Регистрация предприятия: от А до Я
На сегодняшний день индивидуальное и частное предпринимательство занимают значительное место среди организационно-правовых форм предпринимательской деятельности. Если говорить о единоличных предпринимателях, то для надлежащего юридического оформления начала своего дела им нужны:
1) удостоверение-право на предпринимательскую деятельность,
2) медкнижка о том, что он здоров;
3) договор об уборке мусора;
4) книжка для оплаты электроэнергии и т.д.
Особое место в реализации желания будущего частного предпринимателя занимает ордер на установку кафе-павильона.
Данный документ поочередно подписывается:
- архитектором;
- начальником пожарной охраны,
- начальником ГАИ,
- санитарным врачом района;
- заместителем председателя райисполкома, отвечающего за торговлю.
В настоящее время физические лица могут осуществлять предпринимательскую деятельность в двух формах:
1) без создания юридического лица - т.е. в качестве частных предпринимателей;
2) путем создания юридического лица, т.е. частного предприятия.
Теперь перейдем непосредственно к рассмотрению порядка государственной регистрации субъектов предпринимательства.
Порядок создания и государственной регистрации организационно-правовых форм предпринимательства определяется специальными законами, учитывающими специфику данной сферы (например, Законом "О предпринимательстве").
Подзаконным актом в области предпринимательской деятельности является "Положение о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности", утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины от 29 апреля 1994 года N 276 в редакции постановления Кабинета Министров от 25 января 1996 года N 125.
В Законе Украины от 7 февраля 1991 года "О предпринимательстве" этому посвящена ст.8, в которой необходимым условием осуществления предпринимательской деятельности названа ее государственная регистрация. Поэтому столь важна регламентация процедуры регистрации субъектов предпринимательской деятельности. В особенности это касается предпринимательства с созданием юридического лица, то есть наиболее распространенной формы этого вида деятельности. Важное значение для функционирования рыночных отношений имеет установленное в пункте 4 статьи 5 Закона "О предприятиях в Украине" правило, согласно которому предприятие считается созданным и приобретает статус юридического лица со дня его государственной регистрации.
Следует отметить, что 16 декабря 1993 года был принят Закон Украины, которым были внесены изменения в ст.8 Закона "О предпринимательстве", касающиеся порядка регистрации субъектов предпринимательства. Однако он вступил в силу лишь 29 апреля 1994 года, когда Кабинет Министров Украины своим постановлением N 276 утвердил Положение о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Потребность в таком документе возникла давно как у регистрирующих органов, так и субъектов предпринимательской деятельности, поскольку оба эти участника регистрационного процесса при решении отдельных вопросов испытывали существенные трудности. 25 января 1996 года в данное Положение, как уже было отмечено ранее, были внесены изменения и дополнения, т.е. была утверждена его новая редакция.
Положение определяет порядок государственной регистрации и перерегистрации субъектов предпринимательской деятельности независимо от их организационных форм и форм собственности. В соответствии с п.2 Положения регистрация субъектов предпринимательства производится в исполнительных комитетах городского, районного в городе Совета или в районной городов Киева и Севастополя государственной администрации по их местонахождению (месту жительства). Следовательно, данным Положением устранена предусмотренная ранее альтернатива при выборе субъектами предпринимательства места регистрации (по месту деятельности или жительства) и отдан приоритет местонахождению (месту жительства). Причем во избежание различных толкований даны определения этих понятий. Местонахождением субъекта предпринимательства - юридического лица считается местонахождение (размещение) его постоянно действующего руководящего органа (дирекции, правления и др.). Местом жительства предпринимателя-гражданина является зарегистрированное в установленном порядке постоянное место его проживания.
Необходимо отметить, что несколько упрощен сам порядок регистрации. Уже не требуется протокола учредительного собрания и письменного подтверждения юридического адреса. Взамен этого необходима регистрационная карточка, которая является одновременно заявлением о государственной регистрации. За достоверность сведений, содержащихся в такой карточке, отвечает заявитель. Так, в частности, в ней он предоставляет информацию о местонахождении предприятия.
Кроме того, собственник (собственники) или уполномоченное им лицо (заявитель) предоставляет в орган государственной регистрации учредительные документы. Это решение собственника (собственников) имущества или уполномоченного им органа о создании субъекта предпринимательства (если собственников или уполномоченных ими органов два и более, таким решением является учредительный договор); устав (если это необходимо для создаваемой организационной формы субъекта предпринимательства).
В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в Положение, перечень документов, необходимых для государственной регистрации, дополнен еще двумя:
- документом, удостоверяющим уплату собственником (собственниками) взноса в уставный фонд субъекта предпринимательской деятельности в размере, предусмотренном законодательными актами Украины;
- решением Антимонопольного комитета на создание, реорганизацию (слияние, присоединение) субъекта предпринимательской деятельности, если законодательными актами Украины предусмотрена необходимость такого согласия.
В том случае, если собственником (одним из собственников) субъекта предпринимательства является юридическое лицо, дополнительно предоставляется нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации этого юридического лица. Иностранное юридическое лицо предоставляет документ, который свидетельствует о его регистрации в стране местонахождения (выписка из торгового, банковского или судебного реестра и др.).
Этот документ должен быть нотариально заверен по месту его выдачи, переведен на украинский язык и легализирован в консульском учреждении Украины, если международными договорами, в которых принимает участие Украина, не предусмотрено иное. Указанный документ может быть также заверен в посольстве соответствующего государства в Украине и легализирован в Министерстве внутренних дел Украины.
В том случае, если собственниками субъекта предпринимательской деятельности являются физические лица, их подписи на учредительных документах требуют нотариального заверения.
Следует отметить, что Положение содержит следующую норму: за соответствие учредительных документов действующему законодательству ответственность несет собственник (собственники) или уполномоченные им органы, которые подают документы для регистрации субъекта предпринимательской деятельности (ранее она возлагалась также на регистрационный орган). Однако эту норму не следует воспринимать как основание для менее качественной подготовки учредительных документов, поскольку нечеткие формулировки пунктов таких документов, пробелы в них отрицательно сказываются прежде всего на интересах самих учредителей и в перспективе могут вызвать судебные тяжбы. Также следует помнить, что если учредительные документы не соответствуют требованиям законодательства, то в регистрации может быть отказано. Если при разрешении спора, связанного с отказом в государственной регистрации, окажется, что представленные для регистрации учредительные документы противоречат действующему законодательству, иск о признании недействительным решения соответствующего органа об отказе в регистрации не будет подлежать удовлетворению.
Как и ранее, по-прежнему требуется для регистрации документ, подтверждающий уплату регистрационного сбора. Местный Совет народных депутатов имеет право устанавливать льготную плату за государственную регистрацию.
За государственную регистрацию субъектов предпринимательства по предоставлению торгово-посреднических услуг с них взимается регистрационный сбор в размере трех не облагаемых налогом минимумов доходов граждан с предпринимателей без создания юридического лица и девяти - с юридических лиц.
Необходимо отметить, что особое внимание учредителям следует уделять описанию предмета деятельности общества,т.е. любого юридического лица, субъекта предпринимательства. Это связано с тем, что: во-первых, на Украине размер платы за регистрацию любых субъектов предпринимательской деятельности поставлен в прямую зависимость от видов деятельности последних. Причем при государственной регистрации субъекта предпринимательства, имеющего намерение осуществлять несколько видов деятельности, плата за регистрацию взимается в соответствии с тем видом деятельности, за который предусмотрен ее наивысший размер; а во-вторых, в нынешних условиях быстро меняющейся конъюнктуры рынка предприятие должно иметь юридические возможности для скорейшей переориентации на другой вид деятельности.
Следует отметить, что самая простая процедура государственной регистрации установлена для гражданина, имеющего намерение осуществлять предпринимательскую деятельность без создания юридического лица. В данном случае достаточно подать в орган регистрации регистрационную карточку и документ, подтверждающий уплату регистрационного сбора, а также предъявить документ, удостоверяющий его личность.
Орган государственной регистрации не имеет права требовать от заявителя других документов, оформленных по требованиям, отличным от указанных в Положении.
Свидетельство о государственной регистрации является основанием для открытия расчетного, валютного и других счетов в учреждениях банков, изготовления печатей и штампов, получив на это разрешение в разрешительной системе МВД. Срок регистрации теперь составляет 5 рабочих дней (вместо ранее установленных 15 календарных).
Орган государственной регистрации в десятидневный срок со дня регистрации субъекта предпринимательской деятельности обязан уведомить об этом соответствующий налоговый орган и орган государственной статистики.
Следует отметить, что в соответствии с Законом Украины от 16 декабря 1997 года "О внесении в некоторые Законы Украины изменений об открытии банковских счетов", были внесены изменения и в законодательные акты, касающиеся предпринимательской деятельности. Так, части 6 и 7 ст.8 Закона Украины "О предпринимательстве" теперь изложены в следующей редакции: "Свидетельство о государственной регистрации субъекта предпринимательства и копия документа, подтверждающего взятие субъекта предпринимательства на налоговый учет, являются основанием для открытия счетов в любых банках Украины и других государств по выбору субъекта предпринимательства с согласия этих банков в порядке, установленном Национальным банком Украины. Уведомление об открытии или закрытии счетов в банках субъект предпринимательства обязан направить налоговому органу, в котором он числится как плательщик налогов. Такое уведомление в течение трех рабочих дней со дня открытия или закрытия счета (включая день открытия или закрытия) должно быть представлено лично или направлено в адрес налогового органа по почте с уведомлением о вручении. Форма и содержание уведомления об открытии или закрытии счетов в банках устанавливаются центральным налоговым органом Украины".
В данной части Закона также закреплено право субъектов предпринимательства иметь два расчетных (текущих) счета в национальной валюте (ранее допускалось иметь только один расчетный (текущий) счет). Согласно Закону до 1 января 1999 года юридическим и физическим лицамсубъектам предпринимательской деятельности разрешено открывать расчетные (текущие) счета не более чем в двух учреждениях банков. Юридические и физические лица ~ субъекты предпринимательской деятельности в течение трех рабочих дней со дня открытия или закрытия последнего счета в банке определяют один из счетов в национальной валюте в качестве основного, на котором будет учитываться задолженность, списываемая (взимаемая) в бесспорном порядке, и сообщают номер этого счета соответствующему налоговому органу и банкам, в которых открыты дополнительные счета. Банки, в которых юридические и физические лица - субъекты предпринимательской деятельности открывают последующие дополнительные счета, в течение трех рабочих дней уведомляют банк, в котором открыт основной счет, об открытии указанных счетов.
Номер основного банковского счета юридических и физических лиц субъектов предпринимательской деятельности указывается во всех случаях заключения ими гражданско-правовых соглашений в письменной форме.
В государственной регистрации субъекту предпринимательства может быть отказано только по мотивам нарушения порядка его создания, установленного законодательством Украины. Отказ по мотивам нецелесообразности его создания не допускается (часть 12 ст.8 Закона "О предпринимательстве"). Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в судебном порядке (часть 13 ст.8 Закона "О предпринимательстве").
Если в государственной регистрации субъекту предпринимательской деятельности отказано, либо она не осуществлена при наличии всех необходимых для того документов в установленный срок (не более пяти рабочих дней), учредитель субъекта предпринимательской деятельности, который 1 является юридическим лицом, имеет право согласно части 13 ст.8 Закона Украины "О предпринимательстве" обратиться в ' арбитражный суд с исковым заявлением о признании недействительным акта соответствующего органа об отказе в регистрации субъекта предпринимательской деятельности или об обязании его осуществить такую регистрацию.
В том случае, когда учредителями субъекта предпринимательской деятельности являются несколько юридических лиц, с исковым заявлением в арбитражный суд может обратиться одно из них. Если одним из таких учредителей является не юридическое лицо, а с исковым заявлением обращается учредитель - юридическое лицо, такое исковое заявление подлежит рассмотрению арбитражным судом. В случае принятия арбитражным судом решения об обязании соответствующего органа осуществить государственную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности в резолютивной части такого решения следует определить срок, в течение которого этот орган обязан выдать свидетельство о регистрации. За уклонение от выполнения решения арбитражного суда с проведении государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности к органу, который осуществляет государственную регистрацию, могут быть применены санкции, установленные Арбитражно-процессуальным кодексом Украины.
Отметим, что в отличие от ранее действующего законодательства Положение не требует государственной регистрации филиалов (отделений) и представительств, созданных субъектами предпринимательства. Сегодня субъекту предпринимательской деятельности достаточно сообщить в орган своей регистрации о создании указанных подразделений, то есть внести соответствующую информацию в свою регистрационную карточку. Это не касается дочерних предприятий, создаваемых субъектами предпринимательства, которые попрежнему требуют регистрации.
Таким образом, можно сгруппировать документы, которые предоставляются в орган государственной регистрации:
1) учредительные документы;
- решение собственника имущества или уполномоченного им органа о создании субъекта предпринимательской деятельности. Если собственников или уполномоченных ими органов два и более, таким решением является учредительный договор;
- устав (если это необходимо для создаваемой организационной формы субъекта предпринимательства);
2) регистрационная карточка;
3) документ, подтверждающий уплату регистрационного сбора;
4) документ, удостоверяющий уплату собственником (собственниками) взноса в уставный фонд субъекта предпринимательской деятельности в размере, предусмотренном законодательными актами;
5) решение Антимонопольного комитета на создание, реорганизацию субъекта предпринимательской деятельности, если законодательными актами Украины предусмотрена необходимость такого согласия.
Перерегистрация субъектов предпринимательства производится в порядке, установленном для их регистрации. Основаниями для перерегистрации являются изменения;
1) в наименовании субъекта предпринимательства;
2) в форме собственности;
3) в организационной форме.
Важно отметить, что в случае изменения собственника (собственников) субъекта предпринимательства, если это не привело к изменению формы собственности, перерегистрация не производится.
В IV разделе Положения подробно регламентировано внесение изменений (дополнений) в учредительные документы. Установлен ряд новых обязанностей субъекта предпринимательства при изменении местонахождения (места жительства); он должен предоставить документ, который удостоверяет новое местонахождение субъекта предпринимательской деятельности, договор купли-продажи (аренды); внести соответствующие изменения в регистрационную карточку; предоставить свидетельство о государственной регистрации для внесения соответствующих изменений. Все эти обязанности должны быть выполнены в семидневный срок со дня такого изменения.
Отмена государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности - юридического лица по решению суда, арбитражного суда возможна только по трем причинам:
1) признание недействительными или противоречащими действующему законодательству учредительных документов;
2) осуществление деятельности, противоречащей учредительным документами и действующему законодательству;
3) несвоевременное уведомление субъектом предпринимательства об изменении своего местонахождения.
Отмена государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности - физического лица осуществляется органом государственной регистрации по личному заявлению предпринимателя-гражданина, а также на основании решения суда в двух случаях:
1) при осуществлении деятельности, противоречащей законодательству;
2) при несвоевременном уведомлении предпринимателем-гражданином об изменении своего постоянного или временного места жительства.
В этих случаях орган, осуществляющий государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности, не имеет права отменять собственное решение о государственной регистрации. Такие действия следует признавать не соответствующими действующему законодательству и не порождающими для субъекта предпринимательской деятельности каких-либо правовых последствий. В других случаях, когда для отмены государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности не установлен судебный порядок, решение об отмене государственной регистрации может быть признано недействительным в порядке, предусмотренном законодательством.
Необходимо отметить, что данное Положение не применяется при регистрации представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности а Украине. Их регистрацию регламентирует другой подзаконный нормативный акт Инструкция о порядке регистрации иностранных субъектов хозяйственной деятельности в Украине, утвержденная приказом Министерства внешних экономических связей и торговли Украины N 30 от 18 января 1996 года.
Субъекты предпринимательства после их государственной регистрации, обретя статус юридического лица, а также их филиалы (отделения) обязаны, помимо уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней, платить обязательные сборы в ряд целевых общегосударственных фондов. К таким фондам относятся:
- Пенсионный фонд Украины;
- Государственный фонд содействия занятости населения;
- Фонд по осуществлению мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения;
- Государственный инновационный фонд;
- Государственный фонд социального страхования.
Ставки сборов в эти фонды устанавливаются компетентными государственными органами в соответствии с нормативными актами, регламентирующими порядок их функционирования.
Следует также отметить, что о государственной регистрации субъектов предпринимательства должны быть проинформированы Госсанэпидемстанция и органы Госпожнадзора по месту нахождения субъектов предпринимательской деятельности. Данные органы, в свою очередь, должны осуществлять контроль за соблюдением субъектами предпринимательства санитарных норм и правил по соблюдению пожарной безопасности на своих объектах. Субъекты предпринимательской деятельности должны строго придерживаться предписаний, исходящих от этих государственных контролирующих структур, дабы избежать наложения штрафных санкций и закрытия или прекращения деятельности своих объектов.
