то: а) налог на добавленную стоимость, начисленный на фактическую стоимость капитального ремонта основных фондов как производственного, так и непроизводственного назначения, выполненному подрядным способом с использованием материалов исполнителя работ, относится за счет соответствующих источников финансирования такого ремонта (за счет фонда амортизации); б) налог на добавленную стоимость, уплаченный за материалы, использованные при выполнении капитального ремонта производственных и непроизводственных фондов хозяйственным способом, относится за счет источников финансирования такого ремонта; в) налог на добавленную стоимость, начисленный на фактическую стоимость капитального ремонта производственных и непроизводственных основных фондов, выполненного подрядным способом с использованием материалов заказчика, относится за счет соответствующих источников финансирования такого ремонта с отнесением за счет тех источников налога на добавленную стоимость за использованные для такого ремонта материалы, принадлежащие заказчику работ.

15. Можно ли считать украинские карбованцы, поступившие от нерезидентов через "ЛОРО" счета на выполнение экспортных контрактов, приравненными к иностранной валюте для распространения на них действия п.65 Инструкции N 44 от 31.0.94 г.?

Согласно п.65 Инструкции "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и акцизного сбора за товары, ввезенные из-за пределов таможенных границ Украины и товары, (работы, услуги), экспортируемые за пределы таможенных границ Украины", утвержденной приказом Главной государственной налоговой инспекции Украины N 44 от 31.05.94 г. и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 29.06.94 г. N 140/349, предусмотрен порядок проведения возмещения сумм налога на добавленную стоимость за проведенные экспортные операции в расчетах за иностранную валюту при условии ее поступления на расчетный счет предприятия. Указанный порядок действует независимо от того факта, через какие банковские учреждения и счета нерезидентов в украинских банках (в том числе счета "ЛОРО") поступила иностранная валюта на расчетный счет поставщика-экспортера. В случае поступления на расчетные счета экспортеров национальной валюты (независимо, через какие банковские учреждения и счета нерезидентов в банках) необходимо руководствоваться п.66 указанной Инструкции.

16. Согласно Указу Президента Украины от 12.08.95 г. N 750 "О льготах по налогообложению добровольных пожертвований юридических и физических лиц" освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по бесплатной передаче товаров (работ, услуг), включая импортные, как добровольные пожертвования неприбыльным организациям. А как быть с бесплатной передачей колхозом колхознику таких пожертвований?

Согласно Указу Президента Украины от 12.08.95 г. N 750 "О льготах по налогообложению добровольных пожертвований юридических и физических лиц" освобождаются от налога на добавленную стоимость, акцизным сбором и ввозной таможенной пошлиной во время перемещения через таможенную границу Украины товары, поступившие от нерезидентов неприбыльными организациями, а также не являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость обороты по бесплатной передаче товаров, работ, услуг, включая импортные, как добровольные пожертвования лишь неприбыльным организациям. Отсутствие записей о налоге на добавленную стоимость в отгрузочных документах является грубым нарушением налогового законодательства, поскольку в соответствии с п.88 Инструкции от 10.02.93 г. расчетные (платежные) документы, в которых сумма налога не выделена или не сделана пометка "Без НДС", учреждениями банков к исполнению приниматься не могут. Согласно п.54 этой Инструкции суммы НДС, уплаченные или подлежащие уплате поставщикам за приобретенные для нужд основной деятельности материалы, топливо, комплектующие или другие изделия, относятся на расчеты с бюджетом только тогда, когда сумма этого налога в расчетных документах указана отдельной строкой. В случаях, когда предприятием-производителем приобретены для производственных нужд товарно-материальные ценности без выделения в расчетных документах сумм налога на добавленную стоимость, такие ценности оприходуются по полной стоимости, без вычета покупателем сумм налога самостоятельно и без отнесения сумм налога на расчеты с бюджетом. При реализации готовой продукции стоимость товарно-материальных ценностей, приобретенных без выделения в расчетных документах сумм налога на добавленную стоимость, включается в калькуляцию себестоимости продукции по цене оприходования с учетом индексации, если такова была.

При дальнейшей продаже предприятием-производителем использованных на производственные нужды товарно-материальных ценностей, приобретенных без выделения сумм налога отдельной строкой, налог на добавленную стоимость взимается в размере 25 % от полной цены их реализации, но не ниже их покупной стоимости. При дальнейшей продаже таких товарно-материальных ценностей по цене ниже покупной или при бесплатной их передаче налогооблагаемый оборот, не включающий налог на добавленную стоимость, определяется исходя из их покупной цены в соответствии с пп.20, 21 Инструкции N 3. Что касается предприятия - продавца указанных товаров, то невыделенные им сумм НДС в расчетных документах отдельной строкой не может безусловно свидетельствовать о том, что в цене таких товаров НДС не учтен, и проверить, включен НДС в цену товара или не включен, можно лишь при документальной проверке такого предприятия. Для торговых и других предприятий, предоставляющих торгово-посреднические услуги, не облагаемый налогом оборот определяется как сумма валового дохода, полученного в виде разницы между ценами реализации и закупочными ценами (п.27 Инструкции N 3), поэтому выделение в расчетных документах сумм НДС на первый взгляд тут и не так важно, однако необходимо отметить, что при оформлении расчетных документов необходимо указывать отдельной строкой НДС не только по торговой наценке, а и по закупочной цене товара (если в ней налог выделен отдельной суммой), только в том случае предприятие-покупатель имеет возможность отнести на расчеты с бюджетом (если имеет на это право) суммы НДС за приобретенные товарно-материальные ценности с полной их стоимости).