Документ втратив чиннiсть!

АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОМИТЕТ УКРАИНЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 10 марта 1994 г. N 1-р
г. Киев

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции Украины
28 марта 1994 г. N48/257

(Распоряжение утратило силу на основании Распоряжения
Антимонопольного комитета Украины
N 247-р от 14.07.20
09)

Об утверждении Методики определения монопольного
положения предпринимателей на рынке

1. В соответствии с абзацем шестым статьи 1 Закона Украины "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности" абзацем вторым статьи 8 Закона Украины "Об Антимонопольном комитете Украины" утвердить Методику определения монопольного положения предпринимателей на рынке, которая прилагается.

2. Признать утратившей силу Методику анализа уровней монополизации рынков товаров от 27.04.93 N24-3/6, утвержденную Министерством экономики, Министерством статистики и Антимонопольным комитетом.

Председатель О.ЗАВАДА

Согласовано
Заместитель министра экономики Л.Павликовсая
Заместитель министра статистики О.Жук

Утверждено
распоряжением Антимонопольного комитета
Украины от 10 марта 1994 г. N1-р

Методика определения монопольного
положения предпринимателей на рынке

I. Общие положения

1. Методика определения монопольного положения предпринимателей на рынке (далее - Методика) разработана в соответствии с Законом Украины Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности" и "Об Антимонопольном комитете".

2. Методика устанавливает порядок определения монопольного положения предпринимателей на рынке и предназначена для анализа уровней монополизации как общегосударственного, так и региональных рынков.

Объектами анализа для определения монопольного положения являются:

предприниматели;

группа предпринимателей - при наличии соглашений и согласованных действий, которые устраняют конкуренцию между ними, а также в случаях, когда один из них осуществляет контроль за предпринимательской деятельностью других благодаря владению из активами, праву использовать все эти активы или их часть или иным правам и соглашениям, обеспечивающим решающее влияние на формирование и решение органов управления предпринимателей. При этом указанная группа рассматривается как один предприниматель.

3. Целью определения монопольного положения предпринимателей на рынке является получение информации для принятия решений по вопросам демонополизации экономики, антимонопольного регулирования и контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, защиты интересов предпринимателей и потребителей от его нарушений.

4. Для целей этой Методики употребляются термины:

товарные границы рынка - группа взаимозаменяемых товаров (товаров одной потребительской стоимости), в пределах которой потребитель может перейти от потребления одного товара к потреблению другого;

территориальные границы рынка - регион со сферой взаимоотношений купли-продажи товара (группы товаров в пределах одного товарного рынка), который может быть территорией одного государства, области, района, города и др. или их частью;

общегосударственный рынок - рынок в пределах территории страны;

региональный рынок - рынок, в пределах территории области, района, города и др. или какой-нибудь иной части территории страны;

Иные термины употребляются в соответствии со статьей 1 Закона Украины "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности" и Государственной программой демонополизации экономики и развития конкуренции, одобренной Постановлением Верховного Совета Украины от 21 декабря 1993 года N 3757-XII.

II. Последовательность определения монопольного положения
предпринимателя на рынке

Для определения монопольного положения предпринимателя на рынке:

составляется перечень товаров, по которым определяется монопольное положение предпринимателя, а также перечень их потребителей;

устанавливается промежуток времени, на протяжении которого определяется монопольное положение предпринимателя (как правило за год);

определяются товарные границы рынка отдельно для каждого из указанных товаров в соответствии с разделом III Методики;

определяются территориальные границы рынка в соответствии с разделом IV Методики;

составляется перечень предпринимателей (конкурентов), поставляющих указанные товары на соответствующие рынки;

составляется перечень предпринимателей, доля которых на рынке определенного товара превышает 35 процентов, в соответствии с разделом V Методики.

III. Определение товарных границ рынка

Товарные границы рынка определяются путем формирования группы взаимозаменяемых товаров. При этом учитывается позиция потребителей относительно следующих признаков товаров:

аналогичность назначения, потребительских свойств, условий использования и др.;

сходство физических свойств и характеристик, качественных показаьелей и др.;

наличие общей группы потребителей товара;

отсутствие существенной разницы в ценах.

В процессе определения товарных границ рынка предварительно определенная группа взаимозаменяемых товаров может быть разделена на несколько подгрупп или присоединена к другой группе.

IV. Определение территориальных границ рынка

Территориальные границы рынка определенного товара определяется путем установления минимальной территории, за пределами которой, с точки зрения потребителя, приобретение товаров, принадлежащих к группе взаимозаменяемых товаров, является невозможным или нецелесообразным. При этом учитываются:

физические и технические характеристики товара;

технологические связи между производителями и потребителями;

возможности технологического, гарантийного, абонентского обслуживания товара;

соотношение цен;

транспортные расходы, включая особенности товара, которые усложняют его транспортировку на большие расстояния;

наличие складских помещений, удобств выполнения погрузочно- разгрузочных работ;

наличие торговой марки;

административные барьеры по ввозу и вывозу товаров;

месторасположение специфических групп потребителей и др.

V. Порядок расчета доли предпринимателя на рынке

1. Для определения доли предпринимателя на рынке определенного товара используются обозначения:

і - наименование товара;

j - наименование предпринимателя, осуществляющего производство и поставку і-того товара на рынок (j=1,2...n), или его вывоз за пределы общегосударственного рынка;

Орт(і) - объем рынка товара і-го наименования;

О(і,j) - объем поступления товара і-го наименования на рынок от j-го предпринимателя.

2. Объем рынка товара отдельно по каждому наименованию товара вычисляется по формуле:

n n
____ ____
\ \
Орт = > О (і,j) = > [ Ов(і,j) - Ое (і,j) + Оі (і,j)], (1)
/___ /___
j=1 j=1
 

где Ов(і,j), Ое(і,j) - соответственно объемы произвоства, экспорта и импорта і-го товара j-го предпринимателя в пределах общегосударственного рынка. Относительно региональных рынков, а также в случае отсутствия данных по экспорту (импорту) товара, объем рынка товара исчисляется без их учета.

Для оценки объема рынка товара используются следующие показатели:

объем рынка товара в натуральном выражении;

объем рынка товара в стоимостном выражении.

В большинстве случаев применяются натуральные показатели, что позволяет избежать необходимости учета уровней инфляции за анализируемый период. Стоимостные показатели используются в случаях, когда использование натуральных показателей не дает возможности определить рынки укрупненных групп товаров, которые являются взаимозаменяемыми.

3. Доля предпринимателя на рынке определенного товара Ч(і,j) исчисляется по формуле:

О(і,j)
Ч(і,j) = ---------
О(і,j) . (2)

В соответствии с абзацем седьмым статьи 1 Закона Украины "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности" монопольным признается положение предпринимателя, доля которого на рынке определенного товара превышает 35 процентов.

4. Монопольным может быть также признано положение предпринимателя, доля которого на рынке определенного товара составляет 35 и менее процентов, если Антимонопольным комитетом Украины установлено наличие у него рыночной власти.

Признаками рыночной власти являются:

способность предпринимателя, который не является единственным производителем (поставщиком) соответствующего товара, диктовать свои условия при продаже товара, заключении договора о поставках, навязывать потребителю невыгодные условия;

способность предпринимателя путем монополизации рынка поставки производственныз ресурсов ограничивать конкуренцию, вытеснять с рынка других предпринимателей, производящих соответствующие товары с применением этих производственных ресурсов, или создавать барьеры вступлению на рынок;

способность предпринимателя сокращать или ограничивать выпуск товаров и поставку их на рынок сбыта с целью получения односторонней выгоды при купле или продаже товаров, при заключении договоров и соглашений о поставке товаров, а другие предприниматели, которые являются его конкурентами, не способны компенсировать созданный дефицит товаров;

способность предпринимателя повышать цены на товары и поддерживать их на уровне, превышающем уровень, обусловленный конкуренцией на рынке.

5. При определении монопольного положения предпринимателя на рынке используются:

действующая статистическая отчетность по установленным формам - для определения объемов производства и экспорта (импорта);

Форма N1 (монополия) - в случае, когда товар не вошел в установленную Минстатом товарную номенклатуру, которая базируется на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров;

информация относительно положения предпринимателя на рынке, полученная от Государственного таможенного комитета, других центральных органов государственной исполнительной власти, местных государственных администраций, органов местного и регионального самоуправления, предпринимателей, общественных организаций, других юридических и физических лиц;

Результаты рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства и выполнении других полномочий Антимонопольного комитета Украины.

Согласовано:

Ведущий специалист А.Береза
17.03.94