Увага! Це є застаріла редакція документа. На останню редакцію

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июля 1996 г. N 854
Киев

Об утверждении правил розничной торговли
алкогольными напитками

Всоответствии со статьей 22 Закона Украины "О защите прав потребителей" Кабинет Министров Украины ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Правила розничной торговли алкогольными напитками (прилагаются).

2. Совету Министров Автономной Республики Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям, Министерству внутренних дел, Государственному комитету по делам защиты прав потребителей, Министерству внешних экономических связей и торговли, Государственному комитету по стандартизации, метрологии и сертификации, Главной государственной налоговой инспекции, Министерству здравоохранения обеспечить в пределах своих полномочий постоянный контроль за выполнением требований Правил розничной торговли алкогольными напитками.

3. Субъектам предпринимательства в сфере розничной торговли алкогольными напитками привести свою деятельность в соответствие с указанными Правилами.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 1996 года.

Премьер-министр Украины П.ЛАЗАРЕНКО

Утверждено
постановлением Кабинета Министров Украины
от 30 июля 1996 г. N 854

Правила
розничной торговли алкогольными напитками

1. Настоящие Правила определяют основные требования к розничной торговле водкой и ликера-водочными изделиями, вином виноградным и плодово-ягодным, коньяком, шампанским, вином игристым (далее - алкогольные напитки) и направлены на обеспечение прав потребителей относительно надлежащего качества товара и уровня торгового обслуживания.

Алкогольные напитки - продукты, полученные путем спиртового брожения сахаросодержащих материалов или изготовленные на основе пищевых спиртов с содержанием более 8,5 процента этилового спирта.

2. Розничная торговля - деятельность по продаже алкогольных напитков непосредственно гражданам и другим конечным потребителям для их личного некоммерческого использования независимо от формы расчетов, в том числе на разлив в ресторанах, кафе, барах, других предприятиях общественного питания.

Розничная торговля алкогольными напитками с содержанием этилового спирта более 8,5 процента осуществляется через специализированные предприятия, в том числе фирменные, специализированные отделы (секции) предприятий с универсальным ассортиментом продовольственных товаров, предприятия или специализированные отделы (секции) магазинов потребительской кооперации, автомагазины системы потребительской кооперации, осуществляющие выездную торговлю в сельской местности, а также предприятия общественного питания.

3. Настоящие Правила распространяются на всех субъектов хозяйствования на территории Украины независимо от форм собственности, которые зарегистрированы в установленном порядке и имеют специальное разрешение на право розничной торговли алкогольными напитками, полученное согласно требованиям законодательства.*

________________________

* Сертификаты на право осуществления субъектами предпринимательской деятельности розничной торговли алкогольными напитками, которые были выданы до введения в действие Закона Украины "О государственном регулировании производства и торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями", действительны в течение срока, на который они выданы, и в пределах объемов, определенных сертификатом, но не позднее 31 декабря 1996 года.

4. Субъект хозяйствования обязан обеспечить состояние помещений для розничной торговли алкогольными напитками согласно санитарно-техническим, санитарно-гигиеническим, технологическим, противопожарным и другим нормам. Субъект хозяйствования (кроме предприятий общественного питания) должен иметь закрытое помещение торговой площадью не менее 20 кв. метров, оборудованное соответствующим торгово-технологическим оборудованием (витрины, прилавки, пристенные горки и др.), охранной и пожарной сигнализацией, с достаточным освещением, отоплением и вентиляцией, а в случаях, предусмотренных законодательством, обеспечить условия для использования электронных контрольно-кассовых аппаратов, хранения материальных ценностей.

5. Алкогольные напитки, поступающие в торговую сеть, должны сопровождаться предусмотренными законодательством документами: товарно-транспортными накладными (счетами-фактурами, приходно-расходными накладными) , сертификатами соответствия, выданными УкрСЕПРО или скрепленными подписью и печатью субъекта, отпустившего товар, копией сертификата соответствия, документами, подтверждающими надлежащее качество напитков, или их копиями, скрепленными подписью и печатью поставщика.**

Продажа алкогольных напитков, которые поступили в Украину по импорту, разрешается только при наличии у субъекта хозяйствования сертификата соответствия или свидетельства о признании иностранного сертификата УкрСЕПРО, полученного согласно законодательству.

_____________________

** В соответствии с приказом Госстандарта от 6 февраля 1995 года N 44 алкогольные напитки подлежат обязательной сертификации с 1 июля 1995 года.

6. Субъект хозяйствования обязан обеспечить согласно статьям 18 и 19 Закона Украины "О защите прав потребителей" предоставление потребителям необходимой, доступной и достоверной информации о товарах, а также по требованию потребителей - дополнительной информации о наличии сертификата соответствия, документов, подтверждающих качество и цену товара.

7. График работы специализированных магазинов, специализированных отделов, секций устанавливается субъектом хозяйствования по согласованию с местными органами исполнительной власти.

8. Субъекту хозяйствования, который осуществляет розничную торговлю, запрещается принимать для продажи и хранения алкогольные напитки от физических лиц, кроме тех, которые зарегистрированы как предприниматели и имеют лицензию на осуществление оптовой торговли алкогольными напитками.

9. Розничная торговля спиртом этиловым, спиртом этиловым питьевым, коньячным и плодовым запрещается.

Розничная торговля алкогольными напитками запрещается:

в мелкорозничной сети, с рук, лотков, на рынках (кроме размещенных на них специализированных магазинов и предприятий общественного питания), в необорудованных и неприспособленных для хранения и продажи помещениях, не соответствующих требованиям пункта 4 настоящих Правил, а также не имеющих соответствующих складских помещений;

на территории дошкольных, учебных и лечебных заведений и прилегающих территориях, в местах проведения спортивных соревнований, общежитиях и прилегающих территориях, в других местах, определенных местными Советами.

10. Продажа алкогольных напитков гражданам, которые не достигли 18-летнего возраста, запрещается. В случае возникновения сомнений относительно возраста покупателя продажа алкогольных напитков осуществляется при условии предъявления документа, удостоверяющего его возраст.

11. Не разрешается осуществлять продажу алкогольных напитков работникам субъекта хозяйствования, которым не исполнилось 18 лет.

12. Хранение и реализация алкогольных напитков разрешается только при наличии марки акцизного сбора установленного образца на бутылке или на другой таре согласно законодательству.

Порядок введения марок акцизного сбора регулируется законодательством.

13. Упаковка, маркировка, прием, хранение, продажа алкогольных напитков осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством и нормативными документами.

14. Бутылки (круглая тара) с алкогольными напитками должны иметь этикетки или четкую маркировку, где указываются наименование предприятия-изготовителя, его адрес, товарный знак, название напитка, его крепость, емкость в литрах, содержание сахара в процентах (за исключением сухих вин, шампанского, игристого вина и коньяка), год урожая (для выдержанных вин), дата разлива, срок годности, номер стандарта или технических условий.

Бутылки с шампанским и игристым вином должны быть обернуты фольгой и кольереткой.

На горлышке бутылки с марочным вином или коньяком на этикетке указывается срок выдержки напитка, а с коллекционным вином - дополнительно надпись "Коллекционное".

Этикетки на алкогольные напитки, реализуемые в предприятиях общественного питания, должны быть маркированы штампом (печатью) этого предприятия.

15. Не разрешается продажа алкогольных напитков в бутылках (другой таре) без этикеток или четкой маркировки, с имеющимися признаками боя (трещины, скола горлышка, повреждения закупорки и др.), в негерметично закупоренных бутылках, с наличием посторонних и зависших частичек или мутности, осадка (кроме коллекционных и марочных вин), с просроченным сроком годности.

16. Помещения для хранения алкогольных напитков должны хорошо вентилироваться, не иметь постороннего запаха, быть непроницаемыми для прямых лучей света, оборудованы охранной сигнализацией. Алкогольные напитки размещаются в помещениях для хранения по группам, видам, маркам.

17. Закупоренные бутылки с алкогольными напитками хранят в горизонтальном положении в целях избежания высыхания пробок, а бутылки с другой укупоркой - в вертикальном положении.

18. Алкогольные напитки хранят при температуре: водка и водка особая - от -5 С до +25 С; ликеро-водочные изделия - от 0 С до +20 С и относительной влажности воздуха не более 85 процентов; вино- от +8 С до +16 С (полусладкое, полусухое - от -2 С до +3 С); коньяк - не менее +5 С.

19. В торговом зале на соответствующем торговом оборудовании должны быть выставлены алкогольные напитки в полном ассортименте, имеющемся у субъекта хозяйствования.

Алкогольные напитки размещают по группам, видами маркам на пристенных горках, столах, прилавках.

20. Перед продажей алкогольных напитков продавцом обязательно проверяется их качество по внешнему виду (прозрачность, цвет, другие признаки, которые поддаются проверке без откупоривания единицы упаковки).

21. Субъект хозяйствования должен обеспечить информирование потребителя о розничной цене на алкогольные напитки при помощи ярлыков цен (ценников) на образцах напитков, находящихся в продаже. На ценниках четко указывается название напитка, емкость, цена за единицу товара. На обратной стороне ценника должна быть подпись лица, ответственного за определение цены, и дата.

22. Продажа алкогольных напитков на разлив для употребления на месте осуществляется в предприятиях общественном питания и специализированных отделах предприятий (которые имеют статус предприятий общественного питания) с универсальным ассортиментом продовольственных и/или непродовольственных товаров. В указанных предприятиях продажа алкогольных напитков на вынос запрещается.

Запрещается торговля алкогольными напитками на разлив в предприятиях общественного питания при отсутствии надлежащих санитарно-гигиенических условий и оборудования (обеспеченность проточной питьевой водой, посудой, мерными емкостями, одноразовой посудой и др., наличие условий для мытья посуды) и других требований, предусмотренных законодательством.

Запрещается во время продажи алкогольных напитков на разлив для употребления на месте мыть посуду в тазах, ведрах и др.

Перед использованием посуду необходимо промывать чистой проточной водой или при помощи специальных приспособлений.

Посуду для отпуска алкогольных напитков, мерные емкости, другой инвентарь, торгово-технологическое оборудование должны содержаться в чистоте в соответствии с санитарными правилами, утвержденными в установленном порядке. Запрещается повторное использование одноразовой посуды.

23. Запрещается во время продажи алкогольных напитков на разлив в предприятиях общественного питания смешивать напитки разных видов и марок, кроме изготовления коктейлей. Технологические, калькуляционные карточки на коктейли согласовываются с санитарно-эпидемиологической службой, утверждаются руководителем предприятия, бухгалтером и скрепляются печатью.

24. Наполнение мерных емкостей (колб, цилиндров и др.) проводят до мерной отметки (черты) соответствующего объема, при этом мерные емкости должны находиться на горизонтальной поверхности. Мерой емкости должна быть посуда, которая имеет шкалу или отметки с нанесенными цифровыми значениями емкости и клеймо государственной поверки.

25. Предприятия общественного питания должны иметь прейскуранты цен на алкогольные напитки, где указываются название напитка, цена за 50 и 100 миллилитров напитка.

Прейскуранты на алкогольные напитки подписываются руководителем и бухгалтером субъекта хозяйствования, скрепляются печатью и должны быть доступны для ознакомления потребителя.

26. Во время продажи алкогольных напитков расчеты с потребителями, в том числе и в предприятиях общественного питания, если иное не предусмотрено законодательством, проводятся через надлежащим образом зарегистрированные электронные контрольно-кассовые аппараты с обязательной выдачей потребителю кассового чека. В расчетах используются только электронные контрольно-кассовые аппараты, внесенные в государственный реестр.

27. В случае выявления недостатков, фальсификации алкогольных напитков, продажи их ненадлежащего качества потребитель имеют право требовать от субъекта хозяйствования:

замены на аналогичный товар надлежащего качества;

замены на товар другого вида, марки с соответствующим пересчетом покупной цены;

возврата средств;

возмещения причиненных ему убытков и ущерба в порядке, предусмотренном законодательством.

28. Алкогольные напитки надлежащего качества обмену и возврату не подлежат.

29. Субъекты хозяйствования (юридические и физические лица), которые имеют право на розничную торговлю алкогольными напитками, и их работники обязаны соблюдать Законы Украины "О защите прав потребителей", "О государственном регулировании производства и торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями", "Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения", настоящих Правил, Порядка занятия торговой деятельностью и правил торгового обслуживания населения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 8 февраля 1995 г. N 108, и других нормативных документов, прямо и/или косвенно регламентирующих торговую деятельность.

За их нарушение работники несут ответственность согласно законодательству.

30. Настоящие Правила, а также выписки из статей 18 и 19 Закона Украины "О защите прав потребителей" должны находиться в торговом зале магазина, отдела, секции, предприятий общественного питания в доступном для ознакомления потребителей месте.

31. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляется должностными лицами органов исполнительной власти в пределах их компетенции и в установленном порядке.