КОНСУЛЬТИРУЕТ КИЕВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ

Налоги и бухгалтерский учет в вопросах и ответах

Регулирование расчетов и оборота наличных денег

ВОПРОС: 1. Можно ли применять санкции за нарушение норм расходования наличности к представительству иностранной фирмы?

2. Какая очередность установлена для списания денежных средств по решению арбитражного суда?

3. Действуют ли в настоящее время письма ГГНИУ, регулирующие использование ЛОРО-счетов?

4. Куда следует относить оперативную курсовую разницу, возникающую в обменном пункте при купле-продаже валюты?

ОТВЕТ: 1. Согласно п.14 Инструкции "О порядке регистрации представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности в Украине", утвержденной приказом МВЭСторга Украины от 18.01.96 г. N 30 и зарегистрированной в Минюсте 24.01.96 г. N 34/1059, представительство иностранного субъекта хозяйственной деятельности не является юридическим лицом и самостоятельно не занимается коммерческой деятельностью, а во всех случаях действует от имени и по поручению иностранного субъекта хозяйственной деятельности.

Пунктом 1 Указа Президента Украины от 12.06.95 г. N 436 "О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности" с изменениями и дополнениями определено, что штрафные санкции, предусмотренные этим Указом, применяются к юридическим лицам всех форм собственности.

Таким образом, действие названного Указа на представительство не распространяется.

Вправе ли налоговая инспекция воспрепятствовать возврат ошибочно перечисленных на расчетный счет предприятия денежных средств? Могут ли оштрафовать директора и главного бухгалтера такого предприятия за отказ вернуть ошибочно перечисленные средства по вышеуказанному основанию?

Налоговым инспекциям в соответствии с п. 5 ст. 11 Закона Украины "О внесении изменений и дополнений в Закон Украины "О государственной налоговой службе в Украине" от 24.12.93 г. предоставлено право останавливать любые операции предприятий по их счетам в учреждениях банков. Возвращение ошибочно зачисленных средств на счет плательщика (предприятия) является операцией, которая осуществляется по его счету, и поэтому выполнение операции возврата является нарушением распоряжения налоговой инспекции. Что касается контроля за исполнением ст.6 Указа Президента N 227/95, то, как подчеркивают разъяснения Нацбанка Украины (опубликованные в газете "Урядовий кур'єр" N 75 от 23.05.95 г.), взыскание с руководителя и главного бухгалтера предприятия в размере двух необлагаемых налогом минимумов зарплаты осуществляется непосредственно только налоговой инспекцией.

2. Что касается порядка и очередности списания банками платежей (в т.ч. по решению судов и арбитражных судов), то во исполнение Указов Президента Украины от 16.08.95 г. N 751 "О внесении изменений в Указ Президента Украины от 14.03.95 г. N 227 "О мерах по нормализации платежной дисциплины в народном хозяйстве Украины" и от 05.04.96 г. N 243 "О мерах по стабилизации финансового положения предприятий" Кабинет Министров Украины и Национальный банк Украины приняли решение от 18.04.96 г. N 67-1004/98 и N 12-214/337 "Об очередности платежей", согласно которому банки выполняют поручения предприятий, организаций и учреждений в следующей очередности:

1. Платежи на нужды предприятия угледобывающим и горнорудным предприятиям в размере 25 процентов, другим - 15 процентов от поступлений на расчетный счет за предыдущий месяц.

2. Платежи в бюджет сумм налогов, сборов, других обязательных платежей и взносов в государственные целевые фонды, а также распоряжения органов, имеющих право на бесспорное взыскание не внесенных в срок платежей и сумм начисленных финансовых санкций.

3. Платежи по бесспорному взысканию и безакцептному списанию средств в случаях, предусмотренных действующим законодательством Украины - по решению судов и арбитражных судов.

3. В письма Главной государственной налоговой инспекции Украины от 21.06.95 г. N 22-113/11-27 "О расчетах в украинских карбованцах" и от 30.08.95 г. N 22-113/11-4062 "Об украинских карбованцах на ЛОРО-счетах нерезидентов в украинских банках" не вносились изменения, они действуют и в данный момент.

4. Порядок работы обменных пунктов уполномоченных банков с одновременным выполнением функций приписной кассы регулируется одноименным Порядком, утвержденным постановлением Правления Нацбанка Украины от 01.09.95 г. N 287.

Этим Порядком по схемам бухгалтерских проводок в процессе работы обменной кассы банка не предусмотрено при продаже иностранной валюты применение счета 970 - расходы при покупке наличностью иностранной валюты с отклонением от официального курса (курсовая разница).

Таким образом, эти расходы следует оплачивать за счет личных фондов.

Обязательные платежи и отчисления, местные налоги

ВОПРОС: 1. Кто является плательщиком сбора на дорожные работы и какими документами этот сбор регламентируется?

2. Предприятие включило в свое название слово "Киев" и теперь с него требуют плату за использование местной символики. Законно ли это?

3. Арендное предприятие выделяет часть своих средств работникам для обеспечения их участия в приватизации этого же предприятия. За счет каких источников может осуществляться такое финансирование и какие обязательные отчисления при этом необходимо сделать?

4. Подлежит ли обложению налогом на прибыль сумма дооценки, полученная от переоценки остатков товаров в магазине? Что является основанием для такой переоценки?

ОТВЕТ: 1. Под налогом, сбором, другим обязательным платежом в бюджеты и взносом в государственные целевые фонды в соответствии со ст. 2 Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Украины "О системе налогообложения" от 02.02.94 г. понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или государственный целевой фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, которые определяются законодательными актами Украины.

Сбор на дорожные работы предусмотрен Законом от 17.11.92 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Украины "Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины", введенного действие Постановлением Верховного Совета Украины от 17.11.92 г. с 1 января 1993 года.

", введенного действие Постановлением Верховного Совета Украины от 17.11.92 г. с 1 января 1993 года.

Отчисления и сборы на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог включены в перечень общегосударственных налогов и других обязательных платежей (пп."п" п.1 ст.14 вышеупомянутого Закона от 02.02.94 г.).

Сбор на дорожные работы взимается предприятиями, организациями, объединениями и предпринимателями, реализующими топливно-смазочные материалы, и перечисляется дорожным организациям (п.6 вышеприведенного Закона от 17.11.92 г.).

Плательщики налогов и других обязательных платежей обязаны уплачивать надлежащие суммы налогов и других обязательных платежей в установленные законодательством сроки.

Обязанность юридического лица по уплате налога или другого обязательного платежа прекращается с уплатой налога (платежа) или его отменой (статья 9 Закона Украины N 3905-XII от 02.02.94 г.).

2. Согласно решению Киевского городского Совета от 15.02.94 г. N 7 "О введении сбора за право на использование символики г. Киева" и распоряжению Киевской городской госадминистрации от 09.04.96 г. N 514, которым внесены изменения и дополнения в вышеуказанное решение, плательщиками сбора являются юридические лица, которые в установленном порядке занимаются предпринимательской деятельностью и используют символику г. Киева с коммерческой целью (в названиях предприятий, товарных знаках, при предоставлении услуг).

Учитывая, что вышеуказанное предприятие осуществляет коммерческую деятельность, используя в своем названии слово "Киев", которое отнесено к местной символике согласно перечню, оно должно получить разрешение на использование такой символики в управлении по охране памяток культуры и исторической среды. Уплата сбора за право на использование символики г. Киева осуществляется в размере 0.1% от стоимости предоставленных услуг (валового дохода) ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, с отнесением на издержки обращения.

3. При определении выплат, которые относятся в фонд оплаты труда и фонд потребления, нужно пользоваться Инструкцией по статистике заработной платы, утвержденной приказом Минстата Украины от 11.12.95 г. N 323. Так как согласно п. 2.42 указанной Инструкции средства, направленные на выкуп имущества предприятия членами трудового коллектива за счет средств предприятия с момента их персонификации, входят в состав фонда оплаты труда, то на эти средства должны начисляться отчисления в Фонд Чернобыля (12%) и в Фонд занятости. Необходимо указать, что все эти отчисления должны осуществляться за счет чистой прибыли (сч. 81) в связи с тем, что вышеуказанные средства не входят в перечень расходов на выплату основной и дополнительной заработной платы согласно приложению N 10 к Правилам применения Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий".

Что касается использования персонифицированной прибыли предприятия, то оно осуществляется по решению трудового коллектива с чистой прибыли, остающейся в распоряжении предпринятая после уплаты налогов.

4. В соответствии с пунктом 3.2 Закона Украины от 28.12.94 г. "О налогообложении прибыли предприятий" суммы дооценок, полученные от переоценки остатков товарно-материальных ценностей, которые осуществляются плательщиками налога самостоятельно, исходя из ежемесячного официального индекса инфляции или по решениям Кабинета Министров Украины, направленных на пополнение личных оборотных средств, не считаются прибылью и не облагаются налогом на прибыль. На сегодняшний день порядок проведения дооценки остатков товарно-материальных ценностей, исходя из ежемесячного официального индекса инфляции, не разработан Кабинетом Министров Украины, поэтому при проведении ее суммы дооценки считаются прибылью и облагаются налогом на общих основаниях. Поскольку указанная методика не утверждена, то и сроки ее проведения также официально не установлены. Что касается оснований для проведения дооценки товарноматериальных ценностей сообщаем, таким основанием является Постановление Кабинета Министров Украины от 19.04.93 г. N 279 "О нормативах запасов товарно-материальных ценностей государственных предприятий и организаций и источниках их возмещения".

Согласно пункту 2 этого Постановления предприятиями организациям всех форм собственности разрешено проводить переоценку остатков товарно-материальных ценностей на начало каждого месяца при условии изменения цены на производственные и другие запасы товаров и материалов с направлением суммы дооценки, полученной от реализации готовой продукции, на пополнение своих оборотных средств. Порядок проведения дооценки остатков товарно-материальных ценностей разработан на основании этого Постановления и утвержден Министерством экономики Украины и Министерством финансов Украины от 31 .05 .93 г. соответственно N 37/20/248 и N 07-104 с внесенными дополнениями от 09.08.93 г. N 37-20/417 и N 07-104 и 25.07.94 г. N 90/63.

Этот порядок полностью отвечает Постановлению за исключением слов "а также по мере их поступления" последнего абзаца дополнений от 09.08.93 г. N 37-20/417 и N 07-104. Согласно разъяснениям ГГНИ Украины от 19.12.95 г. N 14-211/10-6131 этот абзац противоречит пункту 2 Постановления.

Исходя из этого, датой проведения дооценок товарно-материальных ценностей по указанному Порядку является начало каждого месяца.

ВОПРОС: 1. Предприятие содержит на своем балансе за счет прибыли детский сад и ЖКО. Должно ли предприятие при начислении отчислений в Фонд Чернобыля учитывать фонд оплаты труда непроизводственного персонала?

2. Общество с ограниченной ответственностью финансируется за счет инновационного фонда. Должно ли оно уплачивать 12% в Чернобыльский фонд?

3. Собственники приватизированных квартир возмещают стоимость эксплуатационных расходов жилищно-эксплуатационным конторам. Облагаются ли эти средства налогом на добавленную стоимость?

4. Всвязи с проводимой индексацией основных средств в 1996 г. для начисления амортизации проиндексированных основных средств введены корректирующие коэффициенты согласно Порядку проведения индексации от 29.05.96 г. Нужно ли учитывать эти коэффициенты при начислении амортизации на новые основные средства, купленные после проведения индексации?

ОТВЕТ: 1. В соответствии с Положением о порядке поступления и использования средств Фонда для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения, утвержденным Минчернобыля Украины и Минфином Украины от 02.12.94 г. N 184/121 (пп."ж" п.1.3), от уплаты отчислений в Фонд освобождаются социально-культурные учреждения, которые содержатся за счет прибыли организаций, на балансе которых они находятся. Детский сад относится к социально-культурным учреждениям, поэтому на фонд заработной платы работников детсада отчисления 12% не производятся.

2. Положением о порядке поступления и использования средств Фонда для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльский катастрофы и социальной защите населения, утвержденным Минчернобыля Украины и Минфином Украины от 02.12.94 г. N 184/121 и зарегистрированным в Минюсте Украины 04.12.94 г. N 300/510, предусмотрено, что плательщиками отчислений в этот Фонд являются предприятия и хозяйственные организации, независимо от их подчиненности, которые осуществляют хозяйственную, предпринимательскую или иную коммерческую деятельность.

Таким образом, если общество с ограниченной ответственностью осуществляет такую деятельность, то отчисления в Фонд производятся от расходов на оплату труда работающих независимо от источников финансирования предприятия.

Являются ли прибылью, подлежащей налогообложению, суммы, полученные жилищно-строительными кооперативами в результате размещения средств граждан - членов кооператива на депозитных счетах банков? Жилищное строительство еще не начато, идет период привлечения средств граждан.

В соответствии с Правилами применения Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий", утвержденными Верховным Советом Украины от 27.06.95 г. N 247/95-ВР, к объекту налогообложения относится прибыль, полученная от размещения на депозитных счетах банков временно свободных средств. Поэтому суммы, полученные жилищно-строительными кооперативами в результате размещения средств кооператива на депозитных счетах банков, подлежат налогообложению на общих основаниях.

Акционерное общество создало дочернее предприятие, передало ему имущество и определило порошок использования прибыли. Облагается ли прибылью, перечисляемая акционерному обществу, налогом или она является прибыль от владения корпоративным правом и в соответствии с Законом Украины от 28.12.94 г. "О налогообложении прибыли предприятий" налогом не облагается?

В соответствии с п.1.10 ст. 1 указанного Закона корпоративные права - это "права собственности на долю (пай) в уставном фонде юридического лица, созданного в соответствии с законодательством о хозяйственных обществах, включая право на управление и получение соответствующей части прибыли такого юридического лица".

Пунктом 3.1.1 Закона предусмотрено, что объектом налогообложения является балансовая прибыль плательщика налога, увеличенная на сумму средств, включая валютные ценности, стоимость материальных ценностей и нематериальных активов, включая корпоративные права и ценные бумаги, полученные плательщиком налога от других субъектов предпринимательской деятельности на собственные нужды бесплатно или в виде безвозмездной финансовой помощи или не учтенной на счете реализации.

Если же дочернее предприятие создано в соответствии с Законом Украины от 07.02.91 г. N 698-XII "О предпринимательстве" как филиал или представительство и не является по отношению к головному предприятию другим субъектом предпринимательской деятельности, то перечисляемые им средства из чистой прибыли после расчетов с бюджетом не увеличивают балансовую прибыль для целей налогообложения головного предприятия.

Каков порядок уплаты налога на добавленную стоимость при реализации товаров резидентами нерезидентам за валюту на условиях "франко-завод" (без предъявления грузовой таможенной декларации)?

В соответствии с п.31 ст.5 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утвержденной приказом ГГНИ Украины от 10.02.93 г. N 3, экспорт товаров (работ, услуг) освобождается от налога на добавленную стоимость. Подтверждением экспорта товаров является грузовая таможенная декларация.

Если реализация товаров (работ, услуг) осуществляется на условиях "франко-завод", т.е. без оформления грузовой таможенной декларации, то льгот в этом случае не будет. Если оплата за товар (работы, услуги) при расчетах покупателя и поставщика на условиях "франко-завод" осуществляется в иностранной валюте, то налог на добавленную стоимость не уплачивается, т.к. обороты по реализации товаров за иностранную валюту не являются объектом налогообложения (п.4 ст.3 указанной Инструкции).

3. Да, облагаются. Статьей 5 Декрета Кабинета Министров Украины "О налоге на добавленную стоимость" стоимость возмещенных собственниками приватизированных квартир эксплуатационных расходов (квартирная плата) не освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость. Жилищно-эксплуатационные конторы учитывают налог на добавленную стоимость от стоимости возмещенных собственниками квартир эксплуатационных расходов по кредиту счета N 68 "Расчеты с бюджетом" и уплачивают в бюджет надлежащую сумму налога.

У многих сотрудников нашей фирмы есть личные автомобили. Естественно, что они эксплуатируются и в интересах фирмы. Мы покупаем бензин, запасные части к ним за безналичный и наличный расчет. В последнем случае берем копию чека. Также оплачиваем охрану и стоянку автомашин. Все расходы, связанные с вышеперечисленным, налоговая инспекция требует проводить за счет прибыли. Прошу ответить: при каких условиях все расходы мы можем отнести на себестоимость (вести путевые листы, заключить договор аренды, перерегистрировать автомобили на фирму).

Законом Украины от 28.12.94 г. "О налогообложении прибыли предприятий" определено понятие арендной операции. Это такая хозяйственная операция субъекта предпринимательской деятельности (арендодателя), которая предусматривает передачу права пользования ценностями другому субъекту предпринимательской деятельности (арендатору) на платной основе и на определенный срок.

В соответствии с Правилами применения Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий", утвержденными Постановлением Верховного Совета Украины от 27.06.95 г. N 247/95-ВР, на себестоимость продукции относится сумма начисленных арендодателем амортизационных отчислений на предоставленные в аренду основные фонды и вознаграждение за пользование ими.

В случае, если автомобили состоят на балансе предприятия, то затраты по их использованию, связанные с управлением производством, относятся на себестоимость продукции (пп. "е" п.21 указанных Правил).

Отнесение затрат по эксплуатации личных автомобилей работников предприятия на себестоимость продукции действующим законодательством не предусмотрено.

4. Постановлением Кабинета Министров Украины от 16.05.96 г. N 523 "О проведении индексации балансовой стоимости основных фондов и определении размеров амортизационных отчислений на полное их восстановление в 1996-1997 годах" определено, что индексации подлежат основные фонды, находящиеся на балансе предприятий, учреждений и организаций по состоянию на 1 апреля 1996 года.

Амортизационные отчисления по основным фондам от их проиндексированной балансовой стоимости начисляются по действующим нормам амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов с применением в 1996-1997 годах корректирующих коэффициентов.

По основным средствам, приобретенным после проведения индексации, амортизационные отчисления проводятся с применением коэффициентов.

Е. БОНДАРЬ,
главный государственный ревизор-инспектор

Е. БОЙКО,
заместитель начальника налоговой инспекции по г.Киеву